храм святовита в арконе фото

ХРАМ АРКОНЫ. Подлинный вид «Святовида» (продолжение 2.)

ХРАМ АРКОНЫ. Подлинный вид «Святовида» (продолжение 2.)

(История прочитана В.А. Чудиновым методами микроэпиграфики.)

ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. ОСТРОВ РУСОВ. ХРАМ АРКОНЫ.

История Острова Русов.

храм святовита в арконе фото

№ 56. Вид храма Арконы.

У меня имеется рисунок общего вида храма Арконы. Замечу, что касается реконструкции, то всегда возникает вопрос о степени ее соответствия подлиннику. Однако храм Арконы вряд ли был нарисован в качестве реконструкции; его вид очень отличался от вида других храмов (рис. 109) [207]. За то, что вид его, скорее всего, подлинный, говорит следующее: если на реконструкции храма в Гросс-Радене кровельным материалом крыши изображено что-то вроде досок (хотя это маловероятно), то на крыше храма Арконы мы видим дранку, очень нехарактерную для немцев, но такую родную у славян. Храм целиком деревянный, бревенчатый, и если бы художник, рисуя реконструкцию в виде бревенчатого здания, изображал бы бревна на основном здании горизонтально, то он так же изобразил бы и конструкцию башни перед храмом. Тут этого нет. Сама башня, вероятно, была построена позже храма как навес над святовидом. А крыша над аркой, где находится дверь, вообще, видимо, была крыта соломой. Но самое главное, что внушает представление о том, что рисунок был сделан с натуры – это наличие на нем надписей, как раз в славянской манере.

храм святовита в арконе фото

Итак, как мы видим, храм Арконы представлял собой вытянутое бревенчатое сооружение типа барака с вырезанными под крышей окнами шириной в одно бревно, но довольно частыми. Крыльцо, судя по рисунку, было очень длинным, так что здание в плане имело Т-образную форму. Башня, видимо, была надстроена не над крыльцом, а над самим зданием; окна под крышей тут были сквозными, так что это помещение, судя по всему, не отапливалось. На уровне чуть выше середины видны прорези в стенах, сквозь которые видны колокола. Так что вышка играла роль либо звонницы, либо, что более вероятно, совмещала звонницу с надстройкой над святовидом. К сожалению, размеры храма на картинке не обозначены, но, даже судя по тому, что показано, такой храм мог вмещать человек 200–300. Это, конечно, очень крупный храм.

Как всегда, меня интересуют надписи. Они тут есть, и, как обычно, их трудно обнаружить. Надписи наложены на рисунок дранки, поэтому соответствующие части строения я показал крупным планом на двух врезках. На верхней самый верхний ряд дранки образует слово

АРКОНА;

во втором сверху ряду слева видна огромная буква

за которой читается продолжение, образуя слово

ХРАМ

(второй и третий ряды); на четвертом ряду более мелкими буквами и знаками начертано

ХРАМ МАКЪШИ.

Таким образом, хотя основным божеством в данном храме был Святовид, строилось данное святилище как

ХРАМ МАКОШИ.

На нижней врезке показана драночная крыша над крыльцом, где данная надпись дублируется. Тут тоже явно читается

ХРАМ МАКАШИ.

Так что строился этот храм, видимо, именно как

ХРАМ МАКОШИ.

Так я полагал, когда привел этот рисунок в своей книге [160, с. 155, рис. 77].

Сейчас я вижу, что как в плане интерпретации, так и в плане чтения я сделал не все возможное. В плане чтения на куче хвороста справа от входа в обращенном цвете читаются слова

МОРЕ ЯРА.

На самой башне над окнами можно прочитать надпись:

АРКОНА.

Еще ниже – слова:

ХРАМЫ МАКАЖИ,

а под окнами –

И ЯРА.

Иными словами, перед нами два различных храма, объединенных в один. И поскольку на входе читается

ХРАМ МАКАШИ,

то он – первый, а поперечный

ХРАМ ЯРА

находится вдали. Эти слова читаются именно на его крыше. Наконец, над дверью справа можно прочитать надпись:

РУСЫ.

Это – основные прихожане храма, хотя в гости к ним, разумеется, приезжали и многие другие славянские племена.

Увиденного и прочитанного достаточно, чтобы представить себе эволюцию этого храма. Сначала возник деревянный храм Яра, весьма скромный. Это вполне понятно, поскольку особо почитаемым русами данной местности божеством выступал именно Яр. Постепенно, по мере развития успешной деятельности жителей Рюгена (где торговой, а где и пиратской) храм стал очень почитаемым, и его пришлось увеличить настолько, что он стал напоминать вытянутый сарай. Не удивлюсь, если в одном из его крыльев находилась ризница с приношениями (говоря современным языком, это был «музей подарков Яру»). Но затем вспомнили о том, что наиболее древней и почитаемой была богиня Макошь, и ее храм построили перед храмом Яра. А поскольку вход в храм Яра, как и Рода, был с юга, то и храм Макоши, вопреки канону, ориентировали входом на юг. Однако, когда стали изготавливать скульптуру Макоши, вспомнили, что существует еще три весьма уважаемых славянских бога:

Перун и

Велес;

чтобы не ставить храм для каждого, решили поставить святовид, куда входил и лик Макоши. А поскольку Рюген уже находился в зените своей славы, святовид сделали очень крупным, так что над ним пришлось возводить высокую звонницу. Для приезжих необычный вид святовида затмил и лик Макоши, и лик Яра, поэтому храм и получил название храма Святовида. А поскольку о других храмах на мысе Аркона ничего не говорится (да и само слово Ар-Кон – кон Ара или Яра связано именно с Яром), то, надо полагать, храм Яра, позже ставший храмом Макоши-Яра, а еще позже переделанный в храм Святовида-Макоши-Яра, стал именоваться храмом Святовида. А еще позже в Альтенкирхене был построен каменный храм Яра, поскольку древний деревянный храм не вмещал более потока паломников со всего света.

Имеется фотография и того места, вблизи которого когда-то стоял храм Арконы (рис. 110).

храм святовита в арконе фото

Это – скалистый берег, по верху которого проложена дорожная колея; правее круто к морю спускается косогор. Тут, на этом крутом берегу, можно увидеть буквы, которые я на врезке и читаю, главным образом сверху вниз, вдоль столбцов: вверху начертано

ХРАМ, АРКОНА,

внизу –

СВЯТОВИД.

Последний слог

начертан в обращенном цвете и в другом порядке – ВДИ.

Видимо, надпись на склоне появилась поздно, когда храм Макоши был преобразован в храм Святовида. Интересно, что западные славяне писали как на косогоре, так и на самом храме превосходной кириллицей. Отсутствуют какие-либо следы как латиницы, так и германских рун. Так что как руница, так и кириллица были общеславянским культурным достоянием. Важно отметить и другое: надписи на косогоре сохранились более тысячи лет, когда о храме уже забыли (о его существовании вычитывали лишь из средневековых хроник).

Меня тут более всего трогает то, что до германизации славянские племена на территории Германии широко использовали для бытовых надписей как кириллицу, так и руницу. Позже они перешли на латиницу.

Аркона являлась не только религиозным, но и административным центром. Между тем ни одного административного центра археологами обнаружено не было. Не исключено, однако, что они располагались не на центральной площади между валами, а на окраине города и за минувшие столетия также обрушились в море. Во всяком случае приходится сожалеть об отсутствии этого материала.

ЛИКИ СЛАВЯНСКИХ БОГОВ. СВЕТОВИТ ИЛИ БЕЛОБОГ.

Западные славяне называли Световитом (Свентовит, Световид) нашего Сварога, деда Богов. Русский исследователь фольклора Александр Афанасьев в книге «Древо жизни» писал: «. основа же имени (свят — свет) указывает в Световите божество, тождественное Сварогу: это только прозвания одного и того же высочайшего существа».

храм святовита в арконе фото

Действительно, от имени этого славянского бога происходит само название святости, всего святого, святых праведников (то есть людей, следующих по пути Прави) и божественного света, проливающегося на землю. Кроме того, любой праздник на многих славянских языках называется свято.

храм святовита в арконе фото

Словом, до наших дней Святовит, хотя его храм в Арконе на острове Руен уничтожен датчанами 15 июня 1168 года, представляет самую суть духовной жизни славяно-русов. Когда-то этот храм был одним из самых святых мест Европы, чудом света, не меньшим, чем храм Зевса в Олимпии. И потому возбуждал у соседей зависть и ненависть. В священный во всей Славии город Аркону (Яромарсбург. Германия.) стекались люди из самых дальних краев. Для многочисленных паломников было открыто множество странноприимных домов. Датский хронист Саксон Грамматик (1140 — 1208) оставил для нас описание храма Световита: «. на площади в центре города стоит мастерски изготовленный деревянный храм. Его почитают не только за красоту, но и за величие бога, которому здесь воздвигнут кумир».

храм святовита в арконе фото

храм святовита в арконе фото
Камень Свантевита в Альтенкирхен.

Изваяние Световита представляло собой могучую фигуру с четырьмя головами. Каждый лик, смотрящий в определенную сторону света, имел короткую бороду. В правой руке бог держал окованный металлом культовый рог с медом. Левой упирался в бок. Одежда достигала колен, а ступнями он стоял вровень с людьми — на земле. Это изображение было прикрыто багряной завесой. На стенах храма, среди рогов оленей, лосей и туров, висело украшенное самоцветами седло, уздечка и меч с серебренной гравированной рукоятью.

храм святовита в арконе фото

Только служители бога, в белых одеяниях, могли входить в святилище, при этом они задерживали дыхание, чтобы не осквернить им Световита. Они же содержали белых коней бога, на которых тот выезжал по ночам, чтобы сокрушить врагов славян. 300 всадников в красных одеждах сторожили обитель бога.

храм святовита в арконе фото
Идол Святовита установленный в Арконе польскими язычниками в 90-ых годах.

храм святовита в арконе фото

храм святовита в арконе фото

храм святовита в арконе фото

Существовало несколько способов гадания служителями Световита о грядущем. Одни из них — с помощью священного белого коня бога. Перед входом в храм втыкали в землю три ряда скрещенных копий. Через них проводили коня. Если он начинал движение с правой ноги, то будущее обещало быть счастливым. Если с левой, то все могло сложиться плохо. И до сих пор существует поверье, что встать утром с левой ноги — плохая примета.

храм святовита в арконе фото

«На белой Руси не без добрых людей», — издревле говорили в народе, именуя белым и Отечество свое, и царя, и веру. А белый свет всегда был воплощением мира, земли и небес, всей необъятной
Вселенной. Живая память о древнем Белбоге и доныне сохраняется в преданиях о Белуне.

храм святовита в арконе фото
Ольга Ершова. Белобог.

Особо почитали этого бога в Белоруссии. Здесь верили, что заблудившегося в лесу человека обязательно приведет домой седобородый старец, похожий на волхва. В счастливую минуту белорусы говорили: «Словно подружился с Белуном». Или: «Темно в лесу без Белуна». Недаром в стародавние времена парни и девушки, собираясь с приходом осени на посиделках, распевали: Хоть и светит в небесах луна — Ох, темно в лесу без Белуна!

храм святовита в арконе фото

Его почитают также подателем богатства и плодородия. Во время жатвы Белун приходит на нивы и помогает жнецам в их работе. Чаще всего он показывается в колосистой ржи с сумою денег на носу, манит какого-нибудь бедняка и просит утереть себе нос: если тот исполнит просьбу, то из сумы посыплются деньги, а Белун исчезнет.

храм святовита в арконе фото

храм святовита в арконе фото

храм святовита в арконе фото
храм святовита в арконе фото
Боги славян ещё тут.

Источник

Святилище Аркона на острове Рюген

храм святовита в арконе фото

Остров Рюген находится на южном побережье Балтийского (Варяжского) моря. Рюген был заселён примерно с 4000 года до н.э. В 7 веке на острове Рюген жило мощное славянское племя — руяне (Rugieris) или руги (Rugii), основавши здесь, на побережье Померании, славянское княжество, ставшее политическим и торговым центром (гавань Ralwick) Варяжского моря на торговом пути из Готланда, и хорошо укреплённым религиозным центром на мысе Аркона.

Славянские прибрежные поселения, расположенные в большом количестве на всех речных торговых путях, имели огромное значение в торговле на Балтийском (Варяжском) море. Много скандинавских купцов жили постоянно в некоторых крупных рыночных центрах западных славян.

Ныне большие территории южного побережья Балтийского моря принадлежат Германии, и она хранит множество славянских топонимов — Росток, Любек, Шверин (Зверин), Лейпциг (Липск), Берлин — («берлога» — логово бера-медведя). Топонимика Русского Севера.

храм святовита в арконе фото

Сохранилось древнерусское сказание о дивном острове: «Там на море-Окияне, на острове Буяне бел-ключ камень Алатырь лежит … Прадуб древний, неохватен и могуч, стоит, семь небес пронзает, Ирий подпирает».

На острове Руяне, на высоком 40-метровом мысу, обращённом на восток, археологи обнаружили храмовый город-государство руссов — Аркона — Ярконь — ярый конь — солнечный белый конь Святовита.

храм святовита в арконе фото

Аркона — лежит на вершине высокого белого берега острова Рюген, и с трёх сторон омывается водами Балтийского моря. Городище-святилище Аркона сейчас занимает площадь с востока на запад 90 метров, и с севера на юг — 160 метров, хотя археологи предполагают, что размеры святилища были в три раза больше.

У северного склона горы в святилище Аркона находится святой источник и к нему проложена дорожка.

«Другой остров расположен напротив вильцев (лютичей). Им владеют ране, храбрейшее славянское племя. …Ране, у других называемые руанами,— это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. Поэтому благодаря особому почитанию этого святилища они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывают, будучи недоступны, ибо в места их трудно добраться.» — Адам Бременский «Деяния епископов Гамбургской церкви» («Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum»)

храм святовита в арконе фото

По данным археологии, раны (руяне) располагали разветвлёнными торговыми связями со Скандинавией и Прибалтикой, а также вели войны с соседями, защищая свою территорию. Торговля в Арконе велась с 8 века до 10 века.

храм святовита в арконе фото

Археологи открыли два основных поселений на острове Рюген (Rьgen):
(1) Гавань в Ralswick на острове Рюген была торговым центромс 8 до 10 века. В гавани археологи нашли двадцать (20) домов, с примыкающими к ним участками побережья Балтийского моря, и удобными пристанями для торговых кораблей. Жители — скандинавы и славяне занимались различными ремеслами и торговали с иностранными купцами. За городской чертой на возвышенности, были найдено более 400 курганов, захоронения скандинавов и славян схожие. Первые сведения о славянах.

(2) Святилище Аркона — языский храм и крепость Ругов (Rugieris). Святилище Аркона располагалось на вершине мыса, защищённого со стороны моря крутым обрывом, а со стороны суши — двойным полукольцом насыпных валов и рвами с водой. Святилище бога Святовита охраняли 300 воинов-ругов. В центре святилища Аркона находилось древнее капище, окружённое бревенчатым частоколом с большими воротами. Внутрь капища мог входить только верховный жрец бога Святовита. Збручский идол как модель славянской Вселенной.

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, С.-Пб., Брокгауз-Ефрон, 1890—1907. «Ругии — многочисленный и могущественный народ, живший в северной Германии, по берегу моря, между Одером и Вислой. Во время переселения народов Ругии присоединились к готам и переселились в области по среднему течению Дуная.

Готы (лат. Gothi, Gotthi, греч. Γότϑοι, Γόϑοι)племена восточных германцев. В начале нашей эры жили на южном побережье Балтийского моря и по Нижней Висле. С конца II века начали передвижение на юг и юго-восток к границам Римской империи, которых они достигли в III веке, и в район Приазовья и в Крым. В III веке в союзе с другими племенами осуществляли вторжения в провинции Римской империи.

В V веке Ругии подчинились Аттиле и сопровождали его в походе в Галлию; сделавшись после смерти Аттилы вновь свободными, жили в нынешней Австрии. В царствование короля Фелетея (Фавы) Ругии распространили своё господство над Норикой, но в 487 г. Одоакр положил конец этому господству: «Фелетей был взят в плен, а сын его, Фридрих, с остатками своего народа, пошёл к остготам и побудил короля Теодориха к войне против Одоакра (489 г.). Вместе с остготами Ругии переселились в Италию, не смешиваясь, однако, с ними; в 541 г. Ругии попытались избрать себе особого короля, Эрариха, но он вскоре был убит готами. После падения остготов исчезают и Ругии.»

храм святовита в арконе фото

На обширных территориях, примыкающих к южному побержью Варяжского (Балтийского) моря жили и другие западные славяне — ободриты или бодричи (Obotrites), вильцы (Wiltze), волыняне (Wolins), померане (Pomerians), лютичи.

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, С.-Пб., Брокгауз-Ефрон, 1890—1907. «Что касается религии бодричей, то она, как и у других славян, состояла в обожании сил природы: солнца, луны и т. д.; и имела мирный характер. Только впоследствии мифология прибалтийских славян, более развившаяся, чем славян восточных, изменила этот характер на воинственный. Так, главное божество бодричей Святовид, святилище которого находилось в Арконе, на о. Рюгене, был богом войны, и его идол обыкновенно изображался с рогом в одной руке и луком в другой, а подле него находились: седло, узда и меч.»

В земле славян-редарей, находился город Ридигост (Riedigost — Ретра) святилище, покоившееся, вместо фундамента, на рогах зверей. Наружные стены храма Ретры украшены были чудесной резьбой, представлявшей изображения различных богов и богинь; внутри же храма стояли истуканы богов, снабженные полным вооружением и одеты в шлемы и латы. На подножии каждого истукана было написано его имя. Главнейший из богов храма Ретры был Сварожич (Zuarasici).

храм святовита в арконе фото

Кроме Радигаста у редерян и бодричей, в земле Староградской (Aldenburg), почитался Сива (Шива) у полабских славян.

Самым большим почётом пользовался Святовит в Арконе, на острове Руяне, славившийся своим оракулом. В сравнении со Святовитом, все прочие боги признавались лишь полубогами. Славянскому языческому богу Святовиту ставили храмы во многих других местах.

Святовит же считался богом богов. В его честь язычники ежегодно закапывали одного христианина; в пользу храма Святовит в Арконе ежегодно присылались дары и денежные приношения из всех славянских прибалтийских земель. Даже приезжие купцы обязаны были, прежде чем приступить к совершению продаж или покупок, принести Святовиту в жертву часть драгоценнейшего своего товара. Славяне верили, что всякое счастье исходит от доброго, а всякое несчастье—от злого бога; поэтому они называли злого бога — Чернобогом.

Подробное описание идола Святовита и знаменитого Арконского храма, оставил нам очевидец разрушения этого храма, Саксон Грамматик (ум. 1204 г.). «Город Аркона, — пишет он, — лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природною защитою. с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей… Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут был кумир. Вся внешняя сторона храма блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными.

храм святовита в арконе фото

Только один вход был вовнутрь храма, окруженного двойною оградою: внешняя ограда состояла из толстой стены с красною кровлею; внутренняя — из четырёх крепких колонн, которые, не соединяясь твердою стеною, увешаны были коврами, достигавшими до земли, и примыкали к внешней ограде лишь немногими арками и кровлею. В самом храме стоял большой кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили к груди и две к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая налево; волосы и борода были подстрижены коротко; и в этом, казалось, художник соображался с обычаем руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год наполнялся вином из рук жреца, для гадания о плодородии следующего года; левая рука, которою кумир опирался в бок, подобилась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов дерев и так искусно были соединены с коленями, что только при точном рассматривании можно было различать фуги.

Ноги Святовита стояли наравне с землею, их фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями; более всего поражал воображение меч огромной величины, которого ножны и рукоять, кроме красивых резных форм, отличались прекрасною серебряною отделкою… Для содержания кумира Святовита каждый житель острова Руяна вносил монету.

Богу Святовиту отдавали третью часть добычи и хищения, веря, что его защита дарует успех; при храме в Арконе содержались триста лошадей и столько же всадников, которые всю добычу вручали верховному жрецу Святовита. В ремеслянных мастерских делали различные украшения для храма; сокровеща храма сохранялось в сундуках под замками; в них, кроме огромного количества золота, лежало много пурпурных одежд, но от ветхости гнилых и худых.

В храме Арконы можно было увидеть множество общественных и частных даров, пожертвованных благочестивыми обетами требующих помощи, потому что кумиру Святовита давала дань вся Славянская земля. Даже соседние государи посылали Святовиту свои дары с благоговением, и король Датский Свенон принёс в дар чашу искуснейшей отделки для умилостивления бога…

храм святовита в арконе фото

При храме Святовита в Арконе был совершенно белый конь, с длинным хвостом и гривой, которую никогда не стригли. Только верховный жрец храма мог его кормить и на нём ездить, чтобы обыкновенная езда не унизила божественного животного. Славяне верили, что на этом белом коне Святовит ведёт войну против врагов своего святилища; конь, ночью стоявший в стойле, часто утром был покрыт пеною и грязью, как будто он воротился из дальней дороги».

В книге «Божества древних славян«, гл. II. ЖЕРТВЕННЫЕ ОБРЯДЫ Западных славян, Фаминцын А. сообщает рассказ Гельмольда о жертвоприношениях: «Жрец по указанию жребия, то есть посредством гадания, определяет праздники, которые должны быть отправляемы в честь богов. Сходятся мужчины, женщины и дети и воздают богам жертвы, состоящие из быков и овец; очень многие приносят в жертву и людей, именно христиан, так как они убеждены, что христианская кровь приятна богам». По заклании жертвы, жрец пил кровь её, в убеждении, что она сообщает ему дар прорицания. «Храмову службу, — продолжает летописец, — они исполняют с необыкновенным тщанием и благоговением». ( Chron. I, 52; 12).

храм святовита в арконе фото

«Оно было, —говорит Саксон Грамматик, —отлично по величине и цвету и почитаемо народом руянским почти столько, сколько величие всех богов. Нося его перед собою, они считали себя вправе грабить всё человеческое и божеское, и всё считали себе позволенным. С ним они могли опустошать города, разрушать алтари, неправое делать правым, всех пенатов руяиских разрушать и сжигать, — и власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской». К числу боевых значков принадлежали и орлы.

Первосвященник Арконы решил должен ли народ идти на войну или нет.

храм святовита в арконе фото

Празднества в честь бога Свитавита проходили в день осеннего равноденствия, по окончании жатвы, в обряде служения Святовиту в Арконском храме, на капище жрецы приносили в жертву богу жертвенных молодых животных. Храм-святилище Аркона был украшен рогами различных жертвенных животных. Археологические раскопки показали, что здесь были жертвоприношения не только животных, но и людей.

Фаминцын А. Божества древних славян. Гл.I. Предметы поклонения древних славян, засвидетельствованные письменными памятниками. В сравнении со Святовитом, все прочие боги признавались лишь полубогами. Святовит же считался богом богов. В честь Святовита руяне ежегодно закапывали христианина (т.е. совершалось человеческое жертвоприношение); в пользу его храма ежегодно присылались дары и денежные приношения из всех славянских (балтийских) земель.

«Святовит имел свои боевые значки (Signa) или знамёна. Главнейшее из них называлось Станица (Stanicia). «Оно было, —говорит Саксон Граматик, —отлично по величине и цвету и почитаемо народом руянским почти столько, сколько величие всех богов. Нося его перед собою, они считали себя вправе грабить всё человеческое и божеское, и всё считали себе позволенным. С ним (с богом богов Святовитом) они могли опустошать города, разрушать алтари, неправое делать правым, всех пенатов руянских разрушать и сжигать, — и власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской».

храм святовита в арконе фото

Судя по свидетельству Саксона Грамматика на острове Руян было ещё три языческих славянских святилища. В другом городе острова Руяна — Коренице (Karentia (Garz), на южной оконечности Рюгена (Rьgen), по свидетельству Саксона, было три храма, из которых в одном стоял громадных размеров истукан бога Ругевита (Ruge-viet — бог Рюгена), о семи лицах: семь мечей в ножнах было привязано к его боку на одном поясе, а восьмой меч, вынутый из ножен, идол держал наголо в правой руке, и был он крепко прибит к ней гвоздём. Ругевит (Rugevit; Rugeviet) был славянским богом войны.

В другом храме острова Руян находился идол Поревита, о пяти головах, и в третьем—идол Поренута о четырех лицах, а пятое лицо было на груди.

Имена различных богов принадлежат также пантеону богов венедов, славянских жителей балтийского (варяжского) побережья.

храм святовита в арконе фото

Высшие классы, в Померании была обращены в христианство в 1128 году, под влиянием миссионеров епископа Отто из Бамберга. Языческие обряды продолжали совершать в среде беднейших классов, и языческие храмы на острове Рюген (Rьgen) существовали до 1168 или 1169 года, даже после смерти герцога Никлота (Nyklot) в 1160 году.

Некоторые провинции Дании, до правления короля Вальдемара I, платили дань ранам (руянам), что и послужило одной из причин войн, которые Вальдемар I вёл с ними. В ходе этих войн раны (руяне) утратили свою независимость в 1168 году, их культовая крепость Аркона была разрушена, святилище Святовита уничтожено.

храм святовита в арконе фото

Изображение языческого бога Святовита на камне в христианском соборе св. Вита

15 июня 1168 года датский король Вальдемар-1 коварством и хитростью овладел крепостью на острове Руян. Захватчики разграбили святилище Святовита, осквернили и сожгли капище в день Святого Вита. Король Вальдемар-1 приказал на месте святилища Святовита воздвигнуть христианский храм Святого Вита, используя при строительстве камни старого языческого храма.

Храм Святовита в Аркона была разрушена датским королём Вальдемаром и его христианским советником Абсалоном (Absalon) в 1169 году.

Как утверждают датские летописи, князь руян Яромар (Яромир) стал вассалом датского короля, а остров — частью епископства Роскилле. К этому периоду относится первое насильственное обращение руян в христианство.

В 1234 году руяне освободились от датского владычества и расширили свои владения на побережье современной немецкой земли Мекленбург-Передняя Померания, основав город, известный ныне как Штральзунд (по-поморски Strzélowò, по-польски Strzałów).

На южном побережье Балтики в 1308 году произошло землетрясение и часть острова Руяна, где находилась добрая половина святилища Аркона, обвалилось и вместе с крутым берегом ушла на морское дно. Cлавянский город Винета — Атлантида Балтики

В 1325 году умер последний князь руян Вислав-3, и остров Рюген (Rьgen) был завоеван герцогом Померании. В 1405 году на острове Рюген умерла последняя жительница говорившая по-славянски Галицина.

Почитание языческого бога Святовита в народе было настолько сильным, что новая христианская религия была вынуждена считаться с нею. Именно поэтому христианские церкви строили на древних языческих капищах, а камни с изображениями языческих богов встраивали в стены христианских храмов. Имена языческих богов превращали в христианские святыни, так капище языческого Святовита было превращено в храм Святого Вита на острове Рюген.

храм святовита в арконе фото

В эпоху борьбы с язычеством и насаждением христианства в Британии известен епископ со странным славянским именем Свитун Винчестерский (St. Swithun of Winchester), умерший 2 июля 862 года и погребённый у стен строившегося Винчестерского собора.

Завещание Св. Свитуна (старо-англ.: Swīþhūn = Свидун) было выполнено через сто лет, когда был наконец-то достроен Винчестерский собор и 15 июля 971 года монахи перенесли останки Святого Свитуна внутрь нового великолепного Винчестерского собора, посвященного Святой Троице, святому Петру (Saint Peter), святому Павлу (Saint Paul) и святому Свитуну (Saint Swithun).

Согласно легенде, во время церемонии перезахоронения Св. Свитуна Винчестерского обрушился сильнейший дождь, и впоследствии проливные дожди также шли в каждую годовщину смерти епископа. В Британии Св. Свитуна Винчестерского почитают «покровителем погоды» — это указывает на связь христианского епископа с древними языческими традициями, которые он принял на себя для привлечения язычников в христианский храм. Согласно древним народным приметам, если на святого Свитуна идёт дождь, то дождь будет продолжаться 40 дней (If it rains on St. Swithun’s Day, it will rain for forty days).

Символами святого Свитуна являются яблоки с посаженных епископом деревьев. В Англии говорят, что не следует есть яблоки раньше Дня святого Свитуна.

В 1005 году епископ Винчестерского собора Эльфеах (Ælfheah, англо-саксон.: «elf-high»; ook Alfegus, Alfege) был избран новым архиепископом Кентерберийским. Уходя из Винчестерского собора, епископ Эльфеах (ок. 953 — 19 апреля 1012 г.) взял с собой в Кентербери святую реликвию собора- голову Св. Свитуна, умершего в 863 году. Епископ Эльфеах был убит викингами в 1012 году. В позднесаксонский период Свитуну приписывали силу, излечивающую раненых в бою воинов, калек и возвращающую зрение слепым.

До 1316 года голова Свитуна хранилась в Кентербери, далее следы реликвии теряются. Но в конце 14 века голова Свитуна появляется в Нормандии в соборе Эвре (Evreux),который начал отмечать праздник св. Свитуна

храм святовита в арконе фото

В Норвегии в 1125 году святому Свитуну был построена приходская Римско-католическая церковь Св. Свитуна (норвеж.: Sankt Svithun kirke) в Ставангере (Stavanger) и хранились мощи святого Свитуна (старо-англ.: Swīþhūn = Свидун) из Винчестера. Интересное сходство имён Swīþhūn = Свидун и «Sviðurr ok Sviðrir er ek hét at Sökkmímis» — «Свидур и Свидрир я был у Сёккмимира», «Viðurr at vígum» — «Видур в боях» («ВЕДУН»); — из Перечня имён Одина в Старшей Эдде в одной в главе «Речи Гримнира». Proto-Germanic: *Woðanaz — «воданаз» или *Wōđinaz — «водиназ»; Danish: Woen (ВОЕН), Woden (ВОДЕН); Anglo Saxon: Woensdag = среда, ВОЕНА-ДЕНЬ (Danish: Woen)

Именно под знамёнами Святовита войны участвовали во всех сражениях, бог Святовит вёл их в бой, как Один бог войны, которому приносили человеческие жертвы поверженных врагов и христиан. Воин мог завоевать в бою благосклонность Одина бросив копьё в своих врагов с криком: «Один владеет всеми!» (Старый норвежский: Óðinn á yðr alla).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *