храм святого людовика в москве официальный сайт
Храм святого людовика в москве официальный сайт
Дежурство в храме
Начиная с сентября 2021, в храме Святого Людовика сестры будут дежурить по вторникам и средам: храм открыт с 08:30 до 19:30. По субботам храм открыт с 17:00 часов до 20:00. Хотим организовать дежурство также по четвергам. Для этого просим тех, кто мог бы раз в месяц в четверг дежурить по полдня (с 09:30 до 14:00 или с 14:00 до 18:30), сообщить об этой возможности по телефону +7 495 506 23 34.
Прощание с о. Александром Хмельницким OP
Святая Месса об упокоении о. Александра Хмельницкого OP (21.02.1942 — 09.05.2021) под предстоятельством архиепископа Павла Пецци состоится 19 мая в 12 часов в храме Святого Людовика (ул. Малая Лубянка, 12/7, стр. 8).
В тот же день в 10 часов будет возможность прощания с телом покойного священника в морге (Тарный проезд, 3).
Отец Александр принес вечные в Доминиканском ордене с монашеским именем Раймонд и был рукоположен в священники в 1989 году. В 1990-2008 годах был главным редактором журнала и издательства “Истина и жизнь”. В 1991-2001 годах служил настоятелем прихода Божией Матери Фатимской в Москве. В 2008-2009 исполнял обязанности директора Информационной службы Архиепархии.
С 2009 года находился на покое.
Вечный покой даруй ему, Господи.
Расписание богослужений на Светлую Седмицу 2021 (франко-, англо- и италоязычная общины)
Великий Четверг (1 апреля) в 19 часов
Страстная Пятница (2 апреля) в 19 часов
Суббота 3 апреля, Пасхальная Вигиля в 18:30
Воскресенье Пасхи — расписание воскресенья
Рождественские богослужения
24 декабря (черверг):
19:00 на французском
20:30 на английском
22:00 на русском
23:30 на итальянском
25 декабря (пятница):
расписание как в воскресенье
Важное сообщение
По причине несанкционированных действий у посольства Франции в Москве и по настоятельной рекомендации гражданских властей, в целях проведения профилактических мер по обеспечению безопасности прихожан и храма – митрополит Архиепархии Божией Матери в Москве принял решение о закрытии храма Святого Людовика в Москве по 4 ноября включительно.
SAINT LOUIS DES FRANÇAIS
КОСТЁЛ
СВЯТОГО ЛЮДОВИКА ФРАНЦУЗСКОГО
В МОСКВЕ
Показать полностью.
улица Малая Лубянка,
дом 12/7, строение 8,
Москва,
Российская Федерация,
101000
SAINT LOUIS DES FRANÇAIS запись закреплена
SAINT LOUIS DES FRANÇAIS запись закреплена
26 МАРТА.
Пятница V недели Великого поста
09:00 СВЯТАЯ МЕССА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
17:30 КРЕСТНЫЙ ПУТЬ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Показать полностью.
18:30 СВЯТАЯ МЕССА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
19:15 КРЕСТНЫЙ ПУТЬ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
«Будем созерцать Иисуса очами и сердцем, внимая просвещающему нас Святому Духу: это Он, Сын Божий, Агнец, принесённый в жертву из любви. Лишь Он один понёс на Себе грех мира, лишь Он пострадал, искупив наши грехи, дабы вызволить нас из рабства зла. Да, мы всё ещё бедные грешники, но уже не рабы: мы сыновья, мы дети Бога!»
(Папа Франциск, Angelus 19.01.2020).
SAINT LOUIS DES FRANÇAIS запись закреплена
26/03/2021
LECTURE DU JOUR
Lecture du livre du prophète Jérémie
(Jr 20, 10-13)
Показать полностью.
Seigneur de l’univers, toi qui scrutes l’homme juste,
toi qui vois les reins et les cœurs,
fais-moi voir la revanche que tu leur infligeras,
car c’est à toi que j’ai remis ma cause.
Chantez le Seigneur, louez le Seigneur :
il a délivré le malheureux de la main des méchants.
ÉVANGILE DU JOUR
Évangile de Jésus Christ selon saint Jean
(Jn 10, 31-42)
Il repartit de l’autre côté du Jourdain,
à l’endroit où, au début, Jean baptisait ;
et il y demeura.
Beaucoup vinrent à lui en déclarant :
« Jean n’a pas accompli de signe ;
mais tout ce que Jean a dit de celui-ci
était vrai. »
Et là, beaucoup crurent en lui.
SAINT LOUIS DES FRANÇAIS запись закреплена
SAINT LOUIS DES FRANÇAIS запись закреплена
SAINT LOUIS DES FRANÇAIS запись закреплена
SAINT LOUIS DES FRANÇAIS запись закреплена
25 МАРТА 2021
ТОРЖЕСТВО БЛАГОВЕЩЕНИЯ
ТРАНСЛЯЦИЯ ИЗ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА В МОСКВЕ
SAINT LOUIS DES FRANÇAIS запись закреплена
25 МАРТА.
Благовещение Господне
09:00 СВЯТАЯ МЕССА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
18:30 СВЯТАЯ МЕССА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
«У Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк 1,37), – говорит Марии ангел. Когда мы считаем, что все зависит только от нас, мы перестаем видеть истинное положение дел, становясь пленниками своих способностей. Когда же, напротив, мы готовы принять помощь или совет, когда мы открываемся благодати, то невозможное начинает становиться реальностью» (Папа Франциск, Месса торжества Благовещения, 25.03.2017).
SAINT LOUIS DES FRANÇAIS запись закреплена
25 МАРТА
Благовещение Господне
“В ранней Церкви было принято считать 25 марта днём сотворения первого человека (по другим данным – днём сотворения мира) и Отцам Церкви казалось естественным и логичным предполагать, что дата Боговоплощения совпадает с датой сотворения, то есть ветхий Адам и новый Адам – Христос рождены в мир в один и тот же день.”
https://cathmos.ru/event/blagoveshhenie-gospodne-torz..
SAINT LOUIS DES FRANÇAIS запись закреплена
25/03/2021
LECTURE DU JOUR
Показать полностью.
Lecture du livre du prophète Isaïe
(Is 7, 10-14 ; 8, 10)
Lecture de la lettre aux Hébreux
(He 10, 4-10)
Frères,
il est impossible que du sang de taureaux et de boucs
enlève les péchés.
Aussi, en entrant dans le monde,
le Christ dit :
Tu n’as voulu ni sacrifice ni offrande,
mais tu m’as formé un corps.
Tu n’as pas agréé les holocaustes
ni les sacrifices pour le péché ;
alors, j’ai dit : Me voici,
je suis venu, mon Dieu, pour faire ta volonté,
ainsi qu’il est écrit de moi dans le Livre.
Le Christ commence donc par dire :
Tu n’as pas voulu ni agréé
les sacrifices et les offrandes,
les holocaustes et les sacrifices pour le péché,
ceux que la Loi prescrit d’offrir.
Puis il déclare :
Me voici, je suis venu pour faire ta volonté.
Ainsi, il supprime le premier état de choses pour établir le second.
Et c’est grâce à cette volonté que nous sommes sanctifiés,
par l’offrande que Jésus Christ a faite de son corps,
une fois pour toutes.
ÉVANGILE DU JOUR
Évangile de Jésus Christ selon saint Luc
(Lc 1, 26-38)
Храм святого людовика в москве официальный сайт
Планировка храма св. Людовика выдержана в точном соответствии с конфессиональной традицией. Здание в форме базилики (прямоугольник, завершающийся алтарной нишей-апсидой), башни-колокольни по обеим сторонам от входа – это черты, присущие католической архитектуре еще со времен зрелого средневековья. Фасад с двумя башнями придавал храму символику небесного града, т.к. считался похожим на парадный въезд в Иерусалим. Форма базилики олицетворяла и путь человека к Богу, и ответное вхождение Бога в человеческую историю. Однако фасадное решение А. Жилярди позволяет вспомнить еще и о древнеримском храме – псевдопериптере1, на который храм также оказывался поразительно похожим. Главные признаки псеводопериптера – лестница и шестиколонный портик, над которым возвышается треугольная плита – фронтон. Архитектор использует дорические колонны – из всех разновидностей греко-римских колоннад они самые древние и строгие, полностью лишенные украшений. Именно дорическая колоннада с ее мощью и декоративным аскетизмом была наиболее популярной в оформлении фасада стиля ампир. Общая планировка фасада, на первый взгляд, проста, но в этой простоте скрыто тонкое умение автора привести к согласию духовные требования к зданию и черты актуального художественного стиля (часто этого очень сложно добиться).
В интерьере храма мы также встречаемся с масштабными колоннадами, разделяющими пространство на три коридора – нефа. Их облик на сей раз заставляет вспомнить об известных римских христианских храмах V века, прежде всего – о базилике Санта Мария Маджоре, где в глаза сразу бросаются монументальные беломраморные колонны. Среди поперечных балок над колоннами, выделяется позолоченный фриз с орнаментом, заключающим в себе основные Евхаристические символы: чашу и пучок хлебных колосьев. И это не просто дань «церковному этикету». Колонны в прямоугольном пространстве не только украшают интерьер, но и влияют на ритм и темп движения человека. Они показывают, как нам должно передвигаться, независимо от того, замечаем мы их или нет. В свою очередь изображения фриза уточняют, куда направлено наше движение в храме – к встрече с Богом в таинстве Евхаристии. Так архитектура становится живым текстом, включенным в литургическое действо, и если человек понял этот текст, его участие в литургии и понимание ее смысла становится глубже.
Рассмотрев главные архитектурные детали здания храма св. Людовика, мы легко можем заметить, что перед нами не просто памятник ампира с первыми признаками эклектики – смешения разных стилей в одной постройке. Эклектика начинает стремительно распространяться по Европе с 1840-х годов, а в России господствует почти до рубежа XIX-XX вв., принимая разные формы: неоготика, неовизантийский и неорусский стили. В отечественном искусствознании советского времени эклектика оценивалась негативно, как проявление слабости и несамостоятельности архитектурной мысли. Да и в период своего расцвета она не всегда находила понимание: многие европейские искусствоведы и критики XIX века писали о кризисе архитектуры и трагической потере «большого» современного стиля. Однако сейчас отношение к эклектике изменилось. Ее развитие стало связываться и с успехами исторической науки, и с желанием подвести итоги тысячелетнему развитию европейской цивилизации, а главное – с идеей сохранения национальных корней (что было особенно актуальным для многих русских зодчих, находившихся под влиянием славянофильства и искавших истинно национальную образность в памятниках допетровской Руси). Сегодня эклектика понимается как специфический и вполне самостоятельный способ мышления, превращающий элементы ушедшей эпохи в образы-символы, наполненные актуальной духовно-исторической информацией. И если в таком ключе посмотреть на облик нашего «Людовика», то из всех образов, которые он вызывает в памяти – древнеримский псевдопериптер, раннехристианская базилика, средневековая романская постройка – складывается довольно цельная символическая картина, показывающая Храм, как таковой. Причем смысл понятия «храм» раскрывается с разных сторон. Через близость интерьера к базилике Санта Мария Маджоре нам показывается христианский храм, через использование средневекового цилиндрического свода – храм католический, а через сходство внешнего облика с псевдопериптером – храм идеальный, т.к. его автор воспитан на отношении к античным традициям, как к художественному Абсолюту для всех эпох, национальностей и религий.
Наш храм не может, к сожалению, похвастаться работами известных художников и скульпторов. Имеющиеся в алтарях статуи и барельефы Крестного Пути – традиционная массовая продукция, а авторы произведений живописи не установлены. В ходе реставрации некоторых картин выяснилось только, что находящиеся в алтаре образы свв. Иоанна Креста и Екатерины Сиенской выполнены в XIX веке, и что изображение св. Екатерины, возможно, было копией с картины великого итальянского живописца XVIII столетия Джованни Батиста Тьеполо. На картине «Несение креста», размещенной в зоне центрального нефа, в ходе реставрации были обнаружены авторские инициалы «BLL» и дата – 1823 год. По манере письма она близка немецким живописцам этого времени из объединения «Назарейцы». Их работы, написанные в Италии под впечатлением искусства Возрождения, были весьма популярны при их жизни и вполне могли вызвать немало подражаний. В одном из окон сохранился витраж 1883 года с изображением св. Иосифа.
Содержание изобразительной программы храма указывает на его французское происхождение. Один из алтарей посвящен Деве Марии Лурдской, другой – всемирно известным французским святым и прежде всего покровителю храма святому Людовику. Рядом с его статуей помещены изображения св. Бернара Клервосского и св. Франциска Сальского, а чуть ниже – небольшие статуэтки Жанны д’ Арк и св. Терезы Младенца Иисуса. Расположение небольшой статуи Святейшего Сердца Иисуса возле алтаря Девы Марии напоминает о том, что общецерковная традиция почитания Сердца Спасителя также произошла из Франции.
Храм святого Людовика, на первый взгляд, построен и оформлен довольно просто, но его простота не имеет ничего общего с простоватостью или примитивностью. Каждая архитектурная деталь глубоко значима и наделена историко-культурной и духовной символикой, изобразительное убранство, несмотря на свою художественную скромность, обладает серьезным смыслом. Облик нашего храма можно читать, как книгу, а по окончании чтения обнаружить нечто, углубляющее нашу молитву и понимание духовности Церкви, к которой мы принадлежим.
Н. Ф. Боровская lmcVD
Кандидат искусствоведения.
Ходят в Луи
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В ХРАМЕ СВ. ЛЮДОВИКА
ПОНЕДЕЛЬНИК- ПЯТНИЦА
8.00 месса по-латински
9.00 месса по-русски
18.30 месса по-русски
СУББОТА
9.00 месса по-русски
18.00 месса по-французски
19.00 месса по-русски
ВОСКРЕСЕНЬЕ
8.00 месса по-латински
9.30 месса по-английски
10.30 месса по-французски
12.00 месса по-русски (сумма)
13.30 месса по-итальянски
15.00 месса по-русски (для детей, в течение учебного года)
17.00 месса по-литовски
18.30 месса по-русски
Олег-Михаил Мартынов запись закреплена
В четверг, 29 апреля в Москве епископ Афанасий Шнайдер представляет русское издание своей книги «Christus vincit. О победе Христа над тьмой нашего времени». Презентация состоится в библиотеке им. Достоевского (Чистопрудный бульвар, дом 23 стр. 1), начало в 19:00. Сердечно приглашаем!
В Санкт-Петербурге презентация будет в понедельник, 3 мая, в 17:00 в книжном магазине «Союз Печатников» (ул. Союза Печатников, дом 17).
Антон Беляев запись закреплена
Слава Иисусу Христу!
Приход св. Бруно собирает средства на ремонт кровли храма. Вся информация на официальном сайте прихода:
http://svbruno.ru/church_donations/
Отец Андрей Буко OFMConv сказал, что надеется на возможность служить каждый месяц Мессу в интенциях жертвователей.
Этот храм очень красив и важен с историко-культурной точки зрения. Дорогие братья и сестры, если можете, поучаствуйте, пожалуйста, в сборе средств на данный ремонт.
Анна Губина запись закреплена
DELETED запись закреплена
Елена Горбачевская запись закреплена
Дорогие братья и сестры!
25 сентября 2020 года прихожанам московских приходов Римско-Католической Церкви и другим католикам Архиепархии Божией Матери в Москве стало известно, что принадлежащие Архиепархии исторические здания по адресу г. Москва, Милютинский переулок, д. 18, строения 1, 2, 3, 4, выставлены на продажу.
Показать полностью.
Комплекс этих исторических зданий имеет большое историческое значение для всей Католической Церкви России и, в частности, для московской католической общины. Эти ранее временно утраченные Церковью помещения в результате судебных тяжб вернулись из государственной собственности в собственность Католической Церкви в 2017 году.
Неожиданная новость об их продаже вызвала неоднозначную реакцию католиков, споры идут по сей день. С целью полного прояснения текущей ситуации со зданиями и во избежание раздоров среди верующих, желая конструктивного и доброжелательного диалога с Архиепархией Божией Матери по этому непростому вопросу, предлагаем ознакомиться со следующим ОТКРЫТЫМ ПИСЬМОМ и, в случае согласия с высказанными в нём позициями, подписать его, поставив в комментарии
«Подписываю. Фамилия Имя Отчество. Приход. Город»
Подписи так же будут собираться «вживую».
Бумажная версия письма с подписями будет отправлена в ближайшее время,
Храм святого людовика в москве официальный сайт
История прихода святых апостолов Петра и Павла началась в конце XVII века. К этому времени в Немецкой слободе в Москве жило немало иностранцев католической веры – прежде всего, европейские купцы и находившиеся на русской службе военные. Однако власти не допускали ни проживания в России католических священников, ни строительства католического храма, пока исторические обстоятельства не сложились благоприятным для московских католиков образом.
Из шести сыновей царя Алексея Михайловича только трое пережили отца. После смерти царя Федора Алексеевича, чей единственный сын умер во младенчестве, на царство были венчаны сразу два царя: младшие сыновья Алексея Михайловича Иван и Петр. 16-летний Иван был слабым, болезненным юношей, не проявлявшим интереса к государственным делам. Петру (будущий Петр Великий) было 10 лет. Регентом при младших братьях была назначена царевна Софья, ближайшим сподвижником которой был князь Василий Васильевич Голицын, возглавивший Посольский приказ (говоря современным языком – министерство иностранных дел). Князь Голицын и царевна Софья проводили политику сближения с европейскими странами, поскольку Россия была заинтересована в создании широкой коалиции против Османской империи, чья экспансия представляла угрозу для христианских государств. В то же время они были вынуждены учитывать существование влиятельной консервативной партии, подозрительно относившейся ко всему новому и чуждому, в особенности к сторонникам «веры папежской». Одним из лидеров этой партии был патриарх Иоаким.
В этих исторических условиях московские католики составили челобитную царям Ивану и Петру с просьбой разрешить проживание в Москве католического священника, ибо «иноземцы лютерской и кальвинской веры имеют и пастырей, и молитвенные дома, нам же очищения в вере нет, и от того чинится великое повреждение нашим душам». Действительно, протестантские пасторы с небольшими перерывами служили в Москве уже более ста лет, со времен Ивана Грозного. Хотя протестантизм догматически отличается от православия намного больше, чем католичество, русские цари всегда были более снисходительны к нему. Причиной этого было то, что протестанты легко соглашались дать обещание не проповедовать православным людям и не принимать их в свои общины, а для католиков такое обещание было бы предательством своей веры. Итак, в 1684 году московские католики передали через князя Голицына челобитную царям. Исполнил это ответственное и деликатное поручение общины генерал Патрик Гордон – блестящий военный шотландского происхождения, с 1661 года находящийся на русской службе, ревностный католик, в будущем – один из ближайших сподвижников Петра I. В том же 1684 году в Москву прибыло посольство от императора Священной Римской Империи Леопольда I, тоже ходатайствовавшего за своих единоверцев. Поскольку ранее, со времен Ивана Грозного, все ходатайства о позволении католическим священникам жить в Москве неизменно отклонялись, князь Голицын побоялся дать официальное согласие, но устно разрешил находившемуся в составе императорского посольства иезуиту Иоганну Шмидту остаться в Москве.
Иоганн Шмидт стал первым пастырем московских католиков. По воскресеньям и праздникам он служил Мессу и проповедовал в доме голландского купца Ван Тройена. Уже через несколько недель после начала своей миссии в Москве он писал главе литовской провинции Общества Иисуса Беренту: «Я положил основание школе, побуждаемый к этому как призванием и службой ордена, так и гнетущею нас здесь крайнею необходимостью. Начатки эти конечно ничтожны, но я надеюсь, что станут присылать в школу детей католики из Киева, Смоленска и других областей и городов, и уже два мальчика (коих я начал учить читать и писать латинские буквы ) в четыре дня научились порядку прислуживания при святом служении Мессы; их услугами я пользуюсь ежедневно». В следующем, 1685 году, отец Иоганн, ссылаясь на свой преклонный возраст и слабое здоровье, попросил царей разрешить приезд в Москву другого иезуита в качестве его викария. Благодаря покровительству Голицына в Москву приехал второй иезуит, Альберт де Бойе, но в 1686 году он скончался. Вместо него викарием Иоганна Шмидта стал 39-летний чех Иржи Давид, яркая и деятельная личность.
Уже в год прибытия о. Иржи Давида московские иезуиты купили собственный дом, зарегистрировав его на имя жившего в Немецкой слободе итальянского купца Франческо Гваскони. 5 мая 1687 года, в праздник Вознесения Господнего, была освящена «церковная палатка», т.е. временная часовня. Тогда же Гваскони и генерал Патрик Гордон, два наиболее деятельных члена католической общины, употреблявшие для ее развития свои связи и влияние, а также жертвовавшие на ее нужды немалые личные средства, начали сбор денег на строительство постоянной деревянной церкви. Однако увидеть эту церковь иезуитам было не суждено. В 1688 году престарелый о. Иоганн Шмидт вернулся на родину, а вместо него в начале 1689 года в Москву приехал о. Товия Тихавский – как оказалось, лишь на несколько месяцев.
В августе 1689 года конфликт между царевной Софьей и достигшим семнадцати лет Петром I вылился в открытое противостояние. Правительница и царь одновременно отдали войскам противоположные приказы: Софья велела войскам прибыть к ней в Кремль, а Петр – к нему в Троице-Сергиев монастырь (ныне – лавра). В критический момент Патрик Гордон решил судьбу противостояния в пользу законного государя, приведя иноземные полки к присяге Петру. Софья была заключена в монастырь, а ее фаворит, князь Голицын, отправлен в ссылку.
На короткое время падение европейски ориентированного Голицына и возвышение патриарха Иоакима, тоже поддержавшего Петра, привело к усилению «консервативной партии». В октябре отцы-иезуиты Иржи Давид и Товия Тихавский были изгнаны из России. Император Леопольд выразил протест против этого изгнания, но в ответ российские власти продемонстрировали перехваченную ими переписку о. Иржи Давида. Содержащиеся в ней намеки давали основания предположить, что в Москве у него были любовница и дочь. Хотя эти обвинения никогда не были доказаны, остаток жизни о. Иржи находился под надзором своих собратьев. Несколько раз он просил вновь направить его на миссию (иезуиты в это время активно проповедовали христианство в Латинской Америке и на Филиппинах), но неизменно получал отказ.
Однако усиление патриарха Иоакима было явлением временным, а влияние Патрика Гордона с воцарением Петра I росло чем дальше, тем больше – царь нуждался в талантливом генерале, готовом передавать европейский военный опыт. Уже в 1691 году самодержец дал согласие на приезд в Россию двух католических священников, если они только не будут иезуитами. И в следующем году в Москву приехали из Чехии два новых пастыря – Франциск Ксаверий Лефлер и Павел Йозеф Ярош. По одним сведениям, они были диоцезальными священниками, а по другим – францисканцами. Вскоре после этого строительство деревянной церкви во дворе принадлежащего Франческо Гваскони дома было закончено и сразу же начат сбор средств на строительство каменной. Патриком Гордоном было получено устное согласие Петра на ее возведение, но письменный указ царя не был тогда же издан, поскольку оба – и царь, и генерал – отправились на осаду Азова.
Генерал Патрик Гордон по праву может считаться одним из тех, кто вместе с Петром I дал жизнь новой России. Столетие спустя его земляк и дальний родственник, лорд Байрон, напишет о нем:
Генерал Патрик Гордон
Мечом своим твердо
Служил под Московскою властью,
Люд странного края,
Что мнил брадобритье несчастьем.
(Перевод Д. Федосова)
Но кроме того, Патрик Гордон стал отцом-основателем нашего прихода. Он умер в 1699 году, и Петр I своей рукой закрыл глаза своего друга и наставника. Генерала похоронили под алтарем построенного при его деятельном участии деревянного храма.
После смерти Патрика Гордона, несмотря на противодействие православного духовенства, протестантов из Немецкой слободы и сотрудников Посольского приказа, было завершено строительство каменной церкви. Точная дата ее освящения неизвестна, но уже в 1706 году князь Меньшиков, находясь с посольством в Риме, говорил Папе Клименту XI о существовании в Москве каменного католического храма.
Первоначально храм находился на углу Немецкой (ныне Бауманской) и Кирочной улиц. После пожара 1812 года он значительно пострадал, но был отстроен заново. Однако численность католической общины Москвы к этому времени значительно возросла и, главное, католики больше не жили кучно в Немецкой слободе, теперь большинство из них селилось в центре города. В 1839 году началось строительство нового храма в Милютинском переулке. В 1849-м здание по проекту Алессандро (Александра Осиповича) Жилярди, представителя известной семьи архитекторов, было достроено и освящено.
Один из алтарей нового храма – алтарь св. Эмилии – был построен на средства известного московского архитектора Михаила Дормидонтовича Быковского в память о его жене. Быковский, сын русской матери и обрусевшего поляка, был учеником великого Доменико (Дементия Ивановича) Жилярди, двоюродного брата создателя нашего храма, чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе (т.е. по сути главным архитектором Москвы), директором Московского дворцового архитектурного училища, создателем множества православных храмов и светских строений Москвы. Его жена, Эмилия Львовна, была прихожанкой нашего прихода. Дочь уроженца Рима Луиджи Минелли, популярного в Москве преподавателя музыки, и сестра Константина Минелли, талантливого архитектора, товарища Быковского по обучению у Жилярди, она умерла в 1841 году, вскоре после рождения сына Константина.
Вклад в строительство нового храма в Милютинском переулке внес также и врач Фридрих Йозеф Гааз (1780-1853), выдающийся филантроп, известный в России как Федор Петрович и при жизни получивший прозвание «святого доктора». Доктор Гааз родился в городке Бад-Мюнстерайфель под Кельном, получил медицинское образование в лучших университетах того времени – в Йене, Геттингене, Вене. В 1802 г. молодой доктор приехал в Москву по приглашению князя и княгини Репниных, ставших в Вене его пациентами. Полвека он прожил в Москве, лишь трижды надолго покидая наш город – два раза он ездил на Кавказ исследовать целебные свойства минеральных вод, а в 1814 г. полковым врачом русской армии дошел до Парижа. После краткого визита в родной Бад-Мюнстерайфель доктор Гааз отверг блестящие перспективы, ожидавшие его на родине, и вернулся в разоренную пожаром Москву – здесь нужда во враче была намного большей. Вскоре он приобрел обширную частную практику, лечил самых знатных и богатых людей первопрестольной, своим врачебным мастерством заработал немалое состояние, купил дом на Кузнецком мосту, имение с ткацкой фабрикой за городом. Однако же несколько часов в день Гааз посвящал бесплатным консультациям для неимущих пациентов. В 1828 г. московский генерал-губернатор князь Голицин, просвещенный и неравнодушный к людям вельможа, основал в Москве попечительный о тюрьмах комитет, в который входили чиновники, купцы, православное духовенство. представителем от медицины Голицин предложил стать Фридриху Йозефу Гаазу. Приглашение Голицина и ответ на него доктора Гааза как бы повторили разговор евангельского юноши со Христом, но только здесь финал был прямо противоположным. Гааз сохранил все заповеди от юности своей, а теперь сделал последний шаг: следуя за Иисусом, служа Ему в страдающих заключенных, все свое имение он постепенно продал и роздал.
Фридрих Йозеф (Федор Петрович) Гааз много лет был старостой прихода свв. Петра и Павла, вносил деньги на его строительство, завещал ему духовно-нравственные книги из своей библиотеки. В 1909 г. памятник «святому доктору» был открыт во дворе Полицейской больницы (ныне – НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков). Сохранившийся до наших дней, он виден с улицы – его адрес Малый Казенный пер., д. 5. В церемонии открытия памятника приняли участие представители православного духовенства и настоятель нашего прихода декан Антоний Василевский, впоследствии погибший в советской ссылке.
В 1998 г. по просьбе Архиепископа Тадеуша Кондрусевича, Апостольского Администратора для католиков латинского обряда европейской части России, кардинал Иоахим Майснер, Архиепископ Кельнский, начал процесс беатификации доктора Гааза в его родной епархии. В 2011 г. процесс беатификации был передан в Архиепархию Божьей Матери в Москве, постулатором назначен о. Вильфрид Велинг, капеллан общины немцев-католиков.
Другим выдающимся прихожанином нашего прихода и также известным филантропом, оставившим след в истории Москвы, был генерал Альфонс Леонович Шанявский (1837-1905). Потомок шляхетского рода Шанявских, Альфонс родился в родовом имении в Седлецкой губернии Царства Польского, но с семи лет обучался в кадетских корпусах Тулы, Орла, Санкт-Петербурга. Служил в лейб-гвардии, участвовал в освоении Дальнего Востока под командованием графа М. Н. Муравьева-Амурского. Выйдя в оставку, сделал состояние на Амурских золотых приисках и переехал в 1882 году в Москву, где прославился как меценат. На свои средства он дал жизнь гимназии в Благовещенске-на-Амуре, сельскохозяйственной школе в Чите, поспособствовал, вместе со своей женой Лидией Алексеевной, возрождению женских врачебных курсов, существовавших при военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, но закрытых в 1881 году. В 1897 году благодаря щедрым пожертвованиям супругов Шанявских курсы были возрождены под именем Женского медицинского института (ныне Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова). Но главным вкладом Шанявского в российское образование стало создание на оставленные им по завещанию деньги Народного университета в Москве. Образование в Народном университете было доступно для всех без исключения, кто желал учиться, независимо от наличия или отсутствия гимназического аттестата, от вероисповедания, национальности, пола, социального происхождения. И хотя Народный университет не имел права выдавать признаваемый государством диплом, в нем преподавали лучшие ученые того времени, а множество людей приходило туда, движимые жаждой знаний. Когда в 1908 году, через три года после смерти Шанявского, Народный университет впервые распахнул свои двери, в него хлынули все те, кто не мог по действовавшим тогда в России законам учиться в других университетах. В первом семестре лекции слушало 400 студентов, в 1912 году их было уже 3600. Среди преподавателей университета были такие выдающиеся люди, как философ и правовед Е. Н. Трубецкой, юрист А. Ф. Кони, историк Ю. В. Готье, психолог П. П. Блонский, химик А. Н. Реформатский, биолог Н. К. Кольцов и другие. В университете учились среди прочих Сергей Есенин, Николай Тимофеев-Ресовский, в будущем – выдающийся генетик и специалист по влиянию радиации на организм, а также Александр Чижевский, уже в те годы начинающий ученый, ученик Циолковского, впоследствии – исследователь солнечной активности, автор метода по использованию ионизированного воздуха в медицине. Еще одним, сравнительно небольшим, но значимым вкладом Альфонса Шанявского в образовательную и культурную жизнь Москвы стало строительство русско-польской библиотеки при нашем приходе.
Активным членом прихода свв. Петра и Павла был также поэт Юргис Казимирович Балтрушайтис (1873-1944), возглавлявший литовскую общину при приходе. Юргис Балтрушайтис родился в местечке Паантвардис в бедной крестьянской семье, учился грамоте сначала самостоятельно, а затем – под руководством местного ксендза. Закончил гимназию в Ковно (ныне – Каунас), затем, в 1893 году, поступил в Московский университет и, переехав в Москву, стал прихожанином прихода свв. Петра и Павла. Писал стихи по-русски и по-литовски, сблизился с поэтами-символистами, дружил с Бальмонтом, Брюсовым, Ивановым, Скрябиным, Станиславским, Комиссаржевской. Сейчас Балтрушайтис незаслуженно забыт, но в свое время Набоков говорил о пяти великих «Б» русской поэзии начала века, имея в виду Бальмонта, Брюсова, Блока, Белого и Балтрушайтиса[1]. В русскую поэзию Балтрушайтис привнес католические аллюзии (стихотворения Ave Crux и Ave Stella Maris). Кроме того, зная в совершенстве множество языков, Балтрушайтис переводил на русский язык Джорджа Байрона, Генрика Ибсена, Кнута Гамсуна, Оскара Уайльда, Мориса Метерлинка, Рабиндраната Тагора и других.
С 1920 года Юргис Балтрушайтис возглавил дипломатическое представительство Литовской республики в Москве (с 1922 года – чрезвычайный и полномочный посол). Хотя поэт тяготился своей государственной должностью, она давала ему возможность способствовать выезду в Европу многих представителей русской интеллигенции и тем самым спасать их от большевистского террора. В 1939 году Балтрушайтис покинул Москву, получив назначение советником посольства Литвы в Париже, где его и застало начало Второй мировой войны и потеря Литвой независимости. Балтрушайтис умер в оккупированном немцами Париже 3 января 1944 года и похоронен на кладбище Монруж. Имя Юргиса Балтрушайтиса носит московская литовская школа №1247.
В 1937 г. последний на многие годы настоятель католического прихода свв. Петра и Павла в Москве, о. Михаиль Цакуль, был арестован и вскоре расстрелян. Храм закрыли. Сначала в его здании хотели сделать кинотеатр, но не успели – началась война. После войны в храме разместился НИИ «Гипроуглемаш». В 90-е гг. возродившийся приход повел борьбу за возвращение храма, но безуспешно: ОАО «Гипроуглемаш» приватизировало бывшее здание храма, часть его ныне сдается в аренду под офисы. Однако внимательный глаз способен прочитать по контурам офисного здания его прежнее предназначение. Вот уже много лет службы прихода свв. Петра и Павла проходят в храме прихода св. Людовика.
[1] Некоторые комментаторы ошибочно называют пятым «Б» не Балтрушайтиса, а Бунина или даже. оканчивающегося на эту букву Сологуба.