храм святого бруно черняховск
История прихода
Реформация в XVI веке привела к тому, что католическая церковь стала религиозным меньшинством в Восточной Пруссии. Инстербург был основан в 1583 г. и стал третьим по величине в Восточной Пруссии городом, резиденцией апелляционного суда, насчитывавшим большое число католических служащих и солдат. «Основное значение этого места», — писали в 1861 г. католики Инстербурга своему епископу в прошении о направлении священника, — «это место сбора многих странствующих по Литве католиков, прибывающих по делам. К ним относятся вестфальские торговцы галантереей, шлезийские торговцы материей, словакские сталевары. В конечном счете, направленный в эти места пастырь, сможет заботиться о детях». На протяжении долгих лет они должны были довольствоваться лишь двумя богослужениями в год, которые проводились священниками из Тильзита (Советск). В 1855 г. на одном из заседаний суда был утвержден приказ о направлении католического священника, который принял попечительство над общиной, насчитывавшей около 50 проживающих в городе католиков, они в свою очередь заботились о бедных крестьянах и обнищавших рабочих из Тапиау (Гвардейск), а также душевно больных из Алленберга (п. Дружба). В 1861 г., когда заседания суда перенеслись в Вартенбург (Барчево — Польша), предписанный к работе суда священник тоже переехал. По настоянию католиков во главе с городским адвокатом Йеффе и главой апелляционного суда Фройсбергом епископ Йозеф Амбросий Геритц издал распоряжение о том, чтобы представитель духовенства из Кенигсберга регулярно один раз в четыре недели проводил богослужение. Он же осуществлял попечительство над солдатами Инстербурга, Велау (Знаменск), Гумбиннен (Гусев) и Пиллау (Балтийск), среди которых было много поляков, так что пастыри хорошо говорили по-польски. Отвечая на возобновленные просьбы, направление священника еще не было гарантировано, епископ направил в 1863 г. куратора в лице отца Эдуарда Херрманна, который до этого осуществлял миссию в Инстербурге и гарнизонах Велау, Гумбиннен, Инстербург и Пиллау. Во время своих поездок куратор собирал пожертвования на строительство дома, миссионеров. Был он построен на удобном месте у привокзальной улицы (участок владения Кляйдтш). (сн.1) 14 сентября 1865 г. Был освещен большой зал на первом этаже, который был обставлен как часовня.
Процветающей общине был нанесен тяжелый урон, когда преемник о. Херрманна вступил в старокатолическую схизму, уведя с собой большую часть членов церкви. Правительство отнеслось благосклонно к отколовшимся и разрешило им использование часовни и церковного имущества, а оставшиеся католики были выдворены из часовни. В 1872 г. перед куратором, занявшим место бывшего настоятеля, встала задача оборудования нового зала для молитв. Несмотря на справедливые требования католиков, судебные иски и т.д., католическая община была лишена права пользования своей часовней до тех пор, пока группка старокатоликов не прекратила ее посещать, и только после этого та была передана католикам, но большая часть церковной утвари была утеряна.
8 октября 1887 г. справедливость восторжествовала, католики с большой радостью вошли в заново освещенный Божий дом (к сожалению, до наших дней не сохранившийся).
Новая церковь Св. Бруно была построена в неоготическом стиле в 1902 г. по проекту архитектора Фрица Хайтманна (1853 — 1921), советника по делам церковного строительства в Кенигсберге. Он известен своим проектом католического храма Св. Семейства в Кенигсберге (в настоящее время концертный зал областной филармонии). В Инстербурге Хайтманн повторил свой проект, впервые реализованный в Растенбурге (Кентшин — Польша) в 1895 г., костел св. Катажины.
Храм Св. Бруно был освящен епископом Херрманном – первым настоятелем прихода. Внутреннее первоначальное убранство храма было сделано до 21 сентября 1907 года и освящено в 1912 году.
После учреждения приходов Гольдап и Гумбиннен, приход Инстербург ограничился городом и округом и большей частью округа Даркемен (Озерск), но он также распространялся и до округа Гердауен (Железнодорожный). Приход Инстербург насчитывал в 1927 году около 1800 прихожан — 4% населения округа. Дважды в неделю священник проводил уроки религии для городских школьников и учащихся гимназии. Выездной учитель проводил занятия с детьми в Тремпен (Новостроево) и Даркемен (Озерск).
Храм св. Бруно служил католикам почти до конца второй мировой войны. Последний настоятель декан Шабрам покинул город вместе с беженцами в 1944 году, спасая чашу для Евхаристии. Умер в 1978 году.
С 1945 года вся территория прихода, которая располагалась между улицами нынешней Ленина и Советской и включала в себя часть здания нынешнего РДК, была передана воинской части. В нынешнем помещении КЭЧа во время второй мировой войны размещался лазарет, в котором санитарами работали молодые священники. В послевоенное время здание храма использовалось в качестве склада различного назначения, в дальнейшем для хранения военной одежды, обуви и другого имущества. В конце 80-х годов единственный колокол (из трех) сохранившийся после войны был передан православной церкви.
В начале 90-х годов здание храма Св. Бруно было передано отделу культуры администрации г. Черняховска, который начал ремонт с возможной перестройкой здания в концертный зал. Ремонтные работы затянулись и были остановлены.
В июле 1993 года, учитывая просьбу католической общины Черняховского района (зарегистрированной 19 февраля 1992 года), администрацией г. Черняховска здание храма возвращено католикам. Святую Мессу служили в то время священники из Калининграда, иногда даже на площадке перед храмом. В этом же году апостольский администратор для католиков латинского обряда европейской части России (позднее митрополит) архиепископ Тадеуш Кондрусевич пригласил монахов Ордена Францисканцев (OFM Conv.) окормлять приход и служить в этом храме. С тех пор начался капитальный ремонт здания.
Храм служит католикам разных национальностей. В Черняховском районе проживает их примерно 1500 человек. Он служит также городу в качестве места для проведения концертов хорового пения и духовной музыки. В 2000 г. установлен был орган фирмы Viscount.
Католический приход с момента возрождения ведет также и благотворительную деятельность. 25.10.2005 г. община братьев Францисканцев окормляющих приход получила канонический статус конвента (монастыря) Святого Максимилиана Мария Кольбе.
12.07.2009 г. прошли торжества, посвященные 1000-летней годовщине мученической смерти Св. Бруно Кверфуртского. редстоятелем во время Службы был новый архиепископ Паоло Пецци.
24.12.2009 г. решением Правительства Калининградской области № 799 храм Святого Бруно был включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Храм Св. Бруно, Черняховск/Insterburg
Католиков в Восточной Пруссии всегда было немного. Думаю, как и на остальной территории Германии. Большинство верующих принадлежало к лютеранской церкви. В 1855 году в Инстербурге было всего 50 католиков, служить сюда приезжал пастор из Кёнигсберга.
В 1863 году в приходе появился первый постоянный католический священник, отец Эдуард Херрманн, в 1865 году была построена и освящена католическая часовня. Через несколько лет отец Херрманн ушёл со значительной частью приходской общины к старокатоликам. К ним же отошло и здание часовни, а католики остались без попечения (тут мы, кстати, можем порассуждать о том, что ничто не вечно под луной, и все уже украдено до нас повторяется – «первый раз, как трагедия, второй, как фарс». Церкви, имущество и прочие ништяки делили всегда, с удовольствием и хорошо, если без рукоприкладства и кровопролития, чего мы и нашим украинским братьям во Христе искренне желаем! ).
Впрочем, в 1887 году часовню вернули католикам, но она уже перестала удовлетворять потребностям растущей общины.
В 1902 году было выстроено здание нового храма. Архитектор Фридрих Хайтман, автор нескольких церквей и вилл в Кёнигсберге и окрестностях, спроектировал его в неоготическом стиле. Интерьер доделывали 10 лет, до 1912 года. До наших дней сохранились два фрагмента витражей, созданых художником Йоханнесом Олешом.
В 1927 году приход святого Бруно насчитывал 1800 прихожан, 4% населения города.
Во время Второй мировой войны в здании размещался лазарет. После передачи Восточной Пруссии СССР храм использовался Советской Армией как военный склад.
В 1992 году в Черняховске возродилась католическая община, которая обратилась в администрацию с просьбой о передаче храма общине. В июле 1993 года храм вернули Церкви, в нём начали служить священники из ордена францисканцев-конвентуалов (OFMConv). После возвращения храма были выполнены ремонт его кровли и косметический ремонт, при этом Министерство обороны РФ оказало содействие выделением автокрана. В 2000 году в храме был установлен орган фирмы «Висконт», с тех пор кроме богослужений в церкви проходят органные концерты. 14 июля 2002 года община вошла в состав Российской Генеральной кустодии св. Франциска, 1 ноября 2005 года при церкви был основан францисканский монастырь св. Максимилиана Кольбе. Францисканцы черняховского монастыря кроме прихода св. Бруно окормляют также и католическую общину в Озёрске.
В 2009 году община торжественно отмечала тысячелетие мученичества святого Бруно Кверфуртского. Вики
Невероятно, но факт – я в этот храм Черняховска, несмотря на то, что он стоит на центральной улице, смогла попасть этим летом всего второй раз и первый как следует. Почему? – отгадка все та же. Пастор приезжает служить из Польши! То есть храм открывают не часто, первый раз мы смогли заглянуть туда несколько лет назад, там готовились к причастию.
И вот этим летом я шла по улице и увидела объявлением – завтра органный концерт, бесплатно! И мы с Олей «поехали в город» 🙂
Что интересно – выступать приезжала органистка из Калининграда. А, как я уже писала у себя, Калининградская областная филармония располагается в бывшем храме Святого Семейства, который построил тот же архитектор, Фридрих Хайтман.
Об этом же нам рассказали во вступительном слове. Вообще, про концерт и культурную жизнь Черняховска тоже интересно 🙂 Концерт! Органный. Пришла интеллигентная публика, все тетеньки нарядно одетые. Народу было немного, но все равно очень приятно.
Весь концерт Ольга Дмитриевна, конечно, не высидела бы.
Так что мы послушали немного и потихоньку пошли смотреть дальше.
При входе как сейчас везде информация – служебная
Вокруг церкви можно ходить ДОЛГО!
Во-первых много интересных деталей.
Во-вторых этнографическое советское.
Я там залипла на этих кирпичах, на которых бедные солдатики Советской Армии, охранявшие воинский склад, от скуки царапали практически селфи.
Такого очень много
И интересно отыскивать даты и города
Была очень довольна, что так удачно сложилось с концертом и я наконец-то попала в храм. А то в следующий раз еще неизвестно когда мы совпадем.
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 кирха получила статус объекта культурного наследия регионального значения.
Храм Святого Бруно Кверфуртского — католический храм в городе Черняховск (Калининградская область). Расположен по адресу: ул. Ленина, д. 17. Приход Святого Бруно административно относится к западному региону Архиепархии Матери Божией (с центром в Москве), возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци.
ПРИХОД СВЯТОГО БРУНО г.ЧЕРНЯХОВСК
АРХИЕПАРХИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКВЕ
ХРАМ СВЯТОГО БРУНО
г. ЧЕРНЯХОВСК, ул. Ленина 17 а
г. ЧЕРНЯХОВСК, ул. Ленина 17 а
тел.: (40141) 36-264 факс: (40141)36-264
E-mail: smaksimilian@gmail.com
катехизаторы прихода:
Эляна Кетова +79110725515
г. ЧЕРНЯХОВСК, ул. Тухачевского, д. 6, корпус 1.
тел.: (40141) 36-264 факс: (40141)36-264
E-mail: smaksimilian@gmail.com
Контакт:
Настоятель: о. Андрей Буко OFM Conv. +7 985 961 51 00
Викарий: о. Виталий Манцевич OFM Conv. +7 911 4576564
бр. Петр Чечера +7 985 422 24 47
ПРИХОД СВЯТОГО БРУНО г.ЧЕРНЯХОВСК запись закреплена
ПРИХОД СВЯТОГО БРУНО В ЧЕРНЯХОВСКЕ
ПРИХОДСКИЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
32-е Рядовое Воскресенье
07 ноября 2021 г.
Показать полностью.
1. Сразу после Святой Мессы общая катехизация для всех прихожан. Приглашаем остаться на 15 минут.
2. В течение месяца при посещении кладбища и молитве за усопших, можно получить Полную индульгенцию для усопших верных (при обычных условиях).
3. Весь месяц ноябрь мы особенно молимся за наших усопших родных и близких. Молитвы за усопших будут совершаться каждый день в течении ноября (кроме среды) перед Святой Мессой.
4. Отцы Вербисты приглашают на духовные упражнения «Выходные у Вербистов», первая встреча состоится 12 ноября, ведущий реколлекций о. Александр Кревский. Подробная информация на доске объявлений.
5. Молодежь приглашается на Всемирный день молодежи 2021, он состоится 20 ноября посредством участия онлайн через платформу Zoom, запись до 19 ноября. Подробная информация в молодежной группе в контакте либо у настоятелей приходов.
08.11. (пн.) – бл. Иоанн Дунс Скот (1266-1308), священник, память.
09.11. (вт.) – Освящение Латеранской Базилики. Праздник
10.11. (ср.) – Св. Лев Великий (400-461). Папа, память.
11.11. (чт.) – Св. Мартин Турский (316-397), епископ, память;
12.11. (пт.) – Св. Иосафат Кунцевич (1580-1623), епископ и мученик, память.
ПРИХОД СВЯТОГО БРУНО г.ЧЕРНЯХОВСК запись закреплена
ПРИХОД СВЯТОГО БРУНО В ЧЕРНЯХОВСКЕ
ПРИХОДСКИЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
31-е Рядовое Воскресенье
31 октября 2021 г.
Показать полностью.
1. Сразу после Святой Мессы общая катехизация для всех прихожан. Приглашаем остаться на 15 минут.
2. В прошлое воскресенье на дополнительный сбор пожертвований, так называемый Сбор милосердия наш приход собрал 2350 руб. Эти собранные пожертвования будут переданы для Центра поддержки семьи «Дом Блаженной Регины Протманн» в г. Мамоново Калининградской области.
3. В конце храма на лавке вы найдете бланки для записей имен ваших родных и близких усопших, которых будем особенно поручать в течении ноября в наших молитвах. Кто еще не подал списки имен усопших своих родных и близких можно это еще сделать сегодня.
4. В понедельник 1 ноября торжество Всех Святых. Святые мессы в 12.00 и в 18.00.
5. Во вторник 2 ноября поминовение Всех Усопших Верных. В этот день при посещении храма, как и в течение месяца при посещении кладбища и молитве за усопших, можно получить Полную индульгенцию для усопших верных (при обычных условиях). Святая Месса будет служиться в 9.00 по обычному расписанию, после Мессы посетим кладбище и совершим молитву крестного хода за всех усопших.
6. Весь месяц ноябрь мы особенно молимся за наших усопших родных и близких. Молитвы за усопших будут совершаться каждый день в течении ноября (кроме среды) перед Святой Мессой.
ЛИТУРГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
01.11. (пн.) – Все Святые. Торжество
02.11. (вт.) – Поминовение всех усопших верных
03.11. (ср.) – Поминовение всех усопших Серафического Ордена
04.11. (чт.) – Св. Карл Борромео (1538-1584), епископ, память;
ПРИХОД СВЯТОГО БРУНО г.ЧЕРНЯХОВСК запись закреплена
Архиепархия Божией Матери в Москве
В приходах Центрального региона (центральный, южный и восточный деканаты) будут собираться средства на реабилитационный центр «Школа жизни» (п. Яйва Пермского края)
Показать полностью.
Центр поддержки семьи «Дом Блаженной Регины Протманн» (г. Мамоново, Калининградская обл.)
Совместный проект сестер Св. Екатерины и Католического благотворительного центра «Каритас Запад» реализуется в г. Мамоново с 1998 г. Его целью является оказание разносторонней помощи детям из многодетных, малообеспеченных и социально неблагополучных семей (с 1998 до 2002 г. Детский социальный центр, с 2002 по 2014 Детский дом им. Блаж. Регины Протманн, с 2015 Центр поддержки семьи «Дом Блаженной Регины Протманн»). В настоящее время постоянную помощь в рамках проекта получают 65 детей и подростков из г. Мамоново и близлежащих поселков.
В течение учебного года в Доме Блаж. Регины Протманн действует группа дневного пребывания («продленка») для детей, посещающих школу г. Мамоново. Группа работает по рабочим дням с 11-00 до 18-00. Дети получают полдники, делают уроки, принимают участие в развивающих, творческих занятиях, выезжают на экскурсии, мы устраиваем для них праздники; летом все дети участвуют в «Каникулах с Богом» (в последние два года в связи с установленными из-за пандемии ограничениями летний отдых для детей был организован в форме «лагеря на дому»). Группу посещают ученики 1-9 классов. Поскольку мы работаем с детьми из проблемных семей, у многих есть трудности в обучении и воспитании, есть дети с задержками в развитии.
Наиболее нуждающиеся семьи (14 семей, 46 детей) регулярно получают продуктовые наборы, помощь в приобретении одежды и обуви для детей. Все дети школьного возраста обеспечиваются школьными принадлежностями и учебными пособиями. Помогаем семьям в заботе о здоровье детей: при необходимости покупаем лекарства, очки и тому подобное. 5 детей-сирот в возрасте 15-19 лет воспитываются в приемной семье с. Анны Мазец (постоянно проживают в Доме бл. Регины Протманн); 1 из них школьница, 4 получают профессиональное образование. Семьи, оказавшиеся в особенно трудной ситуации (тяжелая болезнь родителя или ребенка, потеря работы, пожар), получают дополнительную помощь. Поскольку с семьями ведется индивидуальная работа, налажен постоянный контакт, мы можем оказывать поддержку адресно и оперативно.
Из истории проекта: В 1994 г. сестры Св. Екатерины начали работать в католическом приходе г. Мамоново. В начале 90-х в Мамоново, как и во многих других маленьких городках, царила безработица, перестали существовать окрестные колхозы, многие люди стали спиваться. Их дети оказались брошенными и были вынуждены сами о себе заботиться. Несколько десятков детей каждый день попрошайничали у погранперехода, чтобы прокормить себя и свои семьи. Там сестры, регулярно пересекая границу, обратили на них внимание и решили помочь. Сначала дети приходили в небольшую квартиру, где останавливались сестры, чтобы получить пищу, одежду, медицинскую помощь, просто поиграть. Каждые выходные приходило до 60 детей. К работе с детьми из неблагополучных семей сестры привлекали в т.ч. приходских детей и молодежь. Некоторые из этих ребят после получения профессионального образования вернулись в проект в качестве сотрудников. Многие из бывших воспитанников социального центра продолжают помогать в его работе в качестве волонтеров.
В 1998 г. было построено отдельное здание, в котором поселились сестры и начал работать Детский социальный центр, созданный по инициативе КБЦ «Каритас Запад». Его целью стала помощь детям улицы и детям из неблагополучных семей. В Центре они получали трехразовое питание, одежду, обувь, школьные принадлежности, делали уроки и занимались в кружках. Благодаря Центру многие дети снова стали посещать школу, которую уже фактически бросили.
Хотя изначально не планировалось постоянное проживание детей в доме, трудная ситуация нескольких воспитанников и необходимость приютить их привели к созданию детского дома им. Блаженной Регины Протманн, просуществовавшего до 2014 г. За эти годы его выпускниками стали более 20 детей, большинство из них успешно социализировались, создали семьи и сейчас воспитывают собственных детей. После этого проект продолжил работать опять как социальный центр.
«Школа жизни» (п. Яйва, Пермский край)
В приходе «Мария – Царица мира» города Березники реализуется несколько социальных проектов, все они имеют также пастырский характер и положительно влияют на жизнь прихода. Один из этих проектов – социальный центр «Школа жизни», основанный в 2004 году в посёлке Яйва, в 35 км от Березников. Этот центр предоставляет убежище для людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь для наркоманов и алкоголиков. Реабилитация проходит по методу, состоящему из духовной и психологической программы и включающему хорошо известные «12 шагов Анонимных Алкоголиков и Наркоманов».
Центр занимает два соседствующих дома, на территории есть баня, сад, спортивная площадка и мастерская. Один дом используется для проживания мужчин, а другой – для женщин. В женском доме находится также часовня Святого Михаила, в которой проходят воскресные богослужения для католической общины в Яйве. Столовая, кухня и залы собраний для всей общины расположены в мужском доме.
В «Школе жизни» обычно находится от 10 до 25 реабилитантов, в настоящий момент – 15 человек. Пребывание в центре бесплатное – это гарантирует взаимную независимость и благотворно влияет на атмосферу общины. Одновременно сохраняется дух христианского милосердия. Центр финансируется на пожертвования.
Благодаря многолетнему опыту деятельность Центра стала по-настоящему плодотворной. Многие «выпускники школы» смогли построить новую жизнь без наркотиков и алкоголя. Большинство также обрели веру в Бога и участвуют в приходской жизни. После исцеления в Центре многие стали ответственными сотрудниками в разных сферах в приходе, в том числе нынешний руководитель «Школы жизни» в Яйве.
ПРИХОД СВЯТОГО БРУНО г.ЧЕРНЯХОВСК запись закреплена
ПРИХОД СВЯТОГО БРУНО В ЧЕРНЯХОВСКЕ
ПРИХОДСКИЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
30-е Рядовое Воскресенье
24 октября 2021 г.
Показать полностью.
1. Сразу после Святой Мессы общая катехизация для всех прихожан. Приглашаем остаться на 15 минут.
2. Сегодня во всех приходах Архиепархии совершается дополнительный сбор пожертвований, так называемый Сбор милосердия. В этом году собранные пожертвования будут переданы для Центра поддержки семьи «Дом Блаженной Регины Протманн» в г. Мамоново Калининградской области. Всех, кто может просим оставить пожертвование в конце храма.
3. За пол часа до Святой Мессы приглашаем всех к совместной молитве розария.
4. В конце храма на лавке вы найдете бланки для записей имен ваших родных и близких усопших, которых будем особенно поручать в течении ноября в наших молитвах. Просьба принести имена до 1 ноября, чтобы был составлен общий список.
5. О днях и времени посещения кладбищ и освящения могил будет сообщено в следующее воскресенье.
6. Просьба собраться Совет Прихода вместе с Экономическим Советом 30 октября в субботу в 16.00.
ЛИТУРГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
28.10. (чт) – Свв. Симон и Иуда Фаддей, Апостолы. Праздник;
30.10. (сб) – Блаж. Алексей Зарицкий (1912-1936), священник, мученик, память;
ПРИХОД СВЯТОГО БРУНО г.ЧЕРНЯХОВСК запись закреплена
францисканцы.рф
ПРИХОД СВЯТОГО БРУНО г.ЧЕРНЯХОВСК запись закреплена
Ради синодальной Церкви:
общение, участие и миссия
CTI МЕЖДУНАРОДНАЯ БОГОСЛОВСКАЯ КОМИССИЯ
DV II ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, Догм. Конст. Dei Verbum (О Божественном откровении) (18 ноября 1965)
EC ПАПА ФРАНЦИСК, Апост. Конст. Episcopalis Communio (О Синоде епископов)
(15 сентября 2018)
EG ПАПА ФРАНЦИСК, Апост. Обр. Evangelii gaudium (О возвещении Евангелия в современном мире) (24 ноября 2013)
FT ПАПА ФРАНЦИСК, Энц. Fratelli tutti (О братстве и социальной дружбе)
(3 октября 2020)
GS II ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, Паст. Конст. Gaudium et spes (О Церкви в современном
мире) (7 декабря 1965)
LG II ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, Догм. Конст. Lumen Gentium (О Церкви) (21 ноября 1964)
LS ПАПА ФРАНЦИСК, Энц. Laudato si’ (О заботе об общем доме) (24 мая 2015)
UR II ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, Декрет Unitatis Redintegratio (Об экуменизме) (21 ноября
1964)
2. Вот главный вопрос, который движет и руководит нами: каким образом сегодня на разных уровнях (от поместного до вселенского) осуществляется это «движение вместе», которое позволяет Церкви возвещать Евангелие согласно порученной ей миссии? Какие шаги Дух приглашает нас сделать, чтобы возрастать как синодальная Церковь?
Чтобы вместе искать ответ на этот вопрос, нужно быть расположенными слушать Святого Духа, который, подобно ветру, «дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин 3,8), оставаясь открытыми к сюрпризам, которые Он, без сомнения, готовит для нас на этом пути. Таким образом запускается динамизм, позволяющий собирать первые плоды синодального обращения, которые постепенно будут созревать. Речь идёт о задачах, в высшей степени важных для доброкачественной церковной жизни и для развития миссии евангелизации, в которой все мы участвуем в силу Крещения и Миропомазания. Вот эти главные задачи, проявляющие синодальность как форму, стиль и структуру Церкви:
• помнить о том, как Святой Дух направлял путь Церкви на протяжении всей истории, и сегодня призывает всех нас быть свидетелями любви Божией;
• жить так, чтобы происходящие в Церкви процессы были открыты для участия всех и не исключали никого, — особенно тех, кто по разным причинам находится на границах общества, — чтобы все имели возможность высказаться и быть услышанными, внося свой вклад в созидание Народа Божия;
• признавать и ценить богатство и разнообразие даров и харизм, которые Святой Дух свободно раздаёт ради блага общины и всего человечества;
• исследовать, каким образом все могут участвовать в провозглашении Евангелия и устроении более прекрасного и пригодного для жизни мира;
• изучать, каким образом в Церкви осуществляются ответственность и власть и действуют облеченные ими структуры, обнаруживая и исправляя предрассудки и злоупотребления, противоречащие Евангелию;
• признавать христианскую общину как достойного доверия субъекта и участника общественного диалога, процессов исцеления, примирения, инклюзивности и участия, развития демократии, содействия братским и дружеским отношениям в обществе;
• возрождать отношения между членами христианских общин, а также между общинами и другими социальными группами — например, верующими других конфессий и религий, организациями гражданского общества, народными движениями и т.д.;
• содействовать тому, чтобы плоды нынешней синодальной практики были по достоинству оценены и усвоены на всеобщем, региональном, национальном и местном уровнях.
I. Призыв «идти вместе»
4. Синодальный путь происходит в историческом контексте, для которого характерны эпохальные изменения в жизни общества и Церкви, и который невозможно игнорировать: в сложности этого контекста, в его напряжённости и противоречиях мы призваны «различать знамения времён и истолковывать их в свете Евангелия» (GS, 4). Здесь показаны некоторые элементы глобального контекста, наиболее тесно связанные с темой Синода, но картина должна быть дополнена и обогащена на местном уровне.
5. Глобальная трагедия пандемии Covid-19 «мгновенно возродила ощущение того, что мы — мировое сообщество, что все мы в одной лодке, где проблемы одного человека являются проблемами всех и каждого. Мы осознали, что никто не спасётся в одиночку. Мы можем спастись только вместе» (FT, 32). В то же время пандемия предельно ясно выявила уже существующие неравенство и несправедливость: человечество все больше страдает от потрясений в результате процессов массификации и фрагментации; бедственные условия, в которых живут мигранты во всех регионах мира, свидетельствует о том, насколько высоки и крепки барьеры, разделяющие единую человеческую семью. Энциклики Laudato si’ и Fratelli tutti показывают глубину разломов, которыми изрыты пути человечества. Опираясь на этот анализ, мы можем вместе подготовиться к тому, чтобы услышать вопль бедных и стон земли, и распознавать семена надежды на будущее, которую Святой Дух рождает и в наше время: «Творец нас не оставляет, Он никогда не делает шаг назад в своём замысле любви, не раскаивается в том, что сотворил нас. У человечества всё ещё есть возможность сотрудничать ради созидания общего дома» (LS, 13).
7. Несмотря на нашу неверность, Святой Дух продолжает действовать в истории и являть Свою животворящую силу. Именно из этих ран, нанесенных всеми видами страданий человеческого сообщества и Народа Божия, рождаются новый язык веры и новые подходы, способные не только ставить вопросы с богословской точки зрения, но и посреди испытаний заново прокладывать пути христианской и церковной жизни. Вселяет большую надежду тот факт, что многие Церкви уже начали проводить встречи и более или менее структурированные консультации Народа Божия. Там, где эти процессы были организованы в духе синодальности, вновь пробуждается чувство Церкви, и ощущение общей сопричастности придает новый импульс церковной жизни. Желание молодёжи играть более заметную роль в жизни Церкви, как и призывы к тому, чтобы больше ценить роль женщин и различных новых форм участия в миссии Церкви, уже были отмечены Синодальными ассамблеями в 2018 и 2019 годах. В этом же ключе следует воспринимать недавнее установление служения мирян-катехизаторов и открытие доступа женщинам к служениям чтецов и аколитов.
8. Невозможно игнорировать многообразие условий, в которых живут христианские общины в разных регионах мира. Наряду со странами, где Церковь включает большинство населения и представляет собой культурный контекст для всего общества, есть страны, в которых католики являются меньшинством. В некоторых из них католики, вместе с другими христианами, испытывают различные формы гонений, иногда очень жестоких, вплоть до мученичества. С одной стороны, господствующий секулярный менталитет, стремящийся вытеснить религию из общественного пространства, а с другой стороны, религиозный фундаментализм, презирающий свободу других, подпитывают разные формы нетерпимости и насилия. Это негативно сказывается в том числе и на христианских общинах и их отношениях с обществом. Нередко и сами христиане ведут себя так же, вызывая споры и разделения, в том числе и внутри Церкви. В равной степени необходимо иметь в виду то, как на жизни христианской общины и её отношениях с обществом отражаются этнические, расовые, кастовые разделения и другие формы социальной стратификации и культурного и структурного насилия. Эти ситуации оказывают глубокое влияние на наше понимание выражения «идти вместе» и на конкретные возможности его осуществления.
9. В этом контексте синодальность представляет собой магистральный путь для Церкви, призванной к обновлению под действием Святого Духа и благодаря слушанию Слова. Насколько Церковь и её институции будут способны по-новому исполнять свою миссию зависит в значительной степени от её решимости запускать процессы слушания, диалога и совместного распознавания, в которых все и каждый могут участвовать и вносить свой вклад. Одновременно наш выбор в пользу «движения вместе» — это пророческое знамение для всего человеческого сообщества, которое нуждается в общем проекте, направленном на благо всех людей. Церковь, способная к общению и братству, к участию и субсидиарности, верная тому, что она возвещает, сможет быть на стороне бедных и помочь им быть услышанными. Для «движения вместе» необходимо позволить Святому Духу просветить нас в истинно синодальном мировоззрении, с храбрыми и свободными сердцами входя в процесс обращения, без которого невозможно «непрестанное преобразование, в котором она [Церковь] постоянно нуждается, будучи установлением человеческим и земным» (UR,6; EG, 26).
II. Церковь, синодальная по сути
12. В этом динамизме Предания укоренен II Ватиканский Собор. Это показывает, что «Богу угодно было освящать и спасать людей не по отдельности, без всякой взаимной связи между ними, но составить из них народ, который признавал бы Его в истине и свято служил Ему Одному» (LG, 9). Члены Народа Божия объединены Крещением, и «хотя по воле Христа одни становятся для других учителями, домоправителями тайн и пастырями, тем не менее, между всеми царит истинное равенство в отношении достоинства и общего всем верующим труда по созиданию Тела Христова» (LG, 32). Таким образом все крещеные, будучи участниками дара Христа — Священника, Пророка и Царя, «в многообразном и упорядоченном богатстве харизм, призваний и служений» являются активными субъектами евангелизации, как поодиночке, так и составляя часть единого Народа Божия.
13. Собор подчеркнул, что, в силу помазания Святого Духа, полученного в Крещении, совокупность верующих «не может заблуждаться в вере и проявляет это особое свойство в сверхъестественном разумении веры всем народом, когда «от Епископов и до последних верных мирян» она выражает своё вселенское согласие в вопросах веры и нравов» (LG, 12). Святой Дух ведёт верующих к «полноте истины» (Ин 16,13). «Апостольское Предание развивается в Церкви при содействии Святого Духа, ибо возрастает понимание предметов и слов Предания — возрастает