храм сростки алтайский край

Храм святой великомученицы Екатерины с.Сростки Бийского района

храм сростки алтайский край

Церковь в честь вмц. Екатерины освящена епископом Барнаульским и Алтайским Максимом 11 июля 2009 года, при большом стечении народа.

Храм возводился в течение пяти лет, с апреля 2004 года, трудами и тщанием Сергея Романовича Кислинского, директора ООО «Сибремпуть», а также В.И.Лебедева, А.Р.Яркова, С.Д.Третьякова, Ю.Н. Гурьяновой и других жертвователей.

В Сростках, как и везде, что-то остаётся неизменным, что-то меняется… Вот, храм новый недавно отстроили, Святой Великомученицы Екатерины. Буквально на глазах вырос. И теперь, всякий раз по пути от автобусной остановки к музею, не могу хотя бы на миг не остановиться напротив храма. Да и невозможно не задержаться здесь, не посмотреть на него, так величественен и красив он в любую погоду, и, точно на очень контрастной фотографии, четко проявляются на фоне высокого сростинского неба строго очерченные контуры его колокольни, светятся маковки его куполов. И невольно внутри что-то трепетное зарождается от этой торжественной возвышенной красоты.

Но, однако, сколько в небо не смотри — всё одно: медленно и неизбежно взгляд к земле притягивает. И будто тревога какая-то неясная в душе нарастает, и чем ниже глаза опускаешь, тем она явственнее и явственнее.
Вот он храм. Монументальный. Рядом с ним домик-завалюшка, за ним ещё один и огороды… здесь же по улице — небольшой сельский магазинчик, чуть дальше недавно отремонтированная школа с пластиковыми окнами, обшитая модным нынче сайдингом…
По другую сторону храма поселковый совет с почтой — здание ещё советское, типовое, в «шубу» одетое, каких полно и нынче осталось стоять с того советского времени по нашим сибирским сёлам…

И в окружении этом, на фоне обыденного, словно несобранного воедино пейзажа центральной сельской улицы, кстати, Советской, — как-то отчужден храм, точно и не отсюда вовсе его величие. Ощущение такое, что дерево недавно высадили в незнакомую почву, но корни ещё не совсем вросли в неё, не укрепились, не полностью сроднились с ней. Смотрю я на храм, и мысли разные одолевают, вроде той, что в рассказе Шукшина «Мастер»: «В Чебровке тоже была церковь, но явно позднего времени, большая, с высокой колокольней… Казалось бы — две церкви, одна большая, на возвышении, другая спряталась где-то под косогором — какая должна выиграть, если сравнить? Выигрывала маленькая, под косогором. Она всем брала: и что лёгкая, и что открывалась глазам внезапно… как будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шёл к ней, она являлась вся, сразу. ».

А ведь и раньше в Сростках церковь была. Наиболее раннее известное упоминание о ней встречается в справочной книге по Томской епархии за 1898—1899 год: «Церковь деревянная во имя св. Великомуч. Екатерины построена в 1880 г. Земли при ней: пахотной и сенокосной 99 десятин. Причта по штату: священник и псаломщик. Содержание: жалование от прихожан 550 руб. и руги 300 пудов, готовое помещение и доходы от треб. Прихожан мужского пола 747, женского 757. Расстоянием от Томска в 650 верстах, от благочинного в 70 верстах.
Священник Григорий Федорович Яхонтов, 30 лет… Псаломщик Николай Стефанович Воронцов, 47 лет».
Предположительно (к сожалению, точного источника найти не удалось), церковь эта была построена на средства бийского первой гильдии купца и городского головы Якова Алексеевича Сахарова.
А дальше, на сайте Всероссийского мемориального музея-заповедника В.М. Шукшина читаю: «13 июля 1900 года в Сростках в сторону Баклани, напротив Поповского острова, была заложена церковь по благословению епископа Томского и Барнаульского Преосвященнейшего Макария, и освящена им 17 ноября 1902 года».
Как прописано в клировой ведомости, церковь построена «тщанием отставного фельдфебеля Спиридона Назарова Глебова с помощью прихожан». Для строительства того храма сростинское общество собрало 39 рублей. Особенно много на храм, согласно документальным свидетельствам, дали Иван Калачиков и Марк Калачиков — по 5 рублей, Семён Попов — 3 рубля. На эти же деньги рядом с церковью построено здание школы и дом для священника.
Совершенно ясно, что речь в этих двух документах идет о разных церквях. Первая — 1880 года, по словам сростинцев, сгорела, а на её месте «чаяниями Глебова» была заложена новая, та самая, в которой «Васю Шукшина крестили».
Известно, что эта церковь была деревянная, трёхпрестольная. Главный престол — во имя Живоначальной Троицы. И два придельных: правый — во имя святителя Спиридона епископа Тримифунтского Чудотворца и левый — во имя Святой Великомученицы Екатерины. Причта по штату полагалась так же два человека: священник и псаломщик. А престольный праздник был Екатеринин день, 24 ноября по старому стилю. С 1908 года настоятелем этой церкви служил священник Александр Александрович Кисляков, по воспоминаниям земляков, крестивший Василия Макаровича.

В сростинском музее сохранились фотографии начала ХХ века: и церкви постройки 1902 года, и отца Александра. И воспоминания, записанные со слов старожилов, о последнем настоятеле Свято-Екатерининского храма.
Как пишет Александр Никандрович Марчук (судя по записям его, человек далеко и отнюдь не православный): «Самой важной, главной фигурой среди всех сростинских жителей и служилых чиновных лиц волостного правления вырисовывалась личность служителя русской православной веры — сростинского священника Александра Кислякова».
По его словам, отец Александр был самым «образованным, культурным и благовоспитанным человеком в селе». Происходил он, верно, из древнего духовного рода. Окончил гимназию, затем Томскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую высшую духовную академию при Александро-Невской лавре. И вот в самом начале ХХ века о. Александр был назначен настоятелем Сростинского церковного прихода.

По свидетельству того же Марчука, Александр Кисляков был «не только поп, но и ученый». Знал он не только Библию, но также историю вероисповеданий других народов, хорошо ориентировался в российской и мировой истории, «был не лишен дара этнографа, геолога, географа и даже искусствоведа». Он изучал быт и обычаи коренного населения, собирал образцы их одежды, домашней утвари и охотничьего ремесла. Для этого специально ездил по аилам Горного Алтая. Интересовался батюшка Александр и историей миссионерства в крае, любил читать старые церковные книги первых православных приходов на Алтае, сам составлял и публиковал в тогдашних православных периодических изданиях обзоры о заселении русскими земель Томской губернии.

«В двадцатые годы большим религиозным праздникам активная сельская молодежь пыталась оказать противодействие. Если вечером в церкви служба, то рядом в клубе проводится антирелигиозное мероприятие. Читались лекции или, как тогда говорили, делались доклады на “злобу” дня. Приедет из окружкома агитатор и перед спектаклем начнет свой доклад, растянет его часа на два. Люди устанут, кто задремлет, кто в церковь уйдёт…»

Устраивали и диспуты на религиозные темы, собирали молодежь и приглашали туда священника Кислякова. Но так как комсомольцы, в отличие от отца Александра, были не столь «подкованы» в философии и истории, то, как правило, диспуты эти они проигрывали. И поэтому иногда в качестве аргументов с их стороны наблюдались, как это описывается в сборнике материалов по истории села «…вновь заведенная деревня Сростки», — «некоторые шалости и хулиганство». Например, на одном из заседаний бюро сростинской ячейки ВЛКСМ было принято решение: «В целях борьбы с религией и быстрейшего выживания из села попа Кислякова постановили: в окно дома попа забросить дохлую кошку, поручить выполнение этого задания членам ВЛКСМ Ф. Дмитриеву, В. Емельянову и А. Скоропупову». Решение это, как свидетельствует всё тот же сборник, «успешно выполнили». Впоследствии, после вынужденного обращения отца Александра к секретарю партячейки Н.А. Каменеву участникам этой антирелигиозной «акции» старшими товарищами было указано «на негодность такого способа борьбы с религией».

Был и такой случай, описанный там же: «Иван Марчук, активист художественной самодеятельности, внес предложение: в святой четверг перед Пасхой, когда верующие идут от стояния со святым огнём со свечами, протянуть верёвку по улице против домов Сорокина и Марчука. Г. Зяблицкий эту идею поддержал. Когда народ шёл из церкви с огнём, оберегая его руками, не глядя под ноги, задевал ногами за верёвку, падал в грязь, свечи потухали. После этого было огромное возмущение верующих, и комсомольцам коммунисты устроили “баню”, а Гриша Зяблицкий получил строгий выговор на партбюро».

Эти ли, другие ли «события» неуклонно подталкивали куда-то вперёд «колесо» истории. Как ни «бойкотировали» тихим сапом многие «несознательные» сростинцы новый советский быт, всё катилось своим чередом — вперёд ли, под горку ли. И в начале 1930 года сростинская церковь была закрыта. А чуть позже с церкви сняли купол, сняли колокол, и разместили в ней сельский клуб. Вот как вспоминает об этом активная комсомолка тех лет, жительница Сросток Лидия Михайловна Воеводина: «Комсомольцами были собраны подписи всех граждан села, за исключением небольшой части сильно верующих в Бога об отделении церкви от государства и передачи её под клуб, что и было сделано в 1931 году (год в воспоминаниях Л.М. Воеводиной указан неточно. — С.Ф.). Церковь сломали, внутреннее оборудование растащили. Это было большой ошибкой комсомольцев и жителей села тех далёких лет, лишивших наше село замечательного памятника культуры».

В 1933 году последний настоятель этой церкви Александр Кисляков был арестован. Больше, по свидетельству упоминавшегося уже не раз Марчука, отец Александр в Сростки не вернулся. Смутные то были времена, многие простые люди терялись тогда «без следа и следствия», а уж распространители «опиума для народа» тем более. Наверное, поэтому о дальнейшей судьбе сростинского батюшки никто из односельчан-сростинцев ничего определённого ныне мне поведать не смог.

Источник

Храм Святой великомученицы Екатерины

Храм Святой великомученицы Екатерины — действующее православное культовое сооружение, расположенное на территории с. Сростки. Является одним из красивейших церковных храмов Сибири.

храм сростки алтайский край

Как добраться

Двигаясь по Чуйскому тракту, вы поворачиваете направо, через примерно 1,3 км после начала села, на ул. Советскую. Впрочем, здесь есть и указатель. Ещё необходимо проехать 730 метров — и вы у цели. Нужный вам объект расположен слева.

История

В 1874 году в селе Сростки появился молитвенный дом — место, где верующие могли собраться для чтения молитв, проведения церковных служб. Простоял недолго, так как сгорел во время пожара.

На смену ему пришел другой, построенный и освящённый 26 октября 1880 года. Он был возведен местными жителями, по разрешению Томской духовной консистории, издавшей соответствующий указ от 19 июня 1878 года.

14 апреля 1882 года молитвенный дом был преобразован в приходскую церковь. Первым священником в ней был Тихон Дроздов.

В 1899 году в церкви прихожан мужского пола было 747, женского — 757. Священником по штату был 30-летний Григорий Федорович Яхонтов, а псаломщиком — 47-летний Николай Стефанович Воронцов.

13 июня 1900 года по благословлению епископа Томского и Барнаульского Макария, напротив Поповского острова, по специальному проекту начинают стоить новую, оригинальную деревянную церковь.

17 ноября 1902 года, благодаря усилиям отставного фельдфебеля Спиридона Назаровича Глебова и прихожан, она была построена и освящена.

храм сростки алтайский край

С 1908 года настоятелем Сростинского церковного прихода назначен священник Александр Александрович Кисляков. Именно он, как принято считать, крестил Василия Макаровича Шукшина. Кисляков, по воспоминаниям современников, не только служил, но и активно занимался научно-исследовательской деятельностью в Горном Алтае и близлежащих окрестностей.

После Гражданской войны церковь некоторое время продолжала действовать.

Но активная сельская молодежь пыталась оказать противодействие религиозным праздникам. Читались лекции, доклады перед спектаклями. На диспуты, посвящённые антирелигиозной тематике, молодёжь приглашала А. Кислякова. Но, ввиду малограмотности первых и начитанности и умудрённости второго, диспуты не достигали своей цели.

Со стороны молодёжи в отношении церкви допускались хулиганские выходки, которые пресекались большевиками.

По решению сельского совета в начале 1930 года Сростинская церковь была закрыта. Колокола с нее сняли и увезли в Барнаул. Комсомольцы собрали подписи практически всех граждан села, за исключением небольшой части сильно верующих, об отделении церкви от государства и передачи её под клуб.

Через год, помещение было переделано под сельский клуб. Церковь была сломана, а внутреннее убранство растащено.

храм сростки алтайский край

В 16 апреля 1933 года последний настоятель этой церкви Александр Кисляков вместе с группой односельчан был арестован на основании показаний свидетелей за «антисоветскую агитацию» и осуждён 25 мая 1933 года на 5 лет высылки в Восточно-Сибирский край Красноярский край в г.Туруханск.

Церковные стены стояли еще почти три десятка лет, пока в селе не построили новый клуб, а прежний, в конце шестидесятых годов прошлого века, ввиду его ветхости, был снесён.

В 1991 году в селе Сростки был официально зарегистрирован приход Князь-Владимирской церкви. На время строительства храма старостой сельского прихода был избран Анатолий Лещёв. Первым настоятелем которого стал иерей Георгий (Юрий Иванов).

13 мая 1991 году село Сростки посетил святейший Патриарх Алексий II. По просьбе прихожан у горы Пикет, напротив сельского погоста, он освятил место под строительство часовни в честь святителя Василия Великого.

От закладки камня до освящения часовни прошло 15 лет. Открытие её состоялось 25 июля 2006 года. При ее освящении Преосвященнейший Максим епископ Барнаульский и Алтайский заявил, что часовня возведена в память о Василии Макаровиче Шукшине.

храм сростки алтайский край

Новый храм

Параллельно со строительством часовни в селе было начато возведение храма, которое было сопряжено со многими трудностями. Но самым главным препятствием было отсутствие у вновь образованного прихода каких-либо средств.

Место под его строительство было определено путем опроса жителей села. Точкой отсчёта был принят центр села на улице Советской, рядом со зданием Администрации Сростинского сельсовета.

По сохранившейся фотографии церкви (1902 г.) необходимые чертежи сделал бывший прораб совхоза «Сростинский» Александр Юркин.

Что было сделано? Открыт бесплатно счёт в Бийском отделении Сбербанка России, размещены объявления о сборе пожертвований в различных СМИ. Были разосланы письма друзьям и родственникам В.М. Шукшина. Одной из первых откликнулась Л.Н. Федосеева-Шукшина.

В феврале 2001 года Совет ветеранов села обошёл всё село. Собирали по крохам.

1 мая 2001 года благодаря концерту-марафону в Доме культуры было собрано 562 руб. Вклад внесли: директор сросткинской школы В.А. Наумов, а также много жителей Сросток: В.В. Гусельникова, А.А. Калачикова, А.Н. Каменева, Т.Н. Попова, А.А. Меллер и другие, даже школьники села.

храм сростки алтайский край

Именно к Ермогену и обратился за поддержкой в строительстве А.Д. Лещёв. А настоятель Бийского Успенского кафедрального собора в свою очередь обратился за помощью к Сергею Романовичу Кислинскому, директору бийского предприятия «Сибремпуть». Именно благодаря этой серьёзной помощи и активнейшему участию С. Кислинского храм стал медленно, но верно расти.

Кроме него в оказании помощи строительству следует отметить В.И. Лебедева, А. Р. Яркова, С. Д. Третьякова, Ю. Н. Гурьянову.

Проект строительства храма подготовила архитектор из бийской епархии Ольга Ивановна Тятова.

храм сростки алтайский край

В Барнауле С.Р. Кислинский увидел отделку зданий фигурным кирпичом. Поначалу его возили оттуда. Но потом кирпич удалось сделать самим с помощью Александра Васильевича Черныша и предприятия «Камины». Был сделан проект и приступили у обточке кирпичей. Особо отмечен в облицовочных работах «свой умелец» Петр Семенович Ременяко из Бийска.

Стены и свод храма выкладывал мастер из села Верх-Катунское Александр Буркин.

Башни колоколен переделывали несколько раз. Сделанные по проекту — прямыми, строгими, как кремлевские – они не вписались в общую фактуру и были изменены.

Оставались на строительстве только те, кто вдохновлялся идеей великолепного храма.

Изготовлением сливов и куполов занимался мастер Николай Джандагариев с бригадой из Горно-Алтайска: Николаем, Сергеем и Дмитрием.

Металл для «луковиц» храма привозили из Волгодонска. Это были напылённые нитротитаном (сусальным золотом) металлические листы. Нужный размер подбирался опытным путём.

Кровля храма сделана Николем Климовым из Маймы, которому на тот момент было всего 23 года.

храм сростки алтайский край

Автор проекта ограды, сочетающей в рисунке животворящий крест и виноградную лозу — Любовь Николаевна Кондрюкова.

Ограда, и ворота сростинского храма изготавливались кузнецом Виктором Александровичем Малютиным, а собирались секции сварными Виталием и Владимиром — братом Виктора Александровича в кузнечном цехе ООО «Декор» в г.Бийске.

4 июля 2009 года нижний Престол нового каменного храма, точной копии деревянного, был освящен Преосвященнейшим Епископом Барнаульским и Алтайским Максимом.

В нижнем приделе размещены трапезная и крестильный зал, расписанный барнаульским художником Николаем Острицовым, в котором находятся две купели. Иконостас расписывал Владимир Александрович Чепров из Бийска.

Освящение престола верхнего храма состоялось 11 июля 2009 года. Его провёл также преосвещеннейший Максим.

В настоящее время при храме Святой великомученицы Екатерины работает воскресная школа, есть библиотека духовных книг, пользующаяся популярностью у верующих, как и сама церковь, возрожденная благодаря чаяниям и усердию православных христиан. Настоятелем храма служит иерей Максим Кузьмин.

храм сростки алтайский край

Прочее

3 мая 2012 года Президент России подписывал Указ «Об учреждении ордена Святой великомученицы Екатерины и знака отличия «За благодеяние». Им награждаются известные своей высокой духовно-нравственной позицией и милосердием граждане Российской Федерации и граждане иностранных государств за выдающийся вклад в миротворческую, гуманитарную и благотворительную деятельность, сохранение культурного наследия.

Материал подготовил Е. Гаврилов, 27 октября 2016 г. Ссылка на сайт обязательна!

Источник

Музей Шукшина в Сростках. Храм святой Екатерины

Обновлено 29 сентября, 2021 в 07:13

Пожалуй, это будет завершающая статья о Сростках. Как и обещал, напишу о ценах на услуги и входные билеты в дома Шукшина, экскурсию на гору Пикет, а сегодня покажу ещё и музей Шукшина.

После того, как я вдоволь наговорился с деревянными человеками, которые расположились в сквере недалеко от музея Шукшина, я собссно, решил найти этот самый музей. Вот ни за что бы не догадался, что этот музей-заповедник представляет из себя одноэтажное деревянное старенькое здание. Всё-таки предполагал, что там будет вау и супер.

А поначалу так вообще никак не мог найти это здание, хотя оно, как оказалось потом, смотрело на меня, а я — на это здание.

Ходил, нарезал круги рядом со сквером, нашёл старый домик, немножко исписанный граффити:

храм сростки алтайский край

После — вышел на перекресток, соединяющий сквер, школу и музей-заповедник — ну это я потом узнал о последнем!

храм сростки алтайский край

В общем, забегая вперёд, скажу так, на фото выше: белое трехэтажное здание — сростинская школа, о ней чуть-чуть напишу и покажу далее. Справа (на фото не видно) — тот самый музей-заповедник Шукшина, т.е. прямо напротив школы располагается. А за двумя елями в левой части фото (слева от школы) спряталась церковь, вернее, Храм Святой Великомученицы Екатерины. Дорога, уходящая вдаль в левой части фотографии, ведёт к «выходу» )) — к Чуйскому Тракту, откуда я и «зашёл» в Сростки. Соответственно, слева (на фото не видать) — сквер с прикольными деревянными фигурками, а позади меня — река Катунь! Фух, вроде сам всё вспомнил только что. :)))))

храм сростки алтайский край

Я не стал париться искать музей-заповедник и пошёл к храму. В сквере со скульптурами меня фоткали туристы, которые сами толком ничего не знали. Но по мне так ничего страшного, когда вы одни без гида, экскурсовода и сами обо всем догадываетесь — своего рода, тренировка ориентироваться на местности.

Решил я прогуляться до Храма св. Екатерины. Знаю, кстати, что есть храм в Москве в честь этой святой великомученицы.
Мне тогда в 2011 году понравилось здание, сделано добротно, хорошо, но в последнее время стал замечать, что все современные храмы строят по какой-то одной шаблонной технологии. Особенно, когда побывал в селе Карагуга (Северный Казахстан) и увидел недавно построенную церковь Св. Матроны — очень похожа на храм св. Екатерины.
Не сравнить с теми многовековыми намоленными местами, взять например, Свято-Боголюбский монастырь во Владимирской области. Я не был там, но сужу по фотографиям, до чего красиво и как раньше всё-таки умели строить! Хотя и осуждать нынешних строителей не собираюсь. Да и, наверное, не внешний вид главное здесь!

храм сростки алтайский край

храм сростки алтайский край

Как-то год назад я решил вспомнить, что за храм я посещал в Сростках))) кому он посвящен. Почему-то решил, что храм этот «принадлежит» святой Ксении Петербуржской — и не совсем случайно думал так: и Ксения, и Екатерина помогают людям обрести вторую половинку, если молиться им. Так что, кто не знал и кому это необходимо, возьмите на заметку. Сам стараюсь их не забывать, как и других святых, чтобы было всё хорошо в жизни.

храм сростки алтайский край

Сростинская школа, где по всей видимости учился и временно работал Василий Макарович Шукшин:

храм сростки алтайский край

храм сростки алтайский край

храм сростки алтайский край

храм сростки алтайский край

Удивило наличие присутствия велосипедов, припаркованных у школы (чтобы лучше разглядеть велосипеды, скачайте фотографию себе на компьютер :D). Как их никто не украл?

храм сростки алтайский край

Ну, и наконец, музей-заповедник Шукшина, я всё-таки нашёл его. Несмотря на то, что он был прямо под носом.

храм сростки алтайский край

Тоже всё чистенько, хорошо сделано.

храм сростки алтайский край

храм сростки алтайский край

храм сростки алтайский край

храм сростки алтайский край

храм сростки алтайский край

храм сростки алтайский край

храм сростки алтайский край

храм сростки алтайский край

храм сростки алтайский край

храм сростки алтайский край

Напишу, если кому вдруг не видно на фото — цены на экскурсии по музею (данные на осень 2011 года, но не думаю, что сильно изменятся цены):

Для пенсионеров вход в музей стоит 15 рублей. Инвалидам и военнослужащим — 5 рублей. Детям-сиротам, воспитанникам интернатов, детских домов — 3 руб.

Бесплатно: детям до 6 лет, а также 15 числа каждого месяца — лицам, не достигшим возраста 18 лет.

Видеосъемка: 120 руб, фотосъёмка: 60 руб. При этом запрещено использовать вспышку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *