храм святителя николая в тушино на лодочной официальный сайт
Патриаршее Подворье при храме святителя Николая Мирликийского в Тушине города Москвы
Духовный центр Моряков и Речников России
Расписание богослужений
РАСПИСАНИЕ НАШЕГО ХРАМА ДОСТУПНО ЧЕРЕЗ МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
ДАТА | ВРЕМЯ | СЛУЖБА | МЕСЯЦЕСЛОВ |
3 ноября (ср) | 17:00 | Всенощное бдение | Прп. Илариона Великого |
4 ноября (чт) | 7:30 | Исповедь. Часы. Литургия | Иконы Божией Матери «Казанская» |
9:00 | Исповедь. Часы. Литургия. Молебен | ||
15:45 | Беседа священника с прихожанами | ||
17:00 | Молебен и акафист свт. Николаю | ||
5 ноября (пт) | 8:45 | Исповедь. Утреня. Литургия. Молебен | Апостола Иакова |
17:00 | Исповедь. Вечернее заупокойное богослужение | ||
6 ноября (сб) | 8:30 | Панихида | Димитриевская родительская суббота. Иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» |
9:00 | Исповедь. Часы. Литургия. По окончании Панихида | ||
17:00 | Исповедь. Всенощное бдение | ||
7 ноября (вс) | 7:30 | Исповедь. Часы. Литургия | Неделя 20-я по Пятидесятнице. Мчч. Маркиана и Мартирия |
9:00 | Исповедь. Часы. Литургия. Молебен. Панихида | ||
16:00 | Исповедь. Вечернее богослужение | ||
10 ноября (ср) | 8:45 | Исповедь. Утреня. Литургия. Молебен | Свт. Димитрия Ростовского, прп. Иова Почаевского |
11 ноября (чт) | 8:45 | Исповедь. Утреня. Литургия. Панихида | Прмц. Анастасии Римляныни |
17:00 | Молебен и акафист свт. Николаю | ||
17:45 | Беседа священника с прихожанами | ||
12 ноября (пт) | 8:45 | Исповедь. Утреня. Литургия. Молебен | Сщмч. Зиновия |
17:00 | Исповедь. Вечернее богослужение | ||
18:30 | Беседа с дежурным священником | ||
13 ноября (сб) | 8:45 | Исповедь. Часы. Литургия. | Апп. От 70-ти |
17:00 | Исповедь. Всенощное бдение | ||
14 ноября (вс) | 7:30 | Исповедь. Часы. Литургия | Неделя 21-я по Пятидесятнице. Бессребников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских |
9:00 | Исповедь. Часы. Литургия. Молебен. Панихида | ||
16:00 | Вечернее богослужение. Исповедь | ||
17 ноября (ср) | 17:00 | Вечернее богослужение. Исповедь | Прп. Иоанникия Великого |
18 ноября (чт) | 8:45 | Исповедь. Часы. Литургия | Свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Престольный Праздник |
17:00 | Молебен и акафист свт. Николаю | ||
17:45 | Беседа священника с прихожанами | ||
19 ноября (пт) | 8:45 | Исповедь. Утреня. Литургия. Молебен | Прп. Варлаама Хутынского |
17:00 | Исповедь. Вечернее богослужение | ||
18:30 | Беседа с дежурным священником | ||
20 ноября (сб) | 8:45 | Исповедь. Часы. Литургия. Панихида | Мчч. 33-х, в Мелитине пострадавших |
17:00 | Исповедь. Всенощное бдение | ||
21 ноября (вс) | 7:30 | Исповедь. Часы. Литургия | Неделя 22-я по Пятидесятнице. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил |
9:00 | Исповедь. Часы. Литургия. Молебен. Панихида | ||
16:00 | Вечернее богослужение. Исповедь | ||
24 ноября (ср) | 8:45 | Исповедь. Утреня. Литургия. Молебен | Мчч. Мины, Виктора, Викентия и мц. Стефаниды |
25 ноября (чт) | 8:45 | Исповедь. Утреня. Литургия. Панихида | Свт. Иоанна Милостивого, Александрийского |
16:00 | Молебен и акафист свт. Николаю | ||
17:00 | Исповедь. Всенощное бдение | ||
8:45 | Исповедь. Часы. Литургия. Молебен | Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского | |
17:00 | Исповедь. Вечернее богослужение | ||
18:30 | Беседа с дежурным священником | ||
27 ноября (сб) | 8:45 | Исповедь. Часы. Литургия. Панихида | Апостола Филиппа. Заговенье на Рождественский пост |
17:00 | Исповедь. Всенощное бдение | ||
28 ноября (вс) | 7:30 | Исповедь. Часы. Литургия | Неделя 23-я по Пятидесятнице. Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива |
9:00 | Исповедь. Часы. Литургия. Молебен. Панихида | ||
16:00 | Исповедь. Вечернее богослужение |
Поделиться:
Икона дня
Православный календарь
Прмц. Анастасии Римляныни (III). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073–1077).
Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (826).
Сщмч. Николая Пробатова пресвитера и с ним мчч. Агломазовских: Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918); сщмч. Иоанна Рудинского пресвитера (1930); сщмч. Евгения Ивашко пресвитера (1937); мц. Анастасии Лебедевой (после 1937); сщмч. Леонида Муравьева пресвитера (1941).
Кол., 252 зач., I, 24–29.Лк., 57 зач., XI, 14–23.Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 43 зач., XI, 27–30.
Документы
В Москве на берегу Канала имени Москвы под эгидой Федерального агентства морского и речного транспорта завершено строительство храма святителя Николая Чудотворца – духовного центра моряков и речников России
В строительстве духовного центра для моряков и речников России приняла участие вся отрасль. Храм построен исключительно на пожертвования.
Жертвователей очень много – это предприятия отрасли и ее работники, все вносят разные суммы, кто сколько может. На стенах первого притвора размещены доски с именами всех тех, кто жертвовал. И за них всегда будут возноситься молитвы, пока в храме совершаются богослужения.
Главный престол Храма посвящен святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу. Один из двух приделов посвящен Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову, другой – святителю Тихону, Патриарху Всероссийскому.
Освящение Храма малым чином проведено 5 июля 2019 года, в преддверии профессионального праздника отрасли – Дня работников морского и речного транспорта. Чин освящения провёл управляющий Северо-Западным викариатством Москвы, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря Епископ Бронницкий Преосвященный Фома. В церемонии приняли участие руководство Росморречфлота и работники предприятий и организаций отрасли.
Описание: Участок для Храма, выделенный в рамках московской Программы Строительства православных храмов, находится на улице Лодочная, в районе Южное Тушино, на подходах к шлюзу №7 Канала имени Москвы.
С расположением Храму повезло. Большинство новых православных храмов из Программы оказались зажатыми в жилой застройке, причем окружающие дома, как правило, выше храмов. А здесь, на берегу Канала имени Москвы Храм стоит не только свободно, но и красиво – среди деревьев, на фоне большой воды.
Улица Лодочная идет широкой дугой вдоль Канала, поэтому, при подходе к храмовому комплексу, состоящему из двух зданий – собственно Храма и дома причта со звонницей, композиция открывается зрителю постепенно, она как будто поворачивается в пространстве, раскрываясь в движении. Композиция объемов построена по традиционному пирамидальному принципу: сначала мы видим протяженный корпус дома причта, затем малую главу звонницы и за ней мощный объем Храма, увенчанный крупной шлемовидной главой.
Храмовый комплекс построен в стиле Владимиро-Суздальской архитектуры XII-XIV веков.
Каркас зданий отлит из монолитного бетона. Материал стен, сводов и купола выбран традиционный – кирпич. Внутри он будет сложной известково-цементной штукатуркой, на которой впоследствии будет роспись. А снаружи покрыт так называемой «обмазкой» – жидким раствором белого цвета, когда сохраняется видимая фактура кирпичной кладки. Выбор материалов не случаен. Во-первых, кирпич – это акустика, а, во-вторых, температурно-влажностный режим храма очень непостоянен, неделями на службе может быть несколько десятков прихожан, а в праздники храм наполняется многими сотнями человек, и справиться с такими перепадами может только кирпичная стена, которая проводит через себя излишнюю влагу наружу.
Истинным украшением Храма стали элементы декора – аркатурно-колончатый пояс с перспективными порталами, пилястры с полуколоннами и орнаменты, выполненные в стиле белокаменной резьбы, украшающей храмы Владимиро-Суздальского княжества домонгольского периода.
Храм одноэтажный, рассчитан единовременно на 180 прихожан. Высота 31,5 метр, включая крест.
Немного истории. При содействии Федерального агентства морского и речного транспорта уже построены и строятся храмы в нескольких морских портах, на внутренних водных путях: в поселке Приазовский Краснодарского края, на первом шлюзе Волго-Дона, в порту Оля, в г. Искитим Новосибирской области, на территории МГУ имени адмирала Г.И. Невельского во Владивостоке, в Мурманске. Есть домовые храмы в отраслевых учебных заведениях. Многие предприятия и учреждения отрасли так или иначе поддерживают близлежащие храмы в своих приходах.
До настоящего времени в России не было храма, построенного специально для моряков и речников. Есть много Никольских соборов, но это храмы – для военных моряков, они посвящены воинской славе. Так возникла идея создания духовного центра для моряков и речников торгового флота в Москве.
С самого начала, с 2013 года, проект, если его так можно назвать, реализовывался под эгидой Федерального агентства морского и речного транспорта.
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в 2014 году благословил строительство Патриаршего подворья Храма святителя Николая Мирликийского Чудотворца на Лодочной.
В 2015-2016 годах разрабатывался проект. Строительство храмового комплекса велось с ноября 2016 года по июнь 2019 года.
Первым этапом стало строительство в октябре 2015 года временного деревянного Храма Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и воскресной школы. В ноябре 2018 года злоумышленник сжег деревянный Храм, богослужения стали проводиться в строящемся Храме. Первое архиерейское богослужение состоялось в Рождественский сочельник этого года, совершил его нынешний настоятель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а тогда управляющий Северо-Западным викариатством г. Москвы Епископ Бронницкий, викарий Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси, настоятель Донского ставропигиального мужского монатсыря Преосвященнейший Парамон.
Деревянный Храм, переживший пожар, был разобран и после реставрации собран на новом месте – на Ленинградском шоссе, получив новое имя пророка Илии в Головине.
Уважаемые моряки и речники! Дорогие братья и сестры!
Храм достроен и передан в ведение прихода. Приглашаем Вас на богослужения, которые совершаются в Храме практически каждый день. С расписанием богослужений и жизнью прихода можно познакомиться здесь.
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ТУШИНЕ
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ТУШИНЕ запись закреплена
Android: https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.yevart.hramapp
iOS: https://apps.apple.com/ru/app/богослужения/id1439296212
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ТУШИНЕ запись закреплена
ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ТУШИНЕ запись закреплена
Почему мы выказываем недовольство другими? Почему раздражаемся на них, злимся? На то есть несколько причин. Вопервых, мы меряем другого человека своей меркой. Когда мы здоровы, когда у нас ровно бьется сердце, нормальное давление, когда оба глаза видят и оба колена гнутся, мы не можем понять другого человека, который чувствует себя плохо.
Показать полностью. У нас характер ровный, а тот человек холерик, или наоборот – он спокойней и прагматичней, чем мы. «Я», которое царит в нашем сердце, заставляет нас смотреть на других людей сквозь призму собственных физических, психических и душевных свойств, и мы невольно считаем себя трафаретом, образцом для других. От этого в душе начинается буря: я делаю, а он не делает; я не устаю, а он жалуется, что утомлен; я сплю пять часов, а ему, понимаете ли, восьми часов мало; я работаю не покладая рук, а он отлынивает и рано уходит спать. Именно это характерно для человека гордого; именно гордый говорит: «Почему я это делаю, а он не делает? Почему я это соблюдаю, а он не соблюдает? Почему я могу, а он не справляется?» Но Господь создал всех людей разными. У каждого из нас своя жизнь, свой жизненный путь, свои жизненные ситуации. Сытый голодного не разумеет, здоровый больного никогда не поймет. Человек, который не проходил через беды и искушения, не поймет скорбящего. Счастливый отец не поймет осиротевшего, потерявшего своего ребенка. Новобрачный не поймет разведенного. Человек, у которого живы родители, не поймет того, кто только что схоронил мать. Можно теоретизировать, но есть практика жизни. Мы часто не обладаем жизненным опытом, а когда мы начинаем его обретать, то вспоминаем тех, кого осуждали, с кем были строги, и начинаем понимать, что в тот момент были как пустышки. Мы не понимали, что ощущал этот человек. Старались назидать его, а ему было не до замечаний. У него от горя опустились руки, у него скорбела душа, ему не нужны были нравоучения и высокопарные слова. Все, что ему нужно было в тот момент – сочувствие, сострадание и утешение, но мы этого не понимали. И когда Господь нас проводит через то же самое, мы начинаем чувствовать то, что ощущал другой человек. Вот один из признаков гордости – мы меряем других людей своей меркой. Когда мы поступаем так, это показывает, что в нас нет великодушия. А всего-то и нужно, что постараться не осудить другого человека, не раздражаться, а принять его таким, какой он есть, и постараться впустить в свое сердце. Но это сложно.
Протоиерей Сергий Филимонов
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ТУШИНЕ запись закреплена
ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ТУШИНЕ запись закреплена
Каждый верующий сталкивается с опасностью привыкания к словам молитв и рассеянности во время молитвы. Чтобы этого не происходило, человек должен постоянно бороться с собой или, как говорили Святые Отцы, “стоять на страже своего ума”, учиться “заключать ум в слова молитвы”.
Показать полностью.
Как этого достичь? Прежде всего, нельзя позволять себе произносить слова, когда и разум и сердце на них не отвечают. Если вы начали читать молитву, но в середине ее ваше внимание отклонилось, вернитесь к тому месту, где внимание рассеялось, и повторите молитву. Если нужно, повторите ее три раза, пять, десять раз, но добейтесь того, чтобы все ваше существо на нее откликнулось.
Однажды в храме ко мне обратилась женщина: “Батюшка, я много лет читаю молитвы — и утром, и вечером, но чем больше их читаю, тем меньше они мне нравятся, тем меньше я чувствую себя верующей в Бога. Мне настолько приелись слова этих молитв, что я на них уже не реагирую”. Я ей сказал: “А вы не читайте утренние и вечерние молитвы”. Она удивилась: “То есть как?” Я повторил: “Бросьте, не читайте их. Если на них ваше сердце не отзывается, вы должны найти другой способ молитвы. Сколько времени занимают у вас утренние молитвы?” — “Двадцать минут”. — “Вы готовы каждое утро посвящать двадцать минут Богу?” — “Готова”. — “Тогда возьмите одну утреннюю молитву — на выбор — и читайте ее в течение двадцати минут. Прочитайте одну ее фразу, помолчите, подумайте, что она значит, потом прочитайте другую фразу, помолчите, задумайтесь над ее содержанием, повторите ее снова, подумайте, соответствует ли ей ваша жизнь, готовы ли вы жить так, чтобы эта молитва стала реальностью вашей жизни. Вы произносите: “Господи, не лиши мене небесных Твоих благ”. Что это означает? Или: “Господи, избави мя вечных мук”. В чем опасность этих вечных мук, действительно ли вы боитесь их, действительно ли надеетесь их избежать?” Женщина стала так молиться, и вскоре молитвы ее начали оживать.
Молитве надо учиться. Нужно работать над собой, нельзя позволять себе, стоя перед иконой, произносить пустые слова. На качестве молитвы сказывается и то, что ей предшествует и что за ней следует. Невозможно сосредоточенно молиться в состоянии раздражения, если, например, мы перед началом молитвы с кем-то поссорились, на кого-то накричали. Значит, в то время, которое предшествует молитве, мы должны внутренне к ней готовиться, освобождаясь от того, что мешает нам молиться, настраиваясь на молитвенный лад. Тогда и молиться нам будет легче. Но, конечно, и после молитвы не следует сразу же погружаться в суету. Окончив молитву, дайте себе еще какое-то время, чтобы услышать ответ Бога, чтобы что-то в вас прозвучало, откликнулось на присутствие Божие.
Молитва только тогда ценна, когда мы чувствуем, что благодаря ей в нас что-то меняется, что мы начинаем жить по-иному. Молитва должна приносить плоды, и эти плоды должны быть ощутимы.
Митрополит Иларион (Алфеев)
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ТУШИНЕ запись закреплена
Подготовка к Причастию — духовное делание (духовные упражнения), предпринимаемое христианином (под руководством священника, духовника), направленное на достижение им особого духовно-нравственного состояния ради «достойного» участия в Таинстве Евхаристии.
К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.
Молитва домашняя и церковная
Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.
Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение.
Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:
Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове.
Существует, кроме того, благочестивая традиция чтения трёх канонов перед принятием Святых Христовых Таин:
канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу,
канона молебного ко Пресвятой Богородице,
канона Ангелу-Хранителю
Пост
Перед Причастием положен приуготовительный пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3–7 дневный пост перед Причастием.
Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до причастия воздерживаться от телесного общения.
Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий(Евхаристический) пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти). Жизненно важные лекарства едой не являются, их можно принимать и после полуночи.
Настроение и поведение
Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.
Исповедь
Перед Таинством Святого Причащения принято очистить свою душу в Таинстве Покаяния, искренне исповедав свои грехи Богу при свидетельстве священника или епископа.
Перед исповедью следует примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойства характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению. Во время исповеди следует открыть всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.
Желательно исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в Литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала Литургии. После окончания Литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда Литургия уже началась — крайнее небрежение к Таинству.
Дети до 7 лет могут причащаться без исповеди (далее они могут исповедоваться не перед каждым причастием, но получив на него благословение).
Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения
Святые Дары выносятся из алтаря при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно заблаговременно сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловать край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.
После Св. Причащения
До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).
В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».
Православный портал «Азбука веры»
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ТУШИНЕ запись закреплена
Неблагодарность и перед человеками есть самый грубый и нетерпимый порок, а неблагодарность пред Богом есть уже тяжкое, противоестественное преступление. Сама природа влечет нас к благодарению своего благодетеля. И бессловесные животные, и дикие звери выражают, как могут, свою благодарность к благодеящему им человеку.
Показать полностью. Если наша природа влечет нас выражать благодарность человеку, оказавшему нам свое благодеяние, то во сколько раз больше мы должны выражать благодарность Богу, от Которого все получаем!
И горы, и моря, птицы, рыбы, земля, воздух – все служит по Божию определению к нашей пользе и наслаждению. Его божественная присносущная сила поддерживает нас и хранит нашу жизнь среди всего враждебного нам в мире. Им мы живем и движемся.
Не чувствовать всех этих неисчислимых благодеяний Божиих значит не сознавать самого бытия своего, не чувствовать собственной своей жизни, сделаться совершенно бесчувственным камнем и безжизненным человеком.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ТУШИНЕ запись закреплена
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ТУШИНЕ запись закреплена
ЗНАЧЕНИЕ ТАИНСТВА ПРИЧАЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА. Таинство причащения, или евхаристия (в переводе с греческого – «благодарение»), занимает главное – центральное – место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение (тем более что в наше время это не является особым подвигом; сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру), но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.
Все семь таинств имеют Божественное, а не человеческое установление и упоминаются в Священном Писании. Таинство причащения впервые совершено Господом нашим Иисусом Христом.
Установление таинства причащения
Произошло это накануне крестных страданий Спасителя, перед тем, как было совершено предательство Иуды и предание Христа на мучения. Спаситель и Его ученики собрались в большой комнате, приготовленной для того, чтобы совершить по иудейскому обычаю пасхальную трапезу. Этот традиционный ужин устраивался каждой еврейской семьей как ежегодное воспоминание об исходе израильтян из Египта под предводительством Моисея. Ветхозаветная пасха была праздником избавления, освобождения от египетского рабства.
Но Господь, собравшись со своими учениками на пасхальную трапезу, вложил в нее новый смысл. Это событие описано всеми четырьмя евангелистами и получило название тайной вечери. Господь устанавливает на этом прощальном вечере таинство святого причащения. Христос идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое тело и честную кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве должно служить причащение Его Тела и Крови в таинстве евхаристии.
Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–28).
Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их приемникам – епископам и пресвитерам совершать это таинство.
Реальность таинства
Евхаристия не есть какое-то просто воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение тайной вечери. И на каждой евхаристии – и во времена апостолов, и в нашем XXI веке – Сам Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь.
В православном катехизисе святителя Филарета (Дроздова) сказано: «Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную»[1].
Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53–56).
Необходимость причащения для православных христиан
Не причащающийся святых таин отрывает себя от источника жизни – Христа, ставит себя вне Его. И наоборот, православные христиане, с благоговением и с должной подготовкой регулярно приступающие к таинству причащения, по слову Господа «пребывают в Нем». И в причастии, которое оживотворяет, одухотворяет наши душу и тело, мы как ни в каком другом таинстве соединяемся с Самим Христом. Вот что говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский в поучении на праздник Сретения, когда Церковь вспоминает, как старец Симеон принял в Иерусалимском храме на свои руки сорокодневного Младенца – Христа: «Не ревнуем тебе, старче праведный! Мы самиимеем твое счастье – подъять не на руки только Божественного Иисуса, но устами и сердцами, как и ты носил Его всегда в сердце, еще не видя, но чая Его; и не раз в жизни, не десять, а сколько хотим. Кто не поймет, возлюбленные братья, что я говорю о причащении животворящих таин Тела и Крови Христовой? Да, мы имеем большее счастье, чем святой Симеон; и праведный старец, можно сказать, заключил в объятиях своих Живодавца Иисуса в предзнаменование того, как верующие во Христа впоследствии времени во вся дни до скончания века будут принимать и носить Его не на руках только, а в самом сердце своем».
Вот почему таинство причащения должно постоянно сопровождать жизнь православного человека. Ведь мы здесь, на земле, должны соединиться с Богом, Христос должен войти в наши душу и сердце.
Человек, который ищет в своей земной жизни соединения с Богом, может надеяться на то, что он будет с Ним и в вечности.