храм святителя николая в дубках
Храм святителя николая в дубках
Контакты
Название организации: Храм святителя Николая Мирликийского у Соломенной сторожки
ИНН / КПП: 7713132531/771301001
ОГРН: 1047746005779
Фактический адрес: г.Москва, Ивановская д. 3
Проезд: м. Тимирязевская, первый вагон из центра, налево по подземному переходу, подняться налево, идти в сторону парка Дубки 5 мин.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы у сотрудника храма Андроновой Натальи, старшей сестры милосердия, по телефону 8-903-245-55-44 или по электронной почте n.andronova@mail.ru. Звонить с 12 до 17 часов ежедневно.Также вы можете оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
Храм святителя Николая Мирликийского у Соломенной сторожки
Подворье Патриарха Московского и всея Руси в городе Москве
Храм святителя николая в дубках
Православный храм свт. Николая Мирликийского у Соломенной сторожки расположен в Северном административном округе г. Москвы. Относится к Всехсвятскому благочинию Северного викариатства Московской епархии.
Строительство и освящение храма свт. Николая Мирликийского
Этот деревянный храм был построен в 1916 году в неорусском стиле. Проект храма вместимостью 100 человек в стиле шатровых церквей Вологодского края был разработан академиком архитектуры Ф.О. Шехтелем, автором многочисленных построек, в том числе культовых (часовня при лютеранской церкви и церковь Василия Кесарийского, отделка церкви Пимена Нового, церковь в Иванове-Вознесенске и некоторые другие), удостоенным множества наград, последняя из которых — орден св. Владимира IV степени за труды военного времени. Рост национального самосознания в период войны и, видимо, переход архитектора в феврале 1915 года в православную веру стали основными причинами к созданию храма. Феодор Осипович не остался равнодушным к просьбам воинов и в 1916 году создал храм святителя Николая у Соломенной сторожки.
Шехтель высоко оценил собственный проект: «По-моему, лучшая из моих построек», — написал он в 1925 году на подаренной И.П. Машкову открытке с изображением церкви.
Изначально храм был построен воинами 675-й Тульской пешей дружины, расквартированной в Петровско-Разумовском у Соломенной сторожки. Воины дружины и, прежде всего, ее командир — полковник А.А. Мозалевский, а также жертвователь, будущий староста прихода В.И. Заглухинский были инициаторами строительства нового храма. Помимо офицеров, деньги на возведение храма собирали дачники села Петровско-Разумовское. Церковь была построена на земле Сельскохозяйственного института (прилегавшее к Петровско-Разумовскому старинное сельцо Астрадамово в начале XIX века прекратило свое существование, во второй половине столетия бывшие астрадамовские земли перешли во владение Петровской сельскохозяйственной академии, возрождавшей здесь искусственные посадки) и приписана к институтской Петропавловской церкви. Институтский храм, как и все храмы при учебных заведениях, после революции был закрыт, и его прихожане перешли в Никольскую церковь.
В начале XX века живописная местность все больше приобретала вид дачного поселка, раскинувшегося вокруг рощи по сторонам дороги, ведущей от Петербургского шоссе к Петровско-Разумовскому. Некогда здесь стояла крытая соломой будка, названная в народе «соломенной сторожкой». К названию храма святителя Николая, построенной в этих местах, по памяти народной прибавили «у соломенной сторожки».
Строительство храма заняло около месяца. Он был освящён 20 июля 1916 года епископом Можайским Димитрием (Добросердовым). На торжественной церемонии присутствовали Великая княгиня Елисавета Фёдоровна, генерал-губернатор Москвы, командующий войсками Московского военного округа, командиры ополченческих бригад, офицеры 675-й Тульской дружины и местные жители. Профессор богословия священник И.А. Артоболевский произнёс речь о том, какое значение имеет этот храм.
Московские газеты в 1916 году так писали об этой церкви: «Представляя собой археологическую ценность как собрание редчайших икон, этот храм является в то же время первой в России церковью-памятником переживаемых событий». Храм был первым построенным в России храмом-памятником Первой мировой войне.
Архитектурный вид храма навевает воспоминания о лучших образцах шатровых храмов XVI-XVIII веков. Сам архитектор Ф.О. Шехтель в 1926 году, подписывая рисунок церкви, свидетельствовал, что «церковь скомпонована в характере северных церквей Олонецкой губернии, за исключением звонницы, т. к. на Севере колокольни ставились отдельно от церкви; звонницы начинаются от Костромской области». «Скомпонована в характере» обозначало, что она несла в себе основные черты северного народного зодчества, повторяла важнейшие композиционные элементы и детали. В основе здания лежал крестообразный план, когда к нижнему четверику, завершающемуся шатром, были прирублены по сторонам четыре бочки, образующие крест. Основание под бочками было расширено, что позволяло увеличить внутреннее пространство для молящихся. Ядром композиции являлись торжественно возносящийся шатер и бочки по сторонам.
В трудные для нашей Церкви советские годы храм у Соломенной сторожки сравнительно долго оставался островком православия. Количество его прихожан после закрытия в округе других храмов увеличилось с 300 до 2000 человек. В нём служили замечательные священники, радевшие о духовном и нравственном просвещении народа, — о. Василий Надеждин (скончался в ссылке в Кеми в 1930 году), о. Владимир Амбарцумов, о. Михаил Шик (оба расстреляны в 1937 году), о. Михаил Славский (погиб в ссылке в 1933 году).
Построенный каркасным способом храм с трудом вмещал прихожан и вызывал беспокойство Ф.О. Шехтеля за его техническое состояние. Обращаясь в середине 20-х годов в Строительную комиссию с докладной запиской, он, чтобы спасти церковь, советовал установить при его участии постоянный технический контроль, обить внутри стены асбестовыми листами или толстым шведским картоном, устроить электрическое отопление, поддерживать в сухом состоянии подполье и прочее. Он писал:
«Кроме технических мер для поддержания жизнеспособности этой летней, легкой постройки, я очень настаиваю на том, чтобы украсить храм внутри росписью. Сделать его радостным и благолепным, чтобы его полюбили прихожане и, может быть, удовольствовались без новой церкви. Весь бело-светлый внутри, с райскими цветулями, он должен очаровать их и заставить не жалеть сравнительно небольшие затраты на окончательное усовершенствование его. Роспись внутри храма церкви сделает мой сын Лев Федорович и дочь Вера Федоровна — художники, по моим эскизам, в характере Ферапонтова монастыря и по другим источникам XIV веков.
Я не сомневаюсь, что коллегия Наркомпроса по моему представлению объявит ее заповедною, ввиду ценных древних образов и вообще несомненного интереса, как — то праздники XV ст. Местный образ Спаса письма царского живописца Симона Ушакова или его ученика Несвицкого. Хоругви шиты по моим эскизам графиней М. Д. Бобринской. Свечи, хорос, большое паникадило выкованы по моим рисункам мастерами дружины, также кожаные панно по низу иконостаса цветулями. Все вновь жертвованные иконы, не представляющие из себя древней ценности, следует принимать с благодарностью и сдавать в ремонт…».
В конце докладной записки Ф.О. Шехтель сообщает, что «измыслил» способ, как сделать из летней церкви зимнюю путем обивки изнутри двухвершковыми толстыми досками.
Трудно поверить, что безбожные власти могли бы разрешить роспись храма и его капитальный ремонт. К тому же вскоре, в 1926 году, 67-летний архитектор скончался.
После закрытия в 1935 году храма были сломаны звонница и шатёр. По свидетельствам старожилов, некоторое время в храме ещё продолжались службы и крестили детей. Но вскоре здесь разместили общежитие. В 60-е годы церковь окончательно снесли, на её месте был построен многоэтажный дом № 4 по улице Дубки.
Возрождение храма свт. Николая у Соломенной сторожки