храм тунгнатх в индии найти

храм тунгнатх в индии найти

храм тунгнатх в индии найти

Тунгнатх — это храм в горной системе Гималаи, посвященный Шиве. Название переводится как «Господин Вершин». Он занимает горный хребет Тунганатх в штате Уттаракханд в Индии. Специалисты предполагают, что храму не меньше 1000 лет. Он относится к группе храмов Панч-Кедар (пять священных храмов Уттаракханда), посвященных шиваизму, и является самым высокогорным из храмов Шивы — его высота над уровнем моря составляет 3680 метров.

храм тунгнатх в индии найти

Храмы Панч-Кедар являются очень популярными в среде паломников. По правилам паломничества эти пять храмов должны посещаться в неизменном порядке: первым — Кедарнатх, вторым — Тунгнатх, затем — Рудранатх, последними — Мадхьямахешвар и Калпешвар. Паломничество обычно совершается летом, потому, что зимой все дороги занесены снегом и становятся непроходимыми. Но некоторые последователи шиваизма приезжают сюда и зимой, с целью исключить встречи с другими паломникам.

храм тунгнатх в индии найти

Если верить легенде, то строительство храма связано с героями древнеиндийского эпоса Махабхарата, братьями Пандавами. После их нечестной победы над Кауравами в битве на Курукшетре великий мудрец Вьяса отправил Пандавов к Шиве, чтобы получить его прощение и тем самым искупить свои грехи. Господь Шива жил в Гималаях и, считая братьев виновными и недостойными оправдания, скрылся в Кедарнатхе. Когда Пандавы прибыли в Кедарнатх, Шива, чтобы не быть обнаруженным, обратился в быка и затерялся в стаде. Братья смогли обнаружить Шиву — ведь он был самым могучим быком. Но, когда Бхима, самый высокий и сильный из Пандавов, попытался схватить быка руками, тело Шивы ушло под землю и перенеслось в пять мест Панч-Кедар. Позднее в этих местах братья Пандавы воздвигнули храмы, чтобы иметь возможность молиться Шиве. Каждый храм посвящен определенной части тела Бога: Кедарнатх — спине, Тунгнатх — рукам, Рудранатх — голове, Мадхьямахешвара — туловищу, а Калпешвари — волосам.

храм тунгнатх в индии найти храм тунгнатх в индии найти

Но по легендам, еще до появления здесь Пандавов это древнейшее место паломничества называлось Бхригутунга и в Махабхарате о нем говорилось, как о месте обитания ведического мудреца Бхригу, который был основателем рода Бхаргавов.

храм тунгнатх в индии найти

Тунгнатх не является поселением в прямом смысле слова, вершину горы занимает только храм да несколько прилегающих к нему хозяйственных построек. Здесь отсутствуют постоянные жители. Местность оживает только весной, когда сюда начинают стягиваться путешественники и паломники. Так как это самый высокогорный храм региона, то открытым для посещения он стал позже других.

храм тунгнатх в индии найти храм тунгнатх в индии найти

Храм располагается на вершине хребта. Но в связи с тем, что он имеет большое религиозное значение, дорога до него местами выложена камнями и очень удобна даже для малоподготовленного путника. Вначале путь проходит через густой лес с потрясающими альпийскими лугами, рощами рододендронов и полями. Именно живописная природа является достопримечательностью Индии в регионе Гималаев.

храм тунгнатх в индии найти

Примерно на середине дороги до храма заканчивается лес и открываются величественные ущелья с грядами гор над ним, а рядом плывущие мимо облака. Чуть-чуть не доходя до храма, открывается удивительная панорама окрестностей.

храм тунгнатх в индии найти

Здание храма возведено в типично индийском стиле храмового зодчества и имеет небольшие размеры, здесь могут уместиться около десяти человек. Вокруг размещается несколько меньших сооружений, посвященных разным богам. Центральный построен в честь жены Шивы — богини Парвати. Рядом с храмом находится холм, где хранится черный камень диаметром около 30 см. Это Сваямбху — священный камень, являющийся символом руки Шивы.

храм тунгнатх в индии найти

У подножия холма, где берет свое начало тропа к храму, поставлены ворота, на которых указывается название священного места и расстояние до него (4 км). Паломники, которые по каким-либо причинам не могут пройти такое расстояние, оставляют свои пожертвования в стоящей у ворот коробке.

храм тунгнатх в индии найти

Все внутренние постройки выложены из камней с нарисованными декорациями. У входа изображен бык Нанди, украшенный цветами и тремя линиями из желтой глины. На нем обозначен традиционный символ — третий глаз Шивы. Справа разместился Ганеша — сын Шивы. Кроме того, здесь можно увидеть идолы последователей Шивы (Вьясы и Калы Бхайравы) и изображения остальных храмов группы Панч-Кедар.

храм тунгнатх в индии найти

Главное правило здесь: перед вход обязательно нужно снять обувь и далее проходить только босиком. Храм выложен из камня, поэтому доминирующий окрас — серый, цвет векового камня с проросшими местами мхом и лишайниками. Единственное яркое место — это фасад главного входа, разукрашенный разноцветными полосками.

храм тунгнатх в индии найти

Храмы Панч-Кедар имеют огромное религиозное значение. С древнейших времен и до сегодняшнего дня шиваизм играл важнейшую роль в развитии цивилизации и культуры Индии. Возвышаясь над облаками, храм Тунгнатх располагает к спокойным возвышенным мыслям. Основная цель посещения храма паломниками — нравственное самосовершенствование, познание своего внутреннего «Я», поиск решения проблем.

Источник

Высокогорный Тунгнат. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет.

Вот и добрались мы до последнего рассказа, посвященному моей поездке по некоторым святыням Гималаев. Сегодня я немного расскажу вам о Тунгнатхе, самом высокогорном храме Гархвальских Гималаев. Ранее я уже приводил легенду о Шиве, которая положила начало этому храму, но, думаю, уместно будет вспомнить ее еще раз.

Из Укиматха в Тунгнатх

Храм Тунгнатха расположен на высоте 3680 метров, и, естественно, никакой транспорт туда не ходит. Но можно (и нужно) добраться на автобусе до крохотной деревеньки Чопта, которая расположена как раз у начала дороги к Тунгнатху. Собственно говоря, никакой самостоятельной ценности Чопта не имеет, и служит лишь для обслуживания паломников, идущих на Тунгнатх в весенне-летний период.

Из Укиматха до Чопты уходит несколько автобусов день, и лучше успеть на самый ранний. Погода в горах непредсказуема и туманна, поэтому, чем раньше вы доберетесь до Тунгнатха, тем больше шансов увидеть его в ясную погоду. Первый автобус до Чопты уходит в семь часов утра, отправляясь от большого красного ашрама у южной стороны деревни. Названия этого ашрама я уже не помню, но там он единственный в своем роде, так что увидеть его будет несложно. Автобус идет проездом из Гуптакаши, стоять и ждать никого не будет, поэтому к семи часам нужно быть на месте. Но, то ли мое время отличалось от укиматовского, то ли я долго шел к этому ашраму, но еще за сто метров до него я увидел автобус, подошедший к пустой остановке.
Пришлось делать мощный спринтерский рывок к автобусу, что с учетом рюкзака на спине, было весьма непросто. К счастью, водитель автобуса по достоинству оценил мои старания, и терпеливо дождался меня. Я загрузился, и мы поехали. От Укиматха до Чопты около сорока километров по извилистой горной дороге, так что нас ожидало почти два часа езды. Сущий пустяк по сравнению с предыдущими поездками, тем более, что захватывающие дух пейзажи, открывающиеся из окна, не давали мне скучать.

Всходило утреннее солнце, бросая свои первые лучи на зеленые долины, желтые поля и синие горы. На горизонте сверкали грани заснеженных вершин, а нас склонах холмов и ущелий, то тут, то там, белели маленькие домики, как звезды, рассыпанные по земле. Я даже достал свой фотоаппарат, и стал снимать прямо на ходу, чего обычно не люблю делать. Временами дорога шла по лесу, и тогда, вместо солнца и полей, нас встречали густые туманы и мрачные вековые деревья. Два часа прошли незаметно, и вскоре наш автобус остановился посреди открытой лесной опушки, залитой солнцем. Это и была Чопта. Как я уже говорил, Чопта не является деревней в полном смысле этого слова, а служит лишь остановкой для паломников и путешественников, идущих на гору Тунгната.
Здесь расположены несколько отельчиков, которые представляют собой маленькие деревянные сарайчики, похожие на те, в которых держат лошадок или буйволов:) а также уличные забегаловки и чайные, в которых можно перекусить и попить чаю. Тут же начинается и дорога, ведущая наверх к Тунгнату.

Тунгнат

Стояла прекрасная погода, с широким голубым небом, и я, не желая терять драгоценное время, решил сразу отправиться к Тунгнату. Оставив свой рюкзак в одном из отельчиков, я пошел наверх. Чопта расположена на высоте 2900 метров над уровнем моря, так что до Тунгнатха идти еще более километра по высоте, и около 5 километров по самой дороге. В связи с большой религиозной значимостью Тунгнатха, дорога к нему хороша, удобна, местами выложена камнями, так что ее без труда осилит любой, даже малоподготовленный, путник. В начале путь лежит через густой дремучий лес, но вскоре он расступается и далее дорога идет по открытому склону горы, откуда открываются замечательные и размашистые виды на все окрестности внизу. Сочетание сине-голубого неба, белоснежных верхушек гор и темно-зеленых хвойных лесов никого не оставит равнодушным, заставляя на время забыть о Тунгнатхе, остановившись посреди дороги и замирая от восторга.


Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он,
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон,
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Будучи самым высокогорным храмом этого региона, Тунгнат позже других становится открытым для посещения паломниками. И так получилось, что я попал сюда всего на второй день после официального открытия сезона паломничества к Тунгнату. Видимо поэтому, на всем пути наверх мне попались лишь еще несколько путников, что, несомненно, порадовало меня. Как тут не вспомнить дорогу к Кедарнатху, по которой непрерывным потоком шли сотни людей и лошадок.

После нескольких каменных сарайчиков, теснящихся вдоль дороги, перед вами предстанет дуга ворот на территорию храма Тунгнатха. Как и везде, здесь следует снять обувь и проходить далее босиком. Архитектура храма типична для всех шиваистских храмов Гархвала, и ничем особенным не отличается. Как всегда, храм построен из камней, а потому все его постройки имеют серую окраску векового камня, вымытого дождями, поросшего мхами и лишайниками. Лишь только фасад главного входа празднично разукрашен разноцветными полосками и свастиками. Территория храма совсем небольшая. Да, и с чего ей быть большой. На пятачке у вершины горы особенно не развернешься. Жаль только, что все окрестности вокруг были укрыты плотной пеленой тумана, так что остается только догадываться, какой восхитительный вид открывается отсюда в безоблачную погоду. А пока, Тунгнат тихо и мирно плыл в облаках, словно оторвавшись от нашей грешной земли, со всеми нашими грязными и мерзкими делами.

Наконец, он увидел, как сквозь туман, затрепетали чьи-то крылышки, сверкнул чей-то серебряный клювик, чье-то ласковое пенье нарушило вековую тишину, и маленькая птичка-невеличка по имени Нэртис приземлилась на алмазную гору. Дедушка улыбнулся, и залюбовался ей. Никогда еще он не видел такой прекрасной птички, как Нэртис. И, в свою очередь, птичка никогда еще не видела такого доброго и улыбающегося человека. Хотя, по правде говоря, этот дедушка был первым человеком, которого видела Нэртис в своей жизни.
Немного посмотрев на него, она принялась точить свой маленький серебряный клювик об алмазную гору. Поточив его, она еще раз посмотрела на дедушку, сверкнула клювиком, что-то пролепетала на прощанье, и, взмахнув своими разноцветными крылышками, скрылась в тумане, улетев назад, за семь морей и тысячу гор. Дедушка долго смотрел ей вслед, и хотя она давно уже скрылась из виду, он все продолжал всматриваться в белую пелену, и, временами, ему даже казалось, что он снова видит ее, порхающую над морем. Но нет. Только маленькое золотое перышко, колышащееся на ветру, напоминало теперь ему о Нэртис. Дедушка подобрал перышко, и сжал его в руке.
Последний раз он посмотрел в море, а затем спустился вниз к своей лодке. Белые лебеди расступились перед ним, и он снова поплыл вперед. Плывет. Куда ж нам плыть.


храм тунгнатх в индии найти

50-метровый водопад

И здесь, среди причудливых деревьев, под уступами отвесных скал, на меня вдруг повеяло такой знакомой русской грустью и русским духом, что я сам был немало удивлен этим веяниям. Эти пожелтевшие опавшие листья, прямо как в наших парках, эта влажная сырость в тени больших деревьев, как в русском бору. Все это показалось мне таким знакомым, словно я на миг вернулся домой, и снова дышу родным русским воздухом. Под ногами цвели до боли знакомые одуванчики, по которым порхали наши бабочки-капустницы. Вдали, в лесу, глухо стучал топор дровосека.
А потом, ко всему этому, где-то грустно и заунывно запела. кукушка. И тогда последние различия между Чоптой и русским лесом окончательно стерлись в моем сознании. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет. Уходить отсюда не хотелось. И лишь по-русски затянувшееся тучами небо, заставило меня вернуться в Чопту. Изначально я собирался было остаться в Чопте на ночь, но, увидев, в каких сарайчиках мне пришлось бы это делать, я решил вернуться назад в Укиматх. К тому же, начинающийся дождь не предвещал ничего хорошего.

Родина-мать зовет

Все. Самолет взлетел. И огромный, мрачный Дели, сияющий бесчисленными огнями, остается внизу. Эта поездка закончена. Но, несмотря на противоречие чувства, которые она оставила, я думаю, я знаю, что еще не раз вернусь в эту удивительную страну Индию, страну способную перевернуть все ваши преставления о жизни. А сегодняшний наш рассказ окончен.

Источник

Общая информация о Тунгнатхе

У подножия холма, где берет свое начало тропа к храму, поставлены ворота, на которых указывается название священного места и расстояние до него (4 км). Паломники, которые по каким-либо причинам не могут пройти такое расстояние, оставляют свои пожертвования в стоящей у ворот коробке.

Кроме того, здесь можно увидеть идолов последователей Шивы (Вьясы и Калы Бхайравы) и изображения остальных храмов группы Панч-Кедар.

История Тунгнатха

Но по легендам, еще до появления здесь Пандавов это древнейшее место паломничества называлось Бхригутунга и в Махабхарате о нем говорилось, как о месте обитания ведического мудреца Бхригу, который был основателем рода Бхаргавов.

Тунгнатх не является поселением в прямом смысле слова, вершины горы занимает только храм да несколько прилегающих к нему хозяйственных построек. Здесь отсутствуют постоянные жители. Местность оживает только весной, когда сюда начинают стягиваться путешественники и паломники. Так как это самый высокогорный храм региона, то открытым для посещения он стал позже других.

Культурное и религиозное значение Тунгнатха

Среди иностранных туристов это место является малоизвестными, но для индусов и последователей шиваизма это практически самое святое место Индии, так как является непосредственной обителью Шивы.

Где находятся Тунгнатха, что можно посмотреть рядом

Храм располагается на вершине хребта. Но в связи с тем, что он имеет большое религиозное значение, дорога до него местами выложена камнями и очень удобна даже для малоподготовленного путника. Вначале путь проходит через густой лес с потрясающими альпийскими лугами, рощами рододендронов и полями. Именно живописная природа является достопримечательностью гималайской части Индии.

Примерно на середине дороги до храма заканчивается лес и открываются величественные ущелья с грядами гор над ним, а рядом плывущие мимо облака. Чуть-чуть не доходя до храма, открывается удивительная панорама окрестностей.

Недалеко находится ботаническая станция Гархвальского университета. Здесь же располагается заказник, основанный в 1972 году с целью сохранения мускусного оленя, находящегося на грани вымирания.

Для любителей шопинга стоит остановится в Ришикеше. Здесь можно приобрести бронзовые статую божеств, национальную одежду, религиозные принадлежности. Также стоит набережную Ганга (Тривени Гхат), украшенную различными статуями индийских божеств. В этом месте два раза в день (утром и вечером) проводятся массовые купания с участием тысяч людей. Отличное место для медитации и релакса.

Как добраться до Тунгнатха

Добравшись из Гоа в Дели на любом удобном виде транспорте, дальше нужно ехать в Ришикеш. Этот город считается мировой столицей йоги и именно с него начинаются путешествия в горные районы Гималаев.

Но чтобы добраться до храма, необходимо преодолеть подъем на вершину. Среднему человеку требуется для этого окло трех часов, но желающие могут арендовать лошадь, тогда дорога сократится на час-полтора.

Заключение

Это прекрасное место для желающих отдохнуть от суеты туристических мест и просто соприкоснуться с жизнью, которую ведут обычные индийские деревни. Здесь сохранилось обаяние сельской жизни.

Храм открыт в течение полугода, затем здесь все покрывается снегами, а все службы переносятся в храм в Укиматхе. В это время брахманы проводят церемонию мысленного переноса Шива Лингама (пранапратиштхи), и процесс поклонения Шиве не прекращается ни на один день.

Источник

храм тунгнатх в индии найти храм тунгнатх в индии найти храм тунгнатх в индии найти храм тунгнатх в индии найти храм тунгнатх в индии найти

Храм Тунгнатх, Чопта

храм тунгнатх в индии найти

Тунгнатх – один из пяти храмов Панч Кедар в Уттарканде, его имя можно перевести как Господин Вершин. Он расположен на 3 680 метрах над уровнем моря и является самым высоким шиваитским храмом, он находится даже выше, чем Кедарнатх. По легенде его построили сами Пандавы, вместе с остальными четырьмя храмами Панч Кедар (Кедарнатх, Рудранатх, Мадхьямахешвар, Калпешвар).

Чопта, храм Тунгнатх

Риши Вьяса сказал братьям Пандавам, что только Шива может очистить их карму, отягощенную убийствами Кауравов в битве на Курукшетре. Пандавы отправились искать Шиву в Гималаи, но Шива принял образ быка и скрылся от них под землей. Пандавы разгадали его план, и разыскали его по частям в разных местах Уттарканда. В каждом из этих мест Пандавы строили храм во славу Шивы, и эти храмы соответствуют разным частям его тела. В Тунгнатхе были найдены его руки, в Кедарнатхе же его холка.

Ом, Я поклоняюсь святому Ваступуруше, могущественному и мужественному,
Сыну Брахмы, на чьем теле покоятся все жилища.
Держателю всей Вселенной,
Призванному нести все бремя земли,
Который всюду проникает и везде присутствует,
В деревнях и городах, храмах и дворцах, домах, рвах и колодцах.
От которого зависит все в этом мире,
Ему, величественному, Оплоту космической гармонии,
Великому Пуруше, Дарующему благословения Индре,
Богу Жилища и Почтения

– Паураникавастусантипрайога

храм тунгнатх в индии найти
Облака над Тунгнатхом, Чопта © Kartzon Dream – авторские путешествия, авторские туры

“Первичное происхождение индуистского храма связано с древним “грубым нагромождением камней, внутрь которых помещались священные реликвии, характерные для человека или божества. Чтобы укрыть их и отметить святое место, использовалась каменная крышка, которая напоминала шикхару или шпиль построенного храма. С ведических времен (1500 – 700 лет до рождения Христова) существовала традиционная религиозная архитектура. Посвященные ей тексты стали появляться примерно в этот же период”.

храм тунгнатх в индии найти
Шрайны вокруг главного мандира Тунгнатха. Храм Тунгнатх, X век, Уттаранчал
храм тунгнатх в индии найти
Гималаи, Чопта © Kartzon Dream – авторские путешествия, авторские туры, тревел фото, тревел видео
храм тунгнатх в индии найти
Нанда Дэви © Kartzon Dream – авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел фото, тревел видео

“В доарийские и арийские времена богиня-мать являлась важнейшей фигурой, символизирующей изобилие и рождение, аспекты жизни, которые были священными. То, что сокровенные святилища всех без исключения индуистских храмов называются garba ghra (место чрева и святая святых), является свидетельством этого почитания. Богине-матери поклонялись верующие многих местных “примитивных” культов, включая тантрические, наполнявшие это поклонение сексуальными содержанием.

храм тунгнатх в индии найти
Йони-лингам с воткнутым в него тришулом Шивы. Храм Тунгнатх, X век, Уттаранчал

храм тунгнатх в индии найти

© Kartzon Dream – авторские путешествия, авторские туры, тревел фото, тревел видео

Тем не менее, с приходом патриархальных арийских захватчиков преобладающее влияние богини-матери постепенно снижалось.

Различные аспекты женственного начала — кротость, храбрость, гнев — все еще почитаемы индуизмом, однако, женское божество обычно занимает по отношению к мужскому второстепенное место. Лакшми, жена бога Вишну, является богиней изобилия, счастливой судьбы и красоты; Сарасвати — богиней знания, Парвати — образцовая жена, а Дурга воплощает женское начало”.

Каумуди Маратхе “Храмы Индии. Превращение камня” МК-Периодика, Москва 2001
храм тунгнатх в индии найти
Скульптура льва на храме. Храм Тунгнатх, Чопта, X век, Уттаранчал

храм тунгнатх в индии найти

Дорога домой © Kartzon Dream – авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел фото, тревел видео

То, что называют Рамой, воистину является великим и бесконечным океаном сознания, в котором бесчисленные вселенные появляются и пропадают, как волны и брызги. Оставайся в состоянии полного равновесия. Ты подобен бесконечному пространству. Огонь неотделим от своего жара, запах – от лотоса, чернота – от угля, белизна – от снега, сладость от сахара и свет от лампы. Также ощущение неотделимо от сознания. Как волны неотделимы от океана, так и вселенные неотделимы от сознания.

Ощущ ение не отлично от сознания, чувство эго не отлично от ощущения, индивидуальное сознание не отлично от чувства эго и разум не отличен от индивидуального сознания (не отличен и неотделим). Чувства не отличны от разума, тело не отлично от чувств, мир не отличен от тела и нет ничего, кроме этого мира. Этот список-перечисление зависимых категорий существовал очень долгое время, но его никто не начинал, и нельзя даже сказать, существовал ли он долго или очень недолго. Истина в том, О Рама, что все это есть только самоощущение бесконечного.

По вопросам приобретения фотографий, видео материалов (форматы FullHD, 4K, 360, copter) и графических работ для коммерческого или личного использования, а так же заказа видео или фотосъемки пишите на почту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *