Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове г. Москвы
Официальный сайт
НОЯБРЬ 2021
9:00 Часы. Литургия в храме Усекновения.
6 ноября Суббота
Димитриевская родительская суббота. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
9:00 Часы. Литургия в храме Усекновения. 18:00 Всенощное бдение в храме Усекновения.
Просмотрено 272 раз
Поделиться:
Приглашаем на экскурсию по Дьяково
Дорогие братья и сестры!
Бывшая жительница села Дьяковское — местная уроженка Алла Дмитриевна Семенихина — расскажет всем желающим об истории родного села, о людях здесь живших, о том, чем и как жили селяне. Покажет, где стояли дома интересных людей, в том числе дом настоятеля храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково священномученика Сергия Воскресенского. Читать далее →
Просмотрено 163 раз
Поделиться:
ОКТЯБРЬ 2021
2 октября Суббота
Благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина.
9:00 Часы. Литургия в храме Усекновения. 18:00 Всенощное бдение в храме Усекновения.
3 октября Воскресенье
Неделя 15-я по Пятидесятнице, по Воздвижении.Великомученика Евстафия Плаки́ды.
8:30 Часы. Литургия в храме Вознесения. 9:30 Часы. Литургия в храме Усекновения.
Просмотрено 720 раз
Поделиться:
СЕНТЯБРЬ 2021
4 сентября Суббота
Грузинской иконы Божией Матери.
9:00 Часы. Литургия в храме Усекновения. 18:00 Всенощное бдение в храме Усекновения.
5 сентября Воскресенье
Неделя 11-я по Пятидесятнице. Собор Московских святых.
8:30 Часы. Литургия в храме Вознесения. 9:30 Часы. Литургия в храме Усекновения. 10:30 Молебен на начало учебного года в храме Вознесения.
Просмотрено 974 раз
Поделиться:
Богослужение Праздника Преображения отложено на час
В связи с погодными условиями и штормовым предупреждением, 19 августа музей-заповедник Коломенское закрыт до 10:00. Поэтому Богослужение праздника Преображения Господня начнётся в 10:00, а не как было объявлено ранее.
Просмотрено 52 раз
Поделиться:
О Смоленской иконе Божией Матери
10 августа (нового стиля) Церковь совершает празднование Смоленской иконе Божией Матери. Этой иконе посвящен университетский храм Научно-Исследовательского Ядерного Университета “МИФИ” – высшего учебного заведения, находящегося неподалёку от храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково. Почему же этот храм имеет такое посвящение? В мире всё совершается по Божию промыслу, все события и вещи имеет духовный смысл. Он часто не открывается нам сразу, но внимательный, духовно-неравнодушный взгляд может помочь нам понять какой-то отблеск этого смысла. Читать далее →
Просмотрено 71 раз
Поделиться:
Праздники августа 2021 г.
1 августа — Обре́тение мощей преподобного Серафима Саро́вского – самого почитаемого на Руси святого; Читать далее →
Просмотрено 98 раз
Поделиться:
АВГУСТ 2021
1 августа Воскресенье
Неделя 6-я по Пятидесятнице. Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Обре́тение мощей преподобного Серафима Саровского.
8:30 Часы. Литургия в храме Вознесения.
2 августа Понедельник
Пророка Илии́
9:00 Часы. Литургия в храме Усекновения.
Просмотрено 698 раз
Поделиться:
Праздники июля 2021 г.
4 июля – Всех русских святых. Это последний праздник, положение которого в календаре отмеряется от Св. Пасхи. У кого святой покровитель – русский святой, могут в этот день также торжествовать и праздновать свои именины; Читать далее →
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове г. Москвы
Официальный сайт
Духовенство
Настоятель храма: протоиерей Моисеев Алексей Николаевич
Родился 10 июня 1979 года в Москве.
День тезоименитства: 18 октября
Образование: Московская духовная семинария (1997-2001) Московская духовная академия (2001-2005)
Кандидат богословия (с 2006 года), тема кандидатской диссертации: «Агиография великомученика Георгия. Канонические и апокрифические источники».
Диаконская хиротония: 16 декабря 2001 года рукоположен в сан диакона ректором Московской духовной академии архиепископом Верейским Евгением.
Иерейская хиротония: 9 октября 2002 года рукоположен в сан священника Святейшим Патриархом Алексием Вторым в Большом соборе Донского монастыря.
С 2003 по 2020 год являлся клириком храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.
28 декабря 2020 года назначен настоятелем храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково и Патриаршего подворья при храмах Вознесения Господня и Георгия Победоносца в Коломенском.
Почетный настоятель: игумен Алексий (Иванов Михаил Николаевич)
Дата рождения: 14.03.1950
День тезоименитства: 2 июня
Светское образование: 1-й Московский Медицинский институт им. Сеченова, фармацевтическое дело, 1975 г.
Духовное образование: Московская Духовная Академия, 1991 г.
Диаконская хиротония: 03.12.1989 рукоположен архиепископом АЛЕКСАНДРОМ (Тимофеевым), в то время ректором Московской Духовной Академии
Иерейская хиротония: 02.12.1990 рукоположен Святейшим Патриархом АЛЕКСИЕМ II, тогда Митрополитом Ленинградским и Новгородским, в Покровском академическом храме МДА
Постриг: 17.04.2000 пострижен в монашество архимандритом Алексием (Поликарповым) наместником Свято-Данилова монастыря г. Москвы
Награды: 2019 — служение с открытыми Царскими вратами до Херувимской песни 2014 — Крест с украшением 2009 — палица 2004 — сан игумена 1998 — наперсный Крест 1996 — камилавка 1993 — набедренник
Иерей Зыков Евгений Борисович
Дата рождения: 15.04.1971
День тезоименитства: 4 марта
Диаконская хиротония: 30.01.2011 рукоположен митрополитом АРСЕНИЕМ (Епифановым) в храме свт. Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе г. Москвы
Иерейская хиротония: 15.02.2018 рукоположен митрополитом Меркурием (Ивановым) в Храме Христа Спасителя г. Москвы
Светское образование: Московский Инженерно-Физический Институт, 1994 г., инженер-математик Институт Промышленной Собственности и Инноватики, 1994 г., патентовед
Духовное образование: Московская Духовная Семинария (заочно, филиал в Новоспасском мон.), 2011 г. Московская Духовная Академия (заочно), 2019 г., магистр богословия
Загадки Коломенского. Часть 2. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи что в Коломенском является, пожалуй, одним из самых загадочных и таинственных православных храмов.
Официальное название этого храма Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Но в села Дьякова не существует уже много десятилетий, а церковь осталась, и название тоже сохранилось историческое.
Самый загадочный православный храм
Необычно в этой церкви все, начиная от загадок связанных с ее строительством и заканчивая местоположением и внутренним убранством.
Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи расположен на возвышенности правого берега реки Москвы, где в XVI веке располагалась царская резиденция.
Сейчас это территория музея заповедника Коломенское. Как мне кажется, это самая труднодоступная действующая церковь на территории Москвы. Сюда не попасть, если идешь куда-то по делам. Она расположена в глубине парка, довольно далеко от метро.
История храма
История возникновения и строительства этого храма окутана тайнами и предположениями. Даже общепринятая версия официально является лишь наиболее вероятной.
Относится эта церковь к 16 веку, то есть ко времени правления Ивана Грозного. Официально считается, что она была основана Василием III в 1529 году как моленный и обетный храм о рождении наследника.
Дело в том, что у великого князя Василия долгое время не было наследников, он ждал своего первенца более 20 лет. Это послужило причиной развода его с первой женой, Соломонией Сабуровой.
История это довольно мрачная и заслуживает отдельного рассказа, но речь сейчас не об этом. Во втором браке князя с Еленой Глинской детей у них тоже не было несколько лет.
Зимой 1528/1529 года состоялась поездка великокняжеской четы по монастырям с молением о даровании наследника, но супруги не получали просимого, пока не обратились в молитвах к преподобному Пафнутию Боровскому.
Храмы посвященные святому Иоанну Предтече великий князь Василий III начал строить задолго до рождения у него сына. Это было связано с тезоименитством Ивана Калиты – родоначальника московских великих князей.
Василий III молился таким образом о даровании наследника, которого обещал перед Господом наречь Иоанном в честь его великого предка. После рождения в 1530 году его сына, храмы святого Иоанна Предтечи строились уже в честь его именин. Свой обет он, естественно, выполнил.
Считается, что в 1529 году Василий III в ознаменование молитвы о сыне построил многопрестольный Предтеченский храм в Коломенском. Главный престол посвящен Иоанну Крестителю, что символизировало желание государя иметь наследника, тезоименитого Ивану Калите.
25 августа 1530 года (по старому стилю), в день памяти Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, родился долгожданный наследник, будущий первый русский царь Иван Грозный.
В честь рождения сына Василий III повелел в следующем, 1531-м, году выстроить в Москве несколько Предтеченских храмов, в их числе и всем известный Иоанновский монастырь на Кулишках.
Главным же из этих благодарственных церквей стал храм Вознесения в Коломенском, освященный в 1532 году.
Архитектурные особенности храма
Необычность этой церкви во всем. Совершенно не типично для того времени оформление в виде башенок-бочонков, опоясывающих центральный столп.
Продолжительное моление великого князя отразилось на архитектуре и устройстве храма. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что в Коломенском, имеет пять пределов.
Один из приделов посвящен праведной Анне – матери Пресвятой Богородицы. Так было выражено моление князя о зачатии наследника.
Другой придел посвящен апостолу Фоме. Здесь тоже скрыт глубокий смысл. Как мы знаем из Библии именно Фома из всех апостолов не поверил сразу в Воскресение Христа. Таким образом великий князь выразил свое покаяние в греховности сомнения и неверия.
Еще один придел посвящен митрополиту Петру, покровителю рода Калиты. Это знаменовало молитву о ниспослании чуда.
И еще один престол был освящен в честь равноапостольных Константина Великого и его матери Елены. Это символизировало молитву к небесной покровительнице Елены Глинской, второй жены князя.
Да и сам этот храм явился предтечей собора Василия Блаженного. Архитектурная форма, убранство – здесь можно провести много аналогий.
По архитектурной структуре храма трудно сказать что-то новое. Повторю лишь описание его найденное на просторах интернета.
«В целом храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой.
Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне.В них были размещены престолы.Центральный престол Иоанна Предтечи. А так же престолы праведной Анны, апостола Фомы, Московского митрополита Петра, и равноапостольных Константина и Елены.
По центру галереи, между двумя маленькими главками, обращёнными на запад, расположена двух пролётная звонница, завершённая щипцом. Ярусы столпов украшены филенками, а к шлемовидным куполам ведут ряды полукруглых и треугольных кокошников.
Вверхняя часть центрального столпа имеет ряд особенностей. Над двумя рядами треугольных кокошников возвышается восьмерик, на котором расположен объём из крупных полуцилиндров, увенчанных подобием антаблемента. Над каждым полуцилиндром расположены цилиндры меньшего размера. Далее следует невысокий барабан с филенками, завершающийся шлемовидным куполом.Возможно, его форма ранее была несколько иной.»
Вот такое описание внешнего вида этого храма гуляет по сети и в целом оно довольно точное.
Хочется лишь отметить, что в этом храме много скрытого символизма. Взять, например самое очевидное, — восьмиугольные башни.
Что зашифровано в этой форме? Вообще восьмерка символизирует собой бесконечность. Или непрерывный процесс мироздания. Все выходит из «ничто» и в «ничто» обращается.
Таким образом, восьмиконечная звезда, образованная сечением пределов храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи символизирует бесконечный процесс творения.
По сути это и есть Вифлеемская Звезда, появление которой ознаменовало рождение Христа.
Загадки храма
Самой известной загадкой этого храма является первоначальная роспись на купольном своде центрального столпа. Это изображение круга со спиралями из кирпичиков, выполненное красным цветом. Значение его до сих пор не раскрыто.
Официальное объяснение следующее: «На внутренней поверхности главы собора изображена пламеневидная свастика, как и внутри главы Покровского шатра. В древнерусских храмах этот знак пламеневидной спиральной свастики в XVI веке иногда заменяет образ Христа на своде главы и символизирует духовное открытие человеческой души к небу и вечное движение к Богу».
Но это конечно ерунда. Просто необходимо объяснить этот символ хоть как-то более-менее правдоподобно.
Но сейчас вопрос с ним решен окончательно. Его просто закрасили во время реставрационных работ.
Есть множество других легенд и загадок, связанных с этим храмом.
Считается что холм на котором стоит храм испещрен ходами и в нем может быть спрятана библиотека Ивана Грозного. Эта легенда связана с тем, что Иван Грозный любил Коломенское и этот храм, отмечал тут свои именины и в последний раз побывал здесь незадолго до своей смерти, выезжая из Москвы с большими обозами.
Сохранились свидетельства, что в 1564 году Грозный вывез библиотеку в Коломенское. Археолог Игнатий Стеллецкий, энтузиаст поисков библиотеки, в конце 1930-х годов проводил здесь масштабные раскопки, на 7 метров углубившись в холм, на котором была возведена церковь.
Это угрожало обрушением здания, и уничтожало старинное кладбище при церкви, на котором продолжали хоронить умерших местных жителей. Из-за многочисленных протестов раскопки якобы остановили, хотя Стеллецкому удалось обнаружить в глубине холма древнюю известковую кладку.
Начавшаяся вскоре война окончательно положила конец археологическим изысканиям под Предтеченской церковью.
Официально считается, что библиотека Ивана Грозного так и не найдена, но работ там проводилось много, а информацией о таких находках с широкими массами не делятся. Так что здесь могут быть лишь догадки.
Еще одна тайна и загадка просто не укладывается в голове.
Дело в том, что еще при строительстве во времена Ивана Грозного полы в храме были выложены из надгробных плит. Для шестнадцатого века это просто нонсенс. Для этого наверняка была очень веская причина. Но сегодня узнать ее уже не возможно.
К 1980-м годам церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи была заброшена. Кладбище при ней закрыли. Она разрушалась под воздействием непогоды и вандалов, забредавших в это уединенное место.
Храм возвратили верующим и заново освятили лишь в 1992 году. В настоящее время церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи является действующей. В ходе реставрации 2009 года она была полностью восстановлена.
Да и само место положение этого храма очень не простое. Ведь изначально холм на котором он стоит назывался «Чертов городок» и по легенде там располагалось языческое капище.
Вместе с холмом, на котором расположено село Дьяково, он образует пару высоких холмов, разделенных глубоким оврагом. Этот овраг называется Голосов или Волосов, и про него есть у меня отдельная статья. Такое вот не простое место.
Сейчас официально Богослужения проходят регулярно по расписанию, а возобновились они 10 сентября 1992 года. При храме действует воскресная школа для детей, проводятся огласительные беседы.
К храму приписан больничный храм царевича Алексия при городской психиатрической больнице № 15.
Но, не смотря на это, все не так просто как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что попасть внутрь храма не так легко.
Конечно, во время Богослужения он открыт, но вот в остальное время туда не пускают. Это вообще не типично для православных церквей. А Богослужения в нем проводятся достаточно редко, только по выходным, да и то не каждую неделю.
Что там происходит в остальное время за закрытыми дверями можно только догадываться. А двери кстати там двойные. Внешняя дверь деревянная, а за ней железная, и открывают их служители по очереди.
Уже более десяти лет: Изучаю история карт Таро и их практическое применение в современном мире. Гадаю, консультирую, разбираю ситуации. Делаю руны и работаю с ними. Практика и теория рунической системы.
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове г. Москвы
Официальный сайт
Беляев Л.А. Глава 1. История.
В приречной зоне Коломенского, на правом мысе Голосова оврага, на высокой надпойменной террасе Москвы-реки стоит храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково XVI века. Церковь была здесь издавна, по крайней мере, с рубежа XIV и XV веков. Ведь село Дьяково упоминается довольно рано – в 1401 году. Село принадлежало тогда брату Дмитрия Донского, князю Серпуховскому Владимиру Андреевичу, который завещал его вместе с относившимися к нему деревнями. В русском Средневековье слово «село» не имело еще современного, слегка уничижительного оттенка. Напротив, оно выделяло такое поселение как центр большой округи, статусно отличало его от «деревень», «приселков», «починков», «выселок» и других групп крестьянских дворов и хозяйств, входивших в округу.
Статус храма большого села так же не отвечал тогда тому, что сегодня мы привычно вкладываем в понятие «Сельская церковь». Это была важная и активно действующая ячейка средневекового общества. Средневековые села являли собой важные центры церковной жизни: здесь стоял храм, жил его клир, находилось кладбище. Сюда съезжалась по церковным праздникам вся округа. Здесь крестили новорожденных, венчали новобрачных, хоронили усопших жителей окрестности. Учили детей, исповедовали и наставляли взрослых; хранили приходские книги, акты на владение землей и другие правовые документы. К сожалению, неизвестно как выглядел первый, несомненно, деревянный храм села Дьяково. Однако, о его существовании можно судить не только по рангу поселения, но и по располагавшегося рядом с церковью кладбища. Особенно быстро оно стало расти здесь с середины XVI века: после того как в Коломенском построили дворцовый храм Вознесения Господня, тамошнее старое кладбище прекратило существование и функции приходской церкви обоих сел стал выполнять храм в Дьякове.
Сначала XV века село Дьяково на столетие исчезает из актов, чтобы в XVI веке появиться уже не как самостоятельный центр округи, а как приселок более древнего Коломенского, которое к тому времени стало царской резиденцией – ярким центром сосредоточия власти к югу от Москвы. Жизнь двух поколений великокняжеского рода – семей Василия III и Ивана IV – оказалась тесно связанной с Коломенским и Дьяковым. Этими князьями построены здесь (видимо, во исполнение обетов) три каменные церкви – все столпообразные и эксцентричные по решению. Столь дружная экспансия каменных великокняжеских храмов вне Москвы, видимо, имеет свое объяснение. На городских дворах великих князей, прежде всего в Кремле, уже не оставалось свободных мест для новых храмов. В пригородном владении правители проводили все больше времени и хотели иметь рядом с собой престолы для служб по семейным праздникам. Кроме того, князья чувствовали себя здесь свободнее при выборе новых, необычных форм для сооружений.
В каком именно порядке возведены храмы в Коломенском и Дьякове точно неизвестно. Ни у кого не вызывает сомнения, что шатровая церковь Вознесения Господня строилась первой, в конце 1520 начале 1530 годов, и была освящена в конце 1532 года. Расположенный рядом храм святого Георгия «иже под колоколы», датировали по разному, но сейчас доказано, что он построен одновременно или сразу после возведения церкви Вознесения Господня.
С храмом Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково все обстоит не так-то просто. Дата ее строительства в исследованиях XIX- XX веков дрейфовала от 1529 года (Ф.Ф. Рихтер и др.) до 1543-1545 годов (А.И. Некрасов, В.В. Кавельмахер и др.), а затем и выше к 1560-1570 годам. Эта позднейшая дата, основанная А.Л. Баталовым на архитектурных свойствах храма, принята сейчас большинством ученых. Тем самым храм помещен в конкретную историческую ситуацию, а особенности его архитектуры нашли объяснение.
Источник: Беляев Л.А. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково: загадки истории и архитектуры. – М., 2009. – 40 с. (Правительство Москвы. Московский государственный объединенный художественный историко- архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник) – с. 2, 7, 10.