храм святого дунстана на востоке

Сад церкви святого Дунстана на востоке

Фото и описание

Сад церкви святого Дунстана на востоке – так называется небольшое пятнышко зелени в Сити, чуть восточнее Тауэра. Возможно, нет в Лондоне сада печальнее и тише, чем этот, лежащий на холме и как бы парящий над шумным, бурливым кварталом.

Первая готическая церковь была построена здесь примерно в 1100 году и посвящена святому Дунстану, епископу Кентерберийскому, советнику и наставнику трёх английских королей. Дунстан заслужил любовь и уважение народа за восстановление монастырей, разорённых во время викингских нашествий X века. Это был выдающийся государственный и церковный деятель, художник и музыкант.

В 1391 году церковь была расширена, но в 1666 году её почти уничтожил Великий лондонский пожар. Реконструировал храм великий Кристофер Рен – он сохранил готический стиль здания и добавил редкой красоты шпиль. Его конструкция необычна: центральная игла шпиля поддерживается четырьмя аркбутанами, которые придают всей конструкции устойчивость. Легенда гласит, что однажды Кристоферу Рену сообщили: ураган повредил шпили на всех построенных им лондонских церквях. «Только не на святом Дунстане», – уверенно ответил архитектор.

Возведённое из портлендского камня здание с нефом длиной 35 метров вмещало примерно 700 верующих. Здесь был потрясающий интерьер – готические каменные своды, витражи, памятники.

7 сентября 1940 года начались нацистские бомбардировки Британии. Лондон бомбили 57 ночей подряд. К маю 1941 года под бомбами погибло более сорока тысяч горожан. Тысячи зданий были разрушены. В том числе – церковь святого Дунстана.

Как ни странно, самая высокая часть здания, «реновский» шпиль, уцелела – гениальный архитектор был прав, веря в своё творение. Но кровля рухнула, внутреннее убранство сгорело полностью, стены превратились в руины. Груды битого камня лежали здесь до 1967 года, когда муниципалитет Сити решил сохранить останки церкви в саду-памятнике, чтобы он всегда напоминал новым поколениям лондонцев об испытаниях, выпавших на долю их предшественников.

Сад находится за кованой решёткой, в которую вмонтированы руины стен. Из оконных проёмов выглядывает пышная зелень. Внутри – мощёные дорожки, скамейки, небольшой фонтан. С севера и юга сад ограничивают высокие старые стены, густо увитые плющом. Не сразу понимаешь, что это стены древней церкви, простоявшей девять веков и уничтоженной в одну страшную ночь. Вот тут был алтарь, тут стояли скамьи. Теперь сюда приходят горожане – подышать воздухом, поболтать, почитать. Просто помолчать.

Источник

Разрушенная церковь Святого Дунстана

Как и большая часть города, церковь была сильно повреждена Великим пожаром Лондона

+44 20 7374 4127 St, Dunstan’s Hill, London EC3R 5DD, Великобритания

храм святого дунстана на востоке

Если вы когда-нибудь бродили по Лондонскому Сити на выходных, вы знаете, что это странно безмятежное место. Освободившись от еженедельной толпы банкиров и хедж-фондов, на город обрушивается непривычная тишина и какое-то спокойствие. Но есть одно место, которое выделяется из толпы, столь же красивое и спокойное: разбомбленные руины церкви Святого Дунстана на Востоке.

Церковь была названа в честь Святого Дунстана, монаха десятого века с ярким прошлым. Он пережил кисти с черной магией, проказой и самим дьяволом, чтобы стать архиепископом Кентерберийским. Святой Дунстан на Востоке, следуя примеру святого, может похвастаться своей непростой историей.

храм святого дунстана на востоке

Решив, что перестроить его стало слишком хлопотно, Англиканская церковь была вынуждена отказаться от неё. В 1967 году Лондонский Сити превратил руины церкви Св. Дунстана в общественный парк, и потеря Церкви стала приобретением Лондона.

храм святого дунстана на востоке

Деревья растут через окна, а виноградные лозы обвиваются вокруг стен церкви Святого Дунстана на востоке, в то время как пальмы создают тропическое дополнение. В общем, это красивое великолепное место, когда светит солнце.

Те, у кого есть наличные, могут арендовать место на Востоке для вечеринок, свадеб или просто для отдыха.

Лондонский Сити превратил руины церкви Св. Дунстана в общественный парк

St, Dunstan’s Hill, London EC3R 5DD, Великобритания

Источник

Руины церкви Сент-Дунстан-Ист

Эта разрушенная церковь, превращённая в очаровательный сад, — одна из немногих руин, оставшихся со времён «Лондонского блица»

Сент-Дунстан-Ист, или церковь Святого Дунстана-на-востоке, за свою 900-летнюю историю перенесла многое, включая Великий лондонский пожар 1666 года.

Эта английская приходская церковь, стоящая между Тауэром и Лондонским мостом, была построена ещё во времена саксов. Великий пожар нанёс зданию огромный ущерб, тем не менее его тщательно восстановили и увенчали шпилем, созданным по проекту сэра Кристофера Рена.

Ко времени завершения «Блица» в Лондоне было разрушено более 1 млн зданий, включая и старую саксонскую церковь. По окончанию войны начался медленный процесс восстановления города, большая часть которого представляла собой груды обломков, однако Сент-Дунстан-Ист так и осталась лежать в руинах. В 1967 году Корпорация лондонского Сити приняла решение о преобразовании развалин церкви в общественный сад, который существует и по сей день.

Современные конструкции из стали и хрома давно затмили его своим блеском, но он всё так же прячется в укромном переулке, оставаясь одним из тайных садов Лондона. Одно из последних разрушенных «Блицем» зданий, оставшихся в Великобритании, густо поросло деревьями, плющом и вьющимися по стенам цветами, которые растут среди разрушенных арок. Это и пронзительное, живое напоминание об ужасах бомбардировок, и свидетельство стойкости жителей Лондона, сумевших их пережить.

Источник

Церковь Дунстан-Ист

St Dunstan-in-the-East

храм святого дунстана на востоке

Чуть восточнее лондонского Тауэра. Небольшой островок зелени на холме, умиротворенный и тихий сад… на месте разрушенной церкви Дунстан-Ист. Он как будто парит над оживленным и шумным кварталом.

Самая первая церковь на этом месте была выстроена в начале XII в. и носила имя святого Дунстана, епископа Кентерберийского, заслужившего почет и уважение народа за восстановление монастырских святынь во времена нашествия викингов (Х в.), художника и музыканта. Пожар 1666 года практически полностью уничтожил строение. В конце XVII в. церковь была реставрирована архитектором Кристофером Реном, который сохранил готику стиля и добавил уникальный по красоте шпиль необычной конструкции: центральная игла, поддерживаемая четырьмя устойчивыми полуарками. Интерьер церкви — искусные витражи, каменные готические своды, множество скульптур.

Немецкие бомбежки 1941 года разрушили в Лондоне тысячи зданий и архитектурных шедевров, в том числе и церковь. Самая высокая часть постройки — шпиль — уцелела. Груды разбитого камня оставались здесь вплоть до 1967 г., когда муниципалитет решил сохранить руины церкви в саду-памятнике, как напоминание потомкам об испытаниях их предшественников. Руины стен вмонтированы в кованую решетку, за которой расположен сад. Внутри сквера — мощеные дорожки, скамейки для отдыха, небольшой фонтан. Из оконных проемов проглядывает пышная зелень. Горожане приходят в этот умиротворенный уголок побеседовать, подышать воздухом, просто помолчать…

Источник

Храм святого дунстана на востоке

храм святого дунстана на востоке
храм святого дунстана на востоке

Святитель Дунстан родился в 909 году в местечке Балтонсборо недалеко от Гластонбери в благородной семье. Его отца звали Хеорстан, а мать носила имя Кинефрита. У святого Дунстана был и брат, по имени Вулфрик. Все члены этой семьи были преданными и благочестивыми христианами, соблюдали все праздники и посты в старинном монастыре Гластонбери. Согласно преданию, перед рождением святого Дунстана было небесное знамение. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы родители святого Дунстана были в храме Гластонбери. Внезапно все свечи в храме погасли, а та, которую держала его мать, зажглась сама по себе, так что Кинефрита от нее смогла зажечь и все другие свечи.

Уже в детстве святителю Дунстану являлись видения. В одном из них ему предстал некий почтенный старец в сверкающем белом стихаре и указал на новый монастырь в Гластонбери с великолепной церковью и такими же прекрасными кельями. Святой Дунстан много времени посвящал чтению, еще он играл на арфе, что было признаком культуры у англичан того времени. Дядя святого Дунстана Ательм был епископом города Уэллс. Когда в 923 году святитель Плегмунд, архиепископ Кентерберийский, преставился ко Господу, Ательм стал его преемником.

Дунстан, молодой многообещающий ученый, отправился в Кентербери и поселился в архиепископском доме. Возможно, 4 сентября 925 года он присутствовал при помазании архиепископом на царство короля Этельстана в городе Кингстон-на-Темзе. Вскоре святой Дунстан был приближен к королевскому двору. Он имел возможность много общаться с приезжавшими из Европы, всегда находившими ласковый прием у короля. При дворе Дунстан преуспел во многих искусствах: изготовлении гобеленов, литье, музыке, живописи и поэзии. Но его талантливая натура возбудила зависть: он был оклеветан и удален от королевского двора. Святой Дунстан искал утешения в молитве. Он отправился в Гластонбери, а затем в Винчестер, где он близко сошелся со своим родственником – святым епископом Альфеджем. А в 936 году святой Дунстан решил дать обет безбрачия и посвятить всего себя монашеской жизни.

Итак, святой Дунстан стал монахом обители в Гластонбери. В этой обители он жил отшельником в крошечной келье, занимаясь живописью, вышиванием и кузнечным делом. Молодого подвижника посещали и видения, и даже сам искуситель являлся ему во плоти. В 939 году королем стал Эдмунд, он вновь призвал святого Дунстана ко двору. И вновь по наветам клеветников Дунстан был отправлен в ссылку. Правда, вскоре молодой король вернул святого, покаявшись в грехах злобы и несправедливости. Это случилось после того, как Эдмунд чудом избежал смерти возле ущелья Чеддар, где у него было поместье. Святой Дунстан не только был приближен к королю, но и назначен аббатом монастыря Гластонбери. Король щедро одарил этот монастырь. Так что в 940 году трудами святого Дунстана началось в Англии возрождение монашества, пришедшего в полный упадок из-за многочисленных набегов викингов в предыдущем столетии. Своими трудами по восстановлению монашеской жизни в стране святой Дунстан заслужил прозвание «первого аббата английского народа». В течение последующих тринадцати лет святой Дунстан восстанавливал Гластонбери, приобретал книги, учил, поддерживая при этом близкие отношения с королевской семьей. Святому Дунстану даже доверили хранить в Гластонбери часть королевской сокровищницы. В 951 году святому Дунстану предложили занять епископскую кафедру Винчестера, а в 953 – кафедру Кредитона. Оба раза святой отказался от подобной чести.

В 956 году святой Дунстан на какое-то время покинул Англию. Некоторые предполагают, что это было связано с вступлением на трон короля Эдви – правителя с порочными нравами, а может быть, причиной была ненависть баронов и иных людей, опасавшихся возрождения монашества. Святой Дунстан более года провел в монастыре города Гент во Фландрии, где был свидетелем того, как возрождается монашество на континенте. В этом монастыре он был укреплен видением, из которого узнал, что скоро возвратится в Англию, а его противники не смогут завершить то, что намереваются сделать. Тем временем закончилось краткое правление Эдви. Следующим королем стал святой Эдгар. Святого Дунстана просили вернуться в Англию, где в 957 году его рукоположили в епископа. Святой стал и постоянным советником короля. С 957 по 959 годы святой Дунстан был епископом Вустера, а в 959 году стал епископом Лондона. Здесь он принялся возрождать монашескую жизнь в монастыре святого Петра в Вестминстере, сначала всего лишь с двенадцатью монахами. О том периоде сегодня напоминают две сохранившиеся столичные церкви: храм святого Дунстана-на-Востоке и храм святого Дунстана-на-Западе.

21 октября 960 года, по Божиему Промыслу, святой Дунстан стал в Кентербери митрополитом всего английского народа. В Кентерберийской обители он строго соблюдал все монашеские предписания. Когда святитель служил Божественную литургию, его лицо было сосредоточено в созерцании небесного, «словно он общался с Самим Богом один на один». В церкви Кентербери святой Дунстан проповедовал и наставлял, увещевая не отступать от веры, а по ночам тайно вставал на долгую молитву. Святой Дунстан благоговейно почитал святых Кентербери, особенно своего предшественника святого Оду, которого называл Ода Добрый. Именно святой Ода рукоположил святого Дунстана в епископа Вустера. Рассказывают, как однажды ночью святой Дунстан слышал победную песнь святых, чьи мощи покоились рядом. В этой песни прославлялся Христос, и святой Дунстан заплакал от красоты дивной песни. Святой Дунстан изучал историю и учение святой Церкви, исправлял манускрипты; он возрождал монашескую жизнь в Кентербери так, как некогда в Гластонбери и Вестминстере. Он много потрудился для насаждения монашеской жизни по всей южной Англии, не оставляя без внимания и свою первую любовь – обитель в Гластонбери, которая дала Англии сонм святых настоятелей и епископов. Среди монастырей, возрожденных святым Дунстаном, обители в Этелни, Мачелни, Мальмсбери и Бате. В 970 году святой Дунстан участвовал в составлении документа под названием «Regularis concordia», представлявшего собой свод монашеских правил, обязательных для всех вновь восстановленных монастырей. Благодаря усилиям святителя было восстановлено в общей сложности около 30 монастырей. Но даже занимаясь столь деятельно устроением монашества в Англии, святой не забывал и своих обязательств перед королевским домом.

Аскет-созерцатель, святой Дунстан в то же время был и государственным мужем. Он был советником молодого короля Эдгара, вступившего на трон в возрасте 14 лет; он искал королевского покровительства новым монастырям. Это сотрудничество архиепископа и короля и стало основанием той эпохи в истории английской церковной жизни, которая названа «золотым веком». Сам Эдгар после бурно проведенной молодости обратился к покаянию и благочестию, став не только великим королем, но и святым угодником – святым Эдгаром Мирным. Англо-саксонская хроника сообщает, что «Господь даровал ему мирную жизнь… Широко распространяя весть о величии Божием, Эдгар, сам любивший закон Божий, содействовал миру в народе». После ужасов IX века святой Эдгар приобщал датских поселенцев, обосновавшихся в Северной и Восточной Англии, к английскому образу жизни, проявляя незаурядное терпение. И многое было достигнуто благодаря влиянию и мудрости святого Дунстана. Под влиянием святителя святой Эдгар принял и некоторые другие законы.

Святой Дунстан был строгим епископом, твердо настаивавшим на соблюдении постов и брачных законов; он строил новые и восстанавливал старые церкви, поощрял священников овладевать каким-нибудь ремеслом.

По византийскому образцу святитель составил обряд коронования, который в большей части своей совершается и сегодня.

В 973 году, 11 мая, на праздник Пятидесятницы, в соборе города Бат святой Дунстан короновал Эдгара королем всей Англии, дождавшись, когда тому исполнится 30 лет – канонический возраст для вступление в священство. Сам обряд коронования отражал и выражал взгляды святого Дунстана на сущность королевской власти: христианский король, по мысли святого, должен стать иконой воплотившегося Бога, помазанником Божиим, посредником между духовенством и мирянами. Святой Дунстан был убежден, что центральная королевская власть, противостоящая самоволью местных баронов, скрепляет единство Англии (святой Эдгар был первым королем всей Англии) и предотвращает возможность развязывания феодальных междоусобных войн, в которые впоследствии, в XII веке, будут втянуты норманнские бароны.

Однажды некий «благородный» человек знатного происхождения, отлученный святым Дунстаном от Церкви за канонически недопустимый из-за близкого родства брак (на двоюродной сестре), пожаловавшись Римскому папе, получил от него письменное повеление разрешить брак. Но святой Дунстан не пошел на уступку и, как истинный христианин, ответил, что «скорее отдаст свою жизнь, чем будет неверным Христу». Впоследствии этот граф был приведен к публичному покаянию.

В конце X века Элфрик, монах из Серна в Дорсете, написал следующие слова о правлении короля Эдгара: «Мы можем правдиво сказать, что это было радостное и счастливое для англичан время, когда король Эдгар распространял христианство и воздвиг многие монастыри. А его королевство жило в мире».

В 975 году Эдгар умер, и на трон вступил его сын и ученик святого Дунстана Эдуард. Началась година несчастий для английской земли. Когда закончилось твердое правление святого Эдгара, покровительствовавшего монастырям, некоторые бароны стали захватывать земли многих монастырей. На Соборе духовенства в Винчестере в 975 году, когда женатые священники выразили желание снова поселиться в монастырях, из которых их ранее справедливо попросили удалиться, от распятия, висевшего на стене, донесся голос: «Да не будет этого, да не будет этого». В 977 году в городе Келн графства Уилтшир на другом, проходившем весьма напряженно, Соборе верхний этаж здания, где находились все, внезапно обрушился. Несколько человек погибло, но архиепископ Дунстан, зацепившийся за балку, остался целым и невредимым.

Король Эдуард, как и его отец, тоже покровительствовал монастырям, но он был еще слишком молод, к тому же его предавали даже члены королевской семьи, в том числе и его мачеха. Этот король известен истории и Церкви как святой король Эдуард-мученик, ибо в 979 (или, как говорят некоторые, в 978) году, не достигнув и 20 лет, святой Эдуард был предательски убит заговорщиками, среди которых были ненавидевшие монашество бароны, сплотившиеся против святого Дунстана и Церкви. После святого Эдуарда королем стал его единокровный брат Этельред Нерешительный, который отчасти потворствовал заговору против Эдуарда. По преданию, когда святой Дунстан короновал Этельреда, он предсказал, что, начиная с правления Этельреда, неисчислимые бедствия посыплются на королевский дом и на всю Англию как наказание за грех цареубийства. С этого времени предстоятель Английской Церкви, которому уже было 70 лет, стал отходить от государственных дел; он выезжал теперь из Кентербери только для участия в важнейших праздниках и церемониях, таких как перенесение мощей святого Эдуарда в Шафтсбери и освящение нового кафедрального собора в Винчестере – резиденции английского двора – в 980 году, также перенесение мощей святого Альдгельма из Мальмсбери в мае 986 года, когда вновь появилась угроза нападения датчан.

В эти последние годы земной жизни святителя ему часто являлись видения, ему открывались грозные пророчества о будущем английского народа.

С диаволом, являвшимся святому во плоти, святой Дунстан боролся всю свою жизнь, и рассказами об этом полны народные предания. Все эти годы святого Дунстана особенно вдохновлял его небесный покровитель – святой Андрей. Архипастырь сочинял музыку и работал по металлу (его личные инструменты по обработке металла хранятся в женском монастыре Мейфилд графства Сассекс); он видел голубя, спустившегося с небес (во время своей первой литургии в Кентербери), он предвидел уход в вечность других (например, святой Эдит. – Примеч. перевод.). Святой Дунстан получил от Господа дар прозрения; он имел способность постигнуть Бога и дар слез; он всегда был сосредоточен на молитве: «Он разговаривал с небесами».

17 мая 988 года, на праздник Вознесения, святой Дунстан, которому было почти 80 лет, произнес три проповеди, вкусил немного еды и прилег отдохнуть. Ему больше не суждено было встать. В пятницу он слег в своей келье, ум же его отстоял далеко от земного. После утрени в субботу, 19 мая, он призвал к себе священников Кентерберийского собора. Один из них отслужил в его келье литургию, и святой Дунстан причастился. Со словами 110-го псалма на устах: «Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь. Пищу дает боящимся Его» архиепископ духовной столицы Англии испустил дух. Утрата такого архипастыря была тяжелейшей потерей. В одном письме того времени его называют «самим Даниилом Израильским, явившимся англичанам в эти трудные, полные опасностей времена». Лишь только он отошел в вечность, как народ начал почитать его как святого своей Церкви и своего острова. В начале XI века к святому Дунстану обращались в молитве с таким воззванием:

«О верный пастырь! твое стадо повсюду угнетено и подавлено;
О служитель Христов! мы погибаем под рукой язычников.
О священник! принеси ту самую жертву:
Твои молитвы угодны Христу,
Ими прощаются наши грехи
И мы освобождаемся из оков зла.
Молись, чтобы неверные и злые
Перестали творить зло на английской земле и среди чад Церкви».

Святого Дунстана называли «непоколебимым»; им восхищались как истинным пастырем; его любили за то, что в нем обитал дух мирен; любили за дружбу со слабыми и нуждающимися, за любовь и способность быть учителем веры. О святом Дунстане было написано: «Вся Англия наполнена его светом». Хронист Эдмер писал: «Как только душа святого Дунстана вознеслась на небеса, Англия сразу стала открытой для вторжения чужеземных врагов». О нем современная поэтесса Шейла Кей-Смит (1887–1956) написала в «Святых Сассекса» так:

«На Мейфилдских холмах звенит железо наковальни Дунстана,
Ибо он молотом выковывает врата Сиона и борется со злом».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *