храм святой троицы в листах официальный сайт
Храм Живоначальной Троицы в Листах
Константин Светимский запись закреплена
Лидия Исакова запись закреплена
Максим Пушкарев запись закреплена
Сергей Прокудин запись закреплена
Дорогие браться и сестры! Приглашаю Вас и Вашу семью совершить паломничество в Муром, на Родину покровителей семейного очага князю и княгине Петру и Февронии, герою русских былин Илие Муромцу 22 сентября (воскресенье).
Древний Муром называют городом парадоксов. Здесь отразилась история всей нашей страны.
Показать полностью.
Называют Муром и городом-сказкой. Если на эти истории и былины посмотреть с православной точки зрения, станет понятным, как явь делалась сказкой.
Как создавались легенды о самом известном святом Руси богатыре и монахе Илье Муромце, на своем веку славно послужившем Родине и Богу.
Былины об Илье Муромце, жития святых Петра и Февронии – это одни из первых произведений нашей художественной литературы.
Петра и Февронию Муромских почитают (не только у нас в стране) как покровителей семьи, добрых взаимоотношений.
В этой поездке стоит задуматься: только ли любовь между супругами связывает семью?
А любовь между братьями, сестрами, родителями, детьми?
Какова высшая цель семьи?
Каждый найдет, о чем помолиться у мощей муромских святых.
Подробности и запись в нашей группе
https://vk.com/wall-117774881_13. Также будем благодарны, если Вы поддержите наш проект, просто вступив в группу. Храни Вас Господь
Вера Афанасьева запись закреплена
«На войне неверующих нет».
Удивительная история чудотворной иконы Божией Матери, написанной немецким художником во время Великой Отечественной войны.
Храм Живоначальной Троицы в Листах запись закреплена
В продолжение светлого праздника Святой Троицы 23 июня в 19:00 в Соборной палате Сретенский Хор представит программу «Небо и земля», в которую войдут лучшие духовные песнопения, а так же любимые песни. Выступление прославленного коллектива и встреча с любимыми песнями подарит зрителям радость и самые добрые эмоции.
Давайте встретим светлый праздник Святой Троицы вместе с Хором Сретенского монастыря и всеми любимыми песнями!
Марина Маринина запись закреплена
Храм Живоначальной Троицы в Листах запись закреплена
Храм Живоначальной Троицы в Листах запись закреплена
Вашему вниманию предлагается полный текст Великого покаянного канона Андрея Критского с параллельным переводом на русский язык.
Храм Живоначальной Троицы в Листах запись закреплена
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА, 16:1-8 (на утрене)
По прошествии субботы, Мария Магдалина, Мария – мать Иакова – и Саломия купили благовония, чтобы пойти и умастить (тело) Его.
И вот ранним утром первого дня недели, едва воссияло солнце, они отправились к гробнице и рассуждали между собой: кто отвалит камень от входа в гробницу?
Показать полностью. Взглянув наверх, они увидели, что камень уже отвален, а он был очень большой. Войдя в гробницу, они увидели, что по правую сторону сидит юноша, облачённый в белую одежду, и испугались.
Но он сказал им: не бойтесь. Вы ищете Иисуса Назарянина распятого? Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где положили Его. Вы же пойдите и скажите ученикам Его и Петру: Он ожидает вас в Галилее. Там Его и увидите, как Он сказал вам.
Выйдя, они бросились прочь от гробницы, дрожа от страха, и никому ничего не сказали, потому что боялись.
(перевод священника Леонида Лутковского)
ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА К ЕФЕСЯНАМ, 2:[13]14-22
[Теперь же, во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далекими, стали близкими кровью Христовой], ибо Он основа единства и взаимного примирения нашего; разрушив разделявшую нас стену ненависти, Он плотью Своею упразднил закон, состоящий из заповедей и предписаний, чтобы, завершив примирение, из двух создать в Себе Самом одного нового человека, и обоих в одном теле примирить с Богом крестом, убив на нем ненависть.
Прежде Он принёс благую весть о мире как вам, дальним, так и нам, ближним, поэтому чрез Него мы все единым Духом приведены к Отцу, поэтому и вы уже не чужие и не иноплеменники, но сограждане святым и принадлежите Богу, будучи воздвигнуты на основании, положенном апостолами и пророками, в котором краеугольный камень Сам Иисус Христос, и всё строение, постепенно созидаемое на Нём, вырастает в святой храм Господень, в котором Дух (Святой) созидает из вас и из нас обитель для Бога.
(перевод священника Леонида Луковского)
ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА К ГАЛАТАМ, 5:22-6:2
Плод же Духа – это любовь, радость, мир, долготерпение, честность, доброта, вера, кротость, воздержание. Закон не против этого. Те же, что принадлежат Христу Иисусу, распяли плоть свою с её страстями и желаниями.
Если мы живем Духом, Духу и следовать будем. Не будем тщеславны, не станем раздражать друг друга, друг другу завидовать.
Братья, если и будет уличён человек в каком-либо прегрешении, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, следя за тем, чтобы самому не впасть в искушение. Друг другу помогайте переносить невзгоды, и так исполните закон Христов.
(перевод священника Леонида Лутковского)
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ, 8:26-39
Приплыли они в край Гергесинский, что напротив Галилеи.
Когда же Он вышел на берег, со стороны города навстречу Ему выбежал человек, одержимый бесами, который долгое время не носил одежды и жил не дома, а на кладбище.
Увидев Иисуса, он пал ниц пред Ним и вскричал во весь голос: что Тебе надо от меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Прошу Тебя, не мучай меня!
Он повелел духу нечистому выйти из него; человек же этот многие годы был одержим; его связывали цепями и оковами и стерегли его, но он разрывал узы и, гонимый бесом, убегал в пустыню.
Иисус же спросил у него: каково твоё имя? И тот ответил: легион; потому что много бесов вошло в него. И стали они умолять Его, чтобы Он не понуждал их возвращаться в бездну. А неподалеку на горе паслось большое стадо свиней, и бесы стали умолять Иисуса, чтобы Он позволил им войти в них. И Он позволил им. Выйдя из этого человека, бесы вошли в свиней, и все стадо бросилось с обрыва в озеро и потонуло. А пастухи, увидев случившееся, побежали и возвестили об этом в городе и селениях. И пришли оттуда узнать, что же случилось. Подойдя к Иисусу, все в изумлении увидели, что человек, из которого вышли бесы, одет, в здравом уме и сидит подле ног Иисуса.
Между тем видевшие поведали им о том, как был исцелён бесноватый. И столь большой страх овладел всеми жителями окрестностей Гергесинских, что они стали просить Иисуса удалиться от них. И Он, сев в лодку, возвратился назад.
Тем временем человек, из которого вышли бесы, просил у Него взять его с Собою. Но Он отослал его, повелев: возвращайся домой и рассказывай всем, что Бог сделал с тобою. И пошёл он, возвещая всему городу о том, что сделал с ним Иисус.
(перевод священника Леонида Лутковского)
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ, 11:27-30
Всё Мне было передано Отцом Моим, а Сына никто не знает, кроме Отца, и Отца никто не знает, кроме Сына и тех, кому Сын пожелает открыть. Придите ко Мне все, кто трудится и обременён заботами, и Я дарую вам покой. Возложите иго Моё на себя и научитесь у Меня кротости и смирению сердца, и обретете покой для душ ваших; (Иер. 6:16) ведь иго Моё – благо, и бремя Моё – легко.
(перевод священника Леонида Лутковского)
Материал взят из паблика Καλύβα / Калива
Храм Живоначальной Троицы в Листах запись закреплена
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА, 10:1-9 (на утрене)
«Поверьте истинному слову: кто входит в овчарню не через ворота, а лезет через ограду, тот вор и разбойник. А кто входит через ворота, тот своим овцам пастух. Ему открывает сторож, и овцы идут на его голос. Он зовёт своих овец по имени и выводит их. Вот он вывел их и идёт впереди, а его овцы – за ним: они верят его голосу. Они нипочём не пойдут за незнакомцем, побегут от него. Незнакомый голос для них чужой».
Показать полностью.
Это было иносказание, но они не поняли, к чему подводил Иисус.
Тогда Он сказал прямо: «Поверьте истинному слову, ворота для овец – это Я. Кто приходил до Меня, все были воры и разбойники. Овцы не хотели их слушать. Я – эти ворота. Кто войдёт через Меня – спасется: и войдёт, и выйдет, и будет ему пастбище.
(перевод Русского Библейского Центра RBC)
ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА К ЕВРЕЯМ, 7:26-8:2
Таким и должен быть наш Архиерей: святой, безвинный, незапятнанный, возражение грешникам, выше небес превознесенный. Ему не нужно ежедневно, как другим архиереям, приносить жертвы сначала за свои грехи, потом за грехи народа. Он сделал это раз навсегда, отдав Самого Себя. Закон ставит архиереями людей, подверженных немощам. А клятвенное Слово, обойдя Закон, поставило Сына навеки совершенного.
Подведём итог сказанному: есть у нас Архиерей, который сел по правую руку престола великого Бога на небесах,служитель святилища, истинной скинии, поставленной Господом, а не человеком.
(перевод Русского Библейского Центра RBC)
ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА К КОРИНФЯНАМ, 11:1-6
Вы ещё не притерпелись к моим мелким глупостям? Впрочем до сих пор вы были и вправду терпеливы. Привязан я к вам Божьей привязанностью. Я обручил вас Единому Мужу, чтобы подвести ко Христу, словно чистую деву.
Как Ева прельстилась хитростью Змия, так и ваши умы, боюсь, не затмились бы, разойдясь с простой и чистой мыслью Христа. Боюсь, что если бы кто пришёл к вам возвещать не о том Иисусе, которого мы возвещали, и если бы вы получили не того Духа, которого с нами получили, или не то Евангелие, которое от нас принимали, то снисходительности вашей на таких хватило бы с излишком.
Куда какие сверх-апостолы! Но не думаю, что я хоть малость им уступаю. Я, может быть, не горазд на речи, но знаний у меня хватает. Вы не раз имели возможность и так и этак в этом убедиться.
(перевод Русского Библейского Центра RBC)
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА, 10:9-16
(перевод Русского Библейского Центра RBC)
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ, 8:16-21
Светильник не накрывают ковшом и не задвигают под кровать, а ставят на ножку, чтобы горел и светил всем, кто входит.
Никакая тайна не удержится – на всё прольется свет. Никакой секрет не сохранится – всё выйдет наружу. Слушайте и вникайте: имущему дастся, а у неимущего отнимется и то, что показалось ему своим.
Пришли Мать и братья Иисуса, но толпа мешала им подойти к Нему. Иисусу дали знать: «Мать и братья Твои стоят снаружи, хотят Тебя видеть». Он сказал: «Мать и братья Мои – это те, кто слушает Божье Слово и этим Словом живёт».
(перевод Русского Библейского Центра RBC)
Материал взят из паблика Καλύβα / Калива
Храм Живоначальной Троицы в Листах запись закреплена
ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ, 5:9-13*, 24-28**
Не определил нас Бог на гнев, но к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, спим ли, вместе с Ним жили. Потому утешайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.
Показать полностью.
Просим же вас, братья, отдавать должное трудящимся между вами и предстоятельствующим у вас в Господе и вразумляющим вас, и почитать их преимущественно с любовью за их дело. Будьте в мире между собой.*
Верен Призывающий вас. Который и совершит.
Братья, молитесь о нас. Приветствуйте всех братьев святым поцелуем. Заклинаю вас Господом прочитать это послание всем братьям.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами.
(перевод епископа Кассиана)
ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА К ЕФЕСЯНАМ, 6:10-17
Братья, укрепляйтесь в Господе и в могуществе силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы могли вы противостать козням диавола, потому что борьба у нас не против крови и плоти, но против начал, против властей, против повелителей этого мира тьмы, против злых духов на небесах. Поэтому возьмите всеоружие Божие, чтобы могли вы оказать сопротивление в день злой и, всё преодолев, устоять.
Итак стойте, опоясав чресла ваши истиной, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; при всём том взяв щит веры, которым мы сможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч Духа, что есть слово Божие.
(перевод епископа Кассиана)
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ, 11:23-26
Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает.
Когда нечистый дух выйдет из человека, то бродит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: «возвращусь в дом мой, откуда вышел»; и придя, находит его выметенным и убранным; тогда он идет и берет других духов, злейших себя, числом семь, и войдя, они поселяются там, и становится для человека того последнее хуже первого.
(перевод епископа Кассиана)
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ, 21:1012-19
[Восстанет народ на народ и царство на царство; будут и великие землетрясения, и по местам мор и голод, будут и страшные явления и с неба великие знамения.]
Но ранее всего этого будут налагать на вас руки свои и гнать, предавая в синагоги и тюрьмы, отводя к царям и правителям за имя Моё. Приведёт это вас к свидетельству. Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что сказать в свою защиту, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не сможет ни противостать, ни воспрекословить ни один из противящихся вам. И будете преданы и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями. И некоторых из вас умертвят. И будете ненавидимы всеми за имя Моё. Но и волос с головы вашей не пропадёт.
Терпением вашим вы приобретёте души ваши.
(перевод епископа Кассиана)
Материал взят из паблика Καλύβα / Калива
Храм Живоначальной Троицы в Листах запись закреплена
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ, 10:16-22 (на утрене)
(перевод РБО Радостная весть)
ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА К ЕВРЕЯМ, 12:6-13*, 25-27**
«Господь наказывает того, кого любит,
и бьет каждого, кого принимает как сына».
Переносите страдания как часть вашего воспитания. Бог относится к вам как к сыновьям. Разве есть такой сын, которого бы отец не наказывал? Если вы не бывали наказаны (а каждый подвергается наказанию), то вы незаконные дети, а не подлинные сыновья. У нас у всех были земные отцы, которые наказывали нас, и мы уважали их. Насколько же больше мы должны быть послушны Отцу наших духов, ведь это послушание даёт нам жизнь! Наши отцы воспитывали нас некоторое время, и так, как им это казалось правильным, но Бог воспитывает нас ради нашего блага, чтобы нам стать участниками Его святости.
Любое наказание кажется нам скорее причиняющим боль, чем несущим радость. Но впоследствии те, кто был научен наказанием, пожинают урожай праведности и мира. Поэтому укрепите опустившиеся руки и дрожащие колени. Идите по прямому пути, чтобы тому, кто хромает, не покалечиться больше, но опять стать здоровым.*
Смотрите, не отвергайте Того, Кто к вам обращается. Если те, которые отказались слушать говорящего на земле, не избежали своего наказания, то тем более не избежим его и мы, к которым Бог обращается с небес.
Тогда Его голос потрясал землю, но сейчас Он обещает: «Я ещё раз сотрясу землю, и не только землю, но и небеса». Слова «ещё раз» говорят о том, что всё, что может быть сотрясено, всё сотворенное, временное исчезнет, останется только то, что непоколебимо.
(перевод РБО Радостная весть)
ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ, 5:1-8
Братья, нам нет нужды писать вам о временах и сроках. Вы и сами хорошо знаете, что День Господа придёт неожиданно, как вор ночью.
Люди будут говорить «мир и безопасность», но внезапно их постигнет гибель, как родовые схватки неожиданно застигают беременную женщину, и тогда никто не убежит. Но вы, братья, не во тьме, чтобы День этот застиг вас внезапно, как вор. Вы все сыны света и дня. У нас нет ничего общего с ночью или с тьмой, поэтому не будем спать, как другие, но будем бодрствовать и оставаться трезвыми. Ведь спящие спят ночью и пьяницы напиваются ночью. Но раз мы принадлежим дню, то давайте же оставаться трезвыми, одевшись, как в броню, в веру и любовь, и, как шлем, надев на голову надежду на спасение.
(перевод РБО Радостная весть)
ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА К ТИМОФЕЮ, 2:1-10
Сын мой, будь силен в благодати, которую имеем в Иисусе Христе.
То, о чём ты слышал от меня при множестве свидетелей, доверь верным людям, которые способны, в свою очередь, учить других. Прими свою долю страданий как добрый воин Иисуса Христа.
Никакой солдат не связывает себя житейскими делами, для него главное угодить своему командиру; и никакой атлет не получит награды, если будет нарушать правила соревнований. Земледелец, который трудится в поле, должен первым получить долю собранного урожая.
Подумай о том, что я говорю, и Господь поможет тебе понять всё это. Помни Иисуса Христа, Который был потомком Давида и был воскрешён из мёртвых согласно возвещаемой мной Радостной Вести, за которую я страдаю и за которую меня, как преступника, заковали в цепи. Но слово Божье заковать в цепи невозможно! Поэтому я терплю всё ради избранных Богом, чтобы и им получить спасение, которое в Иисусе Христе, вместе с вечной славой.
(перевод РБО Радостная весть)
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ, 8:23-27
Иисус вошёл в лодку, и ученики сели вместе с Ним. Внезапно на озере поднялся такой сильный шторм, что лодку захлёстывало волнами. А Иисус в это время спал.
Ученики разбудили Его, говоря:
– Господи, спаси нас! Мы гибнем!
Иисус ответил:
– Маловеры, ну что вы испугались?
Он встал, запретил ветру и волнам, и наступил полный штиль.
Ученики удивленно спрашивали:
– Кто же Он, что даже ветер и волны повинуются Ему?
(перевод РБО Радостная весть)
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ, 11:14-23
(перевод РБО Радостная весть)
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА, 15:17-16:2
Я заповедую вам это, чтобы вы любили друг друга.
Если мир вас ненавидит, помните, что сначала он возненавидел Меня. Если бы вы принадлежали миру, то мир любил бы вас как своих. Но вы не принадлежите миру, потому что Я избрал вас из мира, поэтому мир вас и ненавидит.
Помните Мои слова: «Слуга не больше своего господина». Если преследовали Меня, то будут преследовать и вас. Если Моему слову повиновались, то будут повиноваться и вашему. Но ваши противники будут гнать вас из-за Моего Имени, потому что они не знают Того, Кто послал Меня. Если бы Я не пришёл и не говорил им, то они не были бы виновны в грехе, но сейчас у них нет извинения в том, что они грешат.
Кто ненавидит Меня, тот ненавидит и Моего Отца. Если бы Я не делал среди них того, чего ещё никто до Меня не делал, то они не были бы виновны в грехе. Но они видели Мои дела и всё равно возненавидели Меня и Моего Отца.
В этом исполняется сказанное в их Законе: «Они возненавидели Меня без всякой причины».
Когда придёт Заступник – Дух истины, Которого Я пошлю к вам и Который исходит от Отца, Он будет свидетельствовать обо Мне. Вы тоже будете свидетельствовать, потому что вы были со Мной с самого начала.
Я говорю вам всё это, чтобы вам не оказаться обманутыми. Вас отлучат от синагог, и даже наступит такое время, когда убивающие вас будут думать, что они тем самым служат Богу.
Храм Живоначальной Троицы в Листах
Храм во имя Троицы Живоначальной в Листах |
Удивительная церковь Живоначальной Троицы, что в Листах, находится на Сухаревской площади. За свою долгую, полную драмы жизнь эта изящная, уютная, старомосковская красавица-церковь не только стала свидетельницей и участницей эпохальных событий русской истории, но и была адмиралтейским храмом Москвы.
Церковь на углу Сретенки и Садового кольца появилась в XVII веке на пересечении Троицкой дороги – главного богомольного пути в Троице-Сергиеву лавру и окружной оборонительной линии Скородома–Земляного города. Частью Троицкой дороги стала улица Сретенка, после того как здесь в 1395 году москвичи встретили Владимирскую икону, спасшую Москву от хана Тимура, и основали в память о той встрече Сретенский монастырь.
Деревянная Троицкая церковь, известная с 1632 года, была сначала кладбищенской, ведь тогда, по обычаю, москвичей хоронили при их приходских храмах, и на ее погосте погребались местные жители. Посвящение Троицкого храма объясняется тем, что он был основан на Троицкой дороге, по которой паломники ходили поклониться Святой Троице в Сергиеву обитель.
Ныне малопонятное прозвище «в Листах» появилось намного позднее храма. С конца XVI века на Сретенке жили слободским поселением государевы печатники – работники Государева Печатного двора, основанного Иваном Грозным неподалеку, на Никольской улице. Печатники оставили имя сретенскому Печатникову переулку и прозвище своей приходской Успенской церкви «в Печатниках», которая и сейчас стоит на углу Сретенки и Рождественского бульвара. По преданию, в ней хранился один из тех 30 сребреников, что были уплачены Иуде за предательство Христа.
Печатники делали не только книги на Государевом дворе, но и гравюры, и особенно любимые народом раскрашенные лубки-картины, именуемые листами, с сюжетами из священной, русской и античной истории или сатирическими, на злобу дня. Делались они кустарно, в домашних условиях, то есть не на Никольской, а на Сретенке, и сами же печатники торговали ими поблизости – у Троицкой церкви, увешивая листами ее большую ограду как выставочный стенд. Эти картинки не только забавляли народ – их покупали для украшения дома, развешивали на стенах и любовались ими. Назывались они сначала не лубками, а листами и простовиками, изготавливаемыми сравнительно просто и для простого народа. Только в XIX веке историк Москвы И. Снегирев назвал их лубками, вероятно по способу изготовления: изображение будущей картинки сначала вырезали на лубе, мягкой липовой доске, и с нее уже отпечатывали. Для этого нужна была техника печатного дела и мастерство государевых печатников, которые обитали поблизости от Троицкой церкви.
Хотя Сретенка и была продолжением Никольской – «улицы просвещения», особой аристократичностью она не славилась, а стала ремесленно-торговым центром Москвы. Оттого В. И. Немирович-Данченко и называл ее московским Монмартром. Здесь селились мясники, плотники, ветошники, сапожники, пушкари, скорняки и представители прочих трудовых профессий, густо покрывая Сретенку паутинкой ее знаменитых переулков. Кстати, в одном из них, Колокольниковом, находился колокольный завод Ф. Д. Моторина – того самого, что делал кремлевский Царь-колокол. Однако прославленный мастер не только лил здесь свои колокола, но и торговал квасом в собственной лавочке на Сретенке. Видимо, торг как-то особо вписывался в эту местность.
В том же XVII веке скромная Троицкая церковь переживала свои самые судьбоносные времена. С 1651 года здесь жили московские стрельцы под началом полковника Василия Пушечникова. Стрельцов тогда селили около Земляного вала для охраны рубежей Москвы и проездных ворот в город. Так стрельцы этого полка стали прихожанами местной Троицкой церкви, и эта деревянная церквушка получила официальный статус полкового храма. Конечно, ратные прихожане хотели иметь каменный храм. Тогда Москва была деревянной, и получить собственный каменный храм было хотя и почетным, но трудным делом. Камень для своего храма сретенские стрельцы добывали военными подвигами: отличившись в Смоленском походе, они получили более 100 тысяч царских кирпичей, клейменых двуглавым орлом. Их не хватило, строительство затянулось на годы, пока не случилось событие, потрясшее Россию, и эхо этого потрясения отозвалось в Москве. В 1671 году стрельцы Пушечникова отправились в поход на Волгу подавлять бунт Степана Разина и вернулись вместе с плененным атаманом. За поимку и привод в Москву ненавистного Стеньки царь Алексей Михайлович выдал стрельцам еще 150 тысяч кирпичей – их них сложили стены храма, который стал памятником этой победы. Наконец, за очередную доблесть, проявленную в Чигиринском походе 1678 года, стрельцы получили возможность устроить придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а государь одарил стрелецкий храм иконами и утварью.
Дальше произошла знаменательная история. Храм сооружался в период запрета шатрового зодчества, когда патриарх Никон повелел вернуться к традиционной византийской архитектуре. Стрельцы добросовестно возвели свою полковую церковь старинным способом, в форме пятиглавого крестово-купольного храма, как и требовал Никон. Тем не менее, даже этот вполне традиционный храм вызвал неудовольствие патриарха. Дело в том, что он сам выдал храмозданую грамоту на строительство, где были указаны точные размеры храма, но стрельцы отступили от заданной нормы, чтобы храм вышел просторнее. Разгневанный патриарх приказал «разметать» фундамент, а старосту вместе с семьей отлучить на 10 лет от Церкви. Может быть, патриарх Никон так утверждал приоритет духовной власти над светской, ведь это был полковой храм государевых стрельцов. Так или иначе, староста вскоре пал смертью храбрых в бою, и с семьи героя отлучение сняли. А стрельцы пошли на невинную техническую хитрость – для «законного» храма все-таки использовали старый, уже заложенный фундамент, сумев возвести на его основе меньшее по размеру здание.
Жестоко расправившись со всеми заговорщиками, Петр щедро возблагодарил верного полковника и его доблестных стрельцов двумя деяниями. Во-первых, он выдал 700 рублей на ремонт Троицкой церкви, а в 1699 году она сделалась ружной, то есть получала содержание из казны. Этим царские милости не исчерпались. В ознаменование и увековечение подвига стрелецкого полка Петр приказал возвести знаменитую Сухареву башню. Теперь историки несколько сомневаются в этой традиционной версии. В числе других возможных причин ее возведения называют и такую: спасшись в Свято-Троицкой обители, Петр решил таким образом ознаменовать свое избавление от грозившей ему опасности, и сделать на московской дороге, которая вела в лавру, роскошный монументальный въезд в город на голландский манер. Огромная высота башни (более 60 м ) подчеркивала статус русской столицы и была в ту пору крупнейшим произведением гражданского зодчества в Москве. Москвичи прозвали ее невестой Ивана Великого – и за «родственную» высоту, и за то, что в нее был, словно в подарок, перенесен глобус царя Алексея Михайловича, прежде хранившийся в главной кремлевской колокольне. Однако близкой «родственницей» башня стала именно храму Троицы в Листах.
Башня стала называться Сухаревой позднее, а в то время именовалась Сретенской. С самого начала своего появления она породила множество разных преданий. Одно из них гласит, что архитектурный чертеж знаменитой башни составил сам Петр I, хотя ее действительным автором был Михаил Чоглоков, возможно строивший по указаниям Петра и по государевым наброскам. Как считают ученые, башня была устроена не просто по образцу западноевропейских ратуш, а наподобие символического корабля с мачтой: ее восточная сторона означала корабельный нос, западная – корму, все это вполне могло исходить из петровского замысла. Как и кремлевские башни (Спасская и Троицкая), она была украшена часами, и ее главу венчал двуглавый орел, только не традиционный: его мощные лапы окружали стрелы, возможно, означавшие молнии. По легенде, за день до вступления Наполеона в Москву над Сухаревой башней откуда-то появился ястреб с опутанными веревками лапами: он зацепился за крылья орла, долго бился, пытаясь освободиться, но, обессиленный, умер. Народ истолковал это как знамение, что также и Бонапарт запутается в крыльях русского орла.
Но до этого было еще далеко. А пока Петр I определил новую участь и Троицкому храму. Судьбы церкви и Сухаревой башни оказались переплетены самым непредвиденным образом.
На первых порах помещения башни занимали караульные стрельцы Сухаревского полка. Благодарным Петр остался только ему. Окончательно возненавидев стрельцов после очередного бунта в самом конце XVII века, он вовсе ликвидировал стрелецкие полки. Их расформировали, а в Сухаревой башне Яков Брюс по указу Петра основал первую астрономическую обсерваторию. Главное же, в 1701 году в Сухаревой башне открылась знаменитая Математическая и навигационная школа, или просто Навигацкая школа: не только первое в России высшее специальное учебное заведение, но и первое флотское училище, предшественница петербургской Морской академии. Ведь в то время, когда создавалась Навигацкая школа, северной столицы еще не было, хотя всего лишь два года оставались до ее основания. И первым центром подготовки русских моряков была Москва.
Создание в России морской школы было idea fixe Петра, который хотел обучить и привлечь на флотскую службу все свое сухопутное дворянство, мечтая сделать Россию великой морской державой. «Если страна имеет армию, она имеет одну руку, а если имеет флот, она имеет две руки», – говорил Петр. Навигацкая школа имела целью подготовить разнообразных специалистов флотского дела: от мореходов и штурманов до грамотных писарей адмиралтейских канцелярий. В нее могли поступать дети всех сословий, кроме крепостных, а неимущие школяры даже получали «кормовые деньги». При этом в низших классах учились все, а в высших «мореходных» или «навигацких» классах, где готовили корабельных мастеров и штурманов, только самые талантливые, так как учиться здесь было очень трудно. Трудными, прежде всего, были преподаваемые точные науки: арифметика, тригонометрия, астрономия, геодезия, география, навигация. «Цифирный курс» здесь читал сам Леонтий Магницкий, автор первого русского учебника математики, который Ломоносов называл «вратами учености» и о котором сам автор сказал в стихах с гордостью: «Зане разум весь собрал и чин / Природный русский, не немчин». Преподавали здесь и иностранцы, приглашенные Петром, но скоро благодаря этой школе русские вполне самостоятельно освоились на воде.
И даже не тягость учения, и не очень суровая дисциплина, а именно последующая участь навевала тоску на многих насильно собранных учеников Навигацкой школы. Юные «недоросли» мечтали о любой сухопутной службе, боясь, что здесь их готовят «на роль утопленников». Петр требовал, чтобы все дети боярские и дворянские учились морскому делу, и знатные родители пытались избавить от этого своих отпрысков, как от рекрутчины, хотя их немилосердно штрафовали за каждый прогул любимого чада. Тогда государь повелел, чтобы всякий уклоняющийся отправлялся забивать сваи на берега Невы, где возводилась новая столица. Доходило до курьезов. Раз удрученные дворяне целой толпой записались в духовное Заиконоспасское училище, чтобы хоть так убежать от Навигацкой школы. Их все же отправили бить сваи на Мойку. Говорили, что как-то проходивший мимо адмирал Апраксин увидел этих «работяг», снял мундир и присоединился к ним. Удивленный Петр спросил, зачем он это делает? «Государь, так ведь это же все родственники мои, внучата да племянники», – ответил тот, намекая на дворянское происхождение. Талантливых же выпускников посылали доучиваться за границу, а потом сразу же направляли на Балтийский флот. Одним из них был Конон Зотов, сын того самого Никиты Зотова, который учил юного Петра грамоте под тенистым дубом в Коломенском.
Первым адресом Навигацкой школы в Москве был Английский двор на Варварке. Потом она перебралась из тесных палат в замоскворецкие Кадаши на Государев Полотняный двор, а оттуда – в Сухареву башню, где вскоре и оказалась связанной тесными узами с соседним Троицким храмом. Дело в том, что в 1704 году именным царским указом Троицкому храму был присвоен официальный статус адмиралтейского: он был назначен Адмиралтейским храмом Москвы (при Адмиралтейском приказе) и приходским для Навигацкой школы и всех обитателей Сухаревой башни. Таким образом, это был первый домовый храм русских моряков, первый морской храм Москвы и предшественник таких петербургских храмов, как адмиралтейский собор во имя святителя Спиридона и Никольский морской собор на Крюковом канале.
Сама же Навигацкая школа поначалу подлежала административному ведению Оружейной палаты, а потом по царскому указу перешла в Адмиралтейский приказ, созданный в 1700 году под началом Апраксина. В 1715 году Навигацкую школу перевели в Петербург, где, разумеется, были более благоприятные условия для изучения морского дела, а в Сухаревой башне остались подразделения Адмиралтейства, и ведала ей Адмиралтейская коллегия. До самого 1806 года здесь размещалось присутствие Московской конторы Адмиралтейской коллегии. Кроме того, здесь сохранялась московская школа под руководством Магницкого, которая была приготовительным училищем для петербургской Морской академии. Потому Троицкий храм все равно оставался адмиралтейским, где поминали и чтили всех русских моряков.
В 1752 году школа в Сухаревой башне закрылась. Но и после того московский люд продолжал овеивать Сухареву башню легендами. Уверяли, например, что именно здесь начальник Тайной экспедиции Степан Шешковский по приказу Екатерины II допрашивал просветителя Н. И. Новикова, издавшего известную книгу Радищева о путешествии из Петербурга в Москву. На самом же деле это происходило на Лубянке, где размещалась Тайная экспедиция. Екатерининская эпоха отчасти повлияла и на Троицкую церковь: в конце 1780-х годов у нее появилась новая колокольня, в нарушение канонов поставленная с восточной стороны. Это было вызвано указом императрицы о красных линиях московских улиц, согласно которому все строения должны были стоять в ряд.
А в XIX веке Троицкий храм стараниями настоятеля протоиерея Павла Соколова был столь благолепно поновлен, что священник и художники получили личную благодарность святителя Филарета, митрополита Московского. В то время напротив храма уже стояла Шереметевская больница с собственным домовым Троицким храмом. В ней после Отечественной войны 1812 года лечились русские офицеры. Потом появилось и другое наследие 1812 года – Сухаревский рынок, снискавший, наверно, мировую известность. Сухаревка увенчала собой многовековую традицию местного торга. И раньше крестьяне торговали здесь с возов всякой деревенской всячиной, чтобы не платить таможенную пошлину за въезд в Москву.
Еще одним местным наследием Отечественной войны стала новоустроенная Садовая улица, проложенная по границе Земляного вала. Восстанавливая послепожарную Москву, было решено в целях упорядочивания застройки и городского благообразия разбить по линии бывшего оборонительного укрепления кольцевую улицу для гуляний – Садовую. План прислали из Петербурга. Длина улицы составляла 15 км и ее невозможно было обеспечить ни надлежащим освещением, ни уборкой. Тогда план изменили и решили построить на Садовой аккуратные однотипные домики, обязав их хозяев устроить во дворах палисадники и вообще по возможности озеленить улицу, дабы оправдать ее новое имя. План московской Садовой снова оказался выдержан в классических традициях северной столицы: многокилометровая протяженность этой улицы вызывала неимоверные трудности для определения ее домов к полицейским участкам и для образования местных церковных приходов. Тогда Садовую улицу разбили на 29 самостоятельных улиц-отрезков, для обозначения которых к общему имени Садовая прибавляли название данного ее участка: Садово-Кудринская, Садово-Спасская и соответственно названия площадей. Сухаревская же площадь так и осталась для москвичей Сухаревкой.
По торговой части прославилась и Троицкая церковь, причем довольно неожиданным образом. Во второй половине XIX века ее старик-пономарь делал лучший в Москве нюхательный табак – ведь этим весьма популярным средством тогда лечили и головную боль, и насморк. Пономарский табак именовался «Розовым», и когда после смерти пономаря обнаружили рецепт, долго дивились ему. «Розовый» табак представлял собой сложную смесь махорки, золы осиновых кольев и духовитого розового масла, истомленную в печи. Продавался он, разумеется, не в церкви, а в одной из сретенских лавочек.
А в доме у Сухаревой башни, принадлежавшем Троицкой церкви, до революции размещалось Московское общество любителей аквариума и комнатных растений, созданное по инициативе ученого-энтузиаста Н. Ф. Золотницкого. Почетным членом его стал Владимир Гиляровский. Это общество распространяло «ихтиологические» знания среди любителей, проводило выставки в Зоологическом саду, и на них Золотницкий бесплатно раздавал бедным школьникам рыбок, простенькие аквариумы и растения. У него учился в гимназические годы будущий кукольник Сергей Образцов и навсегда пристрастился к аквариумному делу.
После революции Троицкий храм не трогали. Первым здесь в 1919 году пал орел на Сухаревой башне – намного раньше, чем на кремлевских башнях. В декабре следующего 1920 года Ленин подписал указ о закрытии Сухаревского рынка, поучая о ликвидации той «сухаревки», «которая живет в душе и действиях каждого мелкого хозяина», пока живет сам Сухаревский рынок. Но сразу же грянул нэп, и Сухаревский рынок, переименованный в Новосухаревский, был украшен торговыми павильонами по проекту знаменитого архитектора-конструктивиста К. С. Мельникова, став крупнейшим торгом нэпмановской Москвы. Повезло на первых порах и Сухаревой башне. В 1926 году в ней был устроен Московский коммунальный музей, а директором стал крупный историк Москвы П. В. Сытин. Этот музей был предшественником Музея истории Москвы.
Храм продолжал жить своей жизнью, уже никак не связанной со своими соседями. Весной 1919 года на квартире у священника Троицкой церкви Владимира Страхова поселился священномученик архимандрит Иларион Троицкий, только что отпущенный из тюрьмы после ареста, – будущий последний настоятель Сретенского монастыря. Отец Владимир был его давним знакомым.
В начале 1920-х годов в Троицкой церкви служил другой священник – Иоанн Крылов. Уже в тюрьме арестованный пастырь подготовил к святому крещению одного татарина, захотевшего принять христианство. Не имея иной возможности совершить таинство, священник крестил его под душем…
В Троицком храме отпевали известного московского протоиерея Валентина Свенцицкого. Он сначала не принял Декларацию митрополита Сергия, но потом раскаялся и перед смертью написал ему покаянное письмо с просьбой о прощении и о возращении в лоно Церкви. Ответная телеграмма с прощением стала последней земной радостью умирающего пастыря. Молвив: «Вот когда я приобрел мир и радость для своей души», он тихо скончался, и отпевали его в том самом Троицком храме, где он когда-то совершал свое первое богослужение.
А затем трагические события грянули почти одновременно. В 1931 году закрыли Троицкий храм, который словно охранял это старое московское местечко. Потом снесли Сухаревский рынок. В 1934 году пришла печальная очередь Сухаревой башни, «мешавшей» транспортному движению по магистрали Садового кольца. В официальных письмах к правительству самые именитые ученые и заслуженные деятели культуры И. Э. Грабарь, И. В. Жолтовский, А. В. Щусев, К. Ф. Юон обосновывали необходимость сохранить этот памятник и предлагали другие вполне эффективные решения транспортной проблемы Сухаревской площади. Мольбы общественности были тщетны, так как, по выражению Кагановича, в архитектуре всего лишь продолжалась «ожесточенная классовая борьба». Все было бесполезно, ибо того разрушения хотел Сталин. «Ее надо обязательно снести и расширить движение, – писал он Кагановичу. – Архитекторы, возражающие против сноса, слепы и бесперспективны». И вождь выразил уверенность, что «советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня».
В июне 1934 года Сухареву башню снесли. Очевидец этого преступления Гиляровский написал в письме дочери душераздирающие строки: «Ее ломают!» По преданию, присутствовавший на сносе Лазарь Каганович будто бы увидел высокого старика в старинном камзоле и парике, погрозившего ему пальцем и исчезнувшего…
В ноябре 1934 года, после проведенной коллективизации, на Сухаревской площади с помпой установили монументальную доску почета колхозов Московской области. В честь этого события Сухаревскую площадь переименовали в Колхозную. Это имя она носила до самого 1990 года.
Троицкий храм, отданный сперва под общежитие трамвайный служащих, а потом под скульптурные мастерские, вновь оказался на крайне значимой дороге – дороге социализма, а именно: на парадной столичной магистрали, ведущей к ВДНХ. Храм уцелел чудом, только в 1957 году взорвали колокольню.
Потом его спасал архитектор Петр Барановский. В 1972 году около стен храма строили выход со станции метро «Колхозная» и при работах на старинном здании появились опасные трещины. Восстанавливать храм стали архитектор Барановский и его ученик Олег Журин – тот самый, что в наше время восстановил Иверскую часовню и Казанский собор на Красной площади. Они сумели укрепить храм. А вскоре перед Олимпиадой-80 стали восстанавливать и внешний вид храма, стоящего в центре Москвы: он был полностью обезглавлен, безобразно надстроен, не отличаясь обликом от обычного старого дома, и напоминал сарай. Тогда архитекторы убрали все советские пристройки, восстановили своды, главы и купола, хотя на Троицкую церковь, говорят, посягал сам В. В. Гришин, желая ее вообще снести. А потом на нее покушался Москонцерт, чтобы устроить в здании храма концертный зал с музеем, но денег на смелый проект не хватило.
Возвращение храма верующим состоялось в 1990 году. По словам Олега Журина, восстанавливавшего храм, он был как человек, стоявший по колено в песке. Для верующих москвичей отраден и тот факт, что в реставрации храма принимал участие православный ученый, ныне покойный архитектор М. П. Кудрявцев, автор гениального труда «Москва – Третий Рим», посвященного московскому средневековому градостроительству.
Ныне храм возвращается и к своим былым морским традициям: каждое значимое событие в жизни или истории русского флота отмечается под его сводами. Здесь проходили службы в память праведного воина адмирала Федора Ушакова, причисленного к лику святых в августе 2001 года, который теперь стал покровителем российских моряков. Здесь же отмечали 200-летие со дня рождения прославленного адмирала П. С. Нахимова. Здесь поминаются все русские моряки, погибшие за веру и Отечество. А в феврале 2004 года в храме торжественным молебном отметили столетие подвига крейсера «Варяг».
Остается храм и обыкновенной приходской церковью Москвы, в которой своим чередом проходят службы, крестины, венчания, отпевания, молебны… Так, в октябре 2005 года в нем отпевали знаменитого джазового музыканта Олега Лундстрема, а недавно, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, приняли церковное напутствие члены российской научной экспедиции, направившейся на Арарат в поисках Ноева ковчега.