храм в абидосе египет

Осирион.Тайны Абидоса

Абидос — центр культа Осириса. Согласно одной из древнейших легенд, именно здесь была захоронена голова Осириса, убитого своим братом Сетом. Для древних египтян Абидос являлся главным духовным центром и местом паломничества. Ежегодно здесь праздновались мистерии Осириса и Исиды, связанные с представлениями о посмертном существовании человека.

На протяжении тысячелетий Абидос являлся крупнейшим религиозным центром египетской цивилизации. Сегодня это маленький населенный пункт под названием Эль-Араба-эль-Мадфуна, расположенный примерно в 200 км к северу от Луксора, вниз по течению Нила. Греки именовали это место Абидос, а древние египтяне — Абиджу.

Древнейшие археологические памятники, найденные в Абидосе, относятся еще к додинастическому периоду. Первые фараоны избрали Абидос местом своего захоронения. Отсюда, по представлениям древних египтян начинались Ро-Сетау— таинственные пути в царство мертвых.

В Абидосе расположен один из наиболее сохранившихся памятников Древнего Египта — заупокойный храм фараона XIX династии Сети I. Храм посвящен семи великим богам Египта: Птаху, Осирису, Ра-Хорахти — Хору, Исиде, Амону и Тоту. В этом огромном храмовом комплексе прекрасно сохранились и потолок, и многочисленные красочные фрески.

Стены храма, посвященного Осирису, покрыты мистическими иероглифами. Из египетских папирусов известно, что писцы, копировавшие иероглифы Абидосского храма с древних источников, совершенно не понимали их смысла. На стенах Абидосского храма изображены вполне опознаваемые летательные аппараты, включая совершенно современные на вид самолеты и вертолеты. Загадочные изображения археологи обнаружили совершенно случайно, когда отвалившийся кусок облицовочной плитки обнажил более древний слой кладки, на котором и были вырезаны летательные аппараты.

Храм Сети I знаменит также тем, что здесь расположен один из немногих династических списков фараонов Египта — «абидосский список». На стенах коридора, соединяющего две части храма вырезаны картуши 76 египетских царей. Список начинается с первого фараона, объединившего Египет — Менеса и заканчивается именем Сети I и его сына Рамсеса. На основании этого списка и была построена хронологическая последовательность правление фараонов Древнего Египта.

В других списках, эпохе первой династии царей предшествуют другие периоды, уводящие египетскую историю на десятки тысячелетий вглубь времен. За тысячу лет до правления фараона Сети I, на Палермском камне (диоритовой плите черного цвета) помимо пяти первых династий фараонов вырезаны имена 120 царей додинастической эпохи.

На Туринском папирусе можно прочесть имена десяти богов-нетеру, правивших Египтом в эпоху Первого времени (египтяне именовали его Зеп-Тепи). Сохранился столбец текста, в котором приведен список смертных царей, правивших Верхним и Нижним Египтом после эпохи богов до фараона Менеса. В уцелевших фрагментах текста говорится о девяти таких «династиях» и даже приводятся их имена, среди которых особенно отмечены Шемсу-Гор (спутники или последователи Гора, последнего из правивших богов). В конце текста суммируется итог: «Почтенные Шемсу-Гор — 13420 лет, правления до Шемсу-Гор — 23200 лет, итого — 36620 лет». Конечно, такие сроки жизни древнеегипетской цивилизации никак не укладываются в общепринятую историческую концепцию развития человеческой цивилизации.

Египетский жрец Мането (греки называли его Манефон) в III в. до н.э. составил обширную историю Египта. В ней он привел подробный список царей династического периода. Мането первым разделил хронологию правителей на 31 династию. Эту схему египтологи положили в основу современной периодизации древнеегипетской истории. Но при этом ученые тоже взяли и выкинули из истории Мането всю додинастическую эпоху. А ведь сам Мането начинал свою периодизацию также с эпохи Первого времени, когда Египтом правили боги, начиная с Ра и заканчивая Гором. До объединения Египта Менесом история страны насчитывала 24925 лет!

Геродот писал, что жрецы поведали ему, что со времени первого царя Египта до настоящего времени (т.е. к V в. до н.э.) прошло 341 поколение людей и столько же было верховных жрецов и правителей. Из чего Геродот исчислил продолжительность существования египетской цивилизации равную примерно11340 годам. Несмотря на то, что цифры разных древних источников отличаются друг от друга, они едины в одном: история египетской цивилизации насчитывала десятки тысяч лет.

И подтверждением тому служат археологические свидетельства высокоразвитой цивилизации, существовавшей на территории Египта до династической эпохи.

К западной стене заупокойного храма Сети I примыкает Осирион, который был обнаружен известным египтологом Ф.Петри в 1903 г., но только в 1914 г. постройка был полностью расчищена от песка. Дело в том, что уровень пола Осириона расположен примерно на 9 метров ниже уровня храма Сети. Осирион является одной из самых древних построек Египта. Точная датировка Осириона весьма затруднительна.

Осирион воздвигнут в технике, так называемой, мегалитической кладки. Все здание сложено из громадных монолитных блоков гранита. Камень тщательно обработан, блоки пригнаны друг к другу без всякого зазора и без использования раствора. Центральная часть здания имеет две колоннады из десяти прямоугольных столбов серого гранита. Поперечное сечение каждой такой колонны представляет собой квадрат со стороной 2,5 метра, высота колонны около 4 метров. Вес каждого подобного монолита составляет примерно 65 тонн! А гранитные колонны имеют еще и выполненные из того же камня перекрытия.

Подобная техника строительства не имеет ничего общего с той, которая использовалась при возведении заупокойного храма Сети I. В нескольких местах внешней стены постройки встречается уникальная техника кладки монолитных блоков — «полигональная кладка». Углы некоторых монолитов имеют сложный полигональный профиль и такой блок стыкуется с соседним, имеющим соответствующие пазы по углам, по принципу пазла. Данная технология чрезвычайно редка для памятников Древнего Египта. Она встречается только на плато Гизы и в Саккаре в облицовке некоторых пирамид. На лицевой стороне некоторых гранитных блоков Осириона имеются небольшие прямоугольные выступы. Их функциональное предназначение совершенно не ясно. Чтобы оставить такой выступ на лицевой стороне блока, площадью в 2-3 квадратных метра, остальную часть поверхности надо стесать. И это бронзовыми инструментами? В Египте блоки с такими выступами можно увидеть только на некоторых блоках облицовки в Гизе — на пирамиде Менкаура и на малых пирамидах спутницах пирамиды Хуфу (Хеопса).

Такие архитектурные приемы как полигональная кладка и выступы на лицевой поверхности известны только в одной части света. Они имеются в циклопических (и тоже гранитных) постройках Перу — в Мачу Пикчу, Куско, Саксайуамане. Что же общего может быть между Древним Египтом и цивилизациями Перу, разнесенными на тысячелетия во времени и на тысячи километров в пространстве?

Осирион гораздо древнее, чем принято считать. Он подвергся разрушительному длительному воздействию воды, эрозии, что могло происходить во «влажный» период египетской истории, приходившийся на конец последнего Ледникового периода — около 11 тысяч лет до нашей эры.

И в завершение рассказа об Абидосе и Осирионе предлагаю всмотреться в рисунки «Цветка Жизни» на торцевой (теневой) стороне 65 — тонного блока колонны Осириона. Настенную резьбу, изображающую «Цветок Жизни» было найдено не только в Абидосе, в Храме, построенном Сети I и посвященном Осирису. «Цветок Жизни» можно найти во всех мировых религиях, в Израиле он встречается в древних синагогах в Галилее и Масаде. Изображение «Цветка Жизни» найдено в Ирландии, Турции, Англии, Израиле, Китае, Тибете, Греции и Японии. Почти повсюду в мире оно имеет название — «Цветок Жизни».

Как пишет Друнвало Мельхиседек в книге «Древняя тайна Цветка Жизни»: «Цветок Жизни» — единственное изображение, которое содержит в себе до единого аспекты творения, все математические формулы, каждый закон физики, каждую гармонию в музыке и каждую биологическую жизнеформу».

Почему и зачем древние строители Осириона оставили для потомков изображение «Цветка Жизни»? Какие ещё загадки хранят Абидос и Осирион? Когда же будет разгадана их тайна?

Источник

Абидосские иероглифы: Как на стенах древнеегипетского храма появился вертолет

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

храм в абидосе египет

Из глубины веков

храм в абидосе египет

Город Абидос, где обнаружили странные иероглифы, расположен неподалеку от Луксора на левом берегу Нила и имеет древнюю и примечательную историю. Абидос был посвящен культу бога Осириса, того, что царствовал в Египте и научил людей земледелию и садоводству. После того, как Осирис был убит своим братом, богом Сетом, он стал править миром мертвых. Но к тому времени, как в Египте возник культ Осириса, город Абидос уже несколько веков был религиозным центром древней цивилизации, являясь, к тому же, самым населенным городом на Земле.

храм в абидосе египет

храм в абидосе египет

Археологическая экспедиция 1818 года обнаружила Абидосский список царей, а также таблицу Абидоса – рельефы, содержащие перечень фараонов до Рамсеса II. На глаза археологов попали и другие пиктограммы, но в те времена они еще не могли заинтересовать ученых – а потому никакой сенсации не произвели.

храм в абидосе египет

Древнеегипетский вертолет?

храм в абидосе египет

Поначалу информация Ховер была воспринята скептически, даже высказывались предположения о фальсификации фото загадочных рельефов, но оказалось, что странные пиктограммы существуют в действительности, относятся ко временам фараонов Сети I и Рамсеса II и действительно расположены неподалеку друг от друга, представляя собой нечто похожее на одно зашифрованное сообщение. Версии множились – помимо гипотезы о встрече с инопланетянами было высказано и другое предположение – что древние египтяне каким-то образом имели возможность заглянуть в будущее.

храм в абидосе египет

Какие тайны на самом деле скрывает Абидос?

За дело взялись специалисты по истории Древнего Египта, которые вскоре выступили с достаточно прозаическим объяснением происхождения картинок. Стены храма представляли собой палимпсест, или наложение одних иероглифов на другие. После смерти своего отца фараон Рамсес II повелел исправить «написанное», старые пиктограммы были заштукатурены, а поверх них нанесены новые – касающиеся живущего на тот момент правителя. Эти изменения коснулись и зала, в котором находится таинственная балка.

храм в абидосе египет

Время, прошедшее с тех пор, сказалось на состоянии поверхностей – в отдельных местах штукатурка была повреждена, на рельефах появились трещины и сколы, и все вместе образовало собой похожие на изображения военной техники картинки. Правда, несмотря на предложенное объяснение, споры насчет происхождения странных иероглифов не утихли до сих пор – некоторые из сторонников альтернативных теорий даже утверждают, что на балке храма Осириса представлены вполне конкретные модели военной техники, и можно даже установить эпизод из современных военных конфликтов, который изображают барельефы.

храм в абидосе египет

Психологи утверждают, что в данном случае срабатывает одна из ярких особенностей человеческого мировосприятия – видеть то, что хочется видеть. К тому же, цивилизация Древнего Египта, и без того изученная недостаточно, открывает современным исследователей гораздо больше загадок, чем объяснений. Так, например, изучение того же храма Сети I показало наличие комнаты неизвестного назначения без окон и без дверей, названной «Камерой К». Это двухэтажное помещение, доступ в которое возможен лишь через отверстие в крыше храма, не оставило ученым никаких подсказок – ни барельефов, ни иероглифов на стенах.

храм в абидосе египет

Еще большее количество вопросов вызывает примыкающий к храму Сети с западной стороны Осирион – строение из мегалитов, расположенное ниже уровня соседних храмов и являющееся одной из самых древних построек Египта. Свидетельства высокого уровня развития древних народов продолжают появляться и в наше время. В ноябре 2016 года вблизи храма Сети I, где и находятся абидосские рельефы, были обнаружены следы древнейшего города, существовавшего задолго до фараонов и культа Осириса и включавшего когда-то гробницы и здания, инструменты, утварь.

храм в абидосе египет

А потому разгадки тайн древних цивилизаций часто только порождают новые загадки, не давая уйти в прошлое ни мифам о древних цивилизациях, ни историям об Атлантиде, ни версиям уфологов – как, например, загадка Большого Сфинкса, неизвестно когда созданного и неизвестно что скрывающего.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Мистические знаки древнеегипетского храма Абидос

Отправляясь на отдых в мистическую страну не упустите возможность побывать на экскурсии в древнем городе Абидос, который примечателен храмом фараона Сети II и другими ценнейшими памятниками древней архитектуры Египта.

Строительство этого храма начал фараоэн Египта Сети I во время правления XIX династии, около 4000 до н.э., а закончил его сын Рамзес II.

Храм Абидос среди других достопримечательностей Египта отличает множество знаков, наглядно подтверждающих то, что корни этой цивилизации имеют внеземное происхождение. Иначе, откуда египтянам узнать о достижениях науки и техники, которые произойдут несколько тысячелетий спустя?

Находка первая – загадочные рисунки на балке храма Абидос

В 1848 году археологическая экспедиция, работающая в Египте, обнаружила странные иероглифы на потолочной балке в древнем храме Абидос. Рисунки были скопированы и перевезены в Европу для дальнейшего исследования. Таинственные изображения вызвали массу споров и гипотез об их происхождении среди египтологов. Однако, со временем дискуссии умолкли: ученым так и не удалось выяснить, что означают эти изображения. Загадкой осталось и их происхождение.

Даже невооруженны взглядом на балке храма Абидос на юге Египта можно увидеть выбитые на камне рисунки современного танка, самолета, вертолета и автомата. Их осмотр доступен сегодня и туристам при проведении экскурсии в храме Абидос. Кроме того, гиды акцентируют на этой загадке архитектурного искусств Египта внимание путешественников.

Как удалось древним египтянам вывести изображения техники, которую изобретут через несколько тысяч лет, можно только догадываться. Эта находка стала одним из ярчайших открытий Древнего Египта.

Какие гипотезы выдвинули ученые по поводу загадочных иероглифов Абидоса?

Предположить, что несколько тысяч лет назад люди изобрести подобные технические средства, которые появились только в XIX веке, просто невозможно. Вероятно, они ассоциировались у древних египтян с возможностью совершения полетов по воздуху, ведь такое изобретение было целью и мечтой многих поколений. Подтверждением этого может служить деревянная птица Саккары, повторяющая и полностью соответствующая всем техническим параметрам современного летательного средства. Не являются ли эти артефакты доказательствами того, что древние египтяне стремились к осуществлению их заветной мечты: возможности полета по небу?

Известно, что древняя цивилизация Египта знаменита такими математически и астрономически сложными открытиями, как «Знак зодиака». Невероятно точный астрономический календарь был найден на потолке одного из залов древнеегипетского храма Дендера (Хатхор) недалеко от города Кена.

храм в абидосе египет Храм Абидос, Египет

Современный календарь — заслуга ученых и звездочетов Древнего Египта, присвоенная воинствующим Римом во главе с Юлием Цезарем, в честь которого был назван месяц июль.

Традиционное объяснение таинственной резьбы в храме Абидос – это коррозионные процессы, которые неизменно настигают любой памятник архитектуры с тысячелетней историей. Считается, что со временем произошло облупление камня, и оригинальные египетские иероглифы изменили свой первоначальный вид. Но тут же возникает закономерный вопрос: как может несколько рисунков на одной балке храма содержать несколько совершенно точных, с верными пропорциями изображений, в то время как другие остались неизменными?

храм в абидосе египет Храм Осирион, Абидос

Недавно арабская газета «Аш-Шарк Аль-Аусат» опубликовала интересные фотографии, сделанные в храме Амона Ра в Карнаке. Резные египетские иероглифы датируются 1000 до н.э. Они повторяют символы, найденные в храме Абидос. На них изображены известные современности летательные аппараты. Вероятны ли такие совпадения и действительно ли древние египтяне ничего не знали о турбулетности?

В наше время сложно ответить на эти вопросы. Пожар в Александрийской библиотеки Египта уничтожил практически все древние манускрипты. Старинные писания сохранились только в Индии. Многие из них содержат информацию о сложных летательных аппаратах.

Несмотря на то, что со временем были потеряны многие старейшие документы, представляющие историю Китая, недавно в Тибете был обнаружен манускрипт. В результате его изучения выяснилось, что он содержит инструкции по созданию космических кораблей.

храм в абидосе египет

Находка вторая – подземный храм Абидоса Осирион

За храмом Сети I в Абидосе находится другое массивное сооружение — Осирион.

Происхождение и возможность осуществления такого грандиозного строительного проекта, как Осирион, до настоящего времени остается для науки загадкой. Вес всего лишь одного гранитного блока, из которых собрано святилище, превышает 100 тонн. Такие же блоки были использованы при строительстве Великих Пирамид в Гизе и Сфинкса. В наши дни во всем мире не существует технического средства, которое могли бы поднять такой объем. В связи с этим исследование подземного храма, находящегося на глубине 17 м ниже уровня земли, не представляется возможным. Пробраться по подземному, залитому подземными водами туннелю Осириону археологам удалось всего на 300 м. Дальнейшие исследования в этой области приостановлены из-за отсутствия соответствующих технических средств – подъемников гранитных плит.

Из храма Сети I в Осирион ведет туннель с рисунками из «Книги мертвых».

храм в абидосе египет Храм Осирион, Абидос

Находка третья –цветок жизни, сакральная геометрия древнеегипетского храма Абидос

Подземный туннель Осирион в Абидосе содержит огромное количество загадок.

На одно из гранитных блоков Осириона нанесен «Цветок жизни», на который обратил внимание в своих работах Друнвало Мельхиседек.

Возможно, ключ к происхождению этих знаков лежит в греческом языке:

При детальном ассмотрении на блоке обнаруживается надпись: «Теос Нилос», то означает «культ Нила».

Древнеегипетский храм Абидос послужил площадкой для снятия известного голливудского фильма «Звездные врата».

Источник

Древнеегипетский город Абидос

Как мусульмане страстно желают хотя бы один раз в жизни посетить Мекку, а многие индусы хотели бы умереть в Бенаресе, так и древние египтяне благочестиво стремились совершить паломничество в Абидос, центр культа бога Осириса. Те, кому не удавалось сделать это при жизни, надеялись отправиться туда после смерти: люди привозили сюда тела умерших родственников или украшали свои гробницы сценами путешествия в Абидос (изображение лодки под парусом, плывущей вверх по реке).

Древние египтяне считали, что умершие «отправляются на запад», а вход в загробный мир находится где-то среди пустынных холмов вблизи Абидоса. По мере того как другие божества входили в круг Осириса, Абидос становился почти монопольным центром заупокойного культа, сохранявшим такую роль и в эллинистический период. Великолепный храм Сети I привлекает туристов с 30-х годов XIX столетия, многие считают произведения искусства, украшающие этот комплекс, лучшими во всём Египте.

храм в абидосе египет

Как добраться в Абидос из Луксора или Эль-Бальяны

Весьма хаотичная с виду автоколонна отправляется в Абидос и Дендеру из Луксора в 8:00. Thomas Cook, American Express и другие агентства предлагают организованные экскурсии в один из этих пунктов или в оба сразу, но их график постоянно меняется, а цены намного выше, чем стоимость поездки на такси. На поездки до Дендеры и Абидоса и обратно установлены следующие цены: 275 фунтов за пятиместный автомобиль, 475 фунтов за восьмиместный и 1100 фунтов за 12-местный микроавтобус, а в отелях Луксора, в частности, в Happy Land, предлагают экскурсию для группы из четырёх человек за 225-250 фунтов (цены указаны в расчёте на группу туристов).

Полиция вроде бы не возражает против индивидуальных поездок на общественном транспорте через город Эль-Бальяна, расположенный в 10 километрах от Абидоса. Неписаное правило запрещает водителям автобусов брать в поездку больше четырёх туристов, поэтому имеет смысл подойти заранее к машинам, отправляющимся в 11:00 и 13:15; билеты продаёт водитель. Поезда – менее надёжный вариант для такого путешествия, поскольку не все они останавливаются в Эль-Бальяне, но вот вернуться в Луксор вполне можно на любом подходящем поезде (следует иметь в запасе достаточно времени, чтобы успеть пройти проверку на вокзале). Главная цель полиции Эль-Бальяны – как можно быстрее отправить вас в Абидос и обратно в Луксор, поэтому всех, кто приезжает на автобусах и поездах, сажают в такси и сопровождают к храму.

храм в абидосе египет

Руины храма Рамсеса II

К археологическому комплексу Абидоса ведёт хорошая дорога, которая заканчивается у деревни Аль-Араба-Эль-Мадфуна, чуть в стороне от древних развалин. Рядом с входом в храм Сети I находится ларёк, торгующий безалкогольными напитками, и киоск Банка Миср с непостоянным режимом работы. С разрешения полиции вы можете остановиться в доме для отдыха Seti I с чистыми номерами и горячим водоснабжением (из еды здесь можно приобрести только сухое печенье). Что касается самого храма, не забудьте запастись факелом, чтобы иметь возможность тщательно рассмотреть рельефы. Из соображений «безопасности» смотритель будет сопровождать вас повсюду – даже в туалетную комнату!

Древнеегипетская храмовая архитектура

С древнейших времён в Египте получили развитие два типа храмов; культовые сооружения, посвящённые верховным божествам того или иного региона, и поминальные храмы» связанные с почитанием умерших царей. Храм первого типа почитался «жилищем бога» (pr-ntr), статую которого ежедневно «ублажали» с помощью разнообразных обрядов и периодически возили в другой храм на свидание с божественной супругой. Такие культовые комплексы изначально имели сложную структуру в отличие от поминальных храмов, на заре своей истории имевших вид простых сооружёний с двумя внутренними помещениями, пристроенных к пирамидам фараонов и соединявшихся с долинными храмами крытым переходом.

Только в эпоху Нового царства заупокойные храмы стали строиться отдельно от гробниц и превратились в огромные архитектурные ансамбли. Большинство храмовых комплексов в Долине Нила строились на протяжении нескольких веков: некоторые из правителей строили целые здания, другие ограничивались украшением одной стены или размещением надписи со своим именем на статуе другого фараона. Общие формы и планировка храмов, строившихся из неподвластного времени прочного камня, практически не менялись на протяжении многих тысячелетий, продолжая служить образцом для строителей эллинистической и римской эпох.

Планировка храма

Поскольку древние египтяне представляли себе храм как место перехода из суетного мира в царство божественных тайн, то по мере приближения к главной молельне залы становились темнее и ниже, а двери – уже. В соответствии с теми же представлениями дополнительные помещения и пилоны становились тем больше, чем дальше они находились от основного святилища. Кроме того, чем дальше вы заходите в храм, тем, как правило, древнее стены вокруг вас. Обычно храмы были закрыты для простых людей, их окружали мощные стены из кирпича-сырца. Внутри храмовой ограды зачастую располагались жилища жрецов, мастерские и хранилища, а также священный пруд для ритуальных омовений.

В эллинистическую и римскую эпохи храмовые комплексы включали в себя также «дом рождения» (маммизи), посвящённый божественным предкам царя. Чтобы войти в храм должным образом, нужно было миновать ряд ворот – пилонов – с башнями, украшенными гигантскими рельефными изображениями фараонов, приносящих дары богам или побеждающих врагов Египта. Некоторые храмы могли похвастаться ещё и величественными обелисками, вершины которых были покрыты электром (золотом или сплавом из золота и серебра). Между пилонами располагались внутренние дворы, во многих случаях украшенные колоннадами и охраняемые колоссальными статуями фараона или божества.

Ещё один пилон (или стена, увенчанная свободно стоящими колоннами) отделяла двор от гипостиля, зала с множеством колонн, которые должны были вызывать ассоциации с Зарослями папируса. Зал освещался лучами солнца, проходившими через проёмы в крыше. За ним располагались колонный зал меньшего размера, ряд вестибюлей и, наконец, святилище, в котором стояли статуя божества и священная ладья. Небольшие помещения и молельни, предназначенные для хранения ценной утвари и совершения обрядов в честь второстепенных божеств, располагались по сторонам от колонных залов и за главным святилищем. На крышах некоторых храмов имелась верхняя молельня или павильон, связанный с представлениями о возрождении Осириса и предназначенный для обновления сакральной силы статуи в дни празднования Нового года.

храм в абидосе египет

Декор храма

Практически все стены древнеегипетских храмов были покрыты рельефными изображениями, выступающими над поверхностью стены (барельеф, самая тонкая и требующая большого количества времени техника), углублёнными в неё (врезанный рельеф) или с высеченными в камне контурами (самый быстрый и простой способ). Фигуры размещались рядами – ярусами, или регистрами, которые принято нумеровать снизу вверх. Дверные притолоки часто украшались изображениями крылатого солнечного диска, символизирующего единство Двух Земель; геральдические растения Верхнего и Нижнего Египта также являлись распространённым декоративным мотивом.

В некоторых храмах эллинистического периода потолок украшен астрономической символикой – изображениями небесных тел и знаками зодиака. Рельефы обычно раскрашивались в яркие цвета, поэтому в древности храмы выглядели наряднее, чем можно представить по их нынешнему состоянию. Не меньшее впечатление производят и разнообразные колонны, восходящие к двум основным типам. Рядом с четырёхугольными в сечении столбами нередко ставили статуи фараона в облике божества (как правило, Осириса, отсюда термин – «осирические колонны»).

Храм Сети I в Абидосе

В отличие от Карнакского храма и Дейр-эль-Бахри, поражающих посетителей колоссальными размерами, абидосский храм Сети I привлекает в первую очередь своими исключительными по технике исполнения рельефами. В этих шедеврах эпохи Нового царства отчётливо виден возврат к художественным формам Древнего царства – возрождение в искусстве отражало политические попытки Сети I укрепить власть XIX династии и вернуть территории, потерянные при Эхнатоне. Официальное название периода правления Сети I (1318-1304 годы до нашей эры) звучит как «эпоха повторения рождений» – возрождение, переводя буквально на современный язык.

Сын Сети Рамсес II (1304-1237 годы до нашей эры) завершил покорение некогда подвластных Египту территорий и строительство храма своего отца в Абидосе. Строго говоря, это сооружение никогда не было ни культовым центром, ни поминальным храмом в общепринятом смысле слова. Святилища храма принадлежали различным божествам, связанным со смертью, воскресением и загробным миром, а одно из них – самому Сети I. Замысел храма был по сути своей политическим: уравнять Сети I с этими божествами и его предполагаемыми «предками», предыдущими фараонами, и тем самым узаконить власть династии Рамессидов, представители которой за несколько поколений до описываемых событий были простыми воинами из Дельты Нила.

За прошедшие века храм не потерял своего очарования. Современные пилигримы идут по следам Дороти Иди, известной под именем Омм Сети («Мать Сети»), прожившей в Абидосе 35 лет и до самой своей смерти в 1981 году верившей, что в её теле в мир вернулась древнеегипетская жрица, любовница Сети I. Её собственную книгу Abydos – The Holy City in Ancient Egypt можно купить в Луксоре, а о её видениях и пророческом даре рассказывает биография, написанная Джонатаном Коттом, – The Search for Отт Sety.

храм в абидосе египет

Храмовый двор и гипостиль

Пилон и двор древнего храма практически полностью разрушены, но на их остатках пока ещё можно различить нижние части рельефов с изображениями весьма сомнительной победы Рамсеса II при Кадеше, женщин с искусно заплетёнными волосами и фараона Сети, приносящего дары Осирису (в нише рядом). Вслед за повреждёнными статуями, ныне стоящими во втором, верхнем дворе, внимание посетителей привлекает фасад с прямоугольными колоннами, где в трещинах стены за столбами, украшенными изображениями Рамсеса перед Осирисом, Исидой и Хором, вьют гнёзда крошечные птички. Первоначально в храм вели семь дверей (по числу святилищ внутри), но по приказанию Рамсеса все дверные проёмы, кроме центрального, были заложены. Верхняя часть фасада была грубо отстроена из бетона.

Судя по массивным врезанным рельефам во внешнем гипостиле, законченном уже после смерти Сети, Рамсес нанимал второсортных скульпторов, переведя лучших мастеров Сети на постройку своего собственного (ныне разрушенного) храма. На стенах у входа изображён Рамсес, измеряющий храмовый участок вместе с богиней Селкет и посвящающий храм Хору от имени Сети. На стене справа Рамсес преподносит украшенный головой сокола ларец с папирусом Исиде, Хору и Осирису и следует за Хором и Упуаутом (шакалоголовым божеством Асьюта) в храм, чтобы погрузиться в священную воду (она изображена в виде объединения двух иероглифов со значением «вода» и «чистота»). На одной из притолок размещён картуш, превратившийся в один из популярных мифов интернета: на нём изображено нечто похожее на вертолёт и подводную лодку.

Однако археологи видят в «Абидосском вертолёте» типичный случай нанесения более позднего картуша поверх его предшественника, которое вкупе с естественной эрозией привело к искажению формы знака. Кстати, улучшенное цифровое изображение в сети выглядит гораздо более чётким, чем мрачный оригинал. Второй – внутренний – гипостиль был последним помещением храма, декор которого создавался ещё при жизни Сети. Некоторые части гипостиля так и остались незаконченными, но есть в нём и настоящие шедевры. На стене справа изображён Сети, стоящий перед Осирисом и Хором, которые льют священную воду из украшенных гирляндами сосудов, и приносящий жертвы в святилище Осириса в присутствии Маат и Ронпет (богини года), стоящих впереди, и Исиды, Аментет (богини запада) и Нефтиды, следующих за фараоном.

Хотя профильное изображение Сети выглядит довольно условно, в нём есть определённое портретное сходство с мумией фараона (хранится в Египетском музее Каира). Восточная и западная стена сложена из песчаника, северная и южная – из известняка. На двух выступающих полуколоннах в задней части гипостиля изображён Сети в короне Двух Земель, стоящий в молитвенной позе перед столбом джед. На рельефах задней стены гипостиля сохранились яркие краски. На стене между святилищами Ра-Хорахти Птаха и, на высоте человеческого роста можно увидеть лучший из рельефов второго гипостильного зала: на нём изображён фараон, преклонивший колени перед Осирисом и Хором, на фоне священного дерева персеи.

Святилища Сети и божеств

Лучшие абидосские барельефы находятся в святилищах Сети и шести божеств. Многие из них сохранили первоначальные яркие цвета (позволяющие представить, как на самом деле в древности выглядели египетские храмы), однако в полной мере оценить изящество контуров и тонкость работы можно именно на рельефах, утративших раскраску. Памятники периода возрождения древнеегипетского искусства, имевшего место при Сети, лишены как экспрессивности амарнской эпохи, так и помпезности имперского стиля XVIII династии, который был воспринят и доведён до уровня мегаломании сыном фараона.

Шесть из семи святилищ, перекрытых ложными сводами из прямоугольных плит, заканчиваются ложными дверями, из святилища Осириса открывается вход во внутренние молельни. В представлениях древних египтян эти помещения считались жилищами богов. Фараон или жрецы ежедневно задабривали их с помощью особых ритуалов, сцены которых мы видим на стенах. Фараон приносит жертвы божеству, совершает омовение статуи и облачает её в одежды; затем исполняется обряд ритуального очищения статуи, выставляет перед ней дары. Дальнейшие жертвоприношения совершаются перед ладьёй бога. Затем царь посыпает песком пол святилища, уничтожая следы своих ног, и оставляет божество в одиночестве до следующего утра.

Исключением из этого правила является святилище Сети, в декоре которого подчёркнут мотив одобрения его власти богами: на рельефах северной стены они ведут фараона в храм и совершают ритуал объединения Двух Земель. В задней части левой стены Сети получает список приношений от Тота и верховного жреца Иунмутефа, одетого в леопардовую шкуру (волосы, сбоку заплетённые в косу, – отличительный признак его жреческой должности). Наконец, мы видим, как Сети покидает храм в паланкине, который несут шакалоголовые божества египетского города Нехен и боги с головами соколов – покровители Пер-Рамсеса, столицы Дельты.

Превосходные не раскрашенные рельефы из святилища Сети и фигуры сидящих божеств из молельни Ра-Хорахти интересно сопоставить с похожими красочными сценами из святилищ Птаха, Амона, Осириса и Исиды. На боковой стене рядом со святилищем Хора изображён фараон, вручающий фигурку Маат Осирису, Исиде и Хору: это характерный для эпохи XIX династии мотив, символизирующий установление справедливого порядка и утверждение легитимности царской власти. Внутренние святилища Осириса примечательны тремя боковыми молельнями, украшенными цветными рельефами. Ещё в 1980-х годах их краски сохраняли свою первоначальную свежесть, но сейчас стены покрывает чёрная плесень – такой быстрый процесс разрушения, к сожалению, характерен для многих храмов и гробниц в Долине Нила.

храм в абидосе египет

Культ Осириса

С помощью Тота и Анубиса Осирис был воскрешён из мёртвых. Превратившись в самку коршуна, Исида зачала ребёнка от Осириса, прежде чем тот вернулся в мир мёртвых, чтобы править им и судить души умерших людей, Их сын Хор, которого тайно воспитали в Дельте, впоследствии отомстил за отца и изгнал Сета обратно в пустыню. В Абидосе, который считался местом погребения тела (или головы) Осириса, справлялись два ежегодных празднества в его честь. Обряд «Великого выхода» ритуально повторял поиски и обретение останков бога, а во время другого празднества устраивались мистерии, основой которых служили сюжеты мифа об Осирисе.

Так в одном из действ, прислужники Сета «нападали» на ладью бога, которую «защищал» Упуаут, шакалоголовый бог Сиута (современного Асьюта). В этой сцене отразился последний этап процесса слияния различных культов, поскольку Улуаут занял место Хентиаменти, первоначального божества абидосского некрополя, в качестве «Предстоятельствующего перед западными», прежде чем сам был интегрирован в культ Осириса. Устойчивые ассоциации Абидоса с заупокойными культами подкреплялись и его связью с почитанием шакалоголового Анубиса, божества бальзамировщиков, всегда присутствующего в погребальных сценах.

Южное крыло храма Сети

Из внутреннего гипостиля можно пройти в южное врыло храма Сети. Ближайший к святилищу царя портал ведёт в украшенный колоннами зал Сокара и Нефертума, двух божеств северного Египта, олицетворявших жизненную силу земли и цикл смерти и возрождения. Ко времени Сети их культы влились в культ Осириса. В нишах вдоль стены, расположенной по левую сторону, некогда стояли статуи Осириса. Рельефы на противоположной стене изображают Сети, идущего навстречу Сокару, изображённому с головой сокола, и Нефертуму, представленному в обеих своих ипостасях – человека и льва (увенчанного цветком лотоса).

В часовне Сокара изображён Осирис на погребальных носилках (в дальнем конце правой стены), а напротив мы видим парящую над его телом Исиду в облике самки коршуна. Чтобы рассмотреть изнутри святилище Нефертума, в которое ведёт следующая дверь, вам потребуется факел. Следующий портал открывается в Галерею Царей, названную так из-за списка предшественников Сети, вырезанного на правой стене. Из политических соображений в него не вошли имена гиксосских правителей, Хатшепсут, Эхнатона и его наследников, а свое собственное имя Сети I приказал написать как Менмаатра Осирис-Мернептах (а не Менмаатра Сети-Мернептах), чтобы оно не напоминало о его тёзке Сете, убийце Осириса.

Несмотря на всё это, список представляет огромную ценность для египтологов, поскольку перечисляет имена 34 царей (главным образом из VI, VII, XII, XVIII и XIX династий) в строгом хронологическом порядке. Фигуры Сети и его сына Рамсеса изображены лицом к надписи, содержащей имена их «предков» начиная с Менеса (Джосера). Поскольку вход в Святилище ладей и Зал жертвоприношений запрещён, дальше лучше всего проследовать через боковой коридор, мимо живой сцены с изображением Сети и Рамсеса, запрягающих быка и спешащих навстречу Упуауту, и через заднюю дверь выйти к Осириону, расположенному за храмом.

храм в абидосе египет

Осирион и остатки других сооружений

Археологический комплекс Абидоса занимает огромную территорию у края пустыни, по которой разбросаны руины зданий и насыпи. Мало кому из посетителей хватает времени на долгие прогулки, даже если полиция позволяет уходить далеко, однако постройка непосредственно за храмом Сети заслуживает внимания. Когда Флиндерс Питри в начале XX столетия вёл раскопки в Абидосе, он обнаружил многочисленные мастабы, которые принял за царские гробницы.

Впоследствии египтологи стали считать их кенотафами или символическими местами погребения Осириса – ложными гробницами, построенными для того, чтобы обеспечить тесную связь между богом и «ка» умершего фараона, мумия которого находилась где-то в другом месте. Кенотаф Сети, известный как Осирион, – единственное из этих сооружений, которое можно увидеть в наши дни, хотя и он наполовину занесён песком и частично недоступен из-за стоячей воды. Внутри постройки из массивных каменных блоков некогда находилась насыпь, окружённая рвом (символ первохолма, поднимающегося из вод хаоса на заре существования мира), и саркофаг.

Примерно в 300 метрах к северу расположен полуразрушенный храм Рамсеса II, сына Сети. На внешних стенах и в окружённом колоннами внутреннем дворе храма ещё можно увидеть фрагменты рельефов со сценами битвы при Кадеше. Археологические памятники, расположенные дальше, дают нам сведения об истории Раннединастического периода. Немецкий археологический институт с 1977 года ведёт раскопки раннединастического царского некрополя в Умм эль-Каабе, несколько позже было начато исследование погребальных участков в Шунет эль-Зебибе.

От комплекса Хасехемуи, последнего царя II династии, умершего около 2686 года до нашей эры, сохранились стены высотой до 11 метров и толщиной до 5,5 метров, окружавшие участок длиной 122 метра и шириной 65 метров. Доктор Гюнтер Дрейер считает, что предшественниками пирамид в Саккаре были ограды абидосских гробниц, находившихся ниже уровня земли и выложенных кирпичом-сырцом. Здесь были найдены иероглифические надписи, более ранние, чем памятники из Саккары, которые позволяют предположить, что некий додинастический правитель по имени Хор завоевал Дельту и объединил Египет за столетие до Нармера.

В 1991 году на территории комплекса Хасехемуи были найдены шесть солнечных ладей, которые предположительно датируются временем правления царя Аха из I династии (около 2920-2770 годов до нашей эры). Всё это даёт возможность предположить, что погребения раннединастических правителей, которые, как принято считать, совершались в Саккаре, на самом деле могли иметь место в Абидосе, и что когда-нибудь здесь будет найдена нетронутая царская гробница.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *