храм святого николая луга

Храм Святого Николая (Луга)

храм святого николая луга

СтранаРоссияГородЛугаКонфессияКатолицизмЕпархияАрхиепархия Матери Божией в МосквеАрхитектурный стильнеоготикаАвтор проектаГ. ДитрихСтроительство1902—1904 годыСостояниедействующая церковь

Храм Святого Николая — католический храм в городе Луга (Ленинградская область). Памятник архитектуры, построен в 1904 году. Расположен по адресу: ул. Урицкого, д. 44. Приход Святого Николая административно относится к северо-западному региону Архиепархии Матери Божией (с центром в Москве), возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци.

История

В конце XIX века в Луге проживало 460 католиков, в основном работавших на железнодорожной станции. В 1895 году католическая община города подала прошение о постройке деревянной часовни. Разрешение, однако, было дано только в 1902 году. За это время планы общины изменились и с разрешения властей вместо деревянной часовни был воздвигнут небольшой кирпичный храм в псевдоготическом стиле по проекту Г. Дитриха. 20 июня 1904 года храм был освящён во имя Святого Николая.

В 1937 году церковь св. Николая была закрыта, настоятель, органист и 19 активных прихожан арестованы и впоследствии расстреляны. После Второй мировой войны в храме был оборудован спортзал, который проработал до 90-х годов. Располагалась секция дзюдо.

В середине 90-х годов XX века после восстановления нормальной деятельности Католической церкви на территории России и после многочисленных ходатайств верующих храм был вновь передан Церкви. 9 ноября 1996 года архиепископ Тадеуш Кондрусевич вторично освятил храм св. Николая. Некоторое время приход окормляли священники из Пскова, с 1999 года лужский приход имеет постоянного настоятеля, в настоящее время это о. Паоло Джачинти.

Архитектура

Здание церкви построено из красного кирпича в неоготическом стиле. Фронтон храма увенчан небольшой башней. Ранее на башне был шпиль, до нашего времени он не сохранился. По бокам находятся ещё две башни, увенчанные крестами. Боковые стены расчленены шестью высокими стрельчатыми окнами с каждой стороны. В задней части храма к основному нефу примыкает более низкий, прямоугольный в плане пресвитерий, по обе стороны которого располагаются ризницы.

Источник

Луга (Городок). Церковь Николая Чудотворца (каменная).

Никольская церковь

Карта и ближайшие объекты

храм святого николая луга

Статьи

Никольская церковь на Вревском кладбище. Построена в 1910 году архитектор В. Бобров. Была взорвана в 1932 г., сейчас пребывает в руинах.

«В 1908 году архитектором-строителем В.Н. Бобровым был разработан проект новой, на этот раз, каменной церкви на Вревском кладбище. Виктор Никандрович Бобров (1864-1935) был разносторонним зодчим, со своим глубоко индивидуальным художественным почерком. До этого он уже выполнил много построек для Петербурга и губернии, среди них церковь Пюхтицкого Успенского монастыря на Васильевском острове. В советское время В. Бобров работал в институте «Ленпроект». Он автор обелиска декабристам на острове Декабристов.

Каменная Никольская церковь на Вревском кладбище проектировалась и строилась как храм-усыпальница. Она была построена на средства Александры Ивановны Третьяковой, вдовы лужского 2-й гильдии купца и благотворителя А.Н. Третьякова. Стоимость храма составила 60 000 рублей. В 1910-м году А.И. Третьякова жертвует выстроенную на ее средства церковь городу. Об этом пожертвовании Епархиальное управление доложило императору Николаю II и в Священный Синод, который предложил наградить Третьякову «золотой медалью на Андреевской ленте для ношения на шее».

Проект новой Никольской церкви на Вревском кладбище был утвержден Строительным отделением Санкт-Петербургского губернского правления в том же 1908 году. В июле следующего года В.Н. Бобров сообщает: «Строящаяся церковь на городском кладбище в городе Луга вчерне закончена».При строительстве проект был несколько изменен: «Основной объем расширен в стороне на 1 сажень». Подробное описание церкви сохранилось в акте Комиссии по ее освидетельствованию от 19 октября 1909 года. «Церковь каменная, двухэтажная (имеет) форму креста в плане, так что вся верхняя ее часть опирается на подпружные арки». Снаружи декоративная наружность храма достигалась контрастом белых отштукатуренных поверхностей и узорочья деталей из красного кирпича. В подвальном этаже была устроена усыпальница Третьяковых.

Освящение церкви состоялось 27 мая 1912 года. Каменную вревскую церковь закрыли в 1917 году. Через семь лет храм был передан строительным организациям для разборки на кирпич, но кладка оказалась слишком прочной. Даже военное лихолетье не смогло превратить храм в бесформенные развалины. Былая красота прослеживается и в сохранившихся руинах. В настоящее время группа энтузиастов принимает меры по их благоустройству. Восстановить порушенный Вревский храм обязывают его архитектурная выразительность,историческая значимость места его нахождения, связанного с основанием города Луги».

Александр Носков, «Храмы Лужского района Ленинградской области» http://www.proza.ru/2009/08/16/834

Церковь на Вревском мысу появилась задолго до основания города. Традиционно считается, что ее построили в 1709 г. Она была деревянной, причина ее строительства на этом месте неизвестна, предполагают, что здесь могло находиться, известное по писцовым книгам сельцо Луское, предшествующее современному городу.

Деревянный храм располагался на оконечности мыса в наиболее старой части кладбища. Он был обновлен в 1833 г. и на следующий год вновь освящен во имя св. Николая Чудотворца. После строительства новой каменной церкви, старую деревянную было решено перенести на Лысую гору, где предполагалось построить здание церковно-учительской семинарии. Храм и семинария были заложены 26 мая 1913 г. епископом Вениамином. Строительство было остановлено из-за начавшейся мировой войны и больше не возобновилось.

Носков А.В. Луга. Архитектурно-краеведческий очерк. – СПб.: ИПЦ «Площадь искусств», 2013. С.185-189

Луга – церковь во имя Св. Николая Чудотворца на Вревском кладбище: деревянная, известна с кон. XVI в., возобновлена в 1709 (?), 1832–1833 гг., разобрана в начале 1930-х гг.; каменная, 1908–1909 гг., арх. В.Н. Бобров, закрыта в 1927 г., взорвана в 1934 г., сохранилась в руинированном состоянии.

Вревское кладбище прилегает к юго-восточной границе города, размещаясь на мысу при слиянии рек Луги и Вревки. Для местной истории это поистине знаковое место. Именно оно с топографической точностью упомянуто в известном указе Екатерины II от 3 (14) августа 1777 г., в пункте, касающемся учреждения нового уездного города Луга «близ урочища, где река Вревка в реку Лугу впадает». Об урочище здесь сказано неслучайно. На Руси при выборе места под новый город всегда учитывались сведения о местных примечательностях, в том числе и об урочищах, то есть местах, где когда-то были поселение, либо монастырь или церковь. Возможно, что Вревское урочище относилось именно к таким почитаемым местам. На Вревском мысу могло находиться известное по писцовым книгам XVI в. сельцо Лусское, относившееся к Дремяцкому погосту, которое может считаться предшественником современной Луги.

В 1993 г. в Новгороде мизерным тиражом впервые в русском переводе изданы записки шведа Эрика Пальмквиста: «Заметки о России, сделанные во время последнего королевского посольства к царю Московскому в 1674 г.». В «Заметках» описан и торговый путь по р. Луге, шедший вверх по течению через шведские и русские владения. Последние начинались деревней Бежаны, далее суда проходили Красные Горы, Жельцы, Слапи, Естомичи, Онежицы, Торошковичи и т. д., чтобы волоком следовать к р. Мшаге, затем до р. Шелони, по которой плыли в озеро Ильмень к Новгороду. Примечательно, что, описывая место слияния рек Вревки и Луги, Пальмквист говорит о нахождении здесь какого-то «каменного монастыря». Пальмквист мог не разобраться в собранных им сведениях. «Каменным монастырем» здесь мог быть назван Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь, водный путь к которому шел из р. Луги по рекам Вревке и Ропотке. Что же касается монастыря на Вревском мысу, то он мог находиться здесь с конца XVI в. Петербургским историком А. А. Селиным обнаружено упоминание о нем, датированное 1610 г., как о «Никольском монастыре со Вревки». Следущая запись о «Вревской пустыни», то есть монастыре, относится к 1660 г. Примечательно, что уже в эту пору Вревку именовали Мревкой, может быть, по здешнему кладбищу.

Лужским краеведом В. Ковалевым со ссылкой на А.А. Селина приводятся цитаты из поземельных переписей 1717–1718 гг., где сообщается, что церковь на выставке Мревки Петровского погоста упомянута в переписях 1678 и 1708 гг. «Церковь деревена во имя Николая Чудотворца, построена оная церковь из давних лет». Выставкой называлась местность со своей церковью, выстроенной из-за удаленности приходского храма. Следовательно, к 1678 г. монастыря на Вревке уже не было. Вместо него на Вревском мысу уже стояла деревянная Никольская церковь, опровергая справедливость ее датирования 1709 г.

Церковь находилась на оконечности мыса в наиболее старой части кладбища. Старожилы свидетельствовали, что еще в 1960-е гг. в этой части кладбища виднелись надгробья, относившиеся к первой половине XVIII в. Проникновенно написал о вревском погосте лужский старожил и замечательный художник Н. А. Павлючук: «С древних времен здесь, у слияния речек Вревки и Луги, проживали люди. Трудились, обрабатывали землю, надо полагать, занимались рыбной ловлей, бортничеством, строили избы и храмы и, отжив положенное время, упокаивались на этом погосте. Так что не грех и предположить, что та деревянная церквушка Николы была не первой на этом месте».

Далее Н. А. Павлючук сообщает, что в начале 1950-х гг. он видел на кладбищенском мысу чугунный крест с надписью 1722 г., могилу священника Екатерининского собора о. Симеона и его жены, 1794 г. «А у самой береговой крутизны на вертикально усеченной плите черного мрамора была надпись: „Члену «Народной воли» Н. Чернобаеву. 1927 г.“». В старой части кладбища по соседству с ямой на месте деревянной Никольской церкви находится площадка с захоронениями близких родственников последнего лужского городского головы Александра Степановича Камарзина: его жены по первому браку Елены Григорьевны Камарзиной, их сына Александра и невестки – Марии Гавриловны Камарзиной. О ней следует сказать, что, работая телеграфисткой на псковском железнодорожном вокзале, именно она передала в Петроград сообщение об отречении от престола императора Николая II. На площадке Камарзиных покоятся также брат А. С. Камарзина Иван с супругой Агриппиной Дементьевной.

Пока не завершилось строительство лужской Екатерининской церкви, приходским храмом для первопоселенцев Луги стала церковь на Вревке. В 1833–1834 гг. ее почти полностью обновили и заново освятили с сохранением своего наименования. Ее внешний облик передают изображения на почтовых открытках начала XX в. Церковь состояла из прямоугольного в плане основного объема с пятигранной алтарной частью. Завершал храм высокий восьмерика купольной кровлей и изящной главкой на тонком невысоком барабане. Наиболее выразительно церковь выглядела с другого берега р. Луги, со стороны местности, известной как «Некрасовская дача», названной так по фамилии священника Виссариона Некрасова.

В 1908 г. архитектором-строителем В.Н. Бобровым разработан проект новой, на этот раз каменной церкви на Вревском кладбище. Виктор Никандрович Бобров (1864–1935) – разносторонний зодчий со своим глубоко индивидуальным художественным почерком. До этого он уже выполнил много построек для Петербурга и губернии, среди них церковь Пюхтицкого Успенского монастыря на Васильевском острове. В советское время В. Бобров работал в институте «Лен-проект». Он – автор обелиска декабристам на острове Декабристов.

Проект каменной Никольской церкви на Вревском кладбище утвержден Строительным отделением Санкт-Петербургского губернского правления в том же 1908 г. В июле следующего года В. Н. Бобров сообщает: «Строящаяся церковь на городском кладбище в городе Луга вчерне закончена». При строительстве проект несколько изменили: «Основной объем расширен в стороне на 1 сажень». Каменная Никольская церковь на Вревском кладбище возводилась как храм-усыпальница. Ее строительство велось на средства Александры Ивановны Третьяковой, вдовы лужского 2-й гильдии купца и благотворителя А. Н. Третьякова. Подробное описание церкви сохранилось в акте Комиссии по ее освидетельствованию от 19 октября 1909 г.: «Церковь каменная, двухэтажная [имеет] форму креста в плане, так что вся верхняя ее часть опирается на подпружные арки». Наружная декоративность храма достигалась контрастом белых отштукатуренных поверхностей и узорочья деталей из красного кирпича. В подвальном этаже была устроена усыпальница Третьяковых.

В 1910 г. А.И. Третьякова жертвует церковь городу. Об этом Епархиальное управление доложило императору Николаю II и в Священный синод, который предложил наградить Третьякову «золотой медалью на Андреевской ленте для ношения на шее».

Освящение церкви состоялось 27 мая 1912 г. По освящении каменного храма старую деревянную церковь решили перенести в Заречную часть Луги на Лысую гору, где предполагалось построить здание для церковно-учительской семинарии. Храм и семинарию заложил 26 мая 1913 г. епископ Вениамин, будущий митрополитом Петроградский, казненный в 1922 г. и причисленный к лику новомучеников.

Строительство храма и семинарии остановили из-за начавшейся Первой мировой войны, и больше оно не возобновлялось. Планировалось сооружение храма и на новом Городском кладбище за железной дорогой (по пути на полигон), где действовала часовня.

Каменную вревскую церковь закрыли в 1917 г. Через 17 лет храм передали строительным организациям для разборки на кирпич. Его взорвали, но кладка оказалась слишком прочной. Даже военное лихолетье не смогло превратить храм в бесформенные развалины. Его былая красота прослеживается и в существующих руинах. Небольшой группе энтузиастов удается не допускать их окончательного уничтожения.

Восстановить порушенный вревский храм обязывают историческая значимость места его расположения, связанного с предысторией и основанием города Луги.

Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района / О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015.

Источник

Костёл святого Николая

Костёл святого Николая – один из немногих исторических католических храмов Северо-Запада России, сохранившихся до наших дней. Церковь разместилась в самом центре Луги и выделяется из городских построек характерным красным цветом и таинственной неоготической архитектурой.

Католическая община в Луге
Небольшая католическая община в Луге существовала еще в 1870-х годах. Тогда она состояла в основном из военнослужащих расквартированного в городе гарнизона – выходцев из западных губерний Российской империи. К 1890-м годам Луга стала крупным железнодорожным узлом, а к работам на станции привлекали поляков и немцев. Это увеличило численность общины – к концу XIX века в Луге проживало 460 католиков.
храм святого николая луга

В 1895 году община подала прошение в Министерство внутренних дел о разрешении построить деревянную католическую часовню. Строительство разрешили, однако в процессе реализации возникли сложности. Члены строительного комитета осмотрели произведенные работы и сочли их не соответствующими требованиям, а сам проект, составленный архитектором Л. Я. Урлаубом, непрактичным. Новый проект было поручено разработать выпускнику Академии художеств Иосифу Ивановичу Дитриху, и вместо деревянной часовни уже к 1904 году в городе вырос небольшой каменный храм. Вплоть до 1909 года храм св. Николая Чудотворца имел статус филиального – входил в состав петербургского прихода св. Екатерины Александрийской. В 1910 году, когда численность католической общины в Луге превысила 1,5 тысячи человек, храм св. Николая получил статус приходского.

С началом Первой мировой войны в город начали стекаться беженцы из западных регионов империи, и в 1916 году количество католиков в Луге уже насчитывало 13 тысяч человек. На попечении Лужского прихода находились приют для детей-сирот «Владиславовка», основанный в 1906 году, приходское училище, католическое кладбище в пустоши Губин Клин и часть городского кладбища в Луге.

Архитектура
Здание храма резко выделяется среди городских строений изящной архитектурой и фасадами из красного кирпича. Костел построен в традиционном для католических храмов неоготическом стиле по проекту архитектора И.И. Дитриха. Все конструктивные элементы подчеркивают устремление ввысь.
Фронтон храма увенчан небольшой башней, на которой в начале XX века красовался шпиль, до нашего времени не сохранившийся. Стрельчатая арка входа в церковь декорирована витражом, а боковые стены расчленены шестью высокими стрельчатыми окнами с каждой стороны. Динамику фасаду придают пилястры, завершенные острыми декоративными башенками.
храм святого николая луга

Советские годы
В первые несколько лет после Октябрьской революции 1917 года храм оставался действующим, закрываясь только в период с 1922-го по июнь 1923 года. Работа церкви была прекращена в декабре 1937 года. Настоятель храма и 22 активных прихожанина были обвинены в антисоветской деятельности и позже расстреляны. Имущество храма было национализировано, а здание передано городскому физкультурному клубу «Буревестник», переоборудовавшему его в спортивный зал.
храм святого николая луга

Во время Великой Отечественной войны Луга оказалась в зоне немецкой оккупации, и с августа 1941 г. по февраль 1944 г. в храме вновь совершались богослужения. После 1945 года в костеле в разное время работали дом культуры, танцплощадка, спортивный зал.

Храм вновь был передан верующим только в середине 1990-х годов. После проведения ремонтных работ храм был вторично освящен в ноябре 1996 года. С этого времени в нем регулярно совершаются богослужения.
храм святого николая луга

Лужский приход, как и столетие назад, ведет активную благотворительную работу. Под его шефством находится местный детский дом, силами священнослужителей и прихожан организован Центр дневного пребывания детей из малообеспеченных семей и «трудных» подростков, создан детский христианский театр.

Источник

Администрация Лужского муниципального района

храм святого николая лугахрам святого николая лугахрам святого николая лугахрам святого николая луга

Римско-католический костел Святого Николая

Римско-католический костел Святого Николая

Состояние: действующий

Костел построен по проекту выпускника Академии художеств Иосифа Ивановича Дитриха (1858-1907 гг.). Разрешение на строительство костела было получено 22 июня 1898 года. Строительство костела было окончено в апреле 1902 года. Торжественное освящение произошло 20 июня 1904 года. Его совершил митрополит Могилевский Георгий Шембек. В 1909 году на колокольне костела был установлен колокол, освященный «во имя Св. Гавриила». Костел построен в характерных для католических храмов готических формах. В 1909 году при костеле было открыто римско-католическое начальное училище (вначале, планировавшееся как училище для бедных мальчиков).

После закрытия храма в 1937 году, это здание отдали физкультурному обществу «Буревестник». После 1945 года в костеле в разное время были дом культуры, танцплощадка, спортивный зал. Вновь приход костела Св. Николая в Луге был зарегистрирован в 1992 году. 9 ноября1996 г. совершилась реконсекрация (вторичное освящение) храма архиепископом Тадеушом Кондрусевичем.

храм святого николая луга храм святого николая луга

Дата редактирования: 14-08-2017 в 17:38 Редактор Новоенко Н.С.

Источник

Католический храм Св. Николая

Фото и описание

Одним из наиболее значимых и известных храмов в городе Луга является католический храм Святого Николая. Этот храм был выстроен в 1904 году. Находится он на ул. Урицкого, 44, – в самом центре города и резко выделяется из городских построек характерным красным цветом.

В последние годы 19 столетия город Луга стал одним из крупнейших железнодорожных узлов. Было зафиксировано, что тогда здесь проживало 460 католиков, в большинстве своем представленных выходцами из губерний и поляками, работавшими на железной дороге по различным специальностям.

В 1895 году в городское Министерство внутренних дел было подано прошение о возведении небольшой деревянной часовни на участке земли, щедро пожертвованном богатым купцом по фамилии Бульонов. Но власти не торопились с положительным ответом, по причине чего постройка часовни началась только весной 1902 года.

Первоначально основательно был подготовлен фундамент, а затем дело дошло до самой часовни. Строительные работы так и не завершились и продолжились уже после утверждения совершенно иного проекта. Фундамент был оставлен, но вместо часовни был построен небольшой храм, выложенный из красного кирпича в псевдоготическом стиле. Автором, разработавшим данный проект, стал архитектор Г. Дитрих. В популярном в то время «Сборнике Российского архитектурного искусства» были представлены имеющиеся чертежи нового католического храма. Летом 20 июня 1904 года состоялось освящение храма в честь Святого Николая; процессию проводил митрополит Георгий.

Храм Святого Николая в Луге – это здание прямоугольной формы с высокой крышей; со стороны входа фронтон увенчан миниатюрной башней без шпиля. На фотографиях того времени заметно, что башня оснащалась четырьмя фронтонами со всех сторон, но на сегодняшний день имеется всего один, расположенный со стороны фасада. В центральной части башни был размещен небольшой шпиль, а по обеим сторонам фасада имелись башни еще меньшего размера, красиво увенчанные шпилями (сейчас здесь установлены кресты). Венчание фронтона было осуществлено небольшой башней со стороны заднего фасада церковного здания. Главный фасад храма выделялся при помощи тамбура с большим стрельчатым порталом парадного входа. Имеющиеся боковые стены имели членение шестью массивными окнами, расположенными с каждой из сторон. К основной части храмового здания, с задней стороны, примыкает низкий прямоугольный пресвитерий с красивыми ризницами.

Вначале храм Святого Николая являлся филиалом прихода Святой Екатерины; в 1910 году по причине значительного увеличения прихожан, храм был переделан в приходской.

В 1937 году храм закрылся, а его настоятели были арестованы. Через несколько месяцев задержанные были расстреляны и захоронены в братских могилах неподалеку от Ленинграда. В 1997 году состоялось открытие мемориальной таблички в память о погибших, а рядом с входом в храм возвели памятный крест. С 1941 по 1943 годы храм Святого Николая был снова открыт. Но вскоре после освобождения города он снова перестал действовать.

В начале 90-х годов прошлого столетия началось постепенное восстановление католической общины в России. Вскоре храм был снова передан Церкви, а в 1996 году заново освящен во имя Св. Николая.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *