Храм святителя николая в кленово расписание богослужений
Летописная история нашего храма начинается в 1627 году с упоминания о деревянной шатровой церкви святого Николая Чудотворца в вотчине князя Никиты Петровича Борятинского – селе Клёново. Село переходило от одного владельца к другому, но каждый из них считал своим долгом заботиться о храме Божием. Так в 1756 году князь Петр Борисович Черкасский подал прошение в Московскую Духовную Консисторию о строительстве нового храма, так как старая церковь «весьма ветха и мала» (а приход храма в то время насчитывал 94 двора, мужского пола 331, женского 267 душ). В 1758 году новая церковь, тоже деревянная, украсила Кленово. В 1770 году, после смерти отца, князь Петр Петрович Черкасский просит разрешение пристроить к храму теплый придел во имя святых апостолов Петра и Павла. В этом же году придел был построен и освящен.
К 1793 году усердием вдовы Петра Петровича, княгини Марии Черкасской, вместо деревянной церкви возведен величественный каменный храм в переходных формах от позднего барокко к классицизму (в нем, как и ранее, два придела – св. Николая и св. апостолов Петра и Павла). Строительство шло четыре года. На средства М.А. Черкасской в храме устанавливается иконостас и расписываются стены сюжетами на евангельские притчи. Княгиня–храмоустроительница была погребена в склепе близ алтаря. Ныне на этом месте, увы, только пустырь.
В 1812 году храм разграбили войска Наполеона, они унесли всё, что можно было унести и сожгли документы. В последующие годы, вплоть до октябрьского переворота 1917 года, храм украшался и поддерживался в благолепии.
В 1871 году в память об избавлении от эпидемии холеры жители Кленово и окрестных деревень предложили устроить в трапезной части храма ещё один придел – в честь Владимирской иконы Божией Матери. Половину расходов по устройству придела взял на себя потомственный почетный гражданин города Москвы Николай Иванович Колесов. Вскоре был освящен новый престол. Из часовни д. Свитино переносят в храм издавна почитаемую Владимирскую икону.
В 1903 году А.И. Шамшин строит при храме богадельню во имя святой великомученицы Варвары – последнее земное прибежище для больных, одиноких и бедных жителей Кленово и окрестных деревень. Революционные вихри не пощадили храм – в 1927 году он был закрыт (а вместе с ним и богадельня), а в 1933 году превращен в зернохранилище. Разграблен и вывезен иконостас, пропали иконы, богослужебные сосуды, церковная утварь, светильники, подсвечники, облачения – всё то, что по копеечке собиралось не одним поколением православных людей. Последний приходской батюшка – Николай Вознесенский – по доносу жителей был сослан в северные лагеря и дальнейшая его судьба неизвестна. Кладбище вокруг храма уничтожено и на его месте (т.е. на могилах) вплоть до недавнего времени стояли сараи. Позже церковь использовали как общежитие, магазин и, наконец, она пришла в полное запустение и являла собой весьма унылое зрелище.
В 1991 году поруганный и обезображенный храм был передан Русской Православной Церкви. 26 октября 1991 года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, вновь образована православная община. И с этого дня началось трудное и медленное его возрождение. Первый настоятель храма, священник Александр Катков, не жалея сил и времени, в тяжелых условиях неустроенного быта, десять лет трудился над его восстановлением.
С Божьей помощью, нашлись и те, для кого воссоздание храма стало делом чести – его благотворители и благоукрасители. Драгоценной жемчужиной храма является 16-метровый резной позолоченный иконостас. В обрамлении белых стен он предстает как вестник красоты иного мира. Более двух лет (с 2001 по 2004 г.) иконостас создавали наши современники – русские мастера из Нижнего Новгорода.
По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 21 ноября 2004 года, в день Архангела Михаила, храм был освящен архиепископом Можайским Григорием. В 2005 году для икон в четверике изготовлены резные киоты, украшенные позолотой и басмой, а также резная мебель в трапезной (передней) части храма.
В 2007 году изготовлены и установлены иконостасы в пределах Владимирской иконы Божией Матери и св. апостолов Петра и Павла.
В 2008 и 2009 году для храма написаны новые иконы и в основном завершено оформление интерьеров. В 2009-2010 капитально отремонтирована колокольня, покрашены все фасады и внутренняя часть храма, а так же произведена замена кровельного покрытия на медное (на четверике), и на металло-полимерное (на трапезной части храма).
В 2008 году начались работы по реставрации часовни Иверской иконы Божией Матери (19 век) в деревне Чернецкое Кленовского сельского округа. Исторические сведения о ней пока не найдены. Так выглядела часовня до реставрации.
Храм святителя николая в кленово расписание богослужений
Жизнь прихода
Наш приход живет жизнью, похожей на жизнь десятков тысяч других приходов Русской Православной Церкви.
Центром нашей жизни является Господь Иисус Христос Спаситель.
«Ибо мы Им живем и движемся, и существуем» (Деян. 17.28).
Его мы учимся любить и познавать. Для этого мы все участвуем в Божественной Литургии – Его Тайной Вечери – и причащаемся Святых Его Тайн.
Для этого – Таинства Покаяния и Соборования.
Для этого – молитвы, молебны, акафисты.
Для этого мы читаем и изучаем Его Слово – Священное писание, и в первую очередь Святое Евангелие.
Мы также учимся исполнять Его заповедь о любви к ближнему, а значит терпимости и открытости к каждому, кто вошел под своды нашего храма, учимся радоваться каждому, пришедшему сюда.
Мы любим наш храм – место Его особенного присутствия на земле.
Мы молимся и благодарим Его за всех, кто храм построил, восстановил и украшает.
Храм святителя николая в кленово расписание богослужений
Община «Подсолнух»
Немного истории…
Движение «Вера и Свет» началось с семьи, в которой было два глубоко умственно отсталых ребенка. Эти люди жили во Франции, и в какой-то момент им пришла в голову идея поехать в Лурд – место явления Богородицы – ставшее центром паломничества на юге Франции. Семья отправилась в Лурд в надежде получить утешение, но итог поездки оказался удручающим. Всюду, где бы они ни появлялись – в гостинице, в столовой, на улице, в церкви – звучали одни и те же слова: с такими детьми нужно сидеть дома, взаперти. Их не хотели видеть, сидеть рядом с ними, знать, что они существуют. Их окружили стеной безразличия и неприятия, преодолеть которую труднее, чем проломить настоящую стену. Отчаяние и крайнее одиночество – таким был итог паломничества.
Вернувшись в Париж, родители обратились к Жану Ванье, который к этому времени уже несколько лет возглавлял общину «Ковчег». В «Ковчеге» вместе с помощниками (так называемыми «ассистентами»), постоянно живут умственно отсталые инвалиды, оставшиеся без семьи или взятые из интернатов и больниц. Жан предложил подготовить специальное паломничество для семей с умственно отсталыми людьми. Для этого были созданы небольшие группы, объединившие родителей с инвалидами и молодых людей, ставших их друзьями.
Через три года, в 1971г., двенадцатитысячная толпа, среди которых было четыре тысячи умственно отсталых инвалидов, заполнила Лурд. После окончания паломничества никто не хотел, чтобы возникшие связи остались без продолжения; и сложившиеся во время подготовки к поездке группы превратились в общины.
В Москве первые две общины появились в 1990 году, тогда же они были признаны на международном уровне.
Наша подольская община носит название «Подсолнух».
Она появилась на свет 7 марта 2003 года. В нее входят семьи с особенными детьми, друзья и священник, нас двадцать девять. Почему «Подсолнух»? Он один, а мы – зернышки, сидящие плотно вместе, и нас окутывают лепестки солнца и любви Божией.
Наше движение христианское и стремится к тому, чтобы умственно отсталые люди и их семьи нашли свое место в Церкви. Однако членами общины могут быть люди непрактикующие и даже неверующие. Мы стараемся, впрочем, чтобы ядро общины состояло из людей церковных, и это позволяет нам не отрываться от лона Православной Церкви. Верующие члены общины вместе участвуют в Божественной Литургии.
В крестильном храме Троицкого собора В Никольском храме в Кленово
Каждая встреча имеет тему, мы обыгрываем ее в мини-спектаклях. Все с большим удовольствием принимают участие, проживая события из Святого Евангелия, из жизни Святых и простых людей, а затем в форме обычного разговора обсуждаем происшедшее, делимся сокровенным, тем самым, открывая сердца друг другу.
А еще мы любим творить. Результатом этого совместного творчества являются рисунки, открытки, украшения, предметы, необходимые в хозяйстве, просто всякие поделки, которые мы от души дарим друг другу и представляем на наших традиционных ярмарках в Москве и Кленово.
И конечно во время наших встреч обязательно есть время для праздника: веселых игр, песен, танцев, совместной трапезы, поздравлений с днем рожденья – всего того, что позволяет нам расслабиться, почувствовать себя самими собой. Причем люди с умственной отсталостью, на которых обычно смотрят с грустью и жалостью, умеют, как никто другой, радоваться и веселиться, создавая праздничную атмосферу.
Между встречами мы стараемся увидеть друг друга, куда-то вместе сходить, побывать у кого-нибудь в гостях.
Летом мы ездим в лагерь. Это особое время в жизни общины не всегда простое, но очень плодотворное.
Храм построен и освящен в 1872 году. В ночь на 6 января 1883 года в церкви случился пожар, после которого прихожане решили возвести каменный храм. Показать полностью. В 1893 году был освящен главный алтарь нового Николаевского храма, а в 1895 году последовало освящение двух его приделов: левый придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый придел во имя Святого пророка Божия Илии.
Величественную церковь построили с использованием элементов древнерусского зодчества, в 1899 году она была обнесена красивой каменной оградой, сохранившейся до наших дней. Также сохранилось богатое убранство храма: часть настенных росписей, старинные иконы, необычайно красивый резной иконостас. Паникадило, украсившее купол церкви, еще до революции из Нижнего Новгорода привез купец Карпов, он завещал, чтобы в церкви венчали и отпевали под этим паникадилом.
В годы советской власти Николаевский храм никогда не закрывался и не был разорен, сохранив особую духовную благодать, присущую старинным церквям. Когда в 30-е годы местные власти предприняли первую серьезную попытку закрыть храм, колокола звонили как при пожаре. За церковной оградой собралось много людей. Они не позволили представителям властей подойти к церкви. Те угрожали, стреляли в воздух, обещали на днях открыть в храме столовую. Но люди были готовы стоять насмерть. С каждым днем усиливалась антирелигиозная пропаганда, проводились митинги и собрания, но верующие оказались непоколебимы в убежденности отстоять свой храм. Во время одной из стычек, после окончательного решения о закрытии храма, представители местных властей потребовали ключи от церкви, начали грозить батюшке расстрелом. Но на защиту священника встали прихожане, вперед вышла староста церкви Анна Федоровна Гамалеева: «Лучше стреляйте в меня, ключи от церкви не отдам!» Вскоре Анна Федоровна поехала к председателю ЦИК СССР М.И.Калинину – добиваться отмены решения о закрытии храма. В это время обязанности старосты храма приняла на себя монахиня Анания. Несмотря на угрозы, сестра Анания сохраняла ключи от храма и не позволяла безбожникам надругаться над церквью и ее святынями. Женщине грозили физической расправой, но случилось чудо: из Москвы пришла резолюция о сохранении службы в храме. Колокола все же пришлось снять. Необычайно жалобно и надрывно звенели они, сбрасываемые на землю. Десятки людей, встав на колени, молились и плакали.
Советской властью были репрессированы служащие в храме: священник Морозов Иван Петрович, арестован 02.08.1929 года, приговорён к трём годам ссылки, и священник Черных Игнатий Алексеевич арестован 16.11.1937 года, приговорён к 10 годам лагерей. Дальнейшая судьба их неизвестна.
По некоторым данным, в самом конце 30-х – начале 40-х годов службы в храме не велись. Рассказывают, что председатель местного колхоза, который в детстве был сиротой и воспитывался в семье богобоязненной женщины, оказался памятливым и совестливым человеком, и, несмотря на новые порядки, под страхом сурового наказания запретил растаскивать и грабить церковное имущество. С этих же времен сохранилось местное предание о лампадке, которая сама собой горела в храме никем не поддерживаемая, как бы сохраняя связь времен. Сохранился также рассказ о неведомом старичке, который в самые суровые времена по ночам останавливал грабителей, покушавшихся на церковные святыни: говорят сам любимый народный святой Николай Чудотворец становился на пути разбойников, защищая храм.
С уходом безбожной власти жизнь храма, как и всей Русской Православной Церкви, оживилась: в 1993 году вновь открылась Церковно-приходская воскресная школа, в тоже время заменена основная часть кровли, в 1997 г. воссоздана старая система отопления, в 2000-2001гг. закончен ремонт кровли (куполов и маковок), ремонтные работы продолжаются и по сей день.
Храм во имя святителя Николая Чудотворца запись закреплена
Храм во имя святителя Николая Чудотворца запись закреплена
10 ноября – День памяти (преставление) святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709).
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. Показать полностью. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.
Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом.
В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября/10 ноября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.
21 сентября/4 октября 1752 года, при разобpании опустившегося помоста в церкви Зачатия Богоматери, обретены были нетленными его святые мощи в согнившем гробе, равно как и святительская его одежда, и от них, как от благодатного источника, начали истекать исцеления одержимых различными болезнями: слепые прозревали, немые говорили, расслабленные двигались, и бесы изгонялись молитвами, совершавшимися при святых мощах. Внимая этим ясным указаниям Божественного промысла, Святейший Синод, по свидетельствовании святых мощей и бывших чудес, причислил святителя Димитрия к лику новоявленных чудотворцев Российских 22 апреля 1757 года. Преемнику его по кафедре Ростовской, митрополиту Арсению, поручено было составить жизнеописание святого, а службу ему написал Амвросий, епископ Переяславский, впоследствии архиепископ первопрестольной столицы, где мученически окончил дни свои. В следующем году благочестивая императрица Елизавета по усердию к святителю устроила для мощей его серебряную раку, а в 1763 году императрица Екатерина после своего царского венчания пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложення их в приготовленную раку, которую сама несла вместе с архиереями при торжественном обхождении храма: такая царственная почесть была опять воздана Угоднику Божию.
Совершаются и до сих пор благодатные исцеления при мощах святителя, над которыми, уже в наше время, 40 лет неусыпно бодрствовал другой подвижник, гробовой старец иеромонах Амфилохий, оставивший по себе благую память и возлегший как бы на страже у порога церковного того храма, где покоятся мощи святителя (там же в преддверии почивает и его благочестивый племянник архимандрит Иннокентий, долго бывший настоятелем Яковлевской обители). Прославим Господа по неизреченной Своей милости, проявившего столько благочестия уже во дни наши, в смиренном городе Ростове, и прославившего там многими чудесами нового великого светильника Российской земли, который является скорым помощником для призывающих его святое имя. Молитвами этого великого Православия ревнителя и искоренителя расколов, целебника Российского и цевницы духовной уцеломудряющей всех своими писаниями, да сподобимся и мы быть написанными в книге жизни Агнца Божия вместе со всеми от века ему угодившими, к лику коих причислен и святитель Ростовский Димитрий.
С 10 ноября 1991 года честны́е мощи святителя Димитрия пребывают в Яковлевском храме, справа от царских врат.
Правосла́вия ревни́телю и раско́ла искорени́телю, Росси́йский целе́бниче, и но́вый к Бо́гу моли́твенниче, списа́ньми твои́ми бу́их уцелому́дрил еси́, цевни́це духо́вная, Дими́трие блаже́нне, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Звезду́ Росси́йскую от Ки́ева возсия́вшую, и чрез Но́вград Се́верский в Росто́в дости́гшую, всю же страну́ сию́ уче́ньми и чудесы́ озари́вшую, ублажи́м златослове́снаго учи́теля Дими́трия, той бо все́м вся написа́, я́же к наставле́нию, да всех приобря́щет, я́коже Па́вел Христу́, и спасе́т правове́рием ду́ши на́ша.
О святи́телю Дими́трие, вели́кий уго́дниче Христо́в, Златоу́сте Росси́йский! Услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́, и принеси́ моли́тву на́шу к Человеколю́бцу Бо́гу о раба́х Бо́жиих (имена). Умоли́ Его́ благосе́рдие, да не осу́дит нас по беззако́нием на́шим, но да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й. Испроси́ нам у Христа́ Бо́га на́шего ми́рное и безмяте́жное житие́, здра́вие душе́вное и теле́сное. Да́руй нам богоуго́дно прейти́ по́прище вре́менныя жи́зни: изба́ви нас от возду́шных мыта́рств и наста́ви нас на путь, веду́щий в селе́ния пра́ведных; пода́ждь нам твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́еми, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем от вся́кой беды́ и напа́сти. Услы́ши моле́ние на́ше, о́тче Дими́трие, и моли́ непреста́нно о нас Всеси́льнаго Бо́га, сла́вимаго и покланя́емаго в трех ипоста́сех, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.