храм святой софии в новгороде фото
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Видео
—Музыка
—Стена
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Сегодня мы побываем в удивительном храме, подобных которому в России больше нет:
это старейший сохранившийся на территории нашей страны собор, выстроенный славянами. Кроме того, это — единственный пятинефный крестово-купольный храм, доживший до сегодняшнего дня в нашей стране (есть еще подобные лишь в Украине).
СОФИЙСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
Новгородская София — один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение.
Постройка его свидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и великолепие великокняжеского строительства в Киеве. Новгородская София повторяла Киевскую не только по названию.
Храм Святой Софии — главное сооружение города, он как бы олицетворяет и сам Новгород. Не случайно древние новгородцы, идя на бой с врагом, клялись «постоять и умереть за Святую Софию».
Собор в представлении жителей олицетворял независимость Новгорода.
Эта идея получила дальнейшее развитие в начале XV века, когда центральный купол пятиглавия был вызолочен, а на кресте, укрепленном на нем, помещен свинцовый голубь, олицетворявший Святого Духа.
Идея о нерасторжимом единстве судьбы храма с судьбою Новгорода нашла воплощение и в особенностях росписи храма. Летопись сохранила предание о том, как на изображении в куполе благословляющая десница Спасителя на другой день оказалась сжатою. Фреску переписывали до трех раз, пока на четвертый день сверху не раздался голос Христа, просящего оставить Его образ с сжатою рукой, так как в руке Он держит Новгород, которому быть, пока не разожмет Он Свою руку.
Так, молясь в храме, устремляя свой взор к небу, новгородцы воочию видели Ту руку, которая держала их общую судьбу.
История
У Софии Новгородской, как и у многих дошедших до наших дней соборов, был храм-предшественник. Новгородские летописи сохранили известие о постройке в 989 г., вслед за принятием христианства, деревянной Софии «о тринадцати верхах» над рекой Волховом в конце Пискупли (Епископской) улицы.
Строительство Софийского собора велось в 1045-1050 годах.
В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора.
Собор был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее.
Строительство было масштабным — на работы затрачено, согласно сохранившимся летописным документам, примерно 10000 кубометров кирпича и камней.
На закладке Софии присутствовали великий князь Ярослав Мудрый с женой, посетившие владения сына на севере специально по этому случаю.
Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.
На закате.
Первоначальное внутреннее убранство храма сохранилось лишь частично. В Мартирьевской паперти можно увидеть изображение Святых Константина и Елены, датируемое XI столетием.
— «Спас на престоле» (ныне находится в Музее Московского Кремля) и «Апостолы Петр и Павел» (Новгородский музей-заповедник).
Позднее, в XIV-XVI столетиях, в соборе был установлен высокий иконостас.
Мерцание серебряных окладов, первозданная яркость красок икон из Успенского и Рождественского иконостасов притягивают взгляд и уводят его к высотам сводов и купола.
В Соборе новый главный престол.
Это отличная задумка с реставрацией, наглядная связь веков
Молельное место Ивана Грозного. на фото только купол его.
Икона Софии Премудрости Божией.
Храмовая икона Софийского собора. 3-я четверть XV века.
Впервые упомянута в 1510 году, когда в ознаменование присоединения Пскова к Москве великий князь Василий III поставил к иконе неугасимую свечу.
В 1542 году в новгородской летописи упоминается о исцеление слепой женщины. К тому времени на иконе был басменный оклад, замененный чеканным в 1656 году.
В 1572 иконе пожалован золотой крест на цепи с тремя лепестками, на которых был награвирован краткий «летописец» царя Ивана IV Грозного и его сына Ивана Ивановича (утрачен в 1725).
В 1701 году под иконой помещалась медная доска с гравированным на ней кондаком и тропарем Софии.
В 1843 году изготовлена новая чеканная риза (снята в 1921). Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена оккупантами, после войны возвращена в Новгород.
Иконография представляет т.н. «новгородский тип», сложение которого происходило постепенно на основе усвоения византийского опыта и осмысления собственной традиции почитания св. Софии. Конкретные элементы символа отразились в изображении огнеликого ангела, восседающего на престоле, благословляющего обеими руками Христа, и предстоящих Богородицы Знамение и Иоанна Предтечи.
По материалам: Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков. Энциклопедический словарь. СПБ 2007.
Икона Богоматери «Тихвинская»
Краткая история:
Икона Богоматери принесена в 1617 году с посольством кн. Данила Ивановича Мезецкого в Новгород из Тихвина после заключения Столбовского мира со шведами.
У Хутынского монастыря ее встречал с крестным ходом Митрополит Исидор ; из обители она была доставлена в Софийский собор.
Украшенная басменным окладом, икона первоначально помещалась в киоте перед иконостасом на правом клиросе. Тогда же в пятую неделю Великого поста в честь прибытия Святыни в Новгород, был установлен праздник.
В кон. XVII в. на иконе появилась гладкая серебрянная риза со створами и награвированными на них изображениям святых (вклад царевны Софьи), позднее она была дополнена золотыми с драгоценными камнями венцами и скаными с эмалями цатами.
По описи XVIII в. икона находилась в Большом (Успенском) иконостасе собора с левой стороны местного ряда, среди других Богородчных икон. Во время ремонта собора в 1820-30-х переместилась в ризницу, а затем в придел Иоанна Богослова, в иконостасе которого оставалась до закрытия собора в 1929 году.
С 1967 перенесена в иконостас Рождественского придела.
Верхний, видимый, живописный слой относится к кон. XVII в., под ним с помощью визуальных и рентгеновских исследований обнаружено три, сохранившихся фрагментарно, красочных слоя на левкасе с фрагментами басменных окладов (данные Б.Б.Лукашева).
Характер доски, корневая часть дерева, грубая обработка дают основание относить икону к кон.XIV в. и связывать ее с тем образом, созданым из колоды, на которой сидела Богоматерь во время видения её пономарю Юрышу. Наряду с иконой, явившейся в Обонежье в 1383, икона является древнейшим списком с образа Богоматери «Тихвинской».
По материалам энциклопедического словаря «Великий Новгород»(СПб.2007)
Васильевские врата
Изготовлены для Софийского собора по благословению святителя Василия Калики в 1335/36 годах.
Как свидетельствует вкладная надпись, в создании врат также принимали участие посадник Феодор Данилович и тысяцкий Аврам.
Около 1526-28 годов по благословению святителя Макария, перенесены в придельную Софийскую церковь свв.мучеников Гурия, Самона и Авива.
В 1570-80 годы вывезены Царем Иваном Васильевичем Грозным в Александровскую слободу и установлены в портале Покровского ( с средины XVII века Троицкого) собора.
По материалам энциклопедического словаря «Великий Новгород»(СПб.2007)
Звонница Софийского собора ХVI в.
материал составлен по нескольким разным источникам, картины, иконы, фотографии взяты из открытых источников интернета.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Софийский собор на купуре 5 рублей. Образец 1997 года
Софийский собор — святыня Великого Новгорода
Неправда ли — невероятная судьба у Софийского собора, словно кто-то свыше защищал этот первый на Руси образец пятинефного крестово-купольного собора всю эту бесконечную вереницу веков, десятилетий, лет. А теперь я, крошечная такая, стою благоговейно, едва дыша, перед величественным древним сооружением, которому скоро исполнится ТЫСЯЧА лет! Даже сосредоточенно вдумавшись, я и тогда и сейчас не могу до конца осознать всю полноту этой цифры, ее грандиозность, ее мощь и власть над временем. Как завороженная я снова и снова возвращалась к этой новгородской святыне, притягивающей меня словно магнит.
Невозможно представить, как 40-метровый, пока что единственный на Руси каменный храм, окруженный первыми дубовыми стенами Новгородского Кремля и их деревянными домами, воздействовал на жителей города в те далекие времена!
Молодому Новгороду, расположившемуся на берегу реки Волхов, уже ставшей частью оживленного торгового маршрута, был необходим новый собор.
На территории детинца уже была 13-главая деревянная церковь, но масштабы ее не были достойны Новгорода — так размышлял князь Ярослав Мудрый, находясь в своих киевских владениях. И вот, в 1046 году он и его жена — княгиня Ирина (Инигерда) собрались в дальнюю дорогу — им предстояло присутствовать на закладке нового каменного храма. То, что не сможет реализовать князь Ярослав, сделает его сын — Владимир Ярославович, правитель Новгорода.
Для строительства собора были приглашены самые лучшие мастера и зодчие из Киева и Византии. Возведение собора шло довольно быстро, а в 1049 году еще и деревянная церковь сгорела.
Предположительно в 1050–52 годах епископ Лука освятил новый пятинефный, трехапсидный, десятистолпный Софийский собор.
Посвящение собора святой Софии не случайно, это фактически посвящение Богу, которое обращается к храму премудрости, построенному царем Соломоном и Софии Константинопольской.
Изначально каменная кладка стен стены храма не была побелена, да и стены внутри тоже были открыты и лишь через сто лет, в 1151 году храм был побелен.
Собор был построен с пятью главами, по своей форме напоминающими древнерусские шлемы, шестая глава была пристроена гораздо позже.
За почти тысячелетие каменный Софийский собор углубился в землю на два метра. Его высота от уровня древнего пола и до вершины креста центральной главы — 38 метров. Стены храма, сложенные из известняка разных оттенков, имеют толщину 1,2 метра. Поверхность известняковых камней подтесана лишь на той стороне, которая выходит наружу, а между собой камни скреплялись известковым раствором с примесью толченого кирпича. Своды, арочные проемы внутри собора выложены из кирпича.
Росписи внутренних стен Софийского собора проводились в первой половине 12 века.
В 1136 году Софийский собор перестал быть княжеским храмом, с того времени и на протяжении нескольких веков он был главным храмом молодой Новгородской Республики.
Святая София для новгородцев имела осязаемый символ — Софийский собор, а их боевым кличем было: «Умрем за Святую Софию!».
На новгородских монетах того времени изображались не князья, а Святая София, ангел, представляющий собой мудрость.
Собор Святой Софии был не только духовным центром Господина Великого Новгорода и использовался не только для богослужений.
Собор был местом, где проходили торжественные церемонии и всевозможные государственные акты, устраивались приемы иностранных гостей. Под переливный звон колоколов Святой Софии на площади перед собором устраивались проводы воинов и встречи победителей. На площади перед собором собиралось народное вече, на котором решались все государственные вопросы.
Новгородского архиепископа избирали на вече. Имена кандидатов писали на жребиях, которые клали на престол собора Святой Софии. Служили литургию. После окончания богослужения тянули жребий, который и определял имя нового владыки. Новгородцы считали, что именно таким образом лучше всего совершается божественное волеизъявление. Они говорили: «Не хотим избрания от человека, а желаем принять извещение от Бога — кого Бог захочет и Святая София».
А еще храм был своего рода хранилищем всего исторически ценного для новгородцев: здесь разместили архив древнего Новгорода, библиотеку, образцы мер и весов.
Собор Святой Софии имел патрональное значение для Новгорода и всей его земли, в нем хоронили владык, иногда князей и тех граждан, которые особенными подвигами и услугами отечеству после смерти удостаивались такой чести, сложившие головы в бою за веру и новгородскую свободу. Быть погребенным во храме Святой Софии считалось самою высокою честью.
Невозможно переоценить значение Софийского собора для Новгорода, оно было столь велико, что новгородский летописец утверждал: «Где Святая София, тут и Новгород!»
На протяжении всей своей почти тысячелетней истории Софийский собор не перестраивался, до нас он дошел в неизменном виде.
Конечно же стены и купола собора задевали пожары и войны, но стены вновь покрывались штукатуркой, купола — свинцом и София вновь радовала жителей Новгорода своим величием.
В 15 веке при архиепископе Иване Калите главный купол собора был позолочен.
На западном портале Софийского собора находятся двери в храм, на протяжении веков служившие торжественным входом — это Магдебурские врата. Великолепная жемчужина храма — врата, покрыты рельефными изображениями сцен из Евангелия, искусно изготовленными западноевропейскими мастерами.
Существует версия, что врата изготовлены в 1153 году в Магдебурге и стали военным трофеем новгородцев, в 1187 году совершавших поход в столицу Швеции Сигтуну. В 17 веке во время оккупации Новгорода шведами, шведский король отдал распоряжение главнокомандующему войсками вернуть Магдебурские врата на их родину. Но приказание было проигнорировано и парадные ворота Софийского собора остались на своем месте.
И вот настал век глобальных перемен, век, когда всем храмовым сооружениям России выпала сложная и порой жестокая судьба. В 1922-м году в процессе кампании по изъятию нажитых веками церковных ценностей, часть из них была из Софийского собора конфискована. В 1929 году собор был закрыт и в нем новые власти открыли антирелигиозный музей, в котором была выставлена экспозиция церковных сокровищ.
Во время немецкой оккупации в Новгороде разместился инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», а Софийский собор был значительно поврежден и разграблен. При отступлении испанцы сняли крест с главного купола собора и вывезли его в Испанию как военный трофей.
После войны Софийский собор очень быстро восстановили, и он стал отделом Новгородского музея — заповедника. В 1991 году собор был передан русской православной церкви.
В 2002 году новгородскому архиепископу каким-то образом стало известно, что святыня Софийского собора — крест, находится в Мадриде, в часовне музея Военно-инженерной академии Испании. Начались переговоры с испанским королем, в результате которых в 2004 году крест вернулся на свое исконное место- на купол Святой Софии.
Одним из подлинных сокровищ Софийского собора является древнейшая из сохранившихся на Руси рукописных книг- Остромирово Евангелие. Книга была изготовлена в 1056–1057 году и использовалась для ведения богослужений в Софии. В настоящий момент Евангелие храниться в российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.
Главная православная святыня Софийского собора — икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — одна из наиболее почитаемых православных икон. По легенде она спасла Новгород от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году. Специально для ее хранения был построен уникальный Знаменский собор, о котором я расскажу позже.
Софийский собор был изображен на купюре номинации 5 рублей образца 1997 года.
София Новгородская: что нужно знать о самом древнем православном соборе России
+ материалы для распечатки и инфографика
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Строительство: 1045-1050
Освящение: 1052 год
Главный престол: в честь Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль: византийский
Адрес: Великий Новгород, Кремль, 11
История
Каменное здание Софийского собора возвели в 1045-1050 году. Инициаторы постройки — князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир. Они привлекли для строительства греков, к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм, и новгородцы. Посвящение храма Святой Софии — Божественной Премудрости (имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость») — стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим храм в честь Премудрости Всевышнего Творца.
В 1929 году храм закрыли и превратили в музей атеизма. В 1991 году Софию Новгородскую передали Русской Православной Церкви. Собор несколько раз реставрировался, но капитальных перестроек не было — он в основном сохранил архитектурные формы XI века.
Как устроен Собор Святой Софии
Мартирьевская паперть
В Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма — Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.
Средневековые новгородцы оставили множество надписей-граффити на стенах собора. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.
Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.
Голосники
В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.
Иконостас
Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее. Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости. Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча.
Купола
Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.
Голубь на кресте
На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию. Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.
Фреска
Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.
Магдебургские врата
В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно. Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы. В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.
Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи
Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой
Интересные факты:
Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.
Святыни
Чудотворная икона Богородицы «Знамение» XII века. Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом. По преданию, молитвы к Её чудотворному образу в 1170 году помогли новгородцам победить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, которое было намного больше. С тех пор икона «Знамение» считается покровительницей Великого Новгорода. Святыня установлена в киоте справа перед главным иконостасом. Икона двусторонняя: на её обороте сохранилось изображение двух святых, предположительно апостола Петра и мученицы Наталии. По другой версии это Иоаким и Анна, родители Богородицы.
Икона «Богоматерь Тихвинская» XVI века находится в малом иконостасе придела Рождества Богородицы. Это — один из ранних списков известной чудотворной иконы. Доска иконы сделана из комеля — корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключавшее в Столбове мир со шведами.
В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские.
Софийская звонница
Софийская звонница стоит у восточной стены Новгородского кремля, напротив алтарной части Софийского собора. Древние колокола были значительно меньше теперешних (около 15-30 килограмм) и не нуждались в отдельном сооружении для подвески. В Софийском соборе они висели в проёме над южным входом в храм.
В 1342 году для Софии отлили новый колокол, который был намного больше остальных. Для его подвески понадобилось отдельное сооружение, которое построили возле кремлевской стены. Фундамент сохранившегося здания звонницы был заложен в 1455 году после того, как старое вместе с частью стены обрушилось в реку. Его неоднократно перестраивали под новые колокола, которые становились все больше. Собор был одним из немногих храмов города, где работал постоянный штат звонарей. Так возникли династии звонарей и своя традиция звона. Сейчас из 18-ти исторических колоколов Софийского набора 12 находятся в Новгороде.
Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, выросший на Новгородской земле, увековечил в своей музыке русский колокольный звон. В Первой сюите для двух фортепиано (часть III, «Слёзы») он передал, хотя и значительно переработав, мелодию средних колоколов старого Софийского звона, и это не единственное его произведение, вдохновлённое колоколами.
Поиски звучания исторического Софийского звона продолжаются. С 1991 года Софийская звонница используется по своему первоначальному назначению, сейчас в её штате трудятся три звонаря. В 2013 году большие колокола звонницы были подняты с постаментов, на которых они простояли почти шестьдесят лет после Великой Отечественной войны. На площадке под звонницей с помощью специальных сооружений подвешены и продолжают звучать три больших колокола – Праздничный, Воскресный и Вседневный благовестник.
Интересный факт: самый большой колокол Софийской звонницы — Праздничный, в 1659 отлил простой псковский кузнец Ермолай Васильев, который никогда не занимался этим ранее. Так получилось, что при литье Ермолай допустил много ошибок: плохо расплавленный металл низкого качества, грубая формовка, разная толщина стенок колокола и так далее. Но колокол звучит до сих пор, а вот его предшественников, отлитых именитыми мастерами, больше нет: один из них разбился, а второй повисел не больше пяти лет и был перелит Ермолаем Васильевым.
Во время антиколокольной кампании конца 1920-х – 1930-х годов оказалось, что Воскресный колокол Софийской звонницы (1839) перелит из безухого колокола, подаренного Иваном Грозным Софийскому собору в 1572 году, то есть является преемником уникального древнего колокола. Это и сохранило ему жизнь.
В декоре Вседневного благовестника Софийской звонницы (1677) навсегда остались следы тонкой работы по металлу его создателей, московских колокольников Василия, Якова и Фёдора Леонтьевых. На орнаменте, изображающем небесные силы, хорошо видны отпечатки пальцев мастеров.