храм святой троицы щигры

Храм во славу Святой Троицы. Часть I

В центре города Щигры стоит величественный пятикупольный собор, освященный в честь Живоначальной Троицы. Стройные очертания его стен, окрашенных в зелено-белые тона, позолоченные главки, сияющие в свете солнца золоченые кресты придают архитектурному облику города одухотворенность и уникальность. Это – не только украшение, жемчужина здешних мест, но и духовный центр всего Щигровского района.

К сожалению, бурная российская история не сохранила документов, которые позволили бы с уверенностью оперировать историческими фактами. Точно не известно, когда и при каких обстоятельствах была построена на месте этого великолепного собора первая церковь. Кто создавал архитектурный проект, кто строил? До наших дней дошли только устные предания старожилов. Вероятно, что первая святыня на этой земле появилась сразу же после создания поселений служилых людей Щигровской крепости, которая отражала набеги татар и других кочевых народов Дикой степи, то есть около трех веков назад.

Первый летописец местной истории И. Г. Тхоренко, автор книги «Очерк 25-летней деятельности щигровского городского самоуправления и историко-географическое краткое описание г. Щигров», изданной в 1900 году, на основании свидетельств старожилов пишет, что разбросанные хуторки первопоселенцев, еще не имевшие постоянных названий, входили в приход Троицкой церкви. И все они носили название Троицких. Долгое время и Пригородная слобода Щигров называлась Троицкой.

Известно, что до 1732 года в Щигровской крепости действовал молельный дом, ссылаясь на несохранившийся церковный архив, историк –краевед Г.И. Тхоренко сообщает, что сюда приезжал некий священник «из Троицы, отправлять богослужения и оглашать царские указы». Место, где находился этот храм Троицы, не указано. А в 1732 году вместо молельного дома возвели деревянную церковь, которую освятили также в честь Святой Троицы. В 1868 году она обветшала, ее разобрали на материал, который купил местный купец Петр Ефимович Куколев. В 1883 году Куколев выстроил из дерева, достаточно хорошо сохранившегося, церковь «в таком виде, как и была. Архитектура и внутренние украшения не изменены».

Новая церковь получила название Кладбищенской и освящена была в честь Казанской иконы Божией Матери. Она простояла до 1941 года, хотя и была закрыта в годы атеистических гонений и служила зернохранилищем. Во время приближения немецких захватчиков ее сожгли.

В 1801 году в Щиграх была возведена первая каменная церковь. В государственном архиве Курской области сохранилось описание ее внешнего вида и внутреннего убранства, составленное 10 ноября 1802 года. Троицкая церковь была однопрестольной, каменное здание имело форму креста, снаружи и внутри здание раскрашено красками «с изображениями по благопристойным местам икон». Здание небольшое: восемь с половиной метров в длину и чуть более 19 метров в ширину. Алтарь и трапеза вместе с хорами составляли в длину около пяти метров, в ширину – около восьми. Во всем здании было 16 окон, в алтаре – семь, в трапезе – шесть, на нижних установлены железные решетки. Две деревянные двери с замками, украшенные нарядными крылечками.

Известны имена священников, служивших в церкви и составлявших опись. Все они подписались со словами «руку приложил»: протопоп Иаков Суханов, вероятно, настоятель, священник Иоанн Правильщиков, дьякон Иаков Попов и Константин (фамилия неразборчива), пономари Василий Бессонов и Иван (фамилия неразборчива).

В дальнейшем, как считают историки, храм достраивали, и со временем он приобрел современный вид. О многом рассказывают сохранившиеся церковные ведомости, где записаны приходские доходы и расходы. В 1810 году при настоятеле протоиерее Тихоне Максимове, например, за два месяца продано свечей на 55 рублей. Впоследствии такого дохода больше не получали, свечей продавали за месяц на 10-11 рублей.

К сожалению, в архиве находятся церковные приходно-расходные ведомости только за несколько отдельных лет, и о том, когда же конкретно производили достройку храма, узнать не удалось. В этих документах сохранилась запись о том, что здание штукатурили в июле 1839 года. Тогда купеческому сыну Тимофею Овсянникову заплатили «за лебастру» 250 рублей, крестьянину Ивану Семёнову за штукатурку – 80 рублей. Всего же на строительные материалы было потрачено более 460 рублей. Эта значительная сумма указывает на серьезные строительные работы. В августе этого же года переделали три двери, что тоже косвенно подтверждает факт перестройки церковного здания, ведь в описи 1802 года упоминаются только две двери.

В 1848 году краски для ремонта закупают уже на 111 рублей, такое количество необходимо для значительной площади покраски. А ведь церковь, построенная в 1801 году, была невелика.

В 1917 году, перед революцией, Свято-Троицкий храм, как сообщается в архивных документах, был уже двухэтажным шестипрестольным. С центральным, освященным в честь Живоначальной Троицы, правым – в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» и святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, левые приделы посвящались Тихвинской иконе Божией Матери, святителям Митрофанию чудотворцу Воронежскому и Тихону Задонскому.

Интересный факт описывает историк-краевед Г.И. Тхоренко в настоящем времени, как очевидец и свидетель. «В числе древностей, хранящихся в Троицком соборе, находится чтимая икона Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Святая икона, залог веры и благочестия, составляет бесценное наследие от предков. Предание говорит, что она обретена 200 лет назад одним из жителей Троицкого поселения в яру, где теперь расположена деревня Пожидаевка, в семи верстах от города. Икона состоит из черепаховой раковины, внутри которой вырезан образ Пресвятой Богородицы. Раковина имеет круглую форму в диаметре трёх вершков и вложена в доску». Этот образ не дошел до наших дней, и даже свидетельств о нем не сохранилось.

В приходе храма числилось 2323 православных душ из Щигров и деревень Сниткино, Сергеевки, Ново-Александровки. Причт храма состоял их четырёх священников: настоятеля протоиерея Николая Васильевича Сергеева, протоиерея Иоанна Андреевича Васильева, священника Николая Семёновича Воронина. Священник Порфирий Алексеевич Попов состоял в должности псаломщика. Также в храме служил дьякон Александр Васильевич Черняев и псаломщик Иоанн Алексеевич Парахин.

Приходу принадлежало по десять квадратных сажен усадебной земли вместе с погостом, пашней и сенокосом. Причем эти участки использовались точно по назначению, не были заняты домами для священников и церковнослужителей. Возле храма размещалась каменная сторожка для церковной прислуги, 15 каменных лавок, из которых одна использовалась для продажи свечей, а остальные отдавали в арендное содержание.

К Троицкому храму была приписана Казанская церковь, построенная в 1877 году, которая находилась в семи верстах. Среди документов находилась опись приходского имущества, заведенная в 1869 году, копии метрических книг с 1802 года, исповедальные росписи с 1811 года. В церковной библиотеке хранились книги – руководства по совершению богослужения, творения святых отцов. В сторожке при храме проходили занятия церковной школы.

В клировой ведомости, хранящейся в государственном архиве Курской области, подробно рассказывается о священниках, служивших перед революцией в Троицком храме. Настоятель протоиерей Николай Васильевич Сергеев родился в семье священника в 1880 году. В 1902 году закончил Курскую духовную семинарию. Работал учителем в Липовской школе Щигровского уезда, через два года был рукоположен в сан диакона, затем стал священником и преподавал Закон Божий. В 1906 году поступил в Киевскую Духовную Академию, которую закончил со званием кандидата богословия. После чего служил в Кирилло-Мефодиевской церкви при Курском духовном училище, вел Закон Божий в Курской женской гимназии, в реальном училище.

В 1914 году отца Николая назначают священником Троицкого собора города Щигры, крое того, он преподавал Закон Божий в старших классах местной женской гимназии и реальном училище.

Псаломщик Иоанн Алексеевич Парахин был сыном крестьянина, старосты Ямской слободы Старооскольского уезда. В его семье – жена Екатерина и дочь Раиса, учившаяся на Высших женских курсах в Москве. Псаломщик Федор Петрович Чевычелов, 1875 года рождения, служил в Троицком храме с 1902 года. Женат на Антонине Павловне, воспитывал четверых дочерей: Елену, Марию, Лидию и Веру. Должность церковного старосты занимал Алексей Васильевич Михеев.

На иждивении приходского попечительского совета находились: вдова протоиерея Миропольского храма Иоанна Апполонского – Параскева Стефановна, дочь умершего священника Владимира Ильинского Варвара, получавшие по 12 рублей. Сироты умершего священника Димитровской церкви села Зиборовки Белгородского уезда Михаила Васильева – Анна, Мария, Ольга, которым выдавали 16 рублей от попечительского совета.

Весь приход был строго поделен между священниками, которые занимались окормлением паствы. Клир Троицкого храма отличался примерным поведением и занимался широкой просветительской деятельностью, о чем свидетельствуют государственные и царские награды. Диакон Александр Черняев участвовал в крестном ходе из города Щигры в Белгород по случаю открытия святых мощей святителя Иоасафа Белгородского.

При храме действовала церковно-приходская школа, в которой обучались 54 мальчика и 22 девочки. Священник Иоанн Васильев был награжден бронзовой медалью в память Всеобщей переписи 1897 года, памятной серебряной медалью – в честь императора Александра III, серебряной медаль за преподавание в церковно- приходской школе и юбилейной бронзовой медалью в честь 300-летия Дома Романовых. Псаломщик Феодор Чевычелов также был удостоен этой награды.

Таким был клир соборной церкви Щигров – Свято-Троицкого храма. О том, какая участь постигла священно- и церковнослужителей главного храма города после революции 1917 года, никаких сведений не сохранилось.

Источник

Свято-Троицкий собор (Щигры)

храм святой троицы щигры

Содержание

История [ править ]

Каменный Свято-Троицкий храм в Щиграх был построен в 1796—1801 годах, в соответствии с «Планом городу Щигрову», утверждённым Екатериной II 10 мая 1785 года. По другим данным строительство было завершено в 1802 году. Храм первоначально представлял собой однокупольную церковь, пять колоколов были установлены на столбах.

Позднее храм был перестроен, предположительно на пожертвования прихожан, поскольку сведений об этом не сохранилось. В результате перестройки он стал пятикупольным, рядом была построена высокая колокольня. В храме было пять престолов: главный во имя Живоначальной Троицы, в приделах с правой стороны — во имя Пресвятой Богородицы в честь её иконы Неопалимая Купина и Тихвинская, с левой — во имя Святого Митрофана, епископа Воронежского, в верхнем приделе с правой стороны — во имя святителя Николая Чудотворца, с левой — во имя Святого Тихона, епископа Воронежского и Задонского чудотворца. Церкви также принадлежали каменная сторожка и пятнадцать каменных лавок, одна из которых служила для продажи свечей. При храме действовала библиотека церковной литературы.

После Октябрьской революции 1917 года для церкви наступили трудные времена. Троицкий собор был закрыт. В здании храма был размещен зернопродуктовый склад. В 1930 году с храма сняли кресты и колокола, а купола были разрушены. Постановлением Президиума Щигровского горсовета депутатов 13 января 1930 года бывшее здание храма было передано под дом культуры и отдыха.

Во время Великой Отечественной войны колокольня была разрушена в результате бомбардировки немецкой авиацией. В период оккупации в здании храма были устроены конюшня и пекарня.

После войны Свято-Троицкий храм был восстановлен. Богослужения возобновились в 1947 году. Последний настоятель Глинской пустыни архимандрит Модест (Гамов), после её закрытия, служил в этом храме.

В 2007 году были восстановлены купола храма. По состоянию на 2007 год функционируют два придела: Центральный и Никольский.

Настоятелем храма с апреля 2011 года по апрель 2012 года являлся отец Кирилл (Мадекин).

С 23 июня 2015 года настоятельство в соборе преосвященный Паисий, управляющий Щигровской епархией возложил на себя. (Указ № е-46 от 23.06.2015г.)

В связи с образованием Щигровской епархии (26 апреля 2012 года) храм стал кафедральным собором. (Указ № е-46 от 23.06.2015г.)

Деятельность прихода [ править ]

В 1988 году при храме открылась воскресная школа.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 306530, Курская область, г. Щигры, ул. Ленина, 11

Источник

Храм святой троицы щигры

храм святой троицы щигры

К аменный пятипрестольный Троицкий соборный храм был возведен в 1801 году на средства прихожан.

храм святой троицы щигры

После 1917 года Троицкий собор был закрыт, ценная церковная утварь была изъята большевиками, в храме устроили зернопродуктовый склад. В 1930-м году сняли колокола, кресты, разрушили купола. Погром колокольни довершили немцы бомбардировками во время войны. Они же в период оккупации устроили в храме конюшню и пекарню. После многолетних надругательств храм был восстановлен стараниями и за счет средств прихожан. Сейчас он снова действует и служит православным людям.

Адрес: 306530, Курская область, г. Щигры, ул. Ленина, 11
Телефон: (47145) 4-37-54
Настоятель: епископ Паисий (Юрков)

храм святой троицы щигры

Настоятелем храма с 23 июня 2015 года является епископ Паисий (Юрков).

Каменный Свято-Троицкий храм в Щиграх был построен в 1796-1801 годах, в соответствии с «Планом городу Щигрову», утверждённым Екатериной II 10 мая 1785 года. По другим данным строительство было завершено в 1802 году. Храм первоначально представлял собой однокупольную церковь, пять колоколов были установлены на столбах.

храм святой троицы щигры

храм святой троицы щигры

После Октябрьской революции 1917 года для церкви наступили трудные времена. Троицкий собор был закрыт(когда?). В здании храма был размещен зернопродуктовый склад. В 1930 году с храма сняли кресты и колокола, а купола были разрушены. Постановлением Президиума Щигровского горсовета депутатов 13 января 1930 года бывшее здание храма было передано под дом культуры и отдыха.

храм святой троицы щигры

Во время Великой Отечественной войны колокольня была разрушена в результате бомбардировки немецкой авиацией. В период оккупации в здании храма были устроены конюшня и пекарня.

После войны Свято-Троицкий храм был восстановлен. Богослужения возобновились в 1947 году. Последний настоятель Глинской пустыни архимандрит Модест (Гамов), после её закрытия, служил в этом храме.

В 2007 году были восстановлены купола храма. По состоянию на 2007 год функционируют два придела: Центральный и Никольский.

Настоятелем храма с апреля 2011 года по апрель 2012 года являлся отец Кирилл (Мадекин).

С 6 апреля 2012 года по 23 июня 2015 года. настоятелем храма назначен Игумен Роман (Архипов).

С 23 июня 2015 года настоятельство в соборе преосвященный Паисий, управляющий Щигровской епархией возложил на себя.

В связи с образованием Щигровской епархии (26 апреля 2012 года) храм стал кафедральным собором.

храм святой троицы щигры

храм святой троицы щигры

храм святой троицы щигры

Источник

Сделать оптовый заказ

Сделать оптовый заказ вы можете на нашем новом сайте в интернет-каталоге

Сайт находится в стадии разработки.

О наличии изделий, ценах и сроках поставки, пожалуйста, уточняйте у менеджеров.

Скачать Каталоги продукции

Изготовление иконостаса по типовому проекту

Отличие иконостаса, изготовленного по типовому проекту от иконостаса, изготовленного по индивидуальным чертежам состоит в том, что данный иконостас собирается из уже готовых типовых элементов, что упрощает изготовление и удешевляет производство.

Заказав иконостас по уже готовому типовому проекту с иконами на холстах, Вы получите красивый резной иконостас по цене значительно меньшей, чем при заказе иконостаса с традиционными иконами, написанными на иконных досках. При этом качество резьбы и качество исполнения всего иконостаса в целом будет точно таким же, как и при изготовлении иконостаса по индивидуальному проекту и с более дорогими писаными иконами.

храм святой троицы щигры

Добро пожаловать на сайт Свято-Троицкого братства,
г.Щигры Курской области

храм святой троицы щигры

Основной специализацией Свято-Троицкого братства является изготовление иконостасов, их оформление, весь комплекс архитектурных и проектных работ. Наши иконописцы обладают многолетним опытом работы с иконостасами разной сложности. В настоящее время мастерами братства выполнено более ста иконостасов, и некоторые из них Вы можете посмотреть в каталоге иконостасов на нашем сайте.

Сейчас каталог работ далеко не полный и постоянно пополняется новыми фотографиями.

Иконописная мастерская братства осуществляет все виды иконописных работ.

Каталог иконостасов Архив иконостасов

храм святой троицы щигры

В нашем магазине на Варшавском шоссе вы можете заказать готовый престол с каркасом

храм святой троицы щигры

Размеры облачения д116 х ш116 х в102 см.

Цены на продукцию из дерева Щигровского Свято-Троицкого братства

Детальные изображения иконостасов

Пререйдя в данный раздел, можно рассмотреть изготовленные Свято-Троицким братством иконостасы в мельчайших подробностях. Благодаря масштабируемому изображению можно увидеть крупным планом узоры и резьбу иконостасов.

Иконы в драгоценных окладах

Риза, или оклад — накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (лика и рук), для которых сделаны прорези.

Оклад, покрывающий всю икону, кроме ликов, происходит от древних рельефных икон, целиком выполненных из драгоценного металла. Оклады первоначально появились на мелких резных и лишь позднее — на больших храмовых иконах. Древнейшие из известных отечественных — чеканные серебряные оклады XII века на иконе святых апостолов Петра и Павла, Спасе Златая риза, а также на иконе Богоматери Одигитрии, хранящиеся в Софийском соборе города Новгорода.

Приобрести иконы в ризах можно в магазине по адресу ул. Большая Ордынка, д. 60 (двухэтажное здание во дворе прихода храма вмч. Екатерины), ст. м. «Третьяковская» или «Добрынинская».

Изготовление иконостасов

храм святой троицы щигры

Самая ответственная и требующая больших знаний в области церковного искусства работа – это изготовление иконостаса.

Иконостас как важнейший элемент убранства храма должен быть выполнен безупречно в полном соответствии со всеми пожеланиями заказчика.

За все те годы, которые наша мастерская создает иконостасы на заказ, нами были реализованы проекты для множества храмов, расположенных по всей России, а также в Египте, Украине, Казахстане и Финляндии.

Мастера Свято-Троицкого братства изготовят для Вас иконостас любой сложности с различной отделкой и из разных пород древесины.

Двери для храмов

Иконы на холстах. Иконостасы на основе икон на холстах.

В настоящее время Свято-Троицким братством для храмов с ограниченными финансовыми возможностями освоено производство икон для иконостасов, выполненных способом широкоформатной печати высокого разрешения на высококачественном художественном холсте.

Рождества Пресвятой Богородицы Курская-Коренная пустынь
и Чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение»

храм святой троицы щигры

Одна из самых значимых работ мастеров Свято-троицкого братства – иконостас, установленный в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы Курской Коренной пустыни. Внутренне убранство церкви поражает своим великолепием. Подобный иконостас нашим мастерам пришлось выполнять впервые.

Выполненный в стиле руссокого барокко иконостас удивительно красив, а некоторые фрагменты иконостаса собора Рождества Пресвятой Богородицы Курской Коренной пустыни являются шедеврами резного искусства. Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса.

Декоративное убранство Рождественского собора Курской Коренной пустыни богато и замысловато, как и орнаментика иконостаса. То же самое присуще и аналоям, горнему месту, тронам, литийным столам.

Иконопись. Иконописная мастерская

На нашем сайте Вы можете познакомиться с образцами уникальных икон, выполненных иконописными мастерами Свято-Троицкого братства.

Сегодня иконописная мастерская братства осуществляет все виды иконописных работ с соблюдением технологических особенностей и канонов православного иконописания.

Мы продаем как уже готовые иконы, так и пишем иконы под заказ. Иконы могут быть отправлены в любой город любой страны.

По всем вопросам, связанным с приобретением и написанием икон, Вы можете связаться с нами по телефонам (495) 959-12-88, 778-37-36 или отправить письмо на наш электронный адрес shigri@mail.ru.

Широкоформатная печать на художественном холсте

храм святой троицы щигры

Сегодня в Свято-Троицком Братстве изготавливают уникальные резные иконостасы, киоты, аналои, жертвенники, троны на Горнее место, выносные кресты, литийные и панихидные столы, кафедры и другие предметы церковного интерьера. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами. Работы щигровцев украшают и Святые уголки в домах православных христиан. Эти изделия поражают своей тонкостью и удивительным разнообразием.

История Свято-Троицкого Братства

В мастерских Свято-Троицкого Братства осуществляется много церковных ремесел и искусство народного промысла.

храм святой троицы щигры

За удивительно короткий срок существования мастерских резьба по дереву переросла в истинно народный промысел.

И в трудные перестроечные 90-е годы, когда закрывались предприятия и люди оставались без средств к существованию, настоятелем Свято-Троицкого храма г. Щигры Курской области, тогда ещё игуменом Зиновием, было создано Свято-Троицкое Братство, первыми участниками которого стали духовные чада о.Зиновия – выпускники Хотьковского художественного училища, талантливые резчики по дереву, камню, кости, металлу, керамисты. Добрые начинания батюшки благословил митрополит Иувеналий, в то время управлявший Курской Епархией.

Источник

Храм святой троицы щигры

Въ 1732 году поселенцы соорудили храмъ во имя Живоначальной Троицы, в мѣстѣ, гдѣ нынѣ часть Старый городъ.
Тхоренко И.Г. «Историко-географическое краткое описание города Щигрова»

В 1801 году в уездном городе Щигры состоялось освящение во имя Святой Живоначальной Троицы только что построенной каменной церкви. Изначально церковь была невелика, 12 на 27 аршин (8,5 на 19,2 м), с одним престолом и колокольни не имела. В течение последующих пятидесяти лет храм достраивался и перестраивался, и только к середине XIX века он предстал в том виде, что изображён на старой дореволюционной открытке [1]. храм святой троицы щигры
Рис. 1. Кафедральный собор Троицы Живоначальной в Щиграх. Фото 1909 г.

А что известно о деревянной Троицкой церкви, предшественницы каменного собора? По версии Щигровского краеведческого музея стояла она якобы при «крепости на Щиграх» и изображена сегодня на музейной реконструкции этой крепости.

В предыдущих частях статьи было ДОКУМЕНТАЛЬНО ПОДТВЕРЖДЕНО, что никакой крепости ни в середине, ни в конце XVII века на реке Щигор не стояло. В 1690 году началось заселение верховий Щигора, и на месте современного города Щигры образовалась деревня (т.е. населённый пункт без церкви) с таким же названием.

Так когда же тогда в Щиграх появилась первая деревянная церковь?

Упоминаемая в легенде церковь в селе Троицком на Рати действительно является одной из древнейших церквей Курского края. Первая деревянная предшественница каменной церкви, восстанавливаемой в настоящее время в селе Троица Курского района, была построена одновременно с возрождением Курской крепости в конце XVI века [3].

«К сим отказным книгам Николаевской поп Евстрат вместо прихожен своих по их веленью руку приложил» [4]. храм святой троицы щигры
Рис. 2. Фрагмент скрепы к отказным книгам 1686 г. [4]

Кроме того, как следует из «сказок» ливенцев 1701 года, их поселение Щигры на Вязовом колодезе (сегодня это село Вязовое Щигровского района) уже в то время имело статус села, т.е. населённого пункта с церковью [5]. И в верховьях реки Рати, в селе Кунач в начале XVIII века находилась деревянная церковь во имя Архангела Михаила [6].

Самое раннее документальное упоминание о церкви Троицы Живоначальной в селе Щигры, которое к настоящему времени удалось найти, содержится в Ландратской переписи Тускарского стана Курского уезда, которая датируется «не позднее 1719 года». Однако некоторые ссылки в тексте «ландратки» на несохранившуюся предыдущую подворную перепись 1710 года свидетельствуют о наличии в Щиграх уже в то время церкви и позволяют с полной уверенностью констатировать факт строительства первой Щигровской церкви ранее 1710 года [7]. храм святой троицы щигры
Рис. 3. Фрагмент Ландратской переписи 1719 года села Щигры.

Согласно ландратской переписи 1719 года при той церкви стояло два двора священнослужителей.

Следовательно, первая небольшая деревянная церковь в Щиграх была построена в начале XVIII века. Проводимая в то же время Петром I военная реформа привела к массовому оттоку из армии старого служилого сословия «детей боярских», которое, вместо пожизненной службы в армии вдали от семей, предпочло осесть на полученной в прежние времена поместной земле, перейдя в тяглое сословие однодворцев. По этой причине численность прихожан Троицкой церкви на Щиграх многократно увеличилась, что повлекло за собой необходимость строительства новой, более просторной церкви.

Во 2-й ревизской сказке церковно- и священнослужителей Курского уезда за 1744 год в селе Троицком, что на Щиграх упоминается церковь во имя Троицы Живоначальной, в которой в то время служил поп Лаврентий Васильев сын Колмаков, 39 лет [10]. Это сын фигурировавшего в ландратской переписи 1719 года троицкого попа Василия Ерофеева, родоначальника обширного рода курских священнослужителей Колмаковых. Представители этого рода в начале XX служили священниками и дьяконами во многих приходах Гайваронского, Суджанского, Старо-Оскольского, Фатежского, Корочанского и Щигровского уездов [11]. храм святой троицы щигры
Рис. 7. Фрагмент ревизской сказки священнослужителей Курского уезда 1744 года. [10]

В 1768 году Никольский престол в церкви был упразднён, а спустя шесть лет, в 1774 году, Троицкая церковь «тщанием прихожан» была перестроена [9].

23 мая (3 июня) 1779 года указом императрицы Екатерины II село Троицкое на Щиграх было переименовано в город Щигры, который стал административным центром вновь образованного Щигровского уезда. При этом деревянная церковь Троицы Живоначальной стала соборной, а причта при ней было положено протоиерей и два священника [9].

В 1796 году в Щиграх, в «новом городе», в одной версте восточнее деревянной Троицкой церкви, началось строительство новой каменной церкви, освящённой в 1801 году так же во имя Святой Живоначальной Троицы. К новой церкви перешло название соборной и большая часть прихожан. Старую же деревянную Троицкую церковь переименовали в приходскую, упразднив место протоиерея, оставив только «двух штатных священников с полным причтом» [9].

В 1859 году к приходу старой деревянной приходской Троицкой церкви относились: часть города Щигры, часть слободы Подгородней, хутор Лазовка, хутор Куликовка, сельцо Семёновка, сельцо Енютинка, сельцо Васильевское и сельцо Баранцовка. храм святой троицы щигры
Рис. 8. Вознесенская церковь в г. Щигры. Послевоенное фото из фондов Щигровского краеведческого музея.

В конце 1850-х годов «по приговору прихожан» было принято решение о строительстве новой каменной церкви рядом со старой деревянной Троицкой церковью. В сентябре 1859 года в департаменте искусственных дел Главного управления путей сообщения и публичных зданий был утверждён проект постройки церкви [12]. Строительство церкви растянулось почти на 20 лет и только в 1878 новая каменная церковь в Щиграх была освящена во имя Вознесения Господня [13]. храм святой троицы щигры
Рис. 9. Деревянная Троицкая и каменная Вознесенская церкви располагались на территории нынешней автоколонны № 1774 у Старогородского кладбища. На предполагаемом храмовом месте сегодня, возможно, стоит гаражный ангар. Фото ноябрь 2020 г.

Старое деревянное здание церкви Троицы Живоначальной купил «на снос» щигровский купец Куколев Петр Ефимович, который изъявил желание выстроить за свой счёт каменную церковь на городском кладбище в слободе Сныткино. 22 июля и 11 сентября 1879 года на заседаниях Щигровской городской Думы обсуждался вопрос о выделении земельного участка под строительство, который был решён положительно и Куколеву П. Е. предоставили место на городском кладбище под постройку церкви [14].

Однако Куколев строить каменную церковь не стал. При разборе старой Троицкой церкви выяснилось, что почти весь древесный материал сохранился довольно хорошо и из него купец собрал на щигровском городском кладбище церковь, восстановив её «в таком виде, как и была. Архитектура и внутренние украшения не изменены». Сооружённая купцом Куколевым деревянная кладбищенская церковь в 1882 году была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери [15]. храм святой троицы щигры
Рис. 10. Казанская кладбищенская церковь на фотографии 1930-х годов из фондов Щигровского краеведческого музея.

Казанская кладбищенская церковь стояла на кирпичном цоколе, снаружи была обшита окрашенным тёсом и покрыта железом, окрашенным зелёной масляной краской. Над кровлей церкви возвышался глухой шестерик с шатром, увенчанным луковичной главкой, стоящей на небольшом круглом барабане, и православным крестом. Ещё один миниатюрный круглый барабан с луковичной главкой располагался над алтарём. В здании имелось три наружных двери, обшитых железом, восемь больших окон и три малых [16].

Со времени освящения церкви при ней не было причта. На заседании Щигровской городской Думы 15 сентября 1889 года, щигровская купчиха Михеева А.Н. заявила о желании пожертвовать на эту церковь 32 десятины земли для того, чтобы Дума походатайствовала об учреждении в церкви штата церковного причта. Курская духовная консистория на ходатайство ответила отказом, ссылаясь на то, что количество пожертвованной земли слишком мало, и потребовала внесения вклада в 5000 рублей, проценты от которого должны были поступать на содержание причта. После смерти купчихи Михеевой, её сыновья Иван, Михаил и Алексей внесли 5000 рублей, и уже в 1891 году штат церковного причта был назначен, он состоял из священника и псаломщика [17].

В 1897 году Щигровская городская дума выделила церковному старосте кладбищенской Казанской церкви Николаю Петровичу Куколеву 100 рублей для приобретения колоколов, которые вскоре были водружены на звонницу.[17].

С 1 января 1911 года в Российской империи вступало в силу «Положение о взаимном страховании от огня строений духовного ведомства», поэтому в 1910 году все церкви и всё причтовое недвижимое имущество было переписано и получило страховую оценку. Также на каждое строение была определена страховая премия и страховой сбор, ежегодно вносимый церковными причтами в страховые отделы губернских духовных консисторий.

29 января 1916 года в кладбищенской церкви произошёл пожар, который значительно повредил внутреннее убранство и иконостас. Материальный ущерб от пожара был оценен в сумму 4260 рублей, которая была выплачена причту 24 марта 1916 года Курской духовной консисторией по страховке [16]. После Октябрьской революции 1917 года всё имущество церкви было национализировано, но церковь продолжила действовать на основании договора граждан с исполкомом совета народных депутатов Щигровского уезда. Из строений церкви оставили только сторожку. Здание школы и дом священника перешли в ведение исполкома. Настоятелю церкви, священнику Михаилу Павловичу Дьякову с семьёй пришлось переселиться в церковную сторожку. храм святой троицы щигры
Рис. 18. Восстановленный и отреставрированный склеп горного инженера Бубнова С.А. на Снытенском кладбище находится у предполагаемого места расположения Казанской церкви.

9 сентября 1937 года священника Казанской церкви отца Михаила Дьякова арестовали и обвинили в контрреволюционной деятельности. Вместе с ним по делу проходил сторож щигровской кладбищенской церкви Петр Филиппович Акульшин.

Так в годы политических репрессий конца 1930-х годов Казанская церковь была окончательно закрыта. В ноябре 1941 года во время Великой Отечественной войны при ведении боёв с наступающими немецко-фашистскими захватчиками кладбищенская церковь сгорела…

Такова история первого деревянного щигровского храма, освящённого изначально во имя Троицы Живоначальной, а позднее в честь Казанской иконы Божией Матери, более 200 лет простоявшего в городе Щигры и послужившего ему верой и правдой.

ИСТОЧНИКИ:

1. «Троицкий (соборный) храм г. Щигры», в сборнике «Из истории храмов Курской епархии» под ред. В.Л. Богданова, Н.А. Елагиной, часть II, Курск, 2014 г., стр. 112

3. Куркулев А. История Свято-Троицкого храма села Троица Курского района Курской области. https://ok.ru/group/55552129892368/topic/69691246119696

4. РГАДА, ф. 1209, оп. 188, д. 15689, л. 181-186 об.

6. РГАДА, ф. 350, оп. 1, д. 215, л.1076

7. РГАДА, ф. 350, оп. 1, д. 215, л.1088

9. ГАКО, ф. 217, оп. 2, д. 5762

10. ГАКО, ф.184, оп. 2, д.11

11. Справочная книга о церквах, приходах и причтах Курской епархии : В 3 ч. : С картой Курской епархии : за 1908 год / Изд. Курской духовной консистории. Курск, 1909 г., стр. 24, 77

12. РГИА, ф. 218, оп. 3, д. 1770, о представлении проекта постройки каменной церкви в городе Щиграх Курской губернии.

13. РГИА, ф. 799, оп. 33, д. 714, л. 5

15. Елена Выборнова Храм во славу Святой Троицы. Часть I. https://proza.ru/2010/12/29/1015

16. РГИА, ф. 799, оп. 33, д. 714, л. 9-13.

18. Журналы заседаний Щигровского уездного земского собрания за 1906 год, Курск, 1907 г., стр. 243

Автор выражает большую признательность и благодарность Голубкову Руслану Олеговичу и Веллингу Владимиру Алексеевичу за предоставленные архивные материалы, которые стали основой для написания этой статьи, а также Щигровскому краеведческому музею и лично Машкиной И.А. за фотографический материал и помощь в написании статьи.

Ваш комментарий:

Часть 4.
ПЕРВАЯ ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ НА ЩИГРАХ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *