храм спаса нерукотворного образа село кукобой ярославской области
Как в российской глубинке 100 лет назад построили храм, который по красоте не уступает Спасу на Крови
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Село Кукобой и сегодня остается небольшим населенным пунктом, живут в нем чуть больше тысячи человек. Однако это место по-настоящему богато своей историей. Первое упоминание о нем было сделано почти 500 лет назад – царский воевода купил тогда сельцо у монастыря за 100 рублей и коня. В середине XIX века здесь построили первую каменную церковь, чуть позднее – школу, а в начале XX именно здесь находилась самая крупная в уезде библиотека.
В 1909 году произошло событие, изменившее всю историю этого места. На родину вернулся богатый купец Иван Агапович Воронин. Уехал он из родного села давно, еще в молодости. Отправился искать счастья в столице и не ошибся. Женился на богатой вдове, жил с ней на Невском проспекте, стал купцом 1-й гильдии и действительным статским советником. Владел он и ткацкими мануфактурами, и кирпичными заводами, стал даже членом Учетного комитета Государственного банка, а кроме того – входил в руководство акционерного общества по постройке церквей и соборов столицы. Вернувшись через 40 лет на родину, решил сделать всем землякам подарок – такой, чтобы действительно людям был в радость.
Купец предложил сельчанам на выбор – или проложить железную дорогу от Кукобоя до Пошехонья (60 километров по бездорожью, лесам и болотам), или выстроить в их селе храм. Жители единодушно выбрали собор. Так началась эта стройка, которую вершили действительно «всем миром». Воронин выделил один миллион рублей – сумму, для тех мест небывалую. Но и сами сельчане не стояли в стороне. В Кукобое в те времена жили отменные строители, плотники, резчики. За работу взялись все вместе. Мастерство сельских умельцев было так велико, что даже главным инженером был назначен местный строитель.
Строил храм в глубинке известнейший русский архитектор Василий Антонович Косяков, автор таких грандиозных проектов, как Морской собор в Кронштадте, Собор Петра и Павла в Петергофе и Собор Святого Владимира в Астрахани. Для нужд стройки в Кукобое быстро запустили небольшой кирпичный завод. Однако облицовочный материал доставляли особый, из Финляндии. Белый с розовым отливом кирпич, полый внутри, служил заодно и прекрасным теплоизолятором, а удивительной красоты бирюзовая черепица была покрыта глазурью. Привозили материалы водным путем, по реке Ухтоме. Старожилы потом долго рассказывали, что каждый заморский кирпичик был завернут в упаковочную бумагу и пронумерован.
Собор в селе Кукобой до сих пор считается одной из главных жемчужин Ярославской области. Сто лет назад в русской глубинке удалось создать настоящее архитектурное чудо. Построили храм всего за неполные четыре года. На открытие святыни в мае 1912 года собралось такое количество гостей, которое Кукобой, наверное, никогда еще не видел. Освящал собор будущий Патриарх Московский и Всея Руси Тихон. В то время он был епископом ярославским и ростовским. Кстати, пожертвованного миллиона рублей хватило еще и на школу, и на три здания для больницы и приюта.
После революции кукобойский храм разделил судьбу большинства церквей на Руси. Он был сразу закрыт, в 30-е годы его разорили – сбросили кресты и купола, уничтожили уникальный резной иконостас, сожгли иконы. К счастью, стены архитектурного чуда сохранились, так как помещению нашли применение. На старой фотографии видно, как в храме проводят слет колхозников-стахановцев. Позднее в нем устроили склад, а в подвалах – тюрьму.
В 1989 году храм был возвращен церкви, однако до сих пор его реставрация не была проведена в том объеме, которого он заслуживает. Это тем более обидно, что сегодня РПЦ находит огромные средства для постройки и восстановления множества и гораздо более крупных объектов в областных и районных центрах. Остается надеяться, что уникальный памятник архитектуры, расположенный в небольшом селе, тоже дождется когда-нибудь своей очереди.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
ХРАМ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА
в селе Кукобой
Храм Спаса Нерукотворного Образа — замечательный образец русского стиля в церковной архитектуре начала ХХ века. Он находится в селе Кукобой Первомайского района Ярославской области ( Рыбинская епархия, Пречистенское благочиние).
История села Кукобой
Село Кукобой впервые упоминается в купчей князя Ивана Кемского от 1526 г. В тексте купчей сказано, что сельцо Никольское Кукобой с деревнями было куплено за 100 рублей и коня у игумена Корнилия и его старцев ( а значит — принадлежало монастырю). В монастырь земли были переданы после смерти князя Семёна Андреевича Шелешпальского.
Из царской грамоты Ивана IV Грозного от 11 апреля 1564 года следует, что это село, вотчина князя Александра Кемского, царского воеводы, было отписано на царя. Но, приехав в очередной раз в Кирилло-Белозерский монастырь замаливать грехи, Иван Грозный передал Кукобой монастырю. В переписной книге монастырских вотчин 1601 года Кирилло-Белозерского монастыря подробно записано, сколько земли имели здешние крестьяне и какой платили оброк, даже их имена. Уже тогда в Кукобое была деревянная церковь, и встречается название не село, а погост.
В середине XIX века Кукобой вошёл в Подорвановскую волость Пошехонского уезда. В 1859 году в Кукобое ( Кукобово) имелись погост, 5 дворов, 19 жителей и каменная церковь, построенная в 1836 году. В 1885 году в Кукобое в избе крестьянина Соколова была открыта первая церковно-приходская школа, а в 1886 году на средства священника церкви Димитрия Всесвятского в центре села для неё было выстроено новое двухэтажное здание. О. Димитрий был законоучителем и заведующим школы.
В 1908 году в Кукобое открылась самая крупная в уезде бесплатная народная библиотека. Принадлежала она учителю Петру Ивановичу Любомудрову. Он был заведующим, а его дочь Вера библиотекарем. В библиотеке было почти 2000 книг, выписывались журналы и газеты.
А ещё через год в селе началось строительство нового храма. Средства на его проектирование и возведение пожертвовал купец 1-й гильдии, промышленник Иван Агапович Воронин.
Иван Агапович Воронин — ктитор строительства Спасского храма
Иван Воронин родился в 1841 году в небольшой деревне Рябинки, которая находится недалеко от Кукобоя. В юности уехал в Санкт-Петербург, где постепенно смог начать собственное дело. В 1871 году стал купцом 2-й гильдии, в 1878 — 1-й. Жил Иван Агапович в Нарвской части Петербурга на Большом Резвом острове. Женат был дважды. От второго брака у него были сыновья Леонид ( 1875 г. р.) и Владимир ( 1877).
В 1879 году стал хозяином Резвоостровской ткацкой мануфактуры ( построена на Большом Резвом острове). В 1894 году он приобрёл паевое товарищество, в которое входили ситценабивная фабрика и несколько прядильных и ткацких предприятий. В 1895 товарищество оформилось в акционерное общество с основным капиталом в 2 млн. рублей.
Иван Агапович Воронин
Кроме того, Воронин владел в Петербурге доходными домами и являлся одним из руководителей акционерного общества по постройке церквей и соборов и директором товарищества кирпичных заводов, был членом Учетного комитета Государственного банка и членом совета 1-го Санкт-Петербургского общества, получил чин действительного статского советника.
К концу 1880-х годов доходы уже были столь значительны, что он начал выделять крупные суммы на благотворительность. На его средства были построены Богоявленский храм на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге и Троицкая церковь на берегу Финского залива в деревне Гора-Валдай, где Иван Агапович приобрёл большое имение. Оба храма строились по проектам, созданным архитектором Василием Антоновичем Косяковым.
Возведение храма в Кукобое
Перешагнув шестидесятилетний рубеж, Иван Агапович решил оставить след и на своей малой родине. Известна история, что, приехав в родные места, он предложил односельчанам на выбор — строительство собора или 70-километровой железной дороги до Пошехонья ( Кукобой тогда относился к Пошехонскому уезду). Крестьяне единодушно выбрали собор, хотя в селе и была крепкая каменная церковь, построенная в 1836 году.
Архитектор Василий Антонович Косяков —
автор проекта Спасского храма
Строительство храма в Кукобое было завершено за 3 года. На строительстве работали, в основном, местные жители. Специально для возведения стен был построен небольшой кирпичный завод. А на облицовку шёл кирпич, привезённый из Финляндии, который кроме декоративной функции служил и теплоизолятором. Также из Финляндии для лицовки шатров колоколен привозили черепицу, покрытую глазурью цвета морской волны.
Новый и старый храмы в селе Кукобой. Фото середины 1910-х гг.
Храм в плане квадратный, четырёхстолпный, трёхапсидный, пятиглавый. Центральный барабан — световой, боковые — глухие. Тонкие барабаны венчаются луковичными главами.
С запада к основному объёму примыкает шатровая колокольня, фланкируемая пониженными объёмами, завершёнными шатрами на гранёных барабанах. Алтарь с тремя апсидами, центральная из которых окружена обходной крытой галереей.
Храм имеет три крыльца: западное ( главное) расположено на основной оси запад-восток, боковые ( северное и южное) — смещены к западу. На северном и южном фасадах в центральных ризалитах расположены арочные витражные окна ( размер этих окон, а также витражи обнаруживают влияние модерна).
В декоре храма преобладает профилированные кокошники разной формы. На колокольне они килевидные, на боковых объёмах — полуциркульные. Мотив кокошников обыгрывается и завершениями ризалитов боковых фасадов. Храм украшен ширинками, филёнками, аркатурно-колончатыми поясами и зубчиками. Крыльца и арочные окна украшены гирьками.
Основной объём храма облицован светлым кирпичом, а шатры — бирюзовым. Многоцветные изразцовые ленты охватывают верхнюю часть стен, скаты завершений крылец и ниши северного и южного фасада.
Объём внутренних помещений храма составил 12 тысяч кубометров. В подвале были расположены четыре калориферные печи со сложнейшей системой воздушного отопления.
К высокой солее и к вратам трёх престолов ведут лестницы, что характерно для построек Косякова.
В северо-западном объёме помещена крещальня, в юго-западном — лестница на хоры, устроенные на западе, над входом в храм. Хоры скрадывают сдвинутые к стенам западные столпы, восточные были скрыты иконостасом. Таким образом, храм создаёт впечатление бесстолпного.
Освящение храма в мае 1912 года совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон — будущий Патриарх Московский и Всея Руси.
Главный престол освящён в честь Спаса Нерукотворного Образа, северный — Николая Чудотворца, южный — Казанской Божией Матери.
В храме был установлен иконостас « киотного» типа ( такой же, как в церкви Богоявления на Гутуевском острове и Казанском соборе в Даниловском монастыре).
Денег, пожертвованных Иваном Агаповичем Ворониным, хватило и на храм, и на новую школу, и на три каменных здания для больницы и богадельни.
Разорение и возрождение храма
После революции Подорванскую волость переименовали в Кукобойскую, а в 1929 году Кукобой стал райцентром Первомайского района Ивановской Промышленной области.
В двадцатые годы храм был закрыт, живопись со стен вытравили известью, витражи разбили, золочёные кресты и колокола сбросили на землю. В подклете устроили тюрьму. Затем храм был отдан под клуб, а позднее в нём разместили склад.
Только в 1989 году храм вернули Русской Православной церкви. При храме создана община, регулярно проходят церковные службы. За минувшие 30 лет удалось вывести храм из аварийного состояния.
Но работы ещё очень много. Из-за того, что помещение долго не отапливалось, стены перемокли, поэтому разрушается облицовочный кирпич. Необходимо ремонтировать фасады. Стоимость работ может составить до 200 миллионов рублей. У Рыбинской епархии, на территории которой находится Пречистенское благочиние, таких средств нет.
Статья подготовлена при содействии Рыбинской епархии
Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.
Собор Спаса Нерукотворного Образа (Кукобой)
Храм Спаса Нерукотворного Образа — православный храм в селе Кукобое Первомайского района Ярославской области. Храм построен в 1912 году на средства благочестивого купца Ивана Агаповича Воронина.
Содержание
История [ править ]
Строительство храма началось в 1909 году на средства благочестивого купца Ивана Агаповича Воронина, родом из деревни Рябинки, что в 3-х километрах от Кукобоя.
Жил он в Петербурге и был одним из руководителей крупнейшего акционерного общества по проектированию и строительству храмов. Разбогатев, Воронин не забыл своих односельчан, и, приехав в село, предложил им на выбор – строительство собора в Кукобое или железной дороги до Пошехонья (60 километров по непроходимым лесам и болотам). Тогда миряне единодушно выбрали собор, хотя в селе и была добротная действующая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. На строительство храма Воронин пожертвовал 1 миллион царский рублей.
В Кукобое жили тогда прекрасные мастера своего дела – строители, каменщики, плотники, резчики. Даже инженер стройки был из местных. Специально для храма был построен небольшой кирпичный завод. Только облицовочный кирпич – белый для стен и лазуревый для колоколен – доставляли по железной дороге из Финляндии, причем каждый кирпич был отдельно завернут в бумагу и пронумерован. Строительство было завершено за неполных 4 года.
В истории храма примечательно то, что он удостоился быть освященным архиепископом Тихоном, будущим Патриархом Московским и Всея Руси, впоследствии причисленным православной церковью у лику святых. В те годы Тихон возглавлял Ярославскую кафедру. Освящение собора состоялось в мае 1912 года.
Сразу после революции храм был закрыт, а в 30-е годы кресты и колокола были сорваны, роспись уничтожена, прекрасной работы резной иконостас и великолепные иконы варварски изломаны и сожжены. Помещение храма использовалось как склад, а в подвале была устроена тюрьма. В 1989 году храм был возвращен верующим. На сегодняшний день из-за отсутствия средств реставрационные работы приостановлены. Спасский собор, по величию и масштабу не уступающий знаменитым храмам Ярославля, быстро разрушается.
Описание [ править ]
Автором проекта является петербургский архитектор В. А. Косяков, тот самый, что возводил Морской собор в Кронштадте.
Храм крестово-купольного типа поставлен на подклет. Над основным объёмом храма возвышается крупный барабан в окружении четырёх более мелких. Все барабаны увенчаны куполами-луковицами. Западную часть собора украшают шатровая колокольня и расположенные по бокам от неё гранёные барабаны с шатровым завершением и небольшим куполом. С востока к собору примыкают алтарные апсиды.
Храм щедро декорирован. Особое великолепие его облику придают многочисленные профилированные кокошники, аркатурно-колончатые пояса, ниши и карнизы.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Ярославская область, Первомайский район, с.Кукобой
Проезд от Ярославля:
1) по шоссе на Вологду до Пречистого, далее налево через Козу и Семеновское;
2) по Тутаевскому шоссе через Рыбинск, Пошехонье, Семеновское
Паломнику [ править ]
В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Спасский собор, с. Кукобой
Адрес: 152 450, РФ, Ярославская область, Первомайский район, село Кукобой, ул. Октябрьская
Храм вызывает восхищение и удивление, связанное с вопросом: каким образом в обыкновенном среднем селе, с небольшим населением, не имеющем особого экономического значения, стоит собор, по своей красоте и величию не уступающий знаменитым соборам России?
Село Кукобой, как видно из работы С. К. Любимова, с 16 века было то княжеским владением, то монастырской вотчиной. В 1764 году после секуляризации монастырских земель крестьяне здесь получают свободу от крепостной зависимости и с тех пор входят в категорию «экономических крестьян». (Сергей Любимов «История Кукобоя до 1917 года»; статья в газете Призыв 18 июня 2014 года)
Спасский Собор был построен на средства петербургского статского советника, купца, владельца ткацкой мануфактуры в Санкт-Петербурге Ивана Агаповича Воронина. Вышел Воронин из крестьян деревни Рябинки (3 км от Кукобоя) и, являясь уроженцем Кукобойского прихода, принимал активное действие в жизни своей родной стороны. Собор в Кукобое был третьим храмом, который построил Иван Агапович. Сохранилось устное предание о том, что Воронин предложил своим односельчанам на выбор – строительство собора в Кукобое или железной дороги до Пошехонья (70 км по непроходимым лесам и болотам). Миряне выбрали храм, хотя в Кукобое действовала каменная церковь с колокольнею в честь Успения Божией Матери. В ней было еще два придела: свт. Николаю Чудотворцу и прп. Кириллу Белозерскому. Церковь была построена в 1836 году тщанием прихожан вместо пришедшей в негодность деревянной церкви святителя и чудотворца Николая с приделом преподобного Кирилла Белозерского (1765 года постройки).
Никаких подтверждающих источников о выборе односельчан между храмом и железной дороги не сохранилось. Как бы то ни было, в 1907 году Воронин обращается к Ярославскому Епархиальному Начальству с прошением о разрешении на постройку нового храма в селе Кукобой, Пошехонского уезда, Ярославской губернии. Причина, указанная в документе: существующая церковь Успения Божией Матери по своей ветхости и маловместимости не удовлетворяет нуждам прихожан. (Приход состоял из 1043 душ мужеского пола и 1177 женского; Успенская церковь могла вместить в себя: 400 душ в зимнем храме и столько же в летнем, холодном). Все расходы, как на строительство, так и на дальнейшее содержание будущего храма, Иван Агапович брал на себя. (Сведения из журнала Ярославской духовной консистории от 30 мая 1907 года. ГКУ ЯО, фонд 230, опись 2, дело 5728, листы 141-143).
Было получено добро, и в 1907 или 1908 году (точной даты нет) началось строительство, а в 1912 году состоялось торжественное освящение храма. Автором чертежей, руководителем при постройке был профессор архитектуры, директор института гражданских инженеров В. А. Косяков. «В лесу за деревней Тютрюмово был построен кирпичный завод, производительностью 300 тыс. штук кирпича в год, на котором мастерами работали приезжие, а рабочими – местные крестьяне.» (Сергей Любимов «История Кукобоя до 1917 года» (статья в газете Призыв 25 июня 2014 года) Облицовочный же кирпич привозили из Германии, отлитым во Франкфурте-на Майне. По рассказам кукобойцев, каждый кирпич был завернут в отдельную бумагу и пронумерован. Строительство собора обеспечило многие семьи хорошим и продолжительным заработком. Это отметили крестьяне при поднесении иконы И. А. Воронину при освящении храма.
Торжества начались 18 ст. ст./30 нов. ст. мая 1912 года и длились три дня. Освящал храм архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, будущий патриарх Московский и всея Руси. На освящении храма присутствовал и сам И. А. Воронин, и архитектор-строитель, пел архиерейский хор под управлением священника Василия Зиновьева. «Особенно много богомольцев было 20 мая, день, когда сельчане освободились от полевых работ… На память присутствующим раздавались снимки храма, снятого учителем П. И. Любомудровым. Сотни нуждающихся нашли долгую и оплачиваемую работу, так как строитель приказал пользоваться местными рабочими. Это отметили крестьяне при поднесении иконы строителю храма – Ивану Агаповичу Воронину» (газета Голос, № 120, 1912 год, стр. 4).
Есть в Кукобое источник («ключик», как его зовут местные жители), который, по преданию, был освящен свт. Тихоном. Воды источника, по некоторой информации из интернета, а также по рекламной информации, опирающейся на легенды для туристов, приезжающих в гости к бабе Яге, обладает целебными свойствами. Со стороны прихода Спасского храма источник святым не считается, но почитается как место, связанное с именем святителя Тихона. Каждый год в праздник Крещения (19 января) на нем совершается водосвятный молебен. Местные жители берут оттуда воду для питья (Источник входил в число объектов, информацию о которых мне необходимо было собрать, но по причине немногочисленности последней, решила не выделять на него отдельную статью).
Спасский собор имеет три придела:
I – главный во имя Воскресения Христова
II – во имя святителя и чудотворца Николая
III – во имя преподобного Иоанна и мученицы Марии (21 июля (3 августа) и 7 июня (20 июня), соответственно) – святые покровители И. А. Воронина и его жены.
«На высоких треугольных фронтонах причудливых крылец некогда располагались фресковые иконы, сейчас утраченные. Декоративные гирьки под фронтонами, многогранные колонки, обрамляющие белокаменные ступени, высокие двускатные кровли, имитируют теремные постройки XVII века. Витиеватые кокошниками обрамлены оконные витражи-арки, выходящие на северный и южные фасады, по краям этих огромных световых проемов располагаются плоские лопатки с квадратными портальными нишами, придающими аркам – витраж монументальность.
Особенно богато украшен западный фасад собора, разделенный на три части, с теремным крыльцом посередине. Многочисленные арочные оконные проемы, обрамленные стройными колонками, а так же богатая орнаментика горизонтальных поясов из облицовочного кирпича, завершающаяся поясом декоративных кокошников, придают парадному фасаду собора необычный сказочный вид. Это подчеркивается двумя симметричными башенками с шатровым завершением, облицованным глазурованной плиткой лазурного цвета, и сходной с ними трехъярусной колокольней, украшенной так же, как и башенки рядами декоративных кокошников и завершающейся ярко голубым шаром с маленькой главкой.
Центральная часть храма венчается пятиглавием с серебристыми вытянутыми луковичными главками.» (брошюра «Спасский собор в селе Кукобой Ярославской области»)
«В подвале были расположены четыре калориферные печи со сложнейшей системой воздушного отопления.
Богатая роспись украшала собор снаружи по всему периметру храма, над огромными окнами-витражами и над крылечками, внутри же храм расписать не успели. Соборная колокольня была оснащена прекрасного звучания колоколами. Отличительной особенностью храма является удивительное по красоте кирпичное узорочье, которым искусные зодчие украсили его с внешней стороны….. Храм потрясает тщательностью отделки и богатством убранства.» (Там же)
Всего на храм купец потратил свыше 600 тысяч рублей. И. А. Воронин, как и обещал, пожертвовал облигации С-Петербурского кредитного общества на содержание храма и будущий ремонт. Статский советник сделал еще немало хорошего для своего родного края: пожертвовал одну из самых богатых в уезде библиотеку, построил больницу, новую школу и несколько каменных домов.
Недолго было суждено новому храму радовать сердца верующих. После событий 1917 года приходу пришлось регистрироваться как религиозное общество с последующими ежегодными перерегистрациями с предоставлением устава общества, списком служителей культа и списком верующих. С 1931 года религиозное общество было ликвидировано, а собор осквернен и поруган. Роспись уничтожена, колокола и резной иконостас сданы на завод. Примечателен случай, произошедший при срывании с храма крестов. Трактором, срывавшим кресты, управляла одна из активисток-комсомолок. Вскоре после этого она отморозила себе обе руки. Как потом рассказывала ее дочь, мать видела в этом наказание за участие в осквернении храма.
«13 февраля 1931 года состоялось решение Первомайского райисполкома о передаче здания собора под культурно-просветительное учреждение, которое существовало в нем до 1937 года» (С. Любимов, «История Кукобоя до 1917 года», Призыв, 25 июня 2014 года, стр. 3). Помещение храма использовалось как клуб, склад, в подвале была устроена тюрьма.
Сохранились фотографии слета колхозников, проходившего в храме. На стенах висят портреты В. И. Ленина и И. В. Сталина, в алтаре за столом сидят руководители и начальники.
В 1989 году храм возвращается верующим. «Первым настоятелем собора был назначен иерей Георгий Фомин. Благодаря его энергичной деятельности были полностью перекрыта крыша и купола, поставлены кресты и отремонтирован небольшой уголок храма, в котором и по сей день совершается богослужение»( брошюра «Спасский собор в селе Кукобой Ярославской области»). Как вспоминает Антонина Кузьминична Фомичева (прихожанка собора, многие годы проработавшая старостой и отдавшая все свои силы для храма) отдали в разрухе. Храм, в прямом смысле слова пришлось откапывать от грязи, первых ступенек было совсем не видно под слоем земли и мусора более метра. Но восстанавливали с большим энтузиазмом и охотой, многие пришли предложить свою помощь.
Однако собор сильно разрушается. За долгие годы из-за отсутствия отопления храм сильно отсырел. Особенно стремительно разрушается мозаичная облицовка храма, обсыпается штукатурка внутри. Необходимы средства для активных мер по спасению храма.
Мы будем бесконечно благодарны всем, кто пожелает оказать помощь и содействие в восстановлении Кукобойского собора.
Пояснение о названии собора.
Долгое время ошибочно считалось, что храм освящен в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа с приделами Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца. Как уж так вышло, разобраться сложно. Скорее всего, из-за отсутствия достоверных сведений, такой вывод был сделан по старинным фотографиям, на которых отчетливо видна роспись, изображающая икону Спаса Нерукотворного над центральным входом в храм. Храм так и называли – собор Спаса Нерукотворного. В некоторых источниках, особенно на просторах интернета он обозначен именно так. Однако, благодаря деятельности С. К. Любимова, были подняты архивные документы, в которых четко указываются приделы храма: I – главный во имя Воскресения Христова; II – во имя святителя и чудотворца Николая; III – во имя преподобного Иоанна и мученицы Марии. В ведомости о церкви за 1911 название такое: церковь во имя Христа Спасителя. С 2014 года празднование престольных праздников отмечается по новым датам.
На приходе совершаются регулярные богослужения, по воскресным и праздничным дням. Каждый воскресный день по вечерам поются акафисты нараспев всеми желающими. Время от времени прихожане собираются на совместные трапезы, на которых обсуждаются текущие проблемы приходской жизни; все желающие подготавливают и задают настоятелю вопросы духовного содержания. Совершаются совместные паломнические поездки по святым местам Пречистенского благочиния, Ярославской и Вологодской областей.
На протяжении многих лет сложилась традиция устраивать праздничные Рождественские и Пасхальные концерты. Организация осуществляется совместными усилиями храма, сельской школы и дома культуры. В концертах принимают активное участие дети всех возрастов: от дошкольников до старшеклассников, выпускников и студентов, а также взрослые коллективы, в которые входят учителя, врачи, работники дома культуры, сельсовета и другие жители Кукобоя и ближайших сел. В программе концертов – поздравления, инсценировки, танцы, песни в исполнении хоров, ансамблей и солистов. В среднем общее количество участников доходит до 60 человек. Украшением праздника нередко бывают произведения классической музыки в исполнении гостей из Москвы (скрипка, альт и фортепиано). Уже не раз участники концерта получали приглашение повторить праздничную программу в других селах района. Концерты дают возможность разделить друг с другом торжество пасхального и рождественского праздника, доставляют большую радость зрителям и участникам.
Существует традиция поздравлять всех женщин на праздник жен-мироносиц. Всем прихожанкам (присутствующим и отсутствующим) дарятся букеты цветов, и устраивается праздничная трапеза.
Уже много лет на праздник Крещения Господня сложилась традиция крещенских купаний, которые проходят дружно и тепло. После окончания ночной службы прихожане и все желающие (которых с каждым годом становится все больше: приезжают жители соседних сел и даже городов) отправляются на Иордань, где усилиями жителей села подготавливаются все условия для купания: прорубь с надежным и удобным спуском, палатки для переодевания с обогревом, горячий самовар с бутербродами и т. д. Служится Великое освящение воды, после которого происходит всеобщее купание, заканчивается все праздничным салютом.
Долгое время считалась главной храмовой иконой, в связи с тем, что главный придел храма полагали освященным в честь Нерукотворного Образа. Однако, благодаря деятельности С. К. Любимова, были подняты архивные документы, в которых четко указываются приделы храма: I – главный во имя Воскресения Христова; II – во имя святителя и чудотворца Николая; III – во имя преподобного Иоанна и мученицы Марии. В связи с этим даты престольных праздников были изменены. Тем не менее, праздник Спаса Нерукотворного (29 августа) продолжает торжественно отмечаться, как местночтимый, а икона все также пользуется особенным почитанием верующих. Каждое воскресенье перед иконой совершается акафист, в пении которого принимают участие все желающие. При совершении крестных ходов икона обносится вокруг храма.
Частица мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси
Святитель Тихон в Кукобойском храме пользуется особым почитанием. Документально подтверждено, что, будучи в сане архиепископа Ярославского и Ростовского, он посещал Кукобой не менее двух раз (в 1908 и в 1912 гг.). Храм удостоился быть освященным будущим патриархом, причисленным к лику святых, причем святитель совершал богослужения три дня подряд, освящая все три престола. В Кукобое также сохранился источник, освященный, по преданию, свт. Тихоном.
В начале восстановительных работ по храму из-за невозможности служить в исконных алтарях, в правом крыле было отделено небольшое помещение для богослужение в холодное время года. В нем появился новый алтарь, посвященный патриарху Тихону (престол еще официально не освящен). Несколько лет назад (около трех) приходу была передана частица мощей святителя (часть ребра), которая была помещена в специальный ковчег и предлагается для поклонения верующим. День памяти святителя считается престольный, перед частицей поются акафисты.
Монахиня Анна (Мария Алексеевна Благовещенская) была старшей дочерью священника Алексея Апполосовича Благовещенского, служившего в церкви села Борисоглеб Белосельской волости Пошехоно-Володарского уезда Ярославской губернии.
Родилась она 30 января 1898 года. Воспитанная в благочестивой семье потомственного священнослужителя, свою горячую веру она сумела пронести через всю свою недолгую жизнь.
Окончив в 1916 году Пошехонскую женскую гимназию, Мария Алексеевна становится учительницей. В течение пяти лет она преподавала в нескольких школах Белосельской волости.
Мария с самого детства хорошо знала богослужение и время от времени служила псаломщицей в церкви своего батюшки, собирала девушек-односельчанок в хор. Будучи от природы человеком деятельным, она, вероятно, искала наилучшей возможности использовать все свои силы и знания.
Мария была духовной дочерью последнего игумена Павло-Обнорского монастыря архимандрита Никона (Чулкова).
Первоначально составляли её всего 7 человек. Но к 1932 году было уже около 100 «коммунарок».
Община, состоявшая исключительно из женщин, вскоре стала известна как передовое хозяйство. У сестёр были и скотный двор, и пасека, они сами плотничали, строили дома.
О «коммунарках» писали в газетах, к ним приезжали экскурсии по обмену опытом. Коммуне было присвоено звание «имени Крупской». Но внутреннее устройство общины было монашеское.
В 1922 году архимандрит Никон благословил вступить в эту «коммуну» и Марию Алексеевну Благовещенскую. В общине она занималась пчеловодством, была счетоводом, заведовала «культурно-просветительской работой».
По воспоминаниям некоторых насельниц общины, архимандрит Никон не благословлял принимать монашеский постриг, объясняя это тем, что слишком тяжёлое время для верующих и церкви. Но, видимо, это относилось не ко всем. Со времени вступления в общину Марию Алексеевну называют Анной. И во всех документах «коммуны», и в материалах следствия 1932 и 1937 годов она значится как Анна Алексеевна Благовещенская, что могло быть при тайном постриге.
До 1925 года девушки регулярно посещали церковь села Захарьево, где с 1923 года служил Любимский священник Леонид Киселёв. На богослужениях они пели на клиросе. Анна очень часто читала часы и Апостол. Когда церковь закрыли, девушки стали молиться тайно.
Эта «коммуна» со временем стала вызывать слишком много подозрений у органов ОГПУ: девушки не желают объединяться с местными колхозами, не принимают к себе всех желающих. На общину стали собираться «агентурные сводки».
Весной 1931 года органами ОГПУ были арестованы почти все члены «коммуны». Началось следствие под кодовым названием «Непорочные», ведь община считалась тайным монастырём.
В 1932 году «коммуна» была ликвидирована.
Анна была арестована 29 апреля 1931 года. Обвинялась она в том, что вела религиозную работу в «коммуне». На допросах она держалась стойко, не подала и намёка на существование тайного монастыря.
На судебном заседании Коллегии ОГПУ от 23 апреля 1932 года инокиня Анна осуждена на заключение в концлагерь сроком на 3 года, считая с 9 декабря 1931 года (а не с момента ареста).
Её отправили в совхоз Управления НКВД в Иваново.
«Вопрос: Следствие располагает достаточными материалами, которые уличают вас не только в том, что вы были связывающим звеном между Никоном и контрреволюционной группой, но и в том, что вы, после ухода Никона на нелегальное положение, стали руководить контрреволюционной группой и давали участникам её указания по контрреволюционной работе, то есть, чтобы они среди населения проводили антисоветскую агитацию, мобилизовали верующих на противодействие закрытию церквей, распространяли провокационные слухи о скорой гибели Советской власти. Кроме того, вы давали указания им о конспирации антисоветской работы. Следствие требует от вас исчерпывающих показаний.
Ответ: Никаких показаний дать не могу, так как виновной себя не признаю в этом».
11 марта в Ярославле приговор был приведен в исполнение. Место захоронения инокини неизвестно.
25 мая 1989 года Анна (Благовещенская) была реабилитирована.
3 августа прп. Иоанн Постник
19 декабря и 22 мая (свт. Николай)
9 октября и 18 ноября (свт. Тихон)
11 марта (прпмч. Анна Благовещенская)