храм сретения господня в константиново

Константиново. Церковь Сретения Господня.

Сретенская церковь

Карта и ближайшие объекты

храм сретения господня в константиново

Статьи

Интерьеры здания изменены, иконостасы утрачены.

На месте существующей сейчас церкви XVII в. стояла деревянная церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Рядом с ней иеромонах Троице-Сергиева монастыря Иоасаф в 1690 г. построил каменный храм. В 1695 г. выданы из патриаршего приказа два антиминса для освящения церквей в честь Сретения Господня и придела во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Колокольня при храме построена в 1810 г.

В 1930—1932 гг. церковь закрыли, частично разрушили и переделали в клуб. В храме в разное время размещались милиция, библиотека, сберкасса.

В 1999 г. церковь передали православной общине. С этого времени начались восстановительные работы. При храме работает воскресная школа для взрослых.

Село Константиново расположено на р. Алфимовке, левом притоке Дубны. Впервые оно упоминается в духовной грамоте великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты: уезжая в Орду в 1328 г. он поделил свои владения между княгиней и сыновьями. Константиново досталось старшему сыну Семиону. Село было дворцовым промысловым угодьем, его жители занимались охотой и рыбной ловлей для Московских князей.

В 1620 г. в селе стояли две деревянных церкви: во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских и ветхая, полуразрушенная в честь Михаила Архангела.

В 1650 году царь Алексей Михайлович отдал село Троице-Сергиеву монастырю. В переписных книгах этого времени в церкви Александрийских святителей упоминается священник Иоанн Алексеев.

Ныне существующая каменная церковь в честь Сретения Господня с приделами святителей Афанасия и Кирилла Александрийских и Вознесения Господня была построена насельником Троице-Сергиева монастыря Иоасафом (Поповым) в 1690 году. Освящение церкви и придела, следует предполагать, было совершено в 1695 году, так как в это время из патриаршего приказа были выданы два антиминса.

В 1810 году была возведена высокая четырехъярусная колокольня, а через 9 лет трапезную часть расширили и устроили другой придел в честь Вознесения Господня. История сохранила сведения и о постройке каменной церкви во имя Архангела Михаила. Эта церковь была построена в 1825 году с приделом в честь Владимирской иконы Божией Матери.

В 1873г. был образован Константиново-Никольский приход, в который входили Сретенская, Архангельская церкви села Константинова и Никольский храм села Никульское. Главным же был определен Сретенский храм, остальные были приписными. После отмены крепостного права село стало центром волости, в нем появилось волостное правление и канцелярия станового пристава. Село насчитывало 1003 жителя. Такова история Сретенской церкви в синодальный период РПЦ.

В 1931 г. Сретенский храм был закрыт. Перед закрытием в нем служил ныне прославленный в лике новомучеников – иерей Феодор Дорофеев. В декабре 1932 г. отца Феодора и наиболее активных членов «двадцатки», хлопотавших об открытии храма, арестовали. 21 января 1933 года священника приговорили к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Вернувшись из заключения, отец Феодор продолжил служение в храме преподобного Сергия Радонежского села Зятьково Талдомского района. Осенью 1937 года он вновь был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 10 декабря 1937 г. отца Феодора расстреляли на полигоне Бутово под Москвой.

В селе Константиново окончила свой жизненный путь и исповеднический подвиг мученица Татьяна Гримблит. Воспитанная в глубоко христианском духе, она всю свою жизнь посвятила помощи ближним. Работая в больнице, и зачастую много больше, чем ей полагалось по ее обязанностям, она почти все свои средства отдавала на помощь находящимся в заключении священнослужителям и православным мирянам. 22 сентября 1937 года тройка НКВД приговорила Татьяну Николаевну к расстрелу. На следующий день она была расстреляна и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

В годы атеизма Сретенская церковь была предана поруганию и осквернению. Часть здания была разрушена, другая – переделана в клуб, колокольня взорвана. В церкви в разное время размещались милиция, библиотека, сберкасса.

В 1999 году храм был передан православной общине и назначен настоятель – священник Михаил Лупу. С этого времени начались реставрационные работы. Храм-мученик, воспитавший и укрывший под своими сводами верных сынов и дочерей, дождался своего возрождения. В настоящее время в праздничные и воскресные дни в нем совершаются уставные богослужения. Завершены внутренняя отделка и убранство главного алтаря и трапезной части церкви.

Настоятель духовно окормляет сельскую среднюю школу и детский сад. Вместе с прихожанами и детьми совершает паломнические поездки по святым местам.

Источник

Константиново

Храмы Московской области

С. Константиново. Церковь Сретения

С. Константиново расположено на р. Алфимовке, левом притоке Дубны. Впервые оно упомянуто в духовной грамоте великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты: уезжая в Орду в 1328 г., он поделил свои владения между княгиней и сыновьями, Константинове досталось старшему сыну Семиону. Село было дворцовым промысловым угодьем, его жители занимались охотой и рыбной ловлей для московских князей.

В 1620 г. в селе стояли деревянная церковь Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских и полуразрушенный храм Михаила Архангела.

В 1601 г. царь Борис Годунов воздвиг гонения на семью Романовых, Ксения и её муж были насильно пострижены в монашество, монахиню Марфу разлучили с детьми и отправили в ссылку. Победа Самозванца (Лжедимитрия I) дала им свободу. Марфа следовала за бывшим мужем, который стал митрополитом Ростовским Филаретом. Захваченный сторонниками Лжедимитрия II при разорении Ростова, он был отвезён в Тушино. Отбитый правительственными войсками, он вместе с инокиней Марфой и сыном пережил сожжение Москвы поляками во время восстания 1611 г.

В 1612 г. Марфа, выпущенная поляками из Кремля при осаде его войсками Второго ополчения, уехала с сыном в свою костромскую вотчину Домнино.

14 марта 1613 г. она принимала в Костромском Ипатьевском монастыре соборное посольство и, сначала несколько раз отказавшись, всё-таки благословила сына на царство. Вследствие её влияния на юного царя её родственники Салтыковы заняли крупные посты в правительстве и раздавали другим родственникам дворцовые земли. В её покоях в Вознесенском монастыре в Кремле допрашивали обвинённого в порче книг (он был справщиком на печатном дворе) Троицкого архимандрита, своими воззваниями поднявшего народ на освобождение Москвы в 1612 г., Дионисия (Зобниновского). Напуганная обвинением его в ереси, она дала согласие на жестокое наказание безвинного человека. Влияние инокини Марфы упало после возвращения из плена митрополита Филарета, вскоре избранного патриархом.

В 1650 г. царь Алексей Михайлович отдал село Троице-Сергиеву монастырю.

26 сентября 1746 г. умер бездетным священник Сретенской церкви с. Константинове Сергий Иванов, а по смерти другого священника Степана Григорьева, его тестя, остались две малолетние дочери. Прихожане Сретенской церкви просили учрежденный Собор Троице-Сергиевой Лавры перевести к ним для священнослужения из с. Иудино (тогда Александровского уезда) вдового священника Ивана Иванова, уступившего место родному брату, бывшему дьячку Василию, с тем чтобы он половину церковного дохода отдавал на пропитание поповым дочерям до их совершеннолетия. Челобитье прихожан было подкреплено прошением, поданным 17 марта 1747 г. женой бывшего диакона Сретенской церкви Алексея Алексеева, вдовой Акилиной Григорьевой и поповыми детьми-сиротами.

В 1764 г. село стало управляться ведомством экономии.

В 1788 г. священником был Никита Степанов, в 1789 г. он уволен за старостью.

В 1789 г. к церкви с. Константинове назначен зять о. Никиты о. Николай Федорович Покровский, выпускник Вифанской семинарии.

В 1814 г. он сдал место сыну, о. Феодору Николаевичу Покровскому, который также окончил Вифанскую семинарию.

В 1831 г. о. Феодор умер от чахотки.

В Константинове был переведён священник Закубежского погоста Афанасий Васильевич Широгоров, в 1839 г. он умер, и место утверждено за учеником Вифанской семинарии Иваном Широгоровым.

С 1839 г. временно исправлял должность священника Сретенского храма заштатный священник с. Рождествино Иоанн Петрович Талицкий.

В 1843 г. священником Сретенской церкви назначен зять Широгоровых Пётр Вуколович Беляев, из студентов (то есть лучших учеников) Вифанской семинарии, «он был депутатом, 7 лет благочинным. В 1871 г. о. Пётр умер от холеры. Его вдова Мариамна Афанасьевна стала просвирней.

В 1884 г. с ней жили её больной сын Павел, бывший законоучитель Меленковского городского училища, и сестра Наталья Афанасьевна Широгорова (в 1884 г. ей был 61 год). Другой сын Мариамны Афанасьевны, Алексей (22-х лет), в это время находился на военной службе.

До 1872 г. причт состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. Потом из священника и псаломщика. В 1871 г. определён к служению при Сретенской церкви священник Архангельской церкви того же села Николай Александрович Беляев.

В 1874 г. он перемещён к Сретенской церкви. Отец Николай по окончании Владимирской семинарии был рукоположен во священника к Архангельскому храму с. Константинове Был законоучителем в Константиновском училище.

В 1810 г. возведена высокая четырёхъярусная колокольня Сретенского храма (разрушена в советское время).

В 1819 г. пристроенная тёплая церковь Афанасия и Кирила расширена на престол в честь Вознесения Господня.

В 1821 г. придел освящён.

В 1834-1835 гг. эти приделы вновь перестроены и в 1836 г. освящены.

В 1852 г. стены над северным приделом надстроены и подведены под общую кровлю со Сретенской церковью. К ограде с юга были пристроены лавки для торговли во время ярмарок. К северной стороне колокольни пристроен каменный двухэтажный дом, в котором помещались начальное приходское училище и богадельня.

В 1825 г. вместо второго деревянного храма (Михаила Архангела) был построен каменный храм Михаила Архангела с приделом Владимирской иконы Божией Матери и с колокольней.

В храмозданной грамоте 1819 г. написано: «Благословили мы по прошению Епархии нашей Александровской округи села Константиновского священника Василия Васильева, всех приходских людей и строителя церкви крестьянина Степана Егорова, вместо того села деревянной Архангельской церкви построить вновь каменную в то ж наименование на удобном и отдалённом от обывательских и прочих домов месте».

В 1876 г. в Сретенской церкви служили священник Николай Беляев, дьячок Алексей Стефанович Елховский (1830-1908, убит в с. Константинове в сане диакона), пономарь Павел Орлов.

С 1865 по 1874 г. в Архангельской церкви служил священник Николай Беляев.

В 1873 г. Архангельскую церковь обозревал архиепископ Владимирский и Суздальский Антоний (Павлинский (ум. 1878), управлял епархией с 1866 по 1878 г., с 1852 г. епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии, с 1853 г. епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии, с 1854 г. епископ Архангельский и Холмогорский, с 1857 г. Нижегородский и Арзамасский, с 1860 г. Волынский и Житомирский, с 1862 г. архиепископ). В Сретенской церкви он слушал литургию и совершил молебствие в сослужении с местным благочинным о. Алексием Язвицким и тремя приходскими священниками.

В 1883 г. в Архангельской и Сретенской церквах был архиепископ Владимирский и Суздальский Феогност, он посетил местного благочинного о. Николая Беляева и настоятеля Архангельского храма о. Павла Петровского и обедал у церковного старосты И.И. Соколова.

В 1845 г. в с. Константинове открыто училище. До 1873 г. оно было в ведении Владимирской палаты государственных имуществ. В училище обучалось до 50 мальчиков, с 1879 г. число учащихся возросло до 100 человек. Увеличение учащихся вдвое стало возможным благодаря новому каменному 2-этаж-т ному зданию училища, построенному его попечителем, купцом и местным землевладельцем Иваном Ивановичем Соколовым.

В 1884 г. при училище состояли два учителя: Дмитрий Васильевич Нарбеков (21 г.) и Владимир Сергеевич Соколов (20 лет).

В 1859 г. в с. Константинове было 139 дворов и 1003 жителя. После отмены крепостного права в 1861 г. село стало центром волости, в нём появились волостное правление и канцелярия станового пристава.

В 1914 г. поступила послушницей в московский Алексеевский монастырь, трудилась на кухне.

В 1924 г. монастырь был закрыт, Анна поселилась вместе с монахинями на частной квартире; они сохраняли монашеские правила и устав, зарабатывали шитьём одеял.

В 1930 г. власти приняли решение об аресте всех насельников и насельниц закрытых монастырей, 28 декабря Анна была арестована.

Особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило Анну к трём годам ссылки в Архангельскую область.

По окончании ссыпки в 1934 г. она вернулась в с. Константиново.

22 февраля 1938 г. была вновь арестована по обвинению «в распространении провокационных слухов о скором падении советской власти» и заключена в тюрьму г. Загорска (ныне Сергиев Посад). На допросах виновной себя не признала.

Расстреляна по приговору тройки УНКВД по Московской области от 8 марта 1938 г. и погребена в общей безвестной могиле. Прославлена Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г.

В 1931 г., Сретенский храм был закрыт.

В нём служил священник Феодор Дорофеев (1885-1937, священномученик). Отец Феодор и прихожане принялись усиленно хлопотать о открытии. О. Феодор продолжал служить молебны в домах прихожан.

В декабре 1932 г. священник и наиболее активные из членов двадцатки были арестованы по обвинению в создании антисоветской контрреволюционной группировки церковников, которая будто бы ставила своей целью срыв мероприятий советской власти и развал колхозов; они будто бы собирали нелегальные собрания крестьян, на которых читали и разъясняли в антисоветском духе религиозную и антисемитскую литературу, возбуждая таким образом суеверия в отсталых группах населения. Кроме этого, о. Феодор был обвинён в том, что во время богослужений призывал верующих оказать помощь храму.

Феодор Дорофеев родился 7 июня 1885 г. в д. Козлаково Андреевской волости Владимирской губернии в семье крестьянина Евфимия Дорофеева. Окончил Владимирскую Духовную семинарию.

В 1906 г. женился на Александре Нарбековой, родители которой были крестьянами той же деревни. Был рукоположен в сан диакона и служил в храме с. Выпуково Александровского уезда Владимирской губернии. По рукоположении в сан священника служил в Сретенском храме в с. Константинове. После ареста священник не признал себя виновным.

В 1933 г. «тройкой» ОГПУ приговорён к 5 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. По возвращении из заключения стал служить в храме с. Затьково Талдомского района.

31 октября снова арестован, обвинён в антисоветской деятельности, в том числе среди детей, в срыве подготовки к 1 мая, в призывах к народу о посещении церкви. Священник возводимых на него ложных обвинений не признал.

5 декабря 1937 г. приговорён к расстрелу и 10 декабря расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.

С 1936 г. в Константиновской больнице работала лаборанткой мученица Татьяна (Гримблит). Она родилась 14 декабря 1903 г. в г. Томске в православной семье служащего акцизного управления Николая Гримблита.

Образование получила в Томской гимназии, которую она окончила в 1920 г. В том же году скончался её отец, и она поступила воспитательницей в детскую колонию «Ключи». Татьяна взяла себе за правило все зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах г. Томска, менять на продукты и вещи и передавать тем, кто оказался в Томской тюрьме. Приходя в тюрьму, она спрашивала у администрации, кто из заключённых не получает продуктовых передач, и тем передавала.

В 1923 г. Татьяна повезла передачи нуждающимся узникам Иркутской тюрьмы. Ее арестовали, предъявив обвинение в контрреволюционной деятельности, которая заключалась в благотворительности заключённым, но через четыре месяца освободили.

В 1925 г. ОГПУ снова арестовало Татьяну Николаевну за помощь заключённым, на этот раз её освободили через несколько дней. Она продолжила своё служение страждущим. К этому времени она познакомилась со многими выдающимися архиереями и священниками Русской Православной Церкви, томившимися в тюрьмах Сибири. Её активная благотворительная деятельность всё более привлекала внимание сотрудников ОГПУ и раздражала безбожников.

Татьяна Николаевна вместе с некоторыми другими арестованными священниками рассматривалась как вдохновительница тихоновского движения в губернии. Ожидалось, что «с удалением их из губернии значительно поколеблются устои тихоновской организации». Документы дела были препровождены в ОГПУ в Москве, а после того, как здесь было принято решение о репрессиях против арестованных, 26 марта 1926 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило выслать Татьяну Николаевну в Зырянский край на три года. 1 июля 1926 г. она была доставлена по этапу в Усть-Сысольск.

15 июля 1927 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило выслать Татьяну Николаевну этапом через всю страну в Казахстан на оставшийся срок. 15 декабря она прибыла в Туркестан.

19 декабря 1927 г. Особое Совещание постановило освободить её, предоставив право жить, где пожелает. О том, что она освобождена, сотрудники ОГПУ в Туркестане сообщили ей только 10 марта 1928 г., и 16 марта Татьяна Николаевна выехала в Москву. Она поселилась неподалеку от храма святителя Николая в Пыжах, в котором служил хорошо ей знакомый священник архимандрит Гавриил (Игошкин). Татьяна стала постоянной прихожанкой храма Николы в Пыжах, где пела на клиросе.

Вернувшись из заключения, она стала ещё активней помогать оставшимся в ссылках и находящимся в тюрьмах заключённым, многих из которых она теперь знала лично. Посещения заключённых и помощь им стали её подвигом и служением Христу. По выражению многих святителей, стяжавших впоследствии мученический венец, она была для них новым Филаретом Милостивым. В подвиге милосердия и помощи, безотказности и широте этой помощи ей не было равных.

В начале 1930-х гг. поднялась новая волна гонений на Русскую Православную Церковь. Сотни священнослужителей и мирян были арестованы в Москве, среди них 14 апреля 1931 г. и Татьяна. Через несколько дней следователь допросил её. Она рассказала, что действительно помогала ссыльным и заключённым, помогая всем, вовсе не интересуясь, церковные это люди или нет, и даже по политическим ли они осуждены статьям или по уголовным, для неё было важно только то, что они нуждались и не имели того, кто бы им помогал.

В 1932 г. она была освобождена с запретом жить в двенадцати городах на оставшийся срок. Местом жительства она избрала г. Юрьев-Польский Владимирской области. После окончания срока в 1933 г. поселилась в г. Александрове Владимирской области и устроилась фельдшером в больнице.

В 1936 г. она переехала в с. Константинове и стала лаборанткой в Константиновской районной больнице. Работая зачастую много больше, чем полагалось по её обязанностям, она все свои средства, а также и те, что ей жертвовали для узников верующие люди, отдавала на помощь находящемуся в заключении духовенству и православным мирянам, со всеми ними ведя активную переписку.

В её заботе о страждущих была ощутима не только материальная помощь, но и поддержка словом в письмах, которые она им посылала. Для некоторых она в иные периоды становилась единственным корреспондентом и помощником.

Больше всего из земных мест Татьяна Николаевна любила Дивеево, куда часто приезжала и где служил её духовный отец, протоиерей Павел Перуанский.

В одном из писем, написанном 5 сентября 1937 г. архиепископу Аверкию (Кедрову) находившемуся в то время в ссылке в Башкирии, беспокоясь о его судьбе, так как тогда отовсюду стали приходить известия об арестах духовенства и мирян, она писала: «Дорогой Владыка Аверкий! Что-то давно мне нет от Вас весточки. Я была в отпуске полтора месяца. Ездила в Дивеево и Сэров. Прекрасно провела там месяц. Дивно хорошо. Нет, в раю не слаще, потому больше любить невозможно. Да благословит тех людей, яркая красота души которых и теперь передо мной. Крепко полюбила я те места, и всегда меня туда тянет. Вот уже третий год подряд бываю там, с каждым разом всё дольше. Навсегда б я там осталась, да не было мне благословения на то. А на поездку во время отпуска все благословили. Откликайтесь, солнышко милое. А то я беспокоюсь, не случилось ли с Вами чего недоброго. Напомните мне географию. Далеко ли Бирск от Уфы? Пишите мне, я уже крепко соскучила о Вас, родной мой».

Вечером в тот день, когда Татьяна писала письмо, она была арестована. Уходя в тюрьму, она оставила записку подруге, чтобы та обо всём происшедшем уведомила её мать.

После допросов Татьяна была помещена в тюрьму в Загорске. 13 сентября 1937 г. следствие было закончено и составлено обвинительное заключение.

22 сентября 1937 г. Тройка НКВД приговорила Татьяну Гримблит к расстрелу. На следующий день она была отправлена в одну из Московских тюрем, где перед казнью с неё была снята фотография для палача.

Татьяна Николаевна Гримблит расстреляна 23 сентября 1937 г. и погребена в общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

В советское время с. Константинове стало районным центром.

Храм Сретения закрыт, разрушены его главы, обезличен северный придел, разрушена колокольня, в здании разместился клуб.

После Великой Отечественной войны Константиновский район присоединён к Загорскому.

Источник

Храм сретения господня в константиново

Константиново — село в сельском поселении Шеметовское Сергиево-Посадского района Московской области.
Село Константиново расположено в 25 километрах от Сергиева Посада, на речке Алфимовке, левом притоке Дубны. Его истоки насчитывают не одну сотню лет. У местных старожилов ходит предание, что село основал монах Троицкого монастыря Константин, который построил здесь церковь. Поэтому селение получило название Константиновское. Однако в документах это село упоминается ранее, чем образовалась Троице-Сергиева Лавра.
«Село Константиновское, при речке Елфиловке, находится в Александровском уезде, в четвертом благочинническом округе; отстоит от губернского города в 165 верст., от своего уездного в 45 верст. и от Сергиевского посада (Московской губерн.) в 30 верст., недалеко от реки Дубны (впадающей в р. Волгу)». [2]

Отчет по медицинской части Константиновской земской лечебницы и участка, с 1-го сентября 1895 г. по 1-е сентября 1896 г.
Константиновская земская лечебница открыла свои действия с 1-го января 1886 г. на 10-ть кроватей; помещается с 1-го января 1889 г. во вновь выстроенном доме с квартирами для врача и младшего медицинского персонала. При лечебнице состоят: 1 врач, 1 акушерка и 2 фельдшера, из которых один занимает должность смотрителя.
В заведывании врача состоит Нушпольский фельдшерский участок, в который врач делает выезды 15-го числа каждого месяца. По распределению уезда в санитарном отношении между врачами, врачебным советом, по соглашению с уездной земской управой, к участку причислены селения 2-го стана по шоссе.
Медикаментами как лечебница, так и фельдшерский участок снабжаются из Александровской земской аптеки.
Примечание. Оставалось к 1-му сентября 1895 г. 5 человек в больнице; поступило в отчетное время по 1-е сентября 1896 г. больных 150 чел.; выздоровело совершенно 130 чел.; выписалось 16 человек; померло 8 чел. и остался на 1-е сентября 1 чел. Преобладающими болезнями были: крупозное воспаление легких, воспаление подкожной клетчатки, сочленовный ревматизм, язвы и раны. Проведено дней больными в больнице 1473, что в среднем выводе составит около 9 дней на человека против 11 в прошлом году. Процент смертности — 8 человек на 150 больных, следовательно 5% с небольшим на 100.
Из эпидемий в участке более распространенной была «брюшной тиф». Эта эпидемическая болезнь в течение отчетного года открылась в конце августа 1896 г. в деревнях — Смятьевой и Жерловой, Рогачевской волости, больных 30 человек; болезнь не прекращается еще и по настоящее время. Из остальных эпидемических болезней существовали, почти повсеместно, в летнее время дизентерия и коклюш, но отдельными случаями в нескольких селениях; были также и отдельные случаи скарлатины.
В течение отчетного года были осмотрены школы как земские, так и некоторые церковно-приходские и санитарное их состояние найдено в удовлетворительном состоянии. Эпидемические болезни в школах не существовали (Отчет о действиях Александровской Уездной Земской Управы. С 1-го сентября 1895 г. по 1-е сентября 1896 г.).
«Медицинский персонал (нач. ХХ века) в с. Константиновском – Василий Максимович Смирнов, Михаил Никитич Утробин» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
«Общество крестьян села Константиновского, Александровского уезда, обратилось в Александровскую уездную управу с ходатайством об открытии в их селе еженедельных по субботам базаров, мотивируя ходатайство тем, то с. Константиновское находится от ближайших рынков – г. Александрова в 40 верстах и Сергиевского Посада в 27 верстах, отчего вся местность около с. Константиновского затруднена в сбыте хлеба и обмене всеми сельско-хозяйственными произведениями. Докладывая об изложенном уездному земскому собранию, уездная управа с своей стороны полагала бы установление еженедельных базаров в с. Константиновском признать желательным, о чем и возбудить ходатайство установленным порядком. Уездное земское собрание, по выслушании настоящего доклада управы, в заседании 29 сентября 1908 г., постановило: согласиться с докладом управы».

«Александровский уезд. В с. Константиновском с 6 марта 1917 г. образовался Временный Сельский Исполнительный Комитет из 6 человек, относящийся очень добросовестно к своим обязанностям. 8-го апреля на сельском сходе были прочтены воззвания Временного Правительства о пожертвованиях хлеба на армию, результатом чего явился сбор 45 мер ржи и 4 руб. 50 коп. деньгами. Собранное было передано Волостному Комитету для отправки в армию».
В 1921 году часть Ботовской, Ереминская, Константиновская, Рогачевская волости присоединены к Сергиевскому уезду Московской губернии.
В 1929—1957 годах Константиново было центром одноимённого района, а в 1994—2006 гг.— одноимённого сельского округа.
В 1927 году в селе Константиново и перечисленных выше деревнях насчитывалось 497 дворов и 2835 человек. В 2007 году отмечено только 372 хозяйства и 787 постоянных жителей, из них 706 человек — в селе Константиново. Деревня Гусарня (Гусарино) исчезла во второй четверти XX века.

Численность населения: в 1859 г. – 1003 чел.; в 1897 г. – 100 чел.; в 1905 г. – 1057 чел.; в 2002 г. – 813 чел.; в 2006 г. – 802 чел.; в 2010 г. — 747 чел.

— Преподобномученица Анна (в миру Анна Алексеевна Макандина) — святая Русской православной церкви.
— Сазонова Нина Афанасьевна (1917—2004) — актриса театра и кино, народная артистка СССР (1977).

Известия о существовании церкви в селе Константиновском восходят к началу XVII столетия; по этим известиям и в то время здесь существовали две церкви.
Так в патриарших окладных книгах под 136 (1628) годом записано: «1) Церковь Офонасия и Кирилла Александрейских чюдотворцов в селе в Константиновском. дани четыре алтына пять денег, по наказу гривна», 2) церковь Архангела Михаила в том же селе Константиновском «дани три алтына четыре деньги, по наказу гривна». И в отказных книгах в Константиновском значатся также церкви: «церковь собор Архистратига Михаила древяна шатровая, на колокольне 3 колокола да у церкви клепано железное. В селе же церковь Афанасия и Кирилла Александрейских, древяна клецки, ветха, на колокольне два колокола. А в церквах Божие милосердие образа, и ризы, и книги, и всякое церковное строение и на колокольне колокола приходское. На церковной земле Афанасия в Кирилла двор — поп Алексей Петров, двор дьячек Пронька Агеев. На церковной же земле бобылей двор Ивашко Григорьев с сыном Ваською. Да церковная Архангельская деревня Поповское, а в ней двор — поп Иван Дмитриев с братом с вдовым попом Василием, да бобылей 3 двора. Пашни паханые церковные земли 18 дес.
В переписных книгах 1678 года показаны те же две церкви; при первой поп Карп, дьячок Никифорка Иванов, а при второй поп Иван Алексеев, дьячок Гришка Иванов, просвирница Офимьица.
В переписных книгах 1728 года при Архангельской церкви записано: «дьячек Фадей Иванов, пономарь Василий Иванов, дьячек Дмитрий Иванов», а при другой церкви уже Сретенской «поп Григорий Иванов, дьячек Андрей Алексеев, дьячек Степан Григорьев — 16 лет, пономарь Иван Алексеев — 13 лет». Таким образом в Константиновском с начала XVII века существуют две церкви и два самостоятельных прихода.

Престолов в церкви три: в холодной в честь Сретения Господня; в приделах теплых — в честь Вознесения Господня и свв. Афанасия и Кирилла Александрийских. Алтарь в храме отделен каменной стеной. Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Хранились некоторые иконы древнего письма в серебряных вызолоченных ризах. На одной из них надпись: «лета 7203 сентября в 4 день поставил ceй образ в церковь Сретение Господне черный священник Еронтий Коломениц ради своего душевнаго спасения и вечнаго повоя». Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1803 года, исповедные росписи с 1828 года. Причта при этой церкви положено священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) процентов с причтового капитала (1950 руб.) — 76 руб.; б) от служб и требоисправлений 525 руб.; в) от земли пахотной 100 руб., а всего около 700 р. в год. Дома у причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 1500 кв. саж., пахотной и сенокосной 36 дес., из коих 3 дес. в 1825 г. даны прихожанами причту вместо части усадебной земли, отошедшей под кладбище. [1]
Церкви принадлежал каменный двухэтажный дом, в котором помещалось училище, и 13 небольших лавочек, дающих в год рублей 80 дохода и капитал 900 руб. [1]
Приход состоял из части села Константиновского и деревень: Бобошина (1 вер.), Гусарни (1 вер.), Базыкина (2 вер.), Чернецкой (2 версты) и Козлова (2 версты от церкви), в коих по клировым ведомостям числится 689 душ муж. пола и 758 женского. [1]

Архангельский приход. Церковь во имя Архангела Михаила существовала, в ХVII столетии. В 1707 году вместо этой церкви построена новая деревянная же, которая была освящена в то же наименование. Церковь во имя Архистратига Божия Михаила по благословению Преосвященного Ксенофонта, Епископа Владимирского и Суздальского, усердием прихожан в 1825 году построена по данной 12 июня 1819 году (хранилась в ризнице сей церкви) храмозданной грамоте, в которой значилось: «благословили мы по прошению Епархии нашей Александровской округи села Константиновского священника Василья Васильева, всех приходских людей и строителя церкви крестьянина Степана Егорова вместо того села деревянной Архангельской церкви построить вновь каменную в тож именование на удобном и отдаленном от обывательских и прочих домов месте».
1885 г. «Архангельская церковь, холодная, каменная со времени построения существует неизменно, наружный вид ее равносторонний, кроме алтаря, который устроен полукруглым. На церкви крест железный, прорезной, восьмиконечный — с цепями, под крестом полумесяц. Глава на церкви из черного листового железа. Колокольня при церкви каменная, устроена в связи с церковью, имеет главу круглую черного листового железа и длинный шпиль; крест на ней шестиконечный из полосного железа. При церкви Архангельской в трапезе имеется придел теплый в честь иконы Владимирской Божией Матери. Алтарь в настоящей церкви одночастный, престол из елового дерева. Иконостас нового устройства с колоннами и резьбой; в иконостасе четыре яруса и кончается вверху в сиянии воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Царские двери прорезные с резьбой как в настоящей так и в приделе. В царских дверях в круглых клеймах иконы: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Евангелистов. В приделе престол сделан из елового дерева. Стены в храме не расписаны, только изображены две картины; одна в настоящей — в алтаре против престола, а другая в трапезе — в своде. Замечательных икон по древности, богатству украшений и изящности, в храме не имеется.
Кладбище при церкви одно, а прежние два кладбища при упраздненной деревянной церкви: одно на северной стороне от настоящей церкви в 30-ти саженях, а другое на юго-западной стороне в 70-ти саженях с признаками могил. На месте престола деревянной церкви поставлен деревянный столб в виде часовни.
В состав прихода, кроме части половины с. Константиновского, входят следующие селения: часть деревни Бобошиной, д. Кисляково, часть дер. Базыкиной, д. Грачнево, часть дер. Козловой и д. Прикащицкая; некоторые из деревень отстоят от церкви в 2-х верстах и составляют самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 368 м. и 387 ж. пола душ, большинство которых принадлежит к крестьянскому сословию; раскольников в сем приходе нет. В религиозно-нравственном отношении прихожане удовлетворительны. Деревни Прикащицкой и дер. Кислякова обывателями установлен крестный ход ежегодно 6 августа и 24 октября в память избавления от холеры, свирепствовавшей в 1853 году.
Причта по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Павел Петровский, который священствует с 1850 года и награжден камилавкой.
При Архангельской церкви земли: усадебной 2 д., покосной 3 д., пахотной 40 д. и неудобной 1500 кв. с., всей земли 45 д. 1500 кв. с.; план и межевая книга на сию землю имеются и хранятся в ризнице. Дела не производится; землею причт владеет сам. Дома у причта деревянные, на церковной земле; у священника церковный, а у псаломщика собственный. На содержание причта постоянного оклада не получается, а получается им всего в год до 460 рублей. При Архангельской ц. нет никаких благотворительных учреждений». [2]
Престолов в храме два: в холодной во имя архистратига Михаила, в приделе теплом в честь Владимирской иконы Божией Матери. Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1801 года, исповедные росписи с 1830 г. Причта при этой церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) от служб и требоисправлений до 300 руб. и б) от земли до 160 руб. в год, а всего до 460 руб. в год. Дом у священника церковный, у псаломщика собственный на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 2 дес., покосной 3 дес. и пахотной 40 дес., неудобной 1500 кв. саж. Приход состоял из части села Константиновского и деревень: Бобошина (1 вер.), Кислякова (1 вер.), Базыкина (2 вер.), Грачнева (2 вер.), Козлова (2 вер.) и Прикащицкой (1 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось в 1897 г. 383 души муж. пола и 410 женского. [1]

5-го июня 1890 г., в селе Константиновском, по разрешению Высокопреосвященнейшего Феогноста, происходило чествование священника Сретенской церкви, ведомственного благочинного, Николая Александровича Беляева, по случаю исполнившегося в этот день двадцати-пятилетия служения его в иерейском сане.
Мысль о должном чествовании о. благочинного Беляева была подана старостой Сретенской церкви И.И. Соколовым, — и духовенство местного благочиннического округа, извещенное депутатом благочиния о предстоящем исполнении двадцати-пятилетия служения в иерейском сане о. Николая Беляева, с замечательным единодушием отозвалось на эту мысль. За подписом духовенства и светских лиц, послано было Высокопреосвященному Архипастырю прошение о разрешении чествования о. Беляева. На этом прошении положена следующая резолюция Владыки: «Разрешается духовенству и светским лицам, подписавшимся под прошением, поднести 5-го июня, в день имеющего исполниться двадцати-пятилетия служения в священном сане благочинного священника Николая Беляева, наперсный золотой крест с украшениями, а священнику Беляеву принять крест сей и носить по установлению; духовенству же 4-го округа Александровского уезда совершить в означенный день Божественную литургию в церкви села Константиновского. При чем поручаю духовнику округа объявить священнику Беляеву от меня благословение Божие и выразить приветствие с двадцати-пятилетним служением в священном сане».
Как только сделалось известным, что чествование о благочинного Беляева разрешено, прихожане собрали потребную сумму денег на покупку Юбиляру св. иконы и вручили деньги церковному старосте И.И. Соколову; ему же и о. Н.И. Ястребцову поручено было съездить в Москву для покупки креста, предназначенного к поднесению о. Николаю. Между тем число лиц, желавших чествовать о. благочинного, увеличивалось. Таким образом составилась потребная сумма не только для приобретения наперсного креста, но и для устройства обеда в честь Юбиляра.
4-го числа, еще до звона ко всенощной, народ начал собираться в церковь; прибивало и духовенство из разных приходов Священники — села Кучек Константин Кумошенский и погоста Покрова Алексей Ястребцов привезли хоры певчих, которые под руководством учителя Покровской церковно-приходской школы Лебедева прекрасно пели всенощную. Полное освещение, торжественное служение, благозвучное пение, все это производило на молящихся сильное впечатление; на литию выходило десять священников и три диакона. Служение всенощного бдения окончилось в половине десятого часа. Но главное торжество ожидалось на утро.
И день 5-го июня был действительно в с. Константиновском днем торжества. С раннего утра, несмотря на будничный день, не только из Константиновского, но и из соседних приходов народ шел толпами, и около церкви скоро образовалась такая масса, через которую трудно было пройти. Но вот ударили в колокол: православный люд набожно снял шапки и перекрестился. Учитель местной школы Приматов расставил своих учеников в порядок и, поручив наблюдение за ними своему помощнику, сам отправился навстречу Юбиляра вместе с другими лицами. Подойдя под благословение о. Николая, Приматов сказал ему приветственное слово о нравственном руководстве Юбиляром учеников школы. При самом храме, когда Юбиляр, осенив себя крестным знамением, приложился ко кресту и окропил себя св. водою, о. Петр Минервин сказал ему приветственную речь, — после чего духовенство взошло во храм, а за ним и тысячная масса богомольцев.
Литургию совершали десять священников и одиннадцатый Юбиляр. Во время причастного стиха, о. Афонов произнес слово о важности пастырского служения.
Во время литургии в церковь прибыли: земский начальник А.П. Коробов, пристав 2 стана Н.И. Соловьев, местный землевладелец И.А. Байковский и не малое число дам. Когда духовенство, в числе двадцати одного священника, вышло на средину храма для совершения молебна, о. Минервин внятно прочитал указ Консистории о разрешении чествовать Юбиляра. Вслед за тем депутат благочиния о. Ястребцов произнес речь, в заключение которой просил Юбиляра принять подносимый ему священный дар.
По окончании этой внимательно выслушанной речи, о. Н.А. Беляев, украшенный поднесенным ему крестом, взошел на амвон и со слезами на глазах обратился к присутствующим с следующими словами:
«Достопочтеннейшие отцы и братия! По благословению милостивейшего нашего Архипастыря, с чувством глубочайшей признательности приемлю от вас сей священный и драгоценный дар, как знак милости Господней к моему недостоинству и как выражение вашей искренней любви ко мне, собрату вашему. Прошу принять, возлюбленные отцы и братия, от меня искреннюю, сердечную благодарность за этот драгоценный дар. Все, ныне мне оказанное вами, настолько для меня велико и неоценимо, что недостанет слов для выражения полной благодарности. Отношения мои к вам, достопочтеннейшие отцы, были, как выразился в речи своей достоуважаемый о. депутат, действительно братские; но иначе я и не мог к вам относиться на том основании, что мне выпал весьма счастливый жребий получить округ в заведывание благоустроенным моими предшественниками, каковы были благочинные Петр Беляев и Алексей Язвицкий, мужи опытные, мудрые, — и мне оставалось только пожинать плоды их трудов. Наученные от них верному пониманию пастырского долга, примерному благонравию, точному и неуклонному исполнению пастырских обязанностей и распоряжений Церковного Правительства, вы не требуете от меня побудительных мер, — и ваша исполнительность и благоповедение доставляют мне одно утешение при прохождении должности благочинного. Другие, приписываемые мне, качества превышают меру заслуг моих; я также не чужд недостатков, хотя и стараюсь быть исправным по службе. Еще и еще благодарю вас, отцы и братия, за ваш дар и любовь. Помолимся Пастыреначальнику всех Господу Иисусу Христу, дабы любовь сия, связующая нас в настоящие минуты, была прочна и нерушима».
Пред многолетием Юбиляр выслушал еще приветственную речь, сказанную о. Кудрявцевым Церковное торжество окончилось в половине первого часа.
По выходе Юбиляра из храма, в сопровождении духовенства и светских лиц, ему на пути предстала депутация от крестьян и поднесла св. икону в серебряно-вызолоченной ризе и хлеб-соль. Икону подносил М. И. Соколов, а хлеб-соль местный волостной старшина; и тот и другой сказали краткие приветствия Юбиляру. В доме встретили Юбиляра приказчики торгового дома бр. Соколовых и поднесли ему, как своему духовному отцу, хлеб-соль.
Между тем публика собралась в школьном здании, где приготовлен был обед на 80 человек. При входе сюда Юбиляра, о. Ястребцов, как школьный товарищ о. Н. А. Беляева, встретил его дружеской речью, а певчие пропели концерт. Во время обеда певчие прекрасно исполнили несколько духовных концертов. В конце обеда Н.И. Соловьев произнес речь, в которой подробно выяснил основания настоящего торжества. Речь эта присутствующими была выслушана с особенным вниманием и вызвала общий восторг не только со стороны духовенства, но и светских лиц.
В 4 часа дня окончилось торжественное чествование доброго пастыря, о. благочинного Н. А. Беляева. Честь и хвала лицам, так искрению и единодушно почтившим достойного Юбиляра; еще более честь и хвала заслужившему такой почет пастырю церкви!
N

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *