храм спаса нерукотворного каблуково

Храм спаса нерукотворного каблуково

Адрес: Московская обл., Щелковский р-н, с. Каблуково

Проезд из Москвы: С Ярославского вокзала до ст. «Щелково», далее авт. 35, 37, 39 на Каблуково.

В XV-XVI веках село Каблуково было вотчиной бояр Топорковых, которые содержали близ села на реке Воре Ильинский монастырь. Одного из Топорковых, жившего в середине XV века, прозвали «клобуком». От него, Федора Клобука Топоркова, и пошла фамилия и название села – Клобуково. В Писцовой книге можно прочесть о том, что в 1586 году «Московскаго уезда в Шеренском и Отъезжем стане находилось сельцо Клементьево, на речке Воре, старая вотчина Григория Иванова Клобукова; а ныне село Клобуково-Спасское Богородскаго уезда». (Писцов, кн. 257, л. 738 об.) Таким название оставалось до XX века, а потом было переиначено в Каблуково.

Духовное окормление жителей Клобуково долгое время осуществляли священники Спасской церкви соседнего села Литвиново, в течение длительного времени принадлежавшего Богоявленскому монастырю. Первая деревянная церковь в самом Клобуково была построена в 1702 году тщанием владельца села Алексея Ивановича Дашкова. Она также получила наименование Спасской.

В книге Патриаршего казенного приказа написано, что 2 февраля 1702 года диакону Ивану Аврамову был выдан по благословенной грамоте «антиминс Большаго Успенскаго собора» «ко дню освящения новопостроенной Спасской церкви» (Патр. прик. кн. 138, л. 213).

Однако через два года, в 1704 году, храм сгорел, а на его месте был построен новый. 28 марта 1710 года «под расписку попа Романа Васильева» был выдан антиминс в новопостроенную Спасскую церковь.

Шло время, ветшала деревянная Спасская церковь, было решено построить новую Спасскую церковь. Образ Спаса Нерукотворного на полотне особо почитался фабрикантами-полотнянщиками Гончаровыми. В 1786 году Спасская церковь в Клобукове была построена, и в этом же году освящена. Прошло два года после смерти первого владельца селом А.А. Гончарова, который умер 24 января 1784 года, его поминали как храмоздателя все долгие годы существования церкви.

В 1823 году было подано прошение о разрешении перестройки Спасской церкви. Церковь была серьезно перестроена и улучшена. Такой достояла она до 1930-х годов. Сохранилась краткая опись храма от 1924 года – в ней упомянута храмовая икона Спаса Нерукотворенного Образа и редкая Корсунская икона Божией Матери, пропавшая в советское время.

Прихожане особо чтут память настоятеля храма, священника Николая Фивейского. Он родился в 1895-м году, более сорока лет, с 1897-го по 1939 год, окормлял жителей Воря-Богородского, Литвиново и Каблуково и остался в памяти поколений как добрый пастырь. Отец Николай Фивейский много претерпел от советской власти в годы оголтелого богоборчества. Не раз он был арестован, его пытались запугать и заставить закрыть храм. Он стойко вынес испытания, но власть оказалась сильнее, и храм был закрыт в 1939 году. Уголовное преследование членов Церковного совета продолжалось до 1942 года. В те же годы гонений был арестован член Церковного совета крестьянин Александр Иванович Халуев (1895-1930), его судьба до сих пор неизвестна [ГАРФ, дело П-75576].

Церковное здание перешло в ведение могущественного райпотребсоюза как склад, и потому не сразу подверглось разрушению. Но ко времени возвращения церкви прихожанам от нее остались одни стены.

В 1993 году настоятелем храма был назначен священник Сергий Дубинин. В старом здании церковно-приходской школы была оборудована молельная комната и началась нелегкая работа по восстановлению храма.

Первую Литургию отслужили 1 июня 1995 года в молельной комнате. А 21 июля, на день памяти Казанской иконы Божией Матери, провели первый молебен и в стенах самой Спасской церкви, уже немного очищенной от мусора. Но до полного восстановления храма было еще очень далеко.

2 августа 2000 года заложили фундамент деревянного храма во имя святого Ильи Пророка. 10 ноября 2002 года он был освящен благочинным церквей Щелковского округа протоиереем Сергием Решетняком.

15 февраля 2005 г. были установлены семь колоколов, на которые велся сбор средств в течение почти пяти лет.

Все краше становится облик старинного каблуковского храма, все больше прихожан приходит и приезжает сюда из ближних и дальних мест.

Источник

Каблуково. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Спасская церковь

Приписные храмы:

Карта и ближайшие объекты

храм спаса нерукотворного каблуково

Статьи

С 1746 года селом Каблуково-Спасское владел коллежский асессор Афанасий Абрамович Гончаров – прапрадед Натальи Николаевны Гончаровой, будущей жены А.С. Пушкина. Церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа выстроена на его средства в 1780-85 годах в запоздалых для своего времени формах барокко. Храм типа «восьмерик на четверике» до расширения его в конце XIX века имел выраженную продольно-осевую композицию. Алтарному выступу отвечал равновеликий западный притвор, вплотную к которому поставлена двухъярусная колокольня с резонатором звона. Подобная объемно-плановая структура, восходящая к рубежу XVII-XVIII вв., очень характерна для подмосковных церквей эпохи барокко. При расширении здания в стенах четверика и притвора пробиты широкие арочные проемы, уничтожившие их архитектурную обработку. Первоначальные формы убранства – крепованные на углах пилястры, филенки, мелкопрофилированные карнизы и плоские наличники криволинейных очертаний – сохранились на восьмерике и апсиде храма. В 1941 году церковь закрыта, возвращена верующим в 1995 году.

Каменная церковь Нерукотворного Образа Спаса была построена в 1780-1785 гг. вместо деревянного храма 1702 г. Храмоздателем был коллежский асессор Афанасий Абрамович Гончаров- прапрадед Натальи Николаевны Гончаровой, жены А.С. Пушкина. Церковь типа «восьмерик на четверике» с трехъхярусной колокольней выстроена в традициях позднего плоскостного барокко. В 1869 г. помещиком С.А.Дорошевичем храм был значительно расширен. В 1941 г. церковь была закрыта, к 1980-м заброшена. Утрачена историческая внутренняя отделка. С 1993 г. церковь была возвращена верующим и восстанавливается. 23 ноября 2002 г. в Спасскую церковь с. Каблуково крестным ходом был перенесен Образ Спаса Нерукотворного, который с 1941 по 2002 гг. находился в Никольском храме с.Гребнева и почитается прихожанами как чудотворный.

«Подмосковье. Монастыри Храмы Источники». М., УКИНО «Духовное преображение», 2008 г.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа по адресу: Щелковский район, с. Каблуково, является объектом культурного наследия регионального значения (ранее памятником истории и культуры местного значения) (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение № 2).

Современный адрес: с/п Огудневское, д.Каблуково.

Кирилл Аминов, 22 мая 2015 г.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №269, 2017 г.

Существовавшая ранее церковь Спаса Нерукотворенного образа в селе Спасском-Клобукове (Каблукове).

2 февраля 1702 г., по благословенной грамоте, ко дню освящения новопостроенной Спасской церкви выдан антиминс Большого Успенского собора диакону Ивану Аврамову. Спасская церковь в приходных книгах казенного приказа с 1703 г. по 1740 г. писалась: «в вотчине Алексея Ивановича Дашкова, в селе Спасском, Клобуково тож». В 1704 г. деревянная Спасская церковь сгорела и на месте оной была построена новая церковь. 28 марта 1710 г. выдан антиминс, по благословенной грамоте, в Московский уезд, в село Зорино, Клобуково тож, в новопостроенную церковь во имя Спаса Нерукотворенного образа под «росписку попа Романа Васильева».

В 1586 г. Московского уезда в Шеренском и Отъезжем стане находилось сельцо Клементьево, на речке Воре, старая вотчина Григория Ивановича Клобукова. В 1623 г. по писцовым книгам значится «за Иваном Леонтьевичем Льговским в вотчине по рядной записи полсельца Клементьева, а в нем двор вотчинников с деловыми людьми», а другая половина того же сельца с двором вотчинниковым была во владении И. Н. Бестужева.

После жены И. Л. Льговского Татьяны проданная ее вотчина в 1637 г. досталась родному брату ее Прокофию Кетеву; в 1644 г. его вдова Пелагея с детьми Леонтием и Львом Кетевыми продала М. Т. Лихачеву, по смерти которого мать его вдова Ирина Тимофеевна в 1648 г. отдала половину сельца Клементьева, получившего придаточное название «Клобуково» по фамилии бывшего владельца, в приданое дочери своей Матрене при выходе ее замуж за Василия Дашкова, а от него перешло в 1693 г. к его сыну Ивану большому Дашкову.

В 1702 – 20 гг. владел селом Алексей Иванович Дашков – строитель храма. Другая же половина сельца Клементьева, Клобуково тож, принадлежавшая И. Н. Бестужеву, в иноках старцу Иоасафу, после его смерти продана его душеприказчиками в 1654 г. дьяку Василию Брехову. В 1688 г. у него куплено Федором Зыковым и продано в 1691 г. Ивану большому Дашкову.

В 1746 г. жена Ефима Мясоедова Ирина Алексеевна село Спасское, Клобуково тож, доставшееся ей после деда Ивана большого Васильевича и родного ее брата Александра Дашковых, продала Афанасию Абрамовичу Гончарову и за ним утверждено определением Вотчинной коллегии в 1758 г.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.

Источник

Церковь во имя образа Спаса Нерукотворного в с. Каблуково

храм спаса нерукотворного каблуково

Совсем рядом с нашим городом, 10км по бетонке в сторону Щелково, село Каблуково (быв. Клобуково- Спасское).

Над Ворей красавец-храм во имя Спаса Нерукотворного. Строителем и попечителем храма с 1780г. был прапрадед Наталии Николаевны Гончаровой, жены А.С. Пушкина. По его кончине,- род Гончаровых.

Афанасий Абрамович Гончаров вышел из крепостных крестьян и стал богатейшим человеком России. Верующий человек, он хорошо понимал крестьянский общинно-приходской уклад. Поэтому он строил храмы в своих имениях ( и под Калугой и в Москве).

В 1918г. в Богородске расстреляли настоятеля Богоявленского собора о.Константина Голубева. С 1923 г. сельсоветы составили списки лишенных избирательных прав. Туда вошли и все священно и церковно служители. Они не имели права покупать в сельских советских магазинах потребительской кооперации. Их детям запрещено было получать среднее специальное и высшее образование.

В 1939 власти закрыли храм. Уголовное преследование членов Церковного совета продолжалось до1942 г., решено: «за давностью лет и за немощностью многих, лежащих в постелях» дело прекратить.

Еще живы люди, помнящие батюшку, его нелегкую исповедническую жизнь. Умер в 1943 г. Все его девять детей выросли прекрасными людьми, почти все заслуженные педагоги.

«Поминайте наставников ваших»- Евангелие.

В 1921 году наступил голод, особенно в Поволжье. Тогда же был создан патриархом Тихоном Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим и во всех храмах начались сборы денег. «Но подобная церковная организация была признана Советским Правительством излишней, и все собранные денежные суммы были потребованы к сдаче (и сданы) правительственному комитету.» (Послание Патриарха Тихона от 15. 02. 22.)

Патриарх Тихон: «желая усилить возможную помощь вымирающему от голода населению Поволжья, (мы) нашли возможность разрешить церковно-приходским советам и общинам жертвовать на нужды голодающим драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления» (Воззвание от 13/26 февраля 1922 года).

Такие добровольные пожертвования Церкви поднимали её авторитет в глазах народа. Это противоречило новой власти и тогда Церковь обвинили в нежелании помочь голодающим. Было объявлено насильственное изъятие её ценностей. Из секретного письма членам Политбюро, Ленин: « для нас, именно в данный момент представляет из себя не только исключительно приятный, но и вообще единственный момент когда мы можем 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем провести изъятие церковных ценностей.»

В письме давалось конкретное указание к действиям (19 марта 1922, письмо Молотову «Известия ЦК КПСС», 1990 №4): «Чем большее число представителей реакционного духовенства… удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

28 марта 1922 года в «Известиях» был опубликован «список врагов народа», куда попала лучшая часть российского духовенства. Первым в этом списке был указан Патриарх Тихон, а вслед за ним епископы и священники.

На конец 1922 года было расстреляно по суду 2601 человек из белого духовенства, 1962 – монашествующих, 1447 монахинь и послушниц (Польский, т. 1, с. 214).

храм спаса нерукотворного каблуково

храм спаса нерукотворного каблуково

Репрессии продолжались и после окончания компании по изъятию церковных ценностей.

Продолжался процесс массового закрытия храмов. К концу 1924 года в тюрьмах, лагерях и ссылках находилось 66 епископов, в 1927 году – 117 ( Регельсон. Трагедия Русской Церкви. Париж, 1977, с.574).

храм спаса нерукотворного каблуковоВ конце 20-х – начале 30-х годов одновременно с коллективизацией и раскулачиванием под лозунгом «Долой кулака и его пособника – попа», началось искоренение Церкви в деревне, где влияние её было особенно сильно. Повсеместно проводился планомерный разгром сельских приходов.храм спаса нерукотворного каблуково

8 апреля 1929 г. было издано Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях», по которому устанавливалась процедура регистрации религиозных обществ, запрещалось преподавание религии где бы то ни было, кроме специальных духовных учебных заведений…

В 1930 г. был повсеместно запрещен колокольный звон.

храм спаса нерукотворного каблуково

С сер. зо-х –« безбожная пятилетка »– усиление репрессий, массовые расстрелы духовенства и активных мирян.

От массовых репрессий 30-х гг. пострадали десятки тысяч священнослужителей, миллионы православных мирян по сфабрикованным фантастическим обвинениям в шпионаже, бандитизме и террористических актах.

Несмотря на столь ожесточенную борьбу за искоренение веры, всенародная перепись населения 1937 г. показала, что доля верующего населения в стране достаточно велика: 2/3 – сельского населения и 1/3 – городского.

Новая волна гонений наблюдается на рубеже 50-60 гг.

храм спаса нерукотворного каблуково16 марта 1961 г. вышла Инструкция по применению законодательства о культах. В ней, в частности, запрещалось совершать крестные ходы без особого разрешения исполкомов, служить панихиды на кладбищах, отправлять требы на дому.Предприняты меры против паломничества.

Предусматривалось изъятие у Церкви зданий, если они необходимы для государственных и общественных нужд. По всей стране происходили варварские разрушения церквей.

История прекрасно выявила один закон: любая власть, подписывающая эдикт о гонениях на Христа, по существу подписывала сама себе приговор. Кровь мучеников становилась семенем для возрастания новых христиан.

Врата адовы не одолеют Церкви Христовой ( Мф. 16, 18).

Автор статьи — Ольга Лабко, прихожанка нашего храма

В процессе написания статьи использовались следующие материалы:

Источник

Храм Спаса Нерукотворного Образа в Каблукове (Каблуково)

храм спаса нерукотворного каблуково

храм спаса нерукотворного каблуково

храм спаса нерукотворного каблуково

храм спаса нерукотворного каблуково

храм спаса нерукотворного каблуково

храм спаса нерукотворного каблуково

храм спаса нерукотворного каблуково

Село Каблуково в XV-XVI вв. было вотчиной бояр Топорковых, которые содержали близ села на реке Воре Ильинский монастырь. В конце XVI в. монастырь упразднили.

В 1702 г. владелец села Алексей Иванович Дорошевич построил деревянный храм. Существующая ныне каменная Спасская церковь была выстроена в 1785 г. Афанасием Абрамовичем Гончаровым, прадедом Натальи Николаевны Гончаровой, жены А.С.Пушкина. В XIX в. новый владелец села, помещик Дорошевич значительно расширил здание храма.

3 января 1941 г. церковь закрыли и передали под производственные цели.

В 1993 г. зарегистрировалась община храма, а в 1995 г. состоялось первое богослужение.

В 1999 г. на территории Спасского храма была построена часовня во имя блаженной Матроны Московской.

В 2000 г. к ней пристроен деревянный храм во имя пророка Илии, освященный 10 ноября 2002 г.

В храме имеется чтимая икона блаженной Матроны и Образ Спаса Нерукотворного. Он с 1941 по 2002 гг. находился в Никольском храме села Гребнево и почитается прихожанами как чудотворный. 23 ноября 2002 г. Образ Спаса крестным ходом был перенесен в Спасскую церковь села Каблуково.

Источник

Спасское-Каблуково
(церковью во имя Спаса Нерукотворного Образа)

В трёх километрах от деревни Воря-Богородское, ниже по течению реки Вори, при впадении в неё Лашутки, расположено старинное село Каблуково с церковью Спаса Нерукотворенного Образа. Впервые село упоминается в меновой и жалованной грамоте Великого князя Дмитрия Донского около 1380-1382 гг. под названием «деревня Облава на Каблукове».

В XX веке около села Каблуково были проведены раскопки селищных курганов XIV-ХVII веков, и обнаруженная в них древнерусская гончарная керамика с линейным и волнистым орнаментами связывается с остатками средневекового села Каблуково.

Вначале сельцо называлось Клементьево. Когда построили там церковь, то по храму оно стало называться Спасским. В XV веке селом стали владеть служилые люди Топорковы, один из которых, Фёдор Топорков, в середине XV века прославился тем, что в своей вотчине строил монастырёк «Святый Илья на Воре». Как известно, монахи в быту выделялись от остальных людей тем, что носили своеобразный головной убор – «клобук». Фёдор Топорков и получил тогда прозвище «Клобук». В документах того времени он так и значился: Федор Клобук Топорков. И село его стало называться Спасское, Клобуково тож, а иногда просто Клобуково. Затем Клобук стало уже фамилией. Клобуковых было много. Служили они ратниками, дьяками, судьями при московских князьях. Владельцы села менялись, название оставалось. В XIX веке село называлось проще и понятнее для простого русского люда – Каблуково.

А старожилы рассказывают другую версию. Будто мимо ехал большой монастырский начальник, и кони вдруг понесли. Ветром с головы святого отца сдуло клобук, который в селе так и остался.

В 1570 г. село Каблуково территориально входило в Шеренский и Отъезжий станы Московского уезда. По историческим источникам 1586 года, оно называлось «сельцо Клементьево, на реке Воре, старая вотчина Григория Ивановича Клобукова». Сам Фёдор Топорков и его родственники имели в ХV-XVI вв. несколько вотчин в бассейне реки Вори, где до настоящего времени сохранились селения Клобуково Спасское (теперь Каблуково), Сукманиха и Топорково. В дальнейшем фамилия Клобукова перешла в название села, что являлось традицией в древние и средние века.

В 1646 году в селе имелось всего 2 крестьянских двора с тремя жителями, и двор вотчинников с пятью жителями.

Село в разное время принадлежало разным владельцам, и были среди них лица, известные на всю Россию. В 1746 году сестра Ивана Алексеевича Дашкова – Ирина Алексеевна (из родни первого президента Российской академии наук княгини Е.Р. Дашковой) продала село владельцу калужского полотняного завода, коллежскому асессору Афанасию Абрамовичу Гончарову – прапрадеду Натальи Николаевны Гончаровой, будущей жены А.С. Пушкина. Дворов в то время в селе было 17, жителей – 19 человек, которые занимались прядением льна и шерсти, ткали холсты (все предыдущие десятилетия население Каблукова занималось в основном землепашеством). Со 2-ой половины XVIII века жители начали осваивать новый вид кустарного производства – надомное ткачество.

С начала XIX века Каблуково вместе с другими, соседними, сёлами было включено в состав Богородского уезда. Тогда в селе уже широко было развито ткачество, и ткали не только в своих домах, но и на двух фабриках. Селом в те годы владел коллежский секретарь Дорошевич Семен Иванович. В селе было 18 дворов, в которых проживало 186 жителей. Стояла действующая церковь.

Село Спасское-Каблуково известно своей церковью во имя Спаса Нерукотворного Образа. Первое упоминание об этой церкви относится к 1702 г., когда на месте сгоревшей церкви с таким же названием владелец половины села, Алексей Иванович Дашков начал строить новую деревянную церковь. Но через 2 года и эта церковь сгорела, а на её месте построена уже 3-я по счёту. 28 марта 1710 г. в новопостроенную церковь под расписку священника Романа Васильева был выдан антиминс (вместопрестольник, освящённый плат с изображением положения во гроб Иисуса Христа, который кладётся на церковный престол при свершении святой евхаристии – таинства святого причащения). Отец Роман прослужил в этом храме до 1722 года.

Новый вотчинник Афанасий Абрамович Гончаров заложил в 1780 году 4-ю, на этот раз каменную, богатую по тем временам, церковь того же наименования. Достроить церковь он не успел – в 1784 году скоропостижно скончался. Завершение строительных работ и освящение церкви проходило при новом владельце села – его сыне Николае Афанасьевиче в 1785 году.

28 мая 1823 г. внук Афанасия Абрамовича, Афанасий Николаевич, дед Натальи Николаевны Гончаровой, пишет челобитную архиепископу Дмитровскому и архимандриту Афанасию, в которой сообщает, что «…в вотчине моей в селе Клобукове имеется церковь каменная во имя Спаса Нерукотворенного Образа, кровля на ней деревянная в крайней ветхости. прошу вашего дозволения покрыть ее железом с прикрасою, ветхость чтоб исправить, побелить с обеих сторон. Крыльцы и куполы переслать, притом два окна пробить для виду необходимости, на мой кошт».

Дозволение было получено 5 июня того же года за № 2208 с подписью архимандрита Геннадия и секретаря Саввы Смирнова. В том же году начались ремонтные работы, которые были закончены к концу следующего года. Церковной земли тогда было в селе 33 десятины. Причту принадлежало три двора и три деревянных дома.

Церковь действовала до 1930-х годов, затем была закрыта, также как тысячи церквей по всей России того времени.

Осталось описание этого xpaмa: «…построена из кирпича в 1765 году в запоздалых для своего времени формах барокко. Храм типа «восьмерик на четверике» до расширения его в конце XIX века имел выраженную продольно-осевую композицию. Алтарному выступу отвечал равновеликий западный притвор, вплотную к которому поставлена двухъярусная колокольня с резонатором звука. При расширении здания в стенах четверика и притвора пробиты широкие арочные проемы, уничтожившие их архитектурную обработку. ».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *