храм святой троицы волгоградская область
Святой Троицы (Филоновская)
Первые сведения о храме относятся к 1728 г., когда по благословенной грамоте епископа Льва освящается деревянная церковь св. вмч. Параскевы (Пятницы). При перенесении станицы 13 мая 1793 г. закладывается каменная церковь Святой Троицы с двумя престолами – придельным во имя св. вмч. Параскевы, освящённым в 1795 г., и главным – в 1798 г. В 1795 г. возведена каменная колокольня. Краевед М. Рыблова приводит интересный факт: когда всем миром строили храм, кто-то повесил на колокольне мёртвую галку, и казаки-юмористы из других станиц пустили нехороший слух, что у филоновцев на кресте галка удушилась, приклеив станице прозвище «галка».
При храме содержалась деревянная богадельня на 15 человек. В собственности прихода были и 4 каменные, покрытые железом лавки, сдававшиеся в наём. Обнесён храм был также каменной оградой. Собственной земли причт не имел. В церкви хранилась ценная утварь – богослужебные книги 17-18 вв. С войны 1812 г. местные казаки принесли богатый дар, отбитый у французов: серебряный крест с частицей мощей св. Иоанна Милостивого. А ушедшие на 1 мировую войну казаки в марте 1915 г. написали домой об исполнении своего обещания сделать дар храму. Они заказали в Москве икону Святой Троицы в киоте с лампадой и подсвечниками. В 1872 г. священник Дмитрий Дионисьев награждается скуфьёй, а в 1875 г. дьякон Иван Кириллов – епископским благословением.
Священники храма с 1897 и по 1917 гг. назначаются благочинными Филоновского благочиния. К данному приходу принадлежали и жители многих окрестных хуторов (на 1803 г – из 4 селений, на 1861 г. – уже 28). В 1803 г. в штате церкви служили целых 3 священника (Иоанн Романов, Филипп Максимов и Нестер Васильев), 1 дьякон, 3 дьячка и 3 пономаря. Через год после открытия в 1836 г. приходского училища появляется 4-й священник со специальным духовным образованием – Алексей Фёдорович Трояновский. Духовенство активно участвует во всех общественно-значимых событиях того времени – переписи населения, в сборе данных о климате для Русского географического общества и т. д. 28 июня 1885 г. храм встречал Донского викарного архиерея Флавиана, а в 1912 г. Донского викария Гермогена. Известно имя ещё одного благочинного с 1897 г. и по 14 августа 1909 г., настоятеля храма протоиерея Фёдора Ивановича Ильинского.
Церковный и причтовый капиталы содержались в государственной сберегательной кассе, а доходы с них поступали уже на выплату служителям и нужды храма. Священнику выплачивалось из местных средств до 900 руб., дьякону до 600, а псаломщику до 300 руб. Доплачивали священнослужителям за уроки в министерских школах до 150 руб., плюс зерновой хлеб. Казённого жалованья не платили. О содержании церкви и причта заботилось приходское попечительство, созданное в 1875 г. (его первым главой был есаул А.Е.Ежов). Оно на свои средства строит здание для церковно-приходской школы, открытой в 1902 г., а старая двухклассная школа переводится на х. Привокзальный. Руководит школой и преподает Закон Божий священник Иоанн Афиногенович Печерский, помогает ему дьякон Алексей Александрович Благовещенский. Приход также имеет и две школы грамотности – в х. Саломатинском и Роговском. На 1912 г. в церковно-приходской школе обучались 47 мальчиков, а с 1915 г. появляются и девочки. Уже в 1902 г. храм становится мало места, т.к. число прихожан достигает цифры почти в 12000 человек. Поэтому возводятся церкви в соседних хуторах, и на 1917 г. в приходе остаётся 10 хуторов. Сокращается и штат служителей – до 3 священников, 1 дьякона и 3 пономарей. С 14 августа 1909 г. и по 30 июня 1917 г. Филоновским благочинным является священник Сергей Иванович Архипов, 1869 г.р., сын псаломщика, закончивший Донскую семинарию. А с 1 июля 1917 г. им становится священник храма в х. Громковском Александр Алексеев. В 1946 г. из-за засухи церковный совет действовавшей тогда 3 раза просил райисполком разрешить совершать по полям колхозов крестные ходы.
Храм в 1953 году был передан Церкви. Молодежь из окрестностей любит в нем венчаться. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням. Есть библиотека и воскресная школа. Приход опекает имеющийся в селе детский дом.
Настоятель — священник Лин Жосан.
Адрес: 403963, Волгоградская область, Новоаннинский район, станица Филоновская, ул. Октябрьская, д. 3, храм Святой Троицы.
Телефон: 8 (84447) 5-91-31
Сайт: hramtroici.ucoz.ru/
Наши реквизиты:
ИНН 3419401373 КПП 341901001 Р.сч 40703810011060100007
Местная Православная Религиозная организация Приход Свято-Троицкой церкви станицы Филоновской Новоаннинское ОСБ №4008
БИК 041806647 Кор.счет 30101810100000000647
Волгоградское ОСБ №8621 в г.Волгограде
Под небом голубым есть деревянный храм
Пророческий сон
А до этого ему приснился сон: заброшенный парк со старыми деревьями и необычайной красоты голос: «На этом месте стоял храм, строй храм и служи в нем…» Владимир Леонидович начал искать это место, объездил все пустыри, на которых когда?то стояли в Дубовке храмы, но найти нужного места не смог. Наконец, проезжая однажды мимо разрушенного городского парка, понял: вот то место, которое он искал.
Настоятель храма о. Александр Скляров рассказывает:
– Множество сомнений одолевали душу: где взять средства на стройку, с чего начать, где найти соратников. Но с самого начала строительство сопровождалось удивительными событиями, последние сомнения развеяло чудо:
4 декабря, когда православная церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы, утром во дворе своего дома Владимир Леонидович увидел, как из?под снега расцвели увядшие еще осенью летние цветы: колокольчики, ноготки, ромашки…
– Возрождение храма было начато с установки вот этого креста, – показывает о. Александр. – Мы, люди смертные, как обычно думаем? Крест поставим, освятим, начнем потихоньку собирать средства, закажем проект… Не так быстро все делается, правда? Даже в древние времена по нескольку десятков лет церкви строили, а тут храмовый комплекс построен в рекордно короткие сроки. Как назвать это, если не чудом Божиим?
Люди немощны, и Владимир Букин сомневался, осилит ли, тем более что врачи оставляли ему жизни в лучшем случае год. И он как человек верующий молился и просил у Господа хотя бы три года жизни, чтобы что?то успеть. И Бог дал ему это время, он успел возвести все основные постройки. А в помощь Господь собрал вокруг строительства храма «афганцев», которые даже не были знакомы до этого друг с другом. Строили и принимали участие в строительстве люди разных национальностей и вероисповеданий, из разных городов. И получилась вот такая красота! (Отец Александр, к слову, тоже участник боевых действий.)
– Господь подкреплял Владимира Леонидовича разными удивительными явлениями. Например, заложили фундамент крестильного храма в честь разрушенной Воскресенской церкви, а неподалеку, в частном секторе, люди ремонтировали во дворе какие?то постройки, и когда в летней кухне подняли полы, то нашли завернутый в рогожу камень. На нем выбит крест и год – 1880. Сомнений не было, что это закладной камень Воскресенской церкви. Когда ее взорвали, кто?то из верующих спрятал его, а ведь легко мог получить лет 10 лагерей. И вот что удивительно, он пролежал до дня возрождения храма, никто о нем не знал, и вот теперь закладной камень снова на своем месте, под престолом в алтаре.
У кованного креста, венчающего главный иконостас, тоже необычная история. «Принес крест парень и рассказал: мол, где?то он его «добыл» и решил сдать в приемку черного металла. А ночью то ли видение ему было, то ли повеление – отнести в строящийся храм и отдать. «Я, – говорит, – чуть с ума не сошел. А утром вскочил и скорее в церковь…»
По древнерусскому образцу
Освящение нового храма состоялось 14 ноября 2010 года. Главный храм в честь Святой Троицы, крестильный – в честь Воскресения Христова, надкладезная часовня и колодец в честь Серафима Саровского, Иверская часовня и воинская часовня в честь Архистратига Михаила – все постройки храмового комплекса деревянные, рубленые – напоминают образцы древнерусского деревянного зодчества. В плане храм имеет форму креста. Снаружи его стены украшают мозаичные иконы, привезенные старшей дочерью и зятем Букина из Москвы. В храме и часовнях иконы живописные и литографические, мозаичные и керамические, ковровые и вышитые бисером.
На надкладезной часовне кованый крест, найденный в с. Горный Балыклей, с Балыклейской казачьей деревянной церкви. Ему лет около 200, сам храм там был построен еще в ХVIII веке, закрыт и разобран в советский период. В честь батюшки Серафима освящен и колодец, добавлена вода из Иордана и Дивеева.
Рядом с часовней Архистратига Михаила, по словам о. Александра, планируется возвести памятный знак в честь и память всех православных воинов, когда?либо жизнь свою положивших за веру и Отечество. Это последняя задумка Владимира Леонидовича, которую он не успел воплотить. А сейчас на этом месте обломок надгробия с древнего казачьего дубовского кладбища.
По сердечной молитве и помощь
В часовне в честь Иверской иконы Божией Матери есть современная вышитая икона Божией Матери «Помощница в родах». С ней связана следующая история: как?то утром к о. Александру заехала местная жительница и говорит: «Сестра рожает, роды очень сложные, затяжные, что делать?»
– Взяли молитвослов, стали с ней молиться. Через некоторое время позвонили из роддома – все разрешилось как нельзя лучше и как раз в то время, как стояли на молитве, – рассказал
о. Александр. – Обычно я эту историю рассказываю паломникам, ведь некоторые думают, что помогают исключительно старинные намоленные иконы, а на современные не то что внимания не обращаем, а относимся к ним даже с некоторым пренебрежением. А ведь обращаемся мы не к материалу, а к тому, кто изображен на иконе. И по сердечной молитве помощь?то и приходит. Человек, который вышивал икону, тоже не просто так это сделал. Значит, в его жизни произошло событие, которое подвигло его к этому. Движение сердца человеческого прославить Бога за его помощь нашло отражение как раз в этой иконе, чтобы другие люди тоже могли обратиться за помощью к Божией Матери. В этом и состоит особенность русского православного почитания икон.
– И икона Божией Матери «Всецарица» тоже была подарена женщиной во свидетельство об избавлении или ослаблении какой?то тяжелой болезни либо ее, либо близких, за кого она молилась еще в неосвященном храме, где и икон?то пока не было. Тем не менее человек верующий, в место Божие, пришла, помолилась, и Господь управил. В благодарность она приобрела эту икону и подарила храму.
Безусловно, все мы испытываем уважение к старинным иконам. Сколько поколений молились. Тем не менее современные тоже обладают благодатью.
Живет Божие дело
Вокруг храма и часовен царят благолепие и красота. Поклонный крест окружают туи, ели, сосны, дубы, липы, другие кустарники и деревья, разбит газон. Церковный двор ухоженный, видно, что прихожане занимаются благоустройством с любовью.
– А как же, – не удивляется о. Александр, – ведь территория храма и есть прообраз Эдема, райского сада. Двор большой, как весна, хватался за голову: как навести должный порядок. Но Господь управлял – то из Волжского приедут студенты, то паломники, то работники Дубовского центра соцзащиты помогут, приход?то молодой, своих сил маловато. Приезжает к нам удивительная группа паломников из Волгограда и Волжского. Сначала на службу, а потом помогают в благоустройстве. Вот такие помощники, слава Богу за все, живем мы дружно! И обязательно традиционное чаепитие, разговоры о вере и на любые интересующие темы.
Территория храма продолжает благоустраиваться: разбиты виноградник, фруктовый сад, цветники. Силами прихожан выращиваются овощи для трапезной, установлена детская площадка с каруселями для самых маленьких. Жизнь прихода не стоит на месте: теперь они не только принимают паломников, но и сами совершают паломнические поездки, большинство прихожан активно трудятся на благо теперь уже ставшей для них родной церкви.
Живет Божие дело, начатое Владимиром Леонидовичем Букиным… Слава Богу за все!
Троицкая церковь
В каждом русском городе стояла Троицкая церковь. Её название содержало указание на триипостасность Божества и на радостный летний праздник — Пятидесятницу, украшенную цветами, травами, зелёными ветвями. Часто имя Святой Троицы носили монастыри — средоточие православной мысли, место молитвы и высокой аскезы. Вспомним величественную обитель, основанную преподобным Сергием Радонежским, которая ныне стала главным монастырём Русской православной церкви.
С небольшого монастыря начиналась и царицынская Троицкая церковь. Имена основателей и первых насельников обители до нас не дошли. Первые упоминания о ней относятся ко второй половине XVII века. В одном из документов 1658 года предписывается «по челобитью черного попа Макария с братиею давать из царицынских доходов». В грамоте из приказа Казанского дворца астраханскому воеводе Ивану Андреевичу Хилкову от 13 июня 1667 года упоминается «Троицкий строитель старец Александр», посланный 10 мая того же года вместе с попом Андреем к Стеньке Разину с приказом от царицынского воеводы Андрея Унковского. Воевода передал через священнослужителей наказ сторонникам атамана разойтись по родным донским станицам и хуторам, а не бунтовать. Однако из-за сильного разлива Дона попасть в Паньшинский городок, где были казаки, посланцы не смогли.
Дошли до нас не менее ценные и интересные сведения о молитвах казаков Степана Разина в Троицком монастыре после их возвращения осенью 1669 года из «похода за зипунами» в Персию. Известно, что тогдашний казначей обители монах Аарон доводился грозному атаману другом. Разин останавливался у старца в доме и, по словам современников, Аарон «ведал его мысли», т.е., вероятно, старец исповедовал грехи пролившего немало человеческой крови Степана.
Когда разинский мятеж был подавлен, в ходе дознания было определено, что этот Аарон был заодно с бунтовщиками. Он кропил святой водой казацкие струги, благословляя: «Бейтесь, казаки, супротив бояр изменников!».
Позже, однако, он отречётся от друга Стеньки и на допросах в Астрахани будет его обличать: «От святой соборной церкви отступил, а посту де он, Стенька, не имеет, всегда ест мясо и держится богомерзких сатанинских дел, употребляет табак, пьёт кумыс и играет в зерно беспрестанно».
Приход разинцев в Царицын в 1670 году приветствовал хлебом-солью и другой монастырский священник Андрей, даже ставший после взятия города одним из его управителей. В те годы Троицкий монастырь, видимо, является центром местного старообрядчества. В 1674 году для исправления раскольников патриарх Иоаким определяет в него архимандрита и благословляет монастырь, существовавший, возможно, до этого неофициально.
Поддержка священнослужителями бунтарей не в последнюю очередь была обусловлена и тяжелым положением монастыря и его обитателей в нашем скудном и тогда малолюдном краю. Подорвал становившееся монастырское хозяйство пожар 1678 года, поэтому от царя Фёдора Алексеевича в 1680 году «велено по просьбе погоревшего на Царицыне мужского Троицкого монастыря игумена Дионисия на построение оного отпустить с Казани соснового леса, тёса, гвоздей и лубья».
Обитель отстраивается заново, и в 1681- 1682 годах в ней даже планировалось разместить епископскую кафедру. Этот проект, о котором мы подробнее рассказывали в предшествующей книге, не был осуществлён. Сохранились в истории имена настоятелей монастыря: в 1678 году здесь служил игумен Дионисий (известно, что он был здесь в марте-апреле), а в 1679 (апрель—ноябрь) — 1680 годах — Ефрем. Впрочем, в названном выше документе в 1680 году игуменом числится всё ещё Дионисий. В росписи митрополита Никифора (1680—1682) говорится о том, что монастырь «весь оскудел и кормится мирским подаянием».
Жизнь в царицынском монастыре остаётся тяжкой, на что и жалуется архимандрит Антоний с братией царям в 1691 году: «живут де они в монастыре Живоначальныя Троицы многие годы, а великих государей жалованья им годового окладу денег 20 рублей и тем де им прокормица нечем». Они просят разрешить им сгребать соль, как это практиковалось в астраханских монастырях. Несколько поправляется экономическое состояние обители после указа царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича (будущего Петра I) от 5 августа 1691 года, в котором монахам позволяется «згребать соли против Астраханского монастыря по 15 тысяч в год беспошлинно, а если бы собрали соли больше, то царицынский голова Левонтей Камышников должен был брать пошлину».
Архимандрит Троицкого монастыря Антоний и царь Петр Алексеевич сталкиваются во время азовского похода 1695 года. Направившись с воинским обозом из Царицына на р. Дон, Петр проходил через казачьи городки Паншино и Качалино и без благословения Астраханского митрополита Сампсония послал за Антонием, требуя, чтобы тот освятил новые храмы в этих городках. Но архимандрит «учинился силен и не поехал освящать церковь, так что пришлось взять его силой». От царя факт неповиновения был скрыт воеводой Голицыным, который также попросил митрополита Сампсона не наказывать ослушника.
Троицкий монастырь постепенно приобретает всё более основательный вид. Он становится каменным, грозно глядя на окрестности в узкие бойницы окон. Как и Иоанно-Предтеченская церковь, возводимая из белого камня развалин старой татарской столицы Сарай-Берке, главный храм Троицкой обители строится из этого же материала. По некоторым сведениям, храм возведённый 18 августа 1701 года, был первой царицынской каменной церковью. В таком случае именно его наблюдал с борта корабля и зарисовывал голландский путешественник и живописец Корнелий де Бруин, проплывавший мимо Царицына в 1703 году. Он писал: «Главная церковь каменная, но недостроенная еще, остальные церкви деревянные, едва видны». Впрочем, на эту запись также претендуют Иоанно-Предтеченская и Воскресенская церкви.
О том, что церковь строилась специально для монастыря, свидетельствовал её внешний вид: со стороны, обращенной к городу, находилось только одно окно, чтобы у монахов было меньше соблазна от мирских дел. По другим сведениям считается, что храм был построен в 1710 году, а освящён лишь в 1720 году.
Современники находили, что церковь эта принадлежит византийской архитектуре. Храм имел два этажа: в нижнем помещался придел святителя Николая Чудотворца (служба здесь проходила лишь раз в году на его праздник — 6 декабря), а на верхнем кроме главного алтаря был ещё придел в честь иконы Казанской Божьей Матери.
В 1703 году упоминается среди служащих здесь архимандрит Ипполит, в 1708 году — Мелентий, с 1710 года управляет монастырём Леонтий, его же имя встречается спустя четыре года. Он бьёт челом в Астрахань преосвященному Сампсону, прося поставить на место умершего в 1709 году монастырского иеромонаха Иосифа священника Тамбовской епархии Василия Родионова, постригшегося в 1710 году с именем Варлаам. Вскоре, однако, Леонтий докладывает в Астрахань о побеге в 1711 году иеромонаха Варлаама на Дон (оказывается, он раньше жил в Илецком и Григорьевском казачьих городках) и попросит посвятить в священники крылошанина (поющего на клиросе) монаха Павла. Но отец Павел оказывается пьяницей и тоже бежит из монастыря в августе 1720 года, как сообщает об этом тогдашний архимандрит Зосима. К монастырю прикрепляется священник Царицынского собора Фёдор Дмитриев. Известно также, что при обители имелась часовня, при которой в 1714 году служил монах Мисаил.
К числу храмовых реликвий относились два серебряных позолоченных креста с мощами, сделанные в 1712 году. В одном из них находились мощи преподобных Евфимия, Павла, Матририя Чудотворца, в другом — Никиты, епископа Новгородского, Иоанна Крестителя, преподобномученицы Евдокии, Макария и Антония Египетских, мученицы Татианы, Иоанна Милостивого, Николая Чудотворца, преподобного Зосимы и Василия Великого. Здесь был требник и служебник времен патриарха Адриана (конец XVII века), иконы Спасителя и Богородицы «Всех скорбящих радость», Михаила Архангела, Ильи Пророка, Флора, Лавра и священномученика Власия, написанные в XVIII веке и украшенные серебряными ризами. Уважительное отношение старообрядцев, приписанных к храму, происходило из-за хранившегося в нем Евангелия, напечатанного еще в 1651 г. при патриархе Иосифе и царе Алексее Михайловиче до никоновских реформ.
Обитель держалась за счет государства: по документам 1710 и 1720 годов, архимандриту с братией было положено на всех 20 рублей в год да по 20 четвертей ржи и овса, а ещё 8 рублей на свечи и ладан. Это жалованье выдается до 1725 года, а после выплаты прекращаются.
Тяжело жилось монахам в Царицыне, но всё же основные тяготы для монашеской жизни проистекают не от материальных забот, а от близости заманчивых светских развлечений. В начале XVIII века царицане часто собирались на гуляния в устье реки Царицы, где пили водку, плясали и дрались. Бывало, что и монахи, молодые священники и дьяконы присоединялись к этим кутежам и забывали о богослужении. Поэтому в 1717 году протоиерей Кондрат Иларионов, бывший настоятелем Воскресенского собора и надзирающий за духовным благочинием в городе, пожаловался на ослушников астраханскому архиепископу. О последствиях жалобы мы рассказывали в первой главе.
В 1722 году Царицынским духовным приказом управляет уже иерей Троицкого монастыря Захарий. Приказ тогда размещается в келье обители, своего помещения он не имел. На 1720 год за монастырём числятся архимандрит и только 3 инока. В 1722 году архимандрита переводят в Астрахань, и обитель остаётся без настоятеля. В 1738 году Троицкий монастырь сгорел, и вскоре его переводят в Астрахань.
Имя Петра Алексеевича вновь оказывается тесно связанным с историей Троицкого храма. Отправившись на войну с Персией, он дважды посещает Царицын в 1722 году. По сообщениям краеведов, Петр I служит обедню в Троицкой церкви, сам читает «Апостол» (по другим данным, он был на службе в Иоанно-Предтеченском храме, третьи указывают на Воскресенский собор, в котором должен был побывать царь при посещении города). Вместе с Петром в Царицын приезжает архимандрит Лаврентий (Горка) — будущий астраханский архиепископ.
Напротив церкви стоял большой каменный двухэтажный дом, который ранее находился на монастырском подворье. Во время посещения Царицына здесь останавливались архиереи. Принадлежали храму также кирпичный дом для духовенства на Набережной улице и церковно-приходская школа в затоне за Волгой, в которой обучались дети служащих пароходств и заволжских жителей.
Храм обладал в Царицыне высоким статусом, он был, вероятно, некоторое время соборным. Так, в нём до 1809 года хранились наиболее известные царицынские реликвии — трость и картуз Петра I, потом их передали в городскую думу. Православная городская библиотека также находилась до революции именно в Троицком храме. Позднее она будет уничтожена большевиками.
При церкви имелось 374 квадратных сажени усадебной земли под собственными домами. Штат состоял из священника, дьякона и псаломщика. В 1865 году Священный Синод по представлению владыки Иоанникия (Руднева) шлёт благословение ктитору церкви купцу Н.П. Максину за крупные пожертвования в течении предшествующего года. 4 апреля 1871 года произошло покушение на ограбление храма. В 1872 году купеческий сын Кирилл Автономов жертвует 125 руб. на устройство двух крылец в церкви, а через два года другой купеческий сын К. Антонов (возможно, в документах была описка, и речь идёт об одном и том же лице) даёт 150 руб. на устройство церковного дома.
Имена некоторых священнослужителей сохранились в публикациях разных лет. Известно, что в 1866 году умирает дьякон Иоанн Новиков, а служат в то время здесь рукоположенный в дьяконы бывший причетник храма Иоанн Василевский, священник Пётр Павильонов и псаломщик Пётр Каменский.
11 июля 1866 года отец Пётр назначается для служб в больничной часовне и треб в больнице. 9 октября того же года он призывает прихожан пожертвовать на ведение миссионерской работы и собирает 30 рублей для миссионерского братства Святого Креста. В 1875 году настоятель Пётр Павильонов собранием благочинных избирается уполномоченным на епархиальный и окружной училищные съезды.
Церковно-приходское попечительство существовало с 1866 года. Церковным старостой, председателем попечительства тогда был купец Павел Ефимович Скобельцын, а членами попечительства — почтмейстер Михаил Фёдорович Ионов, помещик Аполлон Николаевич Корбутовский, Иван Григорьевич Чернозубов и другие. В 1874 году старостой был купец Е.Д. Кудачкин, а помощником — мещанин Т.И. Портретов.
Попечительство собирает достаточные пожертвования. Так, в 1865 году Священный Синод передал своё благословение ктитору церкви купцу Николаю Платонову (Максимову?). В 1875 году потомственный гражданин Иван Егорович Воронин жертвует 350 рублей на ремонт храма. На 1895 год в Троицкой церкви насчитывалось всего полторы тысяч прихожан всех сословий. В конце XIX века церковь славилась на весь Царицын хорошим хором певчих, особенно басовыми партиями. К храму были приписаны 1314 прихожан, 192 старообрядцевв, 26 сектантов. Здесь имелась церковноприходская школа.
С 1903 года в храме служат иерей Иван Васильевич Никольский, с 1909 года — дьякон Вячеслав Александрович Орлов, с 1912 года — псаломщик Алексей Петрович Орлов. В 1907 году старостой назначается купец Георгий Гробов.
Революция сильно повлияла на историю храма. Несмотря на его большую помощь голодающим (весной 1922 года его прихожане и клирики собрали 85 500 рублей), Царицынская губернская комиссия по изъятию церковных ценностей реквизирует более 6 пудов серебра и убрус, унизанный жемчугом.
Во времена поддержки властями обновленческого раскола в Русской церкви, Троицкий храм некоторое время держался, его община оставалась верной патриарху Тихону. Здесь в 1924 году служат священник Николай Лебедев, дьякон Иван Голицын. 20 октября 1932 года местные власти по постановлению ВЦИК закрывают храм и вскоре здание взрывают, а над его останками возводят сквер с памятником лётчику Виктору Хользунову.
Сергей Иванов, Василий Супрун: «Храмы Царицына — Сталинграда — Волгограда»