храм святого георгия победоносца самарканд
Свято-Георгиевский храм г. Самарканда. Гл. 13
Глава тринадцатая. Из книги: «С любовью к Узбекистану». Храм святого великомученика Георгия Победоносца г. Самарканда
По официальным данным, приход в честь великомученика Георгия Победоносца образован в 1868 году. Проект и смета православного храма были составлены самаркандским архитектором В.А. Лемке. Это была церковь военного ведомства. В июне 1924 года церковь была закрыта. 5 августа 1925 года Георгиевской общине передана часовня на кладбище, в которой начали совершаться богослужения. В 1927 году получено разрешение на постройку летнего молитвенного дама при часовне. В апреле 1928 года произошел пожар часовни. 24 августа 1929 года общине было выдано регистрационное удостоверение. В 1937 году на имя монахини Юнии (Ульиной) куплен дом на месте настоящего нахождения храма (по ул. Бирлик, 66). В 1946 году состоялся акт передачи здания молитвенного дома во владения Георгиевской общине.
Указом архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Ермогена от 6 ноября 1958 года Георгиевскому молитвенному дому присваивается наименование храма, который был освящен в честь святого великомученика Георгия Победоносца.
На протяжении многих десятилетий неизменным настоятелем этого храма и долгие годы благочинным Самаркандского округа являлся митрофорный протоиерей Димитрий (Козулин), кстати, сам родом с Киргизии. В те годы он уже был достаточно пожилым человеком.
Вот таковы скупые официальные данные, но между этими датами совершалась богатая и очень интересная и поучительная жизнь прихода. Православного прихода, который на протяжении многих десятков лет воспитал не одно поколение добрых и искренне верующих прихожан.
Прибыв по переводу на Свято-Георгиевский приход, первый, кого я увидел у ворот храма, это настоятель, протоиерей Димитрий. На первый взгляд ничего величавого не было в его виде. В совершенно простой одежде, в соломенной шляпе, в рубахе с коротким рукавом на выпуск, нес в руках какую-то доску. В дальнейшем я понял, что это вообще отличительная черта отца Димитрия – простота во всем. Это простота не наигранная. Ведь так часто напускная величавость и напыщенность, основанная на гордости, тщеславии и высоком мнении о себе мешают для искреннего общения, и добрых плодов не приносят. Он встретил меня как любящий отец и все то время, что мне пришлось прожить на этом приходе, чувствовалась отцовская забота настоятеля. Такую же искреннюю заботу и внимание он проявлял ко всем проживающим на его приходе, это церковному клиру, прихожанам и к гостям, останавливающимся у него при храме.
Храм размещается в частном секторе города. Здание небольшое, с низким потолком. Построен в послевоенное время архимандритом Серафимом, истинным молитвенником и подвижником. Скромный иконостас, очень много старинных икон. Вокруг храма выстроены домики, кажется из саманного кирпича. Эти домики с кельями, часто очень узкими, в них проживают люди, несущие при храме определенные послушания. Протоиерей Димитрий принимает людей нуждающихся, заплутавшихся на жизненных путях, но желающих разобраться в себе, и помогает им.
Городские жители, прихожане с удовольствием спешат на воскресные и праздничные богослужения в этот храм, да и просто для полезного общения с настоятелем. На приходе действовало две воскресные школы, в одном помещении проводились занятия для детей, во втором — для взрослых. Занятия проходят после общего богослужения, всех молебнов и после общей трапезы. Занятия для взрослых проводятся с чаепитием, в свободной братской обстановке.
Проживая в кельи при храме и неся богослужебные послушания, мне посчастливилось познакомиться с замечательными людьми и с интересной историей этого прихода. Было чему поучиться и в общении с батюшкой. На протяжении многих лет, что проживаю уже в России, я благодарю Бога, что Он сподобил меня познакомиться, общаться и молиться вместе с отцом Димитрием, с отцами Самарканда и с этими замечательными, удивительно родными людьми этого города. До тех пор, пока я буду в сознании, имена и образы этих людей останутся в памяти.
Глава четырнадцатая. Удивительная помощь от Святого Георгия Победоносца.
При Свято-Георгиевском храме в свое время служило много интересных священников. Во времена правления Хрущева Н.С. была опасность закрытия храма. Существует интересная история, похожая на первый взгляд, скорее на мифологическое повествование, но тем не менее, в основу этой истории положено историческое событие, конкретный и реальный случай. Эту историю о чудесной помощи святого великомученика Георгия Победоносца в спасении храма от закрытия рассказал в своей книге протоиерей Валентин Бирюков, который служил в свое время на этом приходе. Эту историю знают и рассказывают многие жители г. Самарканда и многие прихожане. Ее знали до написания протоиереем Валентином, он лишь записал в художественной форме то, что было известно. История поучительная и мы приведем ее полностью.
Рассказал об этом событии некий Георгий, учитель по профессии, он пел на клиросе в храме. История случилась во время служения на Свято-Георгиевском приходе архимандрита Серафима (Суторихина).
Этот священник Серафим, в миру Сергей Михайлович Суторихин, родился в 29 июля 1901 года в селе Шестаково Вятской губернии в семье протоиерея. С 1918 года был псаломщиком. В 1927-1928 годах обучался на Высших Богословских Курсах в Ленинграде. В 1929 году архимандритом Львом на Федоровском подворье пострижен в монашество с именем Серафим. Вскоре был рукоположен во иеродиакона и стал служить на Феодоровском подворье. В 1931 году рукоположен во иеромонаха, а в 1932 году назначен настоятелем Тихвинской церкви в Лесном в городе Ленинграде. Через двенадцать дней после этого назначения был арестован и до декабря 1936 года находился в Свирских лагерях. После освобождения стал служить в городе Слободском Кировской области. В июле 1938 года снова арестован и осужден на 10 лет. Срок отбывал в КомиАССР. В день памяти Святителя Феодосия, 18 февраля, в 1943 года во время работы на лесоразработках на него упало дерево. В результате этого он, покалеченный и неспособный к работе, был досрочно освобожден. С августа 1943 года отец Серафим был настоятелем Троицкого храма в селе Быстрицы Кировской области. В ноябре 1948 года по приглашению владыки Гурия приезжает в Ташкент и назначается священником Георгиевского молитвенного дома в г. Самарканд. Поселяется при этом доме, организуется крепкая, хотя и маленькая монашеская община. Большую роль в жизни этого малого монастыря сыграли его насельницы, старицы-монахини Юния и Евдакия. Скончался отец Серафим 21 февраля 1979 года от воспаления легких, похоронен на местном кладбище.
Дальше автор книги протоиерей Валентин повествует так: «… этот священник (речь идет про Серафима), старенький уже был, весь больной, еле сил хватало ходить. Своей теплотой, вниманием он немало молодых людей привлек в храм. Многие стали креститься. Когда кэгэбэшники увидели, что молодежь пошла в храм, быстро нашли повод, чтобы закрыть храм.
Батюшке служить запретили. Службы в храме в храме не было, но тайно она совершалась по ночам, собирались по два-три человека — и служили. Прошло два года, как храм закрыли. Приближался престольный праздник — Георгия Победоносца. Все прихожане сокрушались, что не будет службы в этот день. А власти уже определили: хороший детский садик здесь будет — семь квартир, помещение храма просторное, баня, пекарня, столовая, площадка большая, колодец, два дуба… Всем стало ясно, что храму скоро конец, но накануне 6 мая случилось нечто из ряда вон выходящее. Батюшка в это время у себя в кельи к празднику готовился, каноны читал, а матушка Юния, келейница его, ссыльная монахиня, на церковном дворе подметала. Вдруг увидела: открываются врата церковной ограды, и въезжают два верховых офицера в старинных, невиданных одеждах, на белых конях. Один постарше, другой помоложе. Этот первый — такой величавый, красивый, ловкий. Спрыгивает с коня и, обращаясь к монахини по имени, отдает ей поводок:
— Матушка Юния, подержи повод лошади, я пойду к батюшке Серафиму.
Она, вся в трепете, упала на колени:
— Ох, милый, твоя лошадка сильная, я не удержу ее! — и ручки подняла, будто сдается ему.
Тогда офицер отдал повод своему адъютанту и ничего не спросив, пошел прямо в келью к отцу Серафиму. Увидел его, стоящего на коленях перед иконами, и повелительно говорит ему:
— Отец Серафим, готовься к службе — сегодня храм будет открыт!
Батюшка прямо отпрянул: что за офицер, откуда он появился?! И слова у него такие сильные, богатырские слова. И голос красивый, мощный — чистый баритон, а слова-то — сила, все равно как приказ! И вдруг понял священник, что это был сам Великомученик Георгий. В окно глянул — оба всадника ловко взлетели на коней и поехали, только искры из-под копыт! А направились они после отца Серафима прямо в исполком города Самарканда.
Великомученик Георгий оставил своего «адъютанта» у входа с лошадьми, а сам пошел в исполком, минуя милиционеров, те только встретились с ним глазами, но ни слова ему не сказали, не спросили к кому и откуда. Георгий Победоносец — прямо на второй этаж, мимо секретаря, которая тоже онемела. Ни у кого ничего не спрашивая, открывает дверь в кабинет председателя исполкома и, называя его по имени, говорит:
— Чтобы сегодня же храм великомученика Георгия был открыт! Иначе будете наказаны без помилования.
Председатель исполкома был страшно напуган появлением невиданного офицера и его словами: «Иначе будете наказаны без помилования!». А Тот поворачивается и уходит. Хотел председатель задать ему вопрос: «Кто Вы, откуда?» — но не смог в себя прийти от необыкновенной силы приказа, который отдал незнакомец.
Глянул он в окно, а тот уже в седло садится с необыкновенной легкостью – и только искры из-под копыт! В страхе берет чиновник телефонную трубку, звонит уполномоченному по делам религий:
— Срочно пошлите нарочитого в храм Великомученика Георгия! Чтоб сейчас же открыли храм! А распоряжение напишите после. Некогда было даже писать — такой страх его взял! Уполномоченный немедленно послал своего помощника в храм. Через 15 минут он был у отца Серафима:
— Открывайте храм, служите свободно!
На следующий день председатель исполкома приехал на машине к отцу Серафиму:
— Над Вами есть какой-то начальник?
— А как же? Есть.
— Можно посмотреть на его фотографию?
Батюшка выносит ему фотографию Ташкентского епископа в клобук.
— Не, не тот! А еще кто-нибудь выше у вас есть? У меня вчера ваш начальник был, офицер — о-о-о… С такой властью приказал, чтоб храм срочно открыли, иначе, говорит, будете наказаны без помилования! Сразу видно — начальник…
У батюшки слезы потекли, он слова выговорить не мог… Только вынес старую икону великомученика Георгия Победоносца верхом на белом коне.
Председатель исполкома как глянул:
— Он! У меня вчера он был! — и тоже прослезился».
Вот в таком приблизительном варианте эта история известна прихожанам. Огромная любовь к храму Святого Георгия Победоносца и уважение к архимандриту Серафиму сохраняется и по сей день у жителей города и у автора этих строк.
В завершении рассказа о Свято-Георгиевском храме г. Самарканда, скажем, что прах великого молитвенника и труженика, архимандрита Серафима покоится на православном кладбище. Рядом с его могилой покоится останки протоиерея Петра и иерея Александра, бывшего настоятеля Алексеевского собора.
Эти могилы постоянно посещаются священнослужителями, прихожанами и гостями города. Служатся панихиды.
Самарканд. Церковь Георгия Победоносца.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
История храма св. вмч. Георгия Победоносца, трижды менявшего место своего расположения, начиналась в 1868 году. Тогда, на территории цитадели, где расположился военный русский гарнизон, был воздвигнут самый первый православный храм в городе Самарканде. Первым настоятелем этого храма был военный священник Высоцкий Н.Г. Правда, эта церковь просуществовал недолго. Позже, на смену ей, в 1882 году в центре города, возле здания Офицерского Собрания был построен новый, красивый и более вместительный храм. Строился он по проекту инженера-архитектора В.А. Лемке для военных городского гарнизона. Между зданиями церкви и Офицерского собрания располагалась церковная площадь, бывшая тогда местом проведения парадов и праздников. Здание этой церкви было выложено из сырцового, необожженного кирпича и оштукатурено. Оно вмещало 600 человек, было богато утварью и ризницею. 21 июля 1896 года, после торжественного молебна, во временном помещении в церковном доме был основан первый музей истории города. Здание этого храма функционировало непрерывно в течение 43 лет. До 1903 года эта церковь была в ведении Туркестанского епархиального Начальства. До 1912 года она числилась уже при Управлении Самаркандского воинского Начальника, а с 1912 года она была учреждена как походная церковь при 5-ом Туркестанском стрелковом полку. Все эти годы настоятели Георгиевского храма были, как правило, ещё и благочинными военных церквей Самаркандской области.
В 1924 году Свято-Георгиевский храм закрывают сначала временно, и община вместе с настоятелем, отцом Евгением Марчевским, оказываются на улице. 20 мая 1925 года постановлением Малого Президиума ЦИК Уз ССР храм был закрыт окончательно и передан военному ведомству. В первых числах августа того же года общине передают в пользование маленькую, старую часовню на центральном городском кладбище. После этого община обращается с просьбой вернуть ей имущество Свято-Георгиевской церкви и уже с 14 августа они начинают совершать Богослужения на новом месте. В декабре 1926 года община обращается с ходатайством о реконструкции летнего молитвенного домика при часовне и уже к августу 1927 года она получает разрешение на постройку. Но, к сожалению, в ночь с 27 на 28 апреля 1928 года произошёл пожар часовни, после чего верующие не могли дальше совершать Богослужения на этом месте. 31 мая общине выдаётся разрешение служить в частном доме, принадлежащей Лисиной на улице Кладбищенской дом № 37. В 1929 году община переходит на новое место — Кладбищенский переулок дом № 19. Община вновь просит разрешения властей на постройку молитвенного дома возле часовни на территории кладбища, но получает отказ. В 1929 году 24 августа, при иерее Филиппе Кальченко, общине было выдано регистрационное удостоверение. В то время службы совершались по домам арендуемым, как правило, у прихожан.
С 1929 и вплоть до 1937 года община заключила договор и арендовала помещение у гражданина Кибиткина. По существующему закону приобрести помещение для богослужений на собственное имя община не имела права. Только в 1937 году верующие нашли выход из сложившейся ситуации. Тогда они решили приобрести жильё вблизи от городского кладбища по улице Бирлик, и оформить его на доверенное частное лицо. Община покупает часть жилья на имя монахини Иунии (Ульиной). 21 марта матушке Иунии были даны деньги в размере 300 рублей для задатка на покупку половины дома у Столяровой. Таким образом, общиной была куплена часть дома, а 4 декабря 1938 года был выкуплен весь дом. Документально всё выглядело так, будто бы община арендует этот дом у матушки Иунии. Это был небольшой, саманный домик с глиняной крышей, который и стал впоследствии основой ныне действующего Георгиевского храма. В 1943 году община Свято-Георгиевского молитвенного дома во главе с настоятелем Петром Княжинским возобновила просьбы о возврате отобранного здания храма, но безуспешно. Церковная площадь, где находился этот храм, уже давно называлась Красной площадью. И только через полгода после войны, 31 октября 1945 года, община смогла выкупить и оформить этот дом в свою собственность.
В 1945 году вступило в силу «Положение об управлении Российской Православной Церкви», что ставило в благоприятные условия церковно-приходскую жизнь. С этого времени начинаются работы по благоустройству Свято-Георгиевского молитвенного дома. До того молитвенный дом занимал половину жилого дома и в нём было тесно и убого. В 1946 году, по разрешению Уполномоченного по делам РПЦ, Свято-Георгиевская община выкупила для молитвенного помещения вторую часть дома со всеми жилыми и хозяйственными постройками.
Вот что писал журнал Московской Патриархии в марте 1947 года: « В Самарканде, отдаленном от православного центра на много тысяч километров, члены общины св. Георгия Победоносца, движимые горячей верой и преданностью Российской Матери-Церкви, сумели в короткий срок воздвигнуть прекрасный молитвенный дом-храм. До весны 1946 года община св. Георгия совершала богослужение в помещении, которое не могло удовлетворить потребностей местных христиан по своим небольшим размерам. План строительства и чертежи нового здания были составлены архитектором Адеркасом, а исполнителями этого проекта стали сами верующие. В день памяти св. Великомученика Георгия Победоносца, настоятель общины протоиерей Пётр Княжинский предложил расширить имеющееся помещение — пристроить алтарь, а так же построить несколько комнат-келий для штата. Предложение отца настоятеля было с одушевлением принято членами общины и после жаркого молебна, буквально вся масса верующих принялась за строительство. Строительный материал, краски, стекла — всё потребное для своего храма, верующие несли сами в храм. Строительные работы шли с самого утра и до поздней ночи и, наконец, в октябре 1946 года состоялось торжественное освящение нового здания. Для всех верующих это был самый настоящий праздник. Освящение совершал Преосвященный Гурий — епископ Ташкентский и Среднеазиатский, поздравивший от всего сердца всех строителей, а так же инициаторов строительства: протоиерея Петра Княжинского, инокиню Евдокию Тимашеву, инокиню Иунию, старосту храма В.И. Звереву, и многих других».
В 1948 году, по разрешению Уполномоченного Степанова и ГорКомХоза, община приобрела соседний дом, специально для проживания священников. Из этого дома были сделаны помещения для крещальни, комнаты, где проживали отец Пётр и отец Серафим, и ещё «Владычная» — предназначенная для размещения владыки и гостей. Над «святыми воротами» для входа богомольцев в 1948 году была устроена звонница в виде шатра. На ней висели три небольших колокольчика и чугунные била, призывающие православный люд на службу.
Указом Архиепископа Ташкентского и Средне-Азиатского Ермогена за № 79 от 6 ноября 1958 года Георгиевскому молитвенному дому было присвоено именование храма.
Храм Георгия Победоносца (Самарканд)
Храм во славу святого великомученика Георгия Победоносца — действующий православный Храм, в городе Самарканде (Узбекистан). Носит имя святого великомученика Георгия Победоносца.
Информация
Адрес: г.Самарканд, ул. Бирлик, 66 индекс 140100
Глава религиозной организации — протоиерей Димитрий (Козулин).
История
Ссылки
благочиние
благочиние
благочиние
благочиние
благочиние
Храм Александра Невского (Боткинское кладбище, Ташкент) — Православный храм Храм во имя благоверного великого князя Александра Невского … Википедия
Храм святого равноапостольного великого князя Владимира (Ташкент) — Православный храм Храм святого равноапостольного великого князя Владимира Страна Узбекистан Город Ташкент … Википедия
Собор Святителя Алексия (Самарканд) — Православный храм Собор святителя Алексия, митрополита Московского … Википедия
Ташкентская и Узбекистанская епархия — Русская православная церковь Среднеазиатский митрополичий округ … Википедия
Троицкий Георгиевский монастырь (Чирчик) — Монастырь Свято Троице Георгиевский Чирчикский мужской монастырь Страна Узбекистан Город Чирчик … Википедия
Самаркандское благочиние — Самаркандское благочиние благочиние Ташкентской и Среднеазиатской епархии Русской православной церкви, которое объединяет 7 храмов и молитвенных домов в 5 ти населенных пунктах. Благочинный протоиерей Димитрий (Козулин), настоятель… … Википедия
Ташкентский военный Спасо-Преображенский собор — Ташкентский военный Спасо преображенский собор был расположен в Ташкенте на центральной площади, получившей вследствие этого наименование Соборная площадь. Этот собор также назывался Военный собор … Википедия
Республика Южная Осетия — осет. Республикæ Хуссар Ирыстон … Википедия
Бухарское благочиние — Бухарское благочиние благочиние Ташкентской епархии Русской православной церкви, которое объединяет 7 храмов и молитвенных домов в 7 ми населенных пунктах. Бухарское благочиние Храм архангела Михаила (Бухара) Храм Николая Чудотворца (Каган) … Википедия