храм святого пимена в москве
Храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках
Иверское благочиние города Москвы
История храма
Интерьер храма преп. Пимена Великого в новых Воротниках безусловный шедевр Шехтеля – является единственным сохранившимся в первозданном виде церковным интерьером, спроектированным зодчим.
История храма преп. Пимена изобилует перестройками и обновлениями. Первый деревянный храм во имя Пимена Великого датируется 1658 годом. В 1696-1702 годах на его месте соорудили небольшую каменную одноапсидную церковь во имя Святой троицы с небольшой трапезной и южным приделом во имя Пимена Великого. Северный предел во имя иконы Владимирской Божией Матери, колокольня и обширная четырехстолпная трапезная, существующая и в настоящее время сооружены между 1796 и 1811 годами, ограда в 1825 году.
В 1879- 1883 г.г. церковь расширили путем удлинения боковых пределов на восток. Тогда же церковь расписали по образцу Владимирского собора в Киеве
В 1893 г. храм в очередной расширили, на этот раз удлинив к западу, из-за чего восточные части первого яруса колокольни вошли в состав первого яруса колокольни вошли в состав внутреннего помещения храме, который приобрел облик и размеры, сохраняющиеся до настоящего времени. В это же время начались работы по обновлению интерьера. В 1897 году Шехтель представил проект его новой отделки и создания новых росписей по образцу Киевского собора во имя святого Владимира. По эскизам Шехтеля воспитанниками Строгановского училища были выполнены фрески для храма Пимена Великого. Выполнение огромного объема работ стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям одного из постоянных заказчиков Шехтеля, прихожанина храма Владимира Петровича Смирнова – представителя семьи водочных королей России.
В пространстве храма господствует сверкающей белизной мраморный иконостас с величественным изображением Богоматери с младенцем над ним.
Три отдельных иконостаса слиты в единую трехчастную композицию. Все три иконостаса, хотя и двухъярусные, но сравнительно невысокие. Ступенчатая форма иконостаса превращает его в подножие запрестольного образа Богоматери с младенцем – копию знаменитой композиции В.М.Васнецова Белая мраморная резная решетка отделяет солею от самого храма, акцентируя значительность предлагаемого пространства.
Наряду с редко используемым в России каменным иконостасом белый цвет мраморной алтарной преграды дополнен золотом. Изыскано просты и выразительны позолоченные решетки перед царскими вратами центральной части иконостаса и приделов. Изящны и красивы гладкие позолоченные плоскости киотов на станах и столпах храма. Золотые паникадила своим цветом также символически напоминают, что Бог есть Свет.
В храме 18 многофигурных композиций и 120 изображений святых. Такого обилия изображений удалось добиться за счет уменьшения их размеров и группировки фигур по две.
Огромная, являющаяся содержательным и композиционным ядром храма копия композиции Васнецова «Богоматерь Запрестольная» доходит до барабана купола. В своде купола представлен Богочеловек в окружении ангелов, серафимов и херувимов, благословляющий и несущий в мир Евангелие. На стенах церкви представлены сюжеты Ветхого завета, между окнами купола – изображения пророков.
В парусах купола трапезной помещены изображения евангелистов. Основание свода обрамляют изображения херувимов, а в центре свода помещено изображение Святого Духа.
В нижних частях стен, в простенках между окнами и на столбах помещены изображения святых, служивших Господу в земной жизни во имя жизни небесной. Это преподобные Антоний и Феодосий Печерские, основатели Киево-Печерской лавры, первые русские святые благоверные князья Борис и Глеб, митрополиты Московские Петр и Алексий, мученики князь Михаил и боярин Федор Черниговские, преподобные Сергий Радонежский и Савва Звенигородский, святители Тихон Задонской и Димитрий Ростовский и многие другие святые, чтимые русской православной церковью.
Под сводами находятся росписи на сюжеты евангельской истории. На правой стене начиная от солеи южного Пименовского придела представлены «Сошествие Святого Духа на апостолов и Богоматерь в Сионской горнице» и «Сретение Господне» — повторение оригинала Васнецова. Напротив, помещено «Крещение Господне» — копия известной композиции кисти Нестерова. Между ними, на западной стене – «Воздвижение Креста Господня».
В северном приделе, посвященном иконе Владимирской Божией Матери, западную стену занимает «Вход Господень в Иерусалим». Другие настенные росписи изображают события из жизни Божией Матери: Благовещение, Рождество Богородицы, Введение во храм и Рождество Христово. Росписи притвора представляют притчу о милосердном самарянине и добром пастыре.
Росписи трех алтарей изображают праотцев и святых первых веков христианства. Витраж центрального алтаря изображает «Воскресение Христово» во Владимирском приделе – «Моление о чаше» в Пименовском – Явление Христа Марии Магдалине. Над царскими вратами воссоздана композиция Васнецова «Распятый Бог — Сын» в окружении ангелов.
Иконы первого яруса иконостаса датируются в основном второй половиной XVII — началом XVIII века. В верхней части иконостаса в глубине мраморных арок – изображения двунадесятых праздников. В левом северном пределе иконы, посвященные праздникам Божией Матери, в центральной и правом южном пределе – праздники из жизни Спасителя.
Во втором ярусе иконостаса центрального алтаря представлены изображения двенадцати апостолов рост, обращенными к восседающему на престоле Спасителю. В левом пределе – сидящая Богоматерь с младенцем в окружении ветхозаветных пророков, возвещающих о рождении Сына Божия. В правом пределе представлена своеобразная параллель этой композиции: четыре пророка, предрекающие пришествие Христа в мир, обращены к Богу – Слову, изображенному с крестом и развернутой хартией.
Освящение мраморного иконостаса состоялось в октябре 1907 года, а 27 декабря того же года было совершено освящение храма в честь Святой Троицы и придела в честь иконы Владимирской Божией Матери при церкви преп. Пимена Великого в Новых Воротниках что в Сущеве.
Храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках
Иверское благочиние города Москвы
Святыни храма
Храмовый образ Св. Троицы (справа от царских врат, послепетровское время).
Казанская икона Божией Матери (кон. XVII в.)
Тихвинская икона Божией Матери, в иконостасе левого сев. придела (XVIII в.)
Спас Великий Архиерей (нач. XVIII в.).
Храмовый образ левого придела — Владимирская икона Божией Матери (сер. XVIII в.)
Ообраз Божией Матери в народе именуемый «Пименовским» (нач. XX в., повторяет по композиции икону «Нечаянная Радость»)
Свт. Николая Чудотворца (XVIII в.).
В иконостасе правого, юж. придела — икона Спасителя (вторая пол. XVII — нач. XVIII в.), «Благовещение» (XVIII в.).
Особо чтимый образ Пимена Великого (сер. XVIII в.).
Напротив (перед решёткой солеи), в выполненном под мрамор киоте — написанная на стекле Казанская икона Божией Матери.
Икона св. прп. Пимена Великого с частицей мощей
Икона св. вмц. Анастасии Узорешительницы с частицей мощей
Икона св. блаж. Матроны Московской с частицей мощей
Икона св. мч. Иоанна Воина с частицей мощей
Поделиться:
Добавить комментарий Отменить ответ
Сегодня…
Прмц. Анастасии Римляныни (III). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073–1077).
Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (826).
Сщмч. Николая Пробатова пресвитера и с ним мчч. Агломазовских: Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918); сщмч. Иоанна Рудинского пресвитера (1930); сщмч. Евгения Ивашко пресвитера (1937); мц. Анастасии Лебедевой (после 1937); сщмч. Леонида Муравьева пресвитера (1941).
Кол., 252 зач., I, 24–29.Лк., 57 зач., XI, 14–23.Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 43 зач., XI, 27–30.
МОСКОВСКИЙ ПИМЕНОВСКИЙ ХРАМ В НОВЫХ ВОРОТНИКАХ
Московский храм Пимена Великого |
Московский храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, что в Сущёве
В стиле барокко. Длина здания храма — 45 метров, ширина — около 27 метров, вмещает до 4 тысяч прихожан. Четырёхугольник с восьмигранным ярусом, одноглавая. Колокольня — трёхъярусная.
История
Первое, самое раннее поселение московских воротников, привратников при городских воротах, располагалось у стен Кремля. Одно время их слобода находилась рядом с Тверской улицей, где оставила о себе память в названии переулков: Воротниковского и Старопименовского, в честь храма покровителя воротников Пимена Великого.
В середине XVIII века (приблизительно в 1658 году) московские воротники были переведены в окраинное село Сущево из Земляного города, уже сильно застроенного и многолюдного: их прежняя территория освобождалась под стрелецкие и прочие дворы государевых людей и мастеров насущных профессий. Здесь же, стражники образовали другую Воротниковскую слободу и около 1672 года выстроили новую слободскую церковь во имя своего традиционного покровителя — святого Пимена, с главным Троицким престолом, в точности повторявшую их старый храм. Новое поселение стражников осталось в нехитром названии местного Нововоротниковского переулка, где с тех пор стоит «Новый Пимен».
Эта церковь тоже поначалу была деревянной (что наводит на мысль об относительной бедности московских воротников) и вскоре сгорела в 1691 году. По благословению патриарха Адриана она была выстроена вновь в 1696-1702 годах, но уже каменной и стояла в старину на берегу большого, красивого пруда.
Ныне существующая ограда построена в 1825 году.
В 1870 году был утверждён новый проект фасада и колокольни, появился новый придел во имя Владимирской иконы Божией Матери, устроенный по случаю чуда, явленного от этого образа. По преданию, один слепой мальчик как-то играл здесь и взял на ощупь в руку какой-то предмет. В это время пыль и песок попали ему в лицо, он потёр глаза этой рукой — и мгновенно прозрел. Первое, что он увидел, была маленькая иконка, вырезанная на камне, которую он и держал в руке, — это оказался образ Владимирской Богоматери. Во имя ее тогда устроили придел — учёные полагают, что это произошло в начале XIX века, а при перестройке церкви в конце того же столетия придел был сооружён заново архитектором К. М. Быковским. Эта каменная иконка долго хранилась в Пименовском храме.
Разумеется, что на рубеже XIX-XX веков ни о каких московских воротниках и их слободском поселении речи уже не было. Прихожанами «Нового Пимена» были многочисленные простые москвичи, жившие в той местности, которые стали просить власти о расширении храма ввиду его тесноты. Работы велись несколько десятилетий — в начале XX века сам Федор Шехтель оригинально проектировал его внутреннее убранство с элементами и художественными приёмами московского модерна. За образец был взят Владимирский собор в Киеве и его низкий, одноярусный иконостас наподобие византийского, и даже позднейшие росписи В. Васнецова, хотя самого художника не пригласили к участию в работе над московским Пименовским храмом. Кроме того, в оформлении интерьера использовали древнехристианскую символику катакомб — изображение «Альфы и Омеги», виноградных лоз, пальмовых ветвей. Благоукрашенный и перестроенный Пименовский храм освятили 27 декабря 1907 года.
После революции для «Нового Пимена» наступили нелёгкие дни, несмотря на то что он не был закрыт. В апреле 1922 года из храма изъято 12 пудов 38 фунтов 48 золотников «церковных ценностей».
Тем не менее, 1917-1937 гг. стали для храма эпохой «золотого двадцатилетия», так как в этот период в церкви служило четверо новомучеников, а святитель Патриарх Тихон и митрополит Трифон (Туркестанов) были частыми гостями храма.
В 1927-1932 годах, регентом хора в Пименовском храме был инок Платон — будущий патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совершал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день своего тезоименитства.
С 1936 года Пименовский храм стал цитаделью обновленцев во главе с лжемитрополитом Александром Введенским — это был главный московский храм раскольников, в числе других городских церквей захваченный ими в смутное для России время. И только после кончины главаря раскола, последовавшей в 1946 году, Пименовский храм самым последним из них вернулся в Патриархию. 9 октября 1946 года на праздник Иоанна Богослова обновленцы провели здесь торжественную службу, и всего лишь через полчаса после её окончания храм перешёл в ведение Русской Православной Церкви.
В советские же годы сюда была перенесена храмовая икона из знаменитой церкви Василия Кесарийского на Тверской, бесследно уничтоженной безбожной властью в середине 1930-х годов.
Святыни
Храмовый образ Св. Троицы (справа от царских врат, послепетровское время), особо чтимые — Казанская икона Божией Матери (кон. XVII в.), Тихвинская икона Божией Матери (1695, царский изограф Ф.Феофанов), в иконостасе левого, сев. придела — Тихвинская икона Божией Матери (XVIII в.) и Спас Великий Архиерей (нач. XVIII в.). Храмовый образ левого придела — Владимирская икона Божией Матери (сер. XVIII в.), «Пименовский» образ Божией Матери (нач. XX в., повторяет по композиции икону «Нечаянная Радость»), свт. Николая Чудотворца (XVIII в.). В иконостасе правого, юж. придела — икона Спасителя (вторая пол. XVII — нач. XVIII в.), «Благовещение» (XVIII в.), особо чтимый образ Пимена Великого (сер. XVIII в.). Напротив (перед решёткой солеи), в выполненном под мрамор киоте — написанная на стекле Казанская икона Божией Матери.
Богослужение
Настоятели
Литература
Московские церкви святого Пимена
Храм святого Пимена Великого в Новых Воротниках. Фото: hram.codis.ru |
В старой, дореволюционной Москве было два храма, освященных во имя преподобного Пимена Великого, – «Старый», около Тверской улицы, уничтоженный большевиками, и «Новый», уцелевший, что в Сущеве близ Новослободской. Обе церкви были исторически связаны между собой и являлись приходскими храмами слободы московских воротников – стражников, охранявших ворота крепостных стен Москвы, Кремля, Китай-Города, Белого и Земляного. Одно время эта слобода находилась рядом с Тверской улицей, где оставила о себе память в названии местного Воротниковского переулка, а в XVII веке, с развитием и заселением центрального города, слобода была переведена за пределы Земляного города, в окраинное село Сущево. Там воротники выстроили себе новый храм во имя св. Пимена, так как он издревле почитался их покровителем.
В своей святой жизни преподобный Пимен прожил 110 лет. После его кончины Православная Церковь прославила его «Великим» – ради его служения Богу, и чтит его как святого угодника.
Покровителем московских воротников св. Пимен стал по особому и горестному для Москвы случаю. После победоносной для Руси Куликовской битвы Орда решила отомстить Москве и ее правителю, великому князю Дмитрию Донскому. В 1382 году, спустя всего два года после славной битвы на Куликовом поле, на Москву напал хан Тохтамыш и осадил Кремль, в котором заперлись защитники города, оборонявшие этот последний подступ к сердцу Москвы. Коварный хан пошел на хитрость – он велел русским князьям из удельных княжеств, соперников Москвы и ее государя, уговорить москвичей открыть кремлевские ворота, обещая, что не тронет ни город, ни его жителей. Воротники, охранявшие Кремль, поверили соотечественникам и жестоко поплатились: враг ринулся в открытые ворота. Москва была сожжена дотла, а все ее защитники и мирные горожане, укрывшиеся в Кремле – женщины, дети, старики, монахи – убиты. Случилось это 9 сентября, в день св. Пимена Великого – и потому с того времени он стал почитаться защитником московских городских врат и небесным покровителем их стражников.
Первое, самое раннее, поселение московских воротников располагалось у стен Кремля. Потом их перевели на Тверскую, за пределы стены Белого города, но внутри Земляного – там воротникам было сподручно исполнять свои обязанности, так как до обеих крепостей расстояние небольшое. Каждого, кто поступал на эту службу, приводили к особой присяге – стоять государеву службу в равенстве с другими сторожами, где прикажут, и, стоя в карауле, не воровать, не пить и не бражничать, «с воровскими людьми не знаться» и «великому государю не изменить».
Первая Пименовская церковь у Тверской появилась еще в 1493 году, и в середине XVII века она все еще была деревянной. Только в 1681-1682 годах, уже после того, как московская слобода воротников была в основном переведена за пределы Земляного города, «старый Пимен» выстроили каменным, с главным престолом во имя Св.Троицы и с приделом во имя святого покровителя московских стражников. Храм освятил сам патриарх. А в первой половине XIX столетия знаменитый московский архитектор Афанасий Григорьев (один из авторов «Большого Вознесения») выстроил здесь новую каменную церковь с классическим огромным куполом.
27 апреля 1869 года в Пименовском храме венчались сын Ф.И.Тютчева, Иван с О. Путятой, и на празднике присутствовал сам поэт.
Теперь это место знакомо москвичам в основном двумя своими историческими памятниками, «что у Старого Пимена». Первый из них – Воротниковский, 12, где завершилось последнее свидание Пушкина с Москвой. Это был дом его старинного друга, Павла Нащокина, того самого, у которого стесненный в средствах Пушкин одолжил свадебный фрак на свое венчание, и по преданию, был в нем же и похоронен. Поэт гостил у него в этом доме в свой последний в жизни приезд в Москву, в мае 1836 года, когда работал в московском Архиве Коллегии Иностранных Дел над подлинными документами истории правления Петра I и восстания Пугачева. Павел Воинович Нащокин, добрый и честный человек, хлебосольный хозяин, был еще и прекрасным рассказчиком, так, что Пушкин просил его записывать свои «мемории» хотя бы в виде писем к нему – ведь именно рассказы Нащокина стали сюжетами таких пушкинских творений, как «Дубровский» и «Домик в Коломне».
Пушкин задумал изобразить и самого Нащокина в образе главного героя романа о жизни русского дворянства, но этот замысел не успел осуществить. Потом один из первых исследователей жизни Пушкина, небезызвестный Павел Анненков писал о Нащокине, подчеркивая те черты его внутреннего облика, которые привлекли к нему Пушкина: «Редкие умели так сберечь человеческое достоинство, прямоту души, благородство характера, чистую совесть и неизменную доброту сердца, как этот друг Пушкина в самых критических обстоятельствах жизни, на краю гибели, в омуте слепых страстей и увлечений и под ударами судьбы. »
Они познакомились еще в Царском Селе, когда Нащокин учился в Благородном пансионе при знаменитом Лицее вместе с братом Пушкина, Львом. Их сердечная дружба с поэтом сохранилась на всю жизнь – закадычные друзья делились всеми радостями и горестями, одобряли выбор жен друг друга, вместе мечтали о счастье. За два дня до своего венчания поэт приехал к Нащокину на Арбат. У того в доме тогда гостила знаменитая цыганская певица Татьяна Демьянова. Пушкин был немного печален: «Спой мне, Таня, что-нибудь на счастье; слышала, может быть, я женюсь». Она, сама в те дни расстроенная размолвкой с любимым, тоскливо запела:
Ах, матушка, что так в поле пыльно?
Государыня, что так пыльно?
Кони разыгралися. А чьи то кони, чьи то кони?
Кони Александра Сергеевича.
Этот московский памятник попал в историю во многом благодаря очерку Марины Цветаевой «Дом у Старого Пимена». И не даром – отсюда тянется одна из самых интересных историй старой Москвы, связанная с легендарным московским домом великой поэтессы. Ведь тот самый деревянный дом в Трехпрудном переулке, где родилась и выросла Марина Цветаева, поначалу и принадлежал историку Иловайскому: он был приданым его дочери Варвары, которая вышла замуж за профессора И. Цветаева и стала его первой женой. Так Цветаевы оказались владельцами дома в Трехпрудном – и когда Варвара Дмитриевна скончалась, дом по наследству остался ее мужу, а от его второго брака здесь родились сестры Цветаевы – Марина и Анастасия. Иловайский часто гостил у них, навещая своего внука, и колоритная фигура знаменитого ученого, «жестоковыйного старика» произвела сильные впечатление на маленькую поэтессу – потом она оставила о нем, наверно, самые яркие, экспрессивные воспоминания.
Остался «Новый Пимен» у Новослободской. Факт, что этот храм не закрывался в советское время и сохранил свой старинный интерьер, словно «компенсирует» потерю «Старого Пимена». В середине XVII века (приблизительно в 1658 году) московские воротники были переведены сюда из Земляного Города, уже сильно застроенного и многолюдного: их прежняя территория освобождалась под стрелецкие и прочие дворы государевых людей и мастеров насущных профессий. Здесь же, на окраине Сущева, стражники образовали другую Воротниковскую слободу и около 1672 года выстроили новую слободскую церковь во имя традиционного своего покровителя – святого Пимена, с главным Троицким престолом, в точности повторявшую их старый храм. Новое поселение стражников осталось в нехитром названии местного Нововоротниковского переулка, где стоит с тех пор «Новый Пимен».
После революции для «Нового Пимена» наступили нелегкие дни, даже несмотря на то, что он не был закрыт. С 1936 г. Пименовский храм стал цитаделью «обновленцев» во главе с лжемитрополитом Александром Введенским – это был главный московский храм раскольников, в числе других городских церквей, захваченных ими в столь смутное для России время. И только после кончины главаря раскола, последовавшей в 1946 году, Пименовский храм самым последним из них вернулся в Патриархию. Последний раз обновленцы служили в нем на праздник св. Иоанна Богослова 9 октября 1946 года – всего лишь через полчаса после ее окончания храм перешел в ведение Русской Православной Церкви.
В советские же годы сюда была перенесена храмовая икона из знаменитой церкви Василия Кесарийского на Тверской, бесследно уничтоженной безбожной властью в середине 1930-х годов. Чуть раньше всех этих событий, в 1928-1932 г.г. регентом хора в Пименовском храме был монах Платон – будущий патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совершал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день своего тезоименитства.
В настоящее время церковь по-прежнему действует.
Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках (Москва)
Мiръ Россия Москва Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках (Москва)
Церковь Пимена Великого (Троицы Живоначальной) что в Новых Воротниках в Сущёве (Церковь Пимена Нового, Пименовская церковь, Троицкая церковь, Святотроицкая церковь) — православный храм Иверского благочиния Московской городской епархии. Современное здание трехпрестольного храма было построено в 1881 году. Архитектор Д.А. Гущин.
Содержание
История [ править ]
Интерьер храма преп. Пимена Великого в новых Воротниках безусловный шедевр Шехтеля – является единственным сохранившимся в первозданном виде церковным интерьером, спроектированным зодчим.
История храма преп. Пимена изобилует перестройками и обновлениями. Первый деревянный храм во имя Пимена Великого датируется 1658 годом. В 1696-1702 годах на его месте соорудили небольшую каменную одноапсидную церковь во имя Святой троицы с небольшой трапезной и южным приделом во имя Пимена Великого. Северный предел во имя иконы Владимирской Божией Матери, колокольня и обширная четырехстолпная трапезная, существующая и в настоящее время сооружены между 1796 и 1811 годами, ограда в 1825 году.
В 1879- 1883 г.г. церковь расширили путем удлинения боковых пределов на восток. Тогда же церковь расписали по образцу Владимирского собора в Киеве.
В 1893 г. храм в очередной расширили, на этот раз удлинив к западу, из-за чего восточные части первого яруса колокольни вошли в состав первого яруса колокольни вошли в состав внутреннего помещения храме, который приобрел облик и размеры, сохраняющиеся до настоящего времени. В это же время начались работы по обновлению интерьера. В 1897 году Шехтель представил проект его новой отделки и создания новых росписей по образцу Киевского собора во имя святого Владимира. По эскизам Шехтеля воспитанниками Строгановского училища были выполнены фрески для храма Пимена Великого. Выполнение огромного объема работ стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям одного из постоянных заказчиков Шехтеля, прихожанина храма Владимира Петровича Смирнова – представителя семьи водочных королей России.
В пространстве храма господствует сверкающей белизной мраморный иконостас с величественным изображением Богоматери с младенцем над ним.
Три отдельных иконостаса слиты в единую трехчастную композицию. Все три иконостаса, хотя и двухъярусные, но сравнительно невысокие. Ступенчатая форма иконостаса превращает его в подножие запрестольного образа Богоматери с младенцем – копию знаменитой композиции В.М.Васнецова Белая мраморная резная решетка отделяет солею от самого храма, акцентируя значительность предлагаемого пространства.
Наряду с редко используемым в России каменным иконостасом белый цвет мраморной алтарной преграды дополнен золотом. Изыскано просты и выразительны позолоченные решетки перед царскими вратами центральной части иконостаса и приделов. Изящны и красивы гладкие позолоченные плоскости киотов на станах и столпах храма. Золотые паникадила своим цветом также символически напоминают, что Бог есть Свет.
В храме 18 многофигурных композиций и 120 изображений святых. Такого обилия изображений удалось добиться за счет уменьшения их размеров и группировки фигур по две.
Огромная, являющаяся содержательным и композиционным ядром храма копия композиции Васнецова «Богоматерь Запрестольная» доходит до барабана купола. В своде купола представлен Богочеловек в окружении ангелов, серафимов и херувимов, благословляющий и несущий в мир Евангелие. На стенах церкви представлены сюжеты Ветхого завета, между окнами купола – изображения пророков.
В парусах купола трапезной помещены изображения евангелистов. Основание свода обрамляют изображения херувимов, а в центре свода помещено изображение Святого Духа.
В нижних частях стен, в простенках между окнами и на столбах помещены изображения святых, служивших Господу в земной жизни во имя жизни небесной. Это преподобные Антоний и Феодосий Печерские, основатели Киево-Печерской лавры, первые русские святые благоверные князья Борис и Глеб, митрополиты Московские Петр и Алексий, мученики князь Михаил и боярин Федор Черниговские, преподобные Сергий Радонежский и Савва Звенигородский, святители Тихон Задонской и Димитрий Ростовский и многие другие святые, чтимые русской православной церковью.
Под сводами находятся росписи на сюжеты евангельской истории. На правой стене начиная от солеи южного Пименовского придела представлены «Сошествие Святого Духа на апостолов и Богоматерь в Сионской горнице» и «Сретение Господне» — повторение оригинала Васнецова. Напротив, помещено «Крещение Господне» — копия известной композиции кисти Нестерова. Между ними, на западной стене – «Воздвижение Креста Господня».
В северном приделе, посвященном иконе Владимирской Божией Матери, западную стену занимает «Вход Господень в Иерусалим». Другие настенные росписи изображают события из жизни Божией Матери: Благовещение, Рождество Богородицы, Введение во храм и Рождество Христово. Росписи притвора представляют притчу о милосердном самарянине и добром пастыре.
Росписи трех алтарей изображают праотцев и святых первых веков христианства. Витраж центрального алтаря изображает «Воскресение Христово» во Владимирском приделе – «Моление о чаше» в Пименовском – Явление Христа Марии Магдалине. Над царскими вратами воссоздана композиция Васнецова «Распятый Бог — Сын» в окружении ангелов.
Иконы первого яруса иконостаса датируются в основном второй половиной XVII — началом XVIII века. В верхней части иконостаса в глубине мраморных арок – изображения двунадесятых праздников. В левом северном пределе иконы, посвященные праздникам Божией Матери, в центральной и правом южном пределе – праздники из жизни Спасителя.
Во втором ярусе иконостаса центрального алтаря представлены изображения двенадцати апостолов рост, обращенными к восседающему на престоле Спасителю. В левом пределе – сидящая Богоматерь с младенцем в окружении ветхозаветных пророков, возвещающих о рождении Сына Божия. В правом пределе представлена своеобразная параллель этой композиции: четыре пророка, предрекающие пришествие Христа в мир, обращены к Богу – Слову, изображенному с крестом и развернутой хартией.
Освящение мраморного иконостаса состоялось в октябре 1907 года, а 27 декабря того же года было совершено освящение храма в честь Святой Троицы и придела в честь иконы Владимирской Божией Матери при церкви преп. Пимена Великого в Новых Воротниках что в Сущеве.
В Советский период храм не закрывался. В апреле 1922 года из храма изъято 12 пудов «церковных ценностей». В 1927—1932 годах, регентом хора в Пименовском храме был инок Платон — будущий патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совершал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день своего тезоименитства.
С 1936 года Пименовский храм стал главным московским храмом обновленцев во главе с митрополитом Александром Введенским.
Через три с половиной месяца после смерти Александра Введенского, 9 октября, храм преподобного Пимена Великого перешёл в ведение Московской Патриархии. Святейший Патриарх Алексий I совершил в нём Божественную литургию в конце декабря 1946 года. Крыша храма прохудилась и стены от влаги, проникавшей внутрь и смешавшейся с красками, приобрели красноватый оттенок. Патриарх Алексий в слове, которое он произнес за литургией, указывая на стены храма, сказал: «Люди, которые здесь служили, разучились краснеть. Стены покраснели за них».
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 127006 Москва Нововоротниковский переулок, 3, с. 1.
Телефоны: 8 (499) 972-18-13; моб. 89251916779 (протоиерей Рафаил)
Проезд до ст. метро «Новослободская», далее повернуть налево, идти прямо, первый поворот направо – Нововоротниковский пер. 3.
Паломнику [ править ]
Храм открыт ежедневно с 7.00 до 19.00.
Богослужение в храме совершается ежедневно.
Вечерня и Утреня в 17.00.
Литургия в будние дни в 8.00.
По праздникам и воскресным дням – Литургия в 7.00 (ранняя) и 9.30 (поздняя).
Накануне воскресных дней и праздников – всенощное бдение в 17.00
По пятницам в 17.00 совершается Параклисис (акафист) Божией Матери.
Через воскресенье в 17.00 совершается Вечерня с акафистом преподобному Пимену Великому, Живоначальной Троице или Казанской иконе Божией Матери.
По всем вопросам можно обращаться по телефону 8495 972-18-13