храм в аносино истринский район расписание

Храм в аносино истринский район расписание

14 октября в Аносином Борисоглебском монастыре встретили праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Видео поздравление

Память преподобных Кирилла и Марии Радонежских в Аносиной пустыни.

храм в аносино истринский район расписание11 октября 2021 года, в день памяти родителей преподобного Сергия Радонежского, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, в Борисоглебском Аносином ставропигиальном женском монастыре сугубо отметили день Ангела настоятельницы обители игумении Марии(Солодовниковой).

Память преставления преподобного Сергия Радонежского в Аносиной пустыни.

храм в аносино истринский район расписание8 окятбря 2021 года, в день памяти преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, в Борисоглебском Аносином ставропигиальном женском монастыре сугубо отметили память этого великого угодника Божия.

игумения Мария (Солодовникова)

иеромонах Адриан (Чаликов)

протоиерей Владислав Сысолятин

иерей Георгий Кириндас

143581, Московская область, Истринский район, село Аносино, п/о Павловская Слобода, ул. Троицкая, 37

По вопросам посещения монастыря и треб (Крещение, отпевание, заказ Псалтири и сорокоустов) звонить по указанному ниже телефону

8 909 905-06-54 звонить с 8.30 до 18.00

Этот адрес предназначен исключительно для вопросов и предложений, связанных с работой сайта. На письма иного характера редакция отвечать не будет.

Наша страничка в фейсбуке:

храм в аносино истринский район расписание

Наша страничка в вконтакте:

храм в аносино истринский район расписание

Также можно сделать перевод на карту Сбербанка

4276 4000 8704 5812

получатель Наталья Владимировна Б.

Также можно оформить платеж на нашем сайте по ссылке

Размер пожертвования за 1 имя :
сорокоуст (40 литургий) — 200 р
Литургия (1 год) — 700 р
Неусыпаемая Псалтирь:

Банковские реквизиты:
Религиозная организация

«Борисоглебский Аносин ставропигиальный

женский монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
ПАО «Сбербанк»
ИНН: 5017026197
КПП: 501701001
Р/сч: 40703810240440100245
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225
ОКПО: 33049636
ОКОНХ: 98700

! укажите название требы и перечислите имена!

Источник

Аносин Борисоглебский монастырь

храм в аносино истринский район расписание храм в аносино истринский район расписание

Борисоглебский Аносин монастырь — обитель, сохранившаяся ещё с дореволюционных времён. С 1927 г. она была закрыта, возврат территории церкви был выполнен только в 1992 г. Как монастырь она заработала 29 декабря 1999 г.

Сейчас в монастыре постоянно находятся 25 монахинь и работают почти 60 сотрудников. Они возрождают старые традиции иноческой жизни, усердно работают и совершают благие дела, прославляя Бога.

Расписание богослужений Аносина Борисоглебского монастыря

Монахини обители читают Неусыпаемую Псалтирь круглые сутки. Они поминают об успокоении и здравии православных христиан. По будням насельницы монастыря начинают молиться в 6 утра. Также в Троицком соборе проходят богослужения для прихожан:

В период Великого поста службы проходят в 7:00 и в 17:00. В среду и пятницу проводится Литургия Преждеосвященных Даров.

храм в аносино истринский район расписание

Исповедь проводится после вечерней службы. Утром попасть на неё могут только немощные и прихожане с маленькими детьми. Молитва во время богослужения перед Причастием обязательна.

Если место проведения службы меняется, прихожане информируются об этом объявлением на специальной доске у храма.

Престольные праздники в монастыре сопровождаются крестным ходом. Основные события приходятся на 15 мая, 18 и 28 августа, 4 октября, 10 ноября и 50-й день после Пасхи. Крестный ход также проводится 1 октября в день открытия монастыря.

Сестры ежедневно несут послушания: ухаживают за животными, выращивают огородные культуры, делают из молока коров творог, сыры, сметану и другие продукты, а пекут знаменитый аносинский хлеб.

храм в аносино истринский район расписание

Где находится

Борисоглебский монастырь располагается в деревне Аносино, что в северо-западной части Московской области. Эту монашескую общину называют Оптиной пустынью. Она находится в Истринском районе Московской области. Ближе всего к ней город Дедовск — всего 7 км.

Оптина пустынь — действующий ставропигиальный монастырь. Он подчиняется не местной епархии, а непосредственно патриарху. Это самый высокий статус монастыря.

История монастыря Аносиного монастыря

В 1799 г. Евдокия Николаевна Мещерская (в девичестве Тютчева, родная тётя поэта Фёдора Тютчева) приобрела деревню Аносино, что на берегу Истры. Уже в 1810 г. она получила благословение Московского митрополита на создание храма Живоначальной Троицы. В память о покойном супруге Борисе, Евдокия освятила придел церкви в честь святых Бориса и Глеба.

При храме в 1820 г. сформировали богадельню, где стали жить 11 женщин. Уже в 1822 г. она была переделана в женское общежитие имени Бориса и Глеба, попечительницей которого была Евдокия Мещерская. Ещё через год община стала монастырём, а Евдокия постриглась в монахини и стала игуменией Евгенией.

храм в аносино истринский район расписание

В общине был установлен строгий ионический устав. Наставником стал святитель Филарет. Посторонние люди не могли попасть на его территорию, а монахини выйти за неё. Милостыня не собиралась и вещи из мира не принимались. За строгость устава монастырь и стали называть Оптиной пустынью.

Сюда стали привозить на покаяние и исправление грешниц: тех, кто злоупотреблял алкоголем, прелюбодействовал, а также совершал обряды по старому стилю. Настоятельницы не одобряли эту практику, но вынуждены были принимать послушниц.

До февраля 1837 г. обителью управляла игуменья Евгения. Затем её земной путь завершился. Она похоронена у северного придела храма Живоначальной Троицы.

Следующие 20 лет монастырём управляла игуменья Анастасия. Она была крестницей и воспитанницей Евгении, а до этого крепостной княгини Мещерской. После её отъезда в Серпуховский Владычий монастырь игуменьей стала внучка Евдокии-Евгении, также принявшая после пострига имя Евгения, и управляла монастырём до 1875 г. После её перевода в Москву в Страстной монастырь её преемницей стала монахиня Рафаила.

храм в аносино истринский район расписание

С 1879 г. игуменьей была матушка Ионанна. Она управляла обителью до самой смерти в возрасте 90 лет. Это была сама строгая игуменья, при этом она сама неукоснительно соблюдала устав. К ней на беседу часто приезжал схиигумен Герман — старец Зосимовой пустыни. По свидетельствам современников, он считал, что у матушки Иоанны можно «поучиться монашеству».

До 1928 г. обитель существовала как монастырь. Из-за больших налогов монахиням приходилось много работать и отдавать производимую продукцию на продажу. Ещё в 1917 г. здесь было 180 насельниц, а тогда в обители осталось всего 130 сестер.

В 1928 г. действующую игуменью Алипию арестовали вместе с несколькими сестрами. Их сослали в трудовые лагеря, а остальных женщин из обители просто выгнали. Монастырь использовался как сельскохозяйственная коммуна, пока в нём не закончились запасы продовольствия. Ценные вещи и святыни начали вывозиться ещё с 1922 г., а колокола были переплавлены.

Панорама Аносиного Борисоглебского монастыря на Яндекс-картах

Из церкви святой Анастасии сначала сделали клуб, а затем жилой барак. Дмитровский храм работал как магазин. Война ударила по колокольне и Троицкому собору так, что сохранилась только часть храма, которую использовали для ремонта сельхозтехники.

Восстанавливать обитель начали в 1992 г. по просьбе схимонахини Анны к Святейшему патриарху. До 1999 г. это было патриаршее подворье. Но зимой того же года ему был возвращён статус монастыря, причём ставропигиального, что означает подчинение самому патриарху.

Сюда заселились женщины из Троицкого монастыря в Риге, основательницей которого была Сергия — духовная дочь игуменьи Евгении, внучки основательницы храма Живоначальной Троицы в Аносино. А с 2005 г. здесь управляет игуменья Мария.

храм в аносино истринский район расписание

Постройки на территории

Во времена управления игуменьи Евгении были возведены основные постройки на территории монастыря. Это ограда со святыми воротами, часовня святого Дмитрия Ростовского, каменные кельи для монахинь, церковь Анастасии Узорешительницы, больничный корпус, амбар для хлеба, корпус мастерской, трапезная. Для обеспечения жительниц питанием на территории были организованы 2 пруда с рыбой и сад.

К концу XIX в. в монастыре произошла реконструкция действующих зданий и постройка новых. Её инициировала внучка основательницы, которая при постриге также стала Евгенией. Сюда приезжало много гостей из Московской епархии, поэтому им было возведено отдельное здание. Также восстановлена звонница и возвращены на место колокола. Храм Живоначальной Троицы, часовня Дмитрия Ростовского и храм святой Анастасии Узорешительницы были отреставрированы. Их заново освятили в ноябре 2013 г. Помимо культурных строений, на территории есть административные и жилые здания, хозяйственные постройки.

храм в аносино истринский район расписание

Как добраться

Точный адрес монастыря — Московская область, Истринский район, деревня Аносино, ул. Троицкая, д. 37.

Добраться до Аносиного монастыря на общественном транспорте проще всего из Москвы. Нужно на Рижском вокзале сесть на электропоезд до станции Нахабино. Оттуда необходимо выехать на автобусе № 22 и выйти на остановке «Аносино».

На автобусе можно доехать и из Москвы. Для этого нужно от станции метро «Щукинская» нужно добраться на автобусе № 480 до остановки «Павловская слобода». Оттуда до Аносино ходит автобус № 22.

До Борисоглебского Аносинского монастыря можно добраться на машине. Для этого нужно ехать по Новорижскому шоссе и повернуть на Павловскую Слободу. В направлении Аносино двигаться ещё 12 км.

Видео об Аносином Борисоглебском монастыре

Источник

Борисоглебский Аносин женский монастырь

На северо-западе Московской области в деревне Аносино располагается небольшая женская монашеская община, который в народе называют женской Оптиной пустынью. Борисоглебский Аносин монастырь — одна из самых уважаемых обителей дореволюционной России. Сегодня в ней возрождаются традиции строгой иноческой жизни, основанной на молитве, прилежном труде и благих делах во славу Господа.

История

Борисоглебская женская обитель, расположенная в деревне Аносово Истринского района, имеет интересную историю, в которой были и радостные, и печальные страницы. Все они укрепляли Веру и Дух инокинь.

Основание

История Борисоглебской обители началась в 1799 году, когда княгиня Евдокия Николаевна Мещерская (урождённая Тютчева) купила деревню Аносово, расположенную в красивой местности на берегу Истры. В 1810 г. вдова князя Бориса Мещерского получила благословение митрополита Московского Платона на строительство в своих владениях храма во имя Живоначальной Троицы. В память о покойном супруге северный придел церкви был освящён в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба.

В 1820 г. при Троицком храме была организована богадельня, в которой проживали 11 женщин. Через 2 года богадельню преобразовали в женское общежитие в честь святых Бориса и Глеба. По благословению святителя Филарета её попечительницей стала княгиня Мещерская. Через год монашеская община получила статус монастыря, а её попечительница была пострижена в монахини под именем Евгения и возведена в сан игуменьи, организованной ею обители.

Её духовным наставником был святитель Филарет, который составил общины строгий ионический устав, характерный для пустыни.

Были установлены следующие правила:

Игуменья Евгения управляла созданной обителью до 1937 года. В феврале этого года её земной путь завершился. Основательницу монастыря похоронили у северного придела Троицкого храма. За время её управления сложился основной архитектурный облик монастырской территории. Были возведены следующие здания:

Помимо постройки жилых и хозяйственных сооружений, на территории монастыря был устроен сад и 2 пруда для разведения рыбы.

Интересно: при игумении Евгении в Аносинскую монашескую общину начали отправлять для покаяния и исправления женщин, злоупотребляющих алкоголем, прелюбодеек, а также старообрядцев женского пола. Эта практика проводилась вопреки желанию настоятельниц.

Период расцвета

Наибольшего расцвета монастырь достиг во второй половине XIX в. При внучке основательницы монашеской общины, также получившей при постриге имя Евгения, продолжалась постройка новых и реконструкция существующих зданий. Расположенный на небольшой территории монастырь являлся образцом общежительной пустыни, насельницы которой прославились по всей стране своими духовными подвигами. Они становились настоятельницами женских обителей по всей стране.

Множество богомольцев приезжало в московское подворье Борисоглебского Аносина монастыря. В саму подмосковную пустынь часто приезжали высшие чины Московской епархии, для проживания которых построили специальное здание.

Помимо духовных подвигов, монахини славился своей хозяйственной деятельностью. Успешный опыт в земледелии, животноводстве и ремесленном деле перенимали миряне и монахи со всей империи.

Уже после захвата власти большевиками обитель торжественно отпраздновала свой вековой юбилей.

Упадок и разрушение

Борисоглебский Аносин монастырь официально существовал до 1928 г. Жизнь его насельниц в это время значительно изменилась. Монахиням, обложенным высокими налогами, пришлось расширять своё хозяйство и производить продукцию для продажи. Тяжёлые условия жизни укрепляли смирение и силу духа сестёр. На момент закрытия в обители проживали 130 насельниц.

Летом 1928 г. игуменью Алипию и несколько монахинь арестовали, а после выслали в трудовые лагеря. Остальных насельниц выгнали из обители. Они разошлись в разные районы страны, но продолжали поддерживать связь и помогать друг другу. На территории монастыря организовали сельскохозяйственную коммуну, которая просуществовала до окончания монастырских продуктовых запасов.

Материальные ценности и святыни, собранные в храме, подверглись разорению. Ценную утварь ещё в 1922 г. изъяли под предлогом помощи голодающим. Святые образы в драгоценных окладах погружали в кислоту, отделяя золото. Монастырские колокола переплавили для хозяйственных нужд.

В церкви святой Анастасии организовали клуб, который позже переделали в жилой барак. В Дмитровском храме разместили сельский магазин. Часть Троицкого собора была уничтожена в годы Великой Отечественной войны. В уцелевшей части до 90-х гг. прошлого века функционировала ремонтная мастерская для сельскохозяйственной техники.

Возрождение

К 1992 г. из бывших насельниц в живых находилась только схимонахиня Анна. Она обратилась к Святейшему патриарху с просьбой способствовать восстановлению обители. До 1999 г. монастырская территория носила статус патриаршего подворья. В последние дни XX столетия подворью в Аносино был присвоен статус ставропигиального монастыря.

Первыми насельницами возрождённой обители стали насельницы Троицкого монастыря, основанного в Риге монахиней Сергией (Мансуровой), являющейся духовной дочерью аносинской игуменьи Евгении (Озеровой). В 2005 г. игуменьей стала монахиня Мария (Солодовникова).

Современность

Сегодня Борисоглебский Аносин монастырь переживает период очередного расцвета. Монахини несут духовное служение, работают в обширном хозяйстве и принимают в своих стенах многочисленных паломников и туристов.

Архитектурный ансамбль

Основные культовые постройки были возведены в первой половине XIX в. После 70-ти лет забвения и разрухи монастырские храмы были вновь отстроены и заново освящены. На территории монашеской общины в Аносино функционируют следующие культовые постройки:

Как и главный монастырский храм часовня украшена белоснежными архитектурными декоративными элементами. В период дореволюционного расцвета в храме проводили частные требы. Современная история монастырских богослужений началась в этом маленьком храме.

Помимо культовых зданий, на территории современной обители располагаются жилые и административные корпуса, хозяйственные постройки и искусственные пруды.

Расписание богослужений

Насельницы Борисоглебского Аносина монастыря круглосуточно читают Неусыпаемую Псалтирь с поминовением о здравии и упокоении православных христиан. Кроме этого, ежедневно проводятся богослужения, проходящие по следующему расписанию:

Престольными праздниками обители являются следующие дни:

Общественная деятельность

Монахини Борисоглебского монастыря, расположенного в деревне Аносино, проводят активную общественную деятельность, заключающуюся в следующем:

Также в монастырь организуются туристические экскурсии и паломнические поездки, во время которых можно увидеть и поклониться множеству святынь, собранным в стенах монастырских храмов. К ним относятся:

Как добраться

Борисоглебский Аносин монастырь находится в деревне Аносино Истринского района Московской области, на улице Троицкой, д. 37.

Чтобы самостоятельно посетить обитель на общественном транспорте туристам из Москвы следует доехать до Рижского вокзала и сесть на электричку, следующую до станции Нахабино. Затем необходимо пересесть на автобус маршрута No22 и доехать до остановки Аносино.

Женский Борисоглебский монастырь, расположенный в подмосковной деревне Аносино — тихое и живописное место, в котором возрождаются древнерусские традиции иночества. В соответствии с православными традициями монахини не только занимаются духовным служением, но и ведут общественную и образовательную деятельность.

Источник

Пожертвование за требы на 1 имя!

СПОСОБЫ ОПЛАТЫ

Банковской картой

Для выбора оплаты товара с помощью банковской карты на соответствующей странице необходимо нажать кнопку «Оплата заказа банковской картой».

Оплата происходит через ПАО СБЕРБАНК с использованием Банковских карт следующих платежных систем:

Для оплаты (ввода реквизитов Вашей карты) Вы будете перенаправлены на платежный шлюз ПАО СБЕРБАНК. Соединение с платежным шлюзом и передача информации осуществляется в защищенном режиме с использованием протокола шифрования SSL. В случае если Ваш банк поддерживает технологию безопасного проведения интернет-платежей Verified By Visa или MasterCard SecureCode для проведения платежа также может потребоваться ввод специального пароля.

Настоящий сайт поддерживает 256-битное шифрование. Конфиденциальность сообщаемой персональной информации обеспечивается ПАО СБЕРБАНК. Введенная информация не будет предоставлена третьим лицам за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Проведение платежей по банковским картам осуществляется в строгом соответствии с требованиями платежных систем МИР, Visa Int. и MasterCard Europe Sprl.

Способы оплаты для юридических и физических лиц

1. Безналичная оплата.

ОПИСАНИЕ ВОЗВРАТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Возврат переведенных средств (ошибочно переведенных или иная причина), производится на Ваш банковский счет в течение 5—30 рабочих дней (срок зависит от Банка, который выдал Вашу банковскую карту).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

Реквизиты

Религиозная организация «Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

ИНН 5017026197 / КПП 501701001

Юридический адрес: 143581, Московская обл., Истринский район, д. Аносино, ул. Троицкая, д. 37.

Контакты

Фактический адрес: 143581, Московская обл., Истринский район, д. Аносино, ул. Троицкая, д. 37.

Источник

Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ

храм в аносино истринский район расписание

История

Основательницей и первой настоятельницей Аносина Борисо-Глебского монастыря была игумения Евгения (1774-1837), в миру Евдокия, урожденная Тютчева (тетка известного русского поэта Ф.И.Тютчева). В 22 года Евдокия вышла замуж за князя Бориса Мещерского. Однако Господь судил ей иной путь. Едва коснувшись устами чаши радостей земных в благословенном браке, княгиня Евдокия Николаевна Мещерская испила горесть полной чашей. Менее чем через три месяца после венчания горячо любимый супруг скоропостижно скончался, оставив молодую вдову в ожидании младенца. Княгиня не пожелала вторично связывать себя узами брака, посвятив жизнь воспитанию дочери и делам благотворительности.

В 1799 году она приобрела сельцо Аносино на живописном берегу реки Истры, где, несмотря на тяготы и нестроения, причиненные наполеоновской армией, тщанием княгини Мещерской была возведена церковь в честь Живоначальной Троицы с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге).

В 1821 году при церкви была открыта богадельня, преобразованная вскоре в женское общежитие, а затем – в монастырь. Устав для общежития был составлен лично святителем Филаретом (Дроздовым), который и впоследствии не оставлял Аносину пустынь своим милостивым вниманием, любил навещать ее и дорожил духовной дружбой с ее настоятельницами.

Княгиня Евдокия Мещерская, давно желая принять монашество, ходатайствовала о своем вступлении в общежитие. Ее душа стремилась к смиренному пути простой инокини, но по настоянию святителя Филарета она приняла крест игуменства. Так в 1823 году княгиня Евдокия Мещерская стала первой настоятельницей Аносина монастыря – игуменией Евгенией.

Дел предстояло много, но игумения не страшилась трудов. Имея целью воскресить дух древнего иноческого жития, которым так ярко сияли монастыри древней Руси, она испрашивает у святителя Филарета для Борисоглебской обители строгий устав, и владыка дает сестрам чин общежития Феодора Студита. Обитель в Аносино, удаленная от человеческого жилья и мирской суеты, была пустынью не только по названию. По территории монастыря никто из посторонних вообще не ходил (это правило строго соблюдалось вплоть до его закрытия в советское время). По уставу в обители не допускалось наемного труда. Все работы, вплоть до изготовления обуви, сестры выполняли самостоятельно. При этом запрещалось ходить в мир «за сбором» (то есть за милостыней на нужды монастыря). Труда в монастыре было много, но столько, чтобы он не препятствовал молитве. Уставные, долгие службы начинались глубокой ночью. Келейно же сестры упражнялись в молитве Иисусовой. Дабы ничто не отвлекало сестер от внутреннего делания, в кельях не было даже освещения (кроме лампадки перед иконами). Общежительный устав избавлял насельниц от излишних попечений и вместе с тем приучал к смирению и нестяжательности. По кельям не позволялось иметь ничего лишнего, только самое необходимое, никто ничего не мог получить от мира. При мудрой и деятельной начальнице монастырь быстро благоустраивался как внешне, так и внутренне.

Стараясь ввести древний чин общежительной иноческой жизни, матушка Евгения не забывала и о созидании собственной души. В храме молилась благоговейно, в келлии неукоснительно исполняла монашеское правило, кроме самонужнейших вещей не имела почти ничего, наблюдая воздержание, довольствовалась простой пищей в монастырской трапезе, носила на теле власяницу и спала на жестком ложе, самым кратким сном. Большую часть ночи проводила она в молитве, чтении Слова Божия и святоотеческих книг. Чтобы пробудить в себе память смертную, она за много лет до кончины велела устроить гроб и вырыть могилу, которую нередко посещала со слезами и плачем. Игумения Евгения была наделена живым умом и даром красноречия, беседа ее увлекала слушателей. Но особой отличительной чертой матушки было глубочайшее нелицемерное смирение, которое пронизывало ее отношение как к монашествующим, так и к мирянам.

В 1837 году, в возрасте 63 лет, основательница монастыря и его первая игумения, матушка Евгения, скончалась и была погребена в монастырском Троицком храме возле придела святых благоверных князей Бориса и Глеба. Настоятельницей обители стала ее крестница и воспитанница, сестра Анастасия, прежде бывшая крепостной княгини Мещерской, служанкой ее дочери Анастасии. Сопребывание с игуменией Евгенией, при которой она была довольно долго казначеей, образовало ее, и так как она благоговела перед памятью покойной настоятельницы, то старалась о том, чтобы поддержать заведенный ею порядок, и ее игуменство было продолжением предыдущего. Она управляла Аносиным монастырем в течение двадцати лет (до перевода в Серпуховской Владычный монастырь).

Во время ее игуменства поступила в монастырь и постриглась в монахини внучка основательницы обители Евдокия (в монашестве Евгения) Озерова, ставшая третьей настоятельницей монастыря (1854–1875). Как и ее бабушка, в сан игумении новая настоятельница была возведена митрополитом Московским Филаретом. Прежде принятия должности настоятельницы, Евдокия Семеновна, нисколько не кичась своим происхождением и родством с матушкой-основательницей, в течение 5 лет со смирением и любовью проходила все послушания: носила воду и дрова на поварню, стирала белье, готовила пищу для трапезы сестер, мыла полы, сама закладывала лошадь.

Под руководством игумении Евгении-младшей Аносин монастырь успешно благоустраивался и к семидесятым годам прошлого века стал образцовой общежительной пустынью как по укладу жизни, так и по духовным своим достижениям. Обитель славилась прежде всего своим подвижничеством. Ее монахини нередко становились настоятельницами других монастырей и общин. Не случайно портрет Аносинской игумении Евгении украшал настоятельский корпус Оптиной пустыни – оптинские старцы часто направляли своих духовных дочерей в Аносину пустынь, зная, что именно там они получат помощь в монашеском подвиге и духовное окормление. Вообще Аносинский монастырь часто называли «женской Оптиной пустынью»: здесь также было развито старчество – традиция духовного окормления монашествующих, особенно новоначальных сестер. Каждая из них вручалась опытной монахине – старице, и отношения между ними строились на взаимном доверии, без чего невозможно стяжать смирение и послушание – начало всех других христианских добродетелей.

В 1875 году мать Евгению перевели в Москву, где до своей кончины в 1890 году она была настоятельницей московского Страстного монастыря. А настоятельницей Аносина монастыря после нее сталамонахиня Рафаила (Ровинская), единодушно избранная сестрами и утвержденная епархиальным начальством. Игумения Рафаила была достойной преемницей игумении Евгении в 1875–1879 годах; после Аносиной обители она управляла еще рядом монастырей Московской епархии.

Пятая игумения матушка Иоанна (Макарова) стояла во главе монастыря около сорока лет (1879–1918-1919?) и преставилась в возрасте 90 лет уже после революции (пришла в обитель матушка еще 18-тилетней девушкой). Она была строгой подвижницей, не принимала никаких личных услуг, сама делала все в своей келлии: убирала, топила, ставила самовар, отдельного стола не имела, а пользовалась общим, сестринским, и, как свидетельствовали современники, за все свое долговременное игуменство ни разу не нарушила этого правила. Церковные службы матушка посещала неопустительно, последний ее выход в церковь был за два дня до смерти. После смерти на ней нашли власяницу. Как настоятельница игумения Иоанна была строга. Принимая в обитель сестер, она брала с них подписку до смерти безвыходно пребывать в монастыре, не разрешала никаких поездок и отпусков на родину. Вела старческое окрмление и всемерно заботилась, дабы насельницы обители не проводили времени праздно. В то же время строгость настоятельницы в отношении духовного уклада монастырской жизни не была ни черствостью, ни жестокостью. К сестрам она была милостива, как мать, а они благоговели перед своей игуменией. По свидетельству епископа Арсения (Жадановского), «святое сродство» объединяло ее душу с душой известного старца Зосимовой пустыни схиигумена Германа (Гомзина), который «время от времени проведывал ее с целью поучиться монашеству и поутешиться беседою».

Перед революцией 1917 года Борисоглебская Аносинская обитель была процветающей. В ней подвизалось около 180 монахинь и послушниц, хозяйство было хорошо налажено, здесь производили почти все виды сельскохозяйственных работ, занимались вышивкой и другими рукоделиями.

Лихолетье

После революции Аносин-Борисоглебский монастырь существовал еще десять лет. В 1923 году, уже при большевиках, он отметил свое столетие. Его последняя перед закрытием игумения Алипия (1875–1942; в миру Мелания Петровна Таишева, духовная дочь схиигумении Фамари (Марджановой), в схиме – Евгения), приняв обитель в цветущем состоянии, всеми силами старалась сохранять монастырский дух и уклад жизни на прежнем высоком уровне. Но притеснения от властей не могли не сказаться: монастырь был обложен тяжелыми налогами. Инокини всегда много работали, но ровно настолько, чтобы обеспечивать себя: устав обители не позволял им иметь ничего лишнего, так как главной в их жизни была молитва. Теперь же, чтобы платить налоги, пришлось расширять хозяйство: стали разводить свиней, стегать одеяла, вязать на специально приобретенных машинах чулки и пуховые вещи на продажу, разводить для этого пуховых кроликов. Питание ухудшилось, сестры стали уставать. Пришлось, не сокращая служб, переносить их с ночного на более удобное утреннее время. Новых сестер из мира стало поступать мало, но до самого закрытия все еще оставалось около 130 инокинь и послушниц.

В эти годы, с июня 1925 по июль 1926 (до ссылки в Дивеево), в Аносино или на пустынном монастырском хуторе под Кубинкой жил епископ (священномученик) Серафим (Звездинский). Во время пребывания в монастыре владыка ежедневно совершал Божественную литургию в храме св. великомученицы Анастасии, наедине, с одной лишь псаломщицей.

Весной 1928 года из Павловской слободы в монастырь приехали представители власти и потребовали, чтобы через час в трапезной были собраны все сестры. Когда все собрались, приезжие оповестили насельниц, что отныне они будут именоваться не монастырем, а трудовой артелью. Но уже в конце июня приехали снова и арестовали матушку, двух священников и еще четырех сестер. Арестованных повезли в Москву, а остальным приказали через три дня освободить монастырь. Сестры разошлись кто куда, но еще до этого, не дожидаясь их ухода, кельи монахинь заняли местные жители, так что последние дни они ночевали в трапезной на полу. Монастырский архив и библиотека были изъяты и отправлены в г. Истру. Иконы, вывезенные воинствующими безбожниками из Аносиной обители, погружались в специальные чаны с кислотой для получения золота, после чего тут же сжигались. Погибли и монастырские колокола. Что касается различной церковной утвари, то она была конфискована еще в начале 20-х годов в ходе кампании по изъятию церковных ценностей.

Территория монастыря также подверглась разорению. В храме вмц. Анастасии Узорешительницы сперва устроили клуб, потом он был перестроен в здание барачного типа. Колокольня и приделы Троицкого собора были взорваны во время Великой Отечественной войны. В церкви свт. Димитрия Ростовского расположился сельский магазин. На основе слаженного хозяйства была создана сельскохозяйственная коммуна, преобразованная в один из первых подмосковных колхозов. Еще в начале 90-х годов на территорию монастыря через огромные проломы в стенах въезжали тракторы и грузовики – здесь были размещены автохозяйство и ремонтные мастерские.

Блаженная Пелагея, любившая посещать Аносину пустынь, незадолго до ее закрытия предсказывала: «Обитель будет до тех пор, пока последняя сестра не переселится в вечность». Последняя сестра –схимонахиня Анна (Теплякова), бывшая послушница Борисо-Глебского Аносина монастыря – дождалась возрождения родной обители.

Возрождение

В 1992 году по ее просьбе Святейший Патриарх Алексий IIблагословил взять обитель на восстановление, сперва – в качестве патриаршего подворья, а в 1999 году она получает статус самостоятельного ставропигиального монастыря.

Для возобновления иноческой жизни в Аносине прибыли насельницы Рижского Троицкого монастыря во главе с монахиней Варахиилой (Бучельниковой). Знаменательно, что основательница Рижского монастыря схиигумения Сергия (Мансурова) была духовной дочерью третьей аносинской игумении Евгении (Озеровой), внучки первоначальницы Евгении, и переняла заветы Аносиной пустыни. Строителем и духовником монастыря был назначен насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Спиридон. В 2005 году настоятельницей монастыря поставлена монахиня Мария (Солодовникова).

За последние годы из руин воссозданы Троицкий храм и привратная церковь Святителя Димитрия Ростовского. Отстраивается церковь Анастасии Узорешительницы. В 2006 году Патриархом Алексием II освящен храм-часовня Святой царицы Тамары, возведенный на кладбище деревни Аносино. Благоустроены сестринские корпуса, при обители устроен приют для девочек, налаживается крепкое монастырское хозяйство.

Среди святынь монастыря – мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, Спиридона Тримифунтского, Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников, Оптинских старцев, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, Серафима Саровского, Даниила Переяславского, праведного Симеона Верхотурского, блаженной Матроны Московской, мученицы Татианы, преподобномученицы Евгении, преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары и других святых.

Сестры благоговейно чтят память первоначальницы игумении Евгении (Мещерской), ее внучки игумении Евгении (Озеровой), впоследствии – настоятельницы Страстного монастыря в Москве, строгой подвижницы и пламенной молитвенницыигумении Иоанны (Макаровой), стяжавшей дар непрестанной молитвы Иисусовой, и исповедницы схиигумении Евгении (Таишевой). Место захоронения двух игумений Евгений (первоначальницы и ее внучки) было обретено у стен Троицкого храма. Сюда же в 2001 году были перенесены честные останки схиигумении Евгении (Таишевой), завершившей свой земной путь в изгнании, вдали от родной обители. Насельницы часто приходят на дорогие могилки, испрашивая помощи в несении благодатного, но нелегкого монашеского креста.

На благо обители и для спасения своей души сестры несут назначенные послушания: выращивают овощи и сочные плоды, ухаживают за коровами и курами, изготавливают сыры, творог, сметану и другие молочные продукты, выпекают душистый аносинский хлеб.

Труды по благоустройству и развитию обители продолжаются, но главную свою задачу сестры видят в возрождении былой духовной высоты монашеской жизни.

Ежегодно 1 октября, в день открытия обители, совершается крестный ход с молебном. Также крестные хода совершаются на все престольные праздники обители.

Богослужение проходит в Троицком соборе монастыря. В случаях, когда служба совершается в других храмах, информация приводится в Объявлениях и тексте расписания Богослужений.

Во время Великого поста совершаются уставные богослужения утром в 7.00 и вечером в 17.00. По средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Обращаем внимание прихожан на то, что таинство Исповеди проводится за вечерним богослужением. Во время Божественной Литургии исповедь проводиться не будет (исключение будет делаться только для прихожан с маленькими детьми и немощных). Напоминаем, что для желающих приступать к причастию Святых Таин Христовых молитва за вечерним богослужением является обязательной.

Игумения

храм в аносино истринский район расписание

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

храм в аносино истринский район расписание

Соборный храм Святой Живоначальной Троицы (по имени северного придела – Борисоглебский собор) – древнейшее по времени сооружения здание в архитектурном ансамбле Аносина Борисоглебского монастыря.

Он был построен тщанием княгини Авдотьи Николаевны Мещерской (впоследствии – игумения Евгения) изначально как приходской храм. В октябре 1809 года Авдотья Николаевна обратилась с прошением к митрополиту Платону (Левшину) о разрешении построить за свой счет церковь в Аносине с условием, что она обеспечит содержание священника и причта. Разрешение последовало незамедлительно, и уже в мае 1810 года был заложен каменный храм во имя Живоначальной Троицы с двумя приделами в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге князе Борисе).

Троицкий собор сооружен в стиле зрелого классицизма, близкого казаковской школе. Храм и двухпридельная трапезная соединены между собой коротким переходом, над западной папертью поднимается стройная колокольня, завершенная цилиндрическим ярусом звона. Двусветная ротонда храма покрыта куполом с легким деревянным фонариком и венцом люкарн. Оштукатуренные фасады рустованы, сандрики и карнизы выполнены из белого камня. По замечанию свт. Филарета (Дроздова), «странная архитектура того времени, вкус Александровского царствования, круги да столбы. Да ветхое все, строилось на гроши».

Храм был выстроен и готов к освящению к 1812 году, однако в том же году явилось нежданное бедствие: разразилась война с Наполеоном. Княгиня со всеми живущими у нее уехала наскоро в г.Моршанск. Московский дом Мещерских погиб в пожаре, усадьба в Аносино и церковь были разграблены французскими мародерами. Новые скорби, однако, не подкосили духовно окрепшую княгиню. Опытно зная тот единый источник, где можно черпать неоскудевающие силы, и единственное надежное прибежище среди волн житейского моря, она приносит обет, что по возвращении началом своих дел положит освящение храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери. На заемные деньги были исправлены повреждения в церкви, обеспечено содержание священника и причта, в долг приобретены священные сосуды, крест, Евангелие. 23 июня 1813 года был освящен придел Тихвинской Божией Матери (впоследствии переосвящен как Успенский), в Аносино начали править Божественную службу. Сама же княгиня с домочадцами не имела, по собственным ее воспоминаниям, где голову приклонить и чем накормить людей и лошадей – она вынуждена была вновь отправиться странствовать, назначив часть занятых денег на то, чтобы какой-нибудь уголок съютили к зиме. Но так крепка была уже тогда ее вера, опытно испытавшая истину слов святителя Василия Великого: «Надежда на Бога не допускает колебания, и Господь не благоволит всецело подавать Свою помощь тому, кто иногда надеется на богатство и славу человеческую и могущество мирское, а иногда на Бога. Напротив, человек должен вполне успокоиться на Божией помощи».

В 1820 году в память покойного мужа княгиня устроила при аносинской церкви богадельню на 12 женщин, а через год задумала учредить вместо богадельни женское общежитие. 4 мая 1822 года святитель Московский Филарет (Дроздов) освятил в Аносине храм Живоначальной Троицы и открыл общежитие, назначив его попечительницей Евдокию Николаевну.

Здесь, у стен собора, Матушка-первоначальница иг. Евгения (Мещерская), еще при жизни подготовившая себе простую скромную могилу у северной паперти, нашла место своего последнего упокоения. Здесь же впоследствии была похоронена ее внучка иг. Евгения (Озерова) и сюда же перенесены останки схииг. Евгении (Таишевой).

При иг. Евгении (Озеровой) в обитель пришла чудотворная икона Успения Божией Матери «Звенигородская» (утрачена после закрытия обители). В честь этого образа Тихвинский придел был переосвящен как Успенский.

После разгона обители Троицкий храм продолжал еще некоторое время действовать как приходской. Но в Великую Отечественную войну колокольня с приделами была взорвана советскими солдатами при отступлении. Сохранилась лишь ротонда «холодного» собора.

В годы «зрелого социализма» варварское разрушение этого памятника духовной культуры активно продолжалось. Именно в это время Троицкий собор лишился трехступенчатого завершения с куполом. Сохранившаяся кое-где по стенам роспись пришла в столь плачевное состояние, что реставрации уже не подлежала. Тем не менее, она продолжала поражать своей духовной мощью.

Один из «деятелей» того времени, с апломбом войдя в храм, намереваясь отдать очередное указание о дальнейшем осквернении святыни, в трепете остановился на пороге, потрясенно выговорив лишь: «Глаза. Они смотрят. ». Впоследствии этот человек принял крещение и умер добрым христианином.

Восстановление поруганной святыни было начато после возобновления иноческой жизни в Аносино в 1992 году. При реставрации Троицкого храма произошел случай, который трудно квалифицировать иначе как чудо. При проведении штукатурных работ под сводами собора, молодая женщина-штукатур сорвалась с 15-ти метровой высоты, отделавшись при этом легким испугом и синяком под глазом.

На сегодняшний день храм полностью восстановлен. По отзывам прихожан и паломников, несмотря на простоту убранства, он производит на душу какое-то особенно светлое впечатление. Служба может проходить во всех трех алтарях Троицкого собора.

6 декабря 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Борисоглебский ставропигиальный женский монастырь и совершил чин великого освящения собора в честь Святой Живоначальной Троицы Борисоглебского Аносина монастыря, а затем возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме.

В 2015 году исполнилось 1000 лет со дня мученической кончины первых прославленных Церковью русских святых – князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Подвиг святых братьев, предпочетших мученическую кончину, дабы не втянуть своих соотечественников в кровавую междоусобицу, произвел глубокое впечатление на их современников и снискал бессмертную любовь у грядущих поколений.

Борисоглебский придел Троицкого собора был освящен ради молитвенного поминовения безвременно почившего супруга владелицы сельца Аносино княгини Авдотьи Мещерской (в девичестве – Тютчевой), ставшей впоследствии первой настоятельницей Борисоглебского Аносино женского монастыря игуменией Евгенией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *