храм свт григория неокесарийского на полянке

Главные новости

храм свт григория неокесарийского на полянке

храм свт григория неокесарийского на полянке

храм свт григория неокесарийского на полянке

На протяжении многих лет социальная, молодежная и катехизаторская деятельность прихода велась в рамках работы с военнослужащими. Приход окормлял: автобазу Генштаба, батальон охраны и обеспечения штаба Московского Военного округа, Отдельный 154-й Комендантский полк. Молодежная деятельность : окормляемые военнослужащие — молодежь. Катехизаторская деятельность : в полку еженедельно совершается Божественная Литургия. Епископ Иероним проводит лекции, беседы, викторины с военнослужащими по истории нашего Отечества и Церкви. В дни присяги, проводов в запас, начала и окончания периодов обучения, дни полка присутствует Владыка Иероним, который благословляет и напутствует. Социальная деятельность : в Армии служат, в основном, социально незащищенные, неустроенные молодые люди. Приход решает их многие социальные проблемы. Военнослужащие, отличившиеся в соревнованиях по высокому воинскому мастерству, получают настоятельскую стипендию, отпускной билет на Родину. Для всех военнослужащих в праздничные дни устраиваются трапезы со сладостями. Им вручаются подарки. Уволившимся в запас оказывается помощь в трудоустройстве и поступлении в ВУЗы.

Также постоянно оказывается помощь «Неврологической Клинике на Полянке» и «Многопрофильному Медицинскому Комплексу для взрослых и детей на Полянке» — 119180, Москва, ул. Большая Полянка, 51А/9; тел. 8(495) 721-90-01.

Помощь заключается в совершении церковных Таинств (Соборования, Исповеди, Причащения), проведении бесед и лекций.

В приходе существуют патронажная служба, благотворительная приходская столовая для малоимущих, пункт выдачи одежды и продуктов малоимущим.

Врачи — прихожане храма — в помещениях прихода ведут прием по просьбе нуждающихся в медицинской помощи, малоимущих прихожан.

После Литургии в воскресные и праздничные дни всем присутствующим из малообеспеченных семей раздается белый хлеб.

В Престольные Праздники, на Рождество, Пасху и другие крупные праздники для престарелых и малоимущих прихожан устраивается трапеза со сладостями.

Количество подопечных социальной службы постоянно меняется.

Количество постоянных добровольных сотрудников не менее 10 человек, но при необходимости по призыву настоятеля к проведению социальных мероприятий может быть привлечено значительное количество людей.

Приход помогает нуждающимся частным лицам при храме. Регулярная помощь оказывается заштатному священнику протоиерею Феодору Малахову, заштатному диакону Михаилу Шичанину (инвалиду IIгруппы), монахине Варсонофии (Михалевой – инвалиду II группы, участнику Великой Отечественной войны, ветерану труда), монахине Нине (Коровкиной), Татьяне Константиновне Степановой, Марии Ивановне Астаськовой, Марии Васильевне Залесской, Анатолию Аркадьевичу Шевченко (ветерану локальных войн).

Оказывается помощь одиноким и больным прихожанам, инвалидам, нуждающимся членам прихода, многодетным прихожанам.

Оказывается материальная помощь, помощь обедами, продуктами и подарками.

Инвалидам и больным прихожанам сотрудники социальной службы помогают преодолеть дорогу до храма, помогают во время богослужения.

Большая помощь была оказана пострадавшим от лесных пожаров. Был проведен денежный сбор в пользу погорельцев. Кроме этого, закуплено много комплектов одеял и подушек для лишившихся жилья людей.

Работа с молодежью в приходе храма Свт. Григория Неокесарийского тесно связана с религиозным образованием и просветительской деятельностью. Приоритетом является привлечение молодых людей не только к теории, но и к практическому участию в богослужебной и внебогослужебной деятельности. И алтарники, и иподиаконы, и певчие в храме — исключительно молодые люди.

В православном культурно-просветительском центре «Замоскворечье» постоянно проводятся концерты, после которых молодые люди за чашкой чая в дружеской беседе обмениваются впечатлениями.

Регулярно проводило молодежные миссионерские семинары международное общественное движение «Любовь и верность», созданное по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. После деловых заседаний разговор продолжался в трапезной.

Проводятся молодежные паломнические поездки по святым местам, во время которых люди не только получают новые впечатления и узнают информацию, но и теснее знакомятся, сплачиваются в общину, живущую общими интересами.

На протяжении 15 лет вся работа по катехизаторской деятельности при храме Свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве проводилась настоятелем храма иеромонахом, игуменом, архимандритом Иеронимом. В настоящее время, став епископом, Владыка Иероним продолжил эту очень нужную и важную деятельность. Ему существенно помогают клирики храма: протоиерей Феодор Малахов, диакон Владислав Астафьев, а также помощник настоятеля кандидат исторических наук Золотарёв П.М., кандидат социологических наук инокиня Алексия (Переведенцева), регент Николай Белов, звонарь Евгений Фокин. При храме действуют различные кружки: алтарников, церковного пения, звонарей, иподиаконов. С 2008 г. действует воскресная школа для детей. Для взрослых проводятся катехизические беседы.

Основные предметы: История Ветхого и Нового Завета, Литургика, Катехизис, Церковная история и Церковное пение.

Имеется православная библиотека с богатым выбором книг, в которой проводятся с посетителями тематические беседы и обсуждение прочитанного.

Имеется прекрасно отделанный класс, где в тишине, в окружении портретов церковных учителей и богословов, учащиеся легко воспринимают информацию по церковным предметам.

Помощник настоятеля Золотарёв Павел Митрофанович выступает с лекциями в общеобразовательных школах Москвы.

Источник

МОСКОВСКИЙ ГРИГОРИЕВСКИЙ ХРАМ В ДЕРБИЦАХ

храм свт григория неокесарийского на полянке
Московский храм святителя Григория Неокесарийского в Дербицах

Московский храм святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (Москворецкое благочиние)

Деревянный храм

В древней Москве праздник св. Григория Неокесарийского оказался связанным с важным для России историческим событием – в этот день, 17 ноября 1445 года возвратился в русскую столицу из жестокого татарского плена великий князь Василий II Темный, прозванный так оттого, что был ослеплен врагами. Вероятно, именно в память о его возвращении тогда же и была поставлена первая деревянная замосквореченская церковь, освящённая по этому празднику, хотя деревянный Григорьевский храм впервые упоминается в письменных исторических документах лишь в 1632 году.

В старой Москве он назывался «что в Дербицах». Местность, где воздвигли этот храм, была в те времена далёкой-далёкой глушью. Когда-то там проходила древняя дорога из Новгорода в Рязань. Освоение территории старинного Заречья серьёзно началось во времена татаро-монгольского ига, поскольку через него пролегла главная дорога из Москвы в Орду. Название улицы Полянка официально появилось лишь в XVIII столетии, но в те времена, когда была основана церковь св. Григория Неокесарийского, здесь действительно начинались большие поля, которые простирались далеко за пределы средневекового города, и среди них проходила старая дорога из Кремля на Серпухов. Эти поля и дали название старинной московской улице. Сама же земля в этой низинной, часто затопляемой разливами Москвы-реки местности, была топкой, «замшелой», отчего и была прозвана Дербицами, искажённо от дебри. «Дебрью» в старину называли топкую низину.

Сначала в этой сырой, неказистой местности селились крестьяне и ремесленники, а с XVI века в Заречье находились и поселения стрельцов. Тут же расположилась дворцовая слобода царских кадашей – бондарей, делавших необходимые в старинном хозяйстве деревянные бочки и кадки (по другой версии кадашами были царские ткачи). Затем, с XVIII столетия Замоскворечье и его Полянку стали заселять московские купцы.

А церковь св. Григория Неокесарийского так и стояла деревянной до самого правления «тишайшего» царя Алексея Михайловича. После эпидемии чумы, разразившейся в Москве в середине XVII века, она окончательно запустела. В 1660 г. в ней служил обычный московский священник Андрей Саввич Постников, и рядом с церковью стоял его собственный двор. Он сумел сблизиться с набожным царём и даже стал его духовником, так, что в 1665 году царь перевёл его в кремлёвский Благовещенский собор, где была домовая царская церковь, и сделал его протопопом.

Каменный храм

Свою близость с царём священник сохранил вплоть до смерти государя. Именно он в 1671 году венчал Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, матерью Петра I. И в октябре 1674 года, незадолго до кончины царя, был у него в Кремле на пиру – царь сам угощал его заморскими винами и разными яствами. Но прежде, чем уйти на столь почётную службу, священник просил царя разрешить ему перестройку своего замосквореченского храма каменным. Царь исполнил просьбу и взял строительство под свой контроль: оно началось в 1668 году. Новый храм стали возводить чуть севернее его деревянного предшественника, и Алексей Михайлович дважды ездил к обедне в строящуюся церковь.

Интересно, что камень для красавца-храма привозили из знаменитого подмосковного села Мячкова: из той же каменоломни брали камень для строительства белокаменных (и первых каменных) стен московского Кремля при князе Дмитрии Донском, а в XIX столетии – для строительства первого храма Христа Спасителя по проекту Витберга на Воробьевых горах. В то время это село уже было вотчинным владением отца Герцена, Ивана Яковлева.

Но незадолго до смерти царя его духовник попал в немилость самого патриарха Иоакима. Известно, что уже через несколько дней после упомянутого кремлёвского пиршества протопоп сидел в заточении на цепи по повелению патриарха, и смог из темницы написать царю прошение о помощи. Царь, находившийся в Преображенском, поехал в Москву хлопотать о его участи, и стал просить патриарха освободить своего духовника, а патриарх в ответ возводил на того «разные вины», которые, вероятно, и были поставлены протопопу в официальное обвинение после смерти царя. Видимо, эти вины были очень серьёзными, так как царь сперва не смог ничего сделать для своего любимца и лишь поставил ему в караул своих верных стрельцов. Только к Рождеству 1675 года – последнего года жизни царя Алексей Михайловича – его духовник был освобождён из темницы с прощением и разрешением священствовать. Он даже был приглашён к царю на обед за один стол с патриархом.

Примирение это длилось недолго, ибо состоялось лишь благодаря горячему участию царя в судьбе своего духовника. Первый же конфликт, считается, произошёл уже на похоронах царя. История донесла о том мало достоверных свидетельств, но известно, что священник Андрей Саввинов будто бы сам был инициатором новой ссоры, возмутившись, что патриарх лично исполняет на похоронах то, что должен делать он, царский духовник. И тогда терпение лопнуло. На созванном соборе патриарх обвинил священника во множестве тяжких преступлений, таких, как блуд, превышение полномочий, подстрекательстве царя против патриарха, и, в частности, в том, что поставил себе храм в Замоскворечье без патриаршего благословения и что без того же благословения и «ставленной грамоты» принял чин протопопа Благовещенского собора. И когда в 1679 году патриарх Иоаким освящал выстроенный храм св. Григория Неокесарийского, его бывший священник, лишённый сана, уже находился в ссылке в далёком Кожеозерском монастыре.

Во второй половине XVIII столетия у храма появился придел во имя св. Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. А до 1821 года при церкви было и обычное кладбище.

Трагические последствия холерной эпидемии ещё долго напоминали о себе. Кроме Боголюбского придела Григорьевской церкви, основанного в благодарность и в память об избавлении Москвы от беды, в 1831 году был учреждён Александринский сиротский приют «для призрения сирот чиновников, умерших от холеры в Москве». Первое время он располагался в Басманной слободе, в бывшей усадьбе графа Разумовского на Гороховом поле, а потом был переведён в центр Москвы, в усадьбу Апраксина на Знаменке.

Закрытие храма

Храм св. Григория Неокесарийского был закрыт в конце 1935 года. Иконы его передали в Третьяковскую галерею, а ещё раньше, в 1930 году Моссовет подбирался к старинной шатровой колокольне храма, намереваясь её снести для расширения тротуара. Чудом её отстояли – только в самом нижнем ярусе пробили сквозной проход. Именно такой метод расширения «полезной площади» тротуаров и мостовых рекомендовался последующим Генеральным планом 1935 года. Тем же способом, согласно Генплану, намеревались кардинально расширить Арбат – прорубить в нижних этажах его зданий сквозные проходы-тротуары, а бывшие, «освобождённые» от пешеходов тротуары обратить в мостовую и предоставить транспорту. Так поступили и с колокольней Григорьевской церкви.

К 1965 г. храм, отданный под различные учреждения, обветшал и был хорошо отреставрирован. Его поставили на государственную охрану как памятник истории и культуры, и разместили в нем наряду с «Всесоюзным производственно-художественным комбинатом им. Вучетича» тихую «контору» по официальной перекупке старинных икон, которые закупали у населения и потом с разрешения властей перепродавали за границу любителям русского «антиквариата».

Возвращение храма Церкви

Только в 1990 году по письму Святейшего Патриарха Алексия II Моссовет вернул храм верующим. К 1996 году он был окончательно восстановлен и отремонтирован, и в нем начались богослужения.

При храме действует сестринство во имя иконы Божией Матери «Державная», православная гимназия.

Святыни

Почти все святыни храма доступны для поклонения в субботний и воскресный день, а также всегда, когда не огорожена передняя часть храма.

Настоятели

Источник

Храм, поразивший красотой Наполеона

храм свт григория неокесарийского на полянке

Храм Григория Неокесарийского на Большой Полянке известен с 1445 г. Ныне существующий каменный храм в стиле «русское узорочье» построен в 1668-1679 г. на средства царя Алексея Михайловича. Изразцовое убранство храма выполнено известным белорусским «ценинных дел» мастером 17 в. Степаном Полубесом.

Закончили строительство через 12 лет после закладки первого камня — 1 марта 1679 года состоялось освящение храма Григория Неокесарийского. Обряд освящения совершил Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, в присутствии уже нового государя Федора Алексеевича.

храм свт григория неокесарийского на полянке
Храм свт. Григория Неокесарийского в 1882 году. До революции церковь святителя Григория имела статус
придворной и поэтому часто посещалась членами царской семьи

С тех пор храм как бы получил статус придворного. И по сей день, между прочим, кресты всех глав церкви венчают царские короны. Храм за его необычайную красоту часто называют Красной церковью или храмом на Большой Полянке.

храм свт григория неокесарийского на полянке
Фото из книги Шувалов С.В. «Церковь, Замоскворецкого сорока, св. Григория Неокесарийского, при Полянке в Москве :
ист. описание окружающей ее местности ; население, история, архитектура и иконопись». М 1914.

Храм был закрыт в 1939 г., часть икон была передана в запасники Исторического музея и Третьяковской галереи. Храм вновь освящен в 1992 г.

Храм на Большой Полянке поражал красотой каждого, кто его видел.

Тяготы 1812 года церковь Григория Неокесарийского перенесла без потерь. Известно, что, когда Москва была охвачена пожаром, Наполеон лично распорядился, чтобы с храмом на Полянке ничего не случилось. Красота церкви произвела на французского императора неизгладимое впечатление, и он долго сокрушался, что не может поставить храм на ладонь и забрать с собой в Париж. Наполеоновским солдатам, получившим от своего вождя соответствующее «вразумление», приходилось ведрами таскать воду и поливать церковь, дабы защитить ее от огня. Ни ее убранство, ни утварь, ни церковные книги тогда не пострадали.

храм свт григория неокесарийского на полянке
Наполеон I Бонапарт. Портрет кисти Поля Делароша. Во время пребывания в Москве Наполеон приказал своим
солдатам поливать из вёдер водой храм святителя Григория Неокесарийского чтобы спасти его от пожара

Архитектура храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке

Архитекторами нового храма были русские царские зодчие Иван Кузнечик и крепостной из Костромы Карп Губа. 9 тысяч знаменитых поливных изразцов в стиле «павлинье око», давших храму его всемосковскую славу, сделал великий мастер Степан Полубес.

храм свт григория неокесарийского на полянке

храм свт григория неокесарийского на полянке

храм свт григория неокесарийского на полянке

Своей популярностью и статусом в древнемосковском строительстве он может сравниться только с Баженом Огурцовым, строителем черепичных шатров кремлёвских башен. А среди иконописцев, царских изографов, трудившихся над росписью храма и над его образами, был сам Симон Ушаков. Раньше во втором ярусе было устроено подобие хор, что указывало на дворцовый характер церкви.

храм свт григория неокесарийского на полянке

Яркая расцветка храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке сразу бросается в глаза. Такое ощущение, что сначала видишь цвет — радостный, праздничный всплеск краски, и только потом начинаешь разбираться-понимать, на что же эта краска нанесена, какой под ней архитектурный памятник. Разбираешься уже под властью этого первого искрящегося впечатления, мажорной ноты в панораме «обминоренной» улицы.

храм свт григория неокесарийского на полянке

храм свт григория неокесарийского на полянке

В отличие от других зодчих московского узорочья, смело экспериментировавшими и с формами, и с композицией.

Архитектура храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке — традиционные для России формы храма-«корабля» с шатровой колокольней на западе, под ней — вход в церковь, приземистая трапезная, которая примыкает к небольшому четверику, зрительно как бы приподнятому вверх «костром» из трех ярусов килевидных кокошников, так называемых «огненных языков». Выше — традиционное же пятиглавие (главы — чисто декоративные, их барабаны — глухие, они не имеют окон и не открываются своим внутренним пространством в интерьер храма).

храм свт григория неокесарийского на полянке

Красно-зелено-белый колер, наличники, карнизы, затейливые колонки и полуколонки, украшающие как тело церкви, так и барабаны ее глав — все это тоже непременная атрибутика московского узорочья. Законченный в 1679 году, храм Григория Неокесарийского, наверное, был в числе последних значимых узорочных памятников. Пройдут буквально считанные годы — и архитекторы начнут «пробовать на вкус» московское барокко в его нарышкинском изводе. А оно, хоть и считается прямым наследником узорочья, все же — совсем иной стиль.

храм свт григория неокесарийского на полянке

храм свт григория неокесарийского на полянке

храм свт григория неокесарийского на полянке

храм свт григория неокесарийского на полянке

Декоративное убранство — вот что выделяет церковь на Большой Полянке среди многих других храмов той же эпохи.

Легенды и были старого храма

Немного найдется в мире храмов, где пешеходные дорожки или тротуары проложены прямо через храм или его колокольню. В Москве такую колокольню Вы можете увидеть возле храма Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах.

храм свт григория неокесарийского на полянке

Сквозной проход через шатровую колокольню был своеобразным компромиссом, сначала колокольню хотели вообще снести, чтобы освободить место для проезжей части. Было это в 1930 году, проход в колокольне пробили в 1933 году, а еще через 5 лет храм был закрыт, но сносить его не стали. До 1930 года храм и колокольня выглядели так.

храм свт григория неокесарийского на полянке

Этому событию известный поэт Андрей Андреевич Вознесенский (1933- 2010) посвятил стихотворение:

«Как колокольня алая,
пылая шубкой яро,
Нарышкина Наталья
стоит на тротуаре.

В той шубке неприталенной
ты вышла за ворота,
Нарышкина Наталья,
Как будто ждешь кого-то?

В чужом бензинном городе
глядишь в толпу рассеянно,
слетают наземь голуби,
как шелуха от семечек.

Я понял тайну зодчего,
портрет его нахальный,
и, опустивши очи,
шепчу тебе: «Наталья…»

Почему поэт сравнивает колокольню с Нарышкиной Натальей? Дело в том, что в 1671 году в здешнем храме венчался царь Алексей Михайлович (1629 — 1676) с Натальей Кирилловной Нарышкиной (1651 — 1694), которой было на момент венчания 19 лет.

Кстати, колокола на колокольне не аутентичные, они были собраны с бору по сосенке с колоколен других московских храмов. Теперь колокольню храма украшают часы с курантами, каждый час вызванивающими мелодию «Спаси, Господи, люди Твоя» и каждую четверть часа — «Царице моя Преблагая».

храм свт григория неокесарийского на полянке

Факт венчания в церкви царя с царицей подтолкнул любителей причесывать факты под одну гребёнку к выводу, что крещение их сына Петра, ставшего впоследствии российским императором Петром Первым, было в этой же церкви. Этому способствовало то, что в храме с 1660 года служил священник Андрей Савинов (Постников), ставший в 1665 году царским духовником. Собственно благодаря хорошему расположению царя к своему духовнику и появилась современная каменная церковь, которая была построена рядом со старой деревянной в период с 1667 по 1679 год.

храм свт григория неокесарийского на полянке

Храм постоянно посещали царственные особы, а службы в храме совершали Святейшие Патриархи, митрополиты Московские.

Над воротами укреплена красивая керамическая икона, которые не часто можно увидеть.

храм свт григория неокесарийского на полянке

храм свт григория неокесарийского на полянке

храм свт григория неокесарийского на полянке

храм свт григория неокесарийского на полянке

Со строительством каменного храма связан парадокс. Патриарх Иоаким обвинил Савинова, что он построил храм без патриаршего благословения. Савинов был лишен чина, арестован и сослан в монастырь. А затем этот храм Иоаким освятил в 1679 году.

Кстати, у Вознесенского есть стихотворение «Храм Григория Неокесарийского, что на Большой Полянке» про Ивана Степанова по кличке Полубес, который построил храм:

«Названье «Неокесарийский»
гончар, по кличке Полубес,
прочел как «неба косари мы»,
и ввёл подсолнух керосинный,
и синий фон, и лук серийный,
и разрыв-травы в изразец.»

храм свт григория неокесарийского на полянке

храм свт григория неокесарийского на полянке

храм свт григория неокесарийского на полянке

В советское время в храме служили один епископ и пять священников, которые стали мучениками. Четверо прославлены в лике святых: протоиереи Борис Ивановский, Илия Четверухин и Василий Смирнов — в чине священномучеников, иеромонах Иларион (Громов) — преподобномученик.

Связана с храмом и одно из неприглядных событий нашей истории: «Внутри здания под вывеской «Всесоюз­ный производственно-художественный комбинат им. Вучетича. Отдел экспорта» скрывается контора по закупке у населе­ния старинных икон и других предметов культа для последующей перепродажи их заграницей через фирму «Новоэкспорт». О деятельности этой фирмы в 1979 г. радио ВВС на русском языке яз­вительно замечало, что благодаря ее раз­маху скоро древнюю русскую икону можно будет запросто купить в любом западном универмаге наравне с зубною пастой и жвачкой. В 1980 г. во время Олимпиады в здании Государственной картинной галереи на Крымской набе­режной работал нарочный магазин для иностранцев, продававший исключитель­но закупленные на Б.Полянке иконы XVIII — XIX вв., на которых тотчас после продажи ставили штамп «К вывозу раз­решено. Министерство культуры СССР». С 1989 г. вывоз церковной старины за­прещен.»

Вот такие истории скрываются под красивым видом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *