храм стефана великопермского гайны
Земля наша Пермская
Стефанов крест
Галина Григорьевна Сушкова
Вот это меня больше всего и поразило. Вроде бы нет летописных свидетельств о том, что миссионер Стефан ступал на Верхнекамскую землю. Да и представить трудно, чтобы он смог добраться в тот таёжный край, территория которого и поныне на 82 процента покрыта дремучей пармой. Но память народа столь глубоко приняла в себя факт пребывания святителя на их земле, что невольно думаешь: какова же была сила молитвы Стефана за весь коми народ, чтобы она так материализовалась! Или, получается, мы знаем не всё, что было 600 лет назад?
Стефанов крест в урочище Пернаяг
на берегу реки Камы
— От века к веку крест обновляли. Но считается, что первоначально его поставил сам Стефан. Возможно, таким образом он отметил место крещения язычников. И в памяти народной сохранилось до сих пор, что этот крест и источник названы в честь святителя. Об этом мне старые люди рассказывали, в том числе мои бабушки и дедушки.
— Вы в этом участвуете? Расскажите.
Свято место.
Кай, Сёйва, Гайны и река Порыш на карте Коми-Пермяцкого округа
— По мнению старых людей, началось всё с того, что Стефан Великопермский приходил на это место и поставил здесь ещё один Поклонный крест. А потом пришли семь монахов, которые срубили вначале часовню, а затем основали Свято-Троицкий монастырь. Официально считается, что монастырь был основан в 1539 году. Спустя семь десятилетий из московского Чудова монастыря сюда был прислан иеромонах Варлаам (Палицын) для строительства Троицкой церкви. Во время своего игуменства он много сделал для благоустройства обители, и после него пустынь стала называться Троице-Плёсинской Варлаамовой. В царское время село Монастырь было местом ссылки неугодных царям людей. Половину жителей села составляли военные, охранявшие каторжан. Сюда сослали и стрельцов после Стрелецкого бунта. Во времена Петра I, когда по указу царя началась ликвидация монастырей, Троицкий монастырь стал приписным к Пыскорскому монастырю, как бы его филиалом. А в 1775 году оба монастыря были упразднены, монахи разошлись кто куда.
В начале ХХ века местный люд очень дорожил старой Троицкой церковью, которая начала разрушаться. И когда стал вопрос о её снесении, то поднялась мощная кампания по её защите. Церковь была уникальной по своей архитектуре, древнейшей на Урале. Пермские епископы Никанор и Палладий, известные художники того времени и архитекторы писали письма в защиту Троицкой церкви в Санкт-Петербург. В результате были выделены деньги на её ремонт. Архитектор Гаврилов составил подробнейшую смету, подготовил эскизный проект, и храм был восстановлен.
— А что было после революции?
Храм Святителя Николая в с. Монастырь
— Ой, столько событий, село Монастырь попало в самый водоворот! Здесь размещался штаб армии адмирала Колчака. Ещё в селе Монастырь были похоронены трое красных разведчиков дивизии латыша Азина, которая размещалась в городке Кай. До сих пор на их могилке памятник стоит, правда обшарпанный.
— Не знал, что в ваших краях ещё и адмирал Колчак побывал.
— У белых большая армия была?
— Когда Колчак вышел со своим войском из Омска и стал двигаться по направлению к Москве, то её численность составляла 400 тысяч человек. А сколько до нас дошло, не знаю. Но именно в наших местах армия адмирала Колчака была разбита. И с её остатками ему пришлось отступать в Сибирь. Как я потом уточняла, расстрелян он был 7 февраля 1920 года вместе со своим заместителем Анатолием Пепеляевым на льду речки Ушаковки, при впадении её в Ангару, и сброшен в прорубь. Это на окраине тогдашнего Иркутска. Рядом на горе стоял женский монастырь, и когда утром монашки пришли за водой, то увидели тело адмирала Колчака, плавающее в ледяной воде; они и похоронили его. На месте его гибели в 1999 году был установлен Поклонный крест.
Молитва не угасла
«Мы уже второй год ходим крестным ходом из села Монастырь до Пернаяга»
В 30-м году Никольский храм второй раз закрыли, сбросили колокола и кресты с куполов. Растащили иконы. Часть передали в Пермь, часть осела в гайнском музее. Священник Аполлоний Лихачёв и псаломщик Степан Черёмухин уплыли вниз по реке на плоту со своими семьями и имуществом. Православные стояли на берегу и плакали, провожая их. Мой прадедушка, Сидор Прокопьевич Кукшинов, ночью тайно забрал всё необходимое для совершения служб и ушёл в нашу деревню Пальник жить к старшей дочери Елене Сидоровне, моей бабушке, и стал вести службы в часовне Рождества Пресвятой Богородицы.
— Нет, он был членом церковного совета.
— Понятно, тогда он литургию мирским чином служил.
Когда в 60-х годах церковь освободили, 43 человека, в том числе моя бабушка Елена Сидоровна Анисимова, подписались под письмом в Верховный Совет СССР; в письме содержалась просьба разрешить проводить в храме церковные службы. Не разрешили. Церковь продолжала стоять пустой. А потом нашёлся какой-то безбожник, содрал железо с крыши. Из-за этого брёвна с потолка и часть крыши обвалились. Думаю, даже несмотря на то, что сейчас в Монастыре никто не живёт, храм восстановить необходимо.
Я взялась за его восстановление пока своими силами. Оформила все документы. Потихоньку начала очищать территорию внутри, вытаскивать мусор, гнилые брёвна, которые мне под силу вытащить. Бывшие жители села Монастырь мне передали четыре пустующих дома под гостиницы для православных строителей храма. Дома в хорошем состоянии, только нужен небольшой ремонт: где-то крыша прохудилась и дверь болтается, где-то крылечко надо сделать, стёкла кое-где вставить. В общем, нужны работники. И они уже есть. Десять человек из разных областей России, которые встречались на моём пути, изъявили желание приехать в Монастырь и взяться за восстановление храма. Они дали мне свои телефоны, адреса и сказали: «Мы приедем и будем бесплатно работать». Только мне надо организовать для них жильё и питание.
Когда идём Стефановским крестным ходом через село Монастырь, то обязательно заходим в церковь Николая Чудотворца. Она там одна-одинёшенька осталась. А монашки из дома рядом с церковно-приходской школой ещё раньше куда-то ушли. Так началась разруха, и теперь от большого села осталось несколько пустующих домов. Его жители переехали в наш посёлок Сёйва в казённые дома.
Надежда на Бога
— Посёлок наш образован в 50-е годы. У нас страшное пьянство, часто убийства происходят. И вот женщины стали обращаться ко мне, что надо хотя бы часовенку построить, потому что надежда только на Бога.
И ведь что пьют? Смесь технического спирта с самогоном. Люди начинают потихоньку сходить с ума, умирают молодыми. У нас в Коми округе самая высокая смертность по России, а в нашем Гайнском районе самое плохое положение по всему округу. У людей нет работы, большинство леспромхозов закрылось. Теперь спиваются даже дети. А власти никак на это не реагируют. Поэтому мы, несколько женщин, объединились, пытаемся что-то сделать, боремся своими силами с пьянством, но у нас ничего не получается.
И вот по просьбе бабушек я взялась оформлять документы на строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы. Все документы оформила. Нужны были деньги какие-нибудь или брёвна бесплатно. Я ко всем жителям обращалась и к предпринимателям, занимающимся заготовкой леса, но, к сожалению, мало кто откликнулся. С 15 человек только четыре тысячи собрала. Думала-думала, что можно сделать, и взяла кредит. Место под храм нам выделили. Батюшка это место освятил. Но пока лишь один фундамент удалось сделать. Сейчас у меня полпенсии уходит на погашение кредита.
А на Рождество Пресвятой Богородицы мы ходим крестным ходом полтора километра на Пальницкую гору, где раньше была часовня Рождества Богородицы. В этом году поучаствовать в нём приезжали верующие из Перми и Соликамска. Это святое место, там было явление Пресвятой Богородицы. На месте часовни я Поклонный крест установила. Когда у нас была засуха и вокруг все леса горели, мы с отцом Илиёй пошли крестным ходом с иконами на Пальницкую гору. Батюшка отслужил молебен, и после этого пошёл дождь. Он длился три дня и затушил пожар, с которым полтора месяца не могли справиться пожарные.
На Порыш
Крестный ход на Порыш во главе с о. Леонидом Сафроновым
Евгений СУВОРОВ
Фото автора и из личного архива Г. Г. Сушковой