храм в арамиле свердловской области
XVII-XVIII вв.
Основание Арамильской слободы.
Первая церковь Рождества Христова (XVII — XVIII вв.)
Арамильская слобода, как поселение, была основана в 1675-1676гг. В месте слияния двух рек – Исети и Арамилки – был поставлен острог.
Наряду с административными и хозяйственными постройками в остроге стояла небольшая деревянная церковь в честь Рождества Христова с приделом Николая Чудотворца.
В переписной книге Тобольского уезда (1695 г.) записано: «Слобода Арамилская, на правой степной стороне Исети реки построена. Острог рубленой от усть Арамила реки подле Исеть реку мерою в длину сорок четыре сажени. А от Исети реки подле реки Арамиль вверх поперешнику сорок пять сажен. Две башни с проежзими вороты. В остроге для государского богомолия церковь во имя Рождества Христова и в церкви святые иконы, книги и ризы и всякая церковная утварь. Колоколня рубленая. На ней пять колоколов медных».
Первая церковь просуществовала не долго и была сожжена башкирами во время бунта 1709г.
Вместо неё по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Иоанна состоялась закладка второй деревянной церкви, также в честь Рождества Христова. Она была освящена 30 сентября 1717 г. по благословению схимонаха Феодора, митрополита Тобольского и Сибирского. Сохранился исторический документ 1747 г., дающий представление об этой церкви. В Христорождественском храме находилось много икон в серебренных и вызолоченных окладах, церковные книги и облачения, различная церковная утварь. Заботы о сохранности имущества были обязанностью церковного старосты, которого выбирали из лучших прихожан. Над крыльцом входа в церковь в особом углублении («в бочке») находился образ Божией Матери «Знамение». Так икона сохранялась от дождя и снега. На деревянной колокольне висело шесть колоколов. Самый большой колокол весил 21 пуд (ок. 344 кг). Во всех же колоколах весу было 44 пуда 30 фунтов (ок. 733 кг).
В XVII-XIX вв. храм являлся местом, где сообща решались многие житейские дела. Старосту храма выбирали всем миром, за его благонадёжность подписывались прихожане. В акте об избрания в 1746 году церковного старосты Христорождественской церкви Арамильской слободы записано: «…выбрали все со общаго своего согласия к вышеупомянутой церкви вместо бывшего церковного старосты Афанасья Колобова из своей братьи ис крестьян тоя ж Христорожественской церкви прихожанина в церковные старосты человека доброго и правдивого не вора и не пьяницу и вероятного и к той службе достойного Афанасья Трофимова сына Заякина и жить ему по сему выбору в той службе тщателно и радетелно и никаким воровством не воровать и не пьянствовать и церковным ничем не корыствоватца и в приуготовлении всякой потребной церковной утвари тоя церкви священника спрашиватца и без позволения священическаго самоволно своим нравом казну ни на какие посторонние потребности не употреблять кроме церковного…»15
На сегодняшний день известны имена первых священно-церковнослужителей на Арамильской земле.
В 1782 г. Христорождественская церковь сгорела, уцелела только колокольня. К ней в 1783 г. прирубили храм, который был освящён 20 июня того же года по благословению Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского. Но эта небольшая церковь не вмещала всех прихожан.
30 апреля 1784 г. был заложен и 20 июня 1790 г. освящён новый однопрестольный деревянный храм во имя Святой Живоначальной Троицы.
Согласно Переписной книге Тобольского уезда причт храма Рождества Христова в Арамильской слободе состоял из:
в 1680-1683 годах:
поп Микита Иванов
дьячек Васка Евсегнеев
пономарь Данилко Иванов сын Бирюков
в 1695 году:
поп Сава Федоров
поп Микита Иванов
дьякон Самсон Костентинов
дьячек Тарас Петров
трапезник Ивашко Евсевьев сын Бирюков
просвирница Марфа Федорова
в 1720 году:
поп Никита Иванов
поп Яков Никитин
дьякон Иван Никитин Иванов
дьячек Никита Яковлев Никитин
Храм в арамиле свердловской области
В 1830 году, по благословению Преосвященного Мелетия, епископа Пермского, был заложен ныне существующий Свято-Троицкий каменный храм. Святитель Мелетий был причислен к лику святых, «в земле Российстей просиявших» 21 февраля 1978 г.
Проект Свято-Троицкого храма Арамили принадлежит известному уральскому архитектору Михаилу Павловичу Малахову (1781-1842).
Епископ Мелетий пишет в письме (5 апреля 1829г.) к пермскому губернатору Тюфяеву: «Екатеринбургское Духовное Правление доношением представило мне, что Арамильской слободы Троицкой церкви прихожане государственные непременные работники и крестьяне желают в означенной слободе, вместо существующей ветхой деревянной, вновь соорудить каменную с двумя приделами церковь. При чем приложив сочиненные Екатеринбургских Горных заводов архитектором Малаховым план, фасад и смету на строение церкви испрашивает на сие разрешение».
Губернатор Кирилл Яковлевич Тюфяев направил присланные документы на согласование с губернским архитектором Васильевым, от которого получил следующий ответ: «…план и фасад на строение Екатеринбургского уезда в Арамильской слободе вместо деревянной вновь каменной с двумя приделами церкви, мною рассматриваны оказались составленные архитектором Малаховым с высочайше утвержденными образцами сообразно, построение по оным произведено быть может под наблюдением самого Малахова с надлежащею прочностию…Губернский архитектор Васильев. 26 апреля 1829г.»
Этапы строительства каменного Свято — Троицкого храма:
25 мая 1830г. – закладка каменного трёхпрестольного храма по благословению Преосвященного Мелетия, епископа Пермского.
19 ноября 1838г. – освящение южного придела во имя Рождества Пресвятой Богородицы по благословению Преосвященного Евлампия, епископа Екатеринбургского.
6 июня 1842г. – освящение главного престола во имя Святой Живоначальной Троицы Преосвященным Мелхисидеком, епископом Екатеринбургским.
1850г. – ограждение храма каменной с железными решётками оградой.
15 июня 1858г. – освящение северного придела во имя пророка Божия Илии по благословению Преосвященного Ионы, епископа Екатеринбургского.
Новый каменный Свято-Троицкий храм строили всем миром. Непременные работники отчисляли из своего жалования различные суммы в течение ряда лет.
По приговору сходки в 1846 году было решено отчислить по 1руб.50коп. серебром с каждого годного работника на изготовление риз для иконостаса новой церкви. При этом годовой заработок работника составлял 20руб. серебром. Такое же добровольное отчисление было сделано и в 1845 году.
Каменная с железными решетками ограда вокруг церкви также строилась на деньги работников с их добровольного согласия. В 1847 году на общем сходе было решено отчислять в течение трех лет деньги на строительство ограды. Согласие дали все годные на тот момент непременные конные и пешие работники Арамильского участка.
С 1829 по 1847 гг. неизменным старостою в церкви был Михаил Патрушев, «который при сей церкви в течение шести трехлетий вполне оправдал наше доверие своею деятельностью в пользу церкви», — писали прихожане, выбирая его на очередной трехлетний срок 4 ноября 1847 года.
Свято-Троицкий храм сохранился до наших дней почти в первозданном виде, за исключением перестроенного входа в храм и разрушенной каменной ограды вокруг него. В настоящее время южный и северный приделы носят названия, противоположные тем, какие были у них первоначально.
После революционных событий 1917г. и принятия 6 января 1918г. декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в новом советском государстве была начата последовательная антирелигиозная кампания.
29 мая 1922 года в Свято-Троицком храме с.Арамили произошло изъятие церковных ценностей. Всего изъято 43 наименования различных церковных предметов – церковные сосуды, ризы с икон, оправы с Евангелий, напрестольные и наперсные кресты и др. Было изъято 3 пуда 30 фунтов 46 золотников серебра (ок. 61кг 200г серебра).
В 1930-е годы по всей стране началось массовое закрытие церквей. В 1931г. хотели закрыть и Свято-Троицкую церковь с.Арамили, поэтому 1 мая 1931г. во время первомайской демонстрации прихожанами храма была предусмотрена организация защиты церкви в случае её насильственного закрытия. В 1935г. повсеместно был запрещён колокольный звон. В 1937г. (в период массовых политических репрессий) в один день были арестованы все священноцерковнослужители Свято-Троицкого храма: священники Иасон Васильевич Флоров и Владимир Николаевич Макушин, псаломщик Всеволод Кронидович Бабин. После этого 31 января 1938г. на очередном заседании оргкомитета Арамильского райисполкома было принято решение о закрытии Арамильской церкви.
В последующие годы после закрытия храма были сброшены колокола, разрушена колокольня и церковная ограда. Кладбище на восточной и южной сторонах при храмовой территории также подверглось поруганию. Каменные надгробия были раздроблены в щебень, которым устлали дорогу в центре нынешнего города.
Во времена советской власти в здании храма была сначала общеобразовательная школа, потом в нём разместилась торговая контора с магазином. Подвал и интерьеры храма подверглись переделке.
Священник Алексей Федоров Ляпустин (1852-1855гг.),скончался 14 (17)1855 г. ноября в возрасте 31 года от чахотки. Погребен на кладбище у церкви.
Дьячок Андрей Попов (1853-1871гг.)
Дьячок Константин Федоров (1853г.)
Священник Павлин Матфеев Попов (1855-1861гг.), скончался 21 (23) июля 1861 г. в возрасте 35 лет от грыжи. Погребен на приходском кладбище.
Диакон Михаил Боголепов (1856-1857гг.)
Дьячок Петр Любомудров (1855г.)
Дьячок Николай Ребрин (1856-1858гг.)
Диакон Евгений Чирков (1857г.)
Священник Павел Димитриев Воинственский (1857-1871гг.)
Диакон Константин Антониев Шкляев (1858-1880гг.)
Священник Михаил Матфеев Попов (1861-1879гг.), скончался 31 мая (3 июня) 1879 г. в возрасте 46 лет от паралича. Место погребения в М/.кн. не указано.Но т.к. Михаил Попов был Благочинным с 1871 по 1879 гг., можно предположит, что он был похоронен в церковной ограде.
Священник Викентий Васильев Сельменский (1871-1907гг.)
Псаломщик Лев Александров Топорков (1881-1913гг.), скончался 20 ноября 1914 г. – похоронен в церковной ограде по разрешению Его Преосвященства от 22 ноября за № 8867.
Священник Петр Никифоров Кляритский (1879-1886/1887гг.), скончался 1 (3) декабря 1887 г., 71 г.. от старости. Служил до самой смерти. Погребен на приходском кладбище.
Священник Андрей Николаев Тюшев (1887-1905гг.), (21 июня 1905г. переведен в с. Карасе-Истоцкое, а 18 июля там выведен за штат, вернулся и до кончины в 1908 г. жил в Арамили)
Диакон Рафаил Воецкий – с 24 апр. по 14 июня 1904г.
Диакон Михаил Бирюков (1904-1905гг.)
Псаломщик Николай Щапков (1904-1907гг.)
Диакон Константин Кузовников (1906-1909гг.)
Протоиерей Кесарь Пономарев (1908г.)
Священник Александр Андреев Золотавин (1909-1912гг.)
Псаломщик Владимир Луканин (1909-1910гг.)
Диакон Михаил Олейников (1910г.)
Диакон Георгий Ефремов Алейников (1911-1916гг.)
Священник Михаил Иоаннов Аманацкий (1912-1918гг.)
Диакон Всеволод Бабин (1913-1937гг.) Арестован 17 августа 1932 г. Осужден 28 октября. Приговор – 3 года ИТЛ. Вернулся из ИТЛ в 1934 г., был в заключение 1 год 7 месяцев. Освобожден досрочно в связи с инвалидностью. Повторно арестован 3 октября 1937 года. Осужден 2 ноября, расстрелян 3 ноября 1937 г.
Священник Вениамин Крутиховский (1918г.)
Священник Митрофан Чернавин (1918г.)
Диакон Владимир Гаряев (1918-1919гг.)
Священник Иоанн Троицкий (1921-1932гг.), с1880 по 1902г.
Диакон Василий Секачев (1926-1928гг.)
Священник Михаил Дагаев (1927-1931гг.)
Священник Николай Николаев Адриановский (1932-1934гг.)
Священник Иоасон Васильев Флоров (1934-1937гг.)Арестован 1937 г. осужден 17 октября 1937 г. Мера наказания – 10 лет ИТЛ.
Священник Владимир Николаев Макушин (1935-1937гг.) Арестован 3 октября 1937 г., осужден 17 октября 1937 г. Мера наказания – 10 лет ИТЛ
По святым местам Урала
Путешествия по святым местам и другим достопримечательностям Урала
Арамиль: храм Святой Троицы
Материал представляет турфирма «Малыш и Карлсон» город Реж
Арамиль: храм Святой Троицы с берега Арамильского пруда. Фото Алексея Рычкова
Каменный Свято-Троицкий храм в Арамили заложили в 1830 году. В 1838 году освятили левый придел — в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1842 году — главный храм. В 1858 году — правый предел, в честь пророка Илии. Храм был построен в чистом классическом стиле по одному из самых лучших и популярных в те годы типовых проектов, который связывают с именем знаменитого уральского архитектора М. П. Малахова.
Арамиль: храм Святой Троицы
Каменный Свято-Троицкий храм в Арамили заложили в 1830 году. В 1838 году освятили левый придел — в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1842 году — главный храм. В 1858 году — правый предел, в честь пророка Илии. Храм был построен в чистом классическом стиле по одному из самых лучших и популярных в те годы типовых проектов, который связывают с именем знаменитого уральского архитектора М. П. Малахова.
Троицкий храм в советские годы
В 1937 году церковь власти закрыли, колокольню и ограждение храма разрушили. Кладбище на восточной и южной сторонах также было поругано. В здании бывшей церкви во времена советской власти сначала расположилась школа, после — магазин. В 1990 году Свято-Троицкий храм возвратили верующим. С 1991 года в Троицкой церкви начались богослужения. В настоящее время из трех приделов храма восстановлен лишь один, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Пейзаж со Свято-Троицким храмом в Арамили. Фото Алексея Рычкова
Адрес: Сысертский район, город Арамиль, Карла Маркса, 2
Турфирма «Малыш и Карлсон» город Реж
Материал представляет турфирма «Малыш и Карлсон» из города Реж. Турфирма «Малыш и Карлсон» одна из старейших в Свердловской области, основана в 1996 году. За издательскую деятельность, посвященную туристическому потенциалу Среднего Урала, в 2010 году турфирма «Малыш и Карлсон» стала лауреатом конкурса «Лидер уральского турбизнеса». Телефон для связи 89024453823
Храм в арамиле свердловской области
30 апреля 1784г. был заложен и 20 июня 1790г. освящён новый однопрестольный деревянный храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Грамоты на «обложение» и освящение подписаны епископом Варлаамом. Церковный причт первоначально состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. Только в 1812 году к штату был прибавлен ещё один священник с двумя причетниками. Церковь была «снабжена утварию сребреною, чашею и дискосом, двумя Евангелиями…, крестами…, дароносицею сребреною, довольным числом книг, и ризницею, и кадилами… Иконостас столярной, живописи образа посредственной, местные образа в ризах медных позолоченных…» Число колоколов увеличилось до семи (так записано в «Клировой ведомости о Троицкой церкви Арамильской слободы» в 1806г.). К 1809г. была выстроена и выкрашена краской новая колокольня. К 1828г. колоколов стало десять, общим весом 193 пуда 3 фунта, причём самый большой из них весил 103 пуда 13 фунтов (ок. 1694кг).
Деревянная Свято-Троицкая церковь располагалась на возвышении, в месте слияния реки Исеть с рекой Арамилкой. Такое местоположение позволяло хорошо видеть церковь со всех сторон Слободы. Богослужения в деревянной церкви проводились с 1790 по 1838 годы.
У алтаря этой церкви 22 января 1849г. был погребён Пётр Давыдов Блинов (праведный Пётр Арамильский) – благочестивый человек, служивший сторожем в храме в течение двадцати лет.
В 1825 году во время очередного путешествия по России Государь Император Александр I посетил уральские горные заводы. Неизвестный очевидец оставил свои воспоминания о трёхдневном пребывании Императора Александра I в Екатеринбурге. Несколько строк в них посвящены встрече Государя жителями Арамильской слободы.
«…Поутру 25 числа сентября Августейший Путешественник изволил прибыть на границу заводов Екатеринбургских. В Арамильском заводском селении, остановясь для перемены лошадей, был встречен у церкви священником со крестом и святою водою. Обозрев церковь и, расспрося жителей по принадлежности селения к заводам, отправился в город Екатеринбург…»
Приезд Государя Императора Александра I, Благословенного, победившего Наполеона Бонапарта, всколыхнул народные чувства. Жители Арамили и окружающих деревень, во множестве, ликуя, толпились у церкви, приветствуя царя.
Памятник царю-освободителю Александру I, установленный в конце XIX века напротив храма, был уничтожен в первые годы советской власти.
Известны имена священнослужителей Свято-Троицкого храма:
Священник Иаков Семенов Алексеев (1797-1808гг.)
Диакон Агапит Гаврилов Козельсий (1802-1807гг.)
Дьячок Иоанн Никитин Гобов (1802-1836гг.)
Священник Василий Андреев Топорков (1808-1844гг.) (Благочинный с 06. 06.1822 по 15.03.1824 гг.), скончался 21(24) сентября 1844 г. в возрасте 68 лет от старости. Погребен на кладбище у церкви
Священник Стефан Григорьев Горных (1812-1836гг.), ранее в 1802-1807гг. — дьячок, с 1808г. по 1812г. – диакон, с 19 июля 1812 г. рукоположен во священника
Диакон Никита Павлов Алексеев (1815-1818гг.)
Дьячек Михаил Васильев Топорков (1818-1824гг.)
Диакон Василий Иоаннов Сильвестров (1822-1825гг.)
Дьячок Викентий Ляпустин (1825-1827гг.)
Диакон Арсений Петров Плотников (1825-1844гг.)
Церковный староста Симеон Иаковлев Блинов (1827г.)
Дьячек Николай Васильев Троицкий (1828-1856гг.)
Священник Александр Григорьев Кочнев (1836-1857гг.), скончался 16 (18) марта в возрасте 43 лет от горячки. Погребен на приходском кладбище.
Дьячек Георгий Евфимиев Луканин (1838г.)
Священник Иоанн Петров Сельменский (1844-1849гг.)
Диакон Виссарион Григориев Ляпустин (1845-1849гг.)
Дьячок Стефан Стефанов Панов (1845-1856гг.)
Арамиль, город. Церковь Троицы Живоначальной.
Храм во имя Святой Живоначальной Троицы
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Первая деревянная церковь в Арамильской слободе была построена была еще в конце XVII века. Она просуществовала недолго и была сожжена кочевниками в 1709 г. Через 8 лет была построена новая деревянная церковь в честь Рождества Христова. Однако и она в 1782 г. сгорела, уцелела только колокольня. К ней в 1783 г. прирубили «Храмину» и алтарь. Но и эта церковь оказалась мала, и в 1784 г. был заложен новый деревянный храм в честь Святой Троицы. В 1790 г. строительство было закончено.
Арамильское село – в 23 верстах от Екатеринбурга, на бывшем Челябинском тракте, при впадении реки Арамилки в Исеть. К приходу принадлежат селения: Большой Исток, Малый Исток, Бородулина и Патруши. Арамильское село, бывшая слобода, основано каким-то Михаилом Сарапульцем в 1676 г. Как самое близкое в то время к башкирским владениям, оно было укреплено двумя рублеными острогами. Жителям был отведен огромный участок земли, на котором впоследствии возникло много сел, заводов и г. Екатеринбург. Прихожане все, в числе 6613 душ обоего пола – православные. По сословию – бывшие сельские работники казенных горных заводов. Главное занятие – земледелие, подсобный промысел – работа на приисках и на ближайших фабриках.
Первая деревянная церковь в Арамиле, неизвестно когда построенная, была сожжена башкирами во время бунта 1709 г. Вместо нее в 1712 г., по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Иоанна, была заложена вторая деревянная церковь в честь Рождества Христова; освящена 30 сентября 1717 г. по благословению схимонаха Феодора, митрополита Тобольского и Сибирского. В 1782 г. церковь сгорела, уцелела только колокольня. К последней в 1783 г. прирубили «храмину» и алтарь, который и был освящен 20 июня того же года, по благословению Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского. Так как «храмина» эта была очень мала, то жители Арамиля в 1784 г. возбудили ходатайство перед преосвящ. Варлаамом о постройке деревянного храма во имя Св. Троицы, что и было разрешено им.
Заложен храм 30 апреля 1784 г., освящен 20 июня 1790 г., грамоты на «обложение» и освящение подписаны епископом Варлаамом. Ныне существующий Свято-Троицкий трехпридельный каменный храм заложен в 1830 г., по благословению преосвящ. Мелетия; в 1838 г., по благословению епископа Евлампия, был освящен левый придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы; 6 июня 1842 г. преосвящ. Мелхиседек освятил главный храм; 15 июня 1858 г., по благословению епископа Ионы, освящен был правый придел в честь пророка Илии.
В приходе три деревянных часовни: в честь св. Зосимы и Савватия в дер. Бородулиной, во имя св. Сергия Радонежского в дер. Большой Исток и в честь апостолов Петра и Павла в дер. Малый Исток. Крестных ходов, кроме обычных, три: 20 июля, 6 и 18 августа. В селении Большой Исток, на заимке, принадлежащей архиерейскому дому, есть деревянная церковь во имя св. Сергия Радонежского, построена по распоряжению епископа Поликарпа.
В Арамиле две школы: мужская министерская, открыта Горным ведомством в 1845 г., передана в министерство народного просвещения в 1879 г., и женская церковно-приходская, открытая в 1885 г. Первая помещается в казенном здании, вторая – в наемном. С 1900 г. существует школа грамоты в дер. Большой Исток, здание церковное. В 1901 г. открыта церковно-приходская школа в дер. Малый Исток, здание общественное.
«Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г.