храм спаса нерукотворного образа в котово долгопрудный

Храм спаса нерукотворного образа в котово долгопрудный

Обратите внимание, что службы часов в обычные дни в расписании не указываются. Память святого, которому совершается служба в данные календарные сутки, может быть выбрана иная, чем указано в расписании.

Неделя 19-я по Пятидесятнице, глас 2-й
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

Димитриевская родительская суббота.

8-00. 10-0017-007 ноября,
воскресеньеМчч. Маркиана и Мартирия8-00. 10-0017-008 ноября,
понедельникВмч. Димитрия Солунского9-0017-009 ноября,
вторникПрп. Нестора летописца9-0017-0010 ноября,
средаВмц. Параскевы Пятницы
Прп. Иова Почаевского
Свт. Димитрия Ростовского9-0017-0011 ноября,
четвергПрмц. Анастасии Римляныни
Прп. Авраамия Ростовского9-0017-0012 ноября,
пятницаСщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии9-0017-0013 ноября,
субботаНеделя 20-я по Пятидесятнице, глас 3-й
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула9-0017-0014 ноября,
воскресеньеБесср. и чудотворцев Космы и Домиана Асийских и матери их прп. Феодотии8-00. 10-0017-0015 ноября,
понедельникМчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними9-0017-0016 ноября,
вторникОбновление храма вмч. Георгия в Лидде9-0017-0017 ноября,
средаПрп. Иоанникия Великого9-0017-0018 ноября,
четвергСвт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси9-0017-0019 ноября,
пятницаПрп. Варлаама Хутынского9-0017-0020 ноября,
субботаНеделя 21-я по Пятидесятнице, глас 4-й
Мчч. в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра и иже с ними9-0017-0021 ноября,
воскресеньеСобор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных8-00. 10-0017-0022 ноября,
понедельникИконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница»9-0017-0023 ноября,
вторникАпп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта и Тертия9-0017-0024 ноября,
средаМч. Виктора и мц. Стефаниды9-0017-0025 ноября,
четвергСвт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского9-0017-0026 ноября,
пятницаСвт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского
Заговение на Рождественский пост9-0017-0027 ноября,
субботаНеделя 22-я по Пятидесятнице, глас 5-й
Апостола Филиппа9-0017-0028 ноября,
воскресеньеПрп. Паисия Величковского
Мчч. и испп. Гурия, Самона и Авива
Начало Рождественского поста8-00. 10-0017-0029 ноября,
понедельникАпостола и евангелиста Матфея9-0017-0030 ноября,
вторникПрп. Никона, игумена Радонежского9-0017-00

Условные обозначения в таблице:

1. Молебен или акафист об исцелении людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью;
2. Цветом выделены праздничные дни; заливкой (затенением ячеек) отделяются богослужебные сутки, начинающиеся с вечера обычных суток; курсивом – комментарии.

Источник

Спасская церковь в Котово (Долгопрудный)

храм спаса нерукотворного образа в котово долгопрудный

Спасский храм построен в 1684 году владельцем усадьбы боярином И.Б. Репниным, на месте деревянной церкви времен царя Ивана Грозного. В XVIII веке каменный храм достраивался новым владельцем усадьбы Б.Г. Юсуповым.

Содержание

История [ править ]

Первая каменная постройка храма относится к 1684 г., когда князь Иван Борисович Репнин построил в усадьбе Котово Спасский храм с северным приделом и обходной галереей. В 30-е годы XVIII века имение Спасское вместе с храмом перешло в руки князей Юсуповых.

При Борисе Григорьевиче Юсупове в северном приделе, использовавшемся в качестве ризницы, был устроен престол и жертвенник, а также иконостас. В июле 1755 года придел в честь Владимирской иконы Богородицы был освящён протопопом Большого Успенского собора.

Со второй половины XVIII века усадебная церковь стала родовой усыпальницей Юсуповых. В 1772 году умерла дочь Бориса Григорьевича Анна Борисовна Протасова. Под полом Владимирского придела в северной части для её погребения был устроен склеп. А в 1788 рядом с дочерью была похоронена её мать, Ирина Михайловна Юсупова (Зиновьева), вдова князя. Сегодня в этом месте видны две надгробные чугунные плиты.

После неё владеть имением стал их сын князь Николай Борисович Юсупов, известный екатерининский вельможа. При нём усадьба Спасское-Котово вошла в апогей своей обустроенности в культурно-бытовом плане, в селе появился кирпичный завод. В 1820 году в северо-западном углу четверика Спасского храма (центральной части) в склепе под полом была похоронена невестка князя Николая Борисовича, Параскева Павловна Юсупова. Место захоронения также обозначено надгробной плитой. Сам князь Николай Борисович хотя и мало бывал в Спасском-Котово, пожелал здесь провести последние годы. Он был похоронен в 1831 году за алтарём Владимирского придела. Через год его сын, хозяйственник, благотворитель и филантроп Борис Николаевич Юсупов, выстроил над могилой отца часовню-усыпальницу. Умер Борис Николаевич в 1849 году, был похоронен рядом с супругой Параскевой Павловной в склепе четверика.

До 1850-х годов Спасская церковь имела только один придел, Владимирской иконы. В 1850 году при Николае Борисовиче Юсупове, внуке одноимённого вельможи, был составлен проект южного придела, в честь святителя Николая Чудотворца. Новый придел, освящённый в 1853 году, значительно расширил пространство храма.

В 1859 году Юсуповы устроили при храме богадельню во имя св. мученицы Татианы, в 1863 году была создана церковно-приходская школа. В начале XX века появилась роспись стен. К тому времени имение приходит в запустение. Последний владелец села Спасское-Котово — князь Феликс Феликсович Юсупов.

В 1934 году храм был закрыт решением советской власти. Спасский храм был разграблен и наполовину разрушен: оказались уничтожены колокольня от яруса звона, купола, оконные украшения. Расположение окон и дверей было перепроектировано. На месте усыпальницы была запущена угольная котельная. С южной стороны пристроено двухэтажное здание, помимо других построек на территории бывшего храма. Помещения церкви занимали в разное время спичечная и пуговичная фабрики, мыловаренная мастерская, областная типография.

С 1991 года усилиями верующих началось восстановление храма, в условиях ещё действующей на его территории типографии. Первое богослужение состоялось 8 сентября 1991 года на праздник Владимирской иконы Божией Матери. Первые после 60 лет запустения службы проводились в Никольском приделе. Постепенно храм с пристройкой и территорией был полностью передан общине.

К 1996 году были установлены накупольные кресты, 8 сентября 1996 года была восстановлена звонница. 31 мая 1998 года архиепископ Можайский Григорий совершил чин освящения центральной части Спасского храма. 6 мая 2001 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил Никольский придел.

Современное состояние [ править ]

В Спасском храме ежедневно совершаются богослужения, проходят занятия епархиальных библейско-богословских курсов, действует воскресная школа, регулярно проводятся собрания группы «анонимных алкоголиков». Община храма регулярно принимает участие в общегородских мероприятиях, проводятся встречи с представителями общественности, образования.

Святыни [ править ]

Святыней храма является Казанская икона Божией Матери, которая прославилась обильным мироточением в середине 1990-х гг., а также иконы с мощами святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Даниила Московского, святых благоверных князей Петра и Февронии, святителя Спиридона Тримифунтского, святого праведного Иакова Боровичского.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Московская область, г. Долгопрудный, ул. Парковая, д. 1. Спасский храм.

Источник

Храм спаса нерукотворного образа в котово долгопрудный

В нашем храме Божественная Литургия совершается ежедневно. Исключения составляют дни года, в которые совершение Литургии не полагается в соответствии с богослужебным уставом. В период Великого поста мы служим все Литургии полные и Преждеосвященные. Исповедь совершается на вечернем богослужении накануне Литургии, а также утром перед Литургией (как правило, когда есть помогающие священники).

В воскресенья, в родительские субботы (вселенские и Димитриевскую) мы служим две Литургии, ранняя в 8.00, поздняя в 10.00. Родительские великопостные – в 9.00.

На двунадесятые праздники также бывает две Божественные Литургии. Если это будний день, то в 7.00 и 9.00, если выходнойв 8.00 и 10.00.

Накануне этих дней в 17.00 отправляется вечернее богослужение.

Под праздники Пасхи и Рождества Христова вечернее и утреннее собрания могут быть объединены в ночную службу. Тогда уставное всенощное бдение и Литургия совершаются друг за другом, и такая служба кончается ночью, в начале следующих суток. Для тех, кто не может прийти на ночную службу, совершается поздняя праздничная Литургия в 9.00 в день праздника.

Панихида служится по субботам по окончании Литургии, около 10.15. Водосвятный молебен – по воскресеньям после поздней Литургии (около 11.30). Также по воскресным дням мы совершаем молебен (либо акафист) о страждущих от алкогольной или наркотической зависимости и их родственниках, время совершения молебна 15.30.

Таинство соборования мы совершаем по воскресным дням несколько раз за каждый пост.

В отдельных случаях расписание богослужений может быть изменено, обо всех изменениях мы своевременно сообщаем в ленте микроновостей нашего храма и на сайте (лента транслируется на главной странице сайта).

Всегда можно уточнить время совершения богослужения, позвонив нам в храм по тел. +7 (495) 408-20-33.

Источник

Храм спаса нерукотворного образа в котово долгопрудный

После кончины И.М. Юсуповой владельцем села стал князь Николай Борисович Юсупов (1751–1831), один из самых известных и богатых вельмож екатерининского века. Князь жил в древних своих палатах в Москве в Харитоньевском переулке и имел роскошное подмосковное имение в с. Архангельском, где он не раз принимал царствующих особ. Он был одним из просвещеннейших людей своего времени, дружил с А.С. Пушкиным. Великий поэт посвятил князю Николаю Борисовичу оду «К вельможе».

При Николае Борисовиче Юсупове на рубеже XVIII – XIX веков усадьба Спасское-Котово переживала небывалый расцвет: была создана регулярная планировка с «прешпектовыми» аллеями, оранжереями, регулярными садами, копаными прудами. В селе работала суконная фабрика, был построен кирпичный завод. В отказных книгах за 1790 год записано: «В селе Спасском, Котово тож, церковь каменная Спаса Нерукотворенного Образа с приделом Владимирския Божия Матери, деревянный дом с деревянными службами. Легулярный сад с оранжереями, с плодовитыми деревьями, 4 пруда, кирпичные заводы». До приобретения в 1810 году имения Архангельское в Звенигородском уезде Николай Борисови летнее время проводил в Спасском.

В 1820 году в северо-западном углу четверика храма была похоронена невестка Николая Борисовича Юсупова Параскева Павловна (урожденная Щербатова) (1795-1820).

В 1831 году князь Н.Б. Юсупов скончался в Москве и, согласно завещанию, был погребён за алтарём Владимирского придела. Через год над его могилой выстроили часовню-усыпальницу. Квадратная в плане палатка, с двумя крыльцами у входов, с северной и южной сторон вплотную примыкает к апсиде северного придела.

Тогда же, в 1832 году, был начат ремонт церкви: растесаны оконные проёмы, по-видимому, изменилась и их форма.

Эти перестройки, по-видимому, заняли 4 года. Владимирский придел заново освящен был только в 1836 году.

Князь Борис Николаевич Юсупов (1794-1849), при котором произошло обновление храма, был умелым хозяйственником, что благоприятно сказалось на быте его многочисленных поместий и живших там крестьян. Его благотворительность, особенно в годы эпидемии холеры и страшного неурожая 1834–1835 годов, стяжала ему славу филантропа. Ухаживая за больными, Борис Николаевич заразился тифом и скончался в Петербурге в 1849 году. По завещанию тело привезли в Спасское имение и погребли в склепе рядом с его первой супругой Параскевой Павловной в северо-западной части четверика. Останки князей находятся там и сейчас. Они были открыты при разборке полов во время реставрации и после служения панихиды заложены плитой, на которой написано: «Со святыми упокой».

Источник

ХРАМ НЕРУКОТВОРНОГО СПАСА (С.КОТОВО) (1684)

Долгопрудненское благочиние
московской епархии

Информация для прихожан

Информация

Таинство Крещения

Совершается только после прохождения взрослыми крещаемыми (с 16 лет), а также крестными или родителями ребенка трех огласительных бесед.
Огласительные беседы проводятся: в субботу в 13:15 – 1-ая беседа, в 12:00 – 3-я беседа, в воскресенье в 10:00 – 2-беседа.

(более подробную информацию можно получить за свечным ящиком или у священнослужителей храма).

О храме

Храм Нерукотворного Спаса (с. Котово)

г. Долгопрудный, с. Котово, ул. Парковая, д. 1, Тел: 8-495-408-20-33

Дата постройки: 1684 г.

Престольный праздник: Спаса Нерукотворного (29 августа)

Настоятель протоиерей Алексий Шурупов, 1960 г.
член Епархиального отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Александр Телешев, 1976 г.
священник Георгий Попов, 1962 г.
член Епархиальной комиссии по работе с медицинскими учреждениями священник Димитрий Румянцев, 1981 г.
член Епархиального отдела по борьбе с алкогольной угрозой и наркотической зависимостью диакон Димитрий Курашенко, 1971 г.

Приделы:
иконы Божией Матери Владимирская, престольный праздник: иконы Божией Матери Владимирская (8 сентября)
свт. Николая, престольный праздник: свт. Николая (22 мая, 19 декабря)

Приписные храмы:
храм прп. Серафима Вырицкого
Престольный праздник: прп. Серафима Вырицкого (21 марта)

Святыни: икона Божией Матери Казанская прославилась обильным мироточением в сер. 90-х годов. Икона Божией Матери Целительница.

Иконы с мощами свт. Игнатия Брянчанинова, прп. Даниила Московского, бл.кнн. Петра и Февронии, свт. Спиридона Тримифунтского, прав. Иакова Боровичского, прп. Нила Столобенского, прав. Филарета Милостивого, Московских святителей.

Действует школа для детей и взрослых.

Историческая справка

Первое документальное упоминание о местечке Котово относится к началу 17 века. Тогда оно называлось Курлыково (по другим источникам Курылково или Курилково) и в 1617 г. было продано дьяком И.В. Щелкановым князю Юрию Сулешеву.

К 1676 году становится имением боярина Ивана Борисовича Репнина, занимавшего в разные годы государственные посты: воевода в Могилеве, Полоцке, Новгороде, Белгороде, Смоленске, Тобольске. С 1679 г. стал ближним боярином (комнатным, приближенным к царю). Служил судьей в Поместном приказе, затем в приказе Казанского дворца, а в конце жизни – в Сибирском приказе. (Умер в 1697).

В 1684 году И.Б. Репнин построил в своей усадьбе каменную церковь во имя Спаса Нерукотворного образа с приделом в честь Преподобного отца Андрея Критского.
Церковь представляла собой небольшой одноглавый бесстолпный 2-х абсидный четверик, не скрытый сомкнутым сводом, с северным приделом, связанным с храмом обходной галереей, над северо-западным углом которым поднималась колокольня с островерхим шатром, украшенным 2-мя рядами слухов. Церковь имела 4-х скатное покрытие и была увенчана луковичной главкой на глухом барабане.

При А. И. Репнине в с. Спас-Котово в 1704 году значится церковь Нерукотворенного Спасове каменная, двор вотчинный, двор скотный и 17 дворов крестьянских.
Интересной особенностью храма был вид с востока: три апсиды при том, что внутри их две. Примерно по оси северной стены четверика выложена как бы ложная апсида. Может быть, это стремление придать какую-то симметрию (по древнейшим следам в первоначальном храме все было потрясающе асимметрично: даже Святые Двери в окружении диаконских кажутся непринужденно развернутыми из-за разной ширины межарочных стен. Видимо, у наших предков было иное понимание красоте и строгости архитектуры или за этим кроется более глубокий, теперь уже утерянный в веках, смысл.

Приобретя Спасское имение на реке Клязьме, Борис Григорьевич Юсупов в 1754 году обратил внимание на построенный при церкви Спаса Нерукотворного Образа «из давних лет» прежними села владельцами предел, который к тому времени не был освещён «поклажи церковной утвари и ризницы и в котором как престола, так и жертвенника… и признаков никаких церковных не имелось».К весне 1755 года были устроены престол и жертвенник, придел был украшен местными образами и иконостасом.В экономических примечаниях Московской губернии за 1766-1770 гг. в селе Спасском – Котове Воскресенского уезда значится «церковь каменная Спаса Нерукотворенного Образ, господский дом деревянный, сад с плодовитыми деревьями».

В 1760г. по плану генерального межевания земель России было произведено межевание села Спасского Котова и составлен его земельный план, сохранившийся в фонде Юсуповых, в ЦГАДА под церковью и кладбищем было занято девятьсот квадратных сажен земли (приблизительно 40 соток).
Теперь поверх могил проходит автотрасса. От кладбища осталось несколько поднятых из-под земли памятников.
Неподалёку от церкви стояли дома священника и дьячка.

В 1772 году в северном пределе Владимирской Божией Матери около левого клироса под полом был устроен склеп, в котором была погребена умершая дочь Ирины Михайловной Юсуповой, Анна Борисовна Протасова. С этого времени скромная усадебная церковь в селе Спасском – Котове превратилась в родовую усыпальницу князей Юсуповых.
В 1776 году И.М. Юсуповой был произведён ремонт церкви: вновь восстановлен иконостас во Владимирской приделе, исправлены местные образа, а также был поднят опустившийся пол и вымощен лещадью.

В 1788 году рядом с А. Б. Протасовой была погребена скончавшаяся княгиня И.М. Юсупова. Над прахом обеих были положены чугунные доски и поставлена мраморная урна.
Владельцем села стал князь Николай Борисович Юсупов (1751 – 1831), один из самых известных и богатых вельмож екатерининского века. Сам он доживал последние годы в Спасском, где и был похоронен. В книге А. С. Пушкина «Опровержение критики» есть такая статья: «Возвратясь из-под Арзрума, написал я послание к князю Юсупову… Это заставило вельможу звать меня по четвергам обедать…». 1830 год. В это время Николай Борисович Юсупов живет в Спасском-Котово.

При Николае Борисовиче Юсупове на рубеже XVIII – XIX веков усадьба Спасское-Котово переживала небывалый расцвет: была создана регулярная планировка с «прешпектовыми» аллеями, оранжереями, регулярными садами, копаными прудами. В селе был построен кирпичный завод.
В 1820 году в северо-западном углу четверика был пристроен склеп для П.П. Юсуповой, невестки Николая Борисовича.

К этому же времени надо отнести некоторые перестройки: из того же кирпича была устроена ниша для печи, заложено восточное окно южной стены, в которой также как и в южной стене колокольни пробит дымоход.

В 1831 году князь Н.Б. Юсупов скончался и был погребён за алтарём северного придела Владимирской Божией Матери. Через год над его могилой наследниками была выстроена часовня-усыпальница. Квадратная в плане палатка, с двумя крыльцами у входов с северной и южной сторон вплотную примыкала к апсиде северного придела. Тогда же, в 1832 году был произведен ремонт церкви: растесаны оконные проёмы, по-видимому, изменилась и их форма.

В 1849 году скончался Б.Н. Юсупов, затеявший поновление храма и был погребен в склепе рядом со своей супругой П.П. Юсуповой в северо-западной части четверика. Их останки почивают там и сейчас. Они были открыты при разборке полов и по служении панихиды с честью заложены той самой первоначальной литой плитой, на которой написано: «Со святыми упокой».

Важным моментом в строительной истории Спасской церкви явился 1850 год, когда при Н.Б. Юсупове был составлен проект нового южного придела во имя Св. Николая Чудотворца, значительно увеличившего церковное пространство. Сохранились проектные чертежи этой постройки, подписанные архитектором Василием Дрегаловым (возможно, крепостным Юсуповых), работавшим в это же время и на строительстве московских домов князя. Проект был утвержден Духовной Консисторией 4 мая 1850 года.
Облик нового придела был решен весьма тактично. В плане он составлял симметрию северному приделу и также устроен одноглавым. Только арочная форма окон отличает его от прежних построек, где они завершаются клинчатыми перемычками.

Новый придел был освящен в 1853 году во имя святителя Николая.Во второй половине XIX века храм, как и в прежние годы, оставался вотчинной, усадебной церковью владельцев села князей Юсуповых.

На плане усадьбы князя Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон конца XIX – начала XX века под церковью и богадельней значится 1075 квадратных сажений, под постройками причта 1725 кв. сажений, под кладбищем 1006 саженей (приблизительно 7855 и 4581 кв. м). Понятно, что эта внушительная территория к 20 веку расширилась. Но в советское время кладбище было уничтожено и построена автодорога, от деревянной богадельни остались только фрагменты фундамента.

Иконостас храма описывается как состоящий из пяти ярусов, без колонн – возможно, это был первоначальный тябловый иконостас 17 века.
Последний строительный период относится к советскому времени и начинается активным разрушением после закрытия в 1934 году.
Помимо разграбления утвари, были уничтожены все главки, колокольня от яруса звона, декор окон. Многие двери превращены в окна, окна пробиты в проходы. Высота помещения разделена на 2 этажа деревянным перекрытием.

Все здание снаружи покрыто цементной штукатуркой, внутри окрашено масляной краской. Храм «утонул» в бетонной отмостке, местами заасфальтированной.
С трех сторон храм окружили утилитарного вида пристройки. С юга выстроено огромное двухэтажное здание, опирающееся прямо на стену Никольского придела.
Церковные помещения занимали поочередно спичечная, пуговичная фабрики.

Последним «оккупантом» до передачи здания в 1991 общине верующих оказалась областная типография.

В 1991 году настоятелем храма был назначен священник Алексей Шурупов. Типография уступила одну из своих комнат. Это был придел Владимирской Иконы Божией Матери. Первое богослужение в нем по промыслу Божиему было совершено 8 сентября 1991 года, в день иконы «Владимирская». Первое время службы проходили под шум типографских станков. С большой неохотой постепенно удалились и печатники, оставив нам требующий срочного реставрационного вмешательства храм (горожане, ежедневно проходившие мимо не могли даже предположить, что истинное назначение этих убогих промоченных стен быть «домом Божиим&raquo.

Единственным местом, подходящим для совершения служб был изуродованный Никольский придел. Затем стало возможным расширить служебное пространство в пристройку, созданную типографией.

За 4 года был опущен уровень земли до древнего основания храма и проведены необходимые реставрационные работы. К 96 году купола украсились золотыми Крестами, и восьмого же сентября, в день престольного праздника, колокола «вернули ему голос», а вскоре он украсился мозаиками, выполненными под руководством диакона Дмитрия Котова.

31 мая 1998 года Спасский храм освящал архиепископ Можайский Григорий и рукоположил во пресвитера диакона нашего прихода Александра Телешева. Через 2 года митрополит Ювеналий освятил Никольский придел.

С 2005 года начаты работы по стилизации гаражей, построенных в советский период. Их новый облик гармонирует со всем храмовым комплексом. Новое помещение стало домом причта, сюда же перевезли библиотеку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *