храм в авсюнино московской области
Авсюнино
Петра Митрополита церковь
Храмы Московской области
Церковь Святителя Петра Митрополита Московского
Церковь Святителя Петра Митрополита Московского в с. Авсюнино была построена по инициативе архимандрита Павла Прусского (Петра Ивановича Леднева, 1821-1895), настоятеля единоверческого Никольского монастыря в Москве, религиозного публициста, миссионера. Он родился в Сызрани, в семье старообрядца Федосеевского согласия. Был наставником Федосеевской общины.
В 1846 г. посетил Преображенское кладбище.
В 1852-1867 г. был настоятелем влиятельного в то время Войновского монастыря в Эккертсдорфе на Мазурских болотах. Создал там обширную библиотеку.
Около 1856 г. Павел изменил федосеевским воззрениям на брак и стал допускать новожёнов на исповедь и общее моление.
В 1858 г. был вызван на Преображенское кладбище для объяснений, закончившихся разрывом.
В 1868 г. основал в Йоханнесбурге типографию. Был в Белой Кринице, поблизости от которой, в с. Климоуцы, основал поморскую общину. Вернулся в Пруссию.
В 1868 г. был присоединён к Русской Православной Церкви епископом Леонидом, викарием Московской епархии.
Во всех построенных им школах был попечителем, платил за отопление, освещение и учебные пособия. Устроил школу в д. Губино и подарил её миссионерскому братству святителя Петра Митрополита Московского.
В 1893 г. в Авсюнине возведено каменное здание церковноприходской школы, впоследствии она носила имя архимандритов Вениамина и Павла. Школа устроена на специальный капитал, завещанный архимандритом Вениамином, первым председателем братства Святителя Петра Митрополита Московского.
В 1909 г. в школе было 22 учащихся. Она содержалась на средства братства, заведовал ею господин Клюев.
В 1905 г. по проекту архитектора Николая Александровича Тютюнова (1833-1916) к её каменному зданию пристроена церковь, соединявшаяся со школой тремя дверями в своей западной стене. Церковь-школа освящена
23 мая 1906 г. епископом Серафимом Можайским. На освящение прибыли члены братства, в том числе протоиерей Иоанн Звездинский, настоятель Московской единоверческой Троицкой церкви, отец мученика за веру архиепископа Дмитровского Серафима (расстрелян в 1937 г.)
В 1895 г. законоучителем Авсюнинской церковноприходской школы Богородского уезда состоял Александр Павлович Миролюбив.
В 1891 г. он окончил Московскую Духовную семинарию со свидетельством 2-го разряда. В том же году определён учителем в Царёвскую церковноприходскую школу Дмитровского уезда Московской губернии.
В 1910 г. окончил миссионерские епархиальные курсы в Москве.
С 1912 по 1914 г. состоял духовным следователем. В 1914 г. перемещён в Коломну к Вознесенскому храму. Состоял законоучителем Коломенской женской школы.
В 1930-х гг. переведён к коломенской Богоявленской церкви. 20 августа 1937 г. священник Александр Павлович Миролюбов был арестован по обвинению в участии в деятельности контрреволюционной монархической организации, заключён в Коломенскую тюрьму, в сентябре того же года переведён в Таганскую тюрьму в Москве, 9 октября приговорён к расстрелу и 14 октября 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.
Храм был закрыт в 1930 г. Сейчас в школе клуб, церковь используется как дровяной сарай.
В д. Авсюнино Дороховской волости сохранились здание фабрики Миловановых и два принадлежавших фабрикантам дома. В 1916 г. бумаготкацкая и красильно-аппретурная фабрика Торгового дома Н.П. Милованова была оборудована паровой машиной, трудились 190 рабочих. Фабрика расположена за домами Миловановых.
Слой штукатурки при последнем ремонте скрыл возраст здания.
Пётр Игнатьевич Милованов (1905-1938), «сын владельца красильного производства», работавший счетоводом на заводе в Орехово-Зуеве, 11 февраля 1938 г. был арестован и 20 марта того же года расстрелян по обвинению в «террористической агитации».
В Авсюнине, кроме единоверческой церкви-школы, с незапамятных времен существовала молельня, прихожане которой при опубликовании «Окружного послания» не приняли его и стали называться «неокружниками».
С 1885 г. в Авсюнине существовала старообрядческая молельня и окружников. Молельня была закрыта решением Мособлисполкома от 28 декабря 1929 г.
Единая вера в подмосковных Гуслицах: Возрождение храма Святителя Петра Митрополита
Единоверческая церковь Святителя Петра Митрополита деревни Авсюнино. Фото: Телеканал «Царьград»
Маленький храм на окраине подмосковной деревни Авсюнино. Церковь Святителя Петра Митрополита. Мало ли таких святынь на Земле Русской? Тысячи. Уцелев в годы гонений, сегодня многие из них погибают от нашего бесчувствия, неверия и забвения традиций предков. Врастают в землю, осыпаются, а порой – просто разбираются на кирпичи. Авсюнинскую церковь, возведённую на рубеже XIX–XX столетий, спасти удалось.
Сегодня в её стенах вновь слышны церковные песнопения и возносятся священнические молитвы. Хотя совсем недавно казалось, что храм утрачен. В 20-х годах прошлого столетия богослужения здесь прекратились, храм был закрыт, разорён, переделан под клуб, а четверик с алтарём святотатственно использовался под туалет и хранилище дров. Об этом с особым возмущением и нескрываемым волнением рассказывает местный настоятель – отец Алексий Гугливатый.
Отец Алексий Гугливатый. Фото: Телеканал «Царьград»
Совсем ещё молодой священник, выпускник знаменитой московской Сретенской духовной семинарии отец Алексий был назначен сюда, в Авсюнино, всего три года назад. Тогда многие скептически ухмылялись: куда там, столько лет никто за эти развалины не брался, а уж этому юному батюшке и подавно не справиться! И действительно, те, кто застал состояние храма Святителя Петра Митрополита трёхлетней давности, небезосновательно утверждали: уж лучше бы он вовсе разрушился, легче построить новый, типовой.
Но поруганная святыня всегда остаётся святыней. И об этом прекрасно знал отец Алексий, оказавшийся хорошим учеником владыки Тихона (Шевкунова), основателя и многолетнего ректора Сретенской семинарии, не только в богословских и церковно-исторических науках, но и в деле. прораба. Конечно, не каждый выпускник духовных школ задумывается о том, что весь его дальнейший жизненный путь будет состоять не только из духовной брани и духовных побед. Что ему нужно будет не только предстоянть в алтаре пред Престолом Божиим, но и возрождать, созидать эти самые алтари. Зачастую своими собственными руками: в строительных перчатках или без.
Историю своего храма отец Алексий рассказывает так, будто он сам здесь родился и вырос. Воодушевлённо и с искренним интересом. Начинает с XIX века. Времени, когда во всём Государстве Российском после столетия западнических реформ началось возвращение к корням, старомосковским и даже древнерусским традициям. В первую очередь – в архитектуре, церковном зодчестве, иконописи и даже в богослужебной традиции.
Так, ещё в 1800 году в Русской Церкви было учреждено уникальное направление: единоверие. Единоверческие храмы полностью следовали старообрядческим, дораскольным богослужебным традициям при сохранении церковного единства. Отец Алексий подчёркивает – Авсюнинский храм связан сразу с несколькими известными монастырями Москвы:
Действительно в XIX – начале XX столетия здесь, в Авсюнине, активно проходило обращение в единоверие многих старообрядцев, разделившихся с Русской Церковью ещё в годы трагедии церковного раскола во второй половине XVII – XVIII веке. Здесь, в Восточном Подмосковье, исконно старообрядческой гуслицкой местности, старообрядцев всегда было очень много. Об этом телеканалу «Царьград» рассказал прибывший на богослужение в Авсюнино настоятель дружественного московского единоверческого прихода храма Святителя Николы в Студенцах священноигумен Пётр (Васильев). Отец Пётр стоял у истоков возрождения единоверческих святынь ещё на рубеже 1980-90-х годов, а сегодня испытывает подлинно отеческие чувства к гуслицким общинам:
Деревня Авсюнино находится в районе, именуемом Гуслицы или Гуслица, который исторически является старообрядческой местностью. Здесь всегда жило очень много старообрядцев, причём самых разных согласий. Были и различные беспоповцы, в основном поморцы, и представители Белокриницкой иерархии, причём как окружники, так и неокружники. Ну а после учреждения единоверия многие из них воссоединились с Русской Церковью. К сожалению, в советское время действующих единоверческих храмов здесь не сохранилось. Но, слава Господу Богу, в 1990-е годы появились те, кто начал радеть об их восстановлении. Обязательно стоит вспомнить Устинью Григорьевну Андриянову, благодаря усилиям которой сначала образовалась община в Куровском.
Священноигумен Пётр (Васильев). Фото: Телеканал «Царьград»
Городок Куровское совсем рядом с деревней Авсюнино. Стараниями приснопамятной Устиньи Григорьевны, которую здесь добрым словом поминает каждый, были возведены два куровских единоверческих храма – Спасо-Преображенский и преподобного Иоанна, списателя «Лествицы» (Лествичника). Сегодня настоятелем этих двух храмов также является отец Алексий Гугливатый, вкладывающий немало труда и в эти святыни.
Работы же в авсюнинском храме Святителя Петра Митрополита впереди – великое множество. Так, если моленная часть авсюнинского храма уже восстанавливается, то четверик с алтарной частью в любой момент может разрушиться, а его реставрация – задача крайне трудоёмкая и затратная.
Отец Алексий не унывает, но надеется на помощь неравнодушных православных христиан, а в первую очередь – молитвы Небесного покровителя этой церкви:
Своими силами нам не справиться. Силами даже церковных округов Ликино-Дулёвского и Орехово-Зуевского, силами благочиний, справиться с такой сложной задачей не представляется возможным. Мы уповаем на Божию волю, Божий промысл, на молитвенное заступничество Святителя Петра и надеемся, что Господь, видя нашу веру, видя наши прошения и моления, даст нам помощь в том виде, в котором необходимо.
Зримым символом Божией помощи является то, что меньше чем за год удалось возродить Авсюнинский святой источник, от которого в разные времена было явлено немало чудес и исцелений.
Авсюнинский святой источник. Фото: Телеканал «Царьград»
Игорь Борисович Голубев, сотрудник Мосводоканала и один из активных прихожан-единоверцев города Куровское и деревни Авсюнино, собственными усилиями возвёл часовню над этой авсюнинской святыней. А отец Алексий Гугливатый возродил традицию крестных ходов к чудотворному источнику. Игорь Борисович уточняет:
Старообрядцы всегда почитали этот источник, и он, конечно, был в не очень приглядном состоянии. И после того когда наш батюшка настоятель отец Алексий произнёс речь о том, что, может, найдётся какой-то благодетель и позволит прихожанам возродить этот источник, вот тут у меня как раз и зародилась мысль: почему кто-то должен помогать? Почему мы сами не можем это сделать? Как в прежние времена наши предки восстанавливали монастыри, строили храмы.
Игорь Борисович Голубев. Фото: Телеканал «Царьград»
Конечно, возрождение храма – задача куда более сложная. Но, как любит повторять отец Пётр (Васильев), «невозможное человекам возможно Богу». И есть надежда, что уже в недалёком будущем единоверческий храм Святителя Петра Митрополита, подобно Авсюнинскому святому источнику, возродится в своём былом великолепии. А посильную помощь в этом может оказать каждый, для чего можно связаться с настоятелем единоверческих церквей города Куровское и деревни Авсюнино отцом Алексием Гугливатым, который ежедневно особо молится о тех, кто помогает ему в этом нелёгком деле. Как говорится, рука дающего – не оскудеет!
Настоятель и прихожане храма Святителя Петра Митрополита деревни Авсюнино. Фото предоставлено отцом Алексием Гугливатым.
Храм Петра, митрополита Московского. Авсюнино
Конфессия: | Единоверие |
Адрес: | Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Авсюнино |
Год постройки: | 1903 — 1905 |
Храмовой день: | 6 сентября/3 января, свт. Петра, митрополита Московского |
Настоятель: | иерей Алексей Гугливатый |
Телефон: | +7 (916) 725-31-62 |
Единоверческий храм во имя Петра, митрополита Московского Русской Православной Церкви.
В 2016 году здание церкви и школы передано Русской Православной Церкви. В июле 2016 г приход переобразован в Единоверческий. Настоятелем был назначен клирик Единоверческого Спасо-Преображенского прихода г. Куровское — священноиерей Алексей Гугливатый.
Источники: О. Пэнэжко «Православная Гуслица и Сенежская волость. Храмы Орехово-Зуевского района».
Храмы и общины
Этот проект — наше совместное достояние. Если вы увидели неточность в описаниях или другие наши ошибки, укажите нам на них. Этим вы поможете общему благому делу и внесёте свой вклад в развитие раздела. Электропочта для связи: admin@ruvera.ru
Важно! Данный раздел пополняется информацией и фотографиями из открытых источников, включая народный каталог православной архитектуры sobory.ru, поэтому мы не претендуем на исключительное право авторства, а лишь собираем и систематизируем интересную информацию.
Авторский состав
Программирование и верстка: Юрий Кохов, Дмитрий Шаповаленко, Сергей Смолярчук, Алексей Жиленков
Орфография и наполнение:
Андрей Нестерович
Ирина Косырева
Особая благодарность: Всем, кто откликнулся на наш призыв и прислал информацию о своей общине. Спаси Христос! Без вас этот раздел был бы пуст.
Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня
Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.
Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.
Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!
Единая вера в подмосковных Гуслицах: Возрождение храма Святителя Петра Митрополита
В подмосковном Орехово-Зуевском районе восстанавливается уникальная единоверческая церковь Святителя Петра Митрополита деревни Авсюнино – храм старообрядцев, воссоединившихся с Русской Православной Церковью
Маленький храм на окраине подмосковной деревни Авсюнино. Церковь Святителя Петра Митрополита. Мало ли таких святынь на Земле Русской? Тысячи. Уцелев в годы гонений, сегодня многие из них погибают от нашего бесчувствия, неверия и забвения традиций предков. Врастают в землю, осыпаются, а порой – просто разбираются на кирпичи. Авсюнинскую церковь, возведённую на рубеже XIX–XX столетий, спасти удалось.
Сегодня в её стенах вновь слышны церковные песнопения и возносятся священнические молитвы. Хотя совсем недавно казалось, что храм утрачен. В 20-х годах прошлого столетия богослужения здесь прекратились, храм был закрыт, разорён, переделан под клуб, а четверик с алтарём святотатственно использовался под туалет и хранилище дров. Об этом с особым возмущением и нескрываемым волнением рассказывает местный настоятель – отец Алексий Гугливатый.
Отец Алексий Гугливатый. Фото: Телеканал «Царьград»
Совсем ещё молодой священник, выпускник знаменитой московской Сретенской духовной семинарии отец Алексий был назначен сюда, в Авсюнино, всего три года назад. Тогда многие скептически ухмылялись: куда там, столько лет никто за эти развалины не брался, а уж этому юному батюшке и подавно не справиться! И действительно, те, кто застал состояние храма Святителя Петра Митрополита трёхлетней давности, небезосновательно утверждали: уж лучше бы он вовсе разрушился, легче построить новый, типовой.
Но поруганная святыня всегда остаётся святыней. И об этом прекрасно знал отец Алексий, оказавшийся хорошим учеником владыки Тихона (Шевкунова), основателя и многолетнего ректора Сретенской семинарии, не только в богословских и церковно-исторических науках, но и в деле. прораба. Конечно, не каждый выпускник духовных школ задумывается о том, что весь его дальнейший жизненный путь будет состоять не только из духовной брани и духовных побед. Что ему нужно будет не только предстоянть в алтаре пред Престолом Божиим, но и возрождать, созидать эти самые алтари. Зачастую своими собственными руками: в строительных перчатках или без.
Историю своего храма отец Алексий рассказывает так, будто он сам здесь родился и вырос. Воодушевлённо и с искренним интересом. Начинает с XIX века. Времени, когда во всём Государстве Российском после столетия западнических реформ началось возвращение к корням, старомосковским и даже древнерусским традициям. В первую очередь – в архитектуре, церковном зодчестве, иконописи и даже в богослужебной традиции.
Так, ещё в 1800 году в Русской Церкви было учреждено уникальное направление: единоверие. Единоверческие храмы полностью следовали старообрядческим, дораскольным богослужебным традициям при сохранении церковного единства. Отец Алексий подчёркивает – Авсюнинский храм связан сразу с несколькими известными монастырями Москвы:
Действительно в XIX – начале XX столетия здесь, в Авсюнине, активно проходило обращение в единоверие многих старообрядцев, разделившихся с Русской Церковью ещё в годы трагедии церковного раскола во второй половине XVII – XVIII веке. Здесь, в Восточном Подмосковье, исконно старообрядческой гуслицкой местности, старообрядцев всегда было очень много. Об этом телеканалу «Царьград» рассказал прибывший на богослужение в Авсюнино настоятель дружественного московского единоверческого прихода храма Святителя Николы в Студенцах священноигумен Пётр (Васильев). Отец Пётр стоял у истоков возрождения единоверческих святынь ещё на рубеже 1980-90-х годов, а сегодня испытывает подлинно отеческие чувства к гуслицким общинам:
Деревня Авсюнино находится в районе, именуемом Гуслицы или Гуслица, который исторически является старообрядческой местностью. Здесь всегда жило очень много старообрядцев, причём самых разных согласий. Были и различные беспоповцы, в основном поморцы, и представители Белокриницкой иерархии, причём как окружники, так и неокружники. Ну а после учреждения единоверия многие из них воссоединились с Русской Церковью. К сожалению, в советское время действующих единоверческих храмов здесь не сохранилось. Но, слава Господу Богу, в 1990-е годы появились те, кто начал радеть об их восстановлении. Обязательно стоит вспомнить Устинью Григорьевну Андриянову, благодаря усилиям которой сначала образовалась община в Куровском.
Священноигумен Пётр (Васильев). Фото: Телеканал «Царьград»
Городок Куровское совсем рядом с деревней Авсюнино. Стараниями приснопамятной Устиньи Григорьевны, которую здесь добрым словом поминает каждый, были возведены два куровских единоверческих храма – Спасо-Преображенский и преподобного Иоанна, списателя «Лествицы» (Лествичника). Сегодня настоятелем этих двух храмов также является отец Алексий Гугливатый, вкладывающий немало труда и в эти святыни.
Работы же в авсюнинском храме Святителя Петра Митрополита впереди – великое множество. Так, если моленная часть авсюнинского храма уже восстанавливается, то четверик с алтарной частью в любой момент может разрушиться, а его реставрация – задача крайне трудоёмкая и затратная.
Отец Алексий не унывает, но надеется на помощь неравнодушных православных христиан, а в первую очередь – молитвы Небесного покровителя этой церкви:
Своими силами нам не справиться. Силами даже церковных округов Ликино-Дулёвского и Орехово-Зуевского, силами благочиний, справиться с такой сложной задачей не представляется возможным. Мы уповаем на Божию волю, Божий промысл, на молитвенное заступничество Святителя Петра и надеемся, что Господь, видя нашу веру, видя наши прошения и моления, даст нам помощь в том виде, в котором необходимо.
Зримым символом Божией помощи является то, что меньше чем за год удалось возродить Авсюнинский святой источник, от которого в разные времена было явлено немало чудес и исцелений.
Авсюнинский святой источник. Фото: Телеканал «Царьград»
Игорь Борисович Голубев, сотрудник Мосводоканала и один из активных прихожан-единоверцев города Куровское и деревни Авсюнино, собственными усилиями возвёл часовню над этой авсюнинской святыней. А отец Алексий Гугливатый возродил традицию крестных ходов к чудотворному источнику. Игорь Борисович уточняет:
Старообрядцы всегда почитали этот источник, и он, конечно, был в не очень приглядном состоянии. И после того когда наш батюшка настоятель отец Алексий произнёс речь о том, что, может, найдётся какой-то благодетель и позволит прихожанам возродить этот источник, вот тут у меня как раз и зародилась мысль: почему кто-то должен помогать? Почему мы сами не можем это сделать? Как в прежние времена наши предки восстанавливали монастыри, строили храмы.
Игорь Борисович Голубев. Фото: Телеканал «Царьград»
Конечно, возрождение храма – задача куда более сложная. Но, как любит повторять отец Пётр (Васильев), «невозможное человекам возможно Богу». И есть надежда, что уже в недалёком будущем единоверческий храм Святителя Петра Митрополита, подобно Авсюнинскому святому источнику, возродится в своём былом великолепии. А посильную помощь в этом может оказать каждый, для чего можно связаться с настоятелем единоверческих церквей города Куровское и деревни Авсюнино отцом Алексием Гугливатым, который ежедневно особо молится о тех, кто помогает ему в этом нелёгком деле. Как говорится, рука дающего – не оскудеет!
Настоятель и прихожане храма Святителя Петра Митрополита деревни Авсюнино. Фото предоставлено отцом Алексием Гугливатым.
Контактный телефон отца Алексия: +7 917 544-57-89