храм в белом городке тверской области
Храм иконы Божией Матери «Иерусалимская» (Белый Городок)
Храм иконы Божией Матери «Иерусалимская» (Белый Городок) — памятник архитектуры XIX века, построен в 1825 году в стиле зрелого классицизма, отличается удачно найденными пропорциями объемов и тщательной проработкой архитектурных деталей.
Содержание
История [ править ]
На самом берегу реки Волги и впадающей в нее речки Хотчи, стоит православный храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.
Храм является памятником архитектуры XIX века, построен в стиле зрелого классицизма и отличается удачно найденными пропорциями объемов и тщательной проработкой архитектурных деталей. Белокаменные детали декора, изящная луковка, легкая и стройная колокольня с высоким шпилем и красивая постановка над просторами Волги делают эту скромную церковь по-настоящему красивой.
История белогородского храма неразрывно связана с чудотворной иконой Божией Матери. История нынешнего белогородского храма начинается с 1825 года, и в 2005 году ему исполнилось 180 лет. Главная святыня храма — икона Иерусалимской Божией Матери — находилась у правого клироса в особом киоте, в серебряной позлащенной ризе. Перед иконой находилось пять металлических лампад и подсвечник. Иконостас был пятиярусным, в приделах — трехъярусным. Храм был красиво расписан. Самое старое Евангелие датировалось 1803 годом. В главном храме (летнем, холодном) имелось большое медное, посеребряное паникадило, в приделах — два малых. На колокольне звонило шесть колоколов.
В 1938 году в церкви были размещены заключенные, пригнанные на строительство судоремонтного завода. Во время Великой Отечественной войны в храме жили беженцы. Позднее здесь был зерносклад, в центральном алтаре — молокозавод, в трапезной (теплом храме с приделами) — клуб, где показывали кинофильмы и устраивали танцы. После того, как в поселке был построен новый клуб, в церкви разместили склад стеклотары. В 1970–е годы в церкви случился пожар. Пожарные несколько дней не могли справиться с огнем. После пожара церковь окончательно пришла в полное запустение.
Современное состояние [ править ]
Возрождение храма началось в 1989 году. Постановлением Совета по делам религий при Совете Министров СССР 27 сентября 1989 года в поселке Белый городок было зарегистрировано религиозное общество Русской Православной Церкви. Этим же постановлением обществу передано здание церкви в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.
На Рождество Христово в 1990 году впервые после 60-летнего перерыва в храме состоялся первый молебен. В центре храма был установлен образ Иерусалимской иконы Божией Матери, которую пожертвовали жительницы Белого Городка Евдокия Ивановна Тарасова с дочерью Клавдией Иосифовной Захаровой. Эту храмовую икону женщины хранили много лет. С наступлением Великого поста начались регулярные богослужения.
Постепенно, трудами и молитвами настоятеля и прихожан, благотворителей, храм восстанавливался и приобрел нынешний красивый облик.
На приходе ведется социальная работа. Проходят занятия в воскресной школе для детей и взрослых, проводятся праздники для прихожан, туристические, краеведческие и патриотические сборы.
Святыни [ править ]
Образ Иерусалимской иконы Божией Матери чтился не только в Белом Городке, но и в окрестных селениях.
Первые упоминания о чудесах от образа относятся к 1872 году. Во время эпидемии холеры в деревне Ростовцы Троице–Вязниковского прихода Калязинского уезда, местные жители, прослышав об иконе, обратились к ней за помощью. После молебна перед иконой холера прекратилась. В 1873 году по время повальной болезни, икону носили в деревню Поречье и после моления перед ней болезнь отступила. Позже ее брали в Александро– Невскую женскую общину (затем женский монастырь), в село Кимры и другие селения. Жители села Кимры через тверское епархиальное начальство испросили Святейший Синод дать разрешение ежегодно, 15 июля, когда совершается крестный ход вокруг села, приносить туда чудотворную икону. В Кимрском краеведческом музее находится текст, относящийся к 1906 году, следующего содержания: «Сегодня воскресенье. Во 2 часу состоится встреча Иерусалимской иконы Божией Матери из Белого Городка. Приносится в Кимры ежегодно в это время, т.е. 15 июля; совершается крестный ход вокруг села из собора с духовенством…»
В 1930-е годы, когда храм в Белом Городке был закрыт, иконы храма были перенесены в сарай. В их числе оказалась и чудотворная икона Иерусалимской иконы Божией Матери. Существует легенда, что церковный староста тайком унес икону домой в деревню Башарино. Затем он, якобы, передал ее священнику еще действующей Успенской церкви в деревне Щелково Григорию Ландышеву, где она пребывала до закрытия и этого храма в 1960-х годах. Икону перенесли в дом престарелого священника, за которым ухаживала прихожанка. Она же стала хранительницей иконы после смерти священника. Однажды к старушке явились какие-то люди, якобы монахи, и уговорили отдать чудотворную икону в один из монастырей Псковской области.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: 171530, Тверская область, Кимрский район, поселок Белый Городок, улица Белгородская, дом 1
Как добраться: автобус Тверь — Кимры — Белый Городок
Церковь в Белом Городке
Если ваша туристическая тропа будет проходить вдоль Волги между Калязиным и Кимрами, не поленитесь свернуть в посёлок Белый Городок, чтобы взглянуть на храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Он стоит на самом мысу, который образуют Волга и впадающая в неё речка Хотча. Может быть, храм не уникален по своей архитектуре, но само место, где Волга вливается в Угличское водохранилище, удивительно красиво и знаменито с исторической точки зрения, хотя историю его мало кто знает.
Церковь в селе Белый Городок существовала с 17 века (упомянута в Кашинской писцовой книге 1628 — 1629 гг.) Это была деревянная церковь во имя великомученика Егория страстотерпца (Георгия Победоносца). За ветхостью она была разобрана в конце 18 века, и прихожане попросили благословение на строительство в Белом Городке каменной церкви во имя Иерусалимской иконы Божией Матери с приделами великомучеников Георгия Победоносца и Архистратига Михаила.
Причиной посвятить центральный придел храма в честь Иерусалимской иконы Божией Матери послужило то, что в семье помещиков Михаила и Любови Сысоевых, проживающих в окрестностях Белого Городка, хранился образ этой иконы, почитаемый как чудотворный. С ней связано несколько историй, или, если хотите, легенд.
Житель села Кимры Иван Михайлович Собцов (из династии богатых крестьян-купцов Собцовых) был сильно болен. Как-то во сне ему было откровение, что он исцелится от своей болезни, если помолится перед чудотворной иконой Иерусалимской Божией Матери. Собцов помолился и действительно выздоровел. Тогда он пожелал купить эту икону, однако её владельцы Сысоевы расстаться со святыней согласились только при условии, что Собцов построит в Белом Городке каменный храм, куда они и передадут чудотворный образ. Собцов согласился, и строительство храма началось, а завершилось в 1825 году.
Образ Иерусалимской иконы Божией Матери в позолоченной серебряной ризе находился у правого клироса в особом киоте. Икона, прославленная своими чудотворениями, чтилась не только в Белом Городке, но и в окрестных селениях. Первые упоминания о чудесах относятся к 1872 году. Во время эпидемии холеры местные жители, прослышав об иконе, обратились к ней за помощью. После молебна перед иконой холера прекратилась. В 1873 году, во время повальной болезни, икону носили в деревню Поречье, и после молебна перед ней болезнь отступила. Жители села Кимры поспросили Святейший Синод дать разрешение ежегодно, 15 июля, когда совершается крестный ход вокруг села, приносить туда чудотворную икону.
В 1930-е годы храм в Белом Городке был закрыт, колокола сняты, иконы перенесены в сарай. В их числе оказалась и чудотворная икона Иерусалимской иконы Божией Матери. Рассказывают, что церковный староста тайком унес её домой, затем он, якобы, передал её священнику ещё действовавшей Успенской церкви в деревне Щёлково, где она пребывала до закрытия и этого храма в 1960-х годах. После смерти священника хранительницей иконы стала одна из прихожанок. Однажды к старушке явились какие-то люди, якобы монахи, и уговорили отдать чудотворную икону в один из монастырей Псковской области. С тех пор образа никто не видел…
В 1938 году в церкви были размещены заключённые, пригнанные на строительство судоремонтного завода. Во время Великой Отечественной войны в храме жили беженцы. Позднее здесь был зерносклад, в центральном алтаре — молокозавод, в трапезной (тёплом храме с приделами) — клуб, где показывали кинофильмы и устраивали танцы. После того как в посёлке был построен новый клуб, в церкви разместили склад стеклотары. В 1970-е годы в церкви случился пожар, после которого она окончательно пришла в полное запустение.
Возрождение храма началось в 1989 году. Начались субботники по уборке территории и помещений храма, сбор пожертвований, восстановительные работы. В Рождество 7 января 1990 года состоялся первый молебен, в центре храма был установлен образ Иерусалимской иконы Божией Матери, которую пожертвовали жительницы Белого Городка, конечно не тот, пропавший, и начались регулярные богослужения.
Постепенно трудами настоятеля, прихожан, благотворителей, храм восстанавливался и, наконец, приобрёл нынешний величественный облик.
Храм поставлен не на пустом месте, хотя сейчас может сложиться именно такое впечатление. История Белого Городка уходит в глубокую старину. Он был основан князем Юрием Долгоруким в 12 веке как город-крепость. Одновременно с ним строились Москва и Дмитров. Старожилы помнят, что сравнительно недавно, до строительства Угличской ГЭС, на берегу старого русла Волги, у подножия горы Пречистой, можно было видеть остатки высокого земляного вала и каменных стен крепости. Внутри неё был монастырь. Крепость была сооружена из белого камня. Отсюда, по всей вероятности, и пошло название Белый Городок.
Не раз под стенами Белого Городка происходили сражения с иноземными захватчиками. В 13 веке здесь побывали полчища хана Батыя, которые до основания разрушили все постройки города, впоследствии восстановленного в 1366 году князем Михаилом Тверским. Едва был восстановлен город, как в 1375 году к Белому Городку, служившему теперь опорным пунктом Тверского княжества, подступили московские войска Дмитрия Донского, который вёл борьбу с тверским князем Михаилом за объединение русских земель вокруг Москвы. В 1485 году Белый Городок был присоединён к Москве.
В 16 веке, во время царствования Ивана Грозного, Белый Городок был причислен к опричнине. В 1614 году, во время польско-литовской интервенции, гарнизон крепости в 1000 человек мужественно оборонялся от численно превосходившего его противника. Долго длилась осада, но только когда в живых осталось три человека, литовские отряды ворвались в город, который вскоре сожгли дотла.
Тем не менее, городок вновь был отстроен и превращён в перевалочный пункт починки купеческих судов. После того как Волга обмелела, городок постепенно превратился в захудалое поселение. Белогородцы занимались побочным промыслом (ходили в Москву на заработки), часть их сапожничала в самом селе.
В 1917 году в белогородской округе, как везде в стране, была проведена национализация, в 1930 году организован колхоз «Красный Городок». Колхоз не просуществовал и 10 лет, как правительством было принято решение о строительстве в Белом Городке завода по ремонту судов. Перед самой войной (в 1940 году) завод начали строить, потом эвакуировали под Казань, в 1943 году завод был возвращён в Белый Городок.
В конце 80-х годов по всей стране начался спад производства, а в 1992 году началась приватизация завода. В октябре следующего года была проведена подписка на акции, а вскоре зарегистрировано Акционерное общество открытого типа «Белогородский судостроительно-судоремонтный завод».
Как во многих местах Тверской области, здесь очень красиво: широкая Волга, синяя вода, зелёные берега — всё играет живыми красками под ярким солнцем.
Храм Иерусалимской иконы Божией матери (пос.Белый Городок)
Приписные храмы
Архивы
История храма
КИМРСКИЙ РАЙОН, БЕЛЫЙ ГОРОДОК
ХРАМ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
«На месте нынешнего села Бел-Городка, как видно из летописей и из духовной Твер. кн. Михаила Александровича (по летописям), был городок этого имени. Диомид Карманов говорит, что здесь есть городище. По словам Преображенскаго, земляныя укрепления 6ывшаго здесь вдавности города видны и теперь под сельскою церковью и ея оградою. Об этом городке упоминается в истории Тверскаго княжества Борзаковскаго по поводу разорения его московскими войсками и взятия в 1375 году Дмитрием Донским, во время войны с кн. Тверским Мих. Александровичем (стр. 26. 31 и 40). При Иоанне Грозном Бел-Городок был причислен к опричине и назывался тогда Белгород в Кашине…
По словам свящ. И. Белюстина «на правом берегу Волги, при самом впадении в нее р. Хотчи, против села Белгородка, в 40 верстах от Калязина, в том месте, где имение, называемое Пречистенка или Медведево, как передают старожилы, был монастырь, называвшийся «Пречистенская — Медведева пустынь» («Об ост. древ.», стр. 287).
В Писцовой книге 136-137 г.г., на л. 1501 (№ 738) написано: «Село Белгородок на реке на Волге усть речки Хотчи а в нем церковь во имя Великомученика ЕгорьгияСтростотерпцадревян клецки а церковь и в церкве образа и книги и ризы и всякое церковное строение мирское. А на церковной земле во дворе понамарьОртюшка Семенов келья просфирницына Марьицы.
Деревня Отхожая поповская на реке на Волге усть речки Хотчи а в ней во дворе поп Микита Иванов. Пашни паханые церковные земли и перелогом и лесом поросло середние земли пятнадцать четей в поле, а вдвупотомуж сена по реке по Хотче и меж поль двадцать копен».
В клировой ведомости 1796 г. о селе Белгородке сказано: «Церковь Георгиевская, деревянная, построена 1693 года. Священник Даниил Иванов, 66 л., из богословии, посвящен в 1759 году. Церковной земли ЗS десятин 15 деревень, 87 прих. дворов; душ муж.пола 318, ж. п. 343».
В исповедной росписи 1739 г. показано 2 церкви: 1) Георгиевская, 2) Казанская. В 1739 г. по Георгиевской ц. свящ. Федор Семенов, 67 л.; в прих. 35 дв., 388 душ об. п. По Казанской ц. — свящ. место празднл; в прих. 16 двор., 215 душ об.пола. В 1755 г.: 1) по Георг.ц. свящ. Иван Федоров, 52 л.; 2) по Казан.ц. — свящ. Иван Матвеев (он же Ив.Матв., и в 1766 г.), а до него с 1740 по 1748 г. был свящ. Матвей Иванов».
Церковь Иерусалимской Божией Матери, построена в 1825 году, каменная, престолов 3: в настоящем Иерусалимской Божией Матери, в пределах: Архистратига Михаила и Великомученика Георгия.
В 1901 году служили: Священник Иоанн Андреевич Клобуков 55-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1867 года, награждён в 1899 году камилавкой. Псаломщик Павел Алексеевич Никольский 27-ми лет, в должности с 1891 года.
В поселке Белый Городок, Кимрского района, Тверской области, на самом берегу реки Волги и впадающей в нее речки Хотчи, стоит православный храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.
Храм является памятником архитектуры XIX века, построен в стиле зрелого классицизма и отличается удачно найденными пропорциями объемов и тщательной проработкой архитектурных деталей. Белокаменные детали декора, изящная луковка, легкая и стройная колокольня с высоким шпилем и красивая постановка над просторами Волги делают эту скромную церковь по-настоящему красивой.
История белогородского храма неразрывно связана с чудотворной иконой Божией Матери. Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, написана святым евангелистом Лукой через несколько лет по Вознесении Господа.История нынешнего белогородского храма начинается с 1825 года, и в 2005 году ему исполнилось 180 лет.Главная святыня храма – икона Иерусалимской Божией Матери – находилась у правого клироса в особом киоте, в серебряной позлащенной ризе. Перед иконой находилось пять металлических лампад и подсвечник. Иконостас был пятиярусным, в приделах – трехъярусным. Храм был красиво расписан.Самое старое Евангелие датировалось 1803 годом. В главном храме (летнем, холодном) имелось большое медное, посеребряное паникадило, в приделах – два малых. С колокольни звонило шесть колоколов.
К приходу церкви Иерусалимской иконы Божией Матери относились следующие населенные пункты: село Белгородок, деревни Юркино, Башарино, Зверево, Шепелиха, Кочнево, Бурцево, Шурманка, Пелагеенская, Озарово, Юменская, Жуковка, Турово, Луканино, Шипухино. Являлись прихожанами и такие известные в свое время люди, как М.П. Кафтанников, женившийся на дочери кимрского богача Столярова. Прихожанами храма были также помещики Зазыкины, владельцы имения и Гадовскогоспиртзавода – ныне поселок Приволжский. Семья Зазыкиных в первые годы советской власти эмигрировала за границу. Один из ее представителей стал профессором, написал ряд книг, в том числе фундаментальный труд «Патриарх Никон».
За время существования храма в нем служило немало священников. Отмечено, что в храме десятки лет служили священниками Поповские (Поповы) – это была целая династия. С началом 1870 года настоятелем храма долгое время являлся священник протоиерей Иоанн Андреевич Клобуков. С начала 1900-х годов и почти до самого закрытия храма властями настоятелем храма был Леонид Никитин. В 1930 году он был репрессирован, позднее вернулся в Белый Городок, где и похоронен. По некоторым данным служил здесь и священник Павел Дворяшин, а также диакон Павел Никольский. Последний служил в храме более 30 лет.
Храм был закрыт в 1930-х годах. Точных сведений о времени закрытия нет.
Почти шестьдесят лт храм находился в запустении, но времена меняются. Положительным примером нашего «смутного» времени является возрождение Православия, поруганных прежде храмов. Вот и в Белом Городке по инициативе группы православных верующих (Крюкова А. В., Проценко О.М., Смирновой Н.Е., Ивановой П.И., Ваксиной М.В., Смирновой Е.Н., и других) по благословению и при непосредственном участии настоятеля кимрского Преображенского собора протоиерея Иоанна Басюка была организована религиозная православная община.
На Рождество Христово в 1990 году впервые после 60-летнего перерыва в храме состоялся первый молебен, а с наступлением Великого поста в храм был назначен священником иерей Александр Казанцев и начались регулярные богослужения.С сентября 1990 года и по настоящее время настоятелем храма и председателем приходского совета является протоиерей Александр Васильевич Крюков.
Храм Иерусалимской иконы Божией матери (пос.Белый Городок)
Приписные храмы
Архивы
История храма
МАЛЫШКОВО — КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Казанский храм в бывшем сельце Малышкове — самый старый из сохранившихся до сего дня на кимрской земле. Расположен он на правом береry реки Волги в 15 километрах от города Кимры. В настоящее время храм находится в полуразрушенном состоянии; однако появилась слабая надежда на его восстановление.
Сельцо Малышково с 17 века становится владением дворян Костомаровых. [1] Представители этого рода были прихожанами Казанского храма близлежащего села Белый Городок. [2]
В 1761 г. тогдашний владелец Малышкова Гурий Игнатьевич Костомаров решил построить в своем поместье каменный храм. Какими мотивами руководствовался помещик, теперь можно только гадать. То ли честолюбием и соображениями престижности по отношению к соседним помещикам — иметь под боком храм, чуть ли не домовую церковь; то ли проблемы со здоровьем мешали ему посещать церковь в Белом Городке; то ли была еще какая-то причина. Костомаров отправил прошение тверскому архиерею Афанасию с просьбой разрешить построить в Малышкове каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя мучеников Кирика и Иулитты; старую же деревянную церковь с тем же наименованием в селе Белый Городок — снести. Тверской архиерей разрешил строительство церкви и приказал выдать храмоздательную грамоту. [3]
В 1766 году храм был построен, и Костомаров вновь обращается к тверскому владыке с просьбой освятить его. Храм во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом мчч. Кирика и Иулитты и колокольней был освящен протоиереем Тверского кафедрального собора Феодотом Андреевым во второй половине 1767 года. [4] Первым священником храма стал Иван Матвеев, переведенный сюда из деревянного Казанского храма села Белый Городок. В 1784 году священником стал, вероятно, его сын Андрей Иванов. После смерти Гурия Костомарова его супруга Прасковья Кузьминична обратилась с прошением к тверскому архиерею Иоасафу о разрешении построить в храме второй придел — во имя преподобного Алексия, человека Божия. Архиерей своей резолюцией разрешил помещице строительство придела. В 1789 году придел во имя преподобного Алексия, человека Божия, был построен и затем освящен иеромонахом кашинскогоКлобукова монастыря Авраамом. [5]
В 1815 году причт храма состоял из священника Ивана Васильева (40 лет), дьячка Ильи Яковлева (23 лет), пономаря Василия Матвеева (47 лет). [6]
Здание церкви выстроено в стиле барокко. Храм типа восьмерик на четверике, перекрытый восьмидольным сводом. Апсида — пятигранная. Трапезная — бесстолпная, с двумя приделами, прямоугольная, перекрытая полулотковым сводом. Колокольня — двухъярусная. Лестница на ярус звона проходила в северо-западной части трапезной. Стены храма внутри и снаружи были оштукатурены, внутренние помещения расписаны изображениями святых. На церкви имелись три главы: на главном храме (с престолом Казанской иконы Божией Матери) и на каждом из приделов трапезного храма (мчч.Кирика и Иулипы и прп. Алексия, человека Божия). Иконостас главного храма был 3-ярусным, придельных — одноярусными.
Перед царскими вратами находился деревянный полукруглый амвон с деревянной же решеткой, окрашенной в черный цвет. Среди богослужебных книг имелись: Библия 1663 года, Евангелия, напечатанные в 1644, 1751, 1759 и 1763 годах, и ряд других. На ярусе звона колокольни (2-й ярус) находилось 7 колоколов. На одном из них, весом в 15 пудов, имелась надпись, гласящая, что колокол отлит в 1754 году иждивением Гурия Костомарова в Казанский храм села Белый Городок. Этот колокол, как и прочие ценности храма, после его закрытия в 1767 году были пере несены в новопостроенный каменный храм сельца Малышкова. [7]
Возле храма находилось приходское кладбище, огороженное каменной оградой. Здесь же имелась и церковная сторожка. Неподалеку от храма стояли дома помещика и священноцерковнослужителей. [8] В 1822 году на средства прихожан крыша храма была покрыта листовым железом. До того времени покрытие было деревянным. Во второй половине 19 века весь храм, включая трапезную с приделами, становится теплым (т.е. отапливаемым).
С 1818 по 1848 гг. настоятелем храма был священник Матфей Росляков. После его смерти эту должность занимает Григорий Михайловский, женившийся на дочери покойного. Беспристрастные архивные документы донесли до нас тот факт, что вдова Матфея Рослякова находилась в натянутых отношениях с зятем — священником и даже жаловалась на него тверскому архиерею. В 1857 году Григорий Михайловский умер. Среди последующих священников, сменявших друг друга довольно часто, укажем на Алексия Судницына, который за нарушения в работе в 1893 году был снят сдолжности и направлен на несколько лет с целью исправления псаломщиком в кашинский Клобуков монастырь. [9]
В 1872 году в Казанском храме был совершен обряд бракосочетания местного помещика, поручика Харлампия Софиано, с дочерью малышковского помещика Дмитрия Костомарова Марией. В 1874 году здесь же была крещена их дочь, тоже Мария. [10]
В 1895 году неизвестный благотворитель дарит храму колокол весом в 35 пудов.
В 1903 году храм посетил архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий.
В конце 1908 года храм лишился причта. Почти одновременно ушли из жизни священник Владимир Скобников и диакон на вакансии псаломщика Евгений Морошкин. Новым священником становится Иоанн Благовещенский, псаломщиком Михаил Успенский. Прихожанами Казанского храма являлись жители села Малышкова и окрестных деревень: Алексино, Поповка, Брехово, Грозино, Красная Гора, Ваулино, Бедрино; всего 192 двора; 584 мужчины и 674 женщины. [11] В начале 1900-х годов на приходском кладбище возле храма была построена каменная часовня — памятник. Вероятно, это сооружение появилось на могиле одного из помещиков Костомаровых.
После Октября 1917 года для Казанского храма наступили трудные времена. Храм стал собственностью государства, а в 1919 году был передан местной властью по договору в ведение местной религиозной общины. На прихожан были возложены обязанности охранять, содержать храм, оплачивать налоги и страховки. Власти оказывали постоянное давление на прихожан, понуждая их отказаться от храма, притесняли служителей церкви. Это принесло свои плоды. В 1930 году священник Иоанн Благовещенский и псаломщик Макар Щавелев вынуждены были оставить службу.
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ИОАНН ПАВЛОВИЧ.
Родился в 1882 году в г. Калязине. В 1904 году окончил Тверскую духовную семинарию. Работал учителем в Калязинском уезде. В 1906 году рукоположен в сан священника и определен к Смоленской церкви села Ильинского, что под Кимрами. 16 декабря 1908 года стал настоятелем Казанской церкви села МалышковаКалязинского уезда Тверской губернии (ныне Кимрский район Тверской области). Преподавал Закон Божий в Бреховском земском начальном училище. [12] В 1930 году служба в Казанском храме была прекращена. Отец Иоанн недолгое время служил священником в соседнем с Малышковым Никольском храме села Белого. С 1931 года сведения о нем пропадают.
ЩАВЕЛЕВ МАКАР ОСИПОВИЧ (1888-1969).
Уроженец деревни Ваулино (деревня находилась на противоположном от Малышкова берегу Волги). Женой его была Анна Васильевна Журавлева из села Каюрова. В течение ряда лет служил псаломщиком в Казанском храме. Щавелевы жили в церковной сторожке, позднее — в собственном доме у храма. В семье родились четверо детей: Егор, Василий, Алексей и Прасковья. Василий и Алексей погибли на войне с фашистской Германией, Егор трагически погиб в мирное время. Прасковья Макаровна (1919-2005) училась в Малышковской школе, в 1937 году окончила Кимрское педагогическое училище, работала учителем в Конаковском районе Тверской области, где вышла замуж за Н.А. Борисова. После возвращения в Малышково в семье родились дети: Александр и Татьяна. [13]
В 1920-х годах в Малышкове жил бывший священник села Большое Семеновское Калязинского уезда Тверской губернии (ныне Талдомский район Московской области) Анатолий Ксенофонтович Колеров с семьей (1886-1961), родной брат священномученика Феодора Колерова (1882-1929). [14]
В мае 1932 года на заседании президиума Башаринского сельсовета было принято решение о закрытии храма в Малышкове и о передаче его помещений под культурно-хозяйственные цели. Ходатайство по этому вопросу было направлено в Кимрский райисполком (РИК). РИК на своем заседании поддержал это решение и, в свою очередь, обратился с предложением о закрытии храма в Москву (Московский областной исполнительный комитет — МОИК). [15] Точной даты принятия решения о закрытии Казанской церкви в МалышковеМОИКом автору этой статьи установить пока не удалось. Вероятно, это произошло в 1933 или 1934 году.
В 1933 году Кимрский РИК на своем заседании постановил сдать бездействующий храм во временное арендное пользование под сливной пункт кимрской конторе «Союзмолоко». В том же году, по решению РИКа, на кладбище был разобран на кирпич для устройства печей в детском доме каменный склепчасовенка.
После закрытия храма из него были вынесены иконы и другие церковные ценности, а сам он был использован под нужды местного колхоза, а также сельпо. О дальнейшей судьбе храма рассказали Т.Ф. Филатова, в прошлом счетовод Гадовского сельпо (ныне бывший поселок Гадово носит имя Приволжский), проживающая в пос. Белый Городок, Т.С. Крюкова и ряд местных жителей. В Казанской церкви был устроен второй этаж, который занимало правление Гадовского сельпо; на первом этаже расположился склад. В трапезной (где раньше находились приделы) работала пекарня. В 1961 году в здании случился пожар. Ремонт был сделан не полный. Через год или два после пожара сельпо переводится в пос. Белый Городок. После того, как в Белом Городке была открыта своя пекарня, необходимость пекарни в малышковском храме отпала сама собой. Уже в то время колокольня была разобрана до первого яруса. С тех пор храм постепенно ветшал.
В последнее время, особенно после смены государственного строя в стране (после 1991 года), многие уцелевшие храмы кимрской земли стали восстанавливаться. Отреставрирована и вновь стала действующей церковь в пос. Белый Городок (в 2-х верстах от Малышкова); восстанавливается Никольский храм села Белого, где в одном из приделов стали совершаться богослужения (в 2-3-х верстах от Малышкова). Храм же в Малышкове все эти годы медленно умирал. Но луч нового времени, живительного для Русской Православной Церкви (не исключая и других конфессий), не миновал озарить своим светом и этот многострадальный храм. 21 июля 2005 года настоятель Иерусалимской церкви пос. Белый Городок протоиерей Александр Крюков с прихожанами прибыли к Малышковскому храму, у стен которого был совершен молебен. [16] И Бог как будто услышал эту молитву. Осенью того же года сюда прибыла группа учащихся Белогородской средней школы во главе с Е.Н. Матюхиной и Г.В. Чибисовой. Ребята убрали из храма мусор, выровняли земляную площадку (заменившую ныне пол) внутри него, засыпали песком ямки. 4 ноября, в день празднования иконы Казанской Божией Матери (престольный праздник храма), протоиерей Александр Крюков отслужил молебен уже в самом храме, после чего состоялся крестный ход первый за многие десятилетия. [17] С того времени, дважды в год, в престольный праздник храма, здесь совершаются молебны и крестные ходы. Казанский храм стал приписным к Иерусалимскому храму пос. Белый Городок, где настоятелем служит протоиерей Александр Крюков. Наверное, сама Пресвятая Богородица обратила внимание на это намоленное, заповедное место, свидетельством чему служит следующий символический факт. В 1990-х годах, в храме Иерусалимской иконы Божией Матери, в левой стороне придела появилась икона Казанской Божией Матери. По словам верующей храма О.М. Проценко, икона эта в прошлом была поднята с волжской глади и спрятана на чердаке дома одной благочестивой семьи. И лишь после возобновления службы в Белогородском храме она была туда передана. Сказывают, что эта икона принадлежала разоренному в 1930-е годы Казанскому храму в Малышкове.
В клировой ведомости 1796 г. о с. Малышкове сказано: «Церковь Казанской Пр. Б. с прид. Кирика и Иулиты и Преп. Алексея, чел. Божия — каменная, построена 1767 года. Священник Андрей Иванов, 45 л., в школе не был, посвящен в 1784 году. Церковной земли 26 дес.; в приходе 6 деревень, 50 дворов; душ м. п. 241, ж. п. 205».
Из исповедных росписей средины XVIII в. видно, что «первым священником был Иван Матвеев, служивший при Казанской ц. с. Белгородка. Церковь устроена в сельце Малышкове каменная в 1766 г. капитаном Гурием Костомаровым».
Церковь Казанская, построена в 1867 году, каменная, престолов три: Казанской Божией Матери, Святых Мучеников Кирика и Иулитты и Преподобного Алексия человека Божия.
В 1901 году служили: Священник Михаил Иванович Лисицын 36-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1886 года, Священником с 1893 года, награжден в 1900 году набедренником. Псаломщик-Диакон Евгений Матфеевич Морошкин 45-ти лет, в служении с 1874 года, диаконом с 1892 года.
Прихожан в селе Малышкове, в деревнях Алексине, Поповке, Брехове, Грозине, Красной Горе, Ваулине, Бедрине — 192 дворов (587 мужчин, 674 женщин).