храм усыпальница колоннада архангельское

Храм усыпальница колоннада архангельское

Продажа билетов временно недоступна.

Просим извинить за доставленные неудобства.

храм усыпальница колоннада архангельское

Колоннада (Храм-усыпальница)

В конце XIX – начале ХХ века последняя владелица Архангельского княгиня Зинаида Николаевна Юсупова (1861–1939) часто приезжала в усадьбу вместе с супругом графом Феликсом Феликсовичем Сумароковым-Эльстоном – старшим (1856–1928), после женитьбы также получившим право на титул князя Юсупова, и сыновьями Николаем (1883–1908) и Феликсом-младшим (1887–1967).

Рядом с храмом Архангела Михаила погребена сестра Зинаиды Николаевны Татьяна, умершая в 1888 году. Когда в 1908 году на дуэли погиб старший сын княгини Зинаиды Юсуповой Николай, его похоронили там же. В память об этом трагическом событии Юсуповы решили воздвигнуть в Архангельском новый храм-усыпальницу во имя святителя Николая Чудотворца. Замысел не был полностью воплощен, однако это величественное сооружение, известное также под названием «Колоннада», стало важной и неотъемлемой частью архитектурного ансамбля усадьбы.

Для создания храма-усыпальницы был приглашен видный русский архитектор Р.И. Клейн (1858–1924). Мастер исторических стилей, Клейн в своих московских постройках виртуозно использовал архитектурные образы далеких эпох. Так, например, универсальный магазин Мюра и Мерилиза (ныне – здание ЦУМа) был им решен в ключе неоготики, Средние торговые ряды на Красной площади – в русском стиле, Бородинский мост – в духе неоклассицизма, основанного на мотивах ампира. Неоклассицизм с отзвуками античного искусства особенно выразительно применен архитектором в проекте Музея изящных искусств (ныне – ГМИИ им. А.С. Пушкина).

храм усыпальница колоннада архангельское

Р.И.Клейн. Проект храма-усыпальницы в Архангельском. Продольный разрез. Бумага, тушь, акварель, гуашь. ГНИМА им.А.В.Щусева. Воплощённая постройка отличается от предварительных проектов: создан ещё один подземный ярус здания, интерьеры декорированы иначе.

храм усыпальница колоннада архангельское

Р.И.Клейн. Храм-усыпальница в Архангельском. 1900-е годы. Бумага, карандаш,акварель. ГМУА. Архитектор изобразил задуманную им постройку с воображаемой высокой точки. На рисунке показан неосуществлённый мост, ведущий в центральную часть усадьбы. Вдали на востоке виден храм в Рублёве на высоком берегу Москвы-реки.

Здание храма-усыпальницы стало завершающим аккордом в архитектурной симфонии усадьбы. Это сооружение, наиболее позднее по времени создания, умело включено в ансамбль, складывавшийся более двухсот лет.

Храм-усыпальница является композиционной доминантой значительной территории в восточной части усадьбы. Облик здания изменил и функцию этой территории: ее хозяйственное значение в этот период отошло на второй план, и храм-усыпальница на месте прежнего Житного двора стал олицетворением отвлеченной красоты и отрешенности от суеты. Первоначальный проект Клейна, осуществленный не до конца, предусматривал возможность движения по оси, ведущей от портика храма-усыпальницы по новому мосту через овраг к Большому партеру. Эта ось, пролегающая с востока на запад вплоть до Театра Гонзаги и расположенных за ним рукотворных парковых рощ, связывала в единую перспективу все части усадебного ансамбля, пересекая и дополняя центральную ось архитектурной композиции, на которую, от въезда в усадьбу до берега реки, по направлению с севера на юг, «нанизаны» Большой дворец и регулярный парк.

Здание завершено куполом на барабане с восемью круглыми люкарнами и барельефным фризом: фигуры гениев с гаснущими факелами в руках соседствуют с изображениями декоративных ваз и побегов аканта. Скульптурный декор, ныне, к сожалению, утраченный, имел и вход в усыпальницу в нижней части западного фасада под парадной лестницей: это были барельефные изображения коленопреклоненных ангелов и герб над дверью.

храм усыпальница колоннада архангельское

Храм-усыпальница («Колоннада»).
Фрагмент росписи притвора. Художник И.И.Нивинский (при участии А.М.Корина)

храм усыпальница колоннада архангельское

Интерьер храма-усыпальницы («Колоннады»). Купол.

храм усыпальница колоннада архангельское

Интерьер храма-усыпальницы («Колоннады»). Свод алтарной апсиды.

Внутреннее пространство решено в трех уровнях. Верхнее просторное и высокое помещение, в которое можно попасть через портик, именуется в проекте «Церковью». Богато украшенный интерьер с алтарной частью предназначался для проведения богослужений. Под ним находится подобие часовни, обозначенное как «Усыпальница», без амвона и алтарной апсиды: здесь можно было служить молебны. Еще ниже помещен «Склеп», задуманный как погребальная камера.

храм усыпальница колоннада архангельское

Храм-усыпальница («Колоннада»). Терраса с балюстрадами и лестницами – по проекту архитектора А.Н.Кёльха.

храм усыпальница колоннада архангельское

Храм-усыпальница («Колоннада»). Общий вид.

Завершающие работы по созданию храма-усыпальницы были прерваны Первой мировой войной и революционными событиями в России. Храм-усыпальница не использовался по прямому назначению. Однако как архитектурное сооружение он неотделим от ансамбля усадьбы Архангельское, а как воплощение художественных вкусов Юсуповых – от истории этой замечательной семьи, внесшей большой вклад в русскую культуру. Памятник, сохраненный в составе музея-усадьбы «Архангельское», с 1960-х годов обрел новую жизнь как выразительное экспозиционное пространство, а с 1998 года и как концертный зал, привлекающий сочетанием уникальной акустики и неповторимой красоты интерьеров. За последние 20 лет в рамках усадебных музыкальных сезонов в «Колоннаде» выступали российские и зарубежные исполнители классической музыки – солисты и камерные ансамбли, оперные артисты и хоровые коллективы, звучала музыка разных эпох от Ренессанса до наших дней.

В феврале 2019 года после проведения реставрационных работ, приуроченных к 100- летию музея-усадьбы, «Колоннада» вновь открылась как концертная площадка.

Источник

Храм-усыпальница («Колоннада»)

храм усыпальница колоннада архангельское
Храм-усыпальница князей Юсуповых. Архитектор Р.И. Клейн. 1909-1916 гг

Неоклассицизм Клейна, который отличали строгость композиции, лаконизм «очищенной» архитектурной формы, элегантность декора, Юсуповы сочли наиболее подходящим для воплощения замысла храма-усыпальницы в Архангельском.

Здание храма-усыпальницы, наиболее позднее по времени создания, умело включено в ансамбль, складывавшийся более двухсот лет. Оно является композиционной доминантой восточной части усадьбы. Благодаря высокому цоколю храм приподнят над поверхностью земли и устремлен ввысь: лестничные всходы ведут к портику, мощные вертикали колонн поднимаются к фронтону, купол на массивном барабане победоносно венчает здание. Закруглённые сквозные колоннады образуют площадку, напоминающую парадный зал в окружении деревьев.

храм усыпальница колоннада архангельское
Рельефы барабана Верхнего храма. По эскизу Г.Б.Бархина

Драматически насыщенное цветовое решение интерьера контрастирует со сдержанно-монохромным внешним обликом постройки. Сочетание синего и белого с сияющим золотом в декоре Верхней церкви поражает пышностью, религиозные мотивы вплетаются в узор растительного орнамента. Нижняя церковь отличается ювелирной выверенностью пропорций, строгой симметрией и ясной логикой в организации пространства, лишенного яркого живописного декора.

храм усыпальница колоннада архангельское
Купол Верхнего храма

Источник

Храм-усыпальница Колоннада

храм усыпальница колоннада архангельское

Последнее из сооружений усадьбы Архангельское, храм-усыпальница Колоннада, по прямому назначению не использовалось. Из-за начавшейся Первой мировой войны, последовавших позднее революций прах захоронений возле храма Архангела Михаила там и остался, перенос в мавзолей не был осуществлен. Творение архитектора Клейна, автора проекта Музея изящных искусств (ныне ГМИИ имени Пушкина), стало центральным элементом ландшафта восточной части усадьбы.

Начиная со второй половины XVIII века, в зодчестве стало популярным эклектическое направление, то есть возврат к ранее осуществленным идеям и проектам. Специалисты считают, что храм-усыпальница Колоннада имел предшественником Казанский собор в Санкт-Петербурге. Сходство общего замысла этих строений очевидно, различия между ними также хорошо заметны.

храм усыпальница колоннада архангельское

Питерский храм Воронихина на столетие старше, конструктивно он выглядит более цельным и единым. Храм-усыпальница Колоннада выглядит как неплотное соединение полукруглых галерей с центральным строением, но только до более подробного рассмотрения. Оба эти сооружения похожи на план гигантского телескопа, собирающего внимание публики к центру.

Храм-усыпальница Колоннада как шедевр зодчества

Боковые крылья строения в виде крытых галерей расходятся от центра, откуда только и можно войти на подиумы между колоннами. Трехсторонние портики по краям не оборудованы лестницами, только замыкают архитектурный объем. Колонны использованы простейшего устройства, без пышных декоративных элементов.

храм усыпальница колоннада архангельское

Крайние колонны, поддерживающие портики фасадов галерей, выбраны квадратного сечения, все остальные – круглые. Отсутствуют какие-либо ограждения между стволами колонн, что создает впечатление открытого пространства для прогуливающихся. Никуда, кроме как в храм-усыпальницу Колоннада, отсюда пройти невозможно.

Центральная храмовая часть значительно выдается на запад от общей линии фронта сооружения. Особенностью планировочного решения стало расположение апсиды не с восточной стороны храма, а ровно наоборот. Впрочем, такое встречается не столь уж редко и в православии, и в католических церквях и соборах.

храм усыпальница колоннада архангельское

Храм-усыпальница Колоннада выполнен как строение в трех уровнях, верхним ярусом была собственно церковь. Ниже оборудована часовня, как это было принято в семейных святилищах, уже без алтарной части. Подземный мавзолей располагался традиционно для подобных склепов, однако было ли завершено его оборудование, данных нет.

храм усыпальница колоннада архангельское

Главный фасад сооружения выполнен с использованием иных архитектурных элементов, нежели боковые колоннады галерей. Капители колонн коринфского ордера украшены растительными орнаментами, их стволы снабжены продольными желобками (каннелюрами). Портик и фронтон украшены скромнее, зато барабан главного купола сохранил скульптурную лепку Бархина.

Общая планировка всей территории, центром которой предстает храм-усыпальница Колоннада, наиболее зримо предстает на высотной фотографии. Налицо композиционное единство травяных газонов и пешеходных дорожек со строениями, лестницами и балюстрадами. Все проходы приводят к центральному храму, где предполагалось захоронение почивших ранее членов семейства Юсуповых, владевших усадьбой с 1810 года.

храм усыпальница колоннада архангельское

Современное использование Колоннады

Подобно многим декоративным и вспомогательным сооружениям бывших усадеб, ставших музеями-заповедниками, храм-усыпальница Колоннада используется в выставочных целях. В этом она схожа с ранее описанной Каменной кладовой над оврагом в музее-усадьбе Архангельское. Поскольку актуальность информации о выставочных мероприятиях быстро устаревает, подробно комментировать представленные экспонаты не имеет смысла.

храм усыпальница колоннада архангельское храм усыпальница колоннада архангельское храм усыпальница колоннада архангельское

Судя по отсутствию оконных проемов и спускающейся сверху лестнице, выставка организована в помещении, ранее предназначавшемся под мавзолей. Сохранившееся либо восстановленное мозаичное покрытие пола, арочные ниши и сложной конфигурации своды образуют прекрасный фон для художественных произведений.

Столь же гармонично храм-усыпальница Колоннада сочетается с окружающим природным и рукотворным ландшафтом. Персонал музея-усадьбы поддерживает близкое к идеалу состояние прилегающей территории. Сохранена предусмотренная изначально регулярная планировка с четкими линиями дорожек, окаймленных неброскими цветниками.

храм усыпальница колоннада архангельское

Усадьба Архангельское, принадлежавшая за три с лишним столетия нескольким семействам видных аристократов, с 1918 года стала музеем. Мы описали еще не все строения на этой территории, удаленной от столицы на 20 км к западу. Надеемся заинтересовать наших читателей следующими публикациями, а в идеале – побудив на посещение.

Источник

«Архангельское. Территория впечатлений»

Новая постоянная мультимедийная экспозиция в Храме-усыпальнице «Колоннада», воссоздающая картину формирования архитектурно-паркового ансамбля Архангельского в XVII–XXI веках, «Архангельское. Территория впечатлений». Проект представляет собой синтез мемориальных архивных материалов, фотографий и чертежей с новейшими информационными технологиями.

Мультимедийная экспозиция «Архангельское. Территория впечатлений» охватывает значительный исторический период со времен Шереметевых, Одоевских, Черкасских, каждый из которых внес свой вклад в изменение облика Архангельского. Вековые периоды владения усадьбой князьями Голицыными и Юсуповыми, представители которых занимали особое место в истории государства Российского, до ее национализации и музеефикации – главная тема повествования.

Реализация проекта созвучна идее Юсуповых о создании «эталонной» усадьбы как современной арт-резиденции. Созданный в рамках проекта видеофильм воспроизводит череду интересных фактов из жизни владельцев, исторические коллизии, освещает голицынский период создания прообраза парадной усадьбы, так умело воспетой Н.Б.Юсуповым и его потомками. Экспозиция рассказывает об авторах и исполнителях смелых и ярких архитектурных и ландшафтных решений, парковых затей, увековечивших гений замысла Николая Борисовича Юсупова-старшего в глубоко символичном духовном «завещании» княгини З.Н. Юсуповой 1900 года, так прозорливо предвосхитившей период музеефикации.

Эффект сопричастности событиям передается аудиовизуальными средствами, возможностью индивидуального освоения исторического контента в информационных киосках. Интерактивный макет усадьбы позволяет прочувствовать масштаб замысла и величие частного аристократического владения, времена года – напоминание о скоротечности времени, остающегося бессильным относительно красоты, гармонии и духа творчества.

Аутентичное архитектурное пространство, воссозданные архитектурные объемы усадьбы в миниатюре, акустические возможности в достойном медиа воспроизведении – несомненные преимущества проекта. Синтез изобразительных средств и замысла, мемориальные архивные материалы, фото, чертежи и использование в экспозиции новейших информационных технологий, будут интересны как постоянному посетителю, так и тем, кто впервые посетил наш музей и дополнит впечатление, полученное от встречи с прекрасным.

Музей выражает благодарность коллективу ООО «ЭйТриВи» и лично генеральному директору Ю.А. Ильину, а также сотрудникам Музея архитектуры им. А.В. Щусева и лично генеральному директору Е.С.Лихачевой за предоставленный материал и участие в проекте.

! Фильм об истории формирования ансамбля в «Архангельском» в Нижнем зале идет с периодичностью каждые полчаса с перерывом на дезинфекцию. Экспозиция также включает самостоятельное ознакомление с интерактивным макетом Усадьбы на встроенных цифровых мониторах. Экспозиция верхнего зала дополнена игрой самоиграющего пианино и коротким рассказом экскурсовода об архитектуре Храма-усыпальницы «Колоннада» в конце первого часа сеанса (10:50; 12:50; 14:50 и 16:50).

Экспозиция открыта со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00 (вход до 17:30). Посещение проходит по сеансам: 10:00, 12:00, 14:00 и 16:00 (продолжительность сеанса 1 час 30 минут). Билет на экспозицию не дает права прохода в Парк. Билет на территорию Музея-усадьбы необходимо приобретать отдельно.

Обращаем Ваше внимание, что на период с 30 октября по 7 ноября посещение выставок будет осуществляться при наличии:

Источник

Храм усыпальница колоннада архангельское

Усадьба Архангельское известна по письменным источникам со времен Ивана Грозного. В течение трёх столетий её владельцами являлись князья Одоевские, Голицыны, Юсуповы.

На рубеже XVIII-XIX вв. возник архитектурно-парковый ансамбль в стиле классицизма.

Архангельское осталось единственным в Подмосковье цельным архитектурно-парковым ансамблем, сохранившим все основные элементы планировки и застройки. При всей уникальности художественных приемов оно концентрирует в себе лучшее, что было создано в русском усадебном искусстве XVIII-XIX вв.

В документах имение «Уполозы Горетова стана Московского уезда» значилось уже в 1584 г. и принадлежало на две трети вотчиннику Уполоцкому, а на одну треть конюху Рязанцеву. Название, возможно, происходило не только от фамилии владельца, но и от оползней, которые случались с крутого берега Москвы-реки. Село было небольшое, но имело деревянный храм Архангела Михаила, построенный еще в первой половине XVI в., который при новых владельцах – боярах братьях Киреевских – периодически поновлялся.

В начале 1640-х гг. село купил боярин Федор Иванович Шереметев, известный в истории России тем, что после окончания Смутного времени привез в 1613 г. Михаила Романова из Ипатьевского монастыря в Москву, а его отца – митрополита Филарета, позднее патриарха,– из польского плена. При Ф.И. Шереметеве вотчина состояла «из села Архангельского и деревни Захарковой» с населением примерно 100 человек.

С 1681г. Архангельское принадлежало князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому, а в самом начале века Просвещения оно перешло к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну (1665-1737). Свое происхождение Голицыны вели от великого князя литовского Гедимина, жившего в XIV в. Один из его сыновей, Наримонт, получил при крещении имя Глеб. Глеб Гедиминович и стал родоначальником нескольких княжеских фамилий, в том числе и Голицыных.. В XVII в. от Андрея Ивановича Голицына пошли четыре больших семейных ветви. Владевшие Архангельским Голицыны – это четвертая ветвь рода, произошедшая от Михаила Андреевича (1639-1687). Он был боярином и служил воеводой в крупных русских городах – Смоленске, Курске, Киеве. Его старшим сыном был князь Дмитрий Михайлович Голицын – с 1686 г. – комнатный стольник Петра I, с 1694 г. – капитан Преображенского полка. В 1697 г. он был отправлен в Италию для изучения навигации. Будучи посланником в Константинополе в 1700-1702 гг., он добился права для русских судов плавать в Черном море. Позже Дмитрий Михайлович занимал должность киевского воеводы, а с 1711 по 1718 гг. и губернатора. Его деятельность была отмечена Петром I, сделавшим князя сенатором и президентом Камер-коллегии, и Екатериной I, пожаловавшей ему чин действительного тайного советника и наградившей Голицына орденами Св. Александра Невского и Св. Андрея Первозванного. До 1730 г. Дмитрий Михайлович, обремененный государственной службой в Петербурге, Архангельское не посещал.

Но закончить переустройство усадьбы князю не удалось. В 1736 г. по указу Анны Иоанновны он был арестован и заточен в Шлиссельбургскую крепость, где и скончался в 1737 г. Усадьба, наряду с прочими владениями, была конфискована в казну. Но уже в 1742 г. имущество отца и старшего брата Сергея возвращено действительному тайному советнику, сенатору князю Алексею Дмитриевичу Голицыну (1697-1768). Его сыну Николаю суждено было продолжить строительство дворцово-паркового ансамбля.

В 1798 г. князь Н.А. Голицын был уволен в отставку. К 1800 г. дела его пришли в упадок, начались денежные затруднения, приостановилось и строительство в Архангельском. Позднее имение было заложено. Чтобы поправить свои дела, князь частично продал свои вотчины в различных губерниях. В 1809 г. Николай Алексеевич скончался. Его вдова, Мария Адамовна, решила продать усадьбу

Первым претендентом на покупку Архангельского стал князь Иван Нарышкин. Князья Вяземские, также желавшие приобрести усадьбу, сочли имение «слишком великолепным» и требующим больших расходов. Но именно это привлекло одного из богатейших и знатнейших вельмож екатерининского времени, знатока и ценителя искусства, коллекционера и дипломата князя Николая Борисовича Юсупова (1750/51 – 1831). Для него оказались приемлемыми и немалая цена имения – 245 тысяч рублей ассигнациями, и требующиеся для его достройки и поддержания большие расходы.

Род Юсуповых ведет свое происхождение от современника Иоанна Грозного ногайского хана Юсуфа. Его правнук Абдулла-мурза, «русский в душе, хотя и мусульманин», в крещении был наречен Димитрием. Сын Димитрия князь Григорий Юсупов верой и правдой служил Петру I, получил звание маршала, был награжден орденом Св. Александра Невского. Его старший сын Борис получил образование во Франции – в гвардейском училище в Тулоне, являлся главным директором Ладожского канала, позднее стал действительным статским советником, камергером, президентом Коммерц-коллегии, сенатором. Как это было принято, его сына Николая с младенчества записали в гвардию. В 21 год он вышел в отставку и в 1772 г. отправился в долгое путешествие по Европе, где познакомился со многими выдающимися художниками, поэтами, философами: Ф. Вольтером, Д. Дидро, П. Бомарше, Ж.-Б. Грезом, Ж.-Л. Давидом… В 1782 г. по поручению императрицы Екатерины II князь Н.Б. Юсупов, слывший «прекрасным рассказчиком и знатоком изящных искусств», сопровождал чету наследников российского престола Павла Петровича и Марию Федоровну во время их путешествия по Европе. По возвращении на родину в 1783 г. Николай Борисович Юсупов начал выполнять дипломатические поручения императрицы в Турине, Неаполе, Венеции, Риме. В 1784 г. он провел успешные переговоры с Папой Пием VI об особом статусе католической церкви в пределах Российской империи. Тогда же ему было разрешено снятие копий ватиканских фресок Рафаэля, которые до наших дней украшают коллекцию Эрмитажа. Затем князь совершил поездку в Венецию, где ему пришлось бороться против политических интриг Англии и Австрии, направленных против Российского государства. После этих событий Екатерина II в 1788 году произвела князя Юсупова в тайные советники и назначила его сенатором. В 1789 г. в ведение князя Н.Б. Юсупова была передана Императорская шпалерная мастерская, с 1791г. по 1799 г. Николай Борисович Юсупов возглавлял дирекцию Императорских театров. К числу его заслуг на этом поприще относилась организация правильного внутреннего устройства театральных помещений (по его инициативе происходила нумерация театральных мест в зале), установление контроля над театральными сборами и издержками при постановке пьес. Одновременно с этой деятельностью он стал президентом Мануфактур-коллегии и членом Вольного Экономического Общества. С 1792 г. князь управлял также Императорскими стеклянным и фарфоровым заводами. С 1794 г. он стал почетным членом Российской Академии Художеств. В 1796 г., будучи директором Эрмитажа, князь по поручению царского двора заказывал картины, покупал скульптуры, не забывая при этом пополнять свое собственное художественное собрание, которое начал формировать еще в годы учебы за границей. В 1797 г. князь Н.Б. Юсупов был награжден орденом Св. Андрея Первозванного. В его ведение были также переданы «спектакли и музыка при Дворе». Ко всем этим обязанностям в 1800 г. добавляется также и пост Министра Департамента Уделов. А в 1814 г. князю было поручено руководить Экспедицией Кремлевского строения и Оружейной палатой по восстановлению разрушенных войсками Наполеона зданий Московского Кремля. Из прожитых им восьмидесяти лет князь Николай Борисович Юсупов пятьдесят лет состоял на государственной службе. За «беспорочное служение Отечеству» он был пожалован императором Николаем I редчайшим знаком отличия – эполетой, усыпанной жемчугом и бриллиантами.

Земельные владения князя располагались в пятнадцати губерниях России. Кроме того, в приданое за супругой, Т.В. Потемкиной (урожд. Энгельгардт), он получил имения в пяти губерниях, да «благоприобретений» у него было в трех губерниях. Население этих имений к концу его жизни превышало 31 тыс. душ «мужеска пола» (только в Московской губернии 1400 душ).

К началу 1805 г. князь Н.Б. Юсупов отошел от государственных дел и решил обосноваться в Москве. Он занялся предпринимательством, увеличивая число своих текстильных мануфактур, географией и экономикой южных районов России и Малороссии. Но он хотел еще иметь и свой «Мусейон» с произведениями живописи, скульптуры, театром.. 6 октября 1810 г. была составлена купчая на приобретение Архангельского. Основной принцип организации имения князьподытожил в распоряжении управляющему в 1829 г.: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться…то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других».

Для размещения своего художественного собрания Н.Б. Юсупов спешил закончить строительство и отделку Большого дома. Работы велись под руководством крепостного архитектора В.Я. Стрижакова, бывшего в усадьбе также художником, управителем, приказчиком, писарем и экономом. Князь привез его из своего имения под Полтавой и отдал в обучение архитектуре немцу Кестнеру. До 1811г. его учителем был также архитектор М.М. Маслов. В.Я.Стрижакову вместе с помощниками И. Боруновым, Ф. Бредихиным, Л. Рабутовским, живописцами М. Полтевым, Е. Шебаниным, Ф. Сотниковыми И. Колесниковым пришлось делать ремонт в усадьбе после 1812 г.. Было перестроено несколько залов дворца, создан переход над колоннадами из Большого дома в библиотеку, а также сооружена в 1817 г. въездная арка Парадного двора. В ее оформлении нашли отражение мотивы, характерные для триумфальных сооружений в честь победы в войне над Наполеоном. В усадьбе работали известные московские архитекторы И. Жуков, О. Бове, С. Мельников, Е. Тюрин, под руководством которого и при участии итальянских мастеров шло восстановление дворца после пожара, случившегося зимой 1820 г. В результате проведенных работ Большой дом приобрел иной, «ампирный», облик. В 1823-24 гг. недалеко от храма Архангела Михаила по распоряжению Н.Б. Юсупова по проекту Е. Тюрина возводились «Святые Ворота»; была начата и перестройка самого храма: небольшой южный придел Иоанна Крестителя разобрали, перенесли к востоку и достроили до размеров северного, а с западной стороны пристроили галерею. Позднее маслом по штукатурке были выполнены росписи.

В 1818 г. к западу от храма начали возводить колокольню. До наших дней сохранился только её фундамент. Тогда же строилась и храмовая ограда с деревянными башенками по сторонам.

При князе Н.Б. Юсупове Архангельское окончательно стало единым усадебным комплексом. В нем отразился царственный размах «просвещенного» XVIII в., когда люди, поверившие в свое могущество, не хотели ставить пределов земной красоте. Возведенный в западной части парка храм-памятник Екатерине II (по модели известного скульптора М.И. Козловского, 1819 г.) в образе древнеримской богини Правосудия Фемиды подчеркнул приверженность хозяина усадьбы одной из самых ярких эпох в истории Российской империи. В июле 1831 г. старый князь Н.Б. Юсупов умер. Его сын – князь Борис Николаевич Юсупов (1794-1849) стал обладателем огромного богатства – 250 тысяч десятин земли, более 40 тысяч крестьян, а вместе тем и долга в размере более двух миллионов рублей. Большинство унаследованных им имений были бездоходными, а Архангельское среди них как главная «увеселительная» резиденция покойного князя – наиболее «расходным». Превратить усадьбу в образцовую экономию стало теперь главной задачей князя и его управляющих. Пришлось сдать на откуп пруды для ловли рыбы. В 1832 г. Московскому университету был продан знаменитый Ботанический сад. В петербургский дворец на Мойке, приобретенный двумя годами ранее, из Архангельского начали вывозить лучшие произведения живописи и скульптуры. Большой дом постепенно пустел, но все-таки Борис Николаевич ценил собранное отцом, переживал, что не мог уделять должного внимания усадьбе.

С 1860 г. в окрестностях Архангельского начинает бывать император Александр II, купивший находящееся неподалеку имение Ильинское. Тогда же стали прокладывать дорогу в эту усадьбу от станции Химки Николаевской железной дороги, проходившую по юсуповским землям. Князь Н.Б. Юсупов-младший относился к императору восторженно и трепетно, приветствовал его реформаторскую деятельность. После трагической гибели Александра II князь пожертвовал большие средства на создание памятника императору, объявил конкурс на лучшее его жизнеописание. В 1888 г. на территории усадьбы в его честь были возведены Триумфальные ворота (не сохранились до наших дней).

В 1903 г. хозяева имения увековечили память А.С. Пушкина, посетившего усадьбу дважды. В 1827 г. поэт вместе со своим приятелем, известным библиофилом С.А. Соболевским, отправился по приглашению Н.Б. Юсупова в Архангельское. Хозяин показал им свое художественное собрание и превосходную библиотеку в двух «громадных залах дворца». Вероятно, князь продемонстрировал гостям и свой дорожный «Альбом друзей», с которым он путешествовал по Европе в конце XVIII в. В нем, наряду с другими, содержались посвященные князю стихи П. Бомарше.

Спустя два года Пушкин написал послание «К вельможе», обращенное к князю Н.Б. Юсупову. В его рукописи сохранился рисунок: согбенный старик в парике с косичкой и в кафтане времен Екатерины II, опираясь на трость, прогуливается по парку. С той поры эти пушкинские строки навсегда связаны с Архангельским:

…Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины,
Книгохранилище, кумиры и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине…

Они высечены на пьедестале памятника поэту, установленного в глубине новой, отныне Пушкинской, аллеи в восточной части регулярного сада.

В августе 1830 г. А.С. Пушкин еще раз посетил усадьбу вместе с другом П.А. Вяземским. Их приезд запечатлел французский художник Николя де Куртейль в рисунке «Осенний праздник в Архангельском». В июле 1831 г., когда князь умер, А.С. Пушкин в письме к своему другу П.А. Плетневу написал:

Ох уж эта холера! Мой Юсупов умер…

…в случае внезапного прекращения рода…все наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами…завещаем в собственность Государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества…

Дальнейший ход истории реализовал это желание владельцев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *