храм святого георгия где находится

Московская церковь св. Георгия Победоносца на Красной Горке

Святой Георгий родился в Ливанском городе Бейруте (Берите) на побережье Восточного Средиземноморья в конце III века н.э. в аристократической, богатой и благочестивой семье – родители воспитали сына в христианской вере. Юноша поступил на военную службу при императоре Диоклетиане, ревнителе римского язычества и яростного противника христианства: именно при нем начались жесточайшие гонения на исповедников Христа. Император Диоклетиан заметил молодого, сильного и храброго воина, и святой Георгий, зачисленный в императорскую стражу, стал его любимцем.

И вскоре св. Георгий стал очевидцем неправедного суда над христианами, вынесшего им смертный приговор за истинную веру. Тогда воин, понимая, что эта участь ждет и его как христианина, завершил дела земные – освободил своих рабов и роздал имущество бедным – и сам явился к императору Диоклетиану. Перед грозным тираном св. Георгий открыто исповедал христианскую веру и обличил его злодеяния, выступив против императорского приказа о преследовании христиан.

И уже после смерти великомученика произошло знаменитое Чудо св. Георгия о змие, которое не только усилило прославление святого, но и определило последующую иконографию его образа, а потом и сам московский Герб, – святого изображают на белом коне с копьем в руках, поражающим змия.

Святой Георгий считается покровителем воинства, домашнего скота и защитником от хищников. В его весенний праздник на Руси скотину впервые выгоняли в поле после зимовки. А вот осенний, ноябрьский праздник святого вошел в историю России как знаменитый «Юрьев день», празднуемый 26 ноября по старому стилю. В средневековые времена он был последним оплотом свободы русского крестьянства – именно в этот день раз в году им разрешалось самим переходить от одного помещика к другому, когда в конце ноября устанавливался крепкий санный путь, что давало возможность передвижения. И только при Иване Грозном, в 1581 году, это правило перехода было отменено, чем окончательно до самого 1861 года утвердилось жесточайшее крепостное право. Тогда и появилась известная поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

В старой, дореволюционной Москве было несколько храмов, освященных во имя св. Георгия. Часть из них уцелели до нашего времени – на Псковской горке в Китай-городе на Варварке, в Замоскворечье, в Лучниках на Лубянке. Лубянская церковь открылась настолько в обезображенном виде, что в середине 1990-х годов, когда этот храм вернули верующим, не верилось, что эти руины вообще можно восстановить. И тогда же, после падения СССР, была выстроена Георгиевская церковь на Поклонной горе, явив собой новое направление в церковной архитектуре.

В центре старой Москвы существовал и целый монастырь, посвященный святому Георгию, – в одноименном переулке между Тверской и Большой Дмитровкой ныне осталась только красивая стена этой обители, а на месте снесенного большевиками монастыря построили типовое здание школы. Много и разрушенных приходских Георгиевских церквей – на Всполье в районе Бронной и Спиридоновки, в Хамовниках и на Красной горке на Моховой. Эта последняя церковь, стоявшая по соседству с главным зданием МГУ на Моховой, была связана с судьбой Московского университета.

Церковь стояла рядом с гостиницей «Националь», на том месте, где сейчас стоит сталинский дом №6. Название местности – Моховая – произошло, по одной из версий историков, от стоявших тут лавок, в которых торговали сухим мхом для конопачения деревянных московских домов. Или же тут просто было болотце, обильно поросшее мхом.

Георгиевская церковь на Моховой была основана, по преданию, самой инокиней Марфой, матерью первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Однако в исторической литературе встречается известие о том, что церковь упоминалась еще в духовной грамоте великого князя Василия Темного, и в 1462 году значилась каменной. Возможно, что древняя церковь сгорела дотла, и инокиня Марфа выстроила на ее месте новую, деревянную. И действительно, подтверждение этой версии находим в летописи при описании пожара в Москве в 1493 году: пожар с Арбата перекинулся на «Неглину к каменной церкви к Егорию святому». А вот уже в 1629 году есть упоминание, что церковь «Георгия Страстотерпца на Горке древяна» сгорела – значит, в то время она действительно была уже деревянной. Возможно, что именно ее и основала или возобновила деревянной на месте каменной инокиня Марфа.

Храм был построен на возвышенности, где по всей вероятности, в древности весной справляли народные праздники на Красную Горку – отсюда и произошло название этой местности на берегу Неглинки. Праздновали весело – с хороводами, играми, гуляниями. По народному поверью считалось, что поженившиеся на Красную Горку будут счастливы всю жизнь. А поскольку праздник этот был весенний, в первое воскресение после Пасхи, то по традиции его отмечали там, где было много тепла и солнца.

Деревянная церковь сгорела в 20-х годах XVII столетия, и прихожане своими силами выстроили на том же месте каменный храм – в 1652-1657 г.г. Затем храм украшали и благоустраивали местные именитые и богатые домовладельцы, жившие в этом привилегированном районе старой Москвы: так, на втором этаже Георгиевского храма князья Барятинские освятили придел во имя св. Архистратига Михаила. В 1817 году именно в нем открылась временно домовая церковь Московского университета, – тогда этот придел был переосвящен во имя св. мученицы Татианы. Московскому университету пришлось перейти под сень святого Георгия, так как его собственная церковь в левом крыле главного здания на Моховой сгорела в пожаре 1812 года.

И именно здесь, в новоосвященном Татианинском приделе Георгиевского храма студенты Московского университета присягали Великому князю Константину Павловичу, а потом его брату Николаю I в декабре 1825 года.

И здесь же, в Татьянин день 1831 года совершилось торжественное богослужение после страшной эпидемии холеры в Москве – когда болезнь уже утихла в городе. Сначала преосвященный Дионисий отслужил в храме Литургию, а потом студенты подняли местные иконы и образ св. мученицы Татианы и перенесли их в большую университетскую аудиторию, где был совершен благодарственный молебен и провозглашено многолетие Государю Императору Николаю Павловичу и Августейшему дому. Затем святой водой окропили комнаты студентов, столовую и лекционные аудитории.

Однако богослужения в обычном приходском Георгиевском храме оказались неудобными для большинства университетских прихожан – наверх вела крутая лестница с большими ступенями, и не все пожилые люди могли ее преодолевать, особенно в плохую погоду, а совершать там отпевание было почти невозможно. К тому же второй этаж не отапливался, и нельзя было проводить богослужения в холодное время года – на которое и приходился главный университетский и престольный январский праздник Татьянин день.

Кроме того, помещение придела второго этажа было очень маленьким для проведения многолюдных университетских торжеств – священник Георгиевской церкви, Захарий Яковлев, который стал исполнять обязанности университетского священника служил в большие праздники и во время Великого Поста прямо в главном корпусе Московского университета.

Только в 1832 году император Николай I купил для университета соседнюю усадьбу Пашковых на Моховой, расположенную между Воздвиженкой и Большой Никитской, и построенную, возможно, самим Василием Баженовым. (Ныне это – Аудиторный корпус МГУ). И в его левом флигеле в 1837 году открылась новая домовая церковь Московского университета, действующая там и ныне. (подробней см. нашу публикацию от 25 января с.г.)

С того времени Георгиевская церковь опять стала обычной приходской. Только в ранние советские годы история вновь связала ее с судьбой Московского университета, когда его домовая церковь была закрыта большевиками почти сразу после революции. В январе 1920 года в Георгиевском храме тайком служили в Татьянин день, празднуя 165-летний юбилей Московского университета. Да и первые университетские богослужения после закрытия его собственной церкви вновь проводились в Георгиевском храме на Моховой.

Однако революция обрекла этот храм на уничтожение. В апреле 1932 года Моссовет просил ВЦИК разрешения снести Георгиевскую церковь и на ее месте построить элитный жилой дом в новом архитектурном стиле. Разрешение было получено, и в 1934 году знаменитый архитектор И.В. Жолтовский построил на Моховой многоэтажный дом, ставший самым первым в Москве образцом архитектуры «сталинского ампира», тихо шедшей на смену революционному конструктивизму. И хотя этот новый стиль так прозвали на метком и остром московском народном языке, действительно, для декоративного оформления здания Жолтовский вновь использовал элементы классической ордерной архитектуры, от которой отказался еще сам теоретик конструктивизма Ле Корбюзье. Иногда вообще писали, что произведение Жолтовского построено в итальянском стиле «Палладио», однако чаще его называли сталинским ампиром и горько иронизировали – «Ам-пир во время чумы».

Но так случилось, что и в наше время еще раз судьба Московского университета и его домовой церкви оказалась невидимо связана с памятью старинного Георгиевского храма и самого святого покровителя Москвы. Именно в день праздника святого Георгия, 6 мая 1995 года, на верху Татианинской церкви МГУ на Моховой впервые после Октябрьской революции вновь водрузили большой деревянный крест. Он теперь хорошо виден с Манежной площади.

Источник

Храм Великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках (Москва)

храм святого георгия где находится

Храм великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках — православный храм, принадлежащий к Богоявленскому благочинию Московской городской епархии Русской православной церкви. Памятник архитектуры.

Содержание

История [ править ]

Первое упоминание о храме относится к 1460 г., когда на месте нашего храма стоял другой, маленький и деревянный. В истории сохранились разные названия того места, где был построен храм — «в Лужниках», «в Лужках», «в Лучниках».

Существует несколько версий происхождения этих названий. По наиболее распространённой версии здесь были лужки для выгона скота, чьим покровителем считался великомученик Георгий, и около которых находилась Коровья площадка, где купцы торговали крупным рогатым скотом. По другим версиям названия произошли от торговцев луком или изготовителей луков со стрелами.

В 1657 г. в «Сторельной книге» (книга о постройке новых и восстановлении укреплений старых городов в XVI-XVII вв.) впервые упоминается каменная Георгиевская церковь.

В XVII веке на месте деревянной церкви на средства купца Гаврилы Никитича Романова был возведён двухэтажный каменный храм и колокольня, соединённая с храмом галереей — гульбищем. В 1693 году главный, нижний, храм был освящён Патриархом Московским и всея Руси Адрианом во имя святого великомученика Георгия Победоносца, а верхний — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Отстоящая от храма колокольня, этого же времени, была соединена с ним галереей — гульбищем.

За свою многовековую историю храм св. Георгия претерпел много бед и лишений. Однако Господь был милостив, и во время французского нашествия и пожара в Москве 1812 года он горел, но уцелел и был мало разграблен. В последующие 1825-29 годы храм был отремонтирован и заново расписан, а иконостас вызолочен.

храм святого георгия где находится

В 1862 году храм приобрёл современный вид. Галерея между ним и колокольней была снесена. Появились два симметричных придела: южный — преподобного Феодора Сикеота, возведённого иждивением купчихи Мазуриной Александры Васильевны и северный — преподобного Нила Столобенского, построенный на средства купца Садомова А. К.

В начале XX века на колокольне находилось 11 колоколов, из которых два были отлиты в XVII веке. На одном из них, весом в 56 пудов, имелась надпись, что его пожертвовал купец Пётр Никитин. В храме находилось немало икон и утвари XVII-XVIII веков: серебряные напрестольные кресты и богослужебные сосуды, чтимые иконы Божией Матери Голубицкая и Иверская, иконы святителя Николая Чудотворца, вмч. Георгия Победоносца и другие. Верхний Благовещенский храм украшало медное посеребрённое паникадило XVII века.

В 1932 г. храм был закрыт и находился в ведении НКВД. Были утрачены шатёр колокольни, завершение храма, главы над приделами, ограда с воротами. До полной неузнаваемости перестроен фасад паперти с западной стороны, выходящей к Политехническому музею, заложены проёмы звона колокольни, пробито несколько новых проёмов, заложен западный, главный вход.

Были утрачены или повреждены многие детали наружного убранства. Внутри храма возведены междуэтажные перекрытия, много временных перегородок, грузовой лифт, ванна, туалеты. Иконостасы были утрачены, стеновая роспись полностью уничтожена.

Сначала в храме располагалось общежитие НКВД, а потом обувная мастерская КГБ. Были установлены станки, от работы которых в стенах образовались обширные трещины.

При строительстве электрической подстанции в 2-х метрах от стен храма фундамент его потерял устойчивость и дал усадку, что увеличило трещины в стенах и их разрушение.

За полвека здание храма не ремонтировалось и к середине 1980-х годов пришло в тяжёлое аварийное состояние. Здание церкви было изуродовано до такой степени, что проходящие мимо люди не узнавали в нём православный храм. Так оно и стояло заброшенным, пока в 1993 году не было передано Русской Православной Церкви.

В том же 1993 г. образована православная община и начаты ремонтно-восстановительные работы.

Из храма были убраны станки, перекрытия и их металлоконструкции, перегородки. Территория вокруг расчищена от забетонированной в землю арматуры, укреплён фундамент и стены.

храм святого георгия где находится

К празднованию 850-летия столицы правительством Москвы были выделены средства на восстановление западного фасада и колокольни. Все остальные реставрационные работы ведутся, в основном, силами прихода и добровольных помощников, на благотворительные пожертвования.

В 1996 году возобновлены регулярные богослужения в правом приделе преп. Феодора Сикеота. Осенью 1997 года впервые зазвучал перезвон с колокольни храма, на которой установили набор колоколов Каменск-Уральского литья.

На храме, до того обезглавленном, в 2000 году был водружён вызолоченный крест — точная копия исторического креста.

В 2001 г. завершены работы по реставрации верхнего храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и возведён величественный и великолепный иконостас. Здесь и стали совершаться регулярные богослужения.

А в 2005 году были закончены работы по восстановлению главного алтаря храма и возведению Георгиевского иконостаса. И большая часть богослужений теперь совершается именно здесь.

В настоящее время ведутся работы по реставрации южного придела преподобных Нила Столобенского и Феодора Сикеота — укрепление фундамента, оштукатуривание стен, возведение иконостаса, написание икон и т.д.

С ноября 1884 года по март 1893 года в нашем храме в сане диакона служил известный московский старец — святой праведный Алексей Мечёв.

На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся в августе 2000 года в числе сонма новомучеников и исповедников Российских канонизирован в лике священномучеников последний настоятель нашего храма протоиерей Владимир Проферансов. Отец Владимир был секретарём Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, и за отказ сотрудничать с НКВД был осуждён, сослан в ссылку в Семипалатинск Казахстанский, затем приговорён тройкой ОГПУ и расстрелян 15 декабря 1937 года на Бутовском полигоне под Москвой, вместе с десятками тысяч других мучеников.

Память священномученика Владимира Лубянского (Проферансова) празднуется в нашем храме 15 декабря. Впервые такая торжественная служба прошла в декабре 2000 года, ко времени которой была написана его икона. Ко дню 70-летия мученического подвига сщмч. Владимира Лубянского был отреставрирован северный придел храма, посвящённый его имени, устроен иконостас и оборудован алтарь. 15 декабря 2007 года состоялась первое праздничное богослужение.

Современное состояние [ править ]

Храм успешно ведет не только богослужебную деятельность, но и просветительскую работу: в нашем храме есть воскресная школа как для детей, так и для взрослых, имеется книжная лавка.

Также имеется социальная приходская служба храма, которая стала самым распространённым субъектом церковной социальной работы, то есть тем местом, куда можно обратиться за помощью и получить её без долгой бумажной волокиты.

Социальной деятельностью храма более 20 лет руководит настоятель протоиерей Алексей Казанчев. Благодетели и добровольцы вместе с приходским социальным работником Безмолитвенной Татьяной заняты непосредственным выполнением социального служения.

Святыни [ править ]

храм святого георгия где находится

вмч. Георгия Победоносца; вмч. Пантелеимона Целителя; свт. Николая Мирликийского; О святыне… свт. Спиридона Тримифунтского; прп. Нила Столобенского; О святыне… прав. Алексия Московского; О святыне… преподобных старцев Оптинских; прп. Феодора Санаксарского; прп. Александра Санаксарского; исповедника и прав. воина Феодора (Ушакова); прпп. Савватия, Зосимы и Германа Соловецких; икона прп. Серафима Саровского с частицами его вещей (мантии, поручей, чёток, «1000-дневного» камня, келии в Дальней Пустыньке).

первоверховных Апостолов Петра и Павла; равноапостольной царицы Елены; великих вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; апостола Андрея Первозванного; апостолов от 70-ти Анании и Варнавы; первомц. равноап. Феклы девы; свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского; свт. Луки, архиеп. Симферопольского; мц. Лукии Сиракузской; прп. Пелагии Елеонской; свт. Игнатия, еп. Кавказского (Брянчанинова); вмч. Димитрия Солунского; О святыне… вмч. Феодора Стратилата; сщмч. Константина Богородского; сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского; свт. Иннокентия, еп. Иркутского; прп. Александра Свирского; прп. Варнавы Гефсиманского; прп. Ипатия, целебника Печерского; прп. Марии Египетской; прп. Романа Киржачского; прп. Ферапонта Можайского; прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы;

Божией Матери «Голубицкая» (Коневская); Божией Матери «Взыскание погибших».

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

храм святого георгия где находится

Адрес: 101000, Россия, г. Москва, Лубянский проезд, дом 9, строение 2.

Проезд: Станции метро «Китай-город» или «Лубянка», выход к Лубянскому проезду

Паломнику [ править ]

воскресная Божественная Литургия в 09:00;

каждый вторник (кроме постов и канунов праздников) канон вмч. Георгию и акафист Благовещению Пресвятой Богородицы в 18:00.

Источник

Храм великомученика Георгия Победоносца в Грузинах (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм великомученика Георгия Победоносца в Грузинах (Москва)

храм святого георгия где находится

Храм великомученика Георгия Победоносца в Грузинах — православный храм в бывшей грузинской слободе в Москве, построенный в 1750 году на средства грузинского царевича Георгия Вахтанговича.

Содержание

История [ править ]

Московский храм в честь великомученика Георгия Победоносца в Грузинах располагается в древней местности под названием Пресня. Название произошло от небольшой речки Пресни. В древние времена, в годы правления князей, приезжавших в Москву гостей – немецких и шведских мастеров и торговых людей временно селили в этой местности, до тех пор, пока они не обустраивались в Москве.

Православная Грузия в этот период переживала тяжелые времена, подвергаясь ожесточенным нападениям Турции и Персии, и царь Вахтанг VI принял приглашение императора Петра I, переселившись из Грузии в Москву с сыновьями Бакаром и Георгием и своей свитой. Царевич Георгий Вахтангович, генерал-майор русской армии, в 1729 г. устроил деревянную приходскую церковь в честь вмч. Георгия. В 1750 г. церковь была освящена грузинским архиереем Иосифом Самебели (И.Т. Кобулашвили). В 1760 г. царевич Георгий построил при церкви вмч. Георгия придел во имя Рождества Христова. В 1779 г. деревянная церковь сгорела, однако, ценная ризница ее была спасена. В 1792г. на средства прихожан, купца С.П. Васильева и грузинских князей Эристовых и Цициановых (Цицишвили), был воздвигнут в форме классицизма каменный храм с колокольней. В 1819 г. на пожертвованной церкви земле Павел Дмитриевич Цицианов, который был ктитором церкви на протяжении 25 лет, устроил каменную богадельню для престарелых монахинь (здание сохранилось). В конце XIX столетия (1895-1899 гг.) грузинская церковь в Москве была полностью перестроена. Архитектор В. Сретенский увеличил храм в размерах и придал ему вид византийской базилики. Богослужения проходили в церкви на грузинском языке до конца 1920-х годов.

В 1922 г. из нее вынесли все более-менее ценное. Колокола были сняты, а библиотека расхищена.

В 1930 г. церковь была закрыта. Оба здания перестроены (сооружены межэтажные перекрытия) и переданы в пользование электромеханического техникума им. Красина.

Новейшая история начинается с 1992 г. с переговоров о передаче части храма грузинской общине Москвы.

В 1993 г. прихожанам была возвращена древняя часть храма вмч. Георгия, получившая статус Патриаршего подворья.

По ходатайству грузинского землячества и благословению Патриарха Католикоса Илии расписывать Георгиевский храм пригласили молодого иконописца Лаша Кинцурашвили, чтобы люди могли увидеть самые прекрасные святыни православной Иверии и приобщились к ее духу. На фресках изображены и вселенские святые. В храме много икон. Это образа Господа Вседержителя, Пресвятой Богородицы, Святого Георгия Победоносца, а также в храме находятся иконы и частички мощей святых Матрены Московской и Серафима Саровского.

В 2000 г. произошло знаменательное событие передачи иконы Святого Георгия в грузинский храм Москвы, и после этого состоялся молебен двух Патриархов – Грузинского Илии II и Московского Алексия II.

1 апреля 2015 г. состоялось знаменательное событие в жизни грузинской общины – все еще занимавший основную часть здания храма техникум им. Красина окончательно освободил помещение, и оно было передано Патриаршему подворью.

Современное состояние [ править ]

Официально церковь Св. Георгия принадлежит РПЦ, Московскому патриархату. Но согласно договоренности, в ней проводит богослужения и священник Грузинской Православной Церкви.

Службы проходят на церковно-славянском и грузинском языках.

Грузинская община вложила и продолжает вкладывать немало средств, чтобы придать оскверненному зданию прежний вид.

Деятельность прихода [ править ]

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 123557 Россия, город Москва ул. Большая Грузинская 13

Проезд: от м. «Баррикадная», «Краснопресненская», далее пешком 8-10 минут вдоль ограды зоопарка; автобус 116, троллейбус 35, остановка «Зоологическая улица».

Паломнику [ править ]

Расписание богослужений регулярно обновляется и доступно на официальном сайте храма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *