храм святых царственных страстотерпцев могилев
Храм Святых Царственных Страстотерпцев (Могилёв)
Мiръ Беларусь Могилёвская область Храм Святых Царственных Страстотерпцев (Могилёв)
Храм Святых Царственных Страстотерпцев в Могилёве построен недалеко от того места, где во время Первой мировой войны находилась ставка Верховного главнокомандующего Николая Второго. Именно с могилёвского вокзала он выехал в Царское село, где был арестован.
Содержание
История [ править ]
Проведены археологические раскопки на месте строительства будущего храма, в ходе которых были найдены реликвии царских времен.
Освящено место, отведенное под строительство храма;
17 июля состоялся крестный ход из Свято-Никольского женского монастыря к месту строительства храма;
вырыт котлован и установлена опалубка для заливки фундамента.
Окончено строительство деревянного храма-часовни;
17 июля в празднование 85-летия со дня убиения Царской семьи правящий архиерей епископ Софроний освятил малым чином храм-часовню, преподал освященный антиминс его настоятелю и отслужил первую божественную литургию/ С этого дня богослужения стали совершаться регулярно;
в приход привезена икона Святого Царя мученика Николая II написанная и освященная в Екатеринбурге по ходатайству игумении Евгении;
по халатности строителей был допущен брак при кладке стен храма, в связи с чем в сентябре-ноябре пришлось разрушить 1,5 метра кладки и положить ее заново.
В день празднования Державной иконы Божией Матери 15 марта распоряжением епархиального архиерея епископа Софрония настоятелем храма Святых Царственных Мучеников и всех Новомучеников и Исповедников XX века назначен иерей Сергий Белоус;
имело место искушение, связанное с жалобами противников веры православной о якобы незаконной вырубке деревьев на территории строительства храма (на самом деле было спилено несколько больных «аварийных» деревьев);
6 мая, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, под звон царского колокола, подаренного приходу храма игуменией Евгенией состоялся крестный ход и отслужен молебен перед кладкой стен с положением в основание их камней со святых мест (со Святой земли — храм Двенадцати апостолов; из Ганиной ямы — Екатеринбург; из Сарова; из разрушенного при советской власти Спасского Собора г. Могилева), то есть «со всех концов света»;
произведена кладка стен храма до уровня 10 метров — декабрь;
завершена кладка алтарной части храма.
Ко дню Светлого Христова Воскресения (Пасхе) завершена кладка стен до монолитного пояса — май;
произведена заливка железобетонных конструкций свода храма — август;
завершены все виды кладки арочных сводов и барабана — декабрь.
Ко дню Светлого Христова Воскресения (Пасхе) были завершены все кровельные работы;
завершено изготовление металлического каркаса купола и покрытие его нитротитановыми пластинами — к 19 мая;
произведены все виды отделочных работ — летние месяцы;
27 мая в день коронации Царя Николай II на престол в торжественной обстановке был установлен купол храма, который был увенчан накупольным Крестом в присутствии епархиального архиерея епископа Могилевского и Мстиславского Софрония и главы администрации Ленинского района Могилева Цумарева В.М. (ныне глава администрации города Могилева);
в Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря антиминс из храма-часовни торжественно перенесен в построенный каменный храм и отслужена первая божественная литургия. В храме начались регулярные богослужения, постоянно служились благодарственные молебны;
16 октября богоспасаемый град Могилев посетил Святой Царь-мученик Николай II в виде чудотворной Надымской иконы, которая была установлена в деревянном храме-часовне Святых Царственных Мучеников. Благословил её к написанию старец Свято-Троице-Сергиевой лавры, архимандрит Герман (Чесноков) в 2002 году. Икона была заказана атаманом Надымского казачьего округа полковником Сергием Кришталем специально для участия в казачьем походе — покаянном крестном ходе по Руси «За веру, царя и Отечество» от русской Голгофы до Голгофы Господней в Иерусалиме;
еще одно искушение имело место в 2011 году — из деревянного храма-часовни были похищены четыре иконы.
В Могилев 27 января, двенадцать лет спустя, повторно прибыла чудотворная мироточивая икона Святого Царя-мученика Николая II из московского храма Святителя Николая в Пыжах (бывший хранитель иконы — Олег Бельченко). Православные могилевчане икону царя встречали стоя на коленях в снегу. Кроме храма Святых Царственных Мучеников икона была установлена для поклонения и в Свято-Никольском женском монастыре, где обильно замироточила;
Православный Могилев 21 мая принимал паломников Большого крестного хода под названием «ЕДИНАЯ ВЕРА — ЕДИНАЯ ИСТОРИЯ — ЕДИНЫЙ НАРОД» посвященного 144-ой годовщине со дня рождения Царя мученика Николая II, проводившегося с целью молитвенного и духовного единения братских народов.Среди многих святынь крестного хода была и полюбившаяся могилевчанам Надымская икона Царя мученика Николая II.
Приход храма Святых Царственных Мучеников принял передвижную фотовыставку «Царская семья» Феодоровского собора Царского Села Санкт-Петербургской епархии в рамках празднования 400-летия Дома Романовых. Выставка находилась в бывшем храме-часовне с 17 июля по 6 октября, а затем демонстрировалась во Дворце культуры области до 5 декабря. Приходом принято решение о создании аналогичной передвижной фотовыставки с отражением пребывания царской семьи в Могилеве с последующей демонстрацией ее в других городах области и Беларуси.
17 июля приход храма храма Святых Царственных Мучеников отметил престольный праздник.
12 февраля, в день чествования Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Могилевская епархия отпраздновала 100-летие кафедрального Трехсвятительского собора, где многократно молился Государь Император Николай II.
17 февраля 2014 года Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Слуцкий Павел совершил чин великого освящения храма в честь Царственных Страстотерпцев, Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. После освящения Патриарший Экзарх и сослужащее ему духовенство совершили Божественную литургию в новоосвященном храме.
17 июля в храме Святых Царственных мучеников отметили престольный праздник. Служение Божественной Литургии в этот день возглавил Преосвященнейший Софроний. К этому празднику было приурочено открытие выставки «Венценосная Семья», которая будет постоянно действовать при Царском храме. Цель этой выставки — показать духовную красоту святых Царственных страстотерпцев и на примере семьи Императора Николая II, в которой все ее члены, родители и пятеро детей, причислены к лику Святых, явить идеал христианской семьи, который так необходим в сегодняшнем мире. Выставка состоит из большого количества фотографий, репродукций картин и текстового материала, составленного по дневникам Императрицы Александры, свидетельствам современников и историческим исследованиям.
Современное состояние [ править ]
При храме действуют:
Святыни [ править ]
В храме имеются особо чтимые иконы:
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Беларусь, г. Могилев, ул. Ленинская, 11а
Телефоны: +375 (29) 3253457 (телефон настоятеля храма); +375 (222) 72-18-08 (иконная лавка храма)
Паломнику [ править ]
Храм Царственных мучеников открыт для молящихся в дни совершения Богослужений с 7.30 до 20.00. В иные дни — с 10.00 до 19.00. Церковная лавка работает по такому же расписанию. тел. для справок 72-18-08 факс тел. 23-07-97
Богослужения в нашем храме совершаются:
по пятницам в 17.00 — вечерняя служба.
В субботу: 8.00 — Божественная Литургия, в 17.00 — вечерняя служба.
В воскресенье: в 8.00 — чтение акафиста Святым Царственным мученикам или в честь того праздника (например, иконы Божьей Матери Иверской) или святого, память которых приходится на данный день. В 9.00 — Божественная Литургия, в 17.00 — вечерня.
Актуальное расписание богослужений на сайте.
История прихода храма Святых Царственных Страстотерпцев и всех Новомучеников XX века
Рождение идеи создания храма
Почитание Государя Императора Николая II и его семьи в богоспасаемом граде Могилеве и во всей Могилевской епархии началось еще до их канонизации. Так в 2000 году чудотворная мироточивая икона царя, хранителем которой был врач Олег Бельченко (г. Москва, Россия), путешествовавшая по нашей многострадальной стране и призывавшая тысячи людей к покаянию, посетила и Могилев.
Мироточивая икона царя мученика
Святой мученик, давно прославленный на небесах, в мироточивой своей иконе вступив в город, откуда начался его крестный путь, заплакал, и крохотные капельки благовонного мира, как роса, покрыли изнутри стекло кивота. Тогда в начале XX века народ предал своего царя, а ныне его потомки в храмах, построенных в честь царственных мучеников, приносят покаяние перед Богом в этом тяжком грехе.
До прославления царской семьи православные могилевчане даже мечтать не могли, что в нашем городе будет когда-то построен храм Святых Царственных Мучеников и всех Новомучеников и Исповедников XX века. Поэтому он был задуман, вначале как храм-памятник всем мученикам и воинам, погибшим в XX веке.
архиепископ Максим (Кроха)
Идея его строительства принадлежит Высокопреосвященному Максиму (Крохе) архиепископу Могилевскому и Мстиславскому (†2002). Еще 24 июля 2001 года в пос. Лесное владыка Максим представил план и макет храма-памятника Президенту Республики Беларусь Лукашенко А. Г., который одобрил это строительство и обещал свою финансовую помощь.
портрет-икона царя Николая II
В 2002 году практически в день канонизации царской семьи — 14 августа — Государь Император Николай II явился могилевчанам в виде своего портрета в полный рост, который был освящен архиепископом Максимом как икона и установлен в левом (царском) приделе Свято-Никольского женского монастыря.
Создание прихода храма
После праведной кончины архиепископа Максима 27 февраля 2002 года во временное управление могилевской епархией вступил Высокопреосвященнейший Филарет митрополит Минский и Слуцкий Патриарший экзарх всея Беларуси. 4 июня 2002 года владыка принял решение приписать будущий храм-памятник к кафедральному собору, а его строительство поручил настоятелю собора протоиерею Геннадию Пацевичу, иерею Сергию Белоусу и председателю приходского совета храма в д. Полыковичи Александру Белоусову. Владыка также письменно утвердил макет храма и ходатайствовал перед городскими властями о выделении места под строительство. Горисполком определил это место в парке имени А.М.Горького.
Богом избранное место
Место под строительство храма — парк имени А.М.Горького — православные могилевчане просили у властей города не случайно. Дело не только в том, что это центр города и красивая возвышенность на правом берегу Днепра. Главное, что именно здесь (на Замковой горе) в древности был православный храм. К тому же рядом с парком, который был заложен еще до 1917 года как Николаевский сад и лишь в 1950 году переименован в парк имени А.М.Горького, на площади, называемой ныне Советской, находился дом губернатора. В этом доме располагалась Ставка, которую с августа 1915 по март 1917 года возглавлял Государь Император Николай II в должности Верховного Главнокомандующего.
27 сентября 2002 года в праздник Воздвижения Креста Господня на месте строительства будущего храма был установлен и освящен Крест с иконой Святых царственных мучеников.
20 октября 2002 года управляющим могилевской епархией был назначен епископ Софроний, который проявил немалую заботу о строительстве храма. В 2005 году по его благословению был создан приход храма Святых Царственных Мучеников. Поскольку на тот момент появились влиятельные противники строительства храма, члены прихода с покаянным чувством и ревностью приступили к сбору подписей в поддержку этого строительства.
Ходатайствовал о храме и Председатель палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь Коноплев В.Н., за что приход храма ему весьма благодарен.
Преодолевая искушения и препятствия…
C момента зарождения идеи создания храма Святых Царственных Мучеников и до окончания его строительства возникло немало препятствий, происходивших, как сказал апостол, от «мира, плоти и диавола». Основные из них были связаны с названием храма и выбором места под его строительство. Даже после прославления царственных мучеников в лике святых власти города настойчиво отстаивали первоначальное название «Храм-памятник в честь воинов, павших в XX веке», проходившее по первым документам, относящимся к строительству храма.
После того как митрополит Филарет перестал быть временно исполняющим обязанности управляющего могилевской епархией, отдельные влиятельные лица города и области выступили против строительства храма в парке имени А.М.Горького под девизом: «Стройте где угодно, но только не здесь». В СМИ города и области в 2002-2005 годах была организована настоящая пропагандистская компания на эту тему.
Одна из статей в газете могилевского исполнительного комитета «Вестник Могилева» называлась «Строительство храма на Советской площади – кощунство». Православные ответили статьей «Кощунством является не строительство храмов, а разрушение их». Вторая статья православных под названием «На месте храма может быть только храм» была опубликована в газете «Вечерний Могилев» и имела резонанс в обществе.
Видя сопротивление со стороны власть имущих и пытаясь отстоять место под строительство храма в парке имени А.М.Горького, прихожане усердно молились об этом. Так на протяжении двух лет с 2002 по 2004 годы ежедневно дважды прочитывалась Псалтырь членами прихода. Кроме того, по просьбе прихожан каждое воскресенье у царского Креста протоиереем Николаем Ковалевым совершался молебен с акафистом Царственным страстотерпцам, в особые дни — и Спасителю.
По молитвам Церкви Небесной и земной
Молились о благоприятном решении вопроса об оставлении места под храм в парке имени А.М.Горького и монахини Свято-Никольского женского монастыря.
Игуменья Евгения (Волощук)
После молитвы в полночь 19 декабря 2002 года в день Святителя Николая игумения Евгения (Волощук), ожидая начала полунощницы, задремала в кресле и ясно услышала голос владыки Максима: «Не плачьте сестры. Скорее кончайте левый придел собора и освятите Престол в честь Святых Царственных Мучеников. Совершайте в нем богослужения, а в среду, день убиения Царственных Мучеников, — служите им соборно канон с акафистом, совершайте покаяние и других призывайте к этому… Храм Царственным Мученикам, несмотря на долгие препятствия, будет построен!».
Воля Божия свершилась 29 декабря 2002 года. Епископ Софроний освятил левый придел собора Святителя Николая в монастырев честь Святых Царственных Мучеников. В Святом алтаре, как было устроено при освящении храма в 1672 году, вместо запрестольной иконы был установлен крест Христов — родовая реликвия архиепископа Максима. Этот крест немалых размеров сопровождал в ссылке мать владыки, будущую монахиню Агнию и ее детей, которых большевики вывезли в Сибирь.
Надо отдать должное и настойчивости в отстаивании данного места под строительство храма членов совета прихода Святых Царственных Мучеников (председатель совета — Кисельков Г.Л.) — ревнителей памяти царской семьи. Они направили письмо на имя Президента А. Г. Лукашенко, к которому приложили 14 тысяч подписей, собранных приходом в поддержку строительства храма. Из Администрации Президента на имя тогдашнего губернатора пришел ответ, что Президент «считает целесообразным строительство храма в парке имени А.М.Горького». И тогда губернатор уступил. А вскоре после этого на законных основаниях был отведен земельный участок под строительство храма.
Визит Великой Княгини Ольги Николаевны Куликовской-Романовой
В конце сентября 2005 года Могилев посетила Великая Княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова, супруга родного племянника Государя Николая II Тихона Николаевича. Княгиня подарила насельницам Свято-Никольского женского монастыря копию иконы Божией Матери «Троеручица», которая находилась в Екатеринбурге в Ипатьевском доме во время пребывания там в заточении Святых Царственных Мучеников в 1918 году.
Дар приходу от Царя-мученика
Игумения Свято-Никольского женского монастыря Евгения 6 мая 2009 года подарила приходу храма Святых Царственных Мучеников колокол дореволюционных времен с изображением на нем Государя Императора Николая II.
Второй колокол был передан приходу администрацией города в конце 2010 года. Этот колокол весом 270 кг — самый большой из коллекции колоколов, подаренных Могилеву руководством управы района Соколиная гора Восточного административного округа Москвы. Остальные колокола из указанной коллекции с изображениями Святой Троицы, Божией Матери и многих святых пока отбивают время на колокольне городской ратуши.
Оба царских колокола установлены на колокольне храма, и их голоса можно услышать во время богослужений.
ВИДЕО: Исторические сведения о приходе храма Святых Царственных Страстотерпцев и всех Новомучеников XX века
Рубрика: Проповеди
Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу (Конд. празд.). В начале десятого века, в 910 году по Рождестве Христовом, при греческом императоре Льве …
Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! О многопетое Древо Креста! О живоносное Древо Креста! О треблаженное Древо Креста! О честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления! Укажи нам, грешным, …
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла на Сретение Владимирской иконы Божией Матери
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник, архимандрит Тихон! Дорогие братья, зде начальствующие, учащие и учащиеся! Дорогие прихожане и все, кто сегодня принял участие в этой торжественной праздничной Литургии! Всех …
Слово на Рождество Пресвятой Богородицы святителя Андрея, архиепископа Критского
Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Служа пределом закону и преобразованиям, он вместе служит дверью к благодати и истине. «Кончина бо закона Христос» (Рим. 10, 4), Который, освобождая нас …
Святой Иоанн Предтеча: Близость к Богу
Когда Ирод послал воинов отсечь голову святому Иоанну Предтече, то, как сказано в Евангелии, «опечалился», поскольку знал, «что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, …
БЕСЕДА НА ВСЕБЛАЖЕННОЕ УСПЕНИЕ ПРЕНЕПОРОЧНОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
Настоящее мое слово к любви вашей вызывается и любовию, и необходимостью. Я говорю не потому только, что, по причине своей любви к вам, желаю, чтобы спасительное слово достигло вашего боголюбивого …
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Беседа святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Для изъяснения таинства настоящего празднества и уразумения истины необходимо нам обратиться к самому началу нынешнего чтения Евангелия: «И по днех шестих поят Иисус Петра, …
Слово Блаженного Августина, епископа Иппонийского
В настоящий день Церковь Святая благочестно воспоминает страдания святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Святой Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за свое высокое исповедание Его Божества: «Ты еси …
СЛОВО О СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ (В ШЕСТУЮ НЕДЕЛЮ ПОСТА)
Осанна, благословен Грядый во имя Господне, Царь Израилев. Ин. 12, 13. Истребитель ада, победитель смерти, начальник жизни, Господь наш Иисус Христос воскресил четверодневного Лазаря. Когда же на другой день вошел …
Слово в день Вознесения
Не Христос не хотел пребывать с апостолами видимо во веки, а мир, ненавидящий Христа, не мог вместить пребывания в нем Христа. Мир, ненавидя Христа, мог снова и снова осуждать Его …
Новое на сайте
Православный календарь
Прмц. Анастасии Римляныни (III). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073–1077).
Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (826).
Сщмч. Николая Пробатова пресвитера и с ним мчч. Агломазовских: Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918); сщмч. Иоанна Рудинского пресвитера (1930); сщмч. Евгения Ивашко пресвитера (1937); мц. Анастасии Лебедевой (после 1937); сщмч. Леонида Муравьева пресвитера (1941).
Кол., 252 зач., I, 24–29.Лк., 57 зач., XI, 14–23.Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 43 зач., XI, 27–30.
Сайт создан по благословению настоятеля храма Святых Царственных Страстотерпцев и всех Новомучеников XX века г. Могилева протоиерея Сергия Белоуса.
Расписание богослужений прихода храма Святых Царственных Страстотерпцев и всех Новомучеников XX века
Богослужения в нашем храме совершаются:
по пятницам в 17.00 — вечерняя служба.
В субботу: 8.00 — Божественная Литургия, в 17.00 — вечерняя служба.
В воскресенье: в 8.00 — чтение акафиста Святым Царственным мученикам или в честь того праздника (например, иконы Божьей Матери Иверской) или святого, память которых приходится на данный день. В 9.00 — Божественная Литургия, в 17.00 — вечерня.
Храм Царственных мучеников открыт для молящихся в дни совершения Богослужений с 7.30 до 20.00. В иные дни — с 10.00 до 19.00. Церковная лавка работает по такому же расписанию. тел. для справок 72-18-08 факс тел. 23-07-97
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Седмица 31-я по Пятидесятнице
СРЕДА
Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)
ЛИТУРГИЯ СВ. ВАСИЛИЯ
7 ЯНВАРЯ
ЧЕТВЕРГ
РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
00.00
БОЖЕСТВЕННАЯ
ЛИТУРГИЯ
СУББОТА
10 ЯНВАРЯ
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Неделя 31-я по Пятидесятнице,
по Рождестве Христовом.
Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня.
БОЖЕСТВЕННАЯ
ЛИТУРГИЯ
ИСПОВЕДЬ ПРОХОДИТ ЗА ВЕЧЕРНИМ БОГОСЛУЖЕНИЕМ
Могилевский Никольский монастырь: память Царственных страстотерпцев
Святыни Белой Руси
История могилевского Никольского женского монастыря начинается в XVII веке. Именно тогда знаменитому Киевскому митрополиту Петру Могиле удалось получить согласие короля Речи Посполитой Владислава IV на строительство в Могилеве храма во имя святителя Николая.
Вход в монастырь |
О самом Петре Могиле следует сказать особо. Для Западной Руси, включающей в себя как сегодня, так и в историческом прошлом практически все канонические территории Московского Патриархата, расположенные западнее нынешней европейской границы Российской Федерации, митрополит Петр Могила – личность весьма значимая и почитаемая. Да и не только для Западной Руси.
Петр имел большое влияние в Речи Посполитой уже хотя бы в силу того, что был из рода Могил – знаменитых молдавских и валашских господарей: он был сыном Симеона Могилы. Потеряв в 1612 году власть, Могилы нашли убежище в Речи Посполитой; Раина Могилянка, племянница Симеона Могилы, была замужем за Михаилом Вишневецким, польским магнатом, владевшим почти всей левобережной Украиной; их сын Иеремия Вишневецкий – известный государственный и военный деятель Речи Посполитой.
После недолгой военной службы Петр постригся в монахи, в 1627 году стал архимандритом Киево-Печерской лавры; он подчинялся напрямую Константинополю, а не Киевскому митрополиту. Уже в 1631 году архимандрит Петр основал в монастыре высшую духовную школу. Объединенная в 1632 году со школой Богоявленского братства, она стала знаменитой Киево-Могилянской коллегией (впоследствии – академией). Кстати, именно в этом учебном заведении получил образование Симеон Полоцкий, советчик царя Алексея Михайловича, воспитатель царских детей, человек, много сделавший для становления книгопечатания, богословия, развития театра, стихосложения и других искусств на Руси.
Петр Могила, укрепив свое положение, добился от Владислава IV и польского сейма признания права существования в Речи Посполитой Православной Церкви наряду с униатской. Он становится митрополитом Киевским и Галицким и всея Руси, патриаршим экзархом Константинопольского престола. Святитель развернул активную деятельность по восстановлению и строительству православных храмов, возвращению монастырей из униатства в Православие, изданию богословской православной литературы. Именно в этот период святитель Петр Могила и добивается разрешения на возведение храма в Могилеве.
Влияние Петра Могилы, признанного богословского авторитета, образованнейшего человека, владевшего в совершенстве латынью и хорошо греческим, было огромным. Это способствовало укреплению Православия в этих землях, но после его преждевременной кончины (он отошел ко Господу в 50-летнем возрасте) в 1647 году межконфессиональная ситуация в Речи Посполитой резко ухудшилась, приведя к знаменитому восстанию Богдана Хмельницкого. Не случайно барельеф Петра Могилы был помещен на известном памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде. Вот что сказал о Петре Могиле поэт и академик Санкт-Петербургской Академии наук А. Востоков: «Иноземец по рождению, но воспитанный народом и Церковью, которым он отдал всю свою жизнь, Могила более русский, чем всякий русский». В 1996 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви митрополит Петр (Могила) был канонизирован как местночтимый святой, 8 декабря 2005 года было установлено общецерковное почитание святителя Петра. И он до сих пор почитаем народом в Румынии и Польше.
Свято-Никольский собор и колокольня |
Но вернемся к истории могилевской Никольской обители.
В 1637 году в Могилеве, с разрешения короля Речи Посполитой, при епископе Сильвестре (Коссове) была построена временная деревянная Никольская церковь. Каменный храм начали возводить в 1669 году; в 1672 году он был завершен и освящен епископом Феодосием (Василевичем). Вскоре при храме возник женский монастырь. Но судьба его оказалась драматичной.
В начале XVIII века монастырь был разорен во время Северной войны шведскими войсками Карла XII. Война и пожары нанесли монастырю весьма серьезный ущерб, и в 1719 году оставшиеся монахини были переведены в Барколабовский монастырь, а Никольский был преобразован в мужской, который просуществовал до 1754 года. После упразднения монастыря его Никольский собор действовал как приходской храм до 1930-х годов.
В 1793 году при известном архиепископе Георгии (Конисском) рядом с неотапливаемым Никольским храмом начали строительство отапливаемой зимней церкви; оно было завершено в 1798 году. Тогда же церковь была освящена архиепископом Анастасием (Романенко-Братановским) как Онуфриевская.
Святитель Георгий (Конисский) был не только блестящим проповедником, но и деятельным политиком, отдававшим много сил защите Православия. Присутствуя на коронации Екатерины II, он просил ее оградить православных Речи Посполитой от польского насилия и произвола. Екатерина II принародно обещала это сделать – и сдержала свое слово. Об этом же святитель Георгий просил и последнего короля Речи Посполитой Станислава Понятовского и в 1767 году добился, при поддержке российской императрицы, формального уравнивания в правах православных с католиками и униатами в Речи Посполитой. А после воссоединения белорусских земель с Российской империей Екатерина II по ходатайству святителя Георгия разрешила переход униатов в Православие, чем в течение трех лет воспользовались более 112 тысяч прихожан и лиц духовного звания.
Общий вид монастрыря ос стороны монастырских огородов |
Никольскому монастырю, как и всему Могилеву, суждено было сыграть значительную роль в жизни последнего российского императора Николая II и его семьи. Как известно, Ставка Верховного главнокомандующего переехала в Могилев 8 августа 1915 года, а 23 августа сюда прибыл и сам Николай II. И через считанные дни самодержец принял решение взять на себя командование армией. Ставка императора находилась в Могилеве более двух лет. Здесь в специальном железнодорожном вагоне жила и его семья. В городе по служебным и иным делам в это время бывали известные артисты (в том числе и Ф.И. Шаляпин), цвет русского генералитета – М.В. Алексеев, А.И. Деникин, А.А. Брусилов, Л.Г. Корнилов, А.В. Колчак и многие другие.
Царская семья хорошо запомнилась жителям Могилева. Императрица и ее дети часто гуляли по городу, делали покупки. Цесаревич Алексей как-то даже выиграл в лотерею настоящий улей с пчелами и хотел унести его домой, но по правилам лотереи до ее окончания этого нельзя было сделать. Тогда царственный подросток упросил просто дать ему улей на время, чтобы показать дома.
Богослужения царская семья посещала часто, и эти богослужения проходили именно в соборе Никольского монастыря. На богослужениях вместе с царской семьей часто молились и те военные, о которых мы упоминали выше, если находились в то время в Могилеве. Посещал храм и Василий Селим-Гирей – последний потомок знаменитой династии крымских ханов Гиреев.
Никольский собор стал храмом, в котором молились и будущие царственные мученики, и цвет российского воинства. Одному Богу известно, о чем они молили Спасителя. Но можно предположить, вспомнив, какова была ситуация в стране в ту пору, что эти молитвы в стенах Никольского собора элиты гибнущей империи стали своеобразным прощанием с рушащимся и исчезающим на их глазах привычным старым миром.
Тем временем ситуация приближалась к развязке. 23 февраля 1917 года Николай II прибыл из Царского Села в Могилев, но почти тут же получил известие, что его дети заболели корью, а в Петербурге начались беспорядки. Словно предчувствуя недоброе, 25 февраля последний император зашел в Никольский собор, о чем, несомненно, свидетельствует эта запись, сделанная им дневнике: «25 февраля. Суббота. Встал поздно. Доклад продолжался полтора часа. В 1 ½ заехал в монастырь и приложился к иконе Божией Матери. Сделал прогулку по шоссе на Оршу. В 6 ч[асов] пошел ко всенощной. Весь вечер занимался».
27 февраля император выехал в Царское Село. Царский поезд был остановлен на станции Дно. 2 марта 1917 года Николай II, одинокий и оставленный всеми, подписал манифест об отречении. Россия вмиг стала иной. Теперь уже не император, а просто Николай Романов совершенно разбитым возвратился 3 марта в Могилев. Он решил проститься с армией. Начальник штаба генерал Алексеев встретил его с подобающими императору почестями. 4 марта в Могилев из Киева прибыла вдовствующая императрица Мария Федоровна, мать отрекшегося императора. Они провели вместе время до 8 марта. 8 марта Николай передал представителям Временного правительства свое последнее воззвание, но оно так и не было опубликовано. Вечером, простившись с матерью, Николай, уже считающийся арестованным, отбыл в Царское Село. На вокзал проводить его пришли многие из жителей Могилева.
В ночь на 17 июля 1918 года царь и его семья были расстреляны в Екатеринбурге. Это известие довольно быстро дошло до Могилева. В Никольском соборе была отслужена панихида по убиенным, на которую пришло множество горожан. При словах «За убиенных рабов Божиих Николая, Александру, Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию» раздались рыдания, и люди в храме опустились на колени. Могилев прощался с мучениками.
Знаменитые фрески Свято-Никольского собора |
В 1930-е годы прошлого века кампания, развернутая большевиками против Православной Церкви, докатилась и до могилевского Никольского монастыря: церковную утварь храмов конфисковали, иконостасы разрушили, сами храмы подверглись разорению. Какое-то время жизнь прихода Никольского храма хоть как-то поддерживал священник Михаил Плещинский, но после его смерти в 1934 году коммунистические власти закрыли собор. Через три года – в недобром 1937 году – была упразднена и Могилевская епархия.
Как это часто бывало, в Никольском соборе новые власти в 1937 году организовали пересыльную тюрьму, в которой было исковеркано и погублено немало человеческих жизней и судеб. Конец этому был положен лишь в 1941 году, когда Могилев заняли фашисты.
После войны тюрьму восстанавливать не стали. В Никольском соборе в течение десяти лет – с 1946 по 1956 годы – располагалась книжная база.
Осознав архитектурную и историческую ценность собора Никольского монастыря, власти принялись за его реставрацию, которая продолжалась с переменным успехом несколько десятков лет – с 1956 по 1990 год. Эту реставрацию оценивают достаточно противоречиво. Многие полагают, что реставрационные работы, проводимые без участия представителей Православной Церкви, не столько помогали восстанавливать монастырь и сам Никольский собор, сколько приводили к еще большему их упадку.
Могилевская епархия была восстановлена лишь в 1989 году. Ее возглавил архиепископ Могилевский и Мстиславский Максим (Кроха). Именно архиепископ Максим приложил основные усилия для возрождения этого женского монастыря. В 1991 году был освящен Онуфриевский храм. При проведении строительных работ на территории монастыря были обнаружены многочисленные человеческие останки – вероятнее всего, это погибшие узники тюрьмы 1930-х годов. В том же году монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II, подаривший обители литое паникадило. Главный храм монастыря – Никольский собор – включен ЮНЕСКО в список наиболее ценных архитектурных объектов, построенных в стиле барокко.
Первой игуменьей возрожденной обители стала Евгения (Волощук).
Святитель Георгий Конисский |
В 1993 году по решению Святейшего Синода Белорусского экзархата Русской Православной Церкви вятитель Георгий (Конисский) был причислен к лику месточтимых святых.
Монастырь продолжал развиваться. В 1996 году было учреждено сестричество во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Тогда же построили двухэтажный жилой корпус для монахинь.
2000 год – год церковного прославления царственных страстотерпцев – стал годом значимого события в истории монастыря: неожиданно был обнаружен портрет императора-мученика, который был в дальнейшем освящен и сейчас как икона хранится в левом приделе Никольского собора, посвященного святым царственным мученикам. Внимание многих верующих привлекает монета, прикрепленная к иконе. По преданию, ее подарил мальчику Семену Халимову сам пришедший в храм император, когда узнал, что у того отец погиб на войне. С именем последнего российского императора и его семьи связаны и другие реликвии обители. Здесь хранится список с иконы Божией Матери «Троеручица», перед которой мученики молились в Ипатьевском доме; из Екатеринбурга в монастырь привезли камень из дома Ипатьевых, который предполагается заложить в храм-памятник в честь новомучеников ХХ века.
Еще одной святыней Никольского собора является икона святителя Николая Чудотворца с частичками его мощей. В монастыре находятся также списки Белыничской иконы Божией Матери, Могилевской Братской иконы Божией Матери и иконы «Благодатное Небо».
Ныне в монастыре действуют молодежный православный хор и воскресная школа, а 6 августа ежегодно проходит крестный ход от монастыря к дому, где жил святитель Георгий (Конисский). Частым гостем в монастыре стал Патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Филарет.
Монастырь стал духовным центром Могилева. Усилия архиепископа Максима (Крохи) и игуменьи Евгении (Волощук) не пропали даром. Сами они ныне нашли упокоение на территории обители, похоронены у Никольского собора.
Приближающееся 400-летие династии Романовых заставляет нас более внимательно отнестись к общему для России и Беларуси духовному и культурному наследию. Не сомневаюсь, что могилевский Никольский женский монастырь станет одним из мест паломничества православных, посещающих святые места Белой Руси.
- Что лучше teamspeak или discord
- Чем очистить сильную грязь с авто