храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

Храм Хатшепсут — несостоявшаяся гробница женщины-фараона

Храм Хатшепсут, возвышающийся в пустынной долине Дейр-эль-Бахри, входит в число наиболее выдающихся памятников древнеегипетской архитектуры. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь и сама полновластная повелительница Египта была фигурой известной и весьма незаурядной. Будучи дочерью фараона Тутмоса I, она практически сразу же после смерти отца вышла замуж за родного брата и стала одной из самых влиятельных личностей царского двора. К власти Хатшепсут пришла уже через несколько лет после замужества.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

Поначалу она была лишь регентшей 12-летнего Тутмоса III, но вооружившись поддержкой жрецов, очень быстро устранила юного фараона от трона и заняла его место. За время правления «первой среди благородных женщин» Египет вошел в период небывалого процветания и возвышения. Но из всех сфер, в которых проявила себя эта великая женщина, наибольшего внимания заслуживает именно строительная. Она не только восстановила множество разрушенных завоевателями памятников, но и построила несколько значимых религиозных сооружений. Одним из них является знаменитый скальный комплекс, расположенный недалеко от Луксора. О нем мы вам и расскажем.

Общие сведения

Храм царицы Хатшепсут, который местные жители называют Священнейший из священных или Джесер Джесеру, представляет собой грандиозное заупокойное святилище первой женщины-фараона, правившей Египтом в период Нового царства. Строительство этого уникального святилища, припавшего на вторую половину 15 века до н. э., длилось целых 9 лет (с 1482 по 1473 гг.). На сегодняшний день оно входит в состав Дейр-эль-Бахри, археологического комплекса заупокойных гробниц и храмов, разместившегося на западной стороне Нила, и находится под охраной государства.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

Историческая справка

Рассматривая фото храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и сравнивая их со святилищем Ментухотепа, расположенным в той же долине, можно без труда заметить их очевидную схожесть. И продиктована она вовсе не отсутствием у местных зодчих таланта или фантазии. Заняв престол не по праву, прославленная правительница желала любыми путями подчеркнуть преемственность собственной власти от великих праотцов, вот и сделала Джесер Джесеру похожим на памятник, установленный в честь основоположника фиванской династии.

Строительство храма началось еще при жизни царицы. Руководство работами было поручено Сенмуту, выдающемуся архитектору, строителю первой египетской пирамиды, а также советнику Хатшепсут и воспитателю ее дочери Нефруры. К слову, именно он за несколько десятилетий до этого следил за строительством главного храмового прототипа. Возможно, еще и по этой причине оба строения схожи.

Согласно многочисленным историческим источникам храм Хатшепсут в Египете оставался во владении фараона вплоть до начала птолеемского периода. Позже сюда пришли племена коптов и организовали на месте заупокойного святилища небольшую православную церковь. Она просуществовала до середины 10 века, а затем постепенно пришла в запустение.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

Архитектура и внутреннее оформление

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, ширина фасада которого составляет не менее 40 м, высечен в скальной породе. Главной архитектурной особенностью этого монументального сооружения являются 3 расположенные друг над другом террасы, на каждой из которых размещался открытый двор, крытые помещения с пилястрами и спрятанные в глубине горы святилища. Связующим звеном, объединявшим ярусы в одно целое, стали так называемые пандусы. Это наклонные дороги, выполнявшие роль лестниц и разделявшие храм на 2 равнозначные части – южную и северную.

Раньше на этих террасах были посажены разнообразные растения и сооружены целые пруды. Сейчас от них не осталось и следа, впрочем, как и от огромных Т-образных бассейнов, а также огромного экзотического сада, разбитого перед самым входом в святилище. А вот белоснежная колоннада, выполненная из местных пород песчаника, сохранилась идеально. Своей стройностью и величием она напоминает еще более давние дорийские колонны.

Когда-то к пандусу храма Хатшепсут в Луксоре вела длинная аллея, начинавшаяся у самой пустыни на границе с возделанными полями. Начало дороги было отмечено величественным пилоном, а люди, шедшие по этому пути, могли наслаждаться видом миртовых деревьев, привезенных из Пунта, и скульптурных изображений сфинксов, олицетворявших бога Осириса в обличьи Хатшепсут.

Портики всех ярусов щедро украшены каменными рельефами и искусными росписями, посвященными тем или иным событиям. Рассмотрим каждый из них.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

Нижний этаж заупокойного храма царицы Хатшепсут в Луксоре обнесен мощной стеной и украшен громадными птичьими фигурами. В самом конце этого сооружения можно увидеть портик с 22 колоннами, посреди которого возвышались статуи львов и памятники самой царице, «позировавшей» как в обычном облегающем платье, так и в роскошном парадном одеянии.

Изображения, украшающие стены этого яруса, повествуют не только о проходивших здесь строительных работах и доставке каменных глыб по Нилу, но и о многочисленных военных походах и сражениях. Тут же пестреют изображения анаконд и соколов, являющихся воплощением Гора и Уаджета, главных хранителей обоих частей Египта.

Как видно на фото храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, портик среднего яруса состоит из 12-колонных залов и множества внутренних анфилад, уходящих в самую толщу скалы. Дверь, ведущая внутрь залов, выполнена из черной меди и инкрустирована драгоценными металлами, а в самих помещениях хранится немало предметов, представляющих не только материальную, но и историческую ценность.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

Рельефы этого этажа рассказывают о самых важных деяниях женщины-фараона, в том числе и о судьбоносном путешествии в Пунт (современный Сомали). Согласно информации, приведенной в официальных документах, снаряженная фараоном экспедиция была настолько масштабной и устрашающей, что жители острова практически без раздумий признали себя подданными Египта. События тех дней изображены с такой точностью и доскональностью, что даже сейчас в древних наскальных рисунках без труда просматриваются и флот египетской повелительницы, и особенности местного ландшафта, и фигуру царя, приносящего в дар Хатшепсут золотые украшения, благовония, ценные породы деревьев, шкуры животных и несколько десятков невольников.

Кроме того здесь можно увидеть сцены, посвященные божественному бракосочетанию бога Амона и царицы Яхмес, родителей знаменитой правительницы. Тут же находится несколько сфинксов и 2 просторных часовни, построенные в противоположных концах террасы. Одна из них посвящена проводнику в мир мертвых Анубису, вторая – Хатхор Иментет, которая в Древнем Египте считалась главным символом красоты, материнства, женственности и плодородия. Стены этой базилики разрисованы изображениями женщины-фараона, пьющей целебное молоко из вымени священной коровы, а капители колонн – золочеными ликами божества, обращенными в разные стороны.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

Верхний ярус храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (Луксор) служил для проведения главных религиозных ритуалов. На момент его основания вход в портик охраняли величественные статуи царицы, которые сопровождали посетителей и в многочисленных подземных залах. Их насчитывалось не менее 2 сотен. При этом каждый из представленных здесь памятников олицетворял правительницу в 3 разных образах – сфинкса, фараона и Осириса. Многие из этих статуй удалось восстановить. В настоящее время большинство из них было перевезено в музей «Метрополитен» в Нью-Йорке и музей Египта в Каире.

По обе стороны от центрального двора третьей террасы расположено 2 важных святилища – родителей фараона и Амона-Ра, считающиеся чуть ли не главной гордостью всего храмового комплекса. Венчал это сооружение гигантский портрет царицы, выполненный в виде сфинкса. К сожалению, после смерти Хатшепсут он был разрушен, но при ее жизни его можно было увидеть даже с кораблей, проплывающих по Нилу.

Что касается внутреннего убранства, оно изобилует присутствием золота, серебра, бронзы, алебастра, черного дерева и других ценных материалов, служивших для отделки полов и создания различных предметов интерьера.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

Экскурсии к храму

Посмотреть на храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри можно не только самостоятельно, но и в составе организованной экскурсионной группы. Типичная программа экскурсии из Хуркады включает в себя посещение нескольких интересных объектов.

Длительность тура составляет не менее 17,5 часов. Стоимость поездки стартует от 40$. Для детей действует скидка. Купить такую экскурсию можно тремя способами – у отельного гида, в турагентстве или через интернет.

Интересные факты

Храм Хатшепсут в Дель-эль-Бахри таит в себе еще множество загадок, большинство из которых, скорее всего, так и останется неразгаданными. А пока лучшие ученые мира ломают головы над тайнами этого сакрального места, приведем несколько фактов из того, что нам известно:

Луксор за один день:

Обновлено: 11 Мар, 2020 Пещерный храм Абу-Симбел, состоящий из двух отдельно стоящих…

Обновлено: 17 Дек, 2018 Храм Истины – конструкция из дерева, на строительство…

Обновлено: 3 Апр, 2020 Есть на Шри-Ланке тихий и уютный курортный город…

Обновлено: 2 Сен, 2018 Храм Тигра (Краби) – популярная достопримечательность, также известная под…

Источник

Храм Хатшепсут

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

Храм Хатшепсут — заупокойный храм фараона-женщины XVIII династии Хатшепсут. В далекие времена место для храма Хатшепсут было выбрано неслучайно, а с помощью определенных расчетов, которые помогли построить храм на оси Карнакского храма Амона. Издалека храм смотрится впечатляюще, а вблизи интересно рассматривать его детали.

Храм Хатшепсут считается одним из знаменательных памятников древнеегипетской архитектуры. Величие и масштабность построения поражают всех приезжающих туристов. Особый колорит и атмосферу придают скалы из песчаника высотой до 300 метров.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

На сегодняшний день храм Хатшепсут располагается почти в пустыне, так как поблизости нет ни какой-либо постройки, ни какого-либо дерева, а когда-то эта местность была целым садом, где росли экзотические растения и располагался бассейн.

Заупокойный храм царицы Хатшепсут долгое время был важнейшим религиозным центром. Здесь были захоронены знатные фамилии жрецов. Фрески, которые можно видеть на стенах храма, повествуют о времени правления Хатшепсут. На них можно увидеть сцены из жизни и изображения богов. Со временем храм Хатшепсут стал местом паломничества — на его стенах ученые нашли множество надписей с просьбами исцелить от болезней. После принятия христианства храм стал церковью, но впоследствии был заброшен. На сегодняшний день от него остались лишь руины, которые напоминают о когда-то процветающем Древнеегипетском царстве.

Панорама храма Хатшепсут в Египте на Google картах:

Архитектура храма Хатшепсут

Многие элементы планировки и убранства внутри храма были взяты от заупокойного храма Ментухотепа II, расположенного рядом. Оба храма располагаются на трёх террасах, горизонтальные линии которых сочетаются с вертикальными линиями портиков. Единственное, декоративное убранство храма Хатшепсут было гораздо роскошнее.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

Часть храма высечена в скале, поэтому строительство затянулось на 9 лет. Длина по фасаду храма составляет 40 метров. Храм представляет собой три открытые террасы, поднимающиеся друг за другом по склону горы. Террасы, которые расположены одна над другой, украшены колоннадой из белого песчаника. Чтобы попасть на пандус, необходимо пройти через аллею сфинксов с лицами Хатшепсут. Портики всех ярусов полностью покрыты росписями и рельефами, краски которых до сегодняшнего дня сохранили свой первозданный вид. Бородатые фигуры на террасах олицетворяли Хатшепсут со скрещенными руками на груди.

Внешний облик храма имел величественный вид, его террасы пользовались особой популярностью — они были соединены с молельней с помощью длинной дороги, а с каждой стороны её украшали скульптуры сфинксов царицы. Дорога от молельни вела к нижней террасе, там располагался первый двор храма, где росли деревья и располагался пруд.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

На средней террасе был установлен портик с четырёхгранными колоннами в 2 ряда по 22 колонны в каждом. Снизу терраса была окружена балюстрадой, украшенной статуями кобр. На втором ярусе следует посмотреть часовню Хатхор, олицетворявшую красоту, женственность, материнство и плодородие.

Вся верхняя терраса была окружена колоннадой, которая оформляла пространство внутреннего двора, закрытого гранитными дверьми. Стена за колоннадой имела 18 ниш для огромных статуй царицы высотой до 5 метров.

Архитектура храма Хатшепсут славилась скульптурами, которых здесь было около четырех сотен. В древнем храме в одно время разместился христианский монастырь, остатки которого были обнаружены археологами. Учитывая тот факт, как роскошно был украшен храм, его входная дверь выполнена из меди и декорирована золотом и серебром.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

История храма Хатшепсут

Заупокойный храм династии Хатшепсут был возведен в начале XV века до н. э., он посвящен царице XVIII династии Хатшепсут, которая правила Египтом в течение долгого времени — более 20 лет. Женщина-фараон Хатшепсут — одна из первых известных женщин в мировой истории. Сама царица была полновластной повелительницей Египта и имела большую известность. Будучи дочерью фараона Тутмоса I, она почти сразу после смерти отца вышла замуж за родного брата Тутмоса III и стала одной из самых влиятельных личностей. Через несколько лет после замужества с братом Хатшепсут пришла к власти.

В ходе правления Хатшепсут решила возвести большой храм. Строительство началось с 7 по 16 года ее правления. Но после смерти царицы пришедший к власти Тутмос III дал приказ снести все ее владения, в том числе и храм. Его скульптуры были разрушены и закопаны недалеко от постройки. Спустя много лет археологи смогли восстановить картину ранее величественного храма.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

Храм Хатшепсут в древности имел название «Джесер Джесеру», что означает «Священнейший из священных». Он значительно отличался от тех, что были построены в то время в Египте — храм Хатшепсут не выглядел таким грозным, как многие другие египетские достояния.

Царице пришлось приложить колоссальные усилия, чтобы не было возмущений от жителей Египта. Достаточно спокойное и достойное правление царицы Хатшепсут дало начало успешной морской экспедицией в страну Пунт (ныне Сомали), из которой египтяне вернулись с большим количеством золота, слоновой кости и рабов. Так, после времени запустения Египет снова испытал период подъема с экономическим ростом и усилением торговой деятельности. За период правления царицы Хатшепсут Египет процветал: было построено множество памятников по всей стране и были восстановлены многие разрушенные постройки.

В ходе реконструкции храма было проведено немало восстановительных работ, многие части достопримечательности были вовсе вывезены из Египта, но реставраторам удалось восстановить часть храма, которую можно наблюдать на сегодняшний день.

Экскурсии

Посмотреть на храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри можно самостоятельно или в составе экскурсионной группы. Как правило, программа экскурсии включает в себя посещение нескольких интересных объектов Египта. На территории храма можно свободно перемещаться и фотографироваться.

Рядом с храмом Хатшепсут есть парковка, где можно оставить автомобиль. От парковки до храма курсирует бесплатный паровозик для туристов, который забирает желающих и отвозит к храму. Возле парковки работает небольшой рынок, где продают различные сувениры, одежду, воду, мороженное.

Поскольку храм расположен практически в пустыне, температура воздуха достигает высоких отметок, особенно в дневное время суток. Здесь абсолютно нет деревьев, укрыться в тени не предоставляется возможным. Рекомендуемое время для посещения считается зима, весна или осень, когда снижается пекло. Ехать на экскурсию лучше в удобной одежде.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

Как добраться до храма Хатшепсут в Луксоре

Доехать до храма Хатшепсут можно одним из следующих удобных способов:

Маршрут из Каира до храма Хатшепсут на автомобиле:

Маршрут из Хургады до храма Хатшепсут на автомобиле:

Видео: храм Хатшепсут (Temple of Hatshepsut)

Источник

Храм Хатшепсут

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
Хатшепсут

Композиция южного портика второго яруса повествует о знаменитой экспедиции в Пунт. Согласно официальным хроникам, снаряженная Хатшепсут экспедиция была настолько представительна, что местные жители, увидев мощь египетского флота и войска, сразу признали себя вассалами Египта. На рельефах храма в Дейр эль-Бахри представлены все подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, которыми так славилась эта страна. Здесь же представлены знаменитые царь и царица Пунта, приносящие дары Хатшепсут, включавшие драгоценные породы деревьев, благовония, притирания, шкуры животных, золото и невольников.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
Хатхорические колонны

Раз в год это святилище Амона становилось центром Прекрасного праздника Долины, во время которого священный образ Амона покидал стены карнакского святилища и отправлялся в заупокойные храмы фиванского некрополя. Рельефы, повествующие об этом празднике, занимают большую часть стен двора верхней террасы храма Хатшепсут. Зачастую росписи частных фиванских гробниц также связаны с этим торжеством, во время которого фиванцы приходили к своим умершим родственникам, приносили им в жертву цветы, вино, хлеба и фрукты и проводили целый день в гостях у предков, празднуя прибытие Амона-Ра на западный берег реки. Обойдя все царские храмы, ладья с божественной статуей торжественно вносилась в Джесер джесеру и проводила там ночь, чтобы утром вернуться на восточный берег реки в Карнак. Изображения на стенах святилища храма Хатшепсут показывают ладью, «плывущую» по «золотому озеру», то есть стоящую на особом священном постаменте, выполненном из чистого золота. Вокруг этого постамента располагались четыре емкости, символизировавшие четыре стороны света, наполненные ночным молоком священных коров. Факелы, размещенные вокруг ладьи, горели всю ночь; на заре их гасили в молоке.

Хатшепсут не жалела средств на возведение этого храма, который она строила «из любви к отцу своему Амону». Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута, фаворита царицы и воспитателя ее дочери Нефрура. Сохранилось несколько статуй этого архитектора, представленного вместе со своей воспитанницей. Изображения Сененмута встречаются и в Дейр эль-Бахри, однако, по всей видимости, их появление было тайным: расположенные около дверных проемов, они всякий раз оказывалась скрытыми открытой дверью. Кроме того, территории первой террасы храма Сененмут начал строительство своей гробницы, чтобы и после смерти оставаться как можно ближе к построенному им храму. Тем не менее, эта священная территория принадлежала Амону и Хатшепсут, и это посягательство священную землю, а возможно и другие причины, вызвало опалу Хатшепсут. Гробница зодчего, в которой было тщательно уничтожены все его имена, так и не была закончена.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
Храм Хатшепсут: рельеф нижней террасы с изображением воинов

После смерти Хатшепсут египетский престол вновь вернулся к Тутмосу III. Стоит ли говорить, как он ненавидел свою мачеху, лишившую его царства на 15 лет? По приказу царя были переписаны все официальные хроники, имя царицы было заменено на имена этого правителя и его предшественников; все деяния и памятники царицы стали отныне приписываться преемнику Хатшепсут.Тем не менее, ее храм оставался важнейшим культовым центром. Террасы храма стали местом захоронения знатных фамилий жрецов Амона и Монту. В греко-римское время в святилище Дейр эль-Бахри, рядом с образами Амона были вырезаны изображения великих мудрецов и целителей Имхотепа и Аменхотепа, сына Хапу. Надежда исцелиться от болезней и вера в святость этого места приводила сюда множество людей; стены этого храма и по сей день хранят древние надписи с просьбами об излечении болезней и избавления от страданий.

В период раннего христианства храм Хатшепсут был превращен в коптскую церковь, а позже пришел в упадок, и превратился в руины.

Эдуард Навилль, начавший планомерные исследования этого района в 1891 году, даже не мог предположить, что храм Хатшепсут когда-нибудь удастся восстановить; многие фрагменты скульптуры и рельефов были вывезены за пределы Египта. Тем не менее, в 1961 году польские реставраторы взялись за восстановление этого комплекса, но их работа, продолжается и по сей день. Год за годом они собирают по крупицам и воссоздают рельефы, статуи, архитектурные элементы.

Благодаря стараниям реставраторов, храм вновь обрел третью террасу, откуда сверху вниз глядят на современных туристов осирические пилястры Хатшепсут. Губы царицы застыли в полуулыбке, и с них вот-вот сорвутся слова, начертанные на одном из ее обелисков:

Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила… Не говори, что это похвальба, Но скажи: «Как похоже это на нее [ее величество Хатшепсут], как достойно отца ее [бога Амона]!».

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

Далее подробнее о храме Хатшепсут.Долина Дейр эль-Бахри («Северный монастырь», место названо по существовавшему здесь монастырю коптов), находится на дне природного каменного амфитеатра у подножия скалы. Эта священная долина была посвящена богине Хатхор, божеству с многочисленными атрибутами, но также связанному с заупокойным культом фиванского некрополя. В Дейр эль-Бахри было сооружено не менее трех храмов, расположенных вплотную один рядом с другим и посвященных соответственно фараонам Ментухотепу II, Хатшепсут и Тутмосу III.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
Реконструкция вида храмов Дейр эль-Бахри во времена Тутмоса III.
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.
храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Храмы Дейр эль-Бахри сегодня:
с высоты птичьего полета.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
Посмотреть на Яндекс.Фотках
. и со скальной тропы из Долины Царей.

Царь Ментухотеп II (первый правитель XI династии, которому приписывается воссоединение Египта) первым построил храм, посвященный богине Хатхор, в священной долине. В отличие от других храмов Западных Фив, храм Ментухотепа II был настоящим заупокойным храмом, где умерший царь, обожествленный и почитаемый вместе с Амоном-Ра, был объектом поклонения в соответствии с новой теологической концепцией, которая впоследствии распространилась на храмы Миллионов лет Нового царства.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
План храма Ментухотепа II.
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.
храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
Архитектурная новизна храма Ментухотепа II состоит в его многоэтажном плане. Дорога процессий начиналась от Храма долины и вела в огромный двор с создающими тень деревьями, высаженными параллельными рядами.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
От двора начинался пандус, который шел через колоннаду к террасе, в центре которой находилась мастаба. На двор также выходил подземный туннель, ведущий к кенотафу, расположенному точно под мастабой.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
В 1900 г. лошадь, на которой ехал Говард Картер, будущий первооткрыватель гробницы Тутанхамона, споткнулась. Так случайно был обнаружен вход в туннель, известный теперь как «Дверь лошади». В кенотафе Картер обнаружил знаменитую статую Ментухотепа из расписного песчаника, которая теперь хранится в Каирском музее.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
Навилль, первый исследователь храма, считал, что храм был увенчан пирамидальной конструкцией.
В наше время большинство ученых склоняется к мнению, что такой пирамиды не было.
Возможно, сверху был холм, с высаженными на нем ивами черет – священными деревьями Осириса.

К западу от террасы и мастабы находился второй двор, окруженный колоннами и ведущий к скалистому святилищу, отведенному для царского культа, и к комплексу шести заупокойных часовен и шести гробницам царских невест и принцесс. Также во втором дворе был найден вход в другой длинный подземный туннель, ведущий в погребальную комнату, высеченную в горе в соответствии с концепцией, которая в конце концов нашла широкое применение в гробницах Долины Царей.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

Скульптурный портрет Хатшепсут, дочери Тутмоса I, из Дейр эль-Бахри (сейчас находится в Каирском музее). После смерти брата, Тутмоса II, Хатшепсут на 21 год стала регентшей при своем пасынке Тутмосе III, присвоила себе мужской титул Царь Верхнего и Нижнего Египта и повелела изображать себя с мужскими атрибутами (в частности, с накладной бородой).

Храм Хатшепсут, который носил имя «Джесер-Джесеру», «cвященнейший из священных», в настоящее время является наиболее внушительным сооружением Западных Фив. Храм, пришедший в руинообразное состояние, был раскопан в 1891 г. египтологом Навиллем, который первым предпринял попытку его реконструкции, позже эти попытки были продолжены Уинлоком и Барэзом, а много лет спустя Польским центром средиземноморской археологии, который проводит работы на этом месте с 1961 г. и по сей день. Эта хорошо документированная работа по реконструкции вновь придала памятнику тот грандиозный вид, который был свойственен ему в древние времена.Строительство храма Хатшепсут заняло 15 лет, но изучение памятника выявило, что первоначальный проект претерпел значительные изменения в ходе строительных работ. Место, избранное Хатшепсут для своего храма, было результатом точных расчетов – храм находился на оси карнакского храма Амона, и при этом на расстоянии всего лишь нескольких сотен метров по прямой от гробницы, которую царица повелела соорудить для себя в Долине Царей (KV 20) с другой стороны горы.

Как и в случае с храмом Ментухотепа II, храму Хатшепсут предшествовал ныне утерянный храм в долине, который был построен на берегу канала, связанного с Нилом. Отсюда начиналась обрамленная двумя рядами сфинксов дорога процессий, которая вливалась в первый двор, ограниченный на западе портиком с 22 колоннами, с двумя осирическими колоссами по бокам, представлявшими царицу и украшенными барельефами, которые в южной части (портик обелисков) иллюстрировали перевозку двух больших гранитных обелисков из Асуана и их воздвижение в карнакском храме, а в северной части (портик охоты) – ритуальные сцены охоты и рыболовства.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
План храма Хатшепсут.
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.
храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
Вид на храм Хатшепсут со скалы

Общий замысел храма приписывается Сенмуту, «Верховному Распорядителю Амона», чья личная гробница была построена под первой террасой храма.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
Сенмут хотел, чтобы сооружение вписывалось в окружающий пейзаж; в этом отношении он, очевидно, вдохновлялся концепцией строителей храма Ментухотепа. (Виктор Солкин подсказывает, что еще одним источником вдохновения служил террасный заупокойный храм царицы Яхмес-Нефертари в Абидосе.)храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
В древние времена от Нила к нижней террасе тянулась аллея сфинксов, сохранились пни высаженных вдоль нее деревьев. Табличка ручается, что это остатки тех самых драгоценных мирровых деревьев, что были привезены царицей из страны Пунт.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
Схема часовни Хатхор.
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
Вид на часовню с тропы из Долины Царей.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
Вход в часовню – со стороны портика Пунта храма Хатшепсут.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
Хатхорические колонны

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
Стены по периметру вестибюля и гипостильного зала декорированы сценами празднеств в честь богини и сценами жертвоприношений Хатхор, предстающей на своей лодке в форме коровы.
Хатхор в образе коровы лижет руку царицы.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
Северо-восточная стена: лодки и парад солдат царицы в честь богини Хатхор.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
Изображение лодок изобилует интересными техническими деталями.
Это речные гребные суда, морские парусники мы увидим чуть позже.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

Экспедиция в страну Пунт

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
p-wn-(n)-t

Самые интересные барельефы храма Хатшепсут иллюстрируют знаменитую морскую экспедицию в таинственную страну Пунт, снаряженную царицей. Египтяне предпринимали более или менее регулярные походы в страну Пунт еще со времен Древнего царства, главным образом для импорта ладана и мирра – сырья, отсутствовавшего в Египте, но необходимого для отправления религиозных культов (воскурения, мумификация) и использовавшегося в египетской медицине. Реальное географическое положение страны Пунт точно не известно. Логично предположить, что Пунт, который древние египтяне называли «Страной Бога», располагался на берегах Красного моря.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри

Учитывая довольно скромные навигационные навыки древних египтян (они были гораздо более опытными в речной, чем в морской навигации) и сравнивая среднюю скорость корабля в эту эпоху (приблизительно 3-4 узла) со временем, потребовавшимся на совершение экспедиции (около 30-40 дней пути по побережью при попутных северных ветрах, и около 3 месяцев обратного пути на веслах против ветра), представляется очевидным, что страна Пунт не могла находиться дальше мыса Гвардафуй. Наиболее вероятно, что она располагалась на побережье между Эфиопией, Эритреей, Джибути и Сомали.В этих широтах, как на африканском, так и на арабском побережье, действительно произрастают растения, из которых производятся ладан и мирра (босвеллия и коммифора), а они были самыми важными товарами страны Пунт. Изучение различных археологических объектов, привезенных из Пунта, демонстрирует их несомненное африканское происхождение. Барельефы демонстрируют много образцов тропической морской фауны, типичной для Красного моря, включая пресноводную и морскую рыбу. Это наводит на предположение о том, что страна Пунт располагалась в устье реки.

храм тутмоса 3 в дейр эль бахри
Сюжеты портика Пунта по Дж.Х. Брестеду (1962).
Ниже для ориентировки будем указывать номера по этой схеме [ в квадратных скобках ].
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей. + небольшая правка нумерации.

Раскрашенные барельефы с длинным текстом детально описывают путешествие вдоль берегов Красного моря (которое в древности называлось Великим Зеленым морем), прибытие в Пунт египетских судов, рисуют местные свайные жилища, растения и животных, жертвы и подарки, поднесенные царю и царице Пунта, повествуют о погрузке на борт кораблей важных материалов и сырья, весьма нужных египтянам: корицы, ароматического дерева, золота, смолы, мехов, но, прежде всего, «антиу» и «сенеджер» (мирры и ладана), о чем рассказывается в тексте, описывающем эту сцену: «Корабли были нагружены огромными грудами чудес страны Пунт: всевозможным драгоценным деревом Страны Бога, массой камеди мирра и живыми мирровыми деревьями, эбеновым деревом и чистой слоновой костью, зеленым золотом Аму, ароматическим деревом, которое называется «тишепес» и «хесит», ароматами, ладаном, сурьмой, бабуинами, мартышками и собаками, шкурами пантер с Юга, туземцами и их сыновьями. ».Изобразив возвращение экспедиции в Фивы и взвешивание важных товаров, барельефы подходят к концу северной части портика, рисуя прибытие бога Амона в Дейр эль-Бахри по случаю «Прекрасного праздника Долины». Царица обращает к Амону длинную речь, подчеркивая значимость своего предприятия, которое сделало возможным открытие пути в Пунт. Затем барельефы живописуют ответную речь Амона, Господина Карнака, который, вознеся хвалы царице за все ее действия и за успех экспедиции, говорит, что он был рад, т.к. драгоценные товары из Пунта подтвердили, что он создал эту землю «на радость своему сердцу» и обеспечил конечный успех трудной экспедиции, чтобы получить выгоду от «всех хороших и красивых вещей из Страны Бога», удовлетворенный тем, что Хатшепсут таким образом исполнила его волю и почла своего божественного отца. Известно, что 31 мирровое дерево было доставлено в Египет в хорошей сохранности. Они были высажены в саду Амона в храме Карнака, хотя иные климатические условия, вероятно, помешали растениям прижиться, что позже заставило Тутмоса III и еще позже Рамсеса III предпринять новые экспедиции в Пунт.

Похоже, что в сценах, где действие происходит в Пунте, движение справа налево всегда отражает направленность из Египта в Пунт – так ориентированы корабли в нижней части, так же движутся египтяне, дарующие товары правителям Пунта. Тогда подписи на схеме Брестеда не совсем точны (во всяком случае, в русском переводе книги Силиотти):
– сцена [1] изображает скорее не отплытие флота из Египта, а его прибытие в Пунт – корабли направлены к земле, расположенной слева, два прибывших корабля уже спустили паруса; лодка привязана к мирровому дереву;
– сцена [5] вряд ли изображает подношения царям Пунта – процессия движется слева направо; в числе даров несут мирровые деревья, ведут обезьян и пантер.
Полностью здесь: Храм Хатшепсут

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *