храм святителей московских в посланниковом переулке
Историческая справка
Недалеко от станции метро «Бауманская», в Посланниковом переулке, стоит здание под №9 с псевдорусскими деталями фасада и пятью высокими арочными окнами. Это храм, освященный в 1899 г. во имя святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа.
читать далее
Где ступала нога Василия Блаженного
Посланников переулок известен с XVIII века. Такое наименование он получил потому, что здесь находилась усадьба прусского посланника фон Мардофельта. Конечно, теперь никаких следов пребывания прусского дипломата не осталось. Но вообще Посланников переулок, по сравнению с некоторыми своими соседями, сохранился довольно неплохо: почти вся его нечетная сторона – застройка XIX века.
читать далее
Божиим соизволением столица
Святитель Петр Митрополит Московский
Едва ли кому-то не знакомо имя основателя Москвы: в 1147 году ростово-суздальский князь Юрий Владимирович по прозванью Долгорукий построил на безвестной речке Москве небольшую деревянную крепостцу, которая с годами росла, хорошела и… сделалась столицей, стольным градом, как тогда говорили. Но почему именно Москва? Благодаря кому Златоглавая вдруг возвысилась так, что стала центром русской земли?
читать далее
Готов страдать за истину
Митрополит Филипп
..В Успенском соборе, между тем, служба подходила к концу. Настал черед прикладываться ко кресту. Поднялся и царь со своего места. Но, прежде чем идти к аналою, он, по обыкновению, подошел к стоящему у иконы Спаса митрополиту, чтобы получить архиерейское благословение. Филипп же, увидев приближающегося к нему в окружении опричников Грозного, демонстративно отвернулся от него и, не отрывая взора от Спаса, принялся усердно молиться.
читать далее
В юродство претворился
Василий Блаженный
В приходе Святителей Московских особенным почитанием пользуется знаменитый Василий Блаженный. И это не случайно. Дело в том, что один из любимейших в православной Москве святых родился в селе Елохове, где впоследствии возник Посланников переулок с церковью Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. И кто знает, может быть, Василий Блаженный останавливался и молился на том самом месте, где теперь стоит упомянутый храм.
читать далее
Неприступная стена московская
Святитель Алексий Митрополит
Шла вторая половина XIV века. Русь уже более столетия изнывала под жестоким ордынским игом. Несколько поколений русских людей не знали иного существования, кроме неволи, покорствования завоевателям, каждодневного унижения под приглядом узких глаз степняков. И, казалось, народ смирился со своей участью: лбом стены не прошибешь, – так рассуждали многие. Тогда появилась на Руси поговорка: подождем, пока Бог переменит орду…
читать далее
Руси под латинством не быть!
Митрополит Московский Иона
..И вот как-то проведав, что князя с войском в столице нет, татары неожиданно подступили к Москве. Они, как обычно, пожгли посады вокруг кремля и готовились штурмовать стены, воздвигнутые еще митрополитом Алексием и порядочно обветшавшие, к слову сказать, за сто лет своего существования. Тогда митрополит Иона распорядился вынести из соборов иконы и всему духовенству идти крестным ходом по самой кремлевской стене и молить Господа Бога о спасении стольного русского града и христолюбивого московского люда. И произошло неожиданное.
читать далее
Храм святителей московских в посланниковом переулке
Из истории создания храма
4 ноября 1898 г. Правление московского Епархиального свечного завода обратилось к Митрополиту Сергию с прошением открыть при заводе «церковь во имя московских Святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа».
8 февраля 1899 г. по Указу Его Императорского Величества Святейший Синод определил разрешить «устроить домовую церковь в здании епархиального свечного завода по Посланникову переулку 1-го участка Лефортовской части города Москвы». Подробнее.
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Храму Святителей Московских требуются певчие, любящие богослужение. Женские голоса – первое сопрано и альт. Желательно начальное музыкальное образование.
Обучаем основам валаамского распева.
Надеемся на безвозмездную помощь.
Контактный телефон: 89ОЗ544О5О2 Елена Евгеньевна
ОБУЧЕНИЕ ДАЙВИНГУ
В нашем храме вы можете обучиться дайвингу. Техническая база RuDive (дайвинг-клуб МГУ) – закрытая вода в бассейне в Тушине, открытая вода – в дайвинг-центре «Спас-Каменка» (30км от МКАД по Дмитровскому шоссе), теоретические занятия проводятся в трапезной храма Святителей Московских.
Занятия групповые и индивидуальные проводит инструктор PADI №344840 протоиерей Кирилл Быков.
Историческая справка
Недалеко от станции метро «Бауманская», в Посланниковом переулке, стоит здание под №9 с псевдорусскими деталями фасада и пятью высокими арочными окнами. Это храм, освященный в 1899 г. во имя святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа.
Еще в 80-е годы 18 в. в Посланниковом переулке, где находилось владение английского купца и банкира Якова Рованда, обосновался Английский клуб, членство в котором означало принадлежность к высшему кругу общества. Добиться избрания в этот клуб было вопросом престижа в глазах дворянской Москвы.
Предполагают, что название переулка было связано именно с Английским клубом. Хотя есть и иное мнение: сам переулок стал называться Посланниковым после того, как в нем поселился прусский посланник барон Аксель фон Мардефельд.
30 мая 1799 г. Рованд продал этот участок капитану Николаю Лугинину и статскому советнику Александру Юни.
Пожар 1812 года уничтожил не только каменные палаты Рованда, но и усадьбу Орлова, где на углу с Посланниковым переулком стоял большой дворец с парадным входом и полукруглыми флигелями. Эти строения больше не возобновлялись. Участок надолго переходит в руки купцов.
В 1880г в переулке возводится еще одно каменное строение.
До покупки земли участка составляли 870 квадратных саженей. (Опись 1874 г. Составлена 19 июня 1900 г.). Но уже по крепостным документам, земли владения Московского Кафедрального Собора Христа Спасителя составляли 922 квадратные сажени. (Опись утверждена 31 декабря 1914 г.).
В каменном строении 1880 г., перешедшем в собственность церкви, во вновь приобретенном владении Собор размещает Московский Епархиальный церковно-свечной завод. В качестве служащих завода работали как миряне, так и священнослужители. Так, смотритель завода и пять его помощников были люди духовного звания; некоторые рабочие окончили Духовную Семинарию. На заводе работало около 100 человек. У них установился благочестивый обычай: во время работы петь духовные песни. Благодаря этому обычаю образовался церковный хор, который пел в соседнем храме.
8 февраля 1899 г. по Указу Его Императорского Величества Святейший Синод определил разрешить Московскому Епархиальному Начальству «устроить домовую церковь в здании епархиального свечного завода по Посланникову переулку 1-го участка Лефортовской части города Москвы, с припиской означенной церкви к Московскому Богоявленскому, в Елохове, приходскому храму».
Строительное отделение Московского губернского правления утвердило план и чертежи постройки училища и домовой церкви при заводе. В 1899 г. на средства Епархиального свечного завода по проекту архитектора Г.Сретенского к зданию 1880 г. делается пристройка с псевдорусскими деталями декора. 22 ноября 1899 г. на первом этаже здания было открыто училище, а через неделю, 29 ноября, Преосвященнеиший Епископ Парфений освятил храм, который расположился на втором этаже. В храме был один Престол во имя святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. С 1899 по 1903гг. храм был приписан к Богоявленской церкви, что в Елохове.
10 сентября 1903 г. просьба Правления была удовлетворена.
В 1904 г. согласно Указу Московской духовной консистории к Четырехсвятительскому храму была приписана земля с каменной лавкой (31 кв.саж.), находящаяся в г. Дмитрове в Гостином дворе,купленная для нужд свечного завода.
В том же 1904 г. на средства церковного старосты, ктитора, потомственного почетного гражданина, из купцов Никиты Петровича Кантелина храм был отделан заново, украшен прекрасной живописью и орнаментом, был вызолочен двухъярусный иконостас, а также возобновлена утварь. Отделка обошлась почти в 10.000 рублей.
28 июня 1998 г. была создана инициативная группа «За восстановление храма святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа в Посланниковом переулке». Группу возглавил священник о. Александр Жавнерович (ныне покойный).
В 2004 главой группы стал священик о. Кирилл Быков, являющийся настоятелем и в настоящее время.
Храм Свтт. Моск. Петра, Алексия, Ионы и Филиппа
Храм Свтт. Моск. Петра, Алексия, Ионы и Филиппа запись закреплена
Храм Свтт. Моск. Петра, Алексия, Ионы и Филиппа запись закреплена
31 октября – День памяти святого апостола и евангелиста Луки, иконописца (I).
Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (Фил. 1, 24; 2 Тим. 4, 10), врач из просвещенной греческой среды.
Показать полностью.
Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1-3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.
Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.
Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», – сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62-63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк. 1, 3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк. 1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк. 2, 19; Лк. 2, 51).
В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62-63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования – Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6-29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.
Храм Свтт. Моск. Петра, Алексия, Ионы и Филиппа запись закреплена
26 октября – Празднование Иверской иконы Божией Матери.
Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы — на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России — названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.
Первое известие о ней относится к IX веку — временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы.
Показать полностью.
Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.
Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь, и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.
Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ… Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.
В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».
Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).
На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз.
Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».
Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса — Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне — Иверская.
По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.
В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров.
Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.
Где ступала нога Василия Блаженного
Посланников переулок известен с XVIII века. Такое наименование он получил потому, что здесь находилась усадьба прусского посланника фон Мардофельта. Конечно, теперь никаких следов пребывания прусского дипломата не осталось. Но вообще Посланников переулок, по сравнению с некоторыми своими соседями, сохранился довольно неплохо: почти вся его нечетная сторона – застройка XIX века.
Одно из самых приметных строений-долгожителей Посланникова переулка – здание под номером девять, добротное, основательное, привлекающее внимание обилием декора, в котором легко узнается та изумительная эклектика эпохи Николая II, когда строители еще не заботились, как бы не перенасытить свое произведение «архитектурными излишествами».
Помимо насыщенного декора, внимательный прохожий заметит над торцевым фасадом здания небольшую главку в виде барабана. Но что это за деталь, каково ее назначение, вряд ли кто-то догадается. А барабан, служивший кода-то основанием для восьмиконечного креста, – единственная примета, свидетельствующая о том, что это, одно из красивейших зданий всего Басманного района, на самом деле храм, домовая церковь.
На рубеже XIX–XX веков на пространстве между Посланниковым переулком и Ладожской улицей располагался Епархиальный свечной завод. При заводе было устроено училище, видимо, для детей работников. И уже в этом училище целый его верхний этаж занимал домовый храм.
Училище и храм при нем были построены в 1899 году. В архивной «Ведомости о церкви» говорится, что она возведена «тщанием на капитал Епархиального свечного завода; зданием каменная; престолов – один во имя Четырех святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа; утварию достаточна».
В этот период Московскую епархию возглавлял знаменитый митрополит Владимир (Богоявленский), новомученик, недавно причисленный к лику святых. Но освящал храм не сам митрополит, а его викарий.
Вот как рассказывала об этом событии газета «Московские церковные ведомости»: «29 ноября было совершено освящение вновь сооруженного храма при свечном епархиальном заводе, что в Посланниковом переулке, близ Немецкой улицы. Храм, освященный в честь святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, помещается во втором этаже главного корпуса здания, выходящего фасадом на улицу; длина церкви с алтарем двенадцать саженей, ширина шесть саженей и высота около трех саженей. Сделанный в византийском стиле о двух ярусах, иконостас весь вызолочен; святые иконы писаны по вызолоченному фону; вся утварь художественной работы сооружена г. Захряпиным. В нижнем этаже под храмом помещается церковно-приходская школа. Церковь эта сооружена для рабочих завода и для богомольцев ввиду отдаленности этой местности от приходских церквей. Освящение храма и литургию совершал преосвященный Парфений, епископ Можайский, с ректором духовной семинарии архимандритом Димитрием, оо. протоиереями А.Ф. Некрасовым, И.Я. Березкиным и местным священником. Пел Чудовский хор». Упомянутого в заметке местного священника звали о. И.Д. Арбеков.
Как и многие домовые церкви, храм Святителей Московских был открыт для всех верующих, а не только для работников завода и воспитанников училища. То есть и до революции он являлся, по сути, обычным приходом. Через несколько лет после открытия храма те же «Московские церковные ведомости» писали: «В 1904 г. На средства ктитора Н.П. Каптелина вновь отделан храм при епархиальном свечном заводе, что в Посланниковом переулке, в честь Московских святителей. Храм украшен прекрасной живописью и орнаментом, заново вызолочен двухэтажный иконостас, возобновлена утварь. Отделка обошлась около 10000 руб.»
Это очень немало, если вспомнить, что в то время корова стоила порядка трех-пяти рублей. Следовательно, храм был отделан довольно богато и обеспечен утварью исключительно щедро. Значит, теперь, чтобы не отстать от купца Каптелина, приходу требуется собрать сумму, равную двум тысячам коров. Вряд ли это по плечу старосте, притчу и даже всем прихожанам храма вместе взятым. Впрочем шутки шутками, а храм действительно нуждается в доброхотном участии всех, кто хоть как-то может помочь ему возродиться.
Московский Басманный район – место с давними и, к счастью, не прерывающимися христианскими традициями. Достаточно вспомнить, что известный столичный Богоявленский собор в советское время был одним из немногих в Москве действующих храмов. К тому же несколько десятилетий кряду он был главным – кафедральным – храмом Русской Православной Церкви. В народе этот собор попросту именуется Елоховской церковью – по названию существовавшего здесь в старину села.
Сейчас, кажется, мало кто даже из воцерковленных москвичей знает, что в селе Елохове, в каких-то считанных шагах от того места, где позже появился Посланников переулок и церковь Святителей Московских, родился самый знаменитый русский юродивый – Василий Блаженный. До шестнадцати лет, пока родители не отдали его в Москву учиться сапожному мастерству, Васили жил в родном селе. Чем он занимался в это время, житие святого не сообщает. Но можно предположить, что вполне здоровый, полный энергии отрок на печи не сидел: скорее всего, помогал родителям в их тягловой крестьянской работе или, по крайней мере, уходил с ровесниками гулять куда-нибудь за околицу, во всяком случае, проводил много времени вне дома. А если так, то можно почти со стопроцентной вероятностью предположить, что он бывал и там, где теперь находится храм Святителей Московских. Возможно, пас здесь гусей, пек картошку в золе, играл в горелки, а возможно и молился на этом самом месте – Василий Блаженный с детства был усердным молитвенником. Это, наверное, должно придавать дополнительное молитвенное усердие нынешним прихожанам храма – они молятся там, где когда-то ступала нога Василия Блаженного!