храм у яузских ворот
В отличие от других церквей, расположенных на Ивановской горке, храм во имя св. ап. Петра и Павла со времени постройки и до наших дней не закрывался. В тихом Петропавловском переулке сохранились традиции Московского православного благочестия, в храм передавали Святыни закрытых и поруганных церквей, безместное духовенство находило себе приют в стенах церкви и получало посильную помощь от прихожан. Храм стал на долгие годы средоточием церковной жизни в этой части исторического центра нашего города. В наши дни по благословению священноначалия храм святых апостолов. Петра и Павла стал подворьем Сербской православной церкви, являясь символом духовного братства и единения Сербской и Русской православных церквей.
Храм на этом месте был издревле и имел наименование «Петра и Павла высокого, что на горке». Первый каменный храм поминается в 1631 году. Сохранилось свидетельство, что святейший Патриарх Московский и всея Руси Адриан в марте 1693 года отпевал в храме Вассу Строганову. По благословению Святейшего был устроен в приходе Петропавловской церкви домовой храм во имя Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1698 году при доме генерала Федора Головина («каменный со звоном»). По благословению же Святейшего Патриарха был разобран старый каменный храм и сооружен новый в 1700-1702 годах, который и стоит до наших дней. Главный престол нового храма был освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», а для старого престола во имя св. ап. Петра и Павла с северной стороны устроили особый теплый зимний предел. Ктиторами и храмоздателями новой церкви были старинные прихожане из рода Еропкиных и Колычевых. Основные расходы взяла на себя Василиса Еропкина. Выдача антиминса во вновь сооруженный храм произошла 1 января 1702 года. Архитектурный стиль нового храма относится к «Московскому барокко».
Церковь Петра и Павла у Яузских ворот. Фото из книги Н.А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви». 1882-83гг
В 1731 году в церкви устроили особый Казанский предел с южной стороны и храм стал трехпрестольным. Престол был освящен 13 октября 1731 года протопопом Большого Успенского Собора Иоанном Максимовым. Храм сильно пострадал от московского пожара 1748 года, но на средства прихожан был быстро восстановлен. Значительным событием Петропавловского прихода стало строительство в 1771 году новой трехъярусной колокольни, которая сооружалась долго из-за эпидемии чумы и строгого карантина. От вступления аполеоновских полчищ в Москву, мародерства и пожаров в 1812 году сам храм пострадал менее ближайших цервей и после освящения к нему были временно приписаны две приходские церки (св. Николая в Подкопаях и Трех Святителей на Кулишках). Церковные же постройки и собственные дома священнослужителей были все сожжены. Доходных домов у храма никогда не было, но на церковной земле жили клирики в церковных строениях. Из ныне существующих построек в хронологическом порядке были построены:в 1830 годах – каменный с антресолями 2-этажный дом священника. Перестроен в 1888 г. по проекту В.Н. Корнеева;в 1853 г. по проекту архитектора Н.Н. Елагина построен 2-этажный каменный дом дьякона; в 1879 г. по проекту архитектора С. Сонина построено 2-этажное здание – дом дьячка и просфирни.
После революции над храмом нависла реальная угроза закрытия, т.к. этого требовал местный отряд пионеров, призывая к передаче здания храма под свои нужды. Несмотря на множество резолюций советских органов, милостью Божией храм не был закрыт. В храме не было и обновленческого раскола. На Пасху 1946 года, сразу после окончания ночной литургии, в алтаре тихо скончался горячо любимый прихожанами многолетний настоятель храма протоиерей Аркадий Пономарев. В 1948 году по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I при храме было открыто подворье Сербской православной церкви, которое фактически не начало действовать по политическим причинам. Указом Святейшего Патриаха Московского и всея Руси Алексия II от 31 декабря 1999 года храм св. ап. Петра и Павла был преобразован в Патриаршее подворье, при котором было возобновлено представительство Сербской Православной церкви.
Духовенство
Епископ Моравичский Антоний (Пантелич)
Викарий патриарха Сербского, Настоятель храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот, представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси, доктор теолгии, профессор, Декан Философско-богословского факультета РПУ.
Родился 23 июля 1970 года в городе Валево (Сербия).
В 1990 окончил с отличием Духовную семинарию «Трех Святителей» при монастыре Крка (Хорватия).
В 1988 во время учебы в Духовной семинарии принял монашеский постриг от епископа Жичского Стефана (Боцы).
В 1989 году в монастыре Жича был рукоположен епископом Жичским Стефаном в дьяконский сан, в 1991 году в сан иеромонаха.
В 1995 году закончил с отличием Московскую Духовную академию.
В 1996 году по решению преподавательского совета Московской Духовной академии получил звание кандидата богословских наук за диссертацию на тему «Современное положение Сербской Церкви — история Сербской Церкви с 1945 по 1995 гг.».
В 1996 году, епископом Жичским Стефаном удостоен сана сингела.
С 1996 по 2000 год пребывал в должности эконома и наместника монастыря Студеница.
В августе 2000 г. решением Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви был назначен преподавателем Духовной семинарии Святого Петра Дабробосанского в городе Фоча (Босния и Герцеговина).
В октябре 2000 г. назначен доцентом и заведующим кафедрами литургики и церковно-национальной истории Музыкальной Академии Государственого Сараевского Университета.
В 2002 году по решению Священного Архиерейского Собора и Синода Сербской Православной Церкви избран настоятелем Подворья Сербской Православной Церкви в Москве и удостоен сана архимандрита.
В 2002 году архимандрит Антоний назначен представителем Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси и настоятелем Патриаршего Подворья храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот.
С 2003 года заведующий кафедрой литургики на Российском Православном Университете святого Иоанна Богослова, и професссор литургики и канонического права.
На проходившем в Белграде с 15 по 27 мая 2006 г. рабочем заседании Священного Архиерейского Собора, Представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси, архимандрит Антоний (Пантелич) избран викарием Патриарха Сербского с титулом епископа Моравичского.
23 июля 2006 г. в соборном храме св. Архангела Михаила г. Белграда состоялась архиерейская хиротония архимандрита Антония во епископа Моравичского, викария Святейшего Патриарха Сербского.
Защитил магистерскую диссертацию на Российском Православном Университете святого Иоанна Богослова в Москве (диссертация на тему «Богослужебные традиции в Сербской православной церкви»).
24 марта 2008 года епископ Моравичский Антоний защитил ученую степень доктора теологии со всеми правами, привилегиями, ответственностью и почестями.
С 2018 года декан Философско-богословского факультета РПУ св. Иоанна Богослова.
7 июня 2019 года, на Православном богословском факультете Прешовского университета (Словакия) состоялась защита диссертации епископа Моравичского Антония посвящена теме «Отношения Сербской и Русской Православных Церквей в 1944-1950 гг. в материалах архивов России и Русской Православной Церкви».
В настоящее время епископ Антоний продолжает свое служение в Москве.
«Свидетель истории и живой голос традиции»
«Святые земли сербской»
«В объятиях города Богородицы»
Автор многочисленных статей богословского содержания в различных журналах и газетах в Сербии и за рубежом.
Участник многих международных научных конференций в Сербии и за ее пределами, различных богословских дискуссий на радио и телевидении.
— Указом Блаженнейшего Митрополита Чешских Земель и Словакии Николая от 22 мая 2004 г. награжден орденом св. блг. князя Ростислава (III степени).
— Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, 23 июля 2005 года награжден орденом преподобного Сергия Радонежского (III степени) во внимание к усердным пастырским трудам в российской столице и в связи с 35-летием со дня рождения.
— Приказом Командующего Войсками Казачьей Гвардии от 18 января 2006 года награжден медалью «За працу».
— 22 января 2006 года, награжден орденом Святого Князя Александра Невского (II степени) за выдающийся заслуги в деле укрепления братских и духовных связей между народами России, Сербии и Черногории.
— Благодарность за большой вклад в развитие и сохранение культурно-исторического наследия Таганского района (2007 года).
— 08 января 2007 года решением Президиума Совета по общественным наградам Российской Федерации награжден орденом «За службу Отечеству» (III степени) за выдающийся личный вклад в дело укрепления позиций Государства Российского и Святого Православия в современном мировом обществе.
— Награжден орденом «За веру и верность» от 06 мая 2007 года.
— 14 июня 2007 года награжден почетным знаком Союзного государства «Защитнику Отечества» первой (высшей) степени от Совета ветеранов военной служби, за заслуги перед Отечеством в области патриотического воспитания общества в духе преданности Родине, святой православной вере, большой личный вклад в процесс духовного объединения народов Союзного государства, за проведение согласованной политики взаимопонимания и дружбы народов, проявленные инициативу, высокие гражданскую позицию и ответственность за судьбу Отечества.
— 12 сентября 2007 года награжден орденом «За заслуги перед отечеством и казачеством» (II степени).
— Грамота с медалей Синодального Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви за плодотворный труд на ниве православного образования и духовного просвещения (2008 года).
— 07 марта 2008 года награжден медалью «За Веру и Отечество» (I степени).
— Награжден орденом «Мир и дружба» от Национального Комитета Общественных Наград Российской Федерации (04 сентября 2008 года).
— Награжден почетным знаком Военно-медицинской академии в Белграде (11 июня 2009 года).
— Грамота в благословение за усердные труды во славу Святой Церкви от имени митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила (17 декабря 2012 года).
— Награжден памятным знаком Украинской Православной Церкви в честь 1025-летия Крещения Киевской Руси (28 июня 2013 года).
— Золотой орден на ленте «За служение искусству» (I степена) от Российской Академии Художеств РФ (05 июля 2013 года).
— Награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира (II степени) Русской Православной Церкви во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 1025-летием Крещения Руси (17 июля 2013 года).
— Награжден юбилейной медали Синода Белорусской Православной Церкви в память празднования 1025-летия Крещения Руси (29 июля 2013 года).
— Награжден орденом митрополита Гавриила (Бэнулеску) Православной Церкви Молдовы (03 сентября 2013 года).
— Награжден грамотой Дважды Краснознаменного Балтийского Флота за активно участие в духовно-нравственном воспитании военнослужащих воинских частей и кораблей Балтийского флота (22 марта 2014 года).
— Грамота Военно-Морского Флота Российской Федерации за большой личный вклад в возрождение духовных основ Отечества и его Вооруженных Сил (08 апреля 2014 года).
— Грамота Военно-Морского Флота Российской Федерации за активное участие в изготовлении походных воинских храмов для Военно-Морского Флота, большой личный вклад в возрождение духовных основ нации, высокую гражданскую позицию в вопросах сохранения истории и культурных традиций Отечества (31 июля 2014 года).
— Награжден почетным знаком Екатеринбургской митрополии Русской Православной Церкви в память празднования «130-летия Екатеринбургской епархии» (06 февраля 2015 года).
— Награжден юбилейной медали Русской Православной Церкви «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира» (20 июля 2015 года).
— Медаль «За вклад в дело Мира» Всемирного Благотворительного Фонда «Дети и молодежь против терроризма и экстремизма» (03 августа 2015 года).
— Памятная грамота в ознаменование празднования 70-летия возрождения Санкт-Петербургской Духовной Академии (09 октября 2016 года).
— Указом Блаженнейшего архиепископа Прешовского, Митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава награжден орденом святых Кирилла и Мефодия (I степени) Православной Церкви Чешских земель и Словакии (16 сентября 2016 года).
— Награжден юбилейной медали Русской Православной Церкви «В память 100-летия востановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» (01 декабря 2017 года).
— Награжден орденом св. мученика Епископа Горазда (II степени) Православной Церкви Чешских земель и Словакии в год празднования 75-ой годовщины мученической смерти св. епископа Горазда (03 декабря 2017 года).
— Награжден орденом святого князя Ростислава (II степени) Православной Церкви Чешских земель и Словакии (05 июля 2018 года).
— Почётный знак «Трудовое отличие» от имени Всероссийской общественной организации Героев, Кавалеров Государственних наград и Лауреатов Государственных премий «Трудовая доблесть России» (10 декабря 2018 года).
— Награжден юбилейныйм Орденом в память 100-летия преставления Святителя Рафаила епископа Бруклинского 2-й степени, от митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, Предстоятеля Русской православной церкви заграницей (1 февраля 2019 года).
— Медаль «В память 1150-летия кончины равноапостольного Кирилла» (5 июля 2019 года).
— Самое высокое признание Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата – медаль святителя Марка Ефесского I степени (12 июня 2020 года).
— Указoм Президента Российской Федерации от 20.07.2020 № 467 “О награждении государственными наградами Российской Федерации”, за большой вклад в развитие духовных и культурных связей, активную просветительскую деятельность, награжден орденом Дружбы.
— Награжден орденом Русской Православной Церкви святителя Алексия, митрополита Московского III степени (23 июля 2020 года).
— Почетный знак Московского Сретенского монастыря от архиепископа Верейского Амвросия в связи с 50-летием со дня рождения (28 июля 2020 года).
— По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и наместника Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря епископа Троицкого Панкратия, владыка Антоний был удостоен ордена Преподобного Германа Аляскинского, валаамского подвижника в Америке (6 сентября 2020 года).
— Награжден орденом Украинской Православной Церкви святого равноапостольного князя Владимира I степени (11 ноября 2021 года).
Официальный твиттер аккаунт епископа Антония: www.twitter.com/epAntonije
Официальный сайт епископа Антония: www.epantonije.com
Архимандрит Александр (Котов)
Родился 26.02.1986 года в Москве.
В 2003 году окончил среднюю школу №620 г. Москвы.
С августа 2006 года несет послушание на Подворье Сербской Православной Церкви в Москве.
В 2009 году окончил Российский Православный институт святого Иоанна Богослова.
12 октября 2008 года представителем Сербской Православной Церкви в Москве епископом Моравичским Антонием на Подворье Сербской Православной Церкви в Москве пострижен в монашество с наречением имени Александр, в честь блгв. кн. Александра Невского.
13 октября 2008 года тем же Преосвященным рукоположен в сан иеродиакона.
20 июня 2010 года епископом Моравичским Антонием рукоположен в сан иеромонаха.
05 мая 2013 года возведен в сан игумена.
В 2014 году в Российском Православном институте святого Иоанна Богослова защитил магистерскую диссертацию.
На праздник Введения во храм Пресвятой Девы Марии 4 декабря 2016 года возведен в сан архимандрита.
Протоиерей Димитрий Калашников
Рукоположен в сан диакона 28 апреля 1994 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЕМ в Елоховском Богоявленского кафедральном соборе. Назначен штатным диаконом храма свв. апп. Петра и Павла у Яузских ворот г. Москвы.
В 2000 г. поступил на заочное отделение Московской Духовной Семинарии.
В 2005 г. окончил полный курс названной Семинарии. На Пасху 2005г.награжден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЕМ правом ношения двойного ораря.
07 февраля 2006г. Высокопреосвященнейшим Алексием, архиепископом Орехово-Зуевским, рукоположен во иерея.
Иерей Олег Вышинский
Родился 10 февраля 1966 года в городе Москве в семье служащих.
В 1983 году окончил среднюю общеобразовательную школу.
В 1984-1986 годах служил срочную службу в рядах Вооружённых Сил СССР.
В 1988 году окончил медицинское училище с квалификацией «фельдшер».
С 1988 по 2001 год работал фельдшером выездной бригады на Станции скорой и неотложной помощи города Москвы.
22 апреля 2007 года был рукоположен в сан диакона епископом Моравичским Антонием и определен в штат храма апостолов Петра и Павла у Яузских ворот города Москвы.
В 2008 году окончил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет по специальности «Теология».
15 сентября 2016 года по рукоположении в сан пресвитера определено быть штатным священником того же храма.
18 декабря того же года рукоположен в сан иерея с возложением набедренника в Троицком соборе Александро-Невской лавры города Санкт-Петербурга патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Награды: двойной орарь (11 апреля 2012, за усердное служение Церкви Божией и в связи с приближающимся праздником Святой Пасхи) и набедренник (18 декабря 2016, при рукоположении в сан иерея).
Диакон Владислав Соколов
Родился 21.09.1977 года в Москве.
В 1995 году окончил среднюю школу №888 г. Москвы.
С 2003-2012 год обучался на заочном отделении Московской Духовной Семинарии.
30 марта 2003 года Высокопреосвященным Сергием, митрополитом Солнечногорским в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы рукоположен в сан диакона, и назначен в храм Рождества Христова в Рождественно, что в Митино, гор. Москвы.
02 февраля 2010 года согласно указу Святейшего Патриарха Московского и всея Кирилла назначается штатным диаконом Донского мужского монастыря г. Москвы.
15 октября 2013 года согласно указу Святейшего Патриарха Московского и всея Кирилла назначается штатным диаконом храма свт. Николая Мирликийского на Щепах г. Москвы.
05 апреля 2016 года по распоряжению Святейшего Патриарха Московского и всея Кирилла направлен для временного служения в храм свв. апп. Петра и Павла, Патриаршего подворья у Яузских ворот г. Москвы, Представительства Сербской Православной Церкви при Московском Патриаршем престоле.
Святыни храма
Много православных людей притекают в храм апостолов Петра и Павла на Кулишках у Яузских ворот, чтобы поклониться чудотворной Боголюбской Московской иконе Божией Матери.
Боголюбская Московская Чудотворная икона Пресватой Богородици.
В 1771 году по Москве прошла, выкашивая целые семьи, дворы и околотки, эпидемия чумы. В отчаянии люди глядели, как с каждым днем страшный недуг забирает жизни все новых знакомых и друзей. В поисках спасения они обращаются к помощи Господа, молят о заступлении Божию Матерь. Из уст в уста передавалась весть о том, что недавно город Владимир, также объятый чумой, был спасен от эпидемии после того, как туда из Боголюбова была принесена чудотворная Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. С надеждой множество москвичей поспешило к Варварским воротам Китай-города, где на стене под небольшой сенью находился почитаемый образ Царицы Небесной. На иконе, кроме Богородицы и благословляющего Спасителя, были изображены предстоящие угодники Божии: святители Московские Петр, Алексий, Иона и Филипп, блаженные Василий и Максим, преподобная Параскева, святитель Василий Великий, апостол Петр, святой Алексий, человек Божий, апостол Симеон, сродник Господень, мученица Параскева и преподобномученица Евдокия.
По своим иконографическим особенностям – поза, жест, находящийся в руке Богоматери свиток, а также фигура благословляющего Господа Иисуса Христа – икона восходит к изображениям молящейся Пресвятой Девы с группой припадающих к Ней святых, датируемым XVI веком. С конца XVII столетия подобные образы, называемые «Богоматерь Молебная», начинают именоваться Боголюбскими в связи со сходством с древнейшей Боголюбской иконой.
Судя по предстоящим святым, некоторые из которых соименны членам царской семьи, можно предположить, что образ был написан и установлен на башне в царствование императора Петра I Алексеевича. Другие источники относят появление иконы к XVIII веку.
К сожалению, точно установить датировку образа невозможно из-за неоднократных поновлений. Размеры иконы – 198 на 126 сантиметров, написана она на четырех досках, собранных на шпонках.
Желая установить порядок среди толп людей, собиравшихся у Варварской башни и находившихся в состоянии ужаса, пытавшихся найти причину этого бедствия и мучавшихся неизвестностью, Московский архиепископ (Зертис-Каменский) хотел убрать икону со стены и построить для нее часовню. Однако, не поняв намерений владыки, москвичи устроили беспорядки на улицах, в результате которых погибло несколько человек в том числе архипастырь.
В 1880 году по ходатайству Московского митрополита Иннокентия (Вениаминова) для прославленного чудотворного образа прямо в Варварской башне оборудовали часовню, куда и перенесли образ, а на его место поместили точную копию иконы. В XIX веке празднование в честь иконы длилось три дня и сопровождалось крестным ходом к Варварским воротам. И сам образ, и его копия прославлены неоднократными чудесами по молитвам перед ними. Поэтому среди москвичей она получила еще одно название: «Моление о народе».
В 1923 году часовню закрывают, со стены снимают список Московского Боголюбского образа. Обе эти иконы передали в находящийся неподалеку от того места храм, что у Яузских ворот.
Список иконы в настоящее время находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках.
Много иных святынь попали сюда из закрытых и разоренных храмов. Немало и тех святынь, что бережно сохраняются в Петропавловской церкви изначально.
Особо почитаемые иконы в нашем храме: святителя Николая Чудотворца с изображением перенесения мощей, святителя Николая Чудотворца (с частицей мощей преподобного Нила Столобенского в панагии), Иоанна Предтечи (с обручем и с частицей мощей), святителя Петра Митрополита Московского (с частицей мощей), святой благоверной княгине Елене Сербской, святого Саввы первого Архиепископа Сербского, святого мученика Лазаря князя Сербского (с частицей мощей), Нерукотворного Спаса, святой Великомученицы Екатерины, блаженной Матроны Московской (с частицей мощей), и чтимых образов Пресвятой Богородицы: Казанской, Смоленско-Шуйской, Взыскание погибших, Всех скорбящих радосте, Нечаянной радости и др.
Икона святителя Николая Чудотворца с изображением перенесения мощей.
Икона святителя Николая Чудотворца
с частицей мощей преподобного Нила Столобенского в панагии.
Икона Божией Матери «Казанская».
Икона Божией Матери «Знамение».
Икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Икона Пресвятой Богородицы «Троеручица».
Икона преподобного Симеона Мироточивого с частицей целебной лозы.
Икона Пресвятой Богородицы «Казанская» с предстоящими ангелами.
Драгоценным сокровищем являются 36 частиц мощей святых в напрестольном кресте.
Из церковной ризницы: Крест-мощевик 1691 года.
В нашем храме хранится и ковчег с частицами мощей: 1. Крест Господень, 2. Св. Игнатий Богоносец, 3. Св. ап. Матфей, 4. Св. Николай Чудотворец, 5. Св. вмч. Георгий Победоносец, 6. Святая мученица княгиня Людмила Чешская, 7. Преподобный Макарий Великий, 8. Св. Тихон Патриарх Московский, 9. Св. Афанасий Ковровский, 10. Св. Димитрий Ростовский, 11. Св. Феофана Затворник, 12. Св. Игнатий Брянчанинов, 13. Св. мироносица Мария Магдалина, 14. Св. благоверный князь Лазарь Сербский, 15. Св. Николай Сербский.