храм святой троицы гурьевск
Троицкая церковь в г. Гурьевск
Основанное еще в 1705 году поселение неоднократно упомнается в архивных документах после 1815 года как один из центров сереброплавильной промышленности Сибири.
В день св. мчч. и исповедников Гурия, Симона и Авива 15 ноября (по ст. стилю) 1816 года пущен Гурьевский железоделательный завод, ставший основой будущего поселка, а затем и города. К 1859 году в поселке уже насчитывалось 2045 жителей.
9 ноября 1874 года на средства отставного урядника завода, ставшего купцом, С.В. Чебоксарова начала сооружаться деревянная на каменном фундаменте крытая железом Троицкая церковь, строительство которой окончилось только к 1876 году. Стефан Васильевич Чебоксаров за построение церкви и обеспечение ее богатой церковной утварью был вскоре удостоен медали св. Анны III степени. В 1901 году по завещанию вдовы Ольги Ивановны Чебоксаровой приходу переходит деревянный дом для священника.
Церковные летописи сохранили для потомков фамилии многих настоятелей Троицкой церкви. Это священники — Иоанн Кондаков (годы службы 1876-1884), Василий Лавров (1884-1893); Александр Хитров (1893-1894); благочинный 13 округа протоиерей салаирской церкви Леонтий Попов, 4 месяца исполнявший в храме требы в 1894 году; священник Василий Туберовский (1894-1896). Местный псаломщик Павел Любимов, назначенный настоятелем после окончания Томской духовной семинарии (1897-1908), собрал церковную библиотеку из 172 книг и организовал Горнозаводскую школу гражданского ведомства. Последним настоятелем был священник Александр Калугин (1908-1918), преподававший в школе церковно-славянский язык. Псаломщиком при нем был Иоанн Аристов, старостой общины — Константин Тусов, сожженный во время разгрома церкви в 1919 году.
Недалеко от прежней церкви, стоящей на месте современной подстанции, с незапамятных времен сохранились Ильинский и Богоявленский ключи, а также могила священника, особо почитаемые жителями окрестных сел. В старину из села Бачатского в Гурьевское они носили икону свт. Николая, из церкви села Бекова — икону вмч. и целителя Пантелеймона.
В начале XX века в Гурьевске были 3 часовни: в логу у родника, у дороги при выезде из города и около железнодорожного моста. Последнюю часовню, как и церковь, сожгли «красные партизаны» в 1919 году.
После строительства в 1920-21 годах ж-д ветки село Гурьевское — станция Белово, завод в 1923-24 годах восстанавливается. В 1926 году в центре Гурьевска по инициативе священника Павла Нечаева строится новая церковь. Необычна судьба настоятеля. С 14 лет он воспитывался в Соловецком монастыре, затем был послушником Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга, а с 1917 года служил священником в Салаире и окрестных селах — Ур-Бедари, Бачатском, Афонинском, пока не перебрался в Гурьевское.
1 августа 1929 года церковь в Гурьевске закрыли, священника перевели в приход села Афонино. Заброшенное здание храма простояло так до 1941 года, после чего его разобрали и перевезли на другое место, приспособив под барак для заключенных. Отца Павла в 1930 году арестовали. Отбыв 5 лет в заключении и вернувшись инвалидом, он какое-то время работал счетоводом, однако в 1936 году был вновь арестован и 26 ноября 1937 года расстрелян.
В 1943 году возобновил службы священник Андрей Пахомович Дыхаев в купленном общиной молитвенном доме по ул. Мичурина-21. Однако только 20 февраля 1946 года удалось официально зарегистрировать православную общину, после чего сделать пристройку к молитвенному дому, вдвое увеличив его площадь.
Однако радость верующих была преждевременной. Молитвенный дом вскоре после окончания реконструкции закрыли, а служащую горисполкома Г.С. Шикарову, опрометчиво давшую на это разрешение, осудили на год принудительных работ. Настоятель в этом же году отбыл в Никольскую церковь Омска.
Молитвенный дом достался работнику милиции, а новому настоятелю протоиерею Федоту Безногову пришлось проводить богослужения у себя на квартире. После его смерти настоятелем стал А.Д. Скворцов, безуспешно пытавшийся добиться возврата общине хотя бы церковного колокола.
В 1949 году община распалась. Власти отказались регистрировать в июне 1952 года Указ епископа Варфоломея о назначении настоятелем Троицкого молитвенного дома Гурьевска священника Василия Черепанникова, предложив общине передать остатки церковного имущество в Вознесенскую церковь города Белова.
Восстановлению прихода в городе Гурьевск предшествовали многолетние слухи о появлении Образа Христа Спасителя в окрестных Ильинском, Богоявленском и Иоанно-Предтеченском чудотворных родниках, почитаемых местными жителями. Напрасно настоятель беловской церкви, приезжая в Гурьевск для отправления церковных служб, пытался развеять слухи о чудесных исцелениях — у родника, особенно в Ильин день, продолжали собираться толпы паломников.
В 1991 году в Гурьевске наконец-то восстанавливается свой Троицкий приход. Службы поначалу проводили в частном доме прихожанки В.А. Квитко. В мае 1992 года с благословения епископа Красноярского и Енисейского Антония только что назначенный настоятель прихода священник Михаил Богоявленский (Демин) освятил место под крестильный храм.
Менее чем через год 27 февраля 1993 года каменное здание храма было готово и освящено в память о почитаемом чудотворном роднике Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В конце лета 1993 года завершена отделка храма, а к декабрю установлен великолепный кедровый иконостас, выполненный теми же мастерами из Рубцовска. Прихожане передали в храм старинные иконы и начали сооружение часовни во имя пророка Божия Илии.
В 1995 году у храма была захоронена одна из прихожанок, много сделавшая для строительства крестильного храма.
При храме работает воскресная школа, где занятия проводит преподаватель начальных классов местной общеобразовательной школы.
В конце 1995 года Троицкий приход становится центром Гурьевского благочиннического округа, а настоятель о. Михаил Богоявленский — благочинным. В состав благочиния были включены великолепный отреставрированный каменный Петропавловский храм в Салаире и строящаяся деревянная церковь в р.п. Урск, а также приписные приходы в селах Горскино, Малая Салаирка, Новопестерево, Сосновка, Ур-Бедари.
Храм Святой Троицы г.Гурьевска
Мир Вам…
Растет мощь разреза «Шестаки»
На разрезе «Шестаки» запущены в работу два мощных агрегата – 10-кубовый экскаватор ЭКГ-10 и 130-тонный БелАЗ 77131. Это стало большим событием для работников разреза, и на этой неделе торжественное освящение и пуск техники состоялся прямо в забое.
Участниками торжественного мероприятия в честь освящения и запуска двух горных агрегатов стали руководители предприятия, представители компании «Стройсервис», бригада экскаватора ЭКГ-10М, экипаж БелАЗа, а также партнеры разреза и настоятель Свято-Троицкой церкви г. Гурьевска отец Александр.
С приветственным словом выступил генеральный директор разреза «Шестаки» А.Г. Рогов. Он напомнил, что компания «Стройсервис» вот уже пять лет успешно реализует инвестиционную программу по техническому перевооружению разреза. Сюда вложено уже более 2 млрд. рублей, и сегодня разрез «Шестаки» — одно из лучших и мощных предприятий не только компании «Стройсервис», но и всего Кузбасса. Нынешние инвестиции составили порядка 70 млн. рублей. 60 тысяч рублей – это затраты на восстановление экскаватора, и 10 млн. рублей потрачено на капитальный ремонт БелАЗа. Эта техника уже доказала свою эффективность. На разрезе работают шесть 130-тонных самосвалов. И прошлым летом накануне Дня шахтера бригада В.В. Хмельченко поставила всероссийский рекорд по суточной отгрузке горной массы именно на таком экскаваторе — ЭКГ-10.
Гендиректор также отметил, что за пять лет уровень добычи угля на разрезе «Шестаки» увеличился с 900 тысяч тонн до 1 млн. 200 тысяч тонн в год. Это стало возможным благодаря масштабной модернизации производства и качественному повышению квалификации работников предприятия.
Почетным участником мероприятия стал настоятель храма Святой Троицы г.Гурьевска протоиерей Александр. Он напомнил горянкам, что люди всегда искали защиты и покровительства у высших сил. Традиция эта живет до сих пор, и чтобы человек всегда был под защитой ангела-хранителя, чтобы техника работала безотказно, и работа была безопасной, он прочитал молитву и окропил святой водой и машины, и людей, которым предстоит на этой технике трудиться. А еще он вручил бригадирам иконы с изображением Святой Варвары, покровительнице шахтеров и горняков, с пожеланиями долгой и безопасной работы.
Кульминационным моментом торжества стало получение почетного наряда машинистом экскаватора С.В. Гнездилова и бригадиром экипажа водителей А.Н. Михалева. После того, как заместитель генерального директора по производству А.Ю. Исаев вручил наряд, бригадиры под аплодисменты всех присутствующих разбили на удачу о борт своих машин по бутылке шампанского. Наконец, двигатели были запущены, и началась отгрузка горной массы. Напутствуя горняков в первую их рабочую смену на новой для них технике, А.Г. Рогов пожелал новых производственных рекордов. «Побеждать – это наше кредо», — подчеркнул он, и все работники предприятия его единогласно поддержали.
Поделиться:
КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА «ПРАВОСЛАВНАЯ КНИГА СЕГОДНЯ»
В краеведческом музее г.Гурьевска открылась книжная выставка «Православная книга сегодня», приуроченная ко Дню православной книги.
В мире мудрых мыслей история оставила высказывание древнего книголюба: «Книга – светоч души, зеркало тела, она наставляет в добродетели, помогает очиститься от грехов, книга – венец мудрецов, вожатый странствующих, она – друг семьи, утешитель в болезнях; книга спешит к тебе, едва она понадобится, книга всегда готова помочь; она светит во тьме, утешает в несчастье, помогает быть умеренным, пользуясь счастьем».
В плане посещения выставки ожидаются учащиеся школ,воспитанники детского дома и простые жители города и района.
Поделиться:
Здесь учат доброте, любви и состраданию
В детском саду №3 «Звездочка» прошел практический семинар «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ духовной культуры».
Старший воспитатель Т.А. Жукова рассказала насколько важно уже в детском саду прививать детей к русской, а значит, к духовной культуре: знакомить малышей с православными праздниками, с народными костюмами, играми, песнями и танцами. Воспитывать духовность в ребенке, значит воспитывать личность. И в этом направлении педагоги этого детского сада ведут большую работу. Проводят народные и православные праздники, в которых участвуют не только дети, но и их родители, бабушки и дедушки. Кроме того, с детьми и родителями здесь проводят тематические праздники и круглые столы с обсуждениями, родители делятся воспоминаниями о своем детстве, а дети разыгрывают мини-спектакли. Связь поколений очень важна в воспитании ребенка. И как доказательство, гостям семинара показали фильм о том, как дружно и интересно живут дошколята в своей «Звездочке».
Перед педагогами выступил и настоятель Свято-Троицкой церкви г. Гурьевска отец Александр (Галевич). Свою речь он начал с небольшой притчи, о том, как муж с женой спросили старца: «Скажи, Святой отец, когда нам надо начинать воспитывать своего ребенка?». Старец поинтересовался, сколько же ему лет от роду? И когда услышал, что ребенку исполнилось 9 месяцев, он ответил: «Так вы уже опоздали на 9 месяцев». Воспитывать ребенка надо начинать с первого дня его рождения. Отец Александр отметил, что именно в детском саду надо прививать детям любовь к доброте, заботе и сострадании.
После теоретической части семинара, гостей пригласили на практические занятия. В одной из групп, воспитатели и дети показали обрядовый праздник «Преданье старины». Малыши, одетые в русские народные костюмы, показывали игры, в которые играли их прабабушки и прадедушки, пели песни, рассказывали загадки и разные прибаутки. А потом вместе с воспитателями угощали гостей хлебом-солью.
А с детьми из подготовительной группы отец Александр провел православную беседу. Малыши с интересом слушали священнослужителя, и активно отвечали на вопросы.
После практических занятий гостей угостили вкусными блинами, а малыши показали музыкальный спектакль «Рождество на Руси».
Поделиться:
Не без помощи небесных покровителей
13 января журналисты «Знамёнки» посетили Свято-Троицкий храм в Гурьевске, где настоятель протоиерей Александр (Галевич) отслужил для них молебен в честь праздника — Дня российской журналистики.
Так коллектив «Знамёнки» встречает профессиональный праздник уже во второй раз, и впредь эту традицию нарушать не собирается. В разговоре с батюшкой после молебна за чашкой чая мы признались ему, что свои успехи 2015 года — на областном конкурсе «Медиапрестиж» «Знамёнка» была признана лучшей городской газетой области, Вика Кудинова – лучшим публицистом области; Татьяна Копытова получила диплом за лучшую аналитическую статью в региональном конкурсе «Сибирь – территория надежд», в ноябре «Знамёнка» заняла первое место во Всероссийском конкурсе «Семья и будущее России» — связываем отчасти с тем, что год назад он также отслужил молебен и пожелал «Знамёнке» процветания.
И нынешнее общение с отцом Александром, хотите — верьте, хотите – нет, уже принесло результат. Как раз в то время, когда мы были в храме, в Кемерове проходил губернаторский прием в честь Дня российской журналистики. И начальник главного управления по работе со СМИ Антон Вадимович Горелкин в своем докладе упомянул всего две газеты, одна из которых – «Знамёнка». «Отличная газета, отличный контент!» — сказал он по поводу нашей газеты.
Мы подарили отцу Александру альбомы, карандаши и фломастеры для ребятишек из воскресной школы, а он, кажется, подарил нам за этот час общения весь мир — настолько добрым, открытым и многогранным был наш разговор.
Путешествие по святым местам
Приехала из поездки по святым местам. Хочу поделиться информацией. Утром мы приехали в город Гурьевск Кемеровской области.
Здесь среди сосен находится небольшой храм«Святой Троицы» с чудотворной иконой Божьей Матери Владимирской.
СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ
Рядом строится (не первый год) храм в честь Св.Григория Богослова. http://cggke.cerkov.ru/
Посетили в г. Салаир Храм Петра и Павла.- один из древних храмов Кузбасса с чудотворными иконами привезенными со Святой Горы АФОН.
(Фото свои, информация с сайта http://hram42.ru/index.php/layout )
В 2007 году храму исполнилось 100 лет со дня освящения.
История храма
Вначале в поселке существовал в 1803-1809 гг. небольшой молитвенный дом. Прихожане передали много ценных икон, написанных Осколовым, Сумкиным, а также церковную утварь и богослужебные книги. На Ирбитской ярмарке куплены были колокола (четырехпудовый, двухпудовый, полуторопудовый и два полупудовых), приобретены необходимые богослужебные книги, кадила, лампады и другая церковная утварь.
В ночь на 24 декабря 1809 г. молитвенный дом сгорел. За год отстроили новый и начали сбор средств на постройку столь желанной церкви. В 1829 г. протоиереем из Кузнецкого духовного правления Дергачевым и управляющим рудником Мевиусом выбирается место в центре поселка для постройки деревянной, на каменном фундаменте церкви по проекту окружного архитектора Якова Попова из города Барнаул.
Вместо нее стараниями местного купца Д.Д. Бекенина выстроили и в 1861 г. освятили небольшую деревянную, однопрестольную, кладбищенскую церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Построена в 1907 г. К строительству были привлечены опытные каменщики из алтайского села Жуланиха под руководством мастера Рогова. Тут же, в небольшом сквере на пьедестале, 19 февраля 1894 г. установили бронзовый памятник царю-освободителю Александру II. Освятил храм 8 апреля 1907 г. по благословению епископа Томской епархии настоятель прихода протоиерей Леонтий Попов, окончивший Тоб. ДС. С 15 июля 1861 г. он являлся духовником окружных церквей. Прослужив более 40 лет, умер в 1910 г. и погребен у алтаря построенного при нем каменного храма.
В фасадах храма, выполненного в стиле эклектики, наблюдается смешение «псевдорусского» стиля с «сибирским модерном.
В советское время в 1933 г. Петропавловская церковь была разорена, колокола и кресты отправлены на переплавку, памятник Александру II исчез, а само здание церкви пришло в запустение. В 1936-37 гг. репрессировали оставшихся священников: отцов Павла, Якова, Симеона и старосту Тимофея Кротова. В 1941 г. поселок Салаир преобразован в город. Появляется несколько мелких предприятий, расширяется рудник по добыче полиметаллов. Строятся новые дома, школы, кинотеатры, учреждения культуры.
Казалось, судьба храма решена, и его разрушающиеся стены должны были навсегда исчезнуть с лица земли. Однако судьба на этот раз оказалась более милостива к Петропавловской церкви. Благодаря представителям Общества охраны памятников истории и культуры, краеведам и особенно директору Салаирского рудника А.М. Руденко, удалось восстановить истинную значимость храма как памятника историко-культурного наследия русских сибиряков.
После передачи Советом Министров РСФСР храма Русской Православной Церкви с 1989 г. стараниями настоятеля прихода священника Сергия Мосолова ведутся активные реставрационные работы по проекту архитекторов города Новокузнецка.
24 августа 1991 г. епископ Красноярский и Енисейский Антоний освятил восстанавливаемый храм, а к 1995 г. все работы уже были закончены. По пятницам, субботам и воскресеньям, а также в двунадесятые праздники проводятся богослужения, а на престольный праздник 12 июля и в день памяти мчч. Кирика и Улиты 28 июля ежегодно устраиваются крестные ходы к сооруженной в 1995 г. деревянной часовне у чудотворного родника. На погосте у храмового алтаря восстановлена могила протоиерея Леонтия Попова. В храме имеются две старинные иконы: Божией Матери «Тихвинская», освященная в 1908 г. на Афонской Горе в Русском Андреевском Общежительном ските; икона вмч. и целителя Пантелеимона.
В селе Гавриловка, на окраине которого, усилиями прихожан Салаирского прихода и привлеченных ими меценатов Кузбасса, был создан, по истине, уникальный комплекс для православных верующих, который здесь в народе называют Салаирским Иерусалимом.
Купель. Вода холодная, но я окунулась 3 раза.
Главным украшением комплекса является храм, освященный в честь иконы Божией Матери «Всецарица», список этой чудотворной иконы привезен из Ватопедского монастыря святой горы Афон. Здесь же находится икона св. преподобного Сергия Радонежского. Напротив храма установлен, недавно освященный, памятник св. преподобному Серафиму Саровскому Чудотворцу.
Так хотелось побыть здесь подольше, но, увы. пора возвращаться.