храм святой анастасии в крыму история
Скит Анастасии Узорешительницы — бисерный храм близ Бахчисарая
Крымский полуостров – не только известнейший курортный регион и место отдыха, это земля, где восточные славяне впервые соприкоснулись с христианством, куда еще на рубеже эпох пришла греческая христианская традиция. Один из ее признаков – широкое распространение монастырских сооружений в пещерах, по типу известного всем верующим Афонского скита. Гонимые превратностями судьбы, монахи уже в первых веках новой эры начали основывать в Крыму подобные конструкции. Их здесь так много, что еще в конце XIX столетия кто-то назвал полуостров «Русским Афоном». Среди местных известных пещерных обителей выделяется Качи-Кальон – настоящий комплекс, куда входит так называемый Скит Анастасии Узорешительницы. В Крыму это место чрезвычайно востребовано у паломников.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится достопримечательность в Крыму?
Скит Анастасии Узорешительницы расположен в Бахчисарайском районе, чуть южнее Бахчисарая. Ближайшие к нему населенные пункты – села Предущельное и Баштановка. Отправляясь к этой достопримечательности, вы также проедите мимо весьма интересного места – водохранилища Эгиз-Оба.
Скит Святой Анастасии на карте Крыма
Исторические сведения о сакральной памятке
На полуострове Крым Скит Святой Анастасии Узорешительницы можно назвать жемчужиной православия. Название это не просто образное сравнение, оно отображает реальный облик христианской памятки, ведь ее храм полностью украшен миллионами бисеринок. Но обо всем по порядку.
Пещерный город Качи-Кальон возле села Предущельное вмещал в себя много отшельнических пещер, несколько храмов и целый ряд сугубо «гражданских» построек. Монастырь Анастасии, судя по историческим и археологическим сведениям, появился здесь, вероятно, в VIII веке, его создали беглые из Византии монахи. Это был период иконоборчества – когда внутри церкви происходили важные перемены, поддержанные далеко не всеми ее последователями.
Комплекс просуществовал в Качи-Кальон без малого тысячу лет и был известен далеко за пределами Крыма. В 1778 г., когда полуостров покинули почти все христиане, прекратило свою историю и это место. Его насельники ушли, увезя с собой святыню – икону великомученицы Анастасии. Небольшой бисерный храм и другие постройки постепенно пришли в упадок.
Новое возрождение скита в XIX веке связывают с именем архиепископа Иннокентия. Именно он произнес слова о том, что Крым по своим природным и историческим возможностям не уступает святому Афону, что здесь необходимо возрождать пещерные обители.
В 1859 г. Иннокентий посетил целительный источник, не исчезнувший в этом месте, и освятил полуразрушенную церковь, которую вскоре восстановили. Сюда, к церкви и святому ключу, потянулись верующие и паломники. Вскоре у дороги, чуть ниже отвесных скал, воздвигли и вторую церквушку, тоже названную в честь Анастасии.
Но времена советской власти вновь принесли сюда разруху и забытье. Восстановление скита началось только в 2005 г., в первую очередь усилиями братии Свято-Успенского бахчисарайского мужского монастыря. Многим посещение этого крымского уголка помогает избавиться от разных недугов, кому так вообще возвращаются утраченные способности.
Чем интересен Скит Анастасии Узорешительницы?
За последнее десятилетие Скит Анастасии Узорешительницы в Крыму неузнаваемо преобразился. Его изюминка – обилие бисера внутри церкви. Им вышиты все монастырские иконы, подставки для свеч, украшены лампадки.
Дело в том, что церковь восстанавливают в бывшей штольне по добыче извести, поэтому здесь всегда сыро и влажно. Ни штукатурка, ни краски не удержались бы в таких условиях, следовательно, первые иконы оказались вышитыми бисеринками. А дальше пошли настенные узоры, подсвечники – весь храм изнутри убрался этим незатейливым украшением.
При свете свечей бисер переливается разноцветными бликами, наполняя внутреннее пространство особым радужным свечением. Здесь строится и другой, более просторный храмовый комплекс – во имя Пресвятой Богородицы «Троеручицы». Он будет в более доступном, не таком сыром месте. Насельники скита разбили на склонах гор небольшой сад, где помимо традиционных плодовых деревьев, растет даже хурма.
А еще в хозяйстве бисерного храма имеются многочисленные козы и коровы. Работает сыроварня, обеспечивающая продукцией не только братию, но и небольшую монастырскую лавку, открытую неподалеку.
Как доехать до бисерного храма?
Добраться до Скита Анастасии Узорешительницы на машине проще всего от Бахчисарая, расстояние в пути составит 8 км, что по времени выйдет 10-15 минут:
На общественном транспорте доехать также несложно. Нужно сесть на автобус, идущий по маршруту «Бахчисарай – Синапное», выходить на остановке «Предущельное», затем пройти 1,3 км в юго-восточном направлении
Туристу на заметку
Обитель снова привлекает паломников, как это бывало раньше. Едут люди к святому источнику и просто туристы, очарованные удивительным «бисерным храмом» в скалах Качи-Кальон. Здесь функционирует небольшая гостиница для приезжих. Можно остановиться в ней, если есть желание подробнее познакомиться с историческим комплексом или даже внести свой посильный вклад в восстановление сакрального места! Смотрите в заключении небольшое обзорное видео о нем.
Скит Анастасии Узорешительницы и исчезнувшее село Лаки
Скит во имя св.вмч.Анастасии Узорешительницы.
Маленький горный скит во имя святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, спрятался в узком ущелье на склоне горы Фыцки около пещерного города Качи-Кальон. До этого раза всегда поднимались пешочком от дороги, по узкой тропинке выложенной старыми автомобильными шинами. В этот раз решили подъехать на машине к скиту сверху, через плато. Дорога оказалась хорошо накатанной, по силам любой машине. Начинается в с. Предущельное и выводит прямо к скиту.
Церковь святой Анастасии раньше была хорошо известна и за пределами Крыма. Так, в грамоте царя Бориса Годунова, упоминается денежная помощь Москвы этой маленькой крымской церкви. В Крыму менялись народы и государства, но церковь св. Анастасии оставалась. Ее упоминают и путешественники XIX века, о ней помнят все современные любители крымских троп.
О времени образования пещерного монастыря св. Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилось точных сведений. Большинство учёных полагают, что это случилось примерно в VIII веке.
Монастырь просуществовал здесь до 1778 г. (в этом году произошло переселение христиан из Крыма).
Опустела святая обитель, постепенно приходила в полный упадок церковь и другие монастырские постройки.
Возрождение скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы стало возможным в XIX веке, благодаря деятельности святителя Иннокентия (Борисова), которая навеки связала его великое светлое имя с Крымом и его историей.
Святитель Иннокентий 13 августа 1850 года посетил Качи-Кальон, источник св. Анастасии и освятил в церкви св. Анастасии второй предел во имя Страстной иконы Божией Матери. Источник в гроте стал местом паломничества, ибо его считали целебным. Старая церковь была восстановлена, возобновилось богослужение, а у дороги построена новая, тоже названная именем святой Анастасии.
Однако новая волна гонений на христиан после прихода к власти в России большевиков, не могла не затронуть и Анастасиевской киновии. В 1932 г монастырское подворье Анастасиевское и церковь были ликвидированы. Всё церковное недвижимое имущество конфисковано и передано под «культурные нужды», а судьба выселенных монахов осталась неизвестной. Немногим позже здание церкви и келии монастыря были взорваны и разобраны практически до основания.
И в наше время, в XXI столетии, вновь происходит возрождение скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы. До 2005 года над скитом добывали породу, был карьер и все завалило камнями. Затем это место объявили заповедником и запретили добычу камня. В 2005 году в это место приходит иеромонах Дорофей из числа братии Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря. Монахи разобрали завалы и хотели восстановить старый пещерный храм вмч. Анастасии, однако, власти запретили его восстанавливать, т.к. территория принадлежит геологическому заказнику. Тогда был обустроен новый храм, в старой штольне, уходящей вглубь на несколько десятков метров, в котором сейчас и проходят службы.
Нелёгким было начало: приходилось по 1,5 км. ходить за водой по горной местности, с канистрой за спиной, жить в землянках, поднимать стройматериалы по горной тропе на плечах и в руках. Но зазвучала молитва в этом святом месте и обитель начала благоустраиваться. Шум строительной техники в ущелье Таш-Аир умолкает только во время службы — утром и вечером. Скит растет вверх и вширь, буквально вгрызаясь в скалы. С каждым годом монастырь становится более благоустроенным.
В заброшенной известковой штольне сыро, а значит краска на стенах и сводах не держалась бы. Поэтому было принято решение украшать тем, что приносили верующие — украшения, серьги, бисер, бусы — все то, что уже отслужило когда-то. Монахи кропотливым ручным трудом украсили этот пещерный храм миллиардами бусинок, бисеринок и разноцветных камней. Убранство храма начали с лампадок с подвесками, подобных тем, что на святой горе Афон. Взяли их за основу, а потом немного своего добавили, и само украшение храма продолжили в таком же бисерном стиле. Потолок скита святой Анастасии Узорешительницы поделили разделенные чередой висящих лампадок бисерные Вифлеемская звезда и византийский крест. Каждое изделие в бисерном храме красиво и уникально.
Каждый способный к творчеству монах внес свою лепту в украшение скита. Перебирая с любовью каждую бусинку, каждый камушек, создавали и создают иноки вещи, поражающие своей искусной простотой. В пещерном храме святой Анастасии изумительной красоты лампады с бисерными подвесками, и ни одной одинаковой. Часть из них просто украшения, а часть зажигаются во время служб, но только во время торжественного богослужения загораются все. И хотя внутри нет окон, но все залито необычным светом — пламя свечей отражается в каждом бисерном изделии, наполняя храм тысячами разноцветных лучиков. Так создается особая, благодатная для молитвы атмосфера. Стоят в храме стасидии — деревянные кресла с откидными сиденьями, высокой спинкой и подлокотниками — на них опираются монахи во время всенощных бдений. На спинках стасидий — десять Божьих Заповедей, вышитых бисером. Храмовые иконы украшены узорными, переливающимися в свечном свете киотами, выполненными из бусинок.
Восстановлением обители занимаются семеро монахов и несколько послушников. Кроме того, насельники ухаживают за садом, в котором растут яблоки, черешня, слива и даже хурма. Есть у скита и небольшое хозяйство – 12 коров и несколько телят. Братья научились делать сыр, брынзу, сметану, простоквашу. Сначала не получалось, а затем освоились – и сейчас излишки идут на продажу. Есть в ските своя пекарня, в которой монахи пекут хлеб, булочки, пироги, просфоры для службы.
Лаки — крымская Хатынь
Деревня Лаки, была расположена между селами Бахчисарайского района Высоким и Верхоречьем. Ее основали греки, жившие в Крыму во времена раннего средневековья, называлась она тогда Лака. Зажиточная небольшая деревня более чем на 60 дворов располагалась на живописных склонах крымских гор.
На одном из холмов была построена церковь Святого Луки. Местные жители считали, что самое название их деревни идет от имени святого Луки.
Человек, впервые попавший в уютную Лакскую долину, поражается ее тишиной. Эта тишина какая-то особенная, такой больше нет нигде в Крыму.
Издавна здесь жили потомки славных листригонов. В окрестностях деревни сохранились остатки церкви св. Троицы, возведенной еще в начале 15 века. А недалеко от нее — развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом. В жилах местных жителей текла кровь гордых феодоритов. Того настоящего коренного крымского народа, которого уважали далеко за пределами полуострова.
Здесь все время был свой собственный мирок. Жителей деревни не особо интересовали события, которые происходили дальше, чем гора св. Ильи, возвышающаяся над Лаками. Люди растили отменный табак, виноград, разводили скот, воспитывали детей. Чужаков к себе особо не пускали, хотя встречали всегда радушно. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен.
Так бы и рожала новых работящих крымчан лакская земля, если б в одно промозглое зимнее утро 1942 года у дома председателя колхоза «Нео зои» Владимира Лели не остановилась машина с немцами. С этого момента в Лаках началась другая жизнь.
Немцы в своей возмущенной злобе решили стереть Лаки с лица земли. Были разрушены и сожжены все дома, склады, ферма, клуб. Каратели не смогли разрушить до основания только церковь. Красивый храм св. Евангелиста Луки, который жители деревни возобновили на месте старого в 1904 г., стоит в до сих пор. Нигде в Крыму нет храма подобного этому.
23 марта 1942 года деревня Лаки была захвачена гитлеровскими карателями и уничтожена. Почему сожгли именно эту деревню?
Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в эту деревню. 23 марта 1942 деревню окружили немцы. Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин.
Деревню подожгли. Огонь уничтожил все 87 дворов. Все жители села: 16 взрослых и 1 ребенок были расстреляны (по другим сведениям сожжены), а село полностью уничтожено за поддержку и укрывательство партизан.
Уникальный бисерный храм в Крыму: как старая штольня стала местом силы
СИМФЕРОПОЛЬ, 20 сен – РИА Новости Крым, Евгения Мартыненко. Крым — уникальный уголок планеты, здесь за каждым углом красота. Путешествуя на машине, каждый раз открываю для себя что-то новое. Однако самым сильным открытием стал скит святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в Бахчисарайском районе.
Маленький горный скит спрятался в узком ущелье Таш-Аир около пещерного города Качи-Кальон. О нем знают все местные жители, поэтому дорогу найти не сложно. Пешком путь короче, но он пролегает через «тропу грешников». Сто пятьдесят метров вверх по узкой крутой тропинке, выложенной старыми автомобильными шинами, даются нелегко. Поднимаются медленно и с молитвой. Для непривычных к горным прогулкам людей это настоящее испытание, повод собрать волю в кулак и сделать усилие над собой.
О времени образования пещерного монастыря святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилось точных сведений. Большинство священнослужителей полагают, что это случилось примерно в VI-VIII веках. Многие столетия он был христианской обителью, однако в ХХ веке монастырское подворье было ликвидировано, и лишь редкие любопытные заглядывали сюда. Да и смотреть было особо не на что – решением властей здесь образовали карьер и добывали камни. Только тринадцать лет назад скит вновь стал возрождаться.
ИСТОРИЯ
О времени образования пещерного монастыря св. Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилось точных сведений. Большинство учёных полагают, что это случилось примерно в VIII веке.
Об этом свидетельствуют как найденные высеченные греческие кресты в пещерах монастыря, характерные для этого времени, так и сохранившаяся переписка св. епископа Готфского Иоанна со св. Стефаном.
Претерпевая тяжкие гонения за чистоту православной веры, эмигрируя в этот период из Византии в Таврику, монахи основывают здесь пещерный монастырь.
Распространение почитания святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в период VI-VIII вв. из Константинополя приходит на юго-запад, и на юг, и на северо-восток.
На греческих островах и юге Италии, в Сицилии и на Кипре, в Сардинии и на Ближнем Востоке, как и в Крыму, появляются монастыри во имя этой святой.
Промыслительно было испросить защиты для сей обители св. Анастасии Узорешительницы – покровительницы гонимых за веру христиан, которая, как показала история монастыря, не раз помогала им в испытаниях и лишениях.
История не сохранила летописного сказания о жизни монастыря в этот период, однако мы видим, что правила монашеского образа жизни и монастырский устав был передан через св. епископа Готфии Иоанна св. Феодором Студитским (+826г), знаменитым поборником иконопочитания.
Издревле обитель сия несла свет Учения Христова народам языческим, населявшим Тавриду, и даже магометане (татары) семьями приезжали поклониться святыням монастыря.
Святой источник имени Анастасии Узорешительницы почитали все, получая многочисленные исцеления от своих недугов и болезней.
Нередко, благодаря таким исцелениям, татары принимали святое крещение.
Издавна монастырь был почитаем русским царским двором. По жалованной грамоте царя Бориса Годунова 1598 г. церкви св. Анастасии выдавалась милостыня. Известно, что и царь Михаил Фёдорович оказывал денежную милость монастырю.
К XVIII веку монастырские постройки обветшали, и в скиту остался единственный молитвенник-пустынножитель. Имя этого подвижника лишь Господь ведает, однако история нам приоткрыла один из его подвигов.
В 1774 году Крым был объявлен свободной от Порты страной и получил право избирать себе ханов. Именно это событие послужило первой и главной причиной выхода христиан в пределы России.
Духовным и гражданским главой православного христианства в этот период был митрополит Игнатий, возглавлявший общую Крымскую Гото- Кафскую епархию.
Митрополит Игнатий происходил из древнего итальянского рода Гозадино. В детстве он был отвезён на
Возрождение скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы стало возможным в XIX веке, благодаря деятельности святителя Иннокентия (Борисова), которая навеки связала его великое светлое имя с Крымом и его историей.
Получив назначение на Крымскую (Таврическую) кафедру, объехав всю местность, архиепископ Иннокентий ясно увидел её духовные нужды.
Предшественник архиепископа Иннокентия на кафедре Херсоно-Таврической архиепископ Гавриил (Розанов) ознаменовал свою деятельность учёными исследованиями и описаниями христианских памятников, православных древностей в Крыму, которые дошли до наших дней и представляют важные исторические свидетельства. Перед архиепископом Иннокентием открылось другое – великое и близкое его душе дело восстановления древних церковных святынь в Тавриде. Осенью 1849 года он составил «Записку о восстановлении древних святых мест по горам Крымским», где указывает на скитский вид монашества, как на самый целесообразный для Крыма, хранимый во всей силе на горе Афон и хорошо знакомый в России.
Император Николай I, своей рукой подписав сию «Записку…» к исполнению, возродил в 1850 году монастырскую жизнь в скиту св. Анастасии.
В своей «Записке…» св. указывает на скитский вид монашества, как на самый целесообразный для Крыма, хранимый во всей силе на горе Афон и хорошо знакомый в России.
Архиепископ Иннокентий Херсонский и Таврический указал на сходство физических условий Крыма и Афона и на превосходство Крыма перед Афоном для наших соотечественников, которые ищут безмолвия в тех обителях. Что же касается «святых воспоминаний», то и ими, говорит он, «Таврия не уступит никакому Афону». «Как хорошо было Промыслу Божию устроить наш Русский Афон. »
И «Русский Афон» начал возрождаться…
Святитель Иннокентий 13 августа 1850 года посетил Качи-Кальон, источник св. Анастасии и освятил в церкви св. Анастасии второй предел во имя Страстной иконы Божией Матери.
Чудотворная Страстная икона Божией Матери, на которой изображены Ангелы с орудиями Крестных страданий Спасителя по обеим сторонам Лика Богородицы, издавна была почитаема государями и народом, поскольку символизировала Страстную неделю перед Воскресением Христовым.
Икона была принесена в Москву в 1641 году по воле первого российского государя из Дома Романовых Михаила и встречена у Тверских ворот Белого города Государем, его сыном Алексеем Михайловичем, Святым Патриархом и Священным собором при большом стечении народа. Но икона, по Преданию, остановилась перед въездными воротами, и Михаил Федорович повелел возвести на «месте сем» Страстной собор, который был построен в 1646 году его сыном Алексеем Михайловичем. А в 1654 году Алексей Михайлович основал при соборе девичий Страстной монастырь.
Московские богомольцы из общины Страстного девичьего монастыря периодически совершали паломничество в Анастасиевскую киновию и в 1888 году на их средства, при участии монахинь того же монастыря была возобновлена вторая древняя церковь, высеченная в отдельном, отвалившемся от скалы камне, во имя святых мучениц: Софии и трех ее дочерей — Веры, Надежды и Любви, весьма малых размеров: не более 4м на 2,5м. Она сохранилась до наших дней и находится на горе, в 350 метрах от Анастасиевской церкви, ныне разрушенной. Ориентирована церковь на юго-восток и имеет два входа. Над одним из них были высечены желобки, отводящие дождевую воду, а в нише, над самим входом, – равноконечный крест.
В южной и северной стенах церкви высечены ниши для икон. Сами стены обработаны косыми ударами кирки и оштукатурены. В храме также были высечены скамьи для прихожан, а в полу южной части храма находится гробница, закрытая каменными плитами.
Вокруг храма сохранились древние захоронения, костницы.
Совершая паломничество к Престольному празднику 30 сентября, богомольцы располагаются прямо в лесу, вокруг пещерной церкви, ощущая всю таинственность происходящего.
К началу XX в. Анастасиевская киновия уже вполне расцвела и была очень известна как крымскому населению, так и московским богомольцам.
Однако новая волна гонений на христиан после прихода к власти в России большевиков, не могла не затронуть и Анастасиевской киновии.
20.06.1932 года протоколом заседания №9 Постоянной комиссии при Президиуме ЦИК Кр. А.С.С.Р. по вопросам культа, постановили: «Монастырское подворье и церковь ликвидировать, ввиду требования трудящихся окружающих деревень, а подворье и церковь передать хутору №2 совхоза «Коминтерн» под культурные нужды».
Постановление было приведено в исполнение. Монастырское подворье Анастасиевское в д. Пычки (ныне с. Предущельное) было ликвидировано. Всё церковное недвижимое имущество конфисковано и передано под «культурные нужды» хутора №2, а судьба выселенных монахов осталась неизвестной.
Немногим позже здание церкви и келии монастыря были взорваны и разобраны практически до основания, якобы для строительства дороги, которая там никогда не проходила.
На протяжении всей истории этой удивительной обители, гонения на христиан, в ней подвизавшихся, не прекращались. Монастырь разрушался, летописи и святые иконы уничтожались, насельников преследовали, однако снова и снова, по милости Божьей, обитель св. Анастасии Узорешительницы возрождалась.
И в наше время, в XXI столетии, вновь происходит возрождение скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы.
Расположился скит св. Анастасии на склоне горы Фыцки, неподалеку от прежнего своего месторасположения.
В 2005 году сюда приходит иеромонах Дорофей из числа братии Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, получив благословение настоятеля архимандрита Силуана. Уже спустя 2-3 месяца постепенно стали появляться и первые насельники.
28 мая 2005г. считаем днём основания возрождённого скита.
Нелёгким было начало: приходилось по 1,5 км. ходить за водой по горной местности, с канистрой за спиной, жить в землянках, поднимать стройматериалы по горной тропе на плечах и в руках. Но зазвучала молитва в этом святом месте и обитель начала благоустраиваться. При строительстве нашли кусок креста: знать, место намоленное. В пещере скалы монахи устроили храм во имя св. Анастасии Узорешительницы. Образовалась община, потянулись богомольцы.
Сама святая великомученица Анастасия не осталась равнодушной к своим чадам. По её молитвам Господь даровал источник вкусной и целебной воды прямо на территории скита. Источник сей освящён во Имя Софии, Премудрости Божией.
Сегодня численность братии невелика, как и предполагает пустынножительство. Вместе со скитоначальником, игуменом Дорофеем, десять человек и до 20 человек трудников в летнее время.
Руками настоятеля и братии украшается храм в византийском стиле. Среди многочисленных лампад ручной работы мы не встретим и двух похожих, каждая из них создана с молитвой, неповторима и уникальна.
По многочисленным просьбам прихожан и паломников монастыря, отец Дорофей благословил на продажу эти изделия монахов, и сегодня их можно приобрести в монастырской лавке.
Здесь также можно купить изготовляемое монахами натуральное мыло ручной работы, бездрожжевой хлеб собственной выпечки и другие изделия братии.
С каждым годом монастырь становится более благоустроенным. Труд и молитва братии, а также защита святой великомученицы Анастасии Узорешительницы помогают в возрождении этого удивительного места.
Сегодня одной из основных задач монастырской братии является постройка храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». Строительство уже начато. Оно требует не только физических сил монахов, но и значительных капиталовложений, учитывая сейсмическую неустойчивость местности.
Приглашаем всех желающих и имеющих такую возможность в любое время посетить святую обитель, испить чистейшей целительной воды, помолиться в уединении, не остаться равнодушными к восстановлению вековых православных традиций на удивительной крымской земле, принять участие в строительстве скита делом рук своих или внесённою лептой.
Страницы истории монастыря богаты легендами и пересказами местных жителей, исследователей, учёных, историков, которые освещают внешнюю жизнь монастыря, его расцвет и упадок от основания и до настоящего времени.
Но самое ценное здесь – благодать Божия, Божественная сила, наполняющая сердце каждого человека, вступившего на эту святую землю.