храм святых бессребреников космы и дамиана в шубине
Расписание
Расписание богослужений
В ХРАМЕ свв. бесср. КОСМЫ И ДАМИАНА В ШУБИНЕ
Ноябрь
3 Ноября, Среда
Прп. Илариона Великого (372).
8-30 Утреня, Часы и Литургия (о. Иоанн Власов). Исповедь (о. Иоанн Гуайта).
4 Ноября, Четверг
Празднование Казанской иконе Божией Матери.
8-30 Утреня, Часы и Литургия (о. Александр Борисов). Исповедь (о. Филипп).
18-30 Катехизация. Семинары.
5 Ноября, Пятница
Ап. Иакова, брата Господня по плоти (63).
8-30 Утреня, Часы, Литургия и Исповедь (о. Филипп).
18 ч. Заупокойная Всенощная (о. Александр Кузин, о. Иоанн Власов).
Исповедь (о. Александр Борисов).
6 Ноября, Суббота
Димитриевская родительская суббота. Иконы Божией Матери «Всех
скорбящих радость» (1688).
9-30 Часы и Литургия (о. Александр Борисов, о. Александр Кузин).
Исповедь (о. Иоанн Власов). Панихида. Молебен (о. Иоанн Власов).
12-30 Уборка храма. Приглашаются все желающие. Крестин в этот день не будет
18 ч. Всенощная (о. Александр Борисов).
Исповедь (о. Александр Кузин, о. Иоанн Власов, о. Петр, о. Филипп).
7 Ноября, Воскресенье
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Мчч. Маркиана и Мартирия (355).
6-50 Часы и Исповедь (о. Петр, о. Филипп).
7 ч. Литургия (о. Иоанн Власов).
9-30 Часы и Исповедь (о. Александр Кузин, о. Иоанн Власов, о. Петр, о. Филипп).
10 ч. Литургия (о. Александр Борисов).
10 Ноября, Среда
Вмц. Параскевы ( III ). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651).
Свт. Димитрия Ростовского (1709).
8-30 Утреня, Часы и Литургия (о. Иоанн Гуайта). Исповедь (о. Александр Борисов).
11 Ноября, Четверг
Прмц. Анастасии Римляныни ( III ).
6-30 Утреня и Часы. 7 ч. Литургия и Исповедь (о. Петр).
18-30 Катехизация. 4-я Лекция – «Начало пути спасения. Авраам, Патриархи» (д. Александр Константинов).
12 Ноября, Пятница
Сщмч. Зиновия, еп. Егейского и сестры его мц. Зиновии (285).
8-30 Утреня, Часы, Литургия и Исповедь (о. Александр Кузин).
18 ч. Утреня с чтением акафиста свв. бесср. Косме и Дамиану (о. Иоанн Власов).
Исповедь (о. Александр Борисов).
13 Ноября, Суббота
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия и иных ( I ).
9-30 Часы и Литургия (о. Иоанн Власов). Исповедь (о. Филипп).
Молебен (о. Иоанн Власов).
13-30 Крестины (о. Филипп).
18 ч. Всенощная (о. Александр Борисов, о. Александр Кузин).
Исповедь (о. Иоанн Власов, о. Петр, о. Филипп).
14 Ноября, Воскресенье
Неделя 21-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Бессребреников и чудотворцев Космы и
Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии ( III в.). Храмовый праздник.
6-50 Часы и Исповедь (о. Иоанн Власов, о. Иоанн Гуайта).
7 ч. Литургия (о. Александр Кузин).
9-30 Часы и Исповедь (о. Александр Кузин, о. Петр, о. Иоанн Гуайта)
10 ч. Литургия (о. Александр Борисов, о. Иоанн Власов, о. Петр, о. Филипп, о. Иоанн Гуайта).
17 Ноября, Среда
Прп. Иоанникия Великого (846).
8-30 Утреня, Часы и Литургия (о. Иоанн Гуайта). Исповедь (о. Александр Борисов).
18 Ноября, Четверг
Свт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и
всея России. Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов.
6-30 Утреня и Часы. 7 ч. Литургия и Исповедь (о. Петр).
18-30 Катехизация. Семинары.
19 Ноября, Пятница
Свт. Павла, патриарха Константинопольского, исп.(350).
Прп. Варлаама Хутынского.
8-30 Утреня, Часы, Литургия и Исповедь (о. Александр Кузин).
18 ч. Утреня с чтением акафиста свв. бесср. Косме и Дамиану (о. Филипп).
Исповедь (о. Александр Борисов).
20 Ноября, Суббота
Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия и иных ( III ).
9-30 Часы и Литургия (о. Александр Борисов). Исповедь (о. Иоанн Власов).
20 ноября исполняется 75 лет со дня рождения Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Кирилла (1946).
Молебен (о. Александр Борисов).
13-30 Крестины (о. Иоанн Власов)
18 ч. Всенощная (о. Александр Борисов).
Исповедь (о. Александр Кузин, о. Иоанн Власов, о. Петр, о. Филипп).
21 Ноября, Воскресенье
Неделя 22-я по Пятидесятнице. Глас 5-й. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных.
6-50 Часы и Исповедь (о. Петр, о. Иоанн Власов).
7 ч. Литургия (о. Филипп).
9-30 Часы и Исповедь (о. Александр Кузин, о. Иоанн Власов, о. Петр, о. Филипп, о. Иоанн Гуайта).
10 ч. Литургия (о. Александр Борисов).
22 Ноября, Понедельник
Прп. Матроны (492). (День рождения блаж. старицы Матроны Московской).
Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница» (Х).
8-30 Утреня, Часы, Литургия и Исповедь (о. Александр Кузин).
После Литургии молебен с акафистом Иконе Божией Матери, именуемой
«Скоропослушница» и блаж. старице Матроны Московской.
24 Ноября, Среда
Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц Стефаниды ( II ).
8-30 Утреня, Часы и Литургия (о. Иоанн Власов). Исповедь (о. Александр Борисов).
25 Ноября, Четверг
Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (620).
6-30 Утреня и Часы. 7 ч. Литургия и Исповедь (о. Петр).
18-30 ч. Катехизация. Лекция 5-я: «Народ Божий. Исход. Закон» (д. Александр Константинов).
26 Ноября, Пятница
Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского (407).
8-30 Утреня, Часы, Литургия и Исповедь (о. Александр Кузин).
18 ч. Утреня с чтением акафиста свв. бесср. Косме и Дамиану (о. Иоанн Гуайта).
Исповедь (о. Александр Борисов).
27 Ноября, Суббота
Апостола Филиппа ( I ).
9-30 Часы и Литургия (о. Иоанн Гуайта). Исповедь (о. Филипп).
13-30 Крестины (о. Иоанн Гуайта).
Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.
18 ч. Всенощная (о. Александр Борисов)
Исповедь (о. Александр Кузин, о. Иоанн Власов, о. Филипп, о. Иоанн Гуайта).
28 Ноября, Воскресенье
Неделя 23-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Мучеников и исповедников Гурия,
Самона (306) и Авива (322). Прп. Паисия Величковского (1794).
6-50 Часы и Исповедь (о. Иоанн Власов, о. Иоанн Гуайта).
7 ч. Литургия (о. Александр Кузин).
9-30 Часы и Исповедь (о. Александр Кузин, о. Иоанн Власов, о. Петр, о. Филипп, о. Иоанн Гуайта).
10 ч. Литургия (о. Александр Борисов).
Начало Рождественского поста.
Декабрь
1 Декабря, Среда
8-30 Утреня, Часы и Литургия (о. Иоанн Власов). Исповедь (о. Александр Борисов).
2 Декабря, Четверг
Прор. Авдия ( IX в. до Р.Х.). Свт. Филарета, митр. Московского (1867).
6-30 Утреня и Часы. 7 ч. Литургия и Исповедь (о. Петр).
Храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине
Храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине
Дорогие братья и сестры!
Просим вас в виду продолжающихся опасений пандемии коронавируса исполнить следующую просьбу. Если кто-то из вас, посещавший наш храм не дай Бог!, заболеет коронавирусом, то сообщить об этом в храм по телефону дежурных по храму (8-495-629-41-04). При этом сказать фамилию, имя, отчество, дату начала заболевания и контактный телефон. Это нужно для того, чтобы у нас была бы собственная статистика. Соответственно с этим мы будем строить всю нашу приходскую жизнь.
Храни вас всех Бог! Всегда ваш, прот. Александр Борисов.
Дорогие друзья!
Расписание на ноябрь смотрите на сайте храма в разделе РАСПИСАНИЕ.
При этом, конечно, просим всех вас придерживаться санитарных правил, которые пока не отменяются, чтобы снизить до минимума вероятность распространения коронавирусной инфекции (маски, перчатки и пр.).
На поздней Литургии организуется трансляция богослужения он-лайн.
Продолжаем молиться о скорейшем избавлении человечества от этой напасти. Храни вас Бог! Всегда ваш, прот. Александр Борисов.
Дорогие друзья!
Вы можете читать тексты замечательных лекций недавно скончавшегося прихожанина нашего храма, Бориса Михайловича Балтера. А также можете послушать его замечательные лекции о Библии по ссылке «Обзор книги Бытия»/ Горячо рекомендую: Обзор книги пророка Исайи. Книга Иова, Обзор Книги Бытия
Рекомендовано о. Настоятелем
Всегда ваш, прот. Александр Борисов
Друзья! Спасибо большое всем, кто помог в уборке храма!
Желающие помочь, друзья, приглашаем вас, братьев и сестер, на уборку алтаря в понедельник 8 ноября в 18.30. Людей не хватает, нужны руки в помощь. Из алтаря будут вынесены ковры и принадлежности, которые нужно будет почистить. Если кто может, пожалуйста, просьба принести и утюги для чистки воска с ковров.
Будем ждать вашей помощи.
Седмица 20-я по Пятидесятнице. Димитриевская родительская суббота Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688) 2 Кор., 168 зач., I, 8-11. Лк., 29 зач., VII, 1-10 За упокой: 1 Сол., 270 зач., IV, 13-17. Ин., 16 зач., V, 24-30 |
Прп. Илариона Великого (371-372)
Флп., 243 зач., II, 24-30. Лк., 47 зач., IX, 44-50,
и за четверг (под зачало): Флп., 244 зач., III, 1-8. Лк., 48 зач., IX, 49-56.
Прп.: 2 Кор., 188 зач., IX, 6-11. Лк., 24 зач., VI, 17-23
Собор святых Архангельской митрополии.
Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского (1238).
Флп., 241 зач., II, 12-16. Лк., 43 зач., IX, 18-22
Идентификатор конференции: 731 4105 2298 Код доступа 1234 Начало видеоконференции в 18ч. На второй паре Михаила Завалов проводит семинар «Про отношения и общину» в рамках Психологии для христиан. Занятие проходит очно, в конференц-зале приходского дома, начало в 19-30. |
Мчч. Назария, Гервасия, Протасия, Келсия (54-68)
Флп., 237 зач., I, 12-20. Лк., 37 зач., VIII, 22-25
Дорогие друзья!
Ноябрь месяц для нашего храма особенный, так как 14 ноября Православная Церковь празднует память бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии, святых 3-го века, которым посвящен наш храм. В этом году храмовый праздник имеет для нас особое значение, так как исполняется 30 лет с того момента, когда наш храм был возвращен Русской Православной Церкви и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в нем было возобновлено богослужение и началась жизнь нашей общины. Первая литургия состоялась в небольшой комнате, которую мы называем «светлица» (с аквариумами), 19-го декабря 1991 г., в день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца.
Думаю, что все эти замечательные события располагают к тому, чтобы нам подумать о Церкви Христовой и о том, какое значение имеет Церковь и храм в жизни каждого из нас. Желание моего сердца поделиться с вами проповедью о. Александра Меня «О Церкви» (протоиерей Александр Мень «О вечном и временном» Проповеди. Москва. 2007 г. стр.128-131).
«По всей земле рассеяны прекрасные храмы в честь Господа нашего Иисуса Христа. Кому бы они ни были посвящены — Покрову или Пресвятой Богородице, святителю Николаю, какому-нибудь святому или празднику — любой храм на самом деле — это, в первую очередь, храм Божий, храм Христов. Это дом Церкви, куда собираются люди, чтобы вместе приветствовать, славить, любить Господа Иисуса, потому что Он один есть наш Спаситель. Он спасал всех: и тех святых, к которым мы обращаемся, и Его собственная Мать обрела спасение через Него, потому что спасение только в Нем одном.
И, пожалуй, нет страны, нет таких мест, где бы ни поднимался храм, огромный и величественный, или скромный и маленький. А есть места, где нет храмов, но все равно имя Христово возносится и прославляется. Большинство храмов — это произведения искусства. Их строили знаменитые зодчие, расписывали великие мастера. Для чего это, почему, и нужно ли это? Тем самым мы хотим показать, что дом Божий — святое место, в которое мы вложили все свое сердце, умение, таланты и старания.
Но есть один единственный Храм, который строит Сам Господь Бог. Храм этот невидимый, и все наши храмы на земле — только тень и прообраз единого невидимого Храма Христова, всемирного Храма Христова. Сегодня как раз о нем и шла речь в Новом Завете во время апостольских чтений, в послании к Ефесянам (2,19-22). Я эти несколько строк вам прочту по-русски, чтобы было понятно. Апостол говорит нам: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу. Ныне утвержденные на основании Апостолов и пророков, и самого Иисуса Христа, краеугольного камня, на котором все здание складывается стройно, и возрастает святой Храм Господень».
Смотрите, как апостол Павел изображает Храм: основание здания — это Господь Иисус, далее его созидают святые и апостолы, а потом, как из камней, из нас всех, из верующих, строится вечный Храм единой Церкви. Через сто лет после апостола Павла жил в Риме один христианский провидец по имени Герман. И было ему видение: он видел женщину, величественную, седую, которая брала камни и складывала из них башню, строила какое-то здание. И когда он обратился к ней и спросил, кто она, она сказала: «Я — Церковь, я созидаю свое здание из живых камней». Живые камни — это души человеческие, души, спасенные Господом. Смотрите, как говорит апостол: эти души не странники и не пришельцы, а свои Богу, родственники святым — вот кто мы есть. Если человек вне этого — конечно, он странник.
Коротка наша жизнь, приходим мы в этот мир, рождаемся с плачем и уходим с плачем, проходим короткий свой век в печали, скорбях и болезнях. В неведении приходит человек, в неведении он и уходит, странник и пришелец. Как сон, как след на воде, который исчезает мгновенно, — такова наша жизнь. Действительно, пришельцы, подобно листьям осенью, падающим с деревьев (кто сочтет нас?), листья падают, их топчут; падает сверху снег, и вскоре ничего, кроме пыли и праха, не остается под ногами, так и наши кости будут лежать, как кости наших предков. Случайные гости на случайной земле, пришельцы, о которых в лучшем случае, забудут через два-три поколения, — вот кто такие люди.
Но если мы спасены Господом и приняты в Его сердце, если мы омыты Его кровью, то мы становимся уже не пришельцами и не чужими, а мы в мире этом чада Божии —у нас совсем другая жизнь. Приходим мы, имея предназначение Божие, проходим под сенью Его любви (были ли мы в печали или в радости, в болезни или успехе). И уходим мы тоже не в ничто, не в небытие, а уходим в вечность. И каждый из нас своей молитвой, любовью, верой вносит свой маленький вклад в построение единого Храма — Церкви Христовой, Храма веры, который нельзя разрушить. Земной храм может быть уничтожен, может сгореть, развалиться; тысячи храмов упали и не поднялись вновь, но Храм, который создала не человеческая рука, а сам Господь, сама Церковь Христова неразрушима, ибо о ней сказал Спаситель: «Я создам Церковь Свою на камне, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16,18). Он имел в виду не здания, какие бы ни были они красивые, не храмы с куполами, какие бы ни были они величественные, а тот Храм, который непоколебим и неистребим, — незримую Церковь, воплощающуюся здесь на земле.
И вот, дорогие мои, к нам всем это имеет прямое отношение. Мы должны задать себе вопрос: какой же я камень? Что я внесла или внес в эту Церковь Христову? что я могу сделать? Конечно, мы сделать можем мало. Но главный талант у каждого есть — это талант сердца. И когда мы отдаем сердце другому человеку, другим людям, мы отдаем его Господу, потому что Он сказал: «То, что вы сделали братьям Моим меньшим, вы сделали и Мне» (Мф.25,40). Итак, труд, служение, любовь, вера — вот наше основание, и тогда мы будем действительно входить в эту невидимую Церковь и ей принадлежать. Будем сограждане святым, как говорит апостол, вместе со святыми, которые телом умерли, но духом пребывают с нами, будем родственниками, близкими, приникшими к Господу, своими Богу через Иисуса Христа, Человека, Брата нашего и Бога нашего, воплотившегося среди нас на земле. Аминь.»
Всем нам желаю здоровья, радости, счастья, возрастания в вере в нашего Господа и помощи Божией во всех наших делах и планах! Храни вас всех Бог!
Всегда ваш, прот. Александр Борисов. 26 октября 2021 г.
История храма
История храма
В самом начале Столешникова переулка, близ памятника Юрию Долгорукому, расположен старинный московский храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине, существующий, как писали в дореволюционных путеводителях, “с древнейших времен”.
О местности Шубино и о начале храма
Первое упоминание о церкви содержится в Софийском временнике под 1368 г., где значится, что воевода Дмитрия Донского “Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй придел Космы и Дамиана”.
Возможно, потомком Иакинфа Шубы являлся однажды упоминаемый в источниках XVI в. гонец Шубин-Грязнов, с которым известный историк Москвы профессор И. М. Снегирев также связывал название местности Шубино.
Косьмы и Дамиана, что в Шубине. В древности церковь носила название «на Ржищах», потому что, по преданию, тут находилось гульбище, на котором наилучшим увеселением была ржаная нива. Потом церковь начали называть «в Шубине», так как тут жили шубники, торговавшие шубами и мехами. Церковь построена в 1626 году и находится между улицами Дмитровкой и Тверской. Храм во имя Благовещения. Приделы: Косьмы и Дамиана и Воскресения Христова.
О наименовании храма
Косма и Дамиан, два родных брата, врачи, жили в Асии (часть Малой Азии) не позднее IV века. За свои исцеления они не требовали другого вознаграждения, кроме веры в Иисуса Христа, за что получили прозвание “бессребреников”. Святые исцеляли не только людей, но и зверей, домашний скот, любую тварь Божию. В пустынях благодарные животные ходили за ними стадами. После того, как братья почили, их мощи были перенесены в город Амид в Месопотамии.
Память их празднуется 1 ноября (14 ноября по новому стилю).
О строительстве первого каменного храма
В архивных документах впервые упоминание храма Святых Чудотворцев Космы и Дамиана, что в Шубине, встречается в 1625 году. В ту пору Храм был деревянным, и имел приделы Николая Чудотворца и священномученика Поликарпа. В апреле 1626 года Храм был уничтожен пожаром, истребившим и соседние церкви Воскресения на Вражке и пророка Елисея. В 1626 году на месте сгоревшего стали строить новый, каменный Храм. С этого года он и числится в приходно-расходных книгах Патриаршего приказа.
Вероятно, строительство первого каменного храма затянулось, так как обнаруженный реставраторами орленый кирпич в кладке здания обычно датируется серединой ХVII века. Тем не менее, к 1657 году здание уже было достроено.
В 1631 г., по свидетельству писцовых книг, на церковном земельном участке находились церковь, кладбище, дворы священника, дьякона, дьячка, сторожа, просвирницы. Церковь с кладбищем занимала участок 19 на 19 саженей. В приходе числилось 48 дворов.
По Описной книге церквей Белого города 1657 года “церковь Козмы и Дамиана, что на Шубине, каменная, а мерою под церковь земли и кладбища в длину 19 сажень поперечь 19 же сажен и то кладбище пространно. огорожено надолбами изретка”. В этом году кладбище было расширено на 10х14 саженей. Новое кладбище было устроено “в другом конце от старого”.
О строительстве нового храма
В 1702 г. в приходе церкви числились “двор боярский, 7 стольнических, 3 вдовьих, двор гостиной сотни, 1 подъяческой, 1 батыщиков, 2 пустых, всего 21 двор”. В церковно-административном отношении церковь Космы и Дамиана в Шубине была приписана к Никитскому сороку Белого города.
К началу ХVIII столетия здание храма обветшало и в 1703 году началась его капитальная перестройка. Средств на строительство, однако, не хватало и работы затормозились. Недостроенное здание церкви пострадало от пожара в 1712 г., а после выхода государева Указа 1714 года о запрете всякого “каменного строения” в Москве и иных городах, кроме Петербурга, строительство было совсем остановлено.
Только в 1722 году последовало разрешение о возобновлении строительства: “1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить”. В ту пору в приходе церкви числилось всего 7 дворов.
Прилегавшее к церкви кладбище упразднено в 1780-1790-х гг.
О нашествии французов
Некоторые исследователи полагали, что в 1812 году, когда в Москву вошли французы, церковь Космы и Дамиана в Шубине разделила участь сгоревшей столицы. Однако, как свидетельствуют документы, храм чудом сохранился в общемосковском пожаре, и даже не был разграблен захватчиками. Это редкий случай, когда здание уцелело во время пожара, в то время как все соседние строения пострадали.
После изгнания врага, по справке, сделанной в июне 1813 года, оказалось, что “церковь в хорошем состоянии, не горела, и ничем не повреждена ни по наружности ни по внутренности, серебряные вещи как то: три Евангелия, двои сосуды, три креста, два кадила и оклады с образов сколько их было, соблюдены, риз шелковых материй пар по десяти и книги, потребные для священнослужения, имеются, приходских дворов не горелыми остались три, из обгорелых отстраиваются два, у священно- и церковнослужителей домов собственных нет, а живут они, священник в отведенном казенном доме главнокомандующего, дьячок и пономарь в церковной под колокольнею палатке”.
Благодаря тому, что храм сохранился почти в неприкосновенности, церковная жизнь в нем была быстро восстановлена. Уже 22 декабря 1812 г. по благословению архиепископа Дмитровского Августина заново освящен придел свв. Космы и Дамиана. В мае 1813 г. настоятель храма о. Андрей Никитин сообщал в консисторию, что церковь “к освящению стоит в готовности, только нет св. антиминса”. 22 марта 1814 г. главный храм был освящен благочинным Никитского сорока, протоиереем церкви св. Николая в Хлынове о. Иоанном Ивановым.
Об устроении и украшении храма
В период послепожарной реконструкции Москвы, в 1816 году, была упразднена и разобрана соседняя церковь Воскресения Словущего на Дмитровке, а в храм Космы и Дамиана в Шубине переведен приход этой церкви и передана храмовая утварь.
В 1821-1824 гг. под наблюдением архитектора Комиссии строений Москвы А. Ф. Элькинского (1788-1827) на средства, собранные “прихожанами и благотворителями”, было осуществлено строительство северного придела, куда и перенесли престол упраздненного храма во имя Воскресения Словущего на Дмитровке. Вероятно, тогда же была осуществлена частичная переделка фасадов главного храма и колокольни в духе классицизма.
В 1818 г. рядом с церковью по линии переулка был поставлен двухэтажный каменный ампирный дом для жилья священника, дьякона и просвирни.
В 1840-1842 гг. “усердием церковного старосты, почетного гражданина Московской 1-й гильдии купца” В. И. Борисовского было улучшено внутреннее убранство храма, установлен новый резной вызолоченный трехъярусный иконостас с колоннами, пожертвованы медные посеребренные паникадила “об трех ярусах”, обновлены многочисленная утварь и ризы на иконах. В Благовещенском алтаре престол был выложен медными посеребренными листами работы Полтавцева с живописными по меди изображениями. Весной 1842 года в обновленном храме служил митрополит Московский Филарет (Дроздов).
Новым переделкам храм подвергся в 1857-1858 гг. Тогда, “усердием почетных граждан” А. В. и И. В. Борисовских вместо прежней колокольни была выстроена новая. Фасады, бывшие прежде ампирными, переделаны в псевдовизантийском стиле. Одновременно был построен южный придел, куда из трапезной перенесли престол во имя Святых бессребреников Космы и Дамиана.
(см. также. Клировая ведомость за 1870 год).
В Специальном Обозрении Москвы (Тверская часть) сохранилась схема Столешникова переулка, на которой здание храма имеет номер 423. План может быть отнесен к 80-м годам XIX века, поскольку включает Храм Христа Спасителя (1881). В то же время, приведенный рисунок явно воспроизводит вид храма в период с 1824 до 1857 года, еще со старой колокольней. Вероятно, это единственное сохранившееся изображение того периода.
В 1887-1889 гг. на средства купца Д. Р. Вострякова и его жены, К.Г. Востряковой, урожденной Хлудовой, были расписаны масляной живописью купол, стены храма и алтаря, обновлены главный иконостас и иконы в нем. Малое освящение обновленного престола и храма совершил 26 ноября 1889 г. епископ Можайский Александр. При совершении литургии и молебна пел хор Галичникова “в парадных кафтанах”. Спустя восемь лет, в 1897 году, с помощью Д. Р. Вострякова, выделившего на эти цели 8 тыс. рублей, был устроен новый иконостас в приделе Косьмы и Дамиана, обновлена храмовая живопись.
На перестроенной колокольне висело 8 колоколов. Большой благовестный колокол весил 205 пудов. Надпись на нем гласила: “1857 марта 20-го дня вылит сей колокол в Царствующем граде Москве к церкви Святых безсребреников Космы и Дамиана, что в Шубине иждивением почетных граждан Александра и Ивана Васильевичей Борисовских в память покойных родителей их для поминовения Василия и Екатерины при священнике Иоанне Николаевиче Аничкове на заводе почетного гражданина Дмитрия Николаевича Самгина”. Два меньших колокола, также изготовленные на заводе Самгина, весили соответственно 75 пудов и 24 пуда.
Коронация 1896 года. Декорация гауптвахты напротив дома генерал-губернатора.
Храм с колокольней видны на заднем плане.
С осени 1918 на площади возвышался Обелиск Конституции, дополненный в июне 1919 Статуей Свободы (моделью для богини Ники стала племянница Станиславского Вера Алексеева). Апрельской ночью1941 г. обветшавшая скульптурная композиция была взорвана под предлогом «переноса на другое место».
Любопытно, что изображение обелиска с Никой сохранилось на чугунной решетке Большого Каменного моста.
Тверская площадь в середине 20-х гг. (вероятно, 1926 г.) Здание архива Института Ленина уже есть, «Пропилеи» (колоннада с портиком, оставшаяся от здания Тверского полицейского дома, снесенного в 1923 г.) еще есть.
Вид на здание Моссовета, еще не надстроенное. 1930.
Площадь в 30-е годы XX века. Фото Александра Родченко
Можно заметить, что без памятника и торговых рядов площадь выглядела гораздо лучше,
но власти этой страны всегда боялись открытых пространств. Фото Н.Грановского
О труждавшихся в храме сем
В справочнике «Православное духовенство Москвы на 1914 год» сообщается:
Свв. Космы и Дамиана.
(Что в Шубине, Тв. ч. 2 уч., Космодамианский пер.).
Наст. свящ. Постников Пет. Никиф. Диак. Колосов Дм. Мих. Псалмщ. Тропаревский Вас. Ник. Церк. стар. Михайлов Ник. Ал-еев.
В книге-справочнике “Вся Москва” за 1916 год перечисляются служители Храма:
Регентом храма в 1910-1920-хх гг. был знаменитый композитор Павел Григорьевич Чесноков. Вероятно, именно он отпевал 8 (21) марта 1916 года великого русского живописца Василия Ивановича Сурикова, скончавшегося 6 марта в соседнем здании гостиницы «Дрезден». (Это известно из книги внучки художника Н.П. Кончаловской «Дар Бесценный» М., Детская литература, 1969).
Среди прихожан храма упоминаются князья Гагарины, Урусовы, Одоевские и Сонцовы-Засекины, дворяне Чертковы, Мещеряковы, Дохтуровы, Тютчевы, Кожины. Стоит особо назвать семейство купцов и почетных граждан Борисовских, Д. Р. Вострякова и его жену К. Г. Вострякову, (урожденную Хлудову), на протяжении полувека являвшихся главными жертвователями на украшение церкви. Из других прихожан следует выделить Ф.В. Солова и Е.А. Смирнова, много сделавших для пользы храма.
О храмовых реликвиях
Перед местными иконами висели две серебряные лампады – дар прихожанина Ф.П. Тютчева, сделанный им в 1766 году. Эти лампады немногое из древней утвари, уцелевшей в дни нашествия французов.
О временах разорения
Храм, центральная часть в 1991 г.- бывшая типография
Храм, центральная часть в 1993 г.
Храм, центральная часть в 2002 г.
Храм, центральная часть в 2009 г.
К счастью, этот проект не был осуществлен. В том же 1958(?) году в храм была переведена типография министерства культуры. На этом настоял главный инженер типографии Валерий Алексеевич Светлов, лично решивший вопрос с Фурцевой. Он же распорядился замазать краской роспись в храме, чтобы ее не уничтожили. Большая часть росписи была успешно восстановлена в середине 90-х годов XX века.
В 1970-х гг. был снесен двухэтажный дом причта, выходивший фасадом на Столешников переулок. На фотографии 30-х гг. (слева) он виден в глубине площади слева от дерева, скрывающего храм (помечено стрелкой).
День сегодняшний
По благословению Святейшего Патриарха Алексия II летом 1991 года в Храме возобновлено богослужение. Настоятелем храма назначен священник Александр Борисов.
В ноябре 1992 года, когда были вывезены типографские станки, в Северном приделе был освящен престол для совершения Литургии в более нормальных условиях. И хотя обшарпанные стены, залитый типографской краской пол, следы от станков делали храм похожим на раненого человека, вернувшегося домой с войны, было уже ясно — эта война выиграна. Храм будет жить.
Рассказ настоятеля храма, священника Александра Борисова об истории возрождения
прихода храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине (снято ориентировочно в 1994 г.)
14 июля 1991. Крестный ход.
Исторический момент, возобновление богослужений в храме
Символичное фото. Смена эпох.
Рассказ Екатерины Юрьевны Гениевой о передаче общине здания
храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине (12.10.2009)
Великая Суббота 22 апреля 1995.
Посещение храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине Святейшим Патриархом Алексием II
Важным событием этого года стал визит Святейшего Патриарха Алексия II, состоявшийся на Пасху. Предстоятель поздравил прихожан со Светлым Праздником, пожелал и дальше трудиться для обустройства прихода.
Тогда же в притворе храма художником А. Карнауховым была выполнена мозаика святых покровителей Храма — свв. бесср. Космы и Дамиана.
Новый иконостас был создан группой иконописцев под руководством Валентина Коновалова. Им же был выполнен иконостас Южного придела.
Особо знаменательное событие состоялось в приходе 13 ноября 1997 года. В этот день по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Храм вернулась икона свв. бесср. Космы и Дамиана Ассийских, бережно сохраненная с момента закрытия церкви в 1929 году в соседнем Храме Воскресения Словущего что в Брюсовском переулке (настоятель прот. Владимир Романов).
Пасха 1998 года была отмечена новой радостью, после почти 70-летнего перерыва Храм обрел голос. Колокола во вновь сооруженной звоннице были отлиты на заводе ЗИЛ и установлены перед самым Праздником.
14 ноября 2000 г. Святейший Патриарх Алексий II совершил в храме Божественную Литургию, в честь престольного праздника свв. бесср. Космы и Дамиана. Во время службы настоятель храма Александр Борисов был возведен им в сан протоиерея. После Литургии Патриарх освятил икону с мощами блаженной Матроны Московской.
Возведение свящ. Александра Борисова в сан протоиерея 14 ноября 2000 г.
Фрагменты архиерейской службы с прикреплением мощей блаж. Матроны Московской 14 ноября 2000 г.
Для всех, желающих принять Святое Крещение, предлагается цикл занятий по катехизации.
Отдельно следует сказать о служении в Детской республиканской клинической больнице. Это доброе дело, начатое отцом Александром Менем, до 2007 года продолжал о. Георгий Чистяков с группой прихожан.
В конце лета 2007 года начинается реконструкция надворных построек прихода. По ее завершении должно быть возведено новое современное здание для трапезной, воскресной школы, собраний групп и обеспечения других служб прихода.