храм тунгнатх в индии найти
Тунгнатх — это храм в горной системе Гималаи, посвященный Шиве. Название переводится как «Господин Вершин». Он занимает горный хребет Тунганатх в штате Уттаракханд в Индии. Специалисты предполагают, что храму не меньше 1000 лет. Он относится к группе храмов Панч-Кедар (пять священных храмов Уттаракханда), посвященных шиваизму, и является самым высокогорным из храмов Шивы — его высота над уровнем моря составляет 3680 метров.
Храмы Панч-Кедар являются очень популярными в среде паломников. По правилам паломничества эти пять храмов должны посещаться в неизменном порядке: первым — Кедарнатх, вторым — Тунгнатх, затем — Рудранатх, последними — Мадхьямахешвар и Калпешвар. Паломничество обычно совершается летом, потому, что зимой все дороги занесены снегом и становятся непроходимыми. Но некоторые последователи шиваизма приезжают сюда и зимой, с целью исключить встречи с другими паломникам.
Если верить легенде, то строительство храма связано с героями древнеиндийского эпоса Махабхарата, братьями Пандавами. После их нечестной победы над Кауравами в битве на Курукшетре великий мудрец Вьяса отправил Пандавов к Шиве, чтобы получить его прощение и тем самым искупить свои грехи. Господь Шива жил в Гималаях и, считая братьев виновными и недостойными оправдания, скрылся в Кедарнатхе. Когда Пандавы прибыли в Кедарнатх, Шива, чтобы не быть обнаруженным, обратился в быка и затерялся в стаде. Братья смогли обнаружить Шиву — ведь он был самым могучим быком. Но, когда Бхима, самый высокий и сильный из Пандавов, попытался схватить быка руками, тело Шивы ушло под землю и перенеслось в пять мест Панч-Кедар. Позднее в этих местах братья Пандавы воздвигнули храмы, чтобы иметь возможность молиться Шиве. Каждый храм посвящен определенной части тела Бога: Кедарнатх — спине, Тунгнатх — рукам, Рудранатх — голове, Мадхьямахешвара — туловищу, а Калпешвари — волосам.
Но по легендам, еще до появления здесь Пандавов это древнейшее место паломничества называлось Бхригутунга и в Махабхарате о нем говорилось, как о месте обитания ведического мудреца Бхригу, который был основателем рода Бхаргавов.
Тунгнатх не является поселением в прямом смысле слова, вершину горы занимает только храм да несколько прилегающих к нему хозяйственных построек. Здесь отсутствуют постоянные жители. Местность оживает только весной, когда сюда начинают стягиваться путешественники и паломники. Так как это самый высокогорный храм региона, то открытым для посещения он стал позже других.
Храм располагается на вершине хребта. Но в связи с тем, что он имеет большое религиозное значение, дорога до него местами выложена камнями и очень удобна даже для малоподготовленного путника. Вначале путь проходит через густой лес с потрясающими альпийскими лугами, рощами рододендронов и полями. Именно живописная природа является достопримечательностью Индии в регионе Гималаев.
Примерно на середине дороги до храма заканчивается лес и открываются величественные ущелья с грядами гор над ним, а рядом плывущие мимо облака. Чуть-чуть не доходя до храма, открывается удивительная панорама окрестностей.
Здание храма возведено в типично индийском стиле храмового зодчества и имеет небольшие размеры, здесь могут уместиться около десяти человек. Вокруг размещается несколько меньших сооружений, посвященных разным богам. Центральный построен в честь жены Шивы — богини Парвати. Рядом с храмом находится холм, где хранится черный камень диаметром около 30 см. Это Сваямбху — священный камень, являющийся символом руки Шивы.
У подножия холма, где берет свое начало тропа к храму, поставлены ворота, на которых указывается название священного места и расстояние до него (4 км). Паломники, которые по каким-либо причинам не могут пройти такое расстояние, оставляют свои пожертвования в стоящей у ворот коробке.
Все внутренние постройки выложены из камней с нарисованными декорациями. У входа изображен бык Нанди, украшенный цветами и тремя линиями из желтой глины. На нем обозначен традиционный символ — третий глаз Шивы. Справа разместился Ганеша — сын Шивы. Кроме того, здесь можно увидеть идолы последователей Шивы (Вьясы и Калы Бхайравы) и изображения остальных храмов группы Панч-Кедар.
Главное правило здесь: перед вход обязательно нужно снять обувь и далее проходить только босиком. Храм выложен из камня, поэтому доминирующий окрас — серый, цвет векового камня с проросшими местами мхом и лишайниками. Единственное яркое место — это фасад главного входа, разукрашенный разноцветными полосками.
Храмы Панч-Кедар имеют огромное религиозное значение. С древнейших времен и до сегодняшнего дня шиваизм играл важнейшую роль в развитии цивилизации и культуры Индии. Возвышаясь над облаками, храм Тунгнатх располагает к спокойным возвышенным мыслям. Основная цель посещения храма паломниками — нравственное самосовершенствование, познание своего внутреннего «Я», поиск решения проблем.
Высокогорный Тунгнат. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет.
Вот и добрались мы до последнего рассказа, посвященному моей поездке по некоторым святыням Гималаев. Сегодня я немного расскажу вам о Тунгнатхе, самом высокогорном храме Гархвальских Гималаев. Ранее я уже приводил легенду о Шиве, которая положила начало этому храму, но, думаю, уместно будет вспомнить ее еще раз.
Из Укиматха в Тунгнатх
Храм Тунгнатха расположен на высоте 3680 метров, и, естественно, никакой транспорт туда не ходит. Но можно (и нужно) добраться на автобусе до крохотной деревеньки Чопта, которая расположена как раз у начала дороги к Тунгнатху. Собственно говоря, никакой самостоятельной ценности Чопта не имеет, и служит лишь для обслуживания паломников, идущих на Тунгнатх в весенне-летний период.
Из Укиматха до Чопты уходит несколько автобусов день, и лучше успеть на самый ранний. Погода в горах непредсказуема и туманна, поэтому, чем раньше вы доберетесь до Тунгнатха, тем больше шансов увидеть его в ясную погоду. Первый автобус до Чопты уходит в семь часов утра, отправляясь от большого красного ашрама у южной стороны деревни. Названия этого ашрама я уже не помню, но там он единственный в своем роде, так что увидеть его будет несложно. Автобус идет проездом из Гуптакаши, стоять и ждать никого не будет, поэтому к семи часам нужно быть на месте. Но, то ли мое время отличалось от укиматовского, то ли я долго шел к этому ашраму, но еще за сто метров до него я увидел автобус, подошедший к пустой остановке.
Пришлось делать мощный спринтерский рывок к автобусу, что с учетом рюкзака на спине, было весьма непросто. К счастью, водитель автобуса по достоинству оценил мои старания, и терпеливо дождался меня. Я загрузился, и мы поехали. От Укиматха до Чопты около сорока километров по извилистой горной дороге, так что нас ожидало почти два часа езды. Сущий пустяк по сравнению с предыдущими поездками, тем более, что захватывающие дух пейзажи, открывающиеся из окна, не давали мне скучать.
Всходило утреннее солнце, бросая свои первые лучи на зеленые долины, желтые поля и синие горы. На горизонте сверкали грани заснеженных вершин, а нас склонах холмов и ущелий, то тут, то там, белели маленькие домики, как звезды, рассыпанные по земле. Я даже достал свой фотоаппарат, и стал снимать прямо на ходу, чего обычно не люблю делать. Временами дорога шла по лесу, и тогда, вместо солнца и полей, нас встречали густые туманы и мрачные вековые деревья. Два часа прошли незаметно, и вскоре наш автобус остановился посреди открытой лесной опушки, залитой солнцем. Это и была Чопта. Как я уже говорил, Чопта не является деревней в полном смысле этого слова, а служит лишь остановкой для паломников и путешественников, идущих на гору Тунгната.
Здесь расположены несколько отельчиков, которые представляют собой маленькие деревянные сарайчики, похожие на те, в которых держат лошадок или буйволов:) а также уличные забегаловки и чайные, в которых можно перекусить и попить чаю. Тут же начинается и дорога, ведущая наверх к Тунгнату.
Тунгнат
Стояла прекрасная погода, с широким голубым небом, и я, не желая терять драгоценное время, решил сразу отправиться к Тунгнату. Оставив свой рюкзак в одном из отельчиков, я пошел наверх. Чопта расположена на высоте 2900 метров над уровнем моря, так что до Тунгнатха идти еще более километра по высоте, и около 5 километров по самой дороге. В связи с большой религиозной значимостью Тунгнатха, дорога к нему хороша, удобна, местами выложена камнями, так что ее без труда осилит любой, даже малоподготовленный, путник. В начале путь лежит через густой дремучий лес, но вскоре он расступается и далее дорога идет по открытому склону горы, откуда открываются замечательные и размашистые виды на все окрестности внизу. Сочетание сине-голубого неба, белоснежных верхушек гор и темно-зеленых хвойных лесов никого не оставит равнодушным, заставляя на время забыть о Тунгнатхе, остановившись посреди дороги и замирая от восторга.
Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих ушей коснулся он, И он к устам моим приник, И он мне грудь рассек мечом, Как труп в пустыне я лежал, Будучи самым высокогорным храмом этого региона, Тунгнат позже других становится открытым для посещения паломниками. И так получилось, что я попал сюда всего на второй день после официального открытия сезона паломничества к Тунгнату. Видимо поэтому, на всем пути наверх мне попались лишь еще несколько путников, что, несомненно, порадовало меня. Как тут не вспомнить дорогу к Кедарнатху, по которой непрерывным потоком шли сотни людей и лошадок. После нескольких каменных сарайчиков, теснящихся вдоль дороги, перед вами предстанет дуга ворот на территорию храма Тунгнатха. Как и везде, здесь следует снять обувь и проходить далее босиком. Архитектура храма типична для всех шиваистских храмов Гархвала, и ничем особенным не отличается. Как всегда, храм построен из камней, а потому все его постройки имеют серую окраску векового камня, вымытого дождями, поросшего мхами и лишайниками. Лишь только фасад главного входа празднично разукрашен разноцветными полосками и свастиками. Территория храма совсем небольшая. Да, и с чего ей быть большой. На пятачке у вершины горы особенно не развернешься. Жаль только, что все окрестности вокруг были укрыты плотной пеленой тумана, так что остается только догадываться, какой восхитительный вид открывается отсюда в безоблачную погоду. А пока, Тунгнат тихо и мирно плыл в облаках, словно оторвавшись от нашей грешной земли, со всеми нашими грязными и мерзкими делами. Наконец, он увидел, как сквозь туман, затрепетали чьи-то крылышки, сверкнул чей-то серебряный клювик, чье-то ласковое пенье нарушило вековую тишину, и маленькая птичка-невеличка по имени Нэртис приземлилась на алмазную гору. Дедушка улыбнулся, и залюбовался ей. Никогда еще он не видел такой прекрасной птички, как Нэртис. И, в свою очередь, птичка никогда еще не видела такого доброго и улыбающегося человека. Хотя, по правде говоря, этот дедушка был первым человеком, которого видела Нэртис в своей жизни.
|