храм святого мученика и чудотворца трифона в москве
Храм святого мученика Трифона в Напрудном (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм святого мученика Трифона в Напрудном (Москва)
Содержание
История [ править ]
В начале XIX века к западу от церкви Трифона были возведены колокольня и трапезная, в 1825 году к церкви был пристроен южный Никольский придел, в 1861 году — северный Филаретовский придел, в 1889-1895 годах с запада была пристроена ещё одна колокольня, а на месте старой трапезной по проекту архитектора Г. А. Кайзера была возведена новая трапезная-храм с куполом и двумя приделами (также Никольским и Филаретовским).
В 1812 митрополит Черногории передал царю Александру I часть мощей Святого Трифона, которые были помещены в храмовую икону церкви Трифона в Напрудном (ныне она находится в Знаменской церкви в Переяславской слободе).
В феврале 1925 года, незадолго до своей кончины, Литургию в храме служил Святейший Патриарх Тихон.
В 1947—1948 годах церковь была отреставрирована архитектором Л. А. Давидом, что сохранило ее от полного разрушения.
В начале 1990-х годов Трифоновский храм принадлежал больнице МОНИКИ. В нем находился хозяйственный склад. Отец Феодор получил благословение священноначалия на присоединение этого старинного храма в качестве приписного. Администрация больницы резко возражала против передачи храма Церкви. Однако, Господь устроил так, что руководство больницы сменилось, и новое начальство не стало чинить препятствий, а передало храм с прилегающей территорией Знаменскому приходу. «Согласительный документ» с директором МОНИКИ был подписан 19 августа 1991 года, в праздник Преображения Господня. Возрождение древнего Трифоновского храма началось в год его 500-летия — в 1992 году. 28 сентября 1992 года торжественный крестный ход вышел из ворот Знаменского храма, пересек проспект Мира, прошел по Трифоновской улице до Трифоновского храма. Малое освящение храма совершил архимандрит Иона (Карпухин), в то время благочинный Северного округа, ныне Архиепископ Астраханский. 3 октября 1992 года в храме была совершена первая Божественная Литургия и начались регулярные богослужения по субботам и воскресеньям. Однако из-за отсутствия отопления они прекращались на зимнее время.
В 2000 году торжественно отмечалось 1750-летие со дня преставления святого мученика Трифона. К этой дате в храм было проведено отопление, территория была огорожена забором и благоустроена, была построена звонница. Теперь храм был открыт круглый год. На Светлой седмице 2000-го юбилейного года впервые за многие годы из дверей Трифоновского храма вышел крестный ход.
7 января 2001 года в храме мученика Трифона впервые после его закрытия состоялась торжественная Рождественская Литургия и Литургия в день престольного праздника — 14 февраля.
19 января 2002 года в храме святого мученика Трифона впервые совершалась Божественная Литургия в день Богоявления.
16 марта 2002 года возле храма святого мученика Трифона отмечены резными столбами места разрушенных престолов — во имя святителя Николая и святого праведного Филарета Милостивого. Молебен с освящением этих столбов совершил настоятель храма протоиерей Феодор.
Рядом с Трифоновским храмом построен церковный домик. На храмовой территории проводятся многолюдные детские праздники, посвященные Рождеству Христову и Пасхе, на которые собираются дети с родителями. Приглашают на эти праздники детей-сирот и детей-инвалидов.
Описание [ править ]
Церковь Трифона — одноглавый бесстолпный одноапсидный центрический храм, перекрытый крещатым сводом. Материал постройки стен — гладкотесаный белый камень, свод и барабан выполнены из маломерного кирпича. Фасады, пересеченные лопатками и горизонтальным кирпичным профилированным карнизом, имеют трифолийное (трехлопастное) завершение. Порталы с килевидными завершениями, многообломными импостами и каннелирированными бусинами типичны для раннемосковского зодчества. В 1911 году по проекту выдающегося московского архитектора Ф. О. Шехтеля были сооружены царские врата иконостаса церкви (в настоящее время утрачены).
Святыни [ править ]
Значительную часть этих святынь передал храму протоиерей Михаил Нейгум († 2001), который любил молиться в храме мученика Трифона в последние годы своей жизни.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 149147 г. Москва, ул.Трифоновская, 38.
Храм граничит с территорией больницы (областного института) МОНИКИ, но пройти в храм можно только с Трифоновской улицы. До храма можно дойти пешком от ст. метро “Рижская” и “Проспект Мира” или доехать автобусами “0”(”нулевой”) и “19” до остановки “Трифоновский храм” (2 остановки) от м. Рижская.
Паломнику [ править ]
Богослужения в храме пока ограничены, совершается только Божественная литургия по субботам и воскресениям, а также в великие праздники.
Начало чтения часов и исповеди в 7:30.
Богослужения совершает причт храма Знамения иконы Божией Матери в Переяславской слободе, к которому приписан Трифоновский храм.
МОСКОВСКИЙ ТРИФОНОВСКИЙ ХРАМ В НАПРУДНОМ
Московский Трифоновский храм в Напрудном |
Храм во имя мученика Трифона в Напрудном в Москве.
Трифоновский храм считается древнейшей из сохранившихся до нашего времени церквей Москвы за пределами Кремля. Был построен как обыкновенный приходской храм.
Известно, что святому Трифону традиционно молились о помощи в различных бедствиях на полях и огородах, почему построение Трифоновской церкви в дворцовом селе Напрудном представляется понятным.
Имеется мнение, что в древности церковь была деревянной и была построена как обыкновенный сельский приходской храм. По убедительной версии деревянная церковь существовала здесь уже при Иване Калите, поскольку местность Напрудное в его документах называется селом.
Каменная Трифоновская церковь была возможно выстроена при Иване III. Но постройка дожившая до наших дней была либо выстроена, либо перестроена во второй половине княжения Василия III, около 1520 года. Версия о перестройке храма подтверждается археологическими находками. Первые письменные свидетельства непосредственно о каменном Трифоновском храме в Напрудном относятся к первой четверти XVII века.
Синодальный период
При императрице Елизавете в приходе Трифоновской церкви одно время собирались устроить первое в Москве городское кладбище за чертой города, а саму церковь превратить в кладбищенский храм для совершения служб и панихид и отпеваний покойников. Это было связано с указом императрицы, запрещавшим погребать умерших в приходах центральных церквей и повелением закрыть все кладбища на пути из Кремля в ее Лефортовский дворец. Однако эта идея не осуществилась, так как Напрудное с небольшой церковью не подошло для создания там большого кладбища, и его основали в Марьиной роще с Лазаревским храмом.
После эпидемии чумы 1771 года, когда на соседней Крестовской заставе открыли Пятницкое кладбище, а дома в округе сожгли, Трифоновская церковь долго стояла без прихода. Ее даже собирались за ветхостью снести, но все же не тронули этот древний храм.
После революции
Некоторое время после Октябрьской революции отдаленную Трифоновскую церковь не закрывали. Известно, что в феврале 1925 года в храмовый праздник Литургию в нем незадолго до смерти служил святитель патриарх Тихон.
Однако во время войны были сделаны обмеры церкви на случай ее уничтожения. Храм уцелел, а в 1947-1948 годах архитектор Л. А. Давид реконструировал первоначальный облик храма, заново выстроив барабан, главу, крест и трехлопастное покрытие. Говорят, что после этого местные жители окрестили храм часовней.
Трифоновская церковь была поставлена на государственную охрану, а в 1993 году приписана к Знаменскому храму в Переяславской слободе, куда была перенесена икона святого Трифона. Ныне духовенство этого храма проводит воскресные службы в Трифоновской церкви.
Малознакомая Москва православная. Сакральный Трифоновский треугольник
Годы советской власти сделали наш народ и мало- и слабо-верным. Да и без этого то русский мужик был характерен тем, что пока гром не грянет, он не перекреститься.
Но иногда Жизнь так загоняет в угол, то вольно-невольно капитулируешь и обращаешься к Некой Высшей Силе! Вот в такие минуты, когда, как воздух, необходима хорошая работа, когда возникли проблемы в семье, когда вдруг случилось нашествие тараканов на квартиру или мышей на дачу, а то и просто какие-то насекомые взялись методично уничтожать рассаду и урожай на даче – самое время вспомнить о Сакральном Треугольнике св. мч. Трифона в Москве.
То, что два из трех храмов не закрывались в годы советского безбожия, тоже говорит в пользу заступника Трифона, как и в разы увеличивает силу Трифоновского сакрального треугольника!
Он состоит из трех храмов:
1. БМ «Знамение» на М. Рижская
2. Храма в Напрудном
3. Иконы БМ «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще
Все эти три храма расположены недалеко друг от друга, образуя невидимый сакральный треугольник, о котором, к сожалению, знают даже далеко не многие православные.
Меж тем, как святые не выбирают людей своей конфессии, а помогают всем, кто обращается к ним с верой в помощи и открытым сердцем!
Мое знакомство с Трифоновским треугольником состоялось порядка 20-ти лет назад, когда приехала в Москву, и началось моё служение на ниве психологической помощи населению!
Люди обращались по самым разным поводам. И всегда находилось решение. Но когда однажды, началась полоса обращения мужчин по поводу проблем с женами, которые то запили, то загуляли…
И неважно в какой ипостаси находилась женщина – сестра, мать, дочь или жена, но если её понесло по всем тяжким… Тут спасения так просто не жди и не ищи. Если на мужчин в таких ситуациях хоть какая-то управа находилась, то с женщинами приходилось ОООчень туго… Вот тут то и пришлось искать какую-то Высшую помошь! А кто ищет – тот всегда найдет.
Житие св. муч Трифона см. здесь: http://www.pravmir.ru/den-svyatogo-trifona/
Поэтому я стала рекомендовать людям в разных случаях обращаться за помощью и молитвенной поддержкой к св. муч. Трифону. И с тех пор огромное количество судеб спасло Его святое заступничество.
Обращаясь к св. Муч Трифону по какому то одному вопросу, люди стали замечать, что он так же ещё скорый заступник и помощник и в других делах. Так накопился целый перечень, когда очевидна стала благодать Высшего Милосердия через св. муч. Трифона:
— помощь в нахождение хорошей работы;
— решение жилищных вопросов;
— обретение пропажи или потерянного;
— об исцелении от телесных недугов;
— в болезненном состоянии;
— в изгнании бесов и исцелении бесноватых:
— в случаях порчи плодов и во время голода;
Мы на своем опыте убедились, как сильна молитва св. муч. Трифона, когда вдруг ни с того, ни с сего на ровном месте на нашу квартиру в многоэтажке случилось одновременное нашествие тараканов и мышей! Кто бы мог подумать, что достаточно было заказать уникальную для православия службу, чтобы и те и другие, так же неожиданно как появились, так и исчезли…
Свидетельства о чудесах по молитвам св. мч. Трифона здесь: http://www.pravmir.ru/chudesa-po-molitvam-k-mucheniku-trifonu/
В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе (Черногория), в кафедральном соборе святого Трифона.
В Болгарии существует особые иконография и почитание св. мч. Трифона: http://hram-sokol.livejournal.com/588216.html
Многие предлагали мне написать книгу, в которой собрать все чудеса, которые творил св. мч. Трифон. Но я искренне считаю, что вера в заступничество св. муч. Трифона всех этих людей творила с ними чудеса!
Но если бы я тогда знала, что буду писать материал на Туристере на эту тему, я бы уже тогда хотя бы статистику вела все это время.
Историю храмов брала из интернета с разных сайтов. На наиболее интересные и полные по информативности даю ссылки.
Именно с него удобнее начинать маршрут по Трифоновскому треугольнику
У названия этого храма много вариантов. Как то: Знаменский храм на Рижской, Трифоновский храм, Иоаннопредтеченская церковь, Предтеченская церковь, Ивановская церковь.
Каждое из этих названий имеет свое объяснение в многолетней истории храма
В XVII веке на месте современного храма была деревянная церковь, освященная в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (потезоименитству царя Иоанна Грозного). В Писцовых книгах она называлась так: «Церковь Иоанна Предтечи Усекновения честныя главы, по Переславской дороге, за Устретенскими вороты, в Гонной слободе»
В 1712 году церковь сгорела и была отстроена заново на деньги благотворителей и прихожан в 1713 году. При этом главный престол был освящен уже в честь образа БМ «Знамение».
Каменный храм начал строиться в 1757 году по прошению ямщиков Переяславской слободы и был освящен в 1766 году
В 1888 году по проекту епархиального архитектора С. В. Крыгина храм был расширен: боковые приделы вынесли вперед, в линию с главным, по бокам колокольни были сооружены две пристройки, построен переход, соединяющий второй ярус колокольни с хорами. Об этом событии напоминает мраморная доска на южной стене трапезной (около свечного ящика). В то же время по проекту Крыгина возведена церковная ограда.
В начале XX века при храме работали богодельня и церковно-приходская школа
В 1979 году прошёл внешний ремонт здания. В начале 1980-х был выстроен новый церковный дом. В ноябре 1980 году был освящен приставной престол во имя мученика Трифона.
Новый престол изготовлен из 250-летнего дуба, работы краснодеревщика В. И. Кудинова, прихожанина храма.
В декабре 1997 освящен каменный крестильный храм во имя священномученика Александра Хотовицкого
Знаменская церковь чуть было не исчезла при строительстве Рижской эстакады
Архитектура храма: одноглавый, квадратный, с верхним ярусом, куполом. В восточной части трапезной (на втором этаже) расположены хоры.
Колокольня — четырёхугольная, трехъярусная
Престолы Знаменского храма освящены в честь:
Это один из немногих храмов столицы, который не закрывался в годы мракобесия и религиозного бесчинства советского периода в истории России.
Поэтому, входя в храм, сразу же ощущаешь удивительную намоленность пространства!
Этому способствует, во-первых, сама чудотворная икона БМ «Знамение».
А во вторых, в него были переданы старинные и не менее намоленные иконы, закрытых храмов
Образа икон можно посмотреть на сайте храма: http://www.znamene.ru/
И в третьих, икона мученика Трифона с частицей его святых мощей (из закрытого храма мученика Трифона в Напрудном) вносит свою серьезную лепту в создание чистой и одухотворенной ауры храма иконы БМ «Знамение».
Вторым храмом в сакральном треугольнике св. мч. Трифона является собственно Трифоновский храм в Напрудном, который и положил начало образованию этого уникального места Москвы
Сегодня есть все основания предполагать, что это древнейший храм столицы! Сюда издревле притекают православные для поклонения святому мученику Трифону и для тихой молитвы в маленьком древнем великокняжеском храме.
Св. муч. Трифону, как покровителю семьи молятся о счастии в браке, не зря день его почитания 14 февраля более известный в светской хронике, как день влюбленных или Валентинов день.
Мученику Трифону особо молятся об исцелении от телесных недугов, в болезненном состоянии, в случаях порчи плодов, во время голода.
В древности, церковь была, разумеется, деревянной. Она была построена как обычный приходской храм на селе. По очень убедительной версии деревянная церковь точно существовала здесь уже при Иване Калите, поскольку местность Напрудное в его документах называется селом — значит, церковь уже была.
И еще известно, что в дворцовом Напрудном любили охотиться московские государи. В окрестностях села было много дичи, а огромный пруд давал возможность охотиться здесь на «мокрую» птицу. Здесь вполне могла случиться и потеря царского сокола, а в благодарность за успех в его поисках древняя церковь могла быть перестроена или обновлена теми же сокольничьими
Существует знаменитое московское предание, что св. Трифон помог сокольничему Грозного, князю Трифону Патрикееву найти любимого царского кречета, упущенного им во время охоты. Этот проступок мог стоить князю жизни, и он горячо молился о помощи, пока не заснул от изнеможения. И во сне ему явился св. Трифон и указал место, где находится потерянный сокол. Князь, пробудившись, немедленно поехал туда и действительно увидел птицу, мирно сидевшую на ветке дерева. В благодарность за чудесное спасение он построил на том месте, где спустя столетия появилась знаменитая Марьина Роща, часовню св. Трифона, а потом устроил из нее Трифоновскую церковь.
Эта легенда попала на страницы романа А. К. Толстого «Князь Серебряный». Каково же удивление тех, кто, увидев церковь своими глазами, прочитал на ее стене надпись «1492 год». Значит, храм был построен, по меньшей мере, за полвека до Иоанна Грозного!
Эта мемориальная табличка появилась в советское время, когда при реставрации Трифоновской церкви обнаружили старинную надпись на надгробной плите, позволившей так датировать этот храм, и провели изучение белого камня, из которого была построена церковь, подтвердившего датировку
А с XVII века здесь разместилась Дворцовая Напрудная слобода, где стоял государев Воловий двор, переведенный в Измайлово только при Петре.
Земли же Напрудной слободы со второй половины XVII столетия выделяли для переселенцев из западных русских городов под новую, Мещанскую слободу.
Каменная Трифоновская церковь, дожившая до наших дней, была выстроена в Напрудном вместо деревянной во второй половине княжения Василия III, то есть около 1520 года
Другая версия гласит, что Трифоновская церковь была выстроена каменной в дворцовом селе Напрудном при Иване III, а при его преемнике Василии Иоанновиче была перестроена. И она подтвердилась археологическими находками. Ведь первые письменные свидетельства непосредственно о каменном Трифоновском храме в Напрудном относятся только к первой четверти XVII века.
А после эпидемии чумы 1771 года, когда на соседней Крестовской заставе открыли Пятницкое кладбище, а дома в округе сожгли, Трифоновская церковь долго стояла без прихода, так, что ее даже собирались за ветхостью снести. Но одумались и не тронули этот очень древний храм
А вскоре в нем появилась бесценная святыня — частицы от св. мощей Трифона, которые почивали в Черногорском городе Бака Котарская. Произошло это так.
В 1800 году в Москву приехал архимандрит Черногорского владыки Стефан Вукович, и в первопрестольной готовились к его торжественной встрече. Московский мастер-серебряник Трифон Добряков изготовил в дар для св. мощей своего небесного хранителя серебряную раку и преподнес ее почетному гостю. В ответ он получил от Черногорского митрополита частицы св. мощей и в 1812 году велением сердца подарил святыню императору Александру I. Через семь лет государь, в свою очередь, передал ее Трифоновской церкви, где св. мощи были в трех особых дорогих ковчежцах вделаны в храмовую икону св. Трифона
После революции икону передали в Знаменскую церковь в Переяславской слободе близ Крестовской заставы, где только в 1980 годах был устроен придел во имя св. Трифона — освящен приставной престол.
В XIX в. приход Трифоновской церкви увеличился, и храм был значительно расширен. В нем был устроен южный придел во имя св. Николая Чудотворца, в 1861 году — северный придел св. Филарета Милостивого. В самом конце XIX столетия появилась и высокая красивая колокольня по проекту архитектора П. П. Зыкова, а в обширной трапезной, сооруженной по его же проекту, был освящен и придел во имя св. Филиппа, Митрополита Московского
Храм Трифона в Напрудном. Долгий путь к себе
В Москве на Трифоновской улице недалеко от Сущевского Вала стоит небольшой, редкий для столичной архитектуры храм святого мученика и чудотворца Трифона в Напрудном. Это один из самых уникальных и старинных памятников архитектуры средневековой Москвы. В исторических источниках не сохранилось сведений о дате его постройки. И до сих пор нет единого мнения, в каком веке он был возведен – в ХIV, ХV или ХVI. Неизвестно и имя зодчего этого храма, и почему эта древняя церковь имеет столь редкое для России посвящение во имя святого мученика и чудотворца Трифона. Все предположения основываются лишь на преданиях и легендах.
02 Трифон на коне, роспись наружной стены алтарной апсиды храма Трифона
Ещё в XIV веке упоминается дворцовое село Напрудное. Возвышенное место, на котором стоит церковь, раньше было искусственно созданным островом. С одной стороны этот остров обтекала река Напрудная, впадающая в реку Неглинку, а с другой стороны был вырыт ров. Сюда великие князья и цари любили приезжать с соколами и кречетами для охоты на водяную или, как тогда говорили, «мокрую» птицу – именно с ней связана легенда о создании церкви во имя святого Трифона. Согласно преданию, князь Патрикеев во время государевой охоты в Напрудном упустил сокола и, опасаясь монаршего гнева (одни источники называют Ивана III, другие – Ивана IV Грозного), слёзно молился святому Трифону о помощи. На месте, где он вскоре нашёл сокола по указанию святого, князь Патрикеев в благодарность поставил Трифоновскую церковь. Впоследствии, на рубеже XVI–XVII веков, в интерьере храма была выполнена фреска, изображающая святого Трифона в виде всадника с соколом на правой руке.
03 Прорисовка фрески со стены храма
Но связывать постройку храма с князьями Патрикеевыми нет оснований.Село Напрудное никогда не принадлежало князьям Патрикеевым. Вероятно, что храм построен по заказу какого-то Трифона. Но среди известных и достаточно богатых москвичей того времени подходящей кандидатуры не находится. Возможно еще одно, несколько неожиданное, объяснение: храм построен выходцами из того места, где культ святого мученика Трифона широко распространен. И в первую очередь это далматинский город Котор (итал.Cattaro, лат.Catharo), входящий ныне в состав Черногории. Именно там хранятся мощи святого Трифона. Именно этот святой считается небесным покровителем города и изображен на его гербе. Часто Котор называют Градом Святого Трифона.
Храм не выглядит великокняжеским. А ведь в то время в Москве работали итальянские архитекторы и прекрасные русские зодчие, которых приглашали из Пскова. Но неказистым он кажется далеко не всем. Он похож на храм Спаса Нерукотворного древнего Андроникова монастыря.
04 Церковь Трифона
05 Спасский собор Андроникова монастыря
Современные историки в старинных документальных источниках нашли сведения о том, что в Москве в 70-х годах XV века жил мастер золотых дел Трифон, который приехал в русскую столицу из города Котор, входящего ныне в состав Черногории. Полагают, что мастер Трифон обратился к Ивану III с просьбой разрешить постройку католической церкви. И великий князь согласился, но с условием, что храм будет скромным вне черты города и его не должны посещать православные.Место для церкви определил сам великий князь- великокняжеское село Напрудное. Есть предположение, что прихожанином церкви был сам Аристотель Фиораванти, создатель знаменитого Успенского собора Московского Кремля. Скорее всего он и похоронен был здесь на церковном кладбище.
06
07 Церковь Трифона в Напрудном. План.
08
Материал постройки стен — гладкотесаный белый камень, свод и барабан выполнены из маломерного кирпича. Такая же технология использовалась при строительстве Аристотелем Фиорованти Успенского собора Московского Кремля.
Реставрировавший памятник в 1930–1940-х годах архитектор Л. А. Давид по способу кладки стен (сочетание белого камня и кирпича) и некоторым архитектурным признакам отнес его к концу XV века. Одним из указаний для датировки послужила также обнаруженная на стене храма надпись.На южном фасаде храма, примерно на уровне человеческого глаза, высечены две надписи «Лета ≠З пре…», т.е. «Лета 7000 (1492) преставися…» и «Лета 7178 (1670) престави(ся). ». Начертание букв, по мнению специалистов палеографов, не противоречит обозначенной дате «лета 7000», т. е. 1492 года. Эта надпись, как теперь считают, представляет собой «пробу резца» кладбищенских резчиков и датирующего значения не имеет.
09 Блоки с пробами шрифта кладбищенских резчиков («Лета 7000», «Лета 7000 пре…», «Лета 7000 пре…»)
В пользу датировки церкви XV веком С.В.Заграевский приводит несколько простых фактов. «К середине XVI века в значимых великокняжеских (с 1547 года — царских) подмосковных селах уже были построены такие храмы, как Вознесения в Коломенском и Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Поставить с ними в один ряд Трифоновский храм, конечно же, невозможно. … Храм Трифона в Напрудном невелик по размерам, имеет приземистые пропорции, небогатый декор, простые «раннемосковские» порталы и неаккуратно разбитый план».
10 Блоки с пробами шрифта кладбищенских резчиков (в т.ч. «Лета 7178 престави…»)
11 Цоколь здания церкви
12 Крещатый свод церкви Трифона
13 Церковь Трифона в Напрудном. Разрез по линии север-юг
Католическим храм оставался недолго. Многие итальянцы, осевшие в Москве, принимали православие. Уже в начале XVI века храм был освящен как православный.А посвящение менять не стали. Русская икона Трифона на коне стала храмовой, видимо, с конца XVI века.
В 1800 году в Москву прибыл черногорский архимандрит Стефан Вукотич. Узнав о его приезде московский купец, серебряных дел мастер Трифон Добряков изъявил желание создать серебряную раку для мощей мученика Трифона. Его мощи с IX века находятся в черногорском городе Которе в католическом кафедральном соборе святого Трифона, построенном в 1166 году.
14 Акварель с видом на собор Св. Трифона — 1841 (Котор)
В этом же соборе расположен саркофаг с телом Андрии Сарацениса — которского горожанина, который в IХ веке выкупил мощи святого Трифона у венецианских купцов, доставивших их в Котор из Константинополя. Рака, исполненная Добряковым, была с благодарностью принята, и доставлена в Котор. Митрополитом и правителем Черногории был тогда Петр I Негош, ныне – черногорский и российский святой Петр Цетиньский. Желая отблагодарить Добрякова, Петр Негош в 1803 году прислал московскому купцу три частицы мощей от мученической головы святого Трифона. В 1812 году в тяжелое время испытаний для русского народа Добряков поднес эту святыню Александру I, который в свою очередь в 1819 г. передал мощи, в дорогих ковчежцах вделанные в икону, в московскую церковь Трифона в Напрудном.
После чумы 1771 года местность вблизи церкви св. мч. Трифона обезлюдела, храм оказался лишен прихода и его даже хотели закрыть. Но после передачи иконы с мощами Трифона, церковь стала центром известного на всю Москву Трифоновского богомолья. Приезжавшие в Москву гости из Черногории, старались теперь непременно посетить эту древнюю святыню и приложиться к мощам.
На протяжении XIX столетия памятник претерпевает значительные изменения: в 1825 году пристраивается южный Никольский придел; в 1839 году сооружается колокольня, в 1860 году – северный придел Филарета Милостивого
15 Место бывшего южного придела (Николая Чудотворца)
16 Место бывшего северного придела (святого Филарета Милостивого)
17 Церковь Трифона в Напрудном. 1882
В 1890–1895 годах, по проекту архитектора П.П.Зыкова, с запада возводится обширный храм. Храм вновь приобретает огромную популярность. Случалось, что не все желающие могли поместится под его сводами. Этот огромный храм мог одновременно вместить более 3 тыс. молящихся.
18 Боковой фасад церкви Святого Трифона. Проект расширения храма. Проектировалъ П.П. Зыковъ (отецъ)
19 Деталь, планы и разрез колокольни и церкви Св. Трифона мученика. Выполненны П.П. Зыковым
20 Колокольня Св. Трифона мученика, что в Напрудной слободе. 1890-1891. Проектировал П.П. Зыков (отец). Построил П.П. Зыков (сын)
21 Фрагмент колокольни. 1890-1891
22 Трифоновская улица. Старинный и новый храмы. 1914-1917
И сейчас на маленькой звоннице, что высится на юго-западной части крыши храма, звонит на богослужениях колокол, отлитый мастерами Самгиными, подаренный прихожанами храму. Где раньше звонил этот малый колокол ныне не известно,возможно он вернулся на своё родное, первоначальное место служения.
23 Звонница
24 Церковь трифона в Напрудном. 1920-1930
В 1930 году храм был закрыт. В 1932 году 30 апреля колокольня, трапезная, часть «нового» храма под восьмериком были взорваны напрвленным взрывом. От полного разрушения церкви в Напрудном спасло ходатайство знаменитого ценителя руской старины Петра Барановского и архитектора Москвы Льва Давида.Таким образом храм Трифона Мученика, один из самых крупных в Москве, вернулся к своим небольшим средневековым размерам.
28 Колокольня. 1929-1930
29 Колокольня. 1929-1930
В постсоветское время храм вернули православной церкви. Возрождение храма началось в год его 500-летия в 1992 году. 28 сентября торжественный крестный ход вышел из ворот Знаменского храма, пересек проспект Мира и прошел по Трифоновской улицы до Трифоновского храма.
31 Церковный домик
Храм чудом через 5 веков вернулся к своему первоначальному виду.
32