храм святых новомучеников и исповедников российских в коммунарке
Храм Cвятых Новомучеников и Исповедников Российских.
Памятник истории «Спецобъект «Коммунарка»
Территория памятника истории «Спецобъект «Коммунарка»
Служба 19.04.2009г. в Светлое Христово Воскресение.
И богослужение, совершаемое преосвященным Тихоном, епископом Видновским, 21 апреля во вторник Светлой седмицы.
(3 изображения)
(43 изображений)
10 февраля 2008г. в день празднования Собора Новомучеников и Исповедников Российских, епископ Видновский Тихон совершил Божественную литургию в недавно освященном Храме в честь Новомучеников и Исповедников Российских, построенном на месте бывшего спецобъекта НКВД «Коммунарка».
26 января 2011 г. бывший спецобъект «Коммунарка» посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Латвийской Республики в РФ Эдгарс Скуя с супругой и сотрудниками.
Господин Посол возложил цветы у поклонного креста при входе на бывший полигон и почтил память погребенных здесь латышей и всех пострадавших в годы репрессий.
Латвийскую делегацию встретил настоятель храма свв. новомучеников и исповедников Российских иеромонах Ермоген, и визит продолжился за чашкой чая в трапезной подворья.
Часть фотографий любезно предоставила второй секретарь посольства Латвийской Республики в РФ Майя Бишофа. Большое ей спасибо.
(4 изображения)
21 декабря 2010 г. в рамках официального визита в Россию полигон «Коммунарка» посетила делегация Республики Латвия во главе с Президентом Латвии Валдисом Затлерсом.
Делегацию встречал настоятель храма Свв. новомучеников и исповедников Российских на бывшем спецобъекте «Коммунарка» иеромонах Ермоген.
Президент Затлерс возложил венок в память латышей и всех убиенных на этом месте к поклонному кресту у входа на территорию захоронений и поблагодарил сотрудников подворья за труды по благоустройству и содержанию этого места скорбной памяти.
О. Ермоген поблагодарил Президента Затлерса за посещение и подарил ему книгу Л.А. Головковой «Спецобъект «Коммунарка»».
Осенью 2010 года наше подворье посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Монголии в РФ г. Доолонжин Идэвхтэн.
Официальный сайт посольства Монголии в РФ:
http://www.mongolianembassy.ru/
Этим летом стараниями прихожан нашего храма на предполагаемом месте массовых захоронений репрессированных на спецобъекте «Коммунарка» был воздвигнут поклонный крест.
Храм Cвятых Новомучеников и Исповедников Российских.
Памятник истории «Спецобъект «Коммунарка»
Расписание на ноябрь 2021 года
Вмч. Артемия (362). Прав. отрока Артемия Веркольского (1545). Сщмч. Николая пресвитеров (1918); сщмчч. Германа, еп. Алатырского, Зосимы, Иоанна, Иоанна, Иоанна, Николая, Леонида, Иоанна и Александра пресвитеров, Михаила и Петра диаконов и мч. Павла (1937).
17-00 9-й час. Вечерня, Утреня. 1-й час. Исповедь.
Прп. Илариона Великого Сщмчч. Павлина, архиеп. Могилевского, Аркадия, еп. Екатеринбургского, и с ними Анатолия и Никандра пресвитеров и мч. Киприана (1937); сщмч. Дамиана, архиеп. Курского (1937); сщмчч. Константина, Сергия, Василия, Феодора, Владимира, Николая, Иоанна, Василия, Александра, Димитрия и Алексия пресвитеров, Сергия и Иоанна диаконов и прмч. Софрония (1937); прмц. Пелагии (1944).
06-30 Исповедь. Часы 3-й и 6-й. Литургия.
17-00 Всенощное бдение. Исповедь.
Празднование Казанской иконы Божией Матери ( в память избавления Москвы и России от поляков в 1612г.). Равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, чудотворца (ок 167).
Сщмчч. Серафима, архиеп. Угличского, и с ним Владимира, Александра, Василия, Александра пресвитеров и прмчч. Германа и Мины (1937); сщмчч. Николая, Николая пресвитеров и прмч. Григория
08-00 Исповедь. Часы 3-й и 6-й. Литургия.
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Сщмчч. Николая, Владимира, Александра, Николая, Емилиана и Созонта пресвитеров (1937); прмц. Евфросинии (1942).
17-00 9-й час. Вечерня, Утреня. 1-й час. Исповедь.
Димитриевская родительская суббота.
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688).
Сщмчч. Лаврентия, еп. Балахнинского, Алексия пресвитера
и мч. Алексия (1918); прп. Арефы исп. (1932); сщмчч. Иоанна и Николая пресвитеров (1937); сщмч. Петра пресвитера (1938).
08-00 Исповедь. Часы. Литургия. Панихида.
17-00 Всенощное бдение. Исповедь.
Неделя 20-я по Пятидесятнице.
Прп. Матроны (Власовой) исп. (1963).
08-00 Молебен. Исповедь. Часы 3-й и 6-й. Литургия.
Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306).
17-00 9-й час. Вечерня, Утреня. 1-й час. Исповедь.
Мч. Нестора Солунского (ок. 306). Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Прмч. Сергия Чернухина (1942).
06-30 Исповедь. Часы 3-й и 6-й. Литургия.
Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии (285). Сщмч. Леонида пресвитера (1941); сщмч. Матфея диакона (1942).
17-00 9-й час. Вечерня, Утреня. 1-й час. Исповедь.
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса,Апеллия и Аристовула (I). Сщмч. протоиерея Иоанна (1917). Прмч. Леонида (1918); сщмчч. Всеволода, Александра, Сергия, Алексия, Василия, Петра, Василия пресвитеров, прмчч. Анатолия, Евфросина и мч. Иакова (1937); прмч. Иннокентия (1938).
08-00 Исповедь. Часы. Литургия.
17-00 Всенощное бдение. Исповедь.
Неделя 21-я по Пятидесятнице.
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их Феодотии (II). Сщмчч. Александра и Феодора пресвитеров (1918); сщмчч. Александра и Димитрия пресвитеров, мц. Елисаветы (1937); мч. Петра (1941).
08-00 Молебен. Исповедь. Часы 3-й и 6-й. Литургия.
17-00 9-й час. Вечерня, Утреня. 1-й час. Исповедь
Сщмчч. Константина и Анании пресвитеров (1918).
06-30 Исповедь. Часы 3-й и 6-й. Литургия.
Мчч. Галактиона и Епистимии. Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (избрание на Патриарший престол1917). Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов. Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).
17-00 9-й час. Вечерня, Утреня. 1-й час. Исповедь.
Прп. Варлаама Хутынского (1192). Сщмчч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров, прмчч. Варлаама, Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы (1937); сщмч. Василия пресвитера (1938).
06-30 Исповедь. Часы 3-й и 6-й. Литургия.
17-00 9-й час. Вечерня, Утреня. 1-й час. Исповедь.
Сщмчч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937); сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина Голубева пресвитера (1995).
08-00 Исповедь. Часы. Литургия.
17-00 Всенощное бдение. Исповедь.
Неделя 22-я по Пятидесятнице.
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. Сщмч. Павла пресвитера (1937).
08-00 Молебен. Исповедь. Часы 3-й и 6-й. Литургия.
17-00 9-й час. Вечерня, Утреня. 1-й час. Исповедь
Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии пресвитеров, Иосифа диакона
и прмч. Алексия (1937).
Свт. Иоанна Милостиваго, патриарха Александрийского (620). Сщмчч. Константина, Владимира, Александра, Матфея, Димитрия пресвитеров (1937);
17-00 9-й час. Вечерня, Утреня. 1-й час. Исповедь
Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского (407).
06-30 Исповедь. Часы 3-й и 6-й. Литургия.
17-00 9-й час. Вечерня, Утреня. 1-й час. Исповедь.
Апостола Филиппа (I). Сщмчч. Димитрия, Александра, Виктора, Алексия, Михаила, Михаила, Феодора, Петра, Алексия, Сергия, Николая, Василия, Александра, Николая, Димитрия, Димитрия, Порфирия, Василия, Георгия, Василия, Сергия пресвитеров, Николая диакона, прмч. Аристарха, мч. Гавриила и мц. Анны (1937); сщмч. Феодора пресвитера (1940); сщмч. Сергия пресвитера (1941).
Заговение на Рождественский (Филиппов) пост.
08-00 Исповедь. Часы. Литургия.
17-00 Всенощное бдение. Исповедь.
Неделя 23-я по Пятидесятнице.
Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299-306) и Авива (322). Прп. Паисия Величковского (1794). Сщмчч. Николая и Петра пресвитеров, Григория и Никиты диакона (1937).
Начало Рождественского поста.
8-00 Молебен. Часы. Исповедь. Литургия.
17-00 9-й час. Вечерня, Утреня. 1-й час. Исповедь.
Седмица 24-я по Пятидесятнице.Апостола и евангелиста Матфея (60).
Сщмч. Феодора пресвитера и с ним мчч. Анании и Михаила (1929); сщмчч. Иоанна, Николая, Виктора, Василия, Макария и Михаила пресвитеров, прмч. Пантелеимона (1937);
мч. Димитрия (1938). Сщмч. Филумена Святогробца (1979).
Храм Cвятых Новомучеников и Исповедников Российских.
Памятник истории «Спецобъект «Коммунарка»
На Старо-Калужском шоссе стоит незаметный указатель «24 километр». Это расстояние к югу от Москвы. От указателя проселочная дорога длиной в 400 метров ведет в глубину леса и упирается в забор с протянутой поверх него колючей проволокой. Перед входом на огороженную территорию висит небольшая металлическая табличка: «В этой земле лежат тысячи жертв политического террора 1930-1950-х годов. Вечная им память!»
В отличие от Бутова, куда людей привозили на расстрел из Таганской и Бутырской тюрем, осужденные Военной коллегией и «в особом порядке» находились под следствием во Внутренней, Лефортовской или загородной Сухановской тюрьме. Кощунственно расположенная в зданиях бывшей Свято-Екатерининской пустыни, Сухановская тюрьма была пыточной тайной политической тюрьмой, она начала функционировать с 1 января 1939 года, именовалась в народе Бериевской или Дачей Берии и была предназначена для скорого «выбивания» нужных следствию показаний. Эти три тюрьмы и частично Бутырская тюрьма были подведомственны Центральному аппарату НКВД-ГУГБ. Тройки и двойки являлись внесудебными органами так называемого советского «правосудия» и заседали без состязания сторон защиты и обвинения, а также без присутствия самих обвиняемых. Да это практически было и невозможно. По рассказам самих чекистов, они за вечер иной раз подписывали от пятисот до тысячи приговоров (разумеется, списками). На заседаниях же Военной коллегии Верховного суда СССР соблюдалась видимость судопроизводства: вызывались обвиняемые, велся протокол заседания суда, зачитывался приговор. Приговор обжалованию не подлежал и по закону должен был быть приведен в исполнение немедленно. Однако часто проходили день-два, а то и неделя, в течение которых приговоренный жил в ожидании казни.
Московские расстрелы 1937 и 1938 годов явились следствием приказов наркома НКВД Ежова от 25 и 30 августа, 11 и 20 сентября 1937 года, которые, в свою очередь, появились в результате решений Политбюро ЦК от 2 июля того же года.
Бывшая дача Ягоды располагалась в подмосковном Ленинском районе, на земле совхоза «Коммунарка», с самого своего основания подведомственного ОГПУ-НКВД. По названию совхоза и сама зона захоронений стала называться «Коммунаркой». Правда, в течение долгих десятилетий она именовалась секретным объектом НКВД «Лоза», а в документах следственного дела Г.Г. Ягоды есть упоминание, что одна из дач его называлась «Лизой»; возможно, речь шла об одном и том же объекте.
На сегодняшний день известны имена 6.5 тысяч имен расстрелянных и захороненных на спецобъекте НКВД «Коммунарка». Из них краткие биографические сведения на 4527 человек имеются в Книге памяти жертв политических репрессий «Расстрельные списки. Москва. 1937-1941. «Коммунарка», Бутово». Сколько здесь захоронено людей на самом деле, пока неизвестно. Первоначально сотрудники НКВД высказывали предположение о захоронении 10-14 тысяч человек на территории «Коммунарки», но пока эти предположения не подтвердились, хотя членами научно-просветительского общества «Мемориал» были просмотрены общие «расстрельные» книги и выявлена статистика расстрелов, произведенных в Москве в период с 1937 по 1941 год.
Не пощадили и врачей, в том числе, главного врача уже упоминавшейся нами ведомственной больницы НКВД «Медсантруд», кремлевских врачей, лечивших высших лиц государства, заведующего Рублевской больницей, заведующего Мосгорздравотделом и его заместителя; вместе с маститыми врачами здесь как-то нечаянно оказались сторож районной поликлиники, медсестра из службы дезинфекции и две лаборантки.
Рискованной оказалась в те годы профессия железнодорожника. Были расстреляны и привезены на захоронение в «Коммунарку» 235 человек, работавших в сфере железнодорожного транспорта. Это начальники и многие ответственные работники всех московских, а также некоторых областных железных дорог; заодно с начальством здесь более, чем в других областях, пострадал простой, ни в чем неповинный рабочий люд: проводники, буфетчики, стрелочники, весовщики, кладовщики, продавщицы мороженного, путевые обходчики, мойщики паровозов и т. д.
Все это разгадаешь ты один.
Когда бессонный мрак вокруг клокочет,
Тот солнечный, тот ландышевый клин
Врывается во тьму декабрьской ночи.
И по тропинке я к тебе иду.
И ты смеешься беззаботным смехом.
Но хвойный лес и камыши в пруду
Ответствуют каким-то странным эхом.
О, если этим мертвого бужу,
Прости меня, я не могу иначе:
Я о тебе, как о своем тужу
И каждому завидую, кто плачет,
Кто может плакать в этот страшный час
О тех, кто там лежит на дне оврага.
Но выкипела, не дойдя до глаз,
Глаза мои не освежила влага.
Выхожу и запеваю,
Опускаю вниз глаза.
Веселиться неохота
И печалиться нельзя.
1937 год начался с того, что в «Литературной газете» появилась оскорбительная рецензия на книгу «Частушка колхозных деревень». Рецензент возмущен подбором частушек, считает многие «халтурной подделкой, играющей на руку классовому врагу». За этой рецензией последовала разгромная статья на 4-е издание книги «Россия, кровью умытая», более похожая на донос. Автора вызывают на Лубянку. Дело принимает серьезный оборот. В начале июня Ежов просит у тов. Сталина санкцию на арест «литератора Артема Веселого. в связи с выявленной его контрреволюционной деятельностью». И получает разрешение.
По какой-то причине писатель еще около пяти месяцев оставался на свободе. Он успел с семьей в последний раз поплавать под парусом по своей любимой Волге, Каме, Белой. По возвращении из путешествия у писателя была взята подписка о невыезде.
Осенью 1937 года А.Веселый виделся с К. Г. Паустовским, был печален, тревожен, сказал, что ждет ареста. И 28 октября за ним пришли. Жена писателя, Л. Борисевич, вспоминает: «К нему кинулись так, как будто были уверены в сопротивлении. У него, как у вора, вывернули карманы. Меня попросили в другую комнату, а возле него встал солдат с винтовкой. Опомнились мы, когда внизу бухнула дверь». Его повезли на Лубянку. «Артем был так далек от жуткой действительности, что попросил разрешения взять с собой рукописи. Ему разрешили, унесли полный портфель». (Конечно, рукописи пропали в недрах НКВД). От людей, сидевших с А. Веселым в одной камере на Лубянке, стало известно, что по ночам его часто вызывали на допросы, а с допросов приносили. На последний допрос его унесли на носилках. Он сказал сокамерникам: «Прощайте, я больше не вернусь».
Но нам известны его слова: «. физически ощущаю, как бегут минуты, и каждую жаль, хочется удержать. Все кажется, что не успею сделать что-то важное. ». Так и вышло, он погиб в расцвете творческих сил, его жизнь была оборвана на лету.
(В писательской организации в те годы арестовали 300 человек, из них вернулось 60, остальные были либо расстреляны, либо умерли в лагерях. Но и из тех, что вернулись домой, многие вскоре умерли от тяжелых болезней, приобретенных на непосильных принудительных работах).
А в подвалах Бутырской тюрьмы (может быть, в Варсонофьевском) шли расстрелы 220 человек. В тот день были расстреляны муж Марины Цветаевой С. Я. Эфрон, А. Я. Беленький, жена ответственного работника Ч. М. Межлаук, жены казненных ранее Тухачевского, Уборевича. Арестованные вслед за мужьями, они были весной 1937 года высланы в Астрахань, затем приговорены к 8 годам лагерей, в августе 1939 года Н. Е. Тухачевская и Н.В.Уборевич были этапированы в Москву, где содержались в Бутырской тюрьме. По обвинению «в связи с руководителями военно-фашистского заговора и в террористических высказываниях в адрес руководителей ВКП(б) и советского правительства» 8 июля 1941 года они были приговорены к расстрелу. Но приговор привели в исполнение только через три с половиной месяца; все это время они прожили в ожидании казни.
Более подробные сведения о некоторых из расстрелянных и захороненных в «Коммунарке» стали известны из документов, предоставленных их родными.
С 1935 года он работает старшим преподавателем Академии им. М. В. Фрунзе, в том же году заканчивает заочно дипломатический факультет МГУ, получив, таким образом, третье высшее образование. В 1939 году он становится доцентом, в 1940 году ему присваивают звание генерал-майора и назначают начальником курсов усовершенствования высшего комсостава. Среди его слушателей были Л. М. Доватор, П. К. Кошевой, П. Ф. Батицкий и др.
Кажется, прошли страшные 1937 и 1938 годы (для некоторых немногим лучше был и 1939 год). Но в 1940 году наметилось некоторое затишье. И вдруг 21 апреля 1941 года генерал-майора Силу Моисеевича Мищенко арестовывают. Его, 44-летнего генерала с безупречным происхождением и репутацией, обвиняют «в антисоветской агитации». Арестован он был по доносу одного-единственного свидетеля, некоего «К» от 28 февраля 1941 года, который писал, что генерал в разговорах с ним, начиная с 1938 года «враждебно, клеветнически отзывался о Советском правительстве и т. Сталине, считая, что Советское правительство не в состоянии наладить нормальную жизнь в стране». С автором доноса генерал познакомился в 1921 году, когда тот был курсантом Военно-Воздушной Академии, и помогал ему, как молодому товарищу, в течение двадцати лет, вплоть до ареста. Так как показаний одного лица было недостаточно для рассмотрения дела в суде даже в те времена, генералу приписали еще «антисоветские» разговоры уже в камере Бутырской тюрьмы: «. среди заключенных. одобрительно отзывался о фашистском режиме, восхвалял немецкую армию».
Военной Коллегией от 17 сентября 1941 года разжалованный и замученный «допросами с пристрастием» генерал-майор С. М. Мищенко был приговорен к расстрелу. По закону приговор должны были привести в исполнение в тот же день. Но по каким-то причинам прошел почти месяц после оглашения приговора. Только 15 октября передачу, принесенную родственниками в Бутырскую тюрьму, не приняли, ответили в окошке: «Десять лет без права переписки».
Генерал-майора С. М. Мищенко расстреляли 16 октября 1941 года, в числе 220 человек, казненных в тот день.
Вспомнил ли в этот последний день лишенный звания комбриг свои слова, написанные двадцать лет назад: «Велики переживаемые нами испытания, но в горе нашем найдем в себе силы прощения. У нас есть Родина, измученная, истерзанная. Будем же бороться во имя родной земли, во имя родного народа!»..
Нет, комбриг не мог изменить себе. Любовь к Отечеству у этих великих людей была сильнее смерти.
В земле «Коммунарки» лежит еще один министр Временного правительства, один из крупнейших специалистов в области экономики, сельскохозяйственной кооперации, профессор, основатель Московского кооперативного института Семен Леонтьевич Маслов.
В этом месте история совершила очередной свой виток.
Прошли десятилетия. В городе Кирове 30 ноября 1998 года на административном здании Института микробиологии Министерства Обороны Российской Федерации была открыта мемориальная доска, посвященная первому руководителю Института Михаилу Великанову и другим выдающимся ученым, внесшим большой вклад в разработку систем биологической защиты нашей страны.
В 1914 году молодого доктора медицины мобилизовали в армию, через три года за агитацию против войны среди призывников его включили в состав части, отправляющейся на фронт. Но наступил 1917 год, который П. Н. Обросов в составе своей части встретил в Петрограде, участвовал в уличных боях, был ранен. Его избрали в Петроградский Совет солдатских депутатов и направили назад в Томск. В 1918 году он стал руководителем здравоохранения огромного края. В том же году он подготовил и издал большую работу по медицине. События сменяли друг друга, как в калейдоскопе. При занятии Сибири А. В. Колчаком П. Н. Обросов оказался в тюрьме. На суде председателю, назвавшему большевиков «грабителями», подсудимый дал затрещину. Его приговорили к расстрелу. В ожидании казни он просидел в одиночке месяц. Все же его не казнили, а отправили по этапу в иркутскую тюрьму. Вскоре иркутские большевики подняли восстание и освободили заключенных. Адмирал и Верховный Главнокомандующий России А. В. Колчак был расстрелян.
После освобождения края П. Н. Обросов был назначен уполномоченным Наркомздрава по Сибири и членом Сибревкома. Началась жестокая борьба с эпидемиями, охватившими всю страну. Благодаря инициативе П. Н. Обросова в Омске был открыт Медицинский институт, в котором он возглавил кафедру оперативной хирургии и получил звание профессора. А вскоре его перевели в Москву. Он получил квартиру в Кремле и стал руководителем Лечсанупра Кремля и начальником Лечебной комиссии ЦК ВКП(б). Работу в Лечсанупре и комиссии ему по каким-то причинам пришлось оставить в конце 1920-х или начале 1930-х годов (деятельность на этом поприще ему потом припомнили).
С 1926 года и до самого ареста П. Н. Обросов возглавлял кафедру оперативной хирургии в 1-м Медицинском институте. С 1927 года он стал еще директором Института травматологии и неотложной помощи им. Н. В. Склифосовского. При устройстве Института П. Н. Обросов проявил выдающиеся организаторские способности и преданность делу. Он преобразовал больничные помещения, лечащий состав больницы, много сам оперировал, вел исследовательскую работу. По отдельным отраслям медицины он созывал регулярные научные конференции. Им написано было много фундаментальных академических трудов.
Время было тревожное. В 1936 году в Москве прошло несколько громких политических процессов. Профессор Павел Николаевич Обросов не избежал судьбы, предназначенной многим выдающимся людям тех лет.
В совершенстве владевший несколькими языками, Р. Я. Карклин в 1930-х годах работал полпредом в Берлине. В октябре 1937 года его отозвали в Москву, где он успел еще два месяца поработать членом правления Госбанка СССР.
8 декабря его арестовали, а 15 декабря Военной Коллегией Верховного Суда СССР под председательством В. В. Ульриха приговорили к расстрелу. В тот же день его расстреляли. Через неделю жену его, 35 лет, приговорили к 8 годам Потемских лагерей. Сиротами остались двое детей.
Он родился в 1887 году в крестьянской семье, окончил в 1908 году Санкт-Петербургскую духовную семинарию и уехал в Финляндию, где служил на приходе. Но в 1918 году он вернулся в Россию в связи с гонением в Финляндии на православное духовенство.
Отец Павел начал свое служение в России в самое страшное для Русской Православной Церкви время. Он становится священником Серафимо-Дивеевского Троицкого монастыря в Нижегородской губернии. Отныне и, можно сказать, до сегодняшнего дня отец Павел связан с Дивеевскими монахинями, которые почитают его, собирают сведения о нем и разыскивают все, что имеет к нему какое-то отношение.
Кроме священника Павла Боротинского, в «Коммунарке» лежат останки трех священиков-обновленцев, учительницы церковно-приходской школы и столяра, работавшего при храме.
Ныне территория бывшего спецобъекта НКВД «Коммунарка» передана Русской Православной Церкви. Здесь разместилось подворье Свято-Екатерининского мужского монастыря (того самого, где с конца 1930-х до начала 1950-х годов находилась пыточная Сухановская тюрьма). Как-то однажды посетил «Коммунарку» один из бывших сотрудников НКВД. Очевидно хорошо знавший, что здесь происходило, он сказал, что никогда не отмолить это место. Тем не менее, здесь молятся непрестанно.
Вопросы и предложения по работе сайта просим присылать на почту Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script