храм святого николая в вене
Никольский кафедральный собор (Вена)
Мiръ Австрия Вена Никольский кафедральный собор (Вена)
Содержание
История [ править ]
Первый храм [ править ]
Первая, Троицкая, церковь была перевезена в Вену в 1762 году по просьбе посла князя Д. М. Голицына из Аугсбурга. В храме был иконостас «на голубой камке». Церковь была размещена в доме князя, а затем «в особливой гостинной».
В 1781 году церковь переехала в другое, но тесное и плохо освещённое место. В 1803 году храм перенесли в новое, более приспособленное место, а в 1812 году — в дом на Вальфишгассе, 5.
Современный собор [ править ]
Храм построен как посольский (при российском императорском посольстве) в 1893—1899 годах по проекту Григория Ивановича Котова итальянским архитектором Луиджи Джакомелли. Значительная часть расходов на строительство (400 000 рублей) составили пожертвования императора Александра III.
Освящён 4 апреля 1899 года архиепископом Холмским и Варшавским Иеронимом.
После начала первой мировой войны, ввиду разрыва дипломатических отношений между Россией и Австрией, посольство было закрыто, а вместе с ним и собор. По установлении в феврале 1924 года дипломатических отношений между СССР и Австрией, храм был передан в ведение общины в юрисдикции лояльного Москве митрополита Евлогия (Георгиевского). Последний, вместе со своими приходами, перешёл в феврале 1931 года в юрисдикцию Константинопольского Патриархата (Западноевропейский экзархат русских приходов).
После начала Великой Отечественной войны в июне 1941 года, вся недвижимость советской дипмиссии в Вене, включая собор, была конфискована Внешнеполитическим ведомством Третьего рейха. 19 мая 1943 года собор был передан во временное пользование общине РПЦЗ во главе с полковником в отставке Георгом фон Генюком.
После освобождения Вены советскими войсками в мае 1945 года, храм перешёл в ведение Московского Патриархата.
В 1962 году, ввиду учреждения Синодом РПЦ Венской и Австрийской епархии, храм стал именоваться кафедральным собором.
19 мая 1969 года приход собора был признан юридическим лицом.
С 1975 года до 1991 года архиепископом (затем митрополит) Венским был Ириней (Зуземиль).
С 2003 по 2008 год в соборе проводилась реставрация, по окончании которой планировалось освящение обновлённого храма. Однако вместо него 21 декабря 2008 года была проведена панихида по покойному Патриарху Алексею II.
Описание [ править ]
Церковь выполнена в формах псевдорусской архитектуры.
В здании собора 2 этажа: верхний храм освящён во имя святителя Николая Чудотворца; нижний — в память императора Александра III, его покровителя благоверного князя Александра Невского.
Рядом с храмом находятся административные помещения епархии.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: Jauresgasse 2, A-1030 Wien
Телефон: +43 / (0)1 / 713 82 50
Общественный транспорт: Ungargasse/Neulinggasse (249 m NO)
трамвай: Strassenbahn O
электричка: Schnellbahn «Rennweg» (станция «Rennweg»)
метро линия U4: U-Bahn U4 «Stadtpark»
Паломнику [ править ]
Свято-Николаевский кафедральный собор в Вене.
По сложившейся у меня традиции, в канун светлого праздника Пасхи рассказываю о православном храме. Сегодня речь пойдет о Свято-Николаевском кафедральном соборе в Вене, который я посетил весной прошлого года.
Собор был построен на территории российского посольства, в те годы, когда еще существовали две великие империи – Российская и Австро-Венгерская. Храм строился с размахом, его высота достигает 55 метров и мощные гранитные колонны подпирают его своды. Храм строился на средства выделенные Государем Императором и Министерством иностранных дел России. С 1914 по 1945 год храм был закрыт, а в 1945 году, после освобождения Вены советскими войсками, в храме возобновились богослужения. Главный колокол храма, освященный в 1948 году, является даром победоносной «Красной Армии».
01. Русские проживали в Австрии с давних времен. В большинстве случаев это были дипломаты и торговые представители. Здесь находились целые торговые колонии русских. За неимением собственной церкви все проживавшие в Вене православные духовно окормлялись греческим и сербским духовенством в греческой церкви во имя Св. Георгия Победоносца. Но в начале войны Турции с Россией и Австрией (1735-1739 гг.) почти все греческое население и греческие священники, как подданные турецкого султана, покинули Вену.
03. 10 октября 1761 года Русская миссия, находившаяся в городе Аугсбурге, прибыла в Вену. Вместе с миссией прибыла и походная церковь Святой Троицы, которая по просьбе князя Д. М. Голицына была оставлена в Вене. Вскоре сюда был назначен первый настоятель: священник Симеон Матвеев. Венская церковь была размещена первоначально на квартире посла. Со временем, богослужения начинают посещать не только русские, находящиеся в Вене, но и местное население.
05. С 1842 по 1884 год настоятелем венской посольской церкви был выдающийся славянский деятель протоиерей Миxаил Раевский. Протоиерей Раевский известен также переводами церковно-богослужебныx книг с греческого на немецкий язык. Раевскому принадлежит мысль о необходимости создания в Вене величественного каменного xрама. В 1885 году в Вену был назначен протоиерей отец Александр Николаевский, которому суждено было осуществить идею и мечту Раевского. Но собраныx средств оказалось недостаточно даже для того, чтобы построить хотя бы небольшой xрам. Тогда русский посол князь Лобанов-Ростовский обратился с ходатайством в Санкт-Петербург и получил ассигнование на строительство в сумме 400 тысяч рублей.
07. Церковь решено было устроить во имя угодника Николая Чудотворца. Под постройку собора было отведено место в саду участка, приобретенного для посольства, недалеко от Ринга. Место это со своими дворцами, памятниками и садами составляло одно из лучших украшений города. По своему древнерусскому стилю в духе московских построек XVI и XVII веков новый храм резко выделялся из массы готических зданий, характеризующих Вену.
08. 3 октября 1893 года состоялась закладка храма. Строительные работы велись по проекту академика Г.Котова архитектором-итальянцем Джакомелли и были окончены в 1899 году.
09. Освящение Свято-Николаевского собора было совершено 4 апреля 1899 года арxиепископом Холмским и Варшавским Иеронимом. На это событие в Вену прибыли священники, несшие свою службу в русских храмах Берлина, Будапешта, Висбадена, Штутгарта, Дрездена, Кобурга, Праги и многих других городов Европы. На освящении xрама присутствовал русский посол граф П. А. Капнист, представители австрийскиx властей, бургомистр Вены Штрабах, дипломаты, представители разных славянских обществ.
10. Венский собор Святителя Николая построен в лучших традициях древнерусского зодчества. Пятиглавое здание собора состоит из главного храма во имя Святителя Николая и нижнего храма Св. Александра Невского.
11. В собор ведет широкая каменная лестница.
12. Над главным входом в церковь красуется в треугольнике мозаичная икона, выполненная в Венеции по рисунку художника Бруни. Она изображает Спасителя в облаках. По бокам – два ангела, а над головой Его парит херувим.
14. Сквозь окна наборного стекла пастельных тонов внутрь храма проникает свет. Поэтому даже в самую пасмурную погоду создается впечатление, будто храм залит солнцем.
16. Рядом с собором находится посольство России, а напротив храма находиться посольство Ирана.
17. В наши дни Свято-Николаевский Русский Православный собор в Вене – это великолепный храм в центре столицы Австрии, большая христианская община, место молитвы многих сотен верующих, с регулярными богослужениями в субботу вечером и в воскресенье утром, а также в праздничные дни.
ВЕНСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ СОБОР
Венский Свято-Никольский Собор |
Венский собор во имя свт. Николая Мирликийского, кафедральный собор Венской и Австрийской епархии Русской Православной Церкви.
Русские проживали в Австрии с давних времен. В большинстве случаев это были дипломаты и торговые представители. Здесь находились целые торговые колонии русских. Такая колония была, например, в Токае (в то время входившем в состав Австро-Венгерской империи). Она занималась покупкой и доставкой в Россию знаменитых токайских вин. Для этой колонии была сооружена церковь, а священники для которой присылались из России.
В Австро-Венгрию также входили местности, где проживали целые народности, придерживавшиеся Православия: жители Галиции и Буковины, венгры, сербы, румыны. В Вене и окресностях издавна проживали православные греки.
Начиная с 1701 года, с назначением в Вену русского посла кн. П.А.Голицына, дипломатические сношения России с Австрией стали постоянными. За неимением собственной церкви все проживавшие в Вене православные духовно окормлялись греческим и сербским духовенством, в греческой церкви во имя Св. Георгия Победоносца. Но в начале войны Турции с Россией и Австрией (1735-1739 гг.) почти все греческое население и греческие священники, как подданные турецкого султана, покинули Вену. В 1761 году на конгрессе в г.Аугсбурге находилась русская миссия, при которой была походная церковь Св.Троицы. При церкви был иеромонах Наркисс (Кветка) и два церковнослужителя. 10 октября 1761 г. миссия прибыла в Вену, и по просьбе Голицына церковь вместе с церковнослужителями была оставлена в Вене. Вскоре сюда был назначен первый настоятель: священник Симеон Матвеев, переведенный из русского храма Гааги. Венская церковь была размещена первоначально на квартире посла. Но истово исполняемые при хорошем пении богослужения начинают посещаться также местным православным населением других национальностей. Так, 19 марта 1776 года Голицын писал Екатерине II:
С 1842 по 1884 год настоятелем венской посольской церкви был выдающийся славянский деятель протоиерей Миxаил Раевский. Прот. Раевский известен также переводами церковно-богослужебныx книг с греческого на немецкий язык. Прот. Раевскому принадлежит мысль о необxодимости создания в Вене величественного каменного xрама. В 1885 году в Вену был назначен протоиерей о. Александр Николаевский, которому суждено было осуществить идею и мечту прот. Раевского. Но собранныx средств оказалось недостаточно даже для того, чтобы построить xотя бы небольшой xрам. Тогда русский посол князь Лобанов-Ростовский А.Б. обратился с xодатайством в Санкт-Петербург и получил ассигнование на строительство в сумме 400 тыс.рублей.
Освящение Свято-Николаевского собора
Под постройку собора было отведено место в саду участка, приобретенного для посольства. 3 октября 1893 года состоялась закладка храма. Строительные работы велись по проекту академика Г. Котова архитектором-итальянцем Джакомелли и были окончены 1899 году.
Освящение Свято-Николаевского собора совершено было 4 апреля 1899 года арxиепископом Холмским и Варшавским Иеронимом. К этому дню в Вену прибыли настоятели, несшие свою службу в русских храмах Европы: прот. Мальцев из Берлина, прот. Ф. Кардасевич из Будапешта, прот. Протопопов из Висбадена, свящ. Вольский из Штутгарта, свящ. Анненков из Дрездена, прот. Соловьев из Кобурга, прот. Апраксин из Праги и многие другие. Были также настоятели греческой и сербской церквей в Вене, а также священники боснийских русских полков. На освящении xрама присутствовал русский посол граф П.А. Капнист, представители австрийскиx властей и бургомистр Вены Штрабах, дипломаты, представители разных славянеких обществ.
История собора в межвоенный период
25 февраля 1924 года были установлены дипломатические отношения между СССР и Австрией. В 1927 году правительства двух стран заключили соглашение о передаче бывшей российской дипломатической недвижимости, включая собор, советскому полпредству в Австрии. В протоколе (к советско-австрийскому Соглашению о посольских зданиях от 16 июля 1927 года) о передаче бывшей русской церкви при Посольстве от 26 июля 1927 года говорится, что «постройка в течение 13 лет не отапливалась и не проветривалась». По этому протоколу австрийское правительство передало церковь правительству СССР через его представителей – секретаря консульской части Полпредства в Вене Блуменфельда, зав. финансовой частью Крэбса и коменданта экономической части Луца «вместе с участком земли и инвентарем, принадлежащим данной церкви, согласно списку, по которому он был в свое время передан в Вене испанским посольством». В этой связи, за неимением каких-либо документальных доказательств на сей счет, можно предположить, что до того, как здание церкви перешло в управление австрийского правительства, оно, видимо, еще до революции 1917 года было передано под присмотр посольства Испании в Вене.
Наступил март 1938 года, когда Австрия была поглощена нацистским рейхом. Советское правительство выразило категорическое несогласие с аншлюсом Австрии и предпочло совсем закрыть свое представительство в Вене. По воспоминаниям некоторых современников, ключи от всех зданий советского дипломатического комплекса, в том числе и от храма свт. Николая, якобы были переданы представителям дипмиссии нейтральной Швейцарии, чтобы та осуществляла присмотр за недвижимостью.
Вторая мировая война
В 1941 году Германия напала на Советский Союз. Нацисты быстро приняли решение об использовании советской собственности в Австрии. Внешнеполитическое ведомство рейха конфисковало всю недвижимость советской дипмиссии в Вене, включая собор, и взяло ее под свое управление. После этого сотрудники венского управления гестапо взломали двери зданий и изъяли интересовавшие их предметы и материалы. 23 сентября 1941 года часть советской недвижимости была передана в пользование Имперской высшей музыкальной школы города Вены (ныне – Венский университет музыки и изобразительного искусства), а другая часть – под общежитие для детей школьного возраста, являвшихся членами Гитлерюгенда. Решение принималось венской городской администрацией по согласованию с внешнеполитическим ведомством Германии, правда, с оговоркой, что оно «носит временный характер, поскольку недвижимость по окончании войны, возможно, будет передана будущему русскому государству». В распоряжении фашистской администрации Вены сказано: «Бывшая церковь может использоваться высшей музыкальной школой для организации представлений как по линии музыкальных, так и танцевальных классов, причем общежитие для детей школьного возраста также может располагаться в здании». Передача советского полпредского комплекса состоялась 2 октября 1941 года.
В конце августа 1942 года здание советской дипмиссии осмотрели сотрудники СС, объяснив цель своего визита простым любопытством. Однако обеспокоенное руководство Музыкальной школы поспешило заявить венским городским властям о недопустимости передачи кому-либо занимаемых учреждением помещений. Но уже в сентябре 1942 года из районного отделения полиции в музыкальную школу поступило уведомление о том, что здание будет использоваться для размещения бездомных, если таковые появятся в результате авианалетов на Вену. Руководство школы в очередной раз выступило против отчуждения «своей» недвижимости, мотивировав возражения в частности тем, что в помещениях имеется много ценных предметов. Протест подействовал.
Вокруг церкви, однако, ощущалось постоянное напряжение. Например, в октябре 1942 года начальник школьных классов музыкального образования и танцев просил вышестоящие инстанции ходатайствовать об усилении полицейской охраны здания. «Множатся случаи, – писал он, – когда незнакомые лица под различными предлогами (мужчина ищет некую женщину, которая обучает грамоте русских детей, или некто хочет забрать из церкви облачения для совершения богослужений и т.д.) пытались проникнуть внутрь. Я давно просил полицейский участок об усилении охраны здания и обращаюсь в связи с этим повторно».
По указанию городских властей Вены от 19 мая 1943 года собор свт. Николая был передан для проведения богослужений во временное пользование русской православной общине во главе с полковником в отставке Георгом фон Генюком. На актах приема-передачи церковного имущества стоит печать Русской православной церкви Покрова Пресвятой Богородицы (Вена, Рихтхофенгассе 7). Тем самым было удовлетворено ходатайство Г. фон Генюка к венским властям от 22 июня 1942 года о передаче в пользование здания церкви. Речь здесь идет об уступке, сделанной отделившейся от Московского Патриархата русской Зарубежной православной церкви, которая сотрудничала с гитлеровцами.
Передача храма в пользование «зарубежникам» могла бы состояться и раньше (соответствующее решение было принято еще в январе 1943 года), однако венские власти распорядились сначала провести в церкви небольшие ремонтно-монтажные работы, так как, во-первых, существовала угроза обрушения центральной бронзовой люстры весом 700 кг и, во-вторых, протекала кровля, поврежденная ураганными ветрами. Весной 1943 года люстра была демонтирована, и в срочном порядке произведены необходимые кровельные работы. Спешка объяснялась тем, что 23 мая в Вене ожидали прибытия митрополита Зарубежной православной церкви. Германское внешнеполитическое ведомство взяло на себя все расходы по упомянутым работам. Это можно понимать как важный «дипломатический» жест по отношению к фашистским коллаборационистам, однако в одном из документов Венской городской управы от 14 января 1943 года говорится, что «использование церкви в целях богослужений ни в коей мере не должно мешать занятиям Венской высшей музыкальной школы». Церковная община не имела права препятствовать проведению в соборе музыкальных занятий и выступлений. О проведении богослужений музыкальную школу надо было информировать заранее. Община должна была также согласиться с тем, что в церкви, там, где обычно стоят певчие, музыкальная школа разместила свой небольшой орган.
Подвальные помещения собора во время войны использовались как склад ценных коллекций Ботанического института при Венском университете и хранилище его научной библиотеки. Ботанический институт полагал, что прятать коллекции в церкви от налетов авиации союзников надежнее, чем в каких-либо других местах. Институт пытался разместить свои коллекции на первом этаже приходских помещений, однако этому воспротивилась музыкальная школа. Было опасение, что коллекции – растения в банках со спиртом и формалином – могут усилить риск крупного пожара в случае налета авиации союзников. Подвальные помещения церкви предусматривалось также использовать под бомбоубежище для учреждений, размещавшихся в посольском комплексе.
История собора после Второй мировой войны
В соборе на средства Венских властей, Московской Патриархии и на пожертвования прихожан проводятся большие ремонтные работы в административных и приходских помещениях собора, со времени войны находившихся в запустении.
19 мая 1969 года приход Свято-Николаевского собора признан юридическим лицом.
Достопримечательности венского собора
Венский собор Святителя Николая построен в лучших традициях древнерусского зодчества. Пятиглавое здание собора, состоит из главного храма во имя cвятителя Николая и нижнего храма cв. Александра Невского.
В настоящее время (зима 2008) в верхнем храме осуществляется роспись стен. Службы идут в нижнем храме, обновлённом в ходе недавнего ремонта. тут же, в левом приделе во имя свят. Мартина, епископа Турского оборудована купель для крещения по полному чину.
Звонница собора в десять колоколов увенчана куполом. Самый большой из колоколов весит 1200 кг.
В бурную эпоху мировой войны и Революции в России Святейший Патриарх Тихон назначил главой русских церквей в Европе Митрополита Евлогия (Георгиевского). Русские приходы заграницей пополнились тогда пленными и эмигрантами. Митрополиту Евлогию, жившему в Берлине и Париже, удалось наладить жизнь русских церквей и приходов в Европе. Митрополиту, в том числе, удалось наладить после Первой мировой войны жизнь венского приxода, поручив его вначале священнику Авениру Дьякову [5]. Он был из довоенных диаконов венской церкви. Но вскоре о. Авенира заменил бывший до войны настоятель венской церкви прот. Рожественский. Далее, после нестроений, в приход прибыл «батюшка» старого типa прот. Ванчaков.
Свято-Николаевский приход объединяет верующих Вены, находящихся под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Назначение прихода состоит сохранении и свидетельстве Православия среди культурного и религиозного разнообразия; в духовном окормлении православных верующих; и в представительстве Русского Православия в столице Австрии.
Настоятели
Использованные материалы
[4] Iskusstvo i hudozhestvennaja promyschlennost’. Illjustrirovannoe isdanie Imperatorskogo obschestva Pooschrenija Hudozhestv, 1899, Nr. 9-10, s.738.
История храма Николая-Чудотворца в Вене
Интересна старая русская традиция – обосновываться на новом месте. Вырабатывалась она сотнями лет, причиной был пытливый, неуемный характер русичей. С давних пор им более чем другим народам было свойственно осваивать новые территории. Примером тому служат необозримые просторы нашей Родины. И куда бы не приезжал наш православный человек, на новом месте прежде всего ставил часовню или церковь. Она, как пуповина, связывала его с истоком истоков – Богом. Недаром он всегда говорил: «Без Бога не до порога!» Так это было на далеких Гавайских островах, так в Калифорнии, также и в Европе, в той же Вене, где по воле судьбы оказался я.
Русские проживали в Австрии с давних времен. В большинстве случаев это были дипломаты и торговые представители. Здесь находились целые торговые колонии русских. Одна из них, например, находилась в Токае (в то время входившем в состав Австро-Венгерской империи). Ее члены занимались покупкой и доставкой в Россию знаменитых токайских вин. Для этой колонии была сооружена церковь, священники присылались из России.
С назначением в Австрию в 1701 году министром при венском дворе князя П.А.Голицына дипломатические отношения России с Австрией стали стабильными. Временно проживавшие в Вене наши верующие духовно окормлялись греческим и сербским духовенством в греческой церкви во имя святого великомученика Георгия Победоносца. В 1761 году в германский город Аугсбург на конгресс для заключения перемирия между участниками Семилетней войны была направлена русская миссия, при которой находилась походная церковь во имя Святой Троицы. При этой церкви был иеромонах Наркисс (Кветка) и два церковнослужителя. В марте 1762 года, ввиду неудачных переговоров на конгрессе, миссия была отозвана в Россию, церковь же по просьбе посла Д.М. Голицына вместе с церковнослужителями была отправлена в Вену. Вскоре сюда был назначен первый настоятель посольской церкви, священник Симеон Матвеев, отозванный для этого из Гааги. Церковь была размещена в квартире посла. На ее содержание выдавались сто рублей в год.
Уже в свой первоначальный период существования русская посольская церковь в Вене начала расширять свою деятельность. Торжественно исполняемые при хорошем пении богослужения стали посещать местные жители. Так в своем письме императрице Екатерине II от 19 марта 1776 года Д.М. Голицын, ходатайствуя о специальном помещении для церкви, писал: «Не только для людей греческого вероисповедания, кои в немалом числе приходят в оную церковь для слушания божественной службы, но и для здешних, из единого любопытства ее посещающих обывателей, не можно мне обойтись без того, чтобы не иметь для нее пространнейшей квартиры». В ответ на эту просьбу Коллегия иностранных дел России отпустила сверх жалованья священнику и церковнослужителям на содержание храма 600 талеров в год.
В 1799 году вследствие ухудшения отношений между Австрией и Россией священник вместе с имуществом церкви был направлен в Дрезден, где находился целый год. Сменивший же в 1800 году Д.М.Голицына на посту русского посла граф А.К. Разумовский принялся за восстановление церкви. В Вене было арендовано прекрасное помещение, для церкви приобретено новое имущество. Был организован церковный хор, певчие для которого присылались из России. С 1842 по 1884 годы настоятелем венской посольской церкви был протоиерей Михаил Раевский, вошедший в историю как один из родоначальников идеи созыва Славянского съезда в России в 1867 году. При нем венская православная церковь стала духовным центром всех славян, проживавших на территории тогдашней Австро-Венгерской империи. Протоиерей Михаил Раевский прославился также переводами церковно-богослужебных книг с греческого на немецкий язык. Евхологии Православной Церкви, Великий канон преподобного Андрея Критского и других.
Осуществить мечту Михаила Раевского посчастливилось назначенному из Ревеля протоиерею отцу Александру Николаевскому. Кроме пожертвований, через прошение русского посла А.Б. Лобанова-Ростовского из Петербурга было получено ассигнование на строительство в сумме 400 тыс. рублей. На внутреннее украшение и ризницу храма пожертвования поступили от частных лиц. Под постройку церкви было отведено место в саду на участке, приобретенном для русского посольства. 3 октября 1893 года по благословению митрополита Петербургского и Ладожского Палладия состоялась закладка храма. Строительные работы велись по проекту члена Академии искусств Григория Ивановича Котова итальянским придворным архитектором Луиджи Джакомелли и были окончены в 1899 году.
Освящение Свято-Николаевского собора было совершено 4 (17) апреля 1899 года архиепископом Холмским и Варшавским Иеронимом. К этому дню в Вену прибыли настоятели, несшие свою службу в русских храмах за границей: в Берлине, Будапеште, Висбадене, Дрездене, Кобурге, Праге и Штутгарте. Присутствовали также настоятели греческой и сербской церквей в Вене, священники боснийских полков, члены русского посольства, представители австрийских властей – наместник области граф Кильманнсегг и бургомистр Вены Штробах, а также послы Румынии, Сербии и Греции, представители разных славянских общин.
В 1914 году после начала Первой мировой войны церковь была закрыта.
И лишь после освобождения Вены советскими войсками в конце Второй мировой войны храм, сильно поврежденный, был вновь открыт в октябре 1945 года прибывшим в Вену из Москвы для устроения местных церковных дел архиепископом Фотием (Топиро). В 1951 году в Вене было учреждено благочиние, преобразованное в 1962 году в епархию.
Памятным событием в жизни собора Св. Николая явилось посещение храма в июне 1997 года Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Ныне Свято-Николаевский приход объединяет православных верующих Вены, находящихся под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Назначение прихода состоит не только в духовном окормлении верующих, но и в представительстве Русского Православия в Центральной Европе. В Вене создалась благоприятная обстановка, способствующая развитию контактов между представителями разных христианских Церквей. Они встречаются для обмена мнениями, для чтения лекций и докладов по разным вопросам церковной и общественной жизни. Эти встречи способствуют взаимному ознакомлению с духовными традициями различных Церквей.
Храм с золотыми прорезными подзорами по краю крыши, с разноцветными майоличными фризами по стенам и с пышным кокошником из килевидных закомар, увенчанным пятью сверкающими золотыми куполами, без всякого преувеличения смотрится, как счастливая невеста в роскошном подвенечном наряде. Светлые интерьеры храма в 2006-2008 гг были расписаны под руководством известного художника-иконописца, монаха Зинона. Настоятелем храма вот уже много лет служит протоиерей Владимир Тыщук. По выходным и праздникам храм неизменно наполнен прихожанами, в число коих входит множество иностранцев.