храм спаса всемилостивого ростов
Церковь Спаса Всемилостивого на Торгу
Мiръ Россия Ярославская область Ростов Церковь Спаса Всемилостивого на Торгу
Церковь Спаса Всемилостивого на Торгу — одна из самых древних церквей Ростова Великого. Первая деревянная церковь была построена на этом месте в начале XIII в. Нынешняя каменная пятиглавая церковь с щипцовым завершением выстроена вместо сгоревшей (1654) одноименной церкви, построенной ростовчанами по обету во время моровой язвы.
Содержание
История [ править ]
Церковь действительно очень красива: легкое, изящное пятиглавие поставлено на кровлю с позакомарным покрытием, фасады украшены аркатурно-колончатым поясом; такие же пояски украшают и барабаны храма. Окна южного фасада обрамляют красивые узорчатые наличники. Здание достаточно высокое, так как стоит на подклете, который использовался для хранения товаров (это было обычной практикой храмов в торговых городах, тем более на Торговой площади). Интерьер храма также создавался под влиянием Архиерейского дома: в нем нет иконостаса, а все иконы написаны прямо на каменной стене. В XIX веке они были обиты деревом и покрыты медными окладами, отчего кажется, будто это обыкновенный иконостас. Стены храма были покрыты фресками, написанными в 1762-1764 годах артелью ярославского мастера Афанасия Шустова. Правда, в новых исследованиях ученые (в т.ч. Т.Л.Никитина) выдвигают предположения, что храм мог быть расписан сразу после постройки.
Спасский храм был не простым: он участвовал в различных церковных обрядах, проводимых в Успенском соборе. Так, к примеру, в Вербное воскресенье отсюда приводили «осля» для совершения чина «шествия на осляти» в ознаменование Входа Господня в Иерусалим. Церковь Спаса на Торгу, по-видимому, была частью соборного комплекса, тем более, что тогда она не была отгорожена от собора.
В XIX веке к Спасскому храму пристроили обширный теплый придел и небольшую колокольню. В советское время церковь была закрыта, фрески в ней частично забелены. В конце XX века здесь располагалась библиотека. К несчастью, подъем грунтовых вод сильно повредил и оставшиеся фрески, и даже фундамент, поставив под угрозу само существование здания. В 2003 году церковь Спаса на Торгу была включена в программу Всемирного Фонда Памятников по восстановлению исторических зданий.
Фото [ править ]
Церковь Спаса Всемилостивого на Торгу, вид с запада
Храм Спаса Всемилостивого (Нерукотворный Образ)
Храм Спаса Всемилостивого (Нерукотворный Образ) запись закреплена
Верую † Православие
Храм Спаса Всемилостивого (Нерукотворный Образ) запись закреплена
Жизнь Православия
Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьёв) родился в крестьянской семье 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда и был крещён с именем Василий. Когда ему было 10 лет, умер его отец, вскоре скончалась сестра Ольга.
Показать полностью.
Приехав в Петербург, сделался рассыльным Гостиного двора. Ещё мальчиком он узнал от монаха-схимника о том, как сложится его жизнь. Обрёл духовника в лице старца Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаха Варнавы (Меркулова).
В 1882 году стал приказчиком. В 1892 году он открыл собственное дело, став весьма крупным мехоторговцем, купцом 2-й гильдии. Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, он организовал контору по заготовке и продаже пушнины. Значительная часть товара поставлялась за границу: в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию и другие страны.
В 1895 году стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие коммерческие курсы, организованные при обществе. С 1900 по 1906 годы Муравьёвы проживали в доме 56 по Гороховой улице; с 1905 года — действительный член Ярославского благотворительного общества.
В 1906 году приобрёл большой двухэтажный дом-дачу в живописном посёлке Тярлево, расположенном между Царским Селом и Павловском, до 1920 года ставшим главным пристанищем Василия и Ольги — оставаться в столице было крайне опасно.
Выезжал за границу, доход составлял в среднем 90 000 рублей годовых.
Сын — Николай, родившийся в 1895 году, — в 1914 году перешёл в католичество и мечтал стать ксёндзом, бросил учёбу на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, стал военным авиатором; после контузии в 1916 году оставил военную службу, лечился в Николаевском госпитале. В 1917 году Николай женился на мещанке из московских евреев — Евгении Ивановне Любарской; супруги поселились в Рыбинске.
13 сентября 1920 году подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской Лавры о принятии его в число братии, на что получил согласие, был принят послушником и получил послушание пономаря. Наместником Лавры в то время был архимандрит Николай (Ярушевич), но он страдал «нервным переутомлением, выраженным в сильных головных болях и острых болях в области сердца. Ему необходим абсолютный покой один месяц и пребывание на чистом воздухе», как гласило заключение врача.
В то же время послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала супруга Василия Николаевича — Ольга. Всё имевшееся Муравьёвы пожертвовали на нужды обителей. Только в Лавру Василий Николаевич передал 40 000 рублей в золотой монете. Первое духовное имя Серафима было Варнава.
11 сентября 1921 года митрополитом Вениамином (Казанским) рукоположен в иеромонахи. В 1922 году Лавра подчинилась обновленческому Высшему Церковному Управлению; но вскоре примкнула к Патриаршей Церкви.
26 сентября 1924 году был арестован сын — Николай. Из документов допросов последнего ясно, что следствие интересовала вменяемая связь Муравьёвых с эмигрантскими монархическими кругами за границей. Сам о. Варнава не арестовывался. 2 января 1925 года Николай был освобождён и вскоре уехал к месту ссылки — в Рыбинск.
В 1926—1929 годах о. Варнава — духовник Александро-Невской Лавры.
Точная дата принятия иноком Варнавой великого ангельского образа пока не установлена: предположительно в 1929 году принял великую схиму и был наречён именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского чудотворца, которому всеми силами стремился подражать о. Варнава в течение всей предыдущей жизни.
Предположительно весной 1930 года о. Варнава, по рекомендации врачей и с благословения митрополита Серафима (Чичагова), покинул свою келию в Феодоровском корпусе Александро-Невской Лавры и поселился в Поповке, на даче у протоиерея Леонида Богоявленского.
После занятия Вырицы в августе 1941 года германскими частями был открыт Казанский храм (закрытый в 1938 году), прихожанином которого числил себя иеросхимонах Серафим; он продолжал жить в доме Томбергов на Пильном пр., 7; по-прежнему не вставал из-за болезни, но принимал приходивших к нему.
Преставился 3 апреля (21 марта по Юлианскому календарю) 1949 года, в 4-ю Неделю Великого поста, память Иоанна Лествичника.
Храм Спаса Всемилостивого (Нерукотворный Образ) запись закреплена
Православный журнал «Фома»
Преподобного Ефрема Сирина все православные христиане знают как выдающегося подвижника и одного из самых авторитетных толкователей Священного Писания в Церкви. Современники называли его ни много ни мало, как пророк Сирийский. Однако жизнь преподобного не сразу пошла по прямой дороге. В юности он обладал весьма пылким нравом и порой находился на грани настоящего преступления. Причиной этому преподобный называл впоследствии свое тогдашнее неверие в благой Промысл Божий, управляющий всеми событиями в мире. Убежденность в том, что все в жизни происходит случайно, едва не погубила будущего подвижника, но Господь показал ему действие Своего Промысла, хотя и весьма необычным образом.
Однажды Ефрем отправился в путешествие, хотя точнее было бы сказать — бродяжить, потому что какой-то определенной цели у него не было. В пути он заночевал в поле у гостеприимного пастуха, вместе с которым они напились вина и уснули. Ночью на стадо напали волки и утащили овец. Наутро хозяева стада обвинили пришлого бродягу в краже скота и потащили его к судье. Представ перед судьей, Ефрем попытался объяснить, как на самом деле все происходило. Вслед за ним в суд был приведен человек, пойманный в прелюбодеянии с одною женщиною, которая убежала и скрылась. Судья, отложив исследование дела, обоих подсудимых отослал в тюрьму. Там вместе с ними оказался еще и крестьянин, арестованный за убийство. Но как Ефрем не был похитителем овец, так и приведенный с Ефремом не был прелюбодеем, и земледелец — убийцею.
На восьмой день ареста, во сне, Ефрему явился некто и сказал: «Будь благочестив, и уразумеешь Промысл. Перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал за свою жизнь. Тогда на своем примере убедишься, что арестованные с тобою люди страдают сейчас не несправедливо, хотя и невиновны в преступлениях, которые им вменяют».
Пробудившись, Ефрем стал размышлять о видении и отыскивать в памяти свои проступки. Вдруг он вспомнил, что, быв в этом же селении прежде, из пустого озорства он выгнал среди ночи из загона на поле корову одного бедного человека. Она была стельной и обессилела от холода. В поле ее настиг зверь и растерзал.
Потрясенный открывшейся ему картиной Божьего Промысла, Ефрем тут же рассказал остальным заключенным про свой сон и забытую вину. Рассказ произвел на них сильное впечатление, и они тоже начали вспоминать: крестьянин видел человека, тонувшего в реке, и хотя мог ему помочь, однако ж не помог; а городской житель присоединился к обвинителям одной оклеветанной женщины, вдовы; братья ее, обвинив в прелюбодеянии, лишили ее отцовского наследства, дав из отсуженного часть и ему — за лжесвидетельство в суде.
Преподобный Ефрем так описывает свои впечатления от этой исповеди товарищей по несчастью: «При сих рассказах начал я приходить в сокрушение; потому что в этом было некоторое явное воздаяние. И если бы один я был, то сказал бы, может быть, что все это случилось со мною просто по-человечески. Но мы трое постигнуты тою же участию. …Заснув в другой раз, вижу, что тот же говорит мне: “завтра увидите и тех, за кого терпите вы обиду, и освобождение от взведенной на вас клеветы”».
Далее получилось так, что в суд по совсем другим делам «случайно» были приведены истинные виновники преступлений, за которые томились в темнице соседи Ефрема. В ходе разбирательства судья выяснил истину, дознавшись и до той, скрытой ранее, их вины. В придачу к этому, накануне рассмотрения дела Ефрема, так же «случайно» был назначен на должность новый судья, который «случайно» же оказался родом из тех мест, откуда ушел бродяжить юный Ефрем. Более того, этот новый судья «случайно» оказался хорошим знакомым родителей Ефрема, бывал у них в доме и помнил его ребенком. Кончилась эта история тем, что невиновных из тюрьмы выпустили, виновных наказали. А сам Ефрем после почти семидесяти дней пребывания в тюрьме на всю оставшуюся жизнь уверовал в то, что случайностей в жизни не бывает, а каждый совершенный грех имеет свое воздаяние.
Так начиналась жизнь того, кто сейчас известен всем православным христианам мира как преподобный Ефрем Низибийский, cирийский пророк.
© «Фома», 2013
Автор: Александр Ткаченко
Рисунок Елены Поповской.
Ростов. Церковь Спаса Всемилостивого, что в Спасской слободе.
Спасская слободская церковь, Спасграфская, Спасская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Храмозданная грамота на строительство церкви Всемилостивого Спаса, что в Спасской слободе, была выдана прихожанам этого храма Арсением, митрополитом Ростовским и Ярославским 21 декабря 1759 г. Предположение о закладке храма еще в декабре этого года более чем маловероятно. Скорее всего, его заложили на следующий, 1760 год, или несколько позже. В документе 1765 г. упомянуто, что названная церковь “строением не окончена”. В следующем же 1766 г., 30 октября, прихожане храма, которых представляли священник “града Ростова церкви Всемилостиваго Спаса, что в Спасской слободе” Андрей Григорьев и церковный староста крестьянин “ведомства государственной коллегии экономии преждебывой Ростовскаго Богоявленскаго Аврамиева монастыря вотчины Спасской слободы” Дмитрий Яковлев обратились к Афанасию, епископу Ростовскому и Ярославскому с просьбой освятить нижний придел во имя Николая Чудотворца, а не пророка Даниила, как предполагалось ранее. На этом прошении епископ Афанасий наложил следующую резолюцию: “Показанную теплую церковь освятить на новом антиминсе, а старой принять в хранение протопопу». Надо полагать, в том же 1766 г. Никольский придел и был освящен.
На деньги прихожан в 1790—1793 гг. вместо обветшавших были устроены пять железных глав, а также покрыты железом алтарь и “кумпол”, под которым, очевидно, в данном случае следует понимать криволинейную кровлю храма. В 1793 г. “зделали при той же церкви новую деревянную колокольню”. Выходит, каменной, завершенной шпилем колокольни, которую мы видим на фотографии храма, в этом году еще не существовало. Построили каменную колокольню лишь между 1835 и 1839 гг.
Таким образом, сооружение храма растянулось на 70 с лишним лет. Начали его строить еще в эпоху барокко, а колокольню закончили уже на исходе эпохи классицизма.
Храм Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского
Храм Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского запись закреплена
ПИСЬМО НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСАНДРА ИЛЬЯШЕНКО
Дорогие братья и сестры!
Неожиданно наступили трудные времена.
Показать полностью.
Коронавирусом заболело много людей по всему свету, в том числе в Москве. В Москве объявлен карантин, передвижение по городу ограничено.
Конечно, неизвестность страшит. Мир в одночасье резко изменился.
Но есть то, что остается неизменным.
Ты владыками их не зови;
Всё, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.
Мы верим, что все происходит по промыслу Божию. Промыслительно, что это испытание послано нам именно во дни Великого Поста, в дни особенно глубокого покаяния. Оно даровано нам, чтобы мы приложили усилия восстановить в своих сердцах духовную гармонию, гармонию любви, которую мы нарушаем своими грехами.
Сейчас время усилить нашу молитву, время от всего сердца обратиться ко Господу нашему Иисусу Христу, к Пресвятой Богородице. Будем глубоко и искренне уповать на помощь Божию, и Господь не оставит нас. Апостол Павел призывал «познавать, что есть воля Божией, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2).
Если человек в Церкви, он никогда не бывает один, он в храме, он в приходе, а приход – одна семья! Возможно, из-за карантина сейчас кто-то не сможет прийти в храм. Мы не планировали этого, мы не были готовы к пандемии, никто не был готов.
Пройдем это поприще вместе, сохраняя мужество и здравомыслие, не впадая в уныние и панику, помогая нуждающимся и слабым.
Церкви: Спаса на Сенях и Всех Святых, в Кремле Ростова-Великого, Ярославской губернии
Святыни Ростова, в особенности древний Кремль, сердце города, заключающий в стенах своих мощи великих угодников в нескольких древних замечательных храмах, постоянно привлекали и привлекают к себе религиозное внимание посетителей и служат предметом поклонения и особенного уважения многочисленных паломников, посещающих Ростов-Великий.
Одно из первых мест среди памятников архитектуры XVII века занимает церковь Всемилостивого Спаса на сенях, обращая на себя взоры всех более или менее просвещенных лиц, ценящих древнее зодчество.
Оригинальное устройство церкви и своеобразность художественной орнаментировки, – различно действуя на зрителя, вызывали различные и отзывы. Между прочим, характерно и сильно высказался профессор Московского университета С. Шевырев, посетивший Ростов и осмотревший Спасский храм в 1847 году. «Всех замечательнее», пишет он, «церковь Спасская, во имя Всемилостивого Спаса, крестовая церковь архипастырей Ростовских, прилежащая к самому дому. По развалинам стен или галереи, вы должны были проходить к ней, опасаясь провалов. Эта церковь…любопытна своим странным расположением… не только алтарь, но и самый клирос отделены от народа и церкви ступенями и перегородкой, утвержденной на больших круглых столбах. Это устройство храма таково, что почти совсем закрывает богослужение от глаз народа. Когда станут на обеих сторонах клироса певчие, да сядет архиерей, для которого с правой стороны есть место, то народ может видеть только певчих, спиною к нему стоящих, архиерея, сидящего также спиною, и царские двери. Иконостас же – это небо храма, к которому устремляются и в котором соединяются молитвенные взоры народа, как взоры всего человечества встречаются на светилах небесных, – остается совершенно закрыть. Кругом всей церкви, где стоять народу, видны только одни страшные изображения казней за преступления против церкви. Всего разительнее Страшный Суд, представленный в виде грозных мучений и прежде всего поражающий взоры входящего, даже прежде, чем он успеет обратить их на святыню церкви Божией»…
Достойно также упомянуть, что в бытность в Ростове в 1853 году, Великого Князя Николая Николаевича Старшого, – Августейший посетитель был так поражен внутренним устройством Спасского храма, что пожелал сделать в этом роде домовую церковь в Николаевском дворце. К сожалению, архитекторы или не так поняли желание Великого Князя или мало изучили стиль Спасской церкви, – но только домовый храм дворца во многом отступает от своего оригинала.
Ростовская церковь Спаса Всемилостивого в Кремле была построена в 1675 году, Ростовским митрополитом Ионой, бывшим во время удаления патриарха Никона местоблюстителем патриаршего престола. Со временем своего построения Спасский храм служил крестовой церковью для Ростовских святителей.
Простояв многие годы без особенного присмотра и попечения, этот храм, вместе с другими древними памятниками Кремля, подвергся всеразрушающей силе времени и мало-помалу начал разрушаться. Уже в первой половине настоящего столетия Ростовский Кремль представляет печальную картину. Вот какими чертами охарактеризовал ее около полувека тому назад красноречивый писатель и автор, в свое время весьма распространенной и известной книги: «Мысли о православии при посещении святыни Русской» (Сиб.1850г., стр.69). «Но если отрадно мне было молиться под сводами древней метрополии Ростовской, посреди всей ее святыни, то грустно было взойти во внутренность священного кремля и видеть запустение его пяти храмов и бывших палат архиерейских, еще исполненных именем великого святителя Дмитрия. Со дня на день приходит в большой упадок здания, который, казалось, построены были для вечности, и снаружи еще кажутся чем-то исполинским; особенно грустно смотреть на разрушение церкви Григория Богослова, где постригался апостол Иереми св. Стефан и на крестовую церковь во имя Всемилостивого спаса, где было поставлено тело святителя Дмитрия в ожидании друга его, местоблюстителя патриаршего престола Стефана, который хотел воздать ему свой последний долг. Тяжко для сердца зрелище постепенного падения того дома, в котором жил митрополит Дмитрий, особенно той кельи, где он скончался на коленях; сперва было хотели обратить не в церковь, но оставили благочестивое намерение, с тех пор как кафедра архиерейская перенесена в Ярославль. Неужели никогда не обновится древнее жилище стольких великих святителей Ростовских?»
В недавнее время Ростовский Кремль на половину реставрирован; но храм Всемилостивого Спаса не был восстановлен и исправлен; разрушение его продолжалось. В 1880 году были сломаны переходы (галереи), соединявшие митрополичий дом с этой церковью, при перестройке этого дома под духовное училище, что сильно повлияло на дальнейшее разрушение храма. Стены его дали широкие трещины летом 1891 г., опасность еще больших трещин в подвальных этажах, как это можно видеть из прилагаемого рисунка. Кроме этого, и сам купол храма также грозит окончательно разрушиться.
Внутренность храма, к счастью, значительно менее подверглась ветхости, хотя живопись – главнейшее сокровище церкви – от сырости портится и обваливается со штукатуркой. Внутри Спасский храм представляет три части: алтарь, солею с клиросом и место для народа. Алтарь отделяется от солеи стеной иконостаса каменною стеной и двумя арками разделяется на среднюю, южную и северную части. Площадь солеи вместе с клиросами, занимая почти половину храма, возвышается на несколько ступеней. Клиросы с двух сторон – задней и боковой – ограждены невысокими каменными стенками и соединены с алтарной преградою арками, опирающимися на круглые вызолоченный столбы, утвержденные на задней их стороне, на каждой по три. Промежутки арок над клиросами соединены между собою каменною доской. Столбы и доска образуют подобие окон. Как алтарь, так и храм украшены сплошною живописью, описание которой приводим здесь в кратких чертах по записи члена Ростовского Музея церковных древностей И. Н. Богословского.
В куполе средней части алтаря воспроизведена церковная песня: «Тебе радуется Благодатная»… В здании, представляющим собой пятиглавый храм, изображены: Господь Саваоф (старец) в пояс с благословляющими десницей и шуйцей; Богоматерь с младенцем Иисусом, восседающая на троне, окруженном ангельским собором; у подножья Богоматери – Иоанн Предтеча с крыльями; в левой руке он держит чашу с находящимся в ней младенцем Спасителем, правою указывает на нее. По ту и другую сторону от Предтечи представлен ряд пророков со свитками и святых с книгами; между последними виднеется благоразумный разбойник с крестом в руках. Горное место украшено изображениями патриархов Константинопольских, пап Римских и митрополитов Российских; на каждом изображении русское слово: святый заменено греческим – (агiос). Над Царскими вратами представлено Господь Саваоф, в рост, окруженный воинством небесным; от Него – изображение падших ангелов, ниже – « Почил Бог в день седьмый». По правую руку – создание Адама, по левую – изгнание прародителей из рая. Вверху южной части алтаря изображается распятие Иисуса Христа в виде нескольких струй, с истекающей из ребра Его кровью в чашу, находящуюся у подножья креста. Здесь же изображено и таинство евхаристии; по сторонам от него – прочие шесть таинств православной церкви: крещение, миропомазание, брак, елеосвящение, священство и покаяние. Ниже таинств, по стенам, идет ряд преподобных и мучеников. Над дверью в вертикальном направлении представлены: Бог Отец, Бог Сын и Божия Матерь, окруженная пророками, которые имеют свитки с надписями; надписи содержать пророчества о Богоматери. А в северной части алтаря, вверху, изображены: Господь Саваоф, Иисус Христос и Божественная Премудрость; на восточной стене: младенец Иисус Христос со свитками в чаше, около головы Его стоит Божия Матерь, у ног Иоанн Предтеча. Как Богоматерь, так и Предтеча изображены с крыльями. На южной стороне – омовение ног, на северной – тайная вечеря. Ниже этих сюжетов – ряд архидьяконов. Над дверью церковная песня «Что Тя наречем о Благодатная».
Иконостас пятиярусный. Первый ярус составляют местные иконы Спасителя и Божией Матери, написанные на деке и приставленные к алтарной преграде в киотах; прочие ярусы написаны на самой преграде. Во втором ярусе находятся изображения: Тайной вечери, над церковными вратами, затем Благовещения, Рождества Христова, Крещения и Сретения. В третьем – Христос Вседержитель; по сторонам от него – Божия Матерь, Иоанн Креститель, два ангела и апостолы. В четвертом – Божия Матерь с младенцем Иисусом и лики пророков в медальонах. В пятом – Предвечный Совет и ветхозаветные патриархи. Выше Предвечного Совета – распятие Христа с предстоящими около креста Божией Матерью и Иоанном Богословом. Над клиросами и солеей на доске, соединяющей между собой концы арок, с одной из сторон, обращенной к алтарной преграде, представлены: двенадцатилетний отрок Иисус в Иерусалимском храме, Успение Божией Матери, Преображение Господне; прямо над солеей – Воздвижение Креста и Введение Дева Марии во храм. С другой – противоположной: Иисус Христос, Божия Матерь, Иоанн Креститель и двенадцать апостолов. Все эти изображения бюстовые и в медальонах.
Стены южная и северная украшены изображениями событий из евангельской истории. Исключение представляет только часть около правого клироса, где представлено явление Бога Аврааму или ветхозаветная Троица. Между воспроизведенными событиями из евангельской истории на южной стороне можно различать: призвание апостолов на море галилейское, нагорную проповедь, исцеление слепого, исцеление расслабленных, вообще больных, изгнание легиона бесов и низвержение свиней в море, насыщение хлебами, исцеление кровоточивой, воскрешение дочери Иаира, изгнание торгующих из храма, тайную вечерю, моление о чаше, Иудино лобзание, Христос на суде первосвященника, допрос у Пилата. На северной стене храма: послание апостолов на проповедь, просьбу Саломии, укрощение бури, воскрешение сына вдовы Наинской, хождение по воде, лепту вдовицы, исцеление сухорукого, сына царедворца и др., Христа среди иудеев и фарисеев (несколько сюжетов), Христа под стражей, «се человек», предание Иисуса в руки врагов, бичевание и распятие. Пред левым клиросом – явление ангелов Иакиму и Анне, каждому отдельно, зачатие и рождество Богородицы здесь же, в окне, помещается «Благое молчание».
Вся задняя стена представляет картину Страшного Суда. Схема Суда обычная. В Верхней части картины представлен Господь Саваоф, в виде старца. С правой от него стороны – небесный Иерусалим (Божия Матерь и лики святых), с левой – изображение падших духов, внизу – Дух Святой, в виде парящего голубя. Под духом Святым сама картина Суда. Судья или Иисус Христос занимает середину этой части; Ему предстоят Божия Матерь и Иоанн Предтеча, а к стопам припадают Адам и Ева. По ту и другую сторону Христа изображены – сонм ангелов и лики апостолов, направо от Христа помещены лики святых, их шествие в рай и сам рай или лоно Авраама; налево – неверные и ад с сатаною. Под восседающим Судьёй следует одно за другим – уготование престола с известными атрибутами, от которого исходит извивающийся змей, рука с младенцами или душами праведных, бесы, блудники, трубящие ангелы и символы четырех царств. Воскресение мертвых изображено в самом низу картины с левой стороны от зрителя.
Свод храма четвероконечным крестом делится на четыре части. В северо-восточной – представлено воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим; в юго-восточной – снятие со креста, положение во гроб, иудеи пред Пилатом, испрашивающие дозволение поставить стражу к гробу, Воскресение Христово; в юго-западной – явление ангела мироносицам, явление им-же Христа, уверение Фомы в присутствии прочих апостолов, исцеление расслабленного у Вифезды; в северо-западной – троекратное призвание апостола Петра, беседа с Самарянкой, сошествие Святого Духа на апостолов, Вознесение Иисуса Христа представлено в середине северной части свода, против Воскресения. В кресте изображены евангелисты с их символами; центр креста составляет купол. В куполе – Господь Саваоф с благословляющей десницей и шуйцей. Окна храма украшены изображениями святых, а задние стороны клиросов – двенадцати сыновей Иакова.
В каменном иконостасе уцелели две иконы, грубо возобновленные в 1863 году, в двух древних, едва ли по современных храму, деревянных киотах, тоже неумело реставрированных.
Царские врата деревянные, плохо подновленные в том же 1863 г., требуют основательного исправления.
Из пометок, сделанных известным Ростовским любителем старина
Н. В. Хлебниковым видно, что «Спасская крестовая церковь подписана настенным письмом иконографами Ростовскими попом Тимофеем, Вологжаниным Димитрием Степановичем и Иваном да Федором Карповыми». Эти лица, как видно из истории русских школ иконописания Д.А. Ровинского (записки Ил. Арх. Общ. т.VIII, Спб.1856г.), действительно существовали и отсылались из Москвы в Ростов к митрополиту Ионе.
Неподалеку от Спасского храма находится так называемая «Водяная башня», существовавшая еще до митрополита Ионы и соединенная с древним архиерейским домом. В ней издревле была устроена небольшая крестовая церковь Ростовских владык. Митрополит Иона, перестраивая Ростовский Кремль (1652–1690 г.), между прочим, выстроил особый митрополичий дом, соединяя переходами с вновь – же построенной им крестовой церковью «Спаса на сенях». Вследствие этой постройки бывшая в Водяной башне церковь, очевидно уже за ненадобность нарушилась. Но в 1710 г. и следующих годах, несчастным Ростовским епископом Досифеел, участником в деле Евдокии Лопухиной и казненным Петром I в 1718 г. в Москве на Красной площади, – церковь была опять реставрирована во имя Всех Святых. Церковь эта теперь нарушена, но на бывшей паперти сохранились остатки прекрасной живописи, вполне достойной реставрации. В 1890 г. башня в некоторых своих частях на средства Кремлевской Комиссии была поправлена, своды и стены вычинены, но чтобы основательно реставрировать нужно еще немало денежных средств, отсутствие которых и приостановило работы.
Рядом с этой церковью «Всех Святых», находится большое жилое здание XVI–XVII в.в., по преданию – место жилища Ростовского митрополита Филарета Никитича Романова; теперь здание запущено и искажено современными переделками.
Впрочем, реставрация его не представляла бы особых затруднений. А это есть единственный памятник жилья XVI века. По поводу двух этих зданий в отчете Ростовского Музея церковных древностей за 1889 г. было, между прочим, сказано, что «главной заботой Комиссии служить поддержке и, если возможно, полной реставрация так называемой Водяной башни, во втором этаже которой помещалась домовая церковь Ростовских владык. Эта башня имеет непрерывную связь с древними митропольными хоромами, где жил с 1605г. знаменитый родоначальник Царствующего Дома Романовых, Ростовский митрополит Филарет, поступивший на Ростовскую кафедру, как известно, из иноков Холмогорского Антониева-Сийского монастыря. В 1609 г. он был взят поляками в Ростовском Успенском соборе. Современный Ростовский летописец XVII в. подробно и красноречиво описал эту, полную драматизма, историю. Дом знаменитого иерарха, хотя и поврежден новейшими переделками, но вполне возможен для реставрации в том виде, в каком он был, как жилище родоначальника Царствующей Фамилии. Особенно не трудно восстановить и примыкающую к этому дому, находящуюся в Водяной башне, Всехсвятскую церковь. Храм этот уже был реставрирован в начале прошлого века известным Ростовским епископом Досифеем, но в начале нынешнего столетия пострадал не столько от ветхости, сколько от невнимания к отечественным памятникам. Он был нарушен и иконостас продан в церковь села Никольского, что в Горах, где в недавнее еще время и этот иконостас, замененный новым, сожжен.
Восстановлением Всехсвятской церкви будет, так сказать, поставлен памятник великому Русскому историческому деятелю. Всероссийскому патриарху Филарету, имя которого всецело принадлежит истории. Конечно, средств у Комиссии нет, но их не было и при самом ее учреждении, однако с 1883 г., благодаря просвещенной и христианской поддержке истинно русских людей – Королевых, Кекиных, Вахрамеевых, Рулева и др., Комиссия восстановила положительно из развалин: храм Григорьевского монастыря – Затвора, Иоанна-Богословскую, Одигитриевскую и Воскресенскую церкви; Белую Палату, Княжьи терема, часть стены и библиотечную башню. Русские люди всегда придут на помощь восстановлению храма Божия и такого знаменитого исторического памятника.
Мы твердо уповаем, что жилище родоначальника Русских Царей и храм, где он приносил молитвы, восстанут из своих развалин, как восстали уже предназначенные к сносу перечисленные выше Белая Палата – гостиная св. митрополита Ростовского Дмитрия и Григорьевской монастырь – Затвор – место пострижения русского апостола св. Стефана Пермского.
Когда мы печатали эту книжку, то получили заявление от известного своей просвещенной благотворительностью потомственного почетного гражданина, Ростовского I-й гильдии купца Всеволода Ивановича Королева, что он желает возобновить «Спасскую на Сенях» церковь и жертвует для этого необходимые средства, которые немедля и высылает. Теперь уже начались деятельные работы по реставрации под непосредственным наблюдением известного археолога-инженера Н.В. Султанова.
Жертва В. И. Королева на возобновление Кремля уже не первая: им, вместе с братом Е. И. Королевым, положено начало к великому делу восстановления Белой Палаты в 1883 г. и устройства Музея Церковных Древностей. Ростовские летописи сохранят эти имена на память потомству и истории. В особенности отрадно то, что гг. Королевы Ростовские уроженцы, издавна проживающие в Томске, – не забыли своего родного города, не остались безучастными к древним историческим памятникам его, – а постоянно и щедро жертвуют на их восстановление. Теперь Спасская на Сенях церковь, одно из лучших сооружений до Петровской Руси, одно из драгоценнейших украшений древнего Ростовского Кремля, – обеспечена своим дальнейшим существованием.
Остаются в Кремле требующими реставрации только Всехсвятская церковь и палаты Ростовского митрополита Филарета Романова; но мы надеемся, что и эти последние невозобновленные памятники, дорогие, как для науки, так и для народного чувства, – восстанут со временем из развалин. Чарующую картину представит тогда Кремль Ростова Великого; он явится глазам нашим во всем блеске своего величия, каким был во времена славной Ростовской митрополии.
Стройный ряд реставрированных построек XVI–XVII в.в. будет вечным памятником жертвователям, любителям русской старины, а святая церковь непрестанно будет возносить благодарные молитвы Всевышнему за созидателей восстановителей Божиих храмов.