храм святой людмилы в москве
Святая Людмила, княгиня Чешская, – первая славянская мученица
Вячеслав, тяжело переживающий потерю бабушки, поддавшись на лукавые советы бояр, изгнал свою мать Драгомиру в город Будеч. Но вскоре князь, воспитанный святой Людмилой в христианских традициях, вспомнив заповедь о почитании родителей, раскаялся, понял, что не вправе судить свою мать, призвал ее обратно в столицу и окружил почтительной заботой и любовью. Ожесточившееся сердце Драгомиры было тронуто добротой сына-христианина, она увидела новым духовным взором весь ужас совершенного ею преступления и кающейся грешницей вернулась в христову веру. «Любовь покрывает все грехи» (Притч. 10, 12), поняв эту истину, Драгомира стала верной помощницей святого Вячеслава в делах государственных и в делах благочестия.
Александр Римарчук переехал из Донецка в Прагу в 1998 году, последние пять лет служит псаломщиком в православном храме Святителя Николая. Немало трудов пришлось положить Александру, чтобы создать здесь небольшой православный очаг. Александр рассказывает о том, что несколько лет назад заболел один крупный чешский чиновник, от решения которого зависел пропуск паломников к святыне. И даже не зная, какой веры этот человек, Александр стал горячо молиться о нем у мощей святой Людмилы. И этот руководитель передавал из больницы через других людей слова благодарности русскому парню. Передавал, что ему становится легче от его молитв, а исцелившись, распорядился всем работникам музея пускать Александра к мощам в любое время. С тех пор проблем с проходом к месту упокоения святой Людмилы для Александра не возникает. Его руками в государственном музее создан островок православия. Ему и не отказывали, и не разрешали. Александр, помолясь, взял да и затеплил лампаду – на свой страх и риск. А потом и икону святой Людмилы Чешской здесь поставил. Икону Александр купил в московском Свято-Даниловом монастыре. Православная икона св. Людмилы из Данилова монастыря встречает и провожает пока еще редких паломников из России.
О ста́вльша тьму идолослуже́ния/ и с гоpя́чей любо́вию пpия́в свет Пpавосла́вныя ве́pы Хpисто́вы,/ яви́ся ты, свята́я Людми́ло, я́ко звезда́ у́тpенняя,/ и све́том свя́тости твоея́// и́стинный день Богопочита́ния в Че́стей земли́ нача́в.
Кондак мученице Людмиле, княгине Чешской, глас 2
Х рам Твой всечестны́й,/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше вси ве́рнии,/ велегла́сно вопие́м ти,/ де́во му́ченице Людми́ло, великоимени́тая:// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.
Молитва мученице Людмиле, княгине Чешской
О свята́я уго́днице Христо́ва, му́ченице княги́не Людми́ло, первоуго́днице Че́шския страны́ и сто́льнаго гра́да Пра́ги украше́ние, те́плая о на́с пред Бо́гом моли́твеннице! Се́ мы́, многогре́шнии, смире́нно припа́дающе, мо́лим тя́: не попусти́ на́м поги́бнути в ти́не грехо́в на́ших, но вознеси́ о на́с моле́ние ко Го́споду, да поми́лует на́с и да́рует на́м покая́ние. О, преблага́я ма́ти Людми́ло! Не забу́ди посеща́ти ча́д твои́х, а́ще бо и преста́вилася еси́ от на́с в небе́сныя оби́тели, вку́пе со вну́ком твои́м, святы́м му́чеником Вячесла́вом. Те́мже, свята́я прама́ти его́, испроси́ и на́м, гре́шным, Бо́жие благослове́ние на ча́да на́ша и на все́х на́с, да и мы́, многогре́шнии, возблагодари́м Го́спода за подая́ние Его́ благода́ти и ку́пно с тобо́ю да просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ вели́кое заступле́ние о на́с во ве́ки веко́в. Ами́нь.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
ВСЁ О СВЯТОЙ ЛЮДМИЛЕ КНЯГИНЕ ЧЕШСКОЙ И О ХРАМЕ В КОТОРОМ ПОКОЯТСЯ ЕЁ МОЩИ
Голова святой Людмилы покоится в реликварии римо-католического кафедрального собора святого Вита, рядом с головой её внука, также канонизированного Православной Церковью святого Вацлава (Вячеслава).
Людмила почитается как святая покровительница Чехии, является также покровительницей бабушек, матерей и христианских учителей.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ О ЖИЗНИ И КАНОНИЗАЦИИ СВЯТОЙ КНЯГИНИ ЛЮДМИЛЫ
Святая Людмила была первым христианским правителем Богемии (Чехии) и первой святой своей страны.
Исторически подразумевается, что святая Людмила вышла замуж, когда ей ещё не было и 14 лет и она ещё не была христианкой. У неё в браке было 2 сына и три дочери, но имена всех детей истории не известны.
Крещение она приняла примерно в возрасте 23-30 лет и крещена была вместе со своим супругом, который ранее тоже был язычник. Есть версия, что муж Людмилы построил в своём замке Лев Градец церковь Святого Климента и в ту церковь прибыл святой равноапостольный Мефодий и в замке крестил Людмилу и её князя-мужа. Крещение их имело негативное последствие, языческий народ взбунтовался и Людмиле с мужем даже из Богемии пришлось бежать в Моравию.
Людмилу освобождают, она уходит в один из замков в Тетин, но Драгомира не чувствует себя в безопасности и посылает двух мужчин Тунна и Гоммона в тот замок, чтобы они убили Людмилу.
А вот дальше всё складывается очень интересно. Убийцы врываются в дом к Людмилы и не встречают ни какого сопротивления. Они силой вытащили Людмилу из постели. Людмила пыталась уговорить убийц не брать грех на душу, но напрасно. И тут в истории сказано, что убийцы разрешают Людмиле помолиться у постели и потом душат её по одной версии верёвкой, а по другой завесой.
Людмилу похоронили у стены её замка в Тетине.И далее опять не очень понятно. Сама Драгомира строит над могилой свекрови христианский храм св. Михаила оставаясь язычницей. Историуи говорят, что строительство храмов над могилами мучеников, это не христианское изобретение, а пришло в христианство из языческого мира. У язычников был культ мёртвых и они строили дома над могилами, что сделал и Драгомира. Возможно от того, что свекровь была христианка, она и отдала душе Людмилы почесть в виде построенного христианского храма.
Однако тело Людмилы в Тетине долго не находилось. Внук Вацлав решает перенести из могилы кости бабушки Людмилы в Прагу и предать их захоронению в храме Св.Георгия Победоносца, в котором уже более 1000 лет Людмила находится по сей день.
Тогда же Вацлав и провозглосил, что его бабушка Людмила святая. В то время, а это 10 век, официальной канонизации Церкви для святости не требовалось. Церковь и сама не выдавала прославление святой Людмиле по той причине, что не была пролита кровь и всё же в 12 веке в Прагу приезжает посланник Папы Римского и в 1143 году официально провозглашает Людмилу святой мученицей.
Далеко не все даже священники были согласны признать Людмилу святой и вначале её почитали только Пражские монахи-бенедикцы, потом добавился приход святого Григория в котором была могила Людмилы, далее стала почитать вся Прага и рост святости стал расширяться по Чехии и Европе.
В 1100 году, в Праге епископ Герман попытался принять признание, чтобы завеса, которой удавили Людмилу была признана как святыня и положить её в храме как объект поклонения, но Церковь отказала и признания своего не дала.
Только в конце 12 века Людмила попала в число покровителей христиан Чехии, когда уже канонизированы были её внук Вацлав, а так же чешские святые Войцех и Прокопий.
В 14 веке Чехию охватил народный бум по почитанию святой Людмилы. Этому способствовала дочь короля Оттокара Вторго, которой нравилось молиться в церкви Св.Георгия где была погребена Людмила. Были заказы на массовое изображения икон и фресок святой Людмилы. Её изображения висели в богатейших замках Чехии.
ГОРОД МЕЛЬНИК (ЧЕХИЯ)
(Родина святой Людмилы и чешского вина)
Замок Мельник принадлежит к числу наиболее важных достопримечательностей этого города. Ниже замка есть большие винные погреба. Конфискованы коммунистами.
В городе имеется католическая церковь святых апостолов Петра и Павла Её перестраивали три раза. Существует большой и сложный склеп в церкви. Проводимые исследования здесь между 1915-1919 годами показали, что в склепе находятся погребальные останки остатки 10-15 тысяч людей. Сегодня в городе проживает чуть больше 19.000 человек.
Эти вин оградники разведённые святой Людмилой и её внуком святым Сацловом и сегодня растут у замка Мельник.
МОНАСТЫРЬ И БАЗИЛИКА СВЯТОГО ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА
(Храм в котором находятся мощи Св. Людмилы княгини Чешской)
Когда-то площадь Святого Георгия в Праге была главной площадью города, но она стала значительнее меньше после того, как на ней построили собор святого Вита.
В последствии здесь был разбит целый духовный комплекс и был создан женский монастырь в 973 году. А настоятельницей монастыря стала сестра князя Млада, которая в постриге приняла имя Мария. Млада приложила много труда для этого храма и для христианства в Чехии в целом. Она из Праги отправилась в Рим, где встретилась с Папой Римским, выпросила для Праги статус католической епархии и епископа и по возвращении приняла монашество и стала настоятельницей монастыря. Этот монастырь являлся религиозным христианским центром Чехии.
Здесь была и монашеская жизнь, в монастырь допускались на службу и миряне из Праги и не только, здесь служились ежедневные мессы, но главный акцент в монастыре ставился, поминовение местной покойной знати, которая погребалась в крипптах храма и которая в монастыре ежедневно поминалась.
Базилику требовалось расширить как главный храм монастыря, из однонефной базилика стала трёхнефной с тремя аспидами и двумя крипптами для захоронений.
Первые усопшие, которые погребались в крипте базилики, это были знатные вельможи из княжеского рода династии Пржемысловичей, к которым принадлежала и святая княгиня Людмила. Благодаря этому, церковь имела большое значение в Праге и всей Чехии.
Тогда же с правой стороны храма (где сейчас двери выхода) была пристроена Бенедиктом Ридом капелла Св.Яна Непомуцкого, свод которой украшали фрески В.Райнера.
Так бы со стороны алтаря был надстроен как бы верхний этаж..
Сам монастырь тоже развивался. Это был женский бенедиктинский монастырь, которым руководили представительницы богемских благородных семейств. Благодаря тому факту, что настоятельницами монастыря были лица, принадлежащие к аристократическим семействам, а иногда и королевским фамилиям, то этот монастырь приобрёл огромное религиозное значение не только в Праге, но и во всей Богемии. Так например известно, что с 1200 года настоятельницей этого монастыря стала Агнесса Чешская, дочь Короля Чехии Владислава Второго. Позже она была канонизирована католической церковью, а её тело покоилось в этом храме. Игуменями были и другие королевские дочери..
Само положение игуменьи монастыря Св.Георгия было особым, за ней даже закреплялась некая светская власть. Игуменья получала светский титул принцессы и она имела право лично сопровождать будущую королеву на коронацию и участвовать в светских торжествах коронации.
Кроме того, были известны случаи, когда не епископ, а сама игуменья монастыря получала право короновать на трон королеву Чехии.
Так же игуменья должна была заботиться о распространении культа Св.Людмилы, принимать в честь святой дорогие пожертвования и подарки.
Как не странно это звучит, но в средние века, этот монастырь был самым богатым учреждением всего королевства Чехии.
Монахини монастыря шили богатые облачения епископов, которые игуменией отправлялись даже в дар Римскому Папе.
В 1541 году храм и монастырь были повреждены пожаром, но восстановлены были в 17 веке и храм перестроили в стиле барокко.
В 1782 году, император Иосиф Второй упразднил монастырь и создал в нём казармы. С тех пор монастырь и храм стали приходить в упадок. Особые важные захоронения были перенесены в соседней собор святого Вита.
Однако и сейчас через все века в храме сохранились некоторые захоронения и самое большое, высокое, которое выделяется, это захоронение основателя церкви князя Вратислава Первого, захоронение 921 года.
В храме так же сохранились бесценные старинные фрески.
Сегодня храм находится при статусе национальной галереи Чехии. в нём проходят так же концерты.
Сегодняшний вид, который в значительной мере соответствует базилике 12 века, обязан осуществленной в 1887—1908 годах реконструкции в духе пуризма по проекту архитектора Франтишка Маха.
В храме св. Георгия Победоносца в Праге, в котором пребывают мощи святой княгини Людмилы, под стеклом в престоле (алтаре) покоятся кости и череп святого мученика Феодора, доставленные в этот храм как святыня из Рима.
ЗАХОРОНЕНИЕ КНЯЗЯ ВРАТИСЛАВА ПЕРВОГО
Князь Вратислав Первый является сыном святой княгини Людмилы и отцом святого князя Вацлава (Вячеслава).
Он погребён в Праге, в храме святого Георгия Победоносца и является основателем этого храма, который строил для переноса в него тела своей матери святой княгини Людмилы. Однако умер он раньше, чем смог достроить храм и тело Людмилы в храм перенёс его сын святой князь Вацлав.
У князя Вратислава было семь детей из которых известно три сына: Вацлав, Болеслав и Спытигнев, известна дочь Стрежислава.
Именно его жена Драгомира и стала заказчицей убийства его матери святой княгини Людмилы.
НА ФОТО его гроб справа.
Один из крупнейших городов Польши, Вроцлав назван в честь сына святой княгини Людмилы Чешской и отца Святого князя Вацлава (Вячеслава), Вратислава Первого.
Ранее Вроцлав назывался город Вратиславиа.
именно князь Чешский Вратислав является основателем города Вроцлава, он же оснаватель храма Св. Георгия в Праге, в котором покоятся мощи его матери Св.Людмилы и где погребён он сам.
ЗАХОРОНЕНИЕ КНЯЗЯ ЯРОМИРА В ПРАГЕ
Князь Яромир являлся внуком князя Болеслава Первого, который в свою очередь был родным братом святого князя Вацлова (Вячеслава).
Двоюродным братом Яромира был польский король Болеслав Храбрый, который был женат на дочери Святого равноапостольного великого Киевского князя Владимира.
Вот так всё в этом мире переплетается.
В 1004 году немецкие войска поддержанные местным населением изгнали поляков, а Яромир стал князем Чехии и вассалом императора.
12 апреля 1012 года, Яромир был смещен братом Ольдржихом и бежал к Болеславу Храброму.
ЗАХОРОНЕНИЕ КНЯЗЯ БОЛЕСЛАВА ВТОРОГО В ПРАГЕ
История говорит, что Болеслав Второй родился в День смерти святого дяди князя Вацлава.
Болеслав II был могущественным правителем и поддерживал хорошие отношения с польским князем Мешко I, который был женат на его сестре Дубравке. После её смерти отношения с Польшей обострились. В 990 году правители достигли мирового соглашения. После восшествия Болеслава Храброго на польский престол Болеслав II был вынужден передать ему Силезию и Краков. В 981 году Болеслав II потерял ряд земель в Приднестровье, а позже уступил некоторые территории на востоке Владимиру Святому.
В 973 году была создана Пражская епархия. При Болеславе латинское богослужение окончательно вытеснило традиции, оставшиеся после славянских первоучителей. Пражское епископство было подчинено власти императора Священной Римской империи и майнцского архиепископа. Первым епископом Праги стал саксонский монах Детмар Пражский, в 982 году его сменил Адальберт из рода Славниковичей.
Во время правления Болеслава II в 993 году был основан бенедиктинский монастырь в Бржевнове. Незадолго до своей смерти он основал монастырь Святого Иоанна на острове у Давле.
Конец жизни Болеслава II был омрачён борьбой, которая началась между ним и пражским епископом Войтехом (Адальбертом) из рода Славниковичей. Болеслав при содействии влиятельного клана Вршовцев 28 сентября 995 года захватил резиденцию Славниковичей Либице, и его соратники убили четырёх братьев Войтеха. Славниковичи в современной историографии рассматриваются как конкуренты Пржемысловичей в борьбе за установление верховной власти в княжестве. Захватив в 995 году все земли княжеского рода Славниковичей, Болеслав объединил Чехию под своей властью. В конфликт вмешался папа римский, и дело закончилась тем, что Войтех оставил кафедру и ушёл в Польшу. Оттуда он направился к пруссам, которые его убили.
Болеслав II. Он умер в возрасте около 65 лет
ПЕРВАЯ НАСТОЯТЕЛЬНИЦА МОНАСТЫРЯ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ, МЛАДА-МАРИЯ
КАК ЗАКОНЧИЛА ЖИЗНЬ УБИЙЦА СВЯТОЙ ЛЮДМИЛЫ ДРАГОМИРА?
Данных о последних годах жизни Драгомиры в истории нет. Известно, что она раскаялась в убийстве свекрови, Святой княгини Людмилы и построила в городе Тычень на месте захоронения Людмилы храм Св.Михаила Архангела.
Потом она оставалась жить в Праге. Однако, когда был убит и внук Людмилы (сын Драгомиры) Св. князь Войцех, Драгомира сбежала из Праги и Чехии, есть версия, что в Германию (Боварию) и больше о её жизни ни чего не известно.
НА ФОТО: картина. Маленький св. Вацлав на колени учит молитвы перед бабушкой св.Людмилой, а позади его стоит мать Вацлава Драгомира.
Осложненное горе,
или Чудо святой Людмилы
История прихожанки храма святителя Николая в Котельниках
Каждый год 29 сентября, в день памяти святой Людмилы, княгини Чешской, в храм святителя Николая в Котельниках, где хранятся мощи мученицы, приходят сотни Людмил. Среди них всегда можно встретить нашу героиню. Она знает: святая Людмила, заступница перед Господом Богом, не оставит ее.
Людмила читает акафист мученице Людмиле в храме перед иконой святой. Беззвучно шевелятся губы, а в глазах – лучики света, надежды и благодарности святой мученице за то, что не оставила ее в беде.
Несчастья Людмилы начались, когда она похоронила мужа. Это была поздняя любовь. Они встретились, когда ей было 48. За спиной долгое одиночество, двое взрослых детей и серая тоска. Ему было 50, до Людмилы пытался завести семью, но как-то не складывалось. Никогда не винил своих бывших. Говорил, что, видно, всю жизнь искал свою Люсю. Надежный, молчаливый, но всегда найдет нужное слово, чтобы ободрить. Людмила и Виктор прожили вместе пять лет. Она еще никогда не была так спокойна и уверенна в жизни. Воспитанные в советское дефицитное время, они радовались тому, что у них было, умели обходиться малым. Да к тому же Люся и шила, и вязала, и готовила отлично. У них было простое тихое счастье.
А потом его убили. Подло. Ножом в подворотне. Подонков так и не нашли. Что им было нужно? Он больше 300 рублей и не носил с собой никогда. Всегда все деньги выкладывал в коробочку, которая лежала в шкафу. Небольшие, конечно, деньги, но честные, своим трудом заработанные.
Жизнь для Людмилы закончилась со смертью мужа. Словно выключили в комнате свет – и она осталась в темноте
Жизнь для Людмилы закончилась. Словно выключили в комнате свет. А она осталась сидеть в темноте. Для нее перестало существовать время, она просто сидела в оцепенении. Перестала ходить на работу, перестала одеваться. Перестала мыться, чистить зубы. Перестала разговаривать с людьми.
Психологи называют такое состояние осложненным горем – это стадия глубокой депрессии после потери близкого человека; в таком состоянии люди добровольно готовы отправиться на тот свет. Они винят себя в гибели любимого и не хотят без него жить.
Ни дети, ни подруги не могли вытащить Людмилу на улицу. Она похудела на 20 килограммов. За год после смерти Виктора ее квартира в подмосковном Егорьевске превратилась в логово дикого зверя: темно, все зеркала занавешены черной тканью. И, словно затравленный зверь, на серой от грязи кровати неподвижно смотрит в одну точку женщина, ставшая за год старухой…
Однажды, уже осенью, открыв дверь своим ключом – дали дети Людмилы на всякий случай, – в квартиру зашла подруга Людмилы Валентина:
Ты думаешь, мужу это всё нравится? Ему молитвы твои за его душу нужны, а она сидит себя жалеет!
– Так, дорогая моя, сейчас будем одеваться. Мне сегодня в маршрутке рассказали, что в Москве есть храм, в котором хранится икона твоей святой – Людмилы. Никогда в жизни такую не встречала. Давай поедем к ней, попросим ее помочь? Ну посмотри, уже кожа да кости, скоро сама окочуришься! Глянь, в холодильнике пусто, уже стала на ведьму похожа. Ты думаешь, Вите это всё нравится? Ему молитвы твои за его душу нужны, а она сидит себя жалеет!
Людмила продолжала сидеть на кровати. Она не жалела себя. В голове тускло промелькнула фраза: «Тебе не понять… Жалеет… У тебя муж живой, не понять тебе…»
Сдвинуть с места Людмилу не удалось.
– Ну, как знаешь! – через полтора часа в сердцах крикнула Валя. – Сиди себе, а я съезжу, помолюсь за тебя!
Она вернулась через три дня. Деловито открыла дверь, зашла. Осмотрелась в квартире. За это время здесь ничего не изменилось. Та же пыль, та же унылая черная ткань на зеркалах. Та же Люся в ночнушке. Только сидит не на кровати, а на табуретке, в неудобной позе. Обхватила коленки и сидит. Как не падает с табуретки, непонятно.
– Съездила, – Валентина стала расстегивать свое пальто, – насилу нашла храм этот. Центр вроде, на Таганке, а куда идти – неясно. Храмов-то много рядом. Кто в одну сторону пошлет, кто в другую. Но добралась, а там еще спуск такой к реке, по дороге… Чуть не покатилась вниз, представляешь? Но уж когда добралась – не пожалела: хорошо-то как там.
Казалось, Людмила не слушает болтливую подружку. Но Валя увидела, что впервые за последний год в глазах Люды появился осознанный взгляд. И даже подобие интереса.
– Ну так вот, – продолжала воодушевленная Валентина, – пока дошла, вся душа вон, с моим-то весом, а тут вниз семенить пришлось. Подхожу, захожу за ограду. Цветов – море! Хризантемы, георгины даже остались, представляешь? Это в ноябре-то! Ну, думаю, никак святая Людмила меня сюда привела, видит, как я хочу тебе помочь.
Церковь небольшая, белая, народу мало, тихо. Зашла в лавку, у свечницы спросила: где тут у вас икона святой Людмилы? Она мне показала, да, говорит, у нас еще и частица святых мощей ее, мученицы нашей, хранится. И оказалось, что через два часа будут и акафист ей читать! Я свечку поставила, а сама думаю: через два часа уже шесть вечера будет; пока почитают – еще час… на электричку-то могу и опоздать. Ну ничего, думаю, ради подруги потерплю. Постояла, помолилась. Вышла на улицу, а там дворик внутренний такой и статуя святой Людмилы стоит. А рядом скамеечки. Села. И вроде бы холодно должно быть, а нет – не мерзну. Дождалась акафиста, молилась сердечно. На вот, тебе привезла, – и Валентина протянула Людмиле тоненькую книжку: акафист святой Людмиле. – И ты знаешь, Люсь, так хорошо, так светло на душе было. В храме темно, свечечки горят, мерцают. Тепло, душевно. Собралось человек десять, так хорошо попели. Уж я со слезами молилась Людмилушке – тоже вдовица, оказывается, была, – чтобы помогла тебе. Ну, ты ж не одна такая… Сколько баб мужей хоронят, и ничего, живут дальше. Тебе не легче сегодня? Может, пройдемся на улице, а? Спертый дух у тебя, грязно, посмотри.
Людмила посмотрела на подругу, словно хотела что-то сказать, но вдруг опустила глаза и замолчала. А Валентине вдруг показалось, что вот-вот – и она вытащит Людмилу из оцепенения.
Она вдруг разухабисто начала:
– Ну-ка, мы сейчас тут порядок наведем, полы намоем, тебя вымоем, красавицей будешь!
Говоря, она начала собирать разбросанные вещи, раздвинула занавески, подошла к зеркалу и сдернула с него траурное полотно. Свет брызнул в комнату.
– Нет. А-а-а. Уходи. – Людмила вскочила и стала истерически задвигать занавески, судорожно набрасывать покрывало на зеркало. – Уходи. Видеть тебя не хочу! Зачем? Оставь.
Женщина зарыдала с диким ревом, и казалось, ничто ее не может остановить.
«Нет, – подумала Валентина, – ничего ей не поможет. Видно, уже в могилу собралась. Хотела как лучше. И святая Людмила не помогает чего-то. А сказали: скоропослушница, быстро на просьбы отзывается».
– Ну что ты, сумасшедшая! Ну и сиди себе в берлоге!
Нервы у Валентины сдали. Она набросила пальто и вышла, громко хлопнув дверью.
Людмила выла от боли, от горя, от непонимания. Затем притихла, продолжая изредка всхлипывать. Перед глазами проносились счастливые дни с Виктором, и ничего, ничего не могло вернуть их. Повернула голову: на столе лежала брошенная брошюрка с акафистом. Подошла. Открыла где-то на середине:
«Радуйся, яко сиротам была еси мати и вдовицам питательница; радуйся, яко нищим была еси милостивая подательница и обидимых благая защитница. Радуйся, со князем, супругом твоим, во благочестии пожившая; радуйся, чада твоя в страсе Божием воспитавшая…»
– Радуйся, яко сиротам была еси мати и вдовицам питательница, – прочитала Людмила. – Сиротам и вдовицам. А я и вдовица, и сирота. Никогошеньки нет у меня больше без Витеньки.
Она продолжала задергивать зеркало, а сама всё чаще посматривала на книжицу. Затем села и заставила себя прочитать первые два разворота.
На следующее утро Валентина проснулась от настойчивого звонка в дверь. Посмотрела на часы: половина седьмого. Еще полчаса можно было бы поспать. Валентина со вздохом взглянула на мужа, лежащего рядом: тот спокойно посапывал. «Ну и нервы у моего! Железные», – подумала Валя и стала надевать халат.
За дверью стояла Людмила, точнее то, что оставалось от пышущей когда-то здоровьем веселой подружки Людки: изможденная женщина, с всклокоченными волосами, в старом плаще поверх всё той же серой ночнушки, в разношенных шлепанцах.
Где этот храм? Помоги мне добраться до него
– Валя, – тяжело дыша, прохрипела Людмила. От долгой неподвижности она совсем разучилась ходить. Сил после подъема на третий этаж совсем не осталось. – Валя, где этот храм? Помоги мне добраться до него.
Валентина лихорадочно соображала: сегодня в магазине, где она работала товароведом, была назначена ревизия. Отменить нельзя. Но и подругу оставить нельзя: вон дела-то какие творятся! Не иначе как святая Людмила услышала мольбы.
– Так, подруга, давай-ка ты сначала умоешься, позавтракаешь, а потом будем решать. Одну я тебя точно в Москву не отпущу.
– Нет, Валь, ты мне только адрес скажи, мне сегодня нужно к ней приехать.
Людмила была настойчива. Она говорила жарко, задыхаясь, не осознавая, что выглядит нелепо в своем старом плаще, надетом на ночную рубашку; говорила о том, что ей нужно поклониться мощам своей святой… И много чего говорила, пока Валя мыла ей голову, одевала в свою теплую одежду, которая, правда, смотрелась не менее нелепо: юбка и кофта дородной Валентины болтались на истощенной Людмиле, но всё равно это было лучше ее первоначального наряда.
Валентина понимала: раз святая Людмила зовет подружку, нужно ехать. Но как ее отпустить? А ревизию не отменишь. В конце концов решилась – дала адрес храма, подробно написала на листочке, как добраться, и, опаздывая все-таки на ревизию, на такси довезла подругу до вокзала.
Людмила вышла из метро на улицу. Ослабленные от долгой темноты глаза уже стали привыкать к уличному свету. Она шла осторожно, пытаясь поймать несуществующую опору. Шла, пошатываясь, и в то же время старалась идти быстрее – торопилась к святой Людмиле. «Алкоголичка», – думали люди, но ей, Людмиле, было совсем всё равно, что думают про нее окружающие. Лишь бы поскорее до храма добраться! Для здорового человека дорога от метро до храма святителя Николая в Котельниках занимает от силы семь-десять минут, и то если человек идет не спеша. Для Людмилы это была дорога жизни: каждый шаг ей давался с трудом, мышцы ослабели и не хотели слушаться. Она останавливалась после каждых двадцати шагов – передохнуть. Спуск к Котельнической набережной ей и вовсе пыткой показался: крутой уклон, держаться не за что. Господи, как же люди сюда ходят? Святая Людмила, помоги! Потихоньку, осторожно добралась до перил, которые начинались у церковной ограды. Отдышалась.
В храме было пустынно. Ей не нужно было подсказывать, где находится икона, – с закрытыми глазами нашла бы. Долго стояла Людмила перед святым образом великой княгини Чешской, долго молилась и изливала свою душу. Как будто не была она истощена, как будто кто-то рядышком поддерживал ее и ободрял.
Подойдя к иконе, она ощутила теплый свет, исходящий от глаз святой. И в этом свете предметы вдруг начали обретать цвет
Уже потом Людмила рассказывала, что в это сложно поверить, но, когда она подошла к иконе со всем грузом своего горя, она ощутила теплый свет, исходящий от глаз святой. И в этом свете предметы вдруг начали обретать цвет. А до того дня всё было для Людмилы серым. И поняла она, что ее любимый Виктор просит за него молитв и как она эгоистично, греховно себя вела: думала только о себе.
Из церкви она вышла спустя несколько часов другим человеком. Она снова вернулась в наш живой мир – достойно нести свой крест.
В храм, где она избавилась от своей беды, Людмила старается приезжать хотя бы раз в месяц – поклониться святым мощам великой мученицы Людмилы, княгини Чешской.
Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых Своих является.
Радуйся, яко мощи твоя прослави Господь нетлением благодатно.