храм у московского вокзала
Собор Феодоровской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)
Мiръ Россия Санкт-Петербург Собор Феодоровской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)
Собор Феодоровской иконы Божией Матери построен в 1911-1914 годах. Здание из железобетона исполнено в стиле ростовских соборных храмов эпохи воцарения Михаила Фёдоровича. Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Официальное название — собор Божией Матери Феодоровской в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых.
Содержание
История [ править ]
Мысль о создании юбилейного храма в честь 300-летия Царствования династии Романовых возникла в 1907 году у «Союза русского народа», и через два года по всей стране на постройку стали собирать пожертвования. В 1910 году был проведен конкурс, победителем которого вышел гражданский инженер С. С. Кричинский, представивший проект в стиле ростовских храмов XVII века. После доработки проект был в следующем году одобрен, хотя работы начались уже 17 октября 1910 г. на отведенном близ Николаевского вокзала месте.
Это место принадлежало подворью Феодоровского мужского монастыря Нижегородской епархии, основанного в начале XIII века князем Юрием II Всеволодовичем в Городце, на левом берегу Волги. Главной монастырской святыней была чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, которую после упразднения обители перенесли в Ипатьевский монастырь в Костроме, где ею благословили на царство боярина Михаила Романова. В 1700 году монастырь в Городце был восстановлен, и в нем помещен список чудотворной иконы. В августе 1868 г. монастырь поставил в зале ожидания 3-го класса Николаевского вокзала киот с Феодоровской иконой, который простоял здесь семь лет. Попытки монастыря добиться разрешения выстроить в столице подворье оказались, однако, тщетными, и только в 1894 служащие товарной станции по проекту А. А. Лекшинского возвели возле ее ворот каменную часовню в память спасения Императорской семьи в Борках, которая была приписана к обители. После расширения часовни епископ Выборгский Сергий освятил ее 1 ноября 1904 г. как церковь во имя Феодоровской иконы и свт. Алексия. Затем к ней были пристроены два придела, освященные 19 февраля 1909 г. архиепископом Нижегородским Назарием. Вмещавшая 300 человек небольшая церковь действовала до 1914 года.
Новый двухэтажный храм высотой 22,5 саж. архиепископ Волынский Антоний торжественно заложил 5 августа 1911 г. в присутствии великого князя Михаила Александровича, покровителя строительного комитета. Храм строился из железобетона под надзором автора проекта. Довольно скромно оформленный, он представлял собой вялую комбинацию «цитат» из различных школ русского зодчества. Воротная башня монастыря из Суздаля, церковь с башней из Ростова, ворота из Пскова, типичная крепостная стена, типичная звонница. Стены самого храма совместили закладные кресты Новгорода и владимиро-суздальскую резьбу. Фасад храма, облицованный белым старицким камнем с орнаментом работы И. Траубенберга, украшали на северной стороне родословное древо Романовых и Феодоровская икона, которые по рисунку В. Чехонина исполнила из майолики мастерская П.К. Ваулина. Купол собора был крыт золоченой медью, над входом размещался мозаичный Спас, копия с работы В.М. Васнецова. Так был создан один из самых эклектичных памятников русской архитектуры — в общем и целом безвкусный.
Хотя начавшаяся война резко замедлилa работы, до революции на средства, собранные в славянских странах, были возведены: звонница с колоколами, граненая башня, где предполагалось разместить музей начала XVII века, и причтовый дом с кельями. Поскольку задуманную предцерковную площадь с памятником св. Александру Невскому создать не удалось, то, чтобы закрыть вид на товарную станцию железной дороги, у собора была выстроена массивная крепостная стена из красного кирпича.
В июле 1932 года собор был закрыт и позже частично разрушен. Храм-памятник был превращен в молокозавод и перестроен, его купола снесли.
В течение сорока лет церковь, полностью перепланированная внутри, стояла обезглавленной, с сиротливо торчащими барабанами. Здание постепенно, с течением времени, обрастало уродливыми пристройками. В 1970-е годы планировался визит президента США Р. Никсона, и барабаны поспешно демонтировали, окончательно лишив здание того вида, который мог хотя бы отдалённо напоминать церковь.
Современное состояние [ править ]
В 1993 году городские власти приняли решение о перебазировании молокозавода и передаче Феодоровского храма епархии.
В 1993 году, не дожидаясь полной передачи здания храма, рядом был сооружён и 28 марта 1998 года освящён храм святых Новомучеников и Исповедников Российских.
Храм возвращён в ведение епархии в августе 2005 года. С конца 2006 года Попечительский совет храма возглавляет председатель Высшего совета партии «Единая Россия» Председатель Госдумы Борис Грызлов; работы планировалось закончить в 2013 году к 100-летию со дня его возведения и 400-летию дома Романовых.
27 марта 2011 года завершена реставрация колокольни, на которую подняли точную копию колокольного ансамбля XIX века.
28 апреля 2013 года было завершено воссоздание мозаики образа Спасителя над парадным входом в собор.
15 сентября 2013 года патриархом Московским и всея Руси Кириллом совершён чин великого освящения трёх престолов верхнего храма собора в присутствии председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, министра культуры России Владимира Мединского, председателя попечительского совета собора Бориса Грызлова и прихожан.
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Как добраться [ править ]
Проезд: Пешком от Московского вокзала
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 1-В, литера А
flackelf
Русский киевлянин пишет из Петербурга.
Недавно мне впервые показали совсем недавно восстановаленный Фёдоровский собор, который расположен в глубине кварталов, неподалёку от Московского вокзала Сантк-Петербурга. Собор вплотную примыкает к почтово-багажному терминалу главной жд станции Северной столици и немного просматривается с путей.
Видел и я его, но как-то сходить туда и тем более войти вовнутрь, не получалось.
1. Вот так выглядит Собор Феодоровской иконы Божией Матери, построенный 1907 году, в ознаменование приближающегося 300-летия Дома Романовых.
Вернее это уже его восстановленная в 2013 году (оказывается совсем недавно) версия.
Не новодел конечно, но наполовину пришлось восстанавливать.
3. «Кремлевская стена» по замыслу, призвана символизировать единение двух столиц России. И возможно не случайно собор построили именно около Московского вокзала Петербурга.
4. Собор был восстановлен во всём своём великолепии. Во времена СССР, после закрытия Романовского храма, а именно так его называли в 10-20 годы прошлого века, в здании разместили молокозавод. Купола и барабаны сняли, а здание перестроили внутри под нужды предприятия. Сохранился только основной корпус храма, сделанный из железобетона.
Видна мозаика над парадным входом в собор. Восстановлена в 2013 году.
5. Вот тут изложена история храма.
6. Вот так выглядел перестроенный корпус собора в 2006 году.
Настолько близко к революции возвели храм, что он в первоначальном виде просуществовал всего лишь 18 лет. Закрыт окончательно был в 1932 году.
В соборе разрешается вести фото и видеосъемку.
8. Нижний храм выполнен по современному проекту, потому как не сохранилось ни документов ни фотографий.
10. В Верхнем храме.
Цитата:
«В отличие от нижнего храма, оформленного в стиле древнерусских храмов первых веков христианства на Руси, верхний храм представляет собой стилизацию под православные храмы Московской Руси начала XVII века, то есть времени воцарения Романовых и воссоздан практически в том виде, который он имел при постройке.»
11. Икона Божией Матери «Прибавление ума».
14. В Верхнем храме расположена также небольшая экспозиция, расказывающая про историю собора, со множетсвом фотографий и экспонатами.
15. 15 января 1914 г. в присутствии Николая I был освящен главный придел. Официальное название храма «Соборный храм иконы Федоровской Божией Матери и Святого Благоверного Князя Александра Невского в память 300-летия царствования Дома Романовых». Это состоялось за 7 месяцев до начала Первой мировой войны.
Шли последние мирные месяцы Российской империи, которые больше никогда не повторятся.
17. Элементы старой отделки собора, найденные при реставрации.
19. Старая фотография храма и его состояние в 2006 году.
21. Иконка-медальон цесаревича Алексея, которая висела над его кроваткой. Во время революции была одним неравнодушным человеком вывезена за границу.
В Россию вернулась в 1993 году.
Стоит над большой иконой Царственных Страстотерпцев.
22. Резной иконостас.
23. Реставраторы кое что оставили в напоминание о молокозаводе, который был в здании много лет.
Например вот эти заводские часы.
24. И автомат с водой, который так и остался стоять на своем месте.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Феодоровский собор или Собор Феодоровской иконы Божией матери
Соборы и Храмы
Краткое описание
Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых петербуржцы привыкли называть просто Феодоровским собором или кратко – Феособор. Это действующий храм Русской Православной Церкви, находящийся в центре Санкт-Петербурга и приковывающий внимание своей не вполне типичной для северной столицы церковной архитектурой.
Строительство собора
В 1913 году династия Романовых собиралась отпраздновать свое 300-летнее пребывание на троне. За 6 лет до этого в Петербурге решили построить собор, чтобы увековечить в истории грядущую памятную дату. В рамках заседаний созданного для данной цели Строительного комитета рассматривали присылаемые на конкурс проекты будущей постройки.
Главная идея заключалась в том, что храм следовало создать не в стиле классицизма, характерного для других соборов столицы Российской Империи, а в духе древнерусского зодчества. Так, чтобы внешне храм напоминал старые допетровские церкви, которые были распространены в России в то время, когда взошел на трон основатель династии Михаил Федорович Романов.
Стену восточного фасада здания украшают врезанные кресты. Эти архитектурные элементы считаются типичными для древних строений.
В итоге было выделено три проекта, а победителем стал тот, что принадлежал архитектору С. С. Кричинскому. В качестве места возведения собора выбрали перекресток Миргородской и Полтавской улиц, неподалеку от Николаевского железнодорожного вокзала. Этой землей тогда владело подворье Феодоровского Городецкого монастыря.
Здесь уже имелась маленькая церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери и святителя Алексия. Ее построили по случаю рождения долгожданного наследника престола – цесаревича Алексея. Николай II выделил на возведение нового собора 25 тысяч рублей. Остальные деньги собирали всем миром. Кроме множества частных лиц и монастырей со всей страны, пожертвования перечисляли:
Начало строительству было положено в августе 1911 года. На торжественной закладке храма, сопровождавшейся богослужением, присутствовал брат императора – великий князь Михаил Александрович.
В специально сделанном углублении на месте закладки он оставил монетку начала XVII века – эпохи зарождения династии
Из-за весьма ограниченных сроков приходилось неоднократно менять планы по строительству, и оно шло непросто.
Весной 1913 года в торжественной обстановке на центральный купол собора водрузили крест. Боковые приделы нижнего храма освятили в сентябре. В декабре на звонницу подняли первые колокола, названные в честь членов царской семьи. А в начале 1914 года в присутствии Николая II и его семейства, высших государственных чинов, военных и студентов состоялось освящение главного придела в верхнем храме.
Колокольню первого храма украшали сверкающие купола. Часть из них посвящались членам царской семьи. Всего было 11 куполов. Из них 9 именных. Вес колокола «Михаил-Николай» превышал 8 тонн.
Это было ключевое событие, однако празднование 300-летия Дома Романовых прошло раньше, в марте 1913-го. За последующие два года рядом с храмом также построили Дом причта. Новый собор одновременно был и приходским, и монастырским, так как находился на территории Феодоровской обители.
Советские годы
Храм перестроили, снесли купола и, несмотря на протест прихожан, устроили в нем молочный завод, который со временем оброс уродливыми пристройками
В 60-е годы в связи с расширением завода в ходе масштабной реконструкции собор почти полностью потерял свой первоначальный облик. Только барабаны от куполов еще стояли.
В 1970-е в Ленинграде ждали визита американского президента. Испугавшись, что Никсон увидит, как советская власть поступила с историко-архитектурным памятником, барабаны срочно демонтировали, чтобы в промышленном строении уже нельзя было распознать церковь.
Возрождение
После распада СССР стали говорить о необходимости возвращения Феодоровского собора РПЦ. Тогда же, в 1992 году началось возрождение прихода. Люди, его составившие, собрались очень быстро. А вот передача храма Церкви затянулась на долгие годы. Богослужения временно проводили в построенном рядом небольшом храме. Собор был отдан епархии только в 2005 году. Тогда же оттуда, наконец, убрали молокозавод.
За многолетнее использование сооружения не по назначению оно пришло не просто в аварийное, а в поистине ужасающее состояние. Мало кто верил, что храм можно воссоздать в былом величии. И все же был дан старт процессу восстановления. Созданный при соборе Попечительский совет возглавил Председатель Госдумы Борис Грызлов.
Полномасштабная реставрация началась в 2007 году и не прекращалась ни на один день. Для нее потребовались колоссальные средства, которые выделяли федеральные и городские власти, а также жертвовали многие меценаты.
Параллельно с реконструкцией храма вновь возводили дом причта. Деньги нужны были не только на восстановление здания, но и для написания икон и приобретения богослужебной утвари.
Из имущества, которое раньше принадлежало Феособору, сохранилась только малая часть – эти реликвии хранятся сегодня в Русском музее как образцы церковного искусства
В 2011 году была восстановлена колокольная. А вскоре над главным входом в собор вновь появился мозаичный «Нерукотворный образ» Христа. Окончательное завершение всех работ последовало в 2013 году – ко времени не только 100-летнего юбилея собора, но и 400-летия со дня основания Дома Романовых. Тогда же состоялся возглавленный Патриархом Кириллом чин освящения верхнего храма, что знаменовало собой второе рождение собора.
Новая жизнь
Сегодня службы в Феодоровском соборе совершают ежедневно. Приход храма занимается и активной внебогослужебной деятельностью. При Феособоре действуют:
Кроме этого в Феодоровском соборе:
Архитектурный облик
Создавая проект собора, архитектор Кричинский ориентировался на средневековые русские церкви ростовской и ярославской губерний. Старинные мотивы в нем сочетаются с модерном. Собор выстроен из железобетона. В основе всей конструкции – четыре мощных железобетонных арки.
Это большой и высокий храм с пятью позолоченными куполами. Крыша покрыта медью и черепицей. Рядом с собором в подобном же неорусском стиле выстроен храм Новомучеников и Исповедников Российских. Вместе с Феособором они составляют единый ансамбль.
В архитектурном оформлении собора использован прием ассиметрии. По его периметру расположены три башни, каждая из которых совсем не похожа на другие.
К храмовой колокольне пристроена стена, напоминающая кремлевскую – она символизирует единение двух российских столиц. Стены церкви облицованы камнем-известняком и украшены резными изображениями. В их числе есть и, на первый взгляд, имеющие мало общего с христианством мифические животные — феникс, единорог и другие. Восстановлено замечательное панно из майолики, которое видно на фасаде со стороны Миргородской улицы.
Внутреннее убранство нижнего храма
Внутри Феособор представляет собой два храма, которые очень отличаются друг от друга. Нижний посвящен святому князю Александру Невскому и святой Марии Магдалине. Строители намеревались сделать нижний храм по типу древних новгородских церквей: вместо иконостаса установить небольшую каменную перегородку, престол и жертвенник тоже сделать из камня. Тогда эти планы не воплотили в жизнь. Но в наши дни нижний храм оформили именно таким образом, поэтому внутри он мало похож на другие православные церкви России.
Над алтарем выстроен мраморный киворий – сень с колоннами
Еще одна интересная особенность храма – наличие баптистерия с крестовидной формой купелью. Она также сделана из мрамора. Там происходит крещение. На полу с керамической плинфой выложен из мрамора рисунок круглого лабиринта – символ людских путей к Богу. Подобными изображениями украшали европейские храмы в Средние века. Хотя в нижней церкви нет иконостаса, иконы там все равно имеются. А, кроме них, есть еще и прекрасные фрески. Вся живопись – современного письма. Старинная икона только одна — список Федоровской иконы Богородицы.
Внутреннее убранство верхнего храма
Верхний храм, как и сто лет назад, высокий, просторный и светлый. Его стилизовали под традиционные русские церкви эпохи воцарения Романовых. В центральной части нет колонн, поэтому здесь может находиться большое число людей. Мраморный пол украшен орнаментом. В западной части – вместительный притвор. Сюда ведет так называемая царская лестница, а уже из притвора попадают в основную часть храма. С противоположной стороны притвора другая лестница – ведущая на хоры. Из притвора можно пройти и в крытый переход, которым следуют на колокольню.
Как и прежде, в верхнем храме три алтаря. Они посвящены:
Часть икон – копии первоначальных образов Феособора, которые размещены теперь в Русском музее. С потолка в центре храма свисает большое бронзовое паникадило в форме шапки государя Михаила Федоровича. Его воссоздали взамен прежнего, утраченного. Есть также боковые паникадила более скромных размеров.
Расписание богослужений
По будням:
По субботам:
По воскресеньям и в дни великих церковных праздников:
По средам и пятницам в 18:00 в нижнем храме читаются акафисты
Официальный сайт
Телефон
Где находится
Адрес
Миргородская улица, 1-В, литера А
Метро
Как добраться
Интересные факты
Первое пожертвование на строительство Феодоровского собора поступило от очень почитаемого в России святого – Иоанна Кронштадтского. Он сделал его уже будучи на смертном одре.
Нанести на купола позолоту планировали еще во время возведения собора, но осуществили данную задумку только в наше время.
Взрослых здесь крестят как в первые века христианства – они надевают длинные белые одежды и совершают полное погружение в купель.
Феособор – место, где примут каждого. Сюда можно смело прийти девушкам в брюках и без платков, не страшась каких-либо замечаний со стороны прихожан и служителей. Молодежи тут рады особенно.
МОСКОВСКИЙ ЗНАМЕНСКИЙ ХРАМ В ПЕРЕЯСЛАВСКОЙ СЛОБОДЕ
Церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе |
Московский храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе (Сретенское благочиние Московской епархии)
Знаменский храм ведет свою историю с конца XVI века, когда «блаженныя памяти при Государе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии поставлена им Переславская Ямская слобода на поклонной горе, а ямщиков было пятьдесят человек». Построенный в слободе деревянный храм был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). Вскоре в храме появился придел в честь святителя Николая, которого ямщики особенно почитали как покровителя путешествующих. А уже в 1638 году в Переписной книге города Москвы было записано: «В Переславской в Гонной слободе во имя храм Знамение Пречистыя Богородицы». Причину переименования история не сохранила.
Московский храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе, 1882 год. Фото из альбома Найденова |
В 1757 году «тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей» началось строительство каменного храма, который был освящен в 1765 году и существует по сей день. Выстроенное в стиле барокко здание имеет симметричную осевую композицию.
В 1888 году храм перестраивали, увеличивая его внутреннее помещение. При этом боковые приделы были выдвинуты в ряд с главным, застроена с боков колокольня. Последовательное и точное воспроизведение в архитектуре поздних приделов и пристроек первоначальных барочных форм позволяет воспринимать здание как стилистически единое. Красный цвет стен и белый цвет деталей придают храму строгий и в то же время нарядный вид.
Резной позолоченный иконостас, выполненный в конце XIX века, отражает развитие русского стиля в церковном убранстве. Пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, он выдержан в традициях XVI-XVII веков. Роспись храма выполнена в 1899 году художником Я. Е. Епаничковым. В начале XX века при храме действовали богадельня и церковно-приходская школа.
В советское время церковь не закрывалась, на её колокольне даже сохранились колокола. Храм принимал к себе святыни из закрываемых и разрушаемых окрестных церквей.