храм святителя алексия митрополита московского в тайцах
Храм святителя Алексия Московского (Тайцы)
Це́рковь Алекси́я, митрополи́та Моско́вского в Тайцах — приходская церковь Гатчинского районного благочиния Гатчинской епархии Русской православной церкви. Находится в посёлке Тайцы Гатчинского района Ленинградской области. Освящена во имя святителя Алексия, митрополита Московского.
Содержание
История [ править ]
15 июня 1914 года епископ Гдовский Вениамин (Казанский) совершил закладку таицкого храма. Строительство завершено к началу 1916 года. Освящению храма помешали начавшиеся революционные события и гражданская война. Храм был освящен лишь в 1921 году епископом Кронштадтский Венедиктом (Плотниковым, будущим священномучеником) во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. Деревянную церковь, возле которой был построен новый храм, разобрали и перенесли на Таицкое кладбище.
В советские годы долгое время настоятелем этого храма был потомственный таицкий священник о. Петр Белавский, прославившийся своей подвижнической жизнью. 11 мая 1939 года по постановлению Леноблисполкома последняя Таицкая церковь была закрыта. В помещении храма устроили клуб, однако, по воспоминаниям старожилов, в него никто не ходил.
В августе 1941 года Тайцы были заняты немецкими частями. По просьбе местных жителей немецкое командование открыло церковь во имя свт. Алексия. Церковь просуществовала на оккупированной территории два года. Последнее богослужение в Алексиевской церкви было совершено в августе 1943 года, далее немецкие войска отступили. Несмотря на просьбы и ходатайства верующих, советские власти открыть храм отказались.
Только в 1990 году полуразрушенный и оскверненный храм (подвал которого был затоплен водой) был возвращен Русской Православной Церкви, и с января 1991 года в нем возобновились богослужения. Храм относится к Гатчинскому благочинию.
Описание [ править ]
Церковь Алексия — пример использования в церковной архитектуре форм модерна, четырёхстолпная постройка со сложной объёмной композицией и звонницей в куполе.
При строительстве были использованы железобетонные конструкции, в начале XX века начинавшие находить применение и в церковной архитектуре.
К сожалению, художественное убранство храма утрачено. В архивах сохранилась только полная схема росписи церкви, составленная академиком церковной живописи Василием Беляевым в 1915 году. Трудно сказать, что из задуманных росписей и мозаичных панно было выполнено.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 188340, Ленинградская область, Гатчинский район, пос. Таицы, Гатчинское шоссе, д. 16а.
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Тайцы. Церковь Алексия, митрополита Московского.
Церковь Святителя Алексия в Тайцах
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Проезжая из Красного Села через Тайцы в сторону Гатчины, по левой стороне дороги взору открывается величественный белокаменный храм с устремленным ввысь шлемовидным куполом, словно древнерусский богатырь, застывший на передовой. Как-то невольно, само-собой, хочется остановиться и подольше полюбоваться этим творением, столь неожиданно возникшем в казалось бы, мало чем примечательном поселке…
…Спустя несколько лет, прошедших с момента постройки первой деревянной церкви святителя Алексия, таицкие дачники смогли, наконец, собрать некоторый капитал и образовать строительную комиссию, которая взяла на себя хлопоты, связанные с постройкой нового каменного храма в ознаменование рождения Наследника Цесаревича. Прошедшие в 1913 году торжества по случаю 300-летия Царствования Дома Романовых послужили реальным толчком к осуществлению задуманного дела.
Место под постройку нового каменного храма было отведено на участке рядом с уже существующим деревянным и 15 июня 1914 года епископ Гдовский Вениамин (Казанский) совершил его закладку. Проект церкви, рассчитанной на 1000 человек, выдержанный в древнерусском стиле с необычным шлемовидным куполом, разработал известный петербургский архитектор Иван Васильевич Экскузович, а наблюдение за ее постройкой осуществляли гражданские инженеры Н.И. Постников и С.И. Барет.
Благодаря умелым и энергичным действиям председателя строительной комиссии А.А. Алексеева, проживавшего здесь же, в Тайцах, на Романовском проспекте, уже к началу 1916 года постройка храма была вчерне завершена и на него подняты кресты. Интересным является то, что в его строительстве были использованы железобетонные конструкции, в начале XX века начавшие находить применение и в церковной архитектуре.
Несмотря на столь быстрый ход строительных работ освятить храм к 1917 году так и не успели, а начавшаяся вскоре гражданская война отодвинула время его освящения еще на несколько лет. Судя по всему, богослужения в храме стали совершаться еще задолго до его освящения по полному чину, поскольку уже в августе 1919 года была составлена опись его церковного имущества, из которой явствует, что уже к этому времени в нем находилось несколько икон в довольно массивных серебряных ризах и серебряные лампады (так, например, риза на Тихвинской иконе Божией Матери весила 2,73 кг). Согласно дошедшим до нас сведениям, новопостроенный каменный храм был освящен лишь в 1921 году епископом Кронштадтским Венедиктом (Плотниковым, будущим священномучеником) во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. Находившаяся по соседству деревянная церковь спустя два года разобрана и перенесена на новое Таицкое кладбище.
К сожалению, к архивным материалам о довоенной истории Таицкой церкви доступа в настоящее время нет, и ее приходится восстанавливать по воспоминаниям старожилов и отдельным документам, обнаруженным в других архивах.
Согласно воспоминаниям старожилов, именно в эти годы храм отличался наибольшим благолепием. До революции и некоторое время после нее в Тайцах существовала традиция устраивать на Пасху праздничные фейерверки, а храм украшать разноцветными фонариками. Особым почитанием среди местных жителей пользовались находящиеся в храме иконы святителя Алексия, святителя Николая Чудотворца (изображение в полный рост), Иоанна Предтечи («Во плоти ангел»), Феодоровской Божией Матери и св. блгв. княгини Анны Кашинской с частицей ее мощей. Внутри храма, над входом на хоры, висела картина, изображающая Спасителя и Марию Магдалину. Интересно, что на самих хорах в 1920-1930-е годы никогда не пели. Церковный хор всегда находился на правом клиросе, который полностью закрывали большие иконы.
Среди таицких жителей особо почитался в те годы блаженный Михаил, безмолвник, зарабатывавший на жизнь пилкой дров. Он же предсказал и раскулачивание, приведя однажды ко храму корову и ударив в набат.
С 1927 года о. Петр Белавский находился в молитвенном общении с митрополитом Петроградским Иосифом (Петровых) и архиереями, ему единомысленными, отказавшимися поддержать декларацию митр. Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти, и именно при нем Тайцы превращаются в один из центров «иосифлянства»
Власти были прекрасно осведомлены о сложившейся церковной ситуации в Тайцах, и о. Петр знал это, чувствуя, что рано или поздно ему придется пострадать за свои убеждения, и это произошло 29 ноября 1929 года, когда он был арестован и заключен в тюрьму, а спустя год приговорен к 5-ти годам лагерей и отправлен на Соловки.
О священниках, служивших в храме после ареста о. Петра Белавского сведений сохранилось немного. Здесь служили иеромонах Аркадий (сведений о нем обнаружить не удалось), иеромонах Никострат (Лаврешов) из Ново-Афонского подворья в Санкт-Петербурге, с 1927 года служивший в Александро-Невской церкви и арестованный в апреле 1931 г. по делу Истинно-Православной Церкви. Об остальных священниках известно еще меньше: здесь служил протоиерей Иоанн Смолин, в 1932 году в храме служил протоиерей Александр Федорович Васильев (вскоре высланный, о его дальнейшей судьбе также ничего не известно), а после него о. Петр (его фамилию выяснить пока не удалось).
До своей высылки в Сибирь в 1929 году при храме постоянно проживали настоятельница подворья Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Старом Петергофе игумения Варсонофия и группа монахинь. Одна из них, монахиня Клавдия, строгая иосифлянка, жила в притворе храма в сторожке.
Первую попытку закрытия храма власти предприняли в мая 1936 года, когда Леноблисполком принял решение о его «ликвидации», однако оно, слава Богу, тогда не было реализовано. Гонения на церковь, тем не менее, в те годы становились все масштабнее, и 11 мая 1939 года по постановлению того же Леноблисполкома последняя Таицкая церковь была все-таки закрыта. В ее стенах власти устроили клуб, однако, по воспоминаниям старожилов, в него никто не ходил.
После закрытия находившиеся в храме иконы и церковная утварь были разграблены или оказались в других храмах. Икона святителя Алексия была чудесным образом спасена жительницей Тайцев Александрой Ивановной Саввиной, после войны икона была передана в Гатчину о. Петру Белавскому и в настоящее время пребывает в Покровской церкви в Мариенбурге. Находившийся в храме иконостас был разобран и, судя по всему, уничтожен. Останки погребенного за алтарем храма председателя строительной комиссии храма Алексея Алексеева были перезахоронены на новом Таицком кладбище (до настоящего времени его могила не сохранилась). На целых два года в храме воцарилась мерзость запустения…
По сравнению с другими оккупированными территориями, немецкие части, находившиеся в Тайцах, к местным жителям относились неплохо, наказывая лишь за работу в воскресные дни, когда следовало идти в храм. Церковный хор нередко приглашался для выступления в немецкий санаторий, разместившийся в бывшей усадьбе Демидова.
После перевода о. Иоанна из Тайцев на его место был назначен священник Покровской церкви в Мариенбурге Василий Николаевич Апраксин, начавший с этого времени окормлять одновременно Мариенбургский и Таицкий приходы. Последнее богослужение в Алексиевской церкви было совершено в августе 1943 года, т. к. складывающаяся на фронте обстановка призывала немцев готовиться к отступлению…
Государственная политика, ставшая после войны немного более терпимой по отношению к религии, давала какую-то надежду, что верующим вновь смогут вернуть их церковь. В августе 1946 года жители Тайцев направили ходатайство митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову) с просьбой открыть храм, сообщая, что «…Богослужения последний раз совершались в августе 1943 года, …образа, подсвечники и колокол сохранены и находятся в храме…» Благочинный пригородного округа в своем письме на имя митрополита добавлял, что «…храм сохранился хорошо, местами есть пробоины от снарядов, стекол нет, [но] иконостас и иконы в нем сохранились». К сожалению, все вопросы об открытии храмов в те годы решались властями, а не Церковью, а их политика в этом вопросе была очевидна. В самих Тайцах, по словам старожилов, особенно рьяным противником открытия храма была председатель местного сельсовета (ее имени уже никто не помнит).
Несмотря на то, что вскоре находившийся в храме иконостас и часть утвари были переданы в открытую в 1947 году Красносельскую Александро-Невскую церковь, местные жители не потеряли надежды на возвращение своего храма. В январе 1954 года они вновь направляют ходатайство, на этот раз патриарху Алексию (Симанскому), сообщая, что «…храм хотят переоборудовать под клуб…, иконостас увезен в Красное Село, кресты с глав сняты и колоколов нет,… [но, несмотря ни на что] население готово восстановить храм за свой счет». Следующее обращение к митрополиту Григорию было направлено в феврале 1955 года, однако и оно оказалось безрезультатным, а в своем рапорте от 21 февраля 1957 года благочинный протоиерей Василий Раевский сообщал митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Елевферию (Воронцову), что храм в настоящее время уже занят под клуб, и купола на нем нет.
Последнее обращение с ходатайством о возвращении и об открытии храма жители Тайцев направили на имя патриарха Алексия в феврале 1957 года. Как явствует из архивных документов, к этому времени уже и благочинный пригородного округа протоиерей Василий Раевский во внутренней переписке высказывался против возвращения Таицкого храма, аргументируя это тем, что восстановить его своими силами жителям будет довольно тяжело и, к тому же, в Красном Селе и Гатчине уже есть действующие храмы…
Так белокаменная церковь-красавица вновь, почти на полвека, была предана мерзости запустения.
Белоснежный храм с высоким шлемообразным куполом был расчитан на 700 прихожан.
В мае 1990 года сходом жителей поселка Тайцы было принято решение о возрождении храма. За короткое время здание храма отреставрировали и в 1992 году в церкви, которая предстала перед нами в первозданном виде, возобновили богослужения.
Также тайцкий храм является памятью погибшим войнам Великой Отечественной воины. В братской могиле на территории храма нашли свой приют 386 павших на полях сражений советских солдат и офицеров.
Использованы материалы http://www.mitropolia-spb.ru/vedomosty/n30/43.html
Церковь Св. Алексия, Митрополита Московского расположена недалеко от вокзала (Гатчинское шоссе, 24). Построена в 1913-1914 годах инженером и архитектором И.В. Экскузовичем. Он больше известен как инженер петроградских театров и автор замечательной книги «Техника театральной сцены в прошлом и настоящем».
Храм в Тайцах принадлежит к ряду церквей, построенных в честь празднования 300-летия дома Романовых. К сожалению, художественное убранство храма утрачено. В архивах сохранилась только полная схема росписи церкви, составленная известным мастером академической церковной живописи В.В. Беляевым в 1915 году. Трудно сказать, что из задуманных росписей и мозаичных панно было выполнено. В 1939 году, церковь закрыли, действовала она в 1941-1944 годах, потом снова была закрыта, а в 1992 году восстановлена (внешне) и передана верующим.
Храм был заложен 15 июня 1914 года. К началу 1916 года храм был вчерне завершен и на него были подняты кресты. Однако из-за революции и гражданской войны освятили его только в 1921 году. Богослужения по полному чину шли здесь задолго до освящения. В мае 1936 года Леноблисполком принимает решение о закрытии храма. В тот раз верующим удалось отстоять храм, но 11 мая 1939 года его все-таки закрыли, а в здании разместился клуб.
В 1941 году Тайцы оккупирован немцами, которые разрешили местным жителям открыть храм. Последнее богослужение в храме было проведено в августе 1943 года, а после освобождения Тайцев храм вновь был закрыт и превращен в клуб, несмотря на многочисленные ходатайства верующих.
Вновь храм возвратили церкви в 1990 году, и с 1991 года здесь возобновились богослужения. В ограде храма расположено братское кладбище советских солдат, погибших при обороне и освобождении поселка.
Храм свт.Алексия митр. Московского п. Тайцы
Приход храма святителя Алексия митрополита Московского и всея России чудотворца Гатчинской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Показать полностью.
Группа создана для знакомства всех желающих с нашим храмом, его историей, жизнью, традициями и планами на будущее; а также для общения клириков, прихожан и их друзей между собой.
Храм открыт ежедневно.
Будние дни: 9:00-17:00 (понедельник до 14:00)
Суббота: 9:00-19:00
Воскресенье: 8:30-17:00
Также богослужения проходят в двунадесятые и великие праздники. С расписанием на текущий месяц можно ознакомиться в закреплённом посте и на стенде перед храмом.
Храм свт.Алексия митр. Московского п. Тайцы запись закреплена
Записки вы можете подавать записки прямо здесь в комментариях или писать в сообщения группы храма. Не забывайте делать отметки: о здравии или об упокоении.
Посильное пожертвование можно внести на карту Сбербанка по номеру +79213383008 Ковальчук Игорь Викентьевич (карта настоятеля храма).
Храм свт.Алексия митр. Московского п. Тайцы запись закреплена
Храм свт.Алексия митр. Московского п. Тайцы запись закреплена
Молодёжный и миссионерский отдел
23 октября в храме св. Александра Невского в д. Александровка совершалась миссинерская литургия.
Проскомидия совершалась в центре храма, проповедь прозвучала на своём историческом месте (после Евангелия), все священнические молитвы читались вслух, богослужение сопровождалось комментариями. Всё это, по словам самих участников литургии, настраивало на проникновение в смысл совершающейся молитвы.
Литургия завершилась совместной трапезой, где каждый смог поделиться друг с другом мыслями и чувствами от совместной молитвы.
Благодарим всех причастных!
Наш отдел готов провести подобную литургию на любом приходе нашей епархии в совместном служении или помочь в организации подобного богослужения.
Храм свт.Алексия митр. Московского п. Тайцы запись закреплена
АПС | Академия Порядочных Семинаристов
«Политический конформизм — это болезнь Русской Церкви издавна. Ещё до революции Церковь и государство составляли как бы единую гармонию, причём не всегда отрадную для Церкви. После революции Церковь замолчала. В период угнетения и крайних гонений политически высказываться никому не приходилось. И для того, чтобы научиться думать политически, говорить политически изнутри Церкви, нужна долгая, вернее, углублённая прошколенность.
Показать полностью.
Церковь не может быть принадлежностью какой бы то ни было партии, но она вместе с тем не беспартийна и не надпартийна. Она должна быть голосом совести, просвещённой Божиим светом. В идеальном государстве Церковь должна быть в состоянии говорить любой партии, любому направлению: это — достойно человека и Бога, а это — не достойно человека и Бога. Конечно, это можно делать из двух положений: или из положения силы, или из положения предельной беспомощности. И вот мне кажется, я в этом глубоко убеждён, что Церковь никогда не должна говорить из положения силы. Она не должна быть одной из сил, действующих в том или другом государстве, она должна быть, если хотите, так же бессильна, как Бог, Который не насилует, Который только призывает и раскрывает красоту и истину вещей, Который не навязывает их, и как наша совесть, которая нам подсказывает правду, но которая нас оставляет свободными прислушиваться к истине и красоте или от них отказаться. Мне кажется, что Церковь должна быть именно такой; если Церковь занимает положение одной из организаций, которая имеет власть, которая имеет возможность принудить или направить события, то всегда остаётся риск, что она будет желать властвовать, а как только Церковь начинает властвовать, она теряет самое глубинное существо — любовь Божию, понимание тех, кого она должна спасать, а не ломать и перестраивать».
Митрополит Антоний Сурожский
Храм свт.Алексия митр. Московского п. Тайцы запись закреплена
АПС | Академия Порядочных Семинаристов
«По мере того, как станешь навыкать молиться, как следует, по чужим молитвам, начнут у тебя возбуждаться и свои молитвенные к Богу обращения и воззвания. Никогда не пропускай без внимания этих, проявляющихся в душе твоей, восхождений к Богу; но всякий раз, как они возбудятся, остановись и молись своею молитвою. Не думай, что, молясь так, делаешь ущерб молитве, — нет: тут-то ты и молишься, как следует, и эта молитва доходнее до Бога. Потому-то есть и правило, всеми преподаваемое: в церкви ли, дома ли, душа твоя сама захочет помолиться своим, а не чужим словом, — дай ей свободу. »
Свт. Феофан Затворник
Храм свт.Алексия митр. Московского п. Тайцы запись закреплена
Храм свт.Алексия митр. Московского п. Тайцы запись закреплена
АПС | Академия Порядочных Семинаристов
Критика Библии
В адрес верующих можно услышать такую критику, что, мол, наша Библия многократно переписанная различными авторами, очень много раз подкорректированная, и переведена на разные языки с грубейшими ошибками.
Показать полностью.
Многое из перечисленного – правда. Библия на самом деле не является некой цельной книгой, скорее это сборник книг, которые писались разными авторами в разное время. Книги Ветхого Завета писались на древнееврейском, арамейском и древнегреческом языках, книги Нового Завета – на древнегреческом. И в наши дни Библию тоже переводят на разные языки. Безусловно, любой переводчик может допустить где-то ошибку. Именно поэтому все ученые-библеисты изучают древние языки, чтобы работать с первоисточником. Конечно, библейские тексты претерпели не одну редакторскую правку. Это не является некой секретной информацией. Об этом издано немало научной богословской литературы.
Только вот для простого верующего человека все вышеизложенное ничего не говорит. Проблема подобных критиков в том, что они не понимают, что христианство появилось не из Библии, а наоборот христианство дало нам Библию (конкретно Новый Завет). Аналогично дело обстоит с Ветхим Заветом. Вера в Единого Бога возникла не с помощью Книги. Библию начали писать люди, которые уже верили в Бога. Даже, если так случится, что Библий вовсе не станет, то православные христиане не перестанут верить в Бога, потому что не Библия основа нашей веры, а Христос. Библия – это Книга, которая говорит нам о Нем. Чтобы было понятнее, сравните христиан с толкинистами. Последние как раз появились после написания книги Джона Толкина «Властелин колец». Теперь представители этой субкультуры могут писать свои собственные книги, но своему происхождению толкинисты в отличии от христиан обязаны конкретной книге.
Есть книги, которые рассчитаны на широкий круг читателей, а есть те, которые рассчитаны на конкретную целевую аудиторию, например, на студентов и преподавателей экономических вузов. Человеку, не изучавшему экономику или хотя бы ее азы, будет довольно сложно понять, о чем говорится, например, в книге с таким вот названием «Рынок облигаций: Анализ и стратегии». Аналогично дело обстоит и с Библией. Чтобы понимать Священное Писание надо иметь хотя бы маломальскую подготовку.
Вот, например, в Библии есть описание творения мира, которое не совпадает с научной картиной мира. Здесь атеисты радостно потирают ладоши, а верующие стоят в недоумении. Неужели в Библии может быть написана неправда? На самом деле все очень просто. Нужно всего лишь задуматься о том, кто писал первые страницы Библии и самое главное – когда.
Написан был этот текст в далекие времена, когда евреи были достаточно примитивным кочевым народом. Писалась Библия сугубо для своих соплеменников. Подумайте сами, неужели тогда евреи были такими любознательными, что им важно было знать, как произошел мир? Верующему монотеисту актуально было записать в свою священную книгу, что мир – это всего лишь творение, что нет смысла обожествлять ничего в этом мире, ни животных, ни растения, ни солнце, ни луну, потому что над всем этим есть Творец – Бог. А если еще учесть, что Библию начали писать после того, как евреи долгое время прожили в Египте с его языческой культурой, где как раз обожествляли почти все, что видели вокруг, тогда становится понятным мотив написания книги Бытия.
Сегодня мы развенчиваем разные мифы с помощью науки. В те далекие времена, когда еще не было современной науки, евреи для развенчания египетских мифов, придумали свои собственные. Не было перед библейским автором задачи – записать все с точностью все как было. А если кратко, то язык Библии – это язык не научной статьи, а скорее поэзии. Мы же не придираемся к автору художественного произведения, когда он пишет: «Солнце взошло над горизонтом….» Ведь здесь явное несовпадение с научной картиной мира. Солнце же неподвижно. Поэтов и писателей никто за это не критикует, а вот к библейским автором всех так и тянет придраться.
Когда заводишь с кем-нибудь разговор про отдельные библейские мифы, то чаще всего собеседники удивляются: «Неужели то, что написано в Библии, выдумки?! А как же тогда верить всему остальному, что там написано?!» Тогда я поясняю, что писатели Священного Писания не ставили цель обмануть читателей, в смысле одурачить их. Библейские авторы поступали примерно как родители, когда у них малолетний ребенок спрашивает, откуда берутся дети? Папа с мамой придумывают истории про аистов, про капусту, чтобы не рассказывать своему чаду то, чего он просто-напросто не сможет воспринять в силу своего возраста. Ведь никто из взрослых не верит в эти родительские мифы про аистов и капусту. Никто даже не обвиняет ни маму, ни папу в какой-либо лжи, что говорили им не так, как объясняет все это наука. При этом повзрослевшие сыновья и дочери не начинают думать, что все остальное, что говорили им родители, тоже неправда. Никто не станет из-за этого родителей меньше любить или меньше верить их словам. Если мы так относимся к родительским мифам, то может, стоит так же отнестись и к библейским мифическим повествованиям?
Кроме мифов в Священном Писании есть описания и конкретных исторических событий. Неподготовленный читатель чаще всего думает, что как описано в Библии, именно так все и было до мельчайших подробностей. Если бы библейские авторы ставили цель сохранить достоверную информацию для потомков, тогда на самом деле можно было бы именно вот так воспринимать библейскую историю. Только вот у Священного Писания совсем другая цель – религиозно-педагогическая.
Авторов Библейских исторических книг можно сравнить с художественными писателями, которые пишут исторические романы. Никто же из историков для своей научной диссертации не будет использовать в качестве источника какой-нибудь исторический роман Генриха Сенкевича или Бориса Акунина. Каждый понимает, что там полно художественного вымысла, хоть в основу сюжета положены реальные исторические события. Так же и в Библии описываются реальные исторические события, но совсем не в научно-историческом стиле, а в религиозно-педагогическом. Если, читая Библию, Бог показался нам очень жестоким, то это еще не значит, что Он такой и есть. Грозным и устрашающим Господа изобразил библейский автор в силу своего религиозного сознания.
Не только атеисты и агностики могут критиковать Библию. Верующим христианам абсолютно не запрещено подвергать Священное Писание критическому анализу. Раз Библия является литературным памятником, значит вполне разумно применять к ней приемы литературной критики. Кроме всего прочего на сегодняшний день существует гуманитарная наука библеистика. Ученые-библеисты при своих исследованиях опираются не только на священный текст, но также на данные таких наук как история, археология, учитываются особенности древневосточной литературы, лингвистики и др. После знакомства с критикой Библии от библеистов любовь к Священному Писанию становится еще больше.
Критический подход к Библии порой может смущать верующих людей. На самом деле поводов для волнения здесь нет. Для того, чтобы стоять крепко в вере, не нужно искать для нее подпорки, например, в библейских текстах: «Я верю, потому что в Библии написано…» Подпорки потому они и подпорки, что могут быть выбиты, а вера от этого сильно пошатнется. Если же у христианина фундаментом веры служит Сам Христос, то есть не просто книга о Нем, не знания о Нем, не догмат о Христе, а именно Сам Христос, тогда верующему человеку любая критика не страшна.