храм туровец архангельская область
Свято-Богоявленский храм cела Туровец
В записях о Туровце в «Вологодских Епархиальных Ведомостях» за 1889 год (№23, стр.399, статья «О городках и городищах») говорится: «…Еще далее вниз по реке Северной Двине, на левой стороне по течению, в Туровецком приходе, построен был когда-то «Городок» со стенами и башнями».
О существовании городка упоминается в дошедшей до настоящего времени рукописи 1806 года – «Сказании об иконе Богоматери на Туровецком погосте», являющейся списком с неизвестной летописи, охватывающей период с 1532 по 1688 годы, опубликованной в 1879 году (далее Сказание). В этом Сказании говорится: «Во времена и лета Великаго князя Иоанна Васильевича Московскаго и всея России, в лето 7040 (1532) егда были на Двине неверные люди казанские, именуемы черемиса, и по указу Великаго князя и по приказу Устюга Великаго Тиуна, на том Туровецком погосте, на крутой прекрасной горе построен был городок деревянной, рубленой, в середине же поставлен был однодневно храм во имя Богоявления Господня. Стены и башни построены были на уготовление брани от безбожных».
Сколько лет стоял этот храм, когда и как разрушился, в Сказании не упоминается. Согласно устному преданию старожилов поселка Шипицыно, этот первый храм Святого Богоявления сгорел при нападении черемисов от попавших в него стрел с зажженной паклей.Сам «городок» был защищен чудесным образом с помощью Пресвятой Богородицы Одигитрии «Туровецкой».
Культ иконы Богородицы Одигитрии на Туровецком погосте складывается на территории Устюжского края с XVI века. В то время она была известной святыней. Согласно Сказанию, первой иконой была чудотворная икона Богородицы Одигитрии, для нее был однодневно построен храм во имя Богоявления Господня.
В повествовании говорится, что во времена царствования Иоанна Васильевича Грозного произошло первое чудо: защищение Туровецкого погоста от племён черемисов, приходивших из Казани. Они в заливе реки Двины стояли и хотели разорить место святое.«Тогда православный народ стал слезно молиться Пресвятой Богородице и, взяв чудотворную икону «Одигитрии», в надежде на ее помощь и заступничество поднял ее на стену «городка». Множество стрел обрушились на стены и икону. Одна стрела попала в бровь правого глаза чудотворного образа, и произошло чудо: из глаза сухого дерева образа Пресвятой Богоматери выкатилась слеза. И новое чудо: сразу же все нападавшие были ослеплены за необычайное свое дерзновение. Началось у них смятение, каждый стал искать себе «вождя». Когда пришли в себя, испытав христианское чудо, стали просить прощения, обещали впредь не нападать на чудотворное место.
При получении прощения Божией Матерью они быстро отступили от Туровца. Когда вернулись к себе на родину, написали икону Пресвятой Богородицы Одигитрии и прислали ее из Казани на Туровец «в дар чюдотворному образу и во свидетельство истинно бывшаго чюдесе в память христианскому народу».
Чудотворная икона «Одигитрии «Туровецкой» потом много лет находилась в храме Успения Божией Матери. «Множество явлений и чудес тою иконою совершалось христианам, приходящим из разных мест с различными скорбями, которые происходили в наказание от Великаго Бога. Проявлением Пресвятой Богоматери приходившие верующие получали исцеление».В Сказании говорится: «…поставлен храм Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения», где будет находиться чудотворная икона. Возможно, что этот храм построили в честь особого почитания иконы Туровецкой Божией Матери после чудесной защиты «городка» или в связи с тем, что храм Богоявления действительно сгорел.
Далее сообщается о пожаре в храме Успения: «… грех ради наше во 153 (1645) году и своим небрежением та церковь згорела со всеми со иконами и книгами и чюдотворная икона, о ней Бог весть, и написанныя чюдеса – все згорело при священнике Димитрие. Служил он во храме Пресвятыя Богородицы 45 лет».
Затем сообщается, что «…на том погорелом месте основан храм 21 мая 154 (1646) года во имя Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения, прилежанием же и радением соливычегоцкой именитого рода Матроны Ивановны и сына ея Феодора Петровича Строгановых».Значит, это был второй храм в честь Успения Божией Матери, который впоследствии тоже сгорел: «Во 194 (1686) году генваря на 6 число згорел храм со всем и ничто не вынесено – и вскоре построен храм и образ написан». Следовательно, речь идет о третьем храме Успения Божией Матери.
Кроме храма Богоявления и трех храмов Успения Божией Матери в Сказании при описании пожара в 1645 году упоминается о наличии еще одного храма – храма святителя Николая Чудотворца.
Туровец. Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Богоявления Господня.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Поселок Туровец … Нам же надо познакомиться более детально с местными достопримечательностями. Среди населения и поныне живет легенда о явленной иконе и о постройке церквей. Сказание о святой иконе Пресвятой Богородицы Одигитрия, что на Туровихе-речке, на крутой лесной горе, на левом берегу Двины. «Первая церковь была построена на крутой лесной горе, которую с трех сторон огибает речка Туровиха. На сей горе; с давних времен на дереве обретен был образ Пречистыя Богородицы честного ее Одигитрия, и сразу же построена была церковь деревянная, в честь Богоявления Господня. В царствование Иоанна Васильевича Грозного было первое чудо: защищение горы храма и града от татарских племен черемисов, приходивших от Казани. Они в заливе реки Двины стояли на своих плавательных карабасах и хотели разорити место святое и взять икону. Но Божьим гневом были поражены слепотою и стояли на месте в том заливе, не могли двинуться с места три дня. Наконец, познали силу Божию и испросили прощения у царицы небесныя. И она простила их и даровала вновь зрение. Они дали обет написать точную копию с чудотворного образа и обложить золотом, и прислать на святое сие место. Когда они благополучно возвратились восвояси, то, действительно, исполнили свой обет: написали копию святой иконы и обложили золотом, и привезли на Туровецкую Гору в дар за свое исцеление. Эта копия по сие время находится на Туровецкой Горе в храме.
В 1645 году первая церковь на святом, явленном месте сгорела. На том месте впоследствии была построена деревянная часовня, рядом с тем деревом, на котором появилась святая икона. Впоследствии дерево превратилось в высокий пень, и люди получали по своей вере немало исцелений, особенно от зубной болезни. Но в 1970 году злые люди в ночное время пришли и распилили часовню, каждую стену пополам, и сбросили вниз по горе, также ликвидировали и тот пень. После описанного выше пожара (в 1645 году) новую церковь построили в честь Успения Божьей Матери — 21 мая 1645 года прилежанием и старанием именитых людей Соли-Вычегодской, Матроны Ивановны и сына ее Федора Петровича Строгановых — и вторую церковь в честь Богоявления Господня. Успенская церковь впоследствии снова сгорела и вновь была выстроена каменною. Сей храм Богоявления (деревянный) и Успения (каменный) стоят и по сие время. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы Одигитрия находится в иконостасе, по левую сторону царских врат, в медной посеребренной кованой ризе. Также цел образ Божьей Матери — копия, присланная черемисами. За алтарями внизу, среди горы, течет маленький источник воды. Верующие набирают и уносят с собой на благословение царицы небесной, и многие получают по святой вере исцеления. На святой Руси всегда вблизи церкви устраивалось кладбище, а так как гора, где явился образ Пресвятой Богородицы, мала и лесна, то кладбищу быть неудобно, а посему после пожара первой церкви там построили часовню, а церковь построили ближе, на обширном месте, где она находится и поныне».
… В архивных же документах говорится: «. Церкви две: одна деревянная, холодная; построена и освящена в 1780 году, а другая каменная, теплая; построена и освящена в 1815 году. Обе церкви одноглавые, одноэтажные, без каких-либо внутренних или внешних особенностей. При каменной церкви — колокольня». Время первоначального основания церкви неизвестно, но из краткой росписи, находящейся при церкви, видно, что в XVI веке она существовала. (Великоустюгский ГАВО, фонд 364, дело 7012, 1889 г.) Любопытны записи о Туровце в «Вологодских Епархиальных ведомостях» за 1889 г., № 23, стр. 399, ст. «О городках и городищах». «. Еще далее вниз по реке Северной Двине, на левой стороне по течению, в Туровецком приходе, построен был когда-то «Городок» со стенами и башнями. О существовании городка упоминается в рукописи, дошедшей до настоящего времени: рукопись эта есть не что иное, как копия с какой-то летописи, но какой именно — неизвестно. В этой рукописи сказано: «Во времена и лета Великого князя Иоанна Васильевича Московского И всей Руси, в лето 7041 (1533 г.), егда были на Двине-реке неверные люди казанские, именуемые черемисы, и по указу Великого князя и по приказу Устюга Великого Тиуни, на том Туровецком погосте, на крутой прекрасной горе построен был городок деревянной, рубленной, в середине же поставлен был однодневно храм во имя Святого Богоявления Господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, и стены, и башни построены были на уготовление брани от безбожных».
И еще одна запись в архивных документах (Великоустюгский ГАВО, фонд 364, дело 8269 от 1916 года): «Обе церкви одноэтажные. О времени основания их неизвестно по утратившимся в пожаре церковным документам. Каменная теплая церковь крепкая (построена в 1815 г.). Деревянная же церковь от давнего ее существования имела значительные наклонности в южную сторону, но в 1908 году выправлена — под основание подведен каменный фундамент и положена железная крыша. В 1912 году церковь эта с наружной стороны обита тесом и окрашена белилами, а внутри украшены стены живописью. Престолов три: в деревянной во имя Богоявления Господня и святого Николая Мирликийского, а каменной во имя Успения Божьей матери. При церкви: изба просфорни и изба для церковных сторожей. При церкви одна часовня находится на месте первоначального основания церкви, именуемом «Городок». Копии метрических книг хранятся с 1780 года». Упоминание в разных документах названия Городок служит подтверждением тому, что ранее тут было поселение. Не случайны и рассказы жителей поселка Шипицыно о существовании крепости. Вероятнее всего, это все-таки была русская крепость, временно занимаемая литовцами. Сложно найти утвердительный ответ на целый ряд вопросов, так как часть документов утрачена при пожаре церкви, а часовня, стоявшая на месте основания городка, сломана и сброшена под гору в начале 70-х годов. Раскопки не проводились. Сейчас в Туровце два дома и две церкви. Деревянная церковь в 1988—1989 гг. отремонтирована: выкрашены полы, стены снаружи, внутреннее убранство очищено и имеет хороший вид. Жаль, что время росписи деревянной церкви не установлено из-за утраты документов, а специалисты этим пока не занимались. Художник В. В. Верещагин в своей книге «На Северной Двине» (Москва, 1895 г., стр. 13) писал: «. направились к местечку Туровцу со старой деревянной церковью на самом берегу Двины. Церковь небольшой древности, второй половины прошлого столетия, не представляла большого интереса: все иконы переписаны до крайности неумелыми мастерами. Набравши наружный вид все-таки довольно оригинальной постройки. я спустился с крутого высокого берега к лодке, и мы двинулись в путь» (27 мая 1894 г.). Место основания крепости сохранилось: живописный овраг с крутой горой и сказочно красивым видом на Двину. Милый и прекрасный уголок родной двинской земли. Северяне издавна почитали эти святые места. Традиция паломничества сохранилась и по сей день.
С сайта http://history.v-ustug.ru/Turovec
ХРАНИТЕЛЬНИЦА ТУРОВЦА
Над речкой Туровихой
Есть на юге Архангельской области известное святое место: восемь огороженных гектаров земли. Называется этот погост – Туровец. До ближайшего города Котласа отсюда 30 км, до ближайшего посёлка Шипицыно – 10. А до Архангельска – почти полтысячи километров.
Когда-то Туровцом называлось село – может быть, и не очень большое, но, во всяком случае, до революции здесь действовала своя церковно-приходская школа. А до конца 80-х годов прошлого века в селе ещё работала средняя школа, были магазины. Место – красивейшее, над чистейшей лесной рекой Туровихой (воду сдавали на анализы в СЭС, и там признали, что её можно пить без кипячения). Но сейчас здесь живёт только одна семья – священника Василия Яворского.
И именно об этом я давно хотел спросить его:
– Что вас, отец Василий, заставляет жить в Туровце вместе с семьёй, ведь там сейчас никого.
– Вера в Бога и послушание священноначалию. Да и куда мы поедем? Я родился в Туровце, мои родители большую часть жизни прожили здесь. Мама и сейчас живёт с нами, помогает при храме. Бывший епископ Архангельский Тихон не раз уговаривал папу переехать на городской приход – в Котлас предлагал, в Коряжму. Но папа всегда отвечал: «Разве я от Божьей Матери могу уехать?!» И владыка, видя, как папа почитает Богородицу и заботится об этом дивном месте, оставлял его на приходе в Туровце.
Ещё в 1979 году, когда папа был назначен сюда владыкой Исидором, на Архангельскую, Мурманскую области и Коми республику было всего 14 приходов. При отце здесь полвека жила инокиня Евгения. Она ухаживала за храмом, была алтарницей, выпекала просфоры. Девять лет назад умерла. В советское время при храме и другие монахини спасались, потому что каменная Успенская церковь никогда не закрывалась.
– Как вы считаете, ваше село возродится?
– Если на это есть благословение Божие, то, безусловно, Господь пошлёт сюда людей. Но хранительница этого святого места – Сама Богородица, и мы просим Её помощи и заступничества о нас, немощных…
Двинская Одигитрия
Чудотворная Туровецкая икона Одигитрия
Отец Василий не раз в разговоре подчёркивал, что хранительница Туровца – Сама Божия Матерь. Верующие приезжают к чудотворной Туровецкой иконе Божьей Матери со всех уголков России, прикладываются к ней, купаются в святом источнике и по молитвам Царицы Небесной получают исцеления и помощь в своих житейских нуждах.
К сожалению, не сохранилось документальных свидетельств о точном времени явления этой иконы на высокой живописной горе близ впадения Туровихи в Северную Двину.
Но дошедшая до нашего времени рукопись «Сказание об иконе Богоматери на Туровецком погосте» – список с неизвестной более древней летописи – сообщает о строительстве на том месте городка с крепостными стенами и башнями для защиты торгового пути по Северной Двине ещё в начале XVI века.
В рукописи говорится: «Во времена Великого князя Иоанна Васильевича Московского и всея России, в лето 7040 (1532) егда были на Двине неверные люди казанские, именуемы черемиса, и по указу Великого князя и по приказу Устюга Великого Тиуна, на том Туровецком погосте, на крутой прекрасной горе построен был городок деревянной, рубленой, в середине же поставлен был однодневно храм во имя Богоявления Господня. Стены и башни построены были на уготовление брани от безбожных».
Сколько набегов было на Туровецкий городок – неизвестно, но эта же летопись сообщает о чудесном спасении Божьей Матерью жителей городка от нападения черемисов уже в царствование Иоанна Грозного. Татарские племена черемисов приплыли от Казани. Они встали напротив Туровца на своих карбасах и хотели разорить святое место. Стрелами с горящей паклей была подожжена Богоявленская церковь.
Тогда православные стали слёзно молиться Пресвятой Богородице, вынесли чудотворную икону из горящего храма и подняли её на крепостную стену. Множество стрел обрушилось на икону. Одна попала в бровь над правым глазом Богородицы, и произошло чудо: из Её глаза выкатилась кровавая слеза. Тотчас все нападавшие были ослеплены, и они, поражённые слепотой, в смятении три дня простояли на Двине. Наконец, поняв свою вину, испросили прощения у Божьей Матери, дав обет никогда не нападать на святое место, написать точную копию с чудотворного образа и, обложив его золотом, прислать на Туровец. Тогда же они были прощены Царицей Небесной и прозрели. Вскоре они исполнили обещанное: на Туровецкую гору из Казани была принесена точная копия иконы, украшенная золотой ризой.
Эта копия по настоящий день находится в Туровце в каменном храме Успения Божьей Матери, построенном в 1815 году. Это шестой по счёту храм, воздвигнутый на святом месте. Рядом с ним сохранилась деревянная Богоявленская церковь, построенная в 1780 году из лиственницы. Предыдущие храмы горели или разрушались от старости, но наши боголюбивые предки отстраивали их снова. Молитва на святом месте не прекращалась даже в советские годы богоборчества, хотя с 80-х годов прошлого века рядом с храмами находились только дом настоятеля да сторожка для паломников.
С 1979 года в Успенском храме нёс служение протоиерей Василий Яворский. Беседой с его сыном, тоже отцом Василием, мы и начали выше этот рассказ о Туровце.
Богородица пришла с востока
– В летописи не говорится о том, как появилась чудотворная икона в Туровце, – обращаюсь я к отцу Василию. – Об этом что-то известно?
– Документальных сведений об этом нет, но, по преданию, Сама Пресвятая Богородица пришла на это место с востока, перешла речку, поднялась на угор и присела отдохнуть на лесном холме. Затем обошла его и на дереве оставила Свой нерукотворный иконописный образ. Случилось это в первой половине XVII века.
На этом холме была построена первая Богоявленская церковь. После того как она сгорела, там устанавливали деревянную часовню. В последний раз она была уничтожена в 1970-м: в одну из ночей её распилили безбожники и сбросили с горы. Новая часовня в честь чудотворной иконы Смоленской Божьей Матери была построена всем миром. 26 октября 1996 года в её основание заложили первый камень, и менее чем за год – в 1997-м, когда служил мой отец – её освятил владыка Тихон.
– Ваши прихожане из Котласа и посёлка Шипицыно рассказывали о явлениях Божьей Матери уже в наше время. Несколько лет назад на 10 августа больше сотни паломников во время чтения акафиста видели, как над часовней в розовом сиянии проявился образ Богородицы с Богомладенцем на руках. Это явление продолжалось несколько минут. А незадолго до кончины вашего отца во время молитвы одна верующая женщина видела, как Матерь Божия в чёрном одеянии прошла по воздуху до Поклонного креста возле канавки, где, по древнему преданию, много столетий назад Сама же остановилась отдохнуть. Мне рассказывали и о чудесных случаях исцелений после купания в святом источнике.
– О таких случаях я действительно знаю. Порой мы просто не замечаем чудес, принимаем их как должное. Но стоит человеку серьёзно заболеть – и он на всё готов, чтобы излечиться. Некоторые сначала ходят к бабкам, потом, видя, что от них никакой помощи нет, идут в храм, исповедуются, просят о помощи перед образами. Кто-то, приезжая в следующий раз, сообщает, что, слава Богу, Господь услышал. Всё по вере даётся.
Сохраняя преемство
– Лично вам Божья Матерь по обращению к этой чудотворной иконе помогала? – спрашиваю я у отца Василия.
Отец Василий Яворский
– Любая молитва помогает, тем более молитва к Божьей Матери. Кто с чистым сердцем обращается к Ней, получает просимое. В семинарии была добрая традиция: перед занятиями, зачётами, тем более перед экзаменами, молиться Фёдоровской. Учиться-то в семинарии непросто; на наш курс 32 человека поступило, а закончили менее половины…
– У Фёдоровской иконы Божьей Матери обычно просят хорошего жениха или супругу.
– В Костромскую семинарию на очное отделение поступают в основном холостые ребята. Каждое утро и по окончании занятий мне не раз приходилось видеть, как семинаристы молятся в кафедральном соборе около Фёдоровской иконы Божьей Матери. Просили, конечно, и о счастливом браке, и об устроении жизненного пути. Со своей супругой я познакомился, именно учась в семинарии. По окончании третьего курса мы поженились. Но я молился и нашей – Туровецкой – иконе. К ней, Путеводительнице, тоже обращаются за этим, и Она даёт просимое.
– Как давно вы служите настоятелем в Туровце?
– С января 2009 года, а в сане я пять лет. Мой отец прослужил там 27 лет, а в 2005 году преставился ко Господу. После смерти отца ныне покойный владыка Тихон благословил сохранить преемственность и стал готовить меня к священству, чтобы потом назначить на Туровец. Тогда я был ещё только первокурсником семинарии. На третьем курсе владыка Тихон рукоположил меня, и я стал служить на приходе в Туровце, а оставшиеся два года семинарии оканчивал заочно.
– Вы из священнической семьи, кроме того, и все братья вашего отца стали священниками. Как сложилась их судьба на сегодняшний день?
– У папы в семье было пятеро братьев и две сестры. Два брата умерли в раннем возрасте. Папа – самый старший – похоронен около храма в Туровце. Следующая по возрасту – сестра, матушка Екатерина, ныне здравствует. За ней – отец Михаил. Он восстановил Коряжемский монастырь и трагически погиб в аварии в 2004 году («Вера» рассказывала об этом в № 471); похоронен около храма в Коряжме. Отец Антоний долгие годы служил на разных приходах, был благочинным в Вельске. Он игумен, сейчас служит на Кубани. Младший брат – отец Николай – служит в п. Приводино Котласского района. Есть ещё младшая сестра Мария…
– Сохраняются ли старинные традиции в Туровце?
– У нас два больших праздника летом. Первый – «Туровецкая конная» – празднуется в первое воскресенье после Прокопия Великоустюжского. Раньше сельское население кормилось за счёт лошадей и крупного рогатого скота. Однажды случился мор, и народ пришёл в храм за помощью. Священники отслужили литургию, водосвятный молебен, окропили лошадей освящённой водой, и Господь отвёл беду. С этого времени началась ярмарка, которая после прекращения мора стала называться «Туровецкой конной».
Уже четыре года, как мы её возобновили. После литургии идём крестным ходом на полянку перед храмом, где уже стоят кони. Их пригоняют для освящения из двух детских конно-спортивных школ Котласа. Верующие со всего района тоже приводят своих лошадей. Мы служим молебен и кропим лошадей освящённой водой…
Второй праздник отмечается 10 августа, в день явления иконы Одигитрии. Перед литургией мы служим водосвятный молебен на Туровихе. Потом все желающие окунаются в реку. По окончании литургии идём крестным ходом на место явления иконы, к часовне. Там после молебна обходим часовню и читаем акафист празднику.
– Много народу приезжает в праздничные дни?
– В день празднования Туровецкой иконы – до двух тысяч человек. Едут из столиц, соседних областей. И архиереи любят Туровец. Вологодский владыка Максимилиан приезжал дважды, владыка Тихон был несколько раз, недавно назначенный Котласский епископ Василий уже четырежды служил в Туровце литургию.
…Лето – это время Туровца. Уже пять веков не оскудевает людской поток к его святыням, к чудотворной иконе Путеводительницы. Пока будет она пребывать здесь, будет жить этот малый погост над Северной Двиной.
Записал Евгений СУВОРОВ
Фото И. Иванова
и из личного архива о. Василия Яворского
С первым списком нерукотворного образа связано чудесное событие, прославившее Божью Матерь и Туровец на всю тогдашнюю Россию. Когда в середине XVI века татары напали на крепость и подожгли находящийся в её пределе храм, православный народ вынес из храма икону и стал усердно просить заступничества у Владычицы. Видя это, черемисы выпустили несколько стрел и угодили Богородице прямо в веко. По преданию из сухого древа моментально потекла кровь, увидев это, татары испугались и отступили от стен Туровецкой крепости. В память об этом событии в Казани был написан точный список кровоточивой иконы и подарен Туровцу. С тех пор, вот уже четыре с половиной столетия Богородица не оставляет это святое место.
В первой половине XVII века, точной даты история не сохранила, произошло чудо явления самой Пресвятой Богородицы. Местные жители видели, как у речки Туровихи появилась сама Пречистая, поднявшись по холму, Матерь Божья присела отдохнуть на маленьком возвышении, а затем, пройдя по воздуху чуть дальше, сделала круг вдоль края лесной горки. В память об этом чуде местные жители построили на явленном месте Богородичный храм, который, к сожалению, до настоящего времени не сохранился. Сейчас вместо церкви установлена маленькая часовенка.
Ежегодно 10 августа в день празднования Смоленской иконы Божьей Матери сотни паломников со всей России приезжают на это святое место. По рассказам Туровецкой паствы каждый год на кануне праздника Матерь Божья чудесным образом являет своё покровительство всем с верою уповающим на Нее.
Неподалеку от храма бьет ключ, который, как и все на Туровце освящен покровом Пречистой. Паломничество к нему не прекращается ни на день, зимой и летом тысячи православных, русских людей приезжают со всех концов России, чтобы набрать впрок святой водицы для исцеления от немощей и скорбей себя и ближних. Два года назад Богородица вразумила болящего алкоголизмом мужчину. Когда тот, ругаясь, подошел набрать воды, та просто перестала течь. Люди вокруг слышали громкое журчание, но ключ перестал бить. Когда мужчина в гневе ушел, источник возобновился.
Со слезами на глазах и трепетом в душе вспоминают паломники почившего в 2006 году протоиерея Василия Яворского, который на протяжении 20 лет духовно окормлял и был наставником для десятков и сотен, ради Христа и Матери Его возлюбивших Туровец. Один Господь ведает, скольким людям он помог. По рассказам старожил, в молодости батюшка нес тяжелый подвиг. На Туровец и сейчас приезжают с надеждой на исцеление смертельно больные. Много лет батюшка принимал душевнобольных и бесноватых, многим помогло его духовное попечение и молитва. Велик перед людьми подвиг, велико и искушение: претерпев скорби, и тяжкие болезни отошел отец Василий к Тому, Которого возлюбил более всех на свете. Велика была слава батюшки в тех краях, где он служил, каждый день к нему приезжали за советом, благословением, забывая порой сходить на явленное место и поклониться Пречистой, на что он часто со смирением говорил : «Вы ведь не ко мне приехали, а к Матери Божьей, и вашей Матушке».
Сколько чудесных явлений, исцелений, случаев благодатной помощи знает многовековая история этого святого места, известно только Господу да Царице Небесной. Только вот о Туровце знают и слышали у нас в Земле Архангелогородской совсем не многие.