храм троицы живоначальной в ломоносове

Ломоносов. Церковь Троицы Живоначальной.

Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы на городском кладбище

Карта и ближайшие объекты

храм троицы живоначальной в ломоносове

Статьи

Первая, деревянная, церковь на городском Троицком кладбище Ораниенбаума начала строиться в 1757 году, одновременно с открытием кладбища. Это была небольшая увенчанная шпилем постройка с отдельно стоящей открытой звонницей. Эта церковь сохранялась в глубине кладбища вплоть до конца 1920-х годов. Новая каменная церковь у входа на кладбище была сооружена в 1903-1904 годах по проекту архитектора И.П. Горленского. Автор применил редкую для православных храмов базиликальную схему, в данном случае вызванную необходимостью максимально увеличить объем и одновременно снизить стоимость постройки. По последней причине при возведении церкви были допущены отклонения от проекта, в частности, значительно уменьшена высота шатра колокольни, что исказило замысел автора. В храме имелись приделы во имя святого равноапостольного князя Владимира и святого благоверного князя Александра Невского.

Закрытая в 1939 году, церковь возвращена православным 8 ноября 1994 года и до сих пор находится в руинах. Храм планируется по мере финансовых возможностей восстанавливать силами прихода Михаило-Архангельского собора.

На кладбище близ Ораниенбаума находилась деревянная однопрестольная церковь во имя св. Троицы, построенная в начале XVIII в. Об освящении церкви св. Троицы 21 июня 1751 г. указано на полотняном антиминсе, который освящен преосвященным Сильвестром. Первоначально церковь была маленькой, без купола, с небольшой колокольней. В 1840 г. был возведен купол и возвышена колокольня. Позднее был пристроен придел св. Вассы, освященный 20 августа 1857 г. Но и с приделом постройка стала мала для молящихся.

Было принято решение строить новую трехпридельную церковь, но как возможно дешевую. Составление проекта было поручено гражданскому инженеру и художнику. Архитектору И.П. Горленскому. Церковь спроектирована в три придела, один из которых предполагалось использовать для отпеваний. Базиликальная форма плана принята с целью уменьшить толщину стен и этим по возможности сократить смету. Боковые приделы перекрыты сводиками по металлическим балкам; средний придел приподнят несколько над боковыми приделами для получения света и перекрыт деревянными, открытыми внутрь храма стропилами. Апсида перекрыта полукупольным сводом. Согласно проекту наружная отделка должна была быть из кирпича, со вставками для майоликовых изразцов, для которых предполагалась оставить соответствующие места, так как денег на всю отделку церкви не имелось. По проекту церковь вмещает 700 человек, считая и площадь хора.

Историко-статистические сведения о С-Петербургской епархии. Выпуск 10. Типография Департамента Уделов, 1885. С.24-26. Журнал «Зодчий» 1903 г. № 48. С. 557

Церковь св. Троицы на кладбище основана по велению Елизаветы Петровны и освящена 21 июня 1757 г. на память св. Юлиана Тарсийского. Кладбище, по преданию, сперва находилось на месте зданий гвардейской инвалидной № 6-1 роты, тут же была и церковь св. Троицы. При постройке зданий для роты, в 20-х гг. нынешнего столетия, находили кости и остатки гробов; их перенесли на нынешнее кладбище. Елизавета Петровна, проезжая однажды по нижней большой дороге, заметила, что кладбище находится слишком близко к дороге, и, приказав перенести его на другое место, ближе к морскому берегу, повелела построить вновь и церковь.

Об освящении церкви св. Троицы, именно 21 июня 1751 г., значится на полотняном антиминсе, который освящен преосв. Сильвестром, и над подпрестольным крестом, поставленным в день освящения храма.

В настоящем своем живописно-сельском виде церковь явилась впоследствии, а сперва она была небольшая и без купола, с небольшой колокольней. Через 20 лет после построения она была расширена почти на половину: в 1840 г. купол и колокольня возвышены, в 1857 г. устроен придел во имя св. муч. Вассы. Его устроил житель здешнего города г. Гурьянов в память своей умершей жены и своего рода.

Придел освящен 20 августа 1857 г. Антиминс придельного храма освящен митроп. Никанором марта 18 1856 г. и подписан митр. Григорием.

Церковь св. Троицы деревянная, в русско-византийском вкусе и находилась в роще. Церковь покрыта железом, окрашена медянкою, кресты и главы позолочены.

Церковь св. Троицы, как бесприходная, не имеет причта, ни церковных ведомостей; она приписана к Пантелеймоновской церкви и вместе с нею подчинена духовнику Его Величества. При церкви св. Троицы находились: деревянный дом для сторожа и просвирни; деревянный двухэтажный, с таковым же флигелем дом и при нем 3397 кв. саж. земли, примыкающей к кладбищу. Дом этот куплен вместо дома, находившегося в городе и пожертвованного в пользу церкви мещанином Дорониным, в последствии монахом Феодосием; часовня в городе, на большом проспекте, устроенная для сбора подаяний на украшение храма св. Троицы.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, №36), 1885 г.

В журнале «Зодчий», №48, с. 557, 558 была опубликована статья «Проект церкви во имя Св. Живоначальной Троицы на кладбище близ г. Ораниенбаума», с иллюстрациями – проектом церкви и фотографией построенного здания (обе иллюстрации помещены на данной странице каталога). Статья заканчивается следующими словами: «Летом 1903 г., при исполнении в натуре, проект И.П. Горленского подвергся некоторым изменениям в архитектурном и техническом отношениях, без участия составителя проекта, что видно из фотографии, снятой с натуры; насколько эти изменения оказались к лучшему, предоставляем судить нашим читателям». Отступления от проекта представляются настолько сильными, что существующее здание едва ли можно считать произведением И.П. Горленского.

Первая и вторая Троицкие церкви, 1720-1757 г.г.

Строительство первоначальной церкви Святой Троицы относится к петровскому времени (ок. 1720 г.). Она находилась на территории кладбища, располагавшегося на месте зданий Гвардейской инвалидной роты №6, напротив дворцовых оранжерей и павильона «Катальная горка». При прокладке новой почтовой дороги по указу императрицы Елизаветы кладбище было отнесено от дороги на 1/8 версты ближе к заливу и построена новая церковь, освящение которой состоялось 21 июня 1757 г. Таким образом, история Троицкой церкви может иметь две точки отсчета: 1720 г. и 1757 г.

Поскольку никаких, даже минимальных сведений об архитектуре, убранстве и внешнем виде церкви 1720 г. не сохранилось, принято считать днем рождения храма 1757 г., когда была возведена вторая Троицкая церковь, о которой и идет речь ниже. Сначала это было небольшое здание без купола, с низкой колоколенкой. Спустя 20 лет церковь была увеличена в длину почти вдвое, а в 1840 г. установлены на ней купол и более высокая колокольня стараниями тогдашнего настоятеля протоиерея Андрея Благовещенского. Церковь была летней и не отапливалась.

В 1857 г. иждивением мещанина Василия Гурьянова был устроен придел во имя св. мученицы Вассы, практически равный по площади самой церкви. Это было сделано им по обету, в память о почившей супруге, носившей имя Василисы и в память о их 18(!) детях, которые все(!) умерли во младенчестве. Средства на возведение придела были получены по завещанию за счет имущества и собственного дома четы Гурьяновых. Кроме этих средств в вечное владение церкви был подарен двухэтажный деревянный дом, построенный в 1826 г. ораниенбаумским мещанином Федотом Дорониным (впоследствии монахом Феодосием), который использовался как доходный. Автор проекта придела и его строительва Алексей Иванович Травин.

Работы были завершены в середине августа 1857 г. Освящение нового придела (20.08.1857 г. – ректор Спб Семинарии архим. Нектарий) было приурочено к общегородским торжествам в честь столетия Троицкого храма. К юбилейным торжествам, настоятель протоиерей Гавриил Любимов написал и издал небольшую книжку «Юбилейные торжества в городе Ораниенбауме», весь доход от продажи которой пошел на устройство Богадельного дома при Троицкой церкви, открывшегося в 1861 г. С этого момента вся жизнь церкви неразрывно связана с деятельностью Богадельного дома, краткие сведения о котором приведены в разделе «Троицкая Богадельня».

По ходатайству отца Гавриила и в соответствии с постановлением Святейшего Синода от 20 февраля 1861 г. в церкви ежегодно в день Тихвинской иконы Божией Матери 26 июня совершалось Всенощное бдение с акафистом Святой Троице и Литургия.

В храме имелась чтимая икона Святой Троицы с одиннадцатью венчиками червонного золота и частицами мощей св.Антония Римлянина и Иакова Боровичского, а также чтимые списки икон Божией Матери Тихвинской, Толгской и Казанской. Кроме того, в храме в застекленной ореховой раме, помещался серебряный позолоченный крест-мощевик с частицами мощей апостолов, святителей и священномучеников.

Со времени основания и до 1895 г. церковь Святой Троицы была приписана к Дворцовой церкви св. вмч. Пантелеимона.

История деревянной Троицкой церкви прослеживается вплоть до начала XX в. Упоминания о ней, как о исторической достопримечательности, можно найти вплоть до 1924 г., из чего видно, что некоторое время на Троицком кладбище было два одновременно действующих Троицких храма, так как третья Троицкая Церковь была освящена в 1904 г. Скорее всего, к началу двадцатого столетия деревянная церковь пришла в состояние полной ветхости и была полностью разобрана. Место ее расположения известно и на Троицком кладбище можно обнаружить следы её фундамента. Имеется также несколько фотографий ее внешнего вида и общий вид иконостаса.

Третья Троицкая церковь, история проекта И.П. Горленского

В начале 1900-х г.г., за ветхостью старой кладбищенской церкви, было решено строить новую каменную «… по возможности дешевую по смете». В апреле 1903 г. Строительным отделением С-Петербургского губернского правления был утвержден проект новой церкви. Автор проекта – гражданский инженер, художник-архитектор И.П. Горленский.

Церковь была спроектирована в три престола. Базиликальная форма была выбрана с целью уменьшить толщину стен и сократить смету. Наружная отделка планировалась из кирпича под расшивку со вставками из майоликовых изразцов, для которых предполагалось оставить соответствующие места, так как денег на всю отделку не доставало. Внутри храм предполагалось расписать.

Однако, при исполнении проект без ведома автора подвергся изменениям: из-за недостатка средств колокольня вместо завершения высоким шатром со слухами была перекрыта пологим шатром с малой главкой, что совершенно очевидно лишило церковь стройности и изящества. Были упрощены форма и конструкция главок и их оснований. Над центральным нефом положено плоское перекрытие вместо открытых внутрь стропил; над апсидой вместо конхи уложено плоское перекрытие; упразднена галерея хора на западной стене; упрощены элементы наружного и внутреннего декора. Потери от этой реконструкции хорошо видны при сравнении эскизов проекта И.П. Горленского с упрощенным проектом военного инженера И.С. Жукова, который и был реализован при строительстве. В результате постройка оказалась «… не столь богата кирпичным узорочьем, не столь стройна и изыскана по силуэту ее колокольня, как предполагалось в проекте Горленского».

Стараниями ктитора Ефима Васильевича Васильева и прихожан уже к лету 1903 г. церковь вчерне была готова, а в 1904 г. состоялось ее освящение. Главный престол был освящен во имя Святой Троицы, а приделы – во имя св. благ. князя Александра Невского и св. равноап. князя Владимира.

Предполагалось, что по мере поступления средств, в дальнейшем можно будет вернуться к проекту архитектора Горленского и привести здание церкви к первоначально задуманному. К 1913 г. собралась необходимая сумма пожертвований, однако к проекту Горленского не вернулись, а заказали новый.

В 1914 г. был утвержден проект архитектора Н.М. Сапунова, по которому переустройству подлежали венчающие части здания: возведение высокого шатра колокольни (из проекта Горленского), а также сооружение пятиглавия вместо одной скромной главки, возведенной над алтарем в 1904 г. Проект не был осуществлен, по-видимому, из-за начавшейся Первой мировой войны.

Тем не менее, новая каменная церковь, вмещавшая до 700 человек, была действующей вплоть до 1939 г. Даже после национализации церковного имущества, для того чтобы каменный храм продолжал действовать, священник Алексей Андреевич Лебединский, живший в Троицкой Слободе, и созданная приходская «двадцатка» заключили с властями договор на использование здания. Возможно из-за определенной отдаленности от города вкупе с расположением на кладбище, эта церковь действовала дольше всех других храмов Ораниенбаума. После закрытия в 1932 г. собора Арх. Михаила, она оставалась единственной действующей церковью в Ораниенбауме. Однако и ее постигла участь большинства храмов после революции.

27 марта 1939 г. постановлением Ораниенбаумского райисполкома храм был закрыт, а здание переоборудовано под клуб-кино. Сведений о внутреннем убранстве храма не сохранилось. Известно только, что храм планировали под роспись по штукатурке.

Первоначальный приют для старых и немощных был учрежден при церкви Святой Троицы в 1818 г. по инициативе Марфы Афанасьевны Коробки – жены вице-адмирала Максима Петровича Коробки (впоследствии военного губернатора г. Кронштадта). В ограде кладбища недалеко от церкви была построена изба из двух комнат: одна для сторожа, другая (с одним окном, русской печкой и лежанкой) – для богадельни, в которой разместилось семь стариц.

Открытие богадельни состоялось в праздник Святой Троицы в 1818 г. Все издержки по устройству приюта взяла на себя Марфа Афанасьевна, которая до конца своей жизни (умерла в 1847 г.) опекала старушек.

В 1820 г. богадельню посетила императрица Елизавета Алексеевна, супруга императора Александра I, после чего неоднократно присылала пожертвования в пользу убогих женщин. В основном старицы содержались мирским подаянием и попечением церковного старосты майора Морякова. С 1830 г. на их содержание ежегодно отчислялось по 50 руб. из доходов церковного дома (завещанного монахом Феодосием).

Создание нового «Образцового Богадельного Дома» связано с именем упоминавшегося выше известного храмоздателя (построил 96 храмов), устроителя многих богоугодных сооружений, митрофорного протоиерея Гавриила Любимова. В 1859 г. по его ходатайству (как настоятеля Дворцовой Пантелеимоновой церкви) вел. княгиня Елена Павловна дала разрешение на постройку нового здания для убогих женщин на «. особом дворцовом участке, который она пожаловала в вечную собственность богадельного дома».

28 июля 1861 г., ровно через год после его закладки, состоялось освящение Богадельного Дома во имя Святой Троицы. Присутствовавшая на торжестве по этому случаю вел. кн. Елена Павловна стала первой вкладчицей нового Богадельного дома, учредив две кровати. К ноябрю были закончены служебные постройки – баня, прачечная, конюшня, два ледника, сарай и общая с церковью крытая экипажная площадка. Вновь устроенный комплекс построек получил название «Образцового ораниенбаумского Свято-Троицкого богадельного дома». 3 февраля 1862 г. настоятелем богадельного дома был утвержден протоиерей Гавриил Любимов, который опекал призреваемых до конца своих дней (умер в 1899 г.).

Вклад капитала или недвижимого имущества на сумму не менее 2 000 руб. давал дарителю право на учреждение в богадельном доме одной кровати, которая по его желанию могла носить его имя или имя другого лица или события. Сделавший такой вклад получал звание «Почетного члена ораниенбаумского богадельного дома». При ежегодном взносе не менее 100 руб. учреждались так называемые «временные кровати».

Дом расширялся, и в 1866 г. был построен еще один флигель, в котором было открыто мужское отделение, а в 1871 г. на средства благотворителей (главным образом Почетного члена ораниенбаумского богадельного дома и потомственного почетного гражданина г. Ораниенбаума Александра Григорьевича Елисеева) над главным флигелем был надстроен второй этаж (вместо мезонина). Чуть позже дом был еще расширен пристройкой двухэтажного деревянного флигеля вплотную к восточному фасаду. Таким образом, к 1897 г. содержалось уже 66 человек, из них 34 – на постоянных кроватях и 32 – на временных.

Около 1900 г. вместо сгоревших бани и прачечной к северному фасаду пристроили кирпичный на подвале флигель. В начале ХХ в. существование богадельного дома обеспечивалось наличным капиталом в государственных процентных бумагах на сумму до 200 000 руб. и недвижимым имуществом на 100 000 руб. (сдаваемые внаем дачи), а также ежегодными взносами и кружечным сбором. Благодаря этим средствам в доме призревалось около 125 человек обоего пола.

В 30-х г.г. XX в. богадельный дом был закрыт и позже переоборудован под жилой. На сегодняшний день состояние богадельного дома плачевно. Будучи муниципальной собственностью, но не имея хозяина, расселенное в 90-х г.г. здание подверглось разграблению от бездомных постояльцев и быстро разрушается от воздействия внешних факторов, несмотря на то, что имеет статус объекта культурного наследия федерального значения!

Возрождение приходской жизни Троицкого храма можно отнести к концу 2006 г. Инициативная группа православных жителей г. Ломоносова под руководством благочинного Петергофского округа протоиерея Александра Кудряшова на учредительном собрании 10 декабря приняла решение ходатайствовать перед правящим архиереем о создании местной религиозной организации «Приход церкви во имя Святой Живоначальной Троицы в Ораниенбауме».

Усилиями созданного приходского актива были проведены первые трудовые субботники по расчистке и освобождению храма от мусора. Члены прихода стали регулярно совершать акафисты в честь Святой Троицы, св. благ. кн. Александра Невского и св. равноап. кн. Владимира, в память которых в Троицкой церкви были сооружены приделы. Их благое начинание было продолжено впоследствии уже под окормлением священников. Указами правящего в то время архиерея митрополита Владимира ( Котлярова) были назначены настоятели — сначала протоиерей Димитрий Килимов, а затем протоиерей Алексий Фофанов. В течение 2007-2015 г.г. их усилиями поддерживалась молитвенная атмосфера в разрушенном храме, читались акафисты.

14 октября 2015 г. на праздник Покрова Божией Матери, в разрушенном Троицком храме, впервые после 76-летнего периода забвения была отслужена Божественная Литургия. Этот день по праву можно считать новым, уже третьим днем рождения Троицкой церкви, после двух первых – 1757 и 1904 г.г.

За короткий полуторагодовой период жизни нового прихода было сделано немало. Для совершения регулярных богослужений рядом с разрушенным храмом был возведен временный храм-часовня и небольшая колокольня. Были выполнены все необходимые инженерно-технические и юридические мероприятия по проведению геодезических работ и постановке на кадастровый учет земельного участка территории храма. В сентябре 2016 г. был заключен «Договор о безвозмездном пользовании земельным участком» с Комитетом имущественных отношений С-Петербурга и проведены работы по частичному ограждению территории. Разработано эскизное предложение по реконструкции разрушенного здания дома причта, находящегося на церковном участке.

На сегодняшний день поданы документально оформленные заявки в КГИОП на проведение срочных аварийно-восстановительных работ в разрушенном здании церкви. Ведется поиск подрядной лицензированной организации для проведения этих работ. Приведена в порядок юридическая документация. Устранены все штрафные претензии, предъявленные приходу за непредоставление налоговой отчетности в период 2013-2015 г.г. Сняты аресты с банковского расчетного счета. С помощью профильной организации разрабатывается генплан земельного участка территории храма. Идет поиск средств на проведение ландшафтных работ. Разработан и функционирует сайт Троицкой Церкви, находящийся по адресу: Храмтроицы.рф.

Источник

Храм Святой Живоначальной Троицы в Ораниенбауме (Ломоносове) на мемориале «Малая Пискарёвка»

Санкт-Петербург, Ломоносов, Оранжерейная 19 / Настоятель: протоиерей Андрей Новожилов / ХрамТроицы.рф / +7 (812) 922-22-18

Храм во Имя Святой Живоначальной Троицы в Ораниенбауме

Храм является памятником архитектуры федерального значения.
Наш адрес: 198412, Россия, Санкт-Петербург, г.Ломоносов, ул.Оранжерейная д.19

Настоятель: протоиерей Андрей Арсеньевич Новожилов

Главный Престольный праздник: День Святой Троицы. Пятидесятница (переходящая дата)

Малые престольные праздники:
30 августа /12 сентября (н/с) – Перенесение мощей благоверного великого князя Александра Невского
15/28 июля – Равноапостольного великого князя Владимира

Памятные даты:
1/14 октября 2015 г. – День Покрова Божией Матери — Первая Литургия в разрушенном храме после 76-летнего периода забвения

Предстоящие памятные даты:
21 июня 2024 г. – 265 лет со дня освящения первой (деревянной) Троицкой церкви
День Святой Троицы 2024 г. – 120 лет со дня освящения второй (каменной) Троицкой церкви

В настоящее время ведется реставрация разрушенного главного храма.

Богослужения совершаются во временном храме-часовне.

Суббота
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
16:00
Воскресенье
ЛИТУРГИЯ
10:00
Будние дни
Канун двунадесятых
праздников
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
18:00
Двунадесятые праздники
ЛИТУРГИЯ
07:00
Дни памяти чтимых святых
ЛИТУРГИЯ
07:00

Электронный ресурс «Яндекс.Деньги»: 410 014 026 931 714

Источник

История Собора

В начале XVIII века на месте Ораниенбаума стояла чухонская мыза, подаренная императором Петром Великим генерал-губернатору Ингерманландии светлейшему князю А.Д.Меншикову, который в 1710-1714 гг.. возвел на месте, занимаемом ныне Большим Ораниенбаумским («Меншиковским») дворцом, свою загородную резиденцию и разбил подле нее обширный сад с каскадом и фонтанами. Неизвестно, от оранжерей ли с заморскими апельсиновыми деревьями, которые были заведены при разбивке сада, или от найденного, по преданию, князем Меншиковым при заложении города апельсинового (оранжевого) дерева, пошло название города. Достоверен лишь тот факт, что с 1714 года усадьба носит это имя (Oranienbaum, нем. – апельсиновое дерево), которое позднее перешло и к дворцовой слободе, а с 1780 г. – к городу.

Ораниенбаум был любимой летней резиденцией Меншикова. Здесь он устраивает пышные празднования для царского двора. При Императрице Екатерине I, в 1727 году, одновременно со строительством каменного дворца в одной из его галерей, «полудержавный» хозяин Ораниенбаума возвел, вероятно, для себя домовую церковь, которая была посвящена вмч. Пантелеимону, в воспоминание одержанных в день его памяти русским флотом побед над шведами при Гангуте (27.07.1714) и Гренгаме (27.07.1720). Освящение Пантелеимоновской церкви совершил 3 сентября 1727 года архиепископ Новгородский Феофан Прокопович.

После падения Меншикова в 1728 году, усадьба перешла в казну, но Пантелеимоновская церковь осталась придворной, служа позже одновременно дворцовой и приходской.

В царствование Императора Александра I, дворец с храмом перешел к брату царя – Великому Князю Михаилу Павловичу (1798-1849), который жил здесь в летнее время с супругой, Великой Княгиней Еленой Павловной. В это время начинается история сооружения Михайловского собора. Так как придворный Пантелеимоновский храм отстоял от города на две версты и только один придел в нем был теплым, что создавало тесноту, то ораниенбаумцы очень нуждались в собственном городском храме. Начало этому положил настоятель Пантелеимоновской церкви протоиерей Гавриил Маркович Любимов (1820-1899), известный местный батюшка, любимый и уважаемый ораниенбаумцами за свою широкую благотворительную деятельность.

С согласия Великой Княгини Елены Павловны, в 1856 году жители Ораниенбаума подали прошение на имя протопресвитера придворного духовенства В.Б.Бажанова о выдаче книжки для сбора пожертвований на постройку деревянной приходской церкви. Возвести храм решено было в самом центре города, на углу Большого (Дворцового) проспекта и Екатерининской улицы, освятив его во имя Архистратига Божия Михаила, в память о Великом Князе Михаиле Павловиче.

В октябре 1865 года было получено благословение на постройку храма, и начались работы. Строительство велось на пожертвования высоких владельцев города и частных лиц. Одним из главных жертвователей был лесопромышленник Николай Иванович Русанов.

храм троицы живоначальной в ломоносове
17 (29) декабря 1866 года был освящен главный престол церкви во имя Святого Архистратига Михаила, через неделю – левый Казанский придел, устроенный в честь избавления Ораниенбаума от холеры в 1831 и 1848 годах. Во время этих эпидемий, жители Ораниенбаума подняли из дворцовой церкви местночтимый образ Казанской Божией Матери, которым, по преданию, императрица Анна Иоанновна благословила Цесаревну Елизавету Петровну, и обнесли его вокруг Ораниенбаума, после чего холера оставила город.

Правый придел во имя свт. Николая Чудотворца, устроенный на средства Н.И.Русанова в память Императора Николая I и Наследника Цесаревича Николая Александровича, был освящен 18 (30) июня 1867 года.

Вдовствующая Великая Княгиня Елена Павловна пожертвовала в храм деревянный золоченый иконостас с резными царскими вратами и писанными на полотне по золотому полю иконами. Ее дочь, Великая Княгиня Екатерина Михайловна, в свой черед, пожертвовала утварь из золоченого серебра и дорогое напрестольное Евангелие. Новоосвященный Михайловский храм был передан в ведомство придворного духовенства и приписан ко дворцовой церкви св. Пантелеимона.

30 марта 1895 года, указом Императора Александра III, храм вместе со Свято-Троицкой кладбищенской церковью и церковью Божией Матери «Утоли моя печали» в Мартышкине были отчислены в епархиальное ведомство. Настоятелем Михайловского храма стал его основатель, протоиерей Г.М.Любимов, а вторым священником был некоторое время (1895-1898) его сын Димитрий, в будущем епископ Гдовский, викарий Ленинградской епархии и ревностный «иосифлянин». Через четыре года отец Гавриил умер и был погребен в левом приделе Михайловской церкви, которая после указа Святейшего Синода от 25 января 1902 года, была названа Ораниенбаумским собором Св. Архистратига Михаила.

С каждым годом число прихожан собора росло, и он стал тесен. В 1905 году, когда настоятелем был протоиерей Д.М.Люцернов, прихожане решили выстроить каменную трехъярусную колокольню, нижней частью своей непосредственно примыкающую к собору. Это и было исполнено в 1905-1907 гг. Однако, когда колокольня была готова, все увидели сколь скромно и бедно смотрится на ее фоне здание старого деревянного собора. Тогда давнее желание горожан иметь новый каменный собор, найдя отклик в сердцах членов церковно-приходского попечительства, воплотилось в просьбе от 19 октября 1909 года разрешить сбор пожертвований на каменный храм. Разрешение было получено, и 2 февраля 1910 года сбор начался. Главным жертвователем собора стал Д.Г.Виноградов, пожелавший поставить на строительство весь кирпич и камень. Летом того же года он пожертвовал новый звон в 9 колоколов. В августе 1910 года, после молебна, строители начали делать вокруг старого деревянного храма траншеи для фундамента.

Первый проект храма, составленный архитектором Н.А.Фроловым, был отклонен Императорской Академией художеств и возвращен для пересоставления. Церковно-приходское попечительство обратилось к художнику-архитектору Петергофского дворцового управления Александру Константиновичу Миняеву, который составил новый проект в «псково-новгородском стиле», одобренный 7 мая 1911 года Академией художеств. Посвятить новосооружаемый собор было решено 300-летию царствования дома Романовых.

21 августа 1911 года состоялась церемония закладки, которую совершил епископ Нарвский Никандр. Здание собора, возведенное почти до крыши, было убрано зеленью и флагами. Под колокольный звон Преосвященный Никандр прибыл в собор и совершил в старом деревянном соборе, помещавшимся как бы внутри нового, строящегося, Божественную Литургию. Присутствовали: обер-прокурор Святейшего Синода В.К.Саблер, почетные гости, командиры расквартированных в Ораниенбауме полков, именитые горожане, прихожане и пожертвователи, в том числе и Д.Е.Виноградов.

По запричастном слове, о. Иоанн Разумихин, настоятель собора, обрисовал значение происходящего, а после Литургии состоялся крестный ход, который поднялся к месту закладки, где епископ Никандр совершил чин закладки, положив мраморную закладную доску вместе с монетами в одном из столбов.

Однако, в 1912 году из-за нехватки денег, стройка остановилась, а осенние заморозки не дали закончить железобетонные работы. В следующем году на помощь пришел местный житель М.И.Петров, «архангел Михаил» при св. прав. Иоанне Кронштадтском, раскаявшийся «иоаннит», который был даже отлучен от Святого Причастия. Он пожертвовал на храм 60 тысяч рублей, оплатив материалы и рабочих. Благодаря этой помощи, отделка собора была освящена ко дню освящения, который был назначен на 30 января 1914 года.

За четыре дня до освящения, из Ораниенбаумского дома трудолюбия, где во время строительства находился престол храма и совершалось богослужение, причт городского собора, подняв кресты, хоругви, святые иконы, аналои, престол и церковную утварь, под перезвон колоколов нового собора, перенесли их торжественно в него. Местность, прилегающая к собору, накануне освящения была украшена национальными флагами и вокруг него были установлены елки. В переполненном соборе протоиерей Иоанн Разумихин в соборном сослужении причта Михайловского храма и местных церквей отслужил Всенощное бдение с литией.

Утром 30 января был совершен водосвятный молебен. Из Петербурга на торжество освящения прибыли митрополит Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский), будущий новомученик, Санкт-Петербургский генерал-губернатор граф А.В.Адлерберг, посланник Его Величаства флигель-адъютант полковник граф А.А.Игнатьев, а также другие приглашенные. Митрополит Владимир возглавил торжественный крестный ход вокруг храма. Владыка окропил святой водой стены собора и освятил главный престол во имя Святого Архистратига Михаила. Сказав перед началом Литургии слово о постройке храма, по свершении ее митрополит Владимир около часа благословлял собравшийся на торжественный молебен народ. Затем он прошел на место упокоения в новом храме покойного протоиерея – храмосоздателя Гавриила Любимова и совершил краткую литию с молитвой «Боже Духов…», возглашением вечной памяти. 5 февраля 1914 года причтом собора, без участия Владыки было совершено освящение правого придела во имя св. Николая Чудотворца, а 7 февраля – левого предела во имя Казанской Божией Матери. Оба освящения сопровождались крестными ходами с участием великого множества богомольцев.

храм троицы живоначальной в ломоносове
Новый храм, выдержанный в неорусском стиле, выглядел величественно: высота его составила 36,5 м, длина до 37 метров. Посторойка обошлась в 150 тысяч рублей. Главными пожертвователями на его сооружение были: М.И.Петров (60 т.р.), Д.Е.Виноградов (35 т.р.) и староста собора Г.А.Савельев (4 т.р.).

Иконостасы из темного дуба с позолотой были вырезаны в Кашине мастеров Полушкиным, образа написаны в Бежецке А.Г.Яковлевым. Среднее большое резное паникадило из позолоченной бронзы пожертвовал в собор член Ораниенбаумской городской управы И.Н.Туркин. Изготовлено оно было в Москве, имело в диаметре аршин и было украшено символами четырех евангелистов. Такую же форму имели малые (боковые) паникадила, изготовленные в Москве и пожертвованные в храм И.Д.Полисадовым. На стенах и колоннах собора были укреплены бронзовые канделябры. Над главным престолом возвышалась сень, имевшая вид шапки Мономаха. У колонн, обращенных к молящимся, были устроены возвышения, на которых под сенями висели иконы: справа – святых, имена которых носила семья Царствующего Дома, слева – Спасителя, Божией Матери и святого Иоанна Рыльского.

В местном ряду иконостаса центрального придела, справа от царских врат, помешался образ Святого Архистратига Михаила в серебряной позолоченной ризе, слева – образ Божией Матери Державной. Народом особо чтился замечательный образ Воскресения Христова с камнем от гроба Господня.

В Никольском приделе помещалось распятие Господа, а южная стена его была покрыта росписью на темы Первого (325г.) Никейского Вселенского собора, где изображался спор свт. Николая с арианами. Амвон Михайловского храма был огражден красивой деревянной решеткой. Замечательны в художественном отношении были запрестольный крест и подсвечники, установленные перед местными иконами.

Ежегодно 27 июля (9 августа н.ст.), в праздник великомученика Пантелеимона из Михайловского собора во дворцовую Пантелеимоновскую церковь совершался крестный ход. Храмовая икона целителя Пантелеимона, особо чтимая жителями Ораниенбаума и ближайших селений, размещалась в дворцовой церкви против местной иконы Спасителя. На ней была серебряная вызолоченная риза, сделанная в 1811 году, и множество «привесков» из драгоценных металлов – дары и пожертвования исцеленных от недугов по молитвам Угодника. Образ этот часто носили по домам болящих горожан. В 1920-х годах на престольный праздник сюда ежегодно приезжал викарный епископ Петроградский Николай (Ярушевич), особо чтивший память вмч. Пантелеимона. Перед закрытием церкви местный житель Амбрашевич хотел спасти икону, однако, когда он нес ее по городу, она была отобрана у него председателем местной артели В.И.Самсоновым. Дальнейшая судьба иконы, к сожалению, не известна.

8 июля, на Казанскую, из Михайловского собора совершался вокруг города, так называемый, «вечный» крестный ход, высочайше установленный в память спасения Ораниенбаума от холеры в 1831 и 1848 годах. Прихожане собора принимали также участие в крестном ходе, совершавшемся на Николу вешнего из Знаменской церкви в Старом Петергофе, к часовне свт. Николая Чудотворца с «громовым колодцем», стоявшей в Мордвиновском лесу, близ Ораниенбаума. Этот крестный ход совершался до середины 1930-х годов и в ту пору его возглавлял настоятель Знаменской церкви свящ. Константин Быстреевский.

К Михайловскому собору было приписано несколько храмов и часовен: кладбищенская Троицкая церковь, после 1932 года остававшаяся последней действующей в Ораниенбауме, часовня прп. Арефы затворника Печерского, находившаяся в городском ораниенбаумском лесу, обращенная позже в церковь во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», в 1898 году освященная, а также часовня в Ораниенбауме. С 1895 по 1898 к Михайловскому храму была приписана находящаяся под Ораниенбаумом в селе Мартышкино небольшая деревянная церковь Божией Матери «Утоли моя печали» с чудесной, присланной из Афона иконой Божией Матери, в честь которой и был освящен храм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *