храм в богородском галичского района
Богородское. Церковь Казанской иконы Божией Матери.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Село Богородское принадлежало в начале 19 в. известному писателю и художнику пушкинской поры, издателю журнала «Отечественные записки» П. П. Свиньину (по некоторым данным, он здесь родился). Здесь находилась его усадьба, был разбит регулярный парк (остатки террас сохранились до нашего времени).
Богородская церковь с. Богородского каменная, с такою же колокольнею, построена в 1817 г. Престолы: в честь иконы Казанской Божией Матери, св. Иоанна Предтечи и св. Николая.
Причта по штату положено: священник и дьячок, сверх штата диакон. Жалование штатному причту из казны 96 руб., из коих священнику 72, дьячку 24 руб. Земли 33 десятины, план на землю и межевая книга есть.
Прихожан муж. пола 298, жен. пола 367, дворов 74. В приходе селений 12, в 4 верстах от церкви. От Костромы в 100 верстах.
Иоанн Беляев «Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии», часть 2, С.-Петербург. Типография Почтового Департамента, 1868 г. стр. 93.
Выразительный пример сельского храма распространенной в регионе типологии с декором в стиле раннего классицизма с отдельными барочными чертами. Кирпичная, покрытая снаружи известковой обмазкой и побеленная церковь построена в 1817 г. Во 2-й пол. 19 в. трапезная и колокольня церкви были перестроены, сохранив в несколько упрощенной трактовке характер первоначальной архитектуры. В храме были два придела — во имя Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца.
Церковь стоит на возвышенности на окраине села, среди кладбища. Традиционная, симметричная относительно продольной оси, композиция здания состоит из основного объема (собственно храма типа восьмерик на двухсветном четверике с полукруглой апсидой), более широкой трапезной и трехъярусной колокольни. Боковые фасады четверика с окнами, размещенными на трех осях, украшены четырехколонными тосканскими портиками с треугольными фронтонами. Колонны портиков, сгруппированные по две, поддерживают раскрепованные антаблементы с профилированными карнизами, дополненными поясами крупных сухариков. Такой же фронтон возвышается над восточным фасадом четверика. Небольшой изящный восьмерик с более узкими диагональными гранями, приподнятый на глухом восьмигранном постаменте, покрыт граненой крышей, увенчанной пятиглавием. В оформлении восьмерика ордерную тему продолжает, проходящий по верху стен антаблемент, опирающийся на небольшие парные колонки, поставленные на диагональных гранях. Главы на тонки шейках, обшитые кровельным железом в «шашку», поставлены на граненые глухие барабаны. Окна на четверике храма — высокие прямоугольные в первом свете и квадратные во втором — заключены в рамочные с замковыми камнями наличниками, завершенным в первом свете профилированными сандриками. Центральные оси акцентированы дверными проемами и сандриками над окнами второго света. В тимпанах фронтонов портиков сделаны большие полукруглые ниши. На гранях восьмерика, ориентированных по сторонам света, помещены итальянские окна. Апсида обработана на восточной и боковых сторонах плоскими раскреповками. По верху ее стен проходит карниз с поясом сухариков и гладким фризом, окна заключены в рамочные наличниками с ушами и широкими навершиями, под которыми помещены лежачие филенки. Просторная квадратная трапезная декорирована в тех же стилистических формах, однако детали ее фасадного декора отличаются более жесткой и графичной моделировкой. Средние части ее боковых фасадов отмечены тройными итальянскими окнами, имеющими обрамления, характерные для 2-й пол. 19 в. В облике столпообразной колокольни стилизация барочных форм прослеживается еще более отчетливо, а трактовка декора — особенно в верхних ярусах — выглядит более условной. Углы нижнего яруса закреплены рустованными лопатками, второй ярус украшен треугольными фронтонами, а верхний — парными угловыми пилястрами.
В храме усложненная ярусная система перекрытия придает внутреннему пространству эффектную выразительность. Четверик перекрыт восьмидольным сводом с более узкими диагональными лотками и небольшими парусами в углах. В вершине этого свода — большое круглое отверстие светового восьмерика, перекрытого сомкнутым сводом. Апсида, сообщающаяся с храмом тремя арочными проходами, перекрыта конхой, трапезная — сомкнутым сводом с распалубками, первый ярус колокольни — крестовым.
В храме сохранился первоначальный трехъярусный классицистический иконостас и напольные киоты с резными позолоченными деталями. Ярусы иконостаса, разделенные развитыми карнизами, украшены расписанными под искусственный мрамор колоннами с композитными капителями; повышенная центральная часть завершена треугольным фронтоном. Царские врата выделены полуротондой с резной драпировкой. В алтаре над престолом — старая сень, опиравшаяся на колонны. Иконостасы трапезной с экседральными нишами в центральных частях выполнены в духе позднего классицизма. Настенная живопись в интерьере относится к советскому времени.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 93; Известия императорской археологической комиссии (ИАК). СПб., 1909. С. 167; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 89; Белоруков Д. Деревни, села и города Костромского края: Материалы для истории. Кострома, 2000. С. 98; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 3: г. Галич и Галичский район. Кострома, 2001. С. 255-256.
Галич Костромской История
Перечень храмов на этой странице:
Галич
Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь
Никольский Староторжский монастырь
Церковь Василия Великого
Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы
Церковь Космы и Дамиана
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь Вознесения Господня
Церковь Собора Иоанна Предтечи. Церковь Константина и Елены
Богоявленская церковь
Галичский район
Церковь Воздвижения Креста Господня. Село Березовец Галичский район.
Церковь Казанской иконы Божией Матери. Село Богородское Галичский район.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Село Бартеневщина Галичский район.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы и Церковь Иконы Божией Матери Знамение. Село Кабаново Галичский район.
Церковь Николая Чудотворца. Село Костома Галичский район.
Церковь Михаила Архангела. Село Михайловское Галичский район.
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Село Морозовское Галичский район.
Церковь Воскресения Христова. Село Муравьище Галичский район.
Храмовый комплекс. Церкви Троицы Живоначальной и Николая Чудотворца. Село Олешь Галичский район.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Село Реброво Галичский район.
Церковь Иоакима и Анны. Село Туровское Галичский район.а
Храмовый комплекс. Церкви Вознесения Господня и Казанской иконы Божией Матери. Село Углево Галичский район.
Церковь Троицы Живоначальной. Село Митино Галичский район.
Авраамиев Новозаозерский Успения Божией Матери монастырь. Церковь Петра и Павла. Село Умиление Галичский район.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Село Унорож Галичский район.
Церковь Троицы Живоначальной. Село Чмутово Галичский район.
Церковь Николая Чудотворца. Село Холм Галичский район.
Церковь Вознесения Господня. Тушебино, урочище. Галичский район.
Церковь Преображения Господня. Синцово. Галичский район.
Колокольня церкви великомученика Георгия.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Игнатово.
Церковь Воскресения Христова. Покров-Пема.
Церковь Рождества Христова. Свиньино.
Церковь Иконы Божией Матери Владимирская в Никольском.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Ваганово.
Церковь Николая Чудотворца. ур. Затока (3 км С д. Халдино)
Церковь Спаса Преображения. ур. Затока (3 км С д. Халдино)
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы село Денисьево
Церковь Николая Чудотворца
Церковь Вознесения Господня село Вознесенское.
Церковь Воскресения Словущего село Воскресенское.
Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь
Ул. Гора Революции (Козмодемьянскя гора) Церковь Космы и Дамиана. 1755 Один из ярких культовых памятников Галича, выделяющийся выразительной объемной композицией, характерной для приходских храмов в формах провинциального барокко, и несколько архаичным фасадным декором, тяготеющим к формам начала 18 века. Вплоть до рубежа 19-20 вв место, где стоит церковь, не входило в черту города и числилось селом Козмодемьянским. Известно, что здесь существовал одноименный монастырь, упраздненный в 1764 г. Возможно, первоначально храм был монастырским. Каменная церковь Космы и Дамиана с приделами Покрова и Феоровской иконы Богоматери возведена в 1755 году на средства галического купца Иакинфа Скорняшникова. К юго-востоку от храма стояла высокая шатровая колокольня, а весь участок был окружен каменной оградой с воротами. В 1-й трети 19 века трапезная церкви была перестроена в ампирных формах. Видимо, тогда же была частично переделана и апсида. В 1980-е гг Костромской СНРПМ проведена реставрация храма (архит. В.С.Шапошников). Церковь, стоящая на высоком холме над железной дорогой, видна со многих улиц западной части города и играет большую роль в формировании его панорамы. Вокруг храма расположено старое, заросшее деревьями кладбище. Компактный кубовидный двусветный четверик храма завершен высокой кровлей гуськового очертания и увенчан миниатюрной чешуйчатой главкой, поднятой над шлемовидной кровлей восьмигранного барабана. Пониженная полуциркульная апсида и широкая трапезная, придельные алтари которой частично прикрывают основной объем, равны по высоте. С запада устроен небольшой притвор с купольной кровлей. Храм окружен профилированным цоколем. Углы четверика подчеркнуты широкими огибающими лопатками, а венчает его профилированный карниз с поясом мелких двухступенчатых консолек. Окна боковых фасадов размещены по двум осям, оформлены вдавленными ступенчатыми рамками, которые в верхнем ярусе завершены килевидными кокошниками, а в нижнем – дополнены колончатыми наличниками с разорванными фронтонами в духе нарышкинского барокко. Стены апсиды и трапезной венчают простые ступенчатые карнизы. Окна придельных алтарей в профилированный рамках с треугольными фронтончиками, по-видимому, относятся к первоначальному периоду строительства, а тройные итальянские окна на боковых фасадах – результат перестроек 19 века. Аналогичные тройные окна украшают также боковые фасады западного притвора. Храмовый четверик перекрыт восьмилотковым сводом с восьмигранным отверстием светового барабана в шелыге. Узкие диагональные грани опираются на плоские тромпы. Три арки ведут в алтарь, конха которого прорезана тремя распалубками над окнами. Трапезная перекрыта поперечным лотковым сводом с распалубками над окнами; в притворе – плоский потолок. Внутри, в основании свода и под окнами второго света, проходят профилированные карнизы с сухариками. Верхний ярус стен и свод четверка украшены живописью. В своде она относится к 1-й половине 19 века и интересна как пример живучести барочный традиции в росписях провинции. На основных гранях в поздних тянутых обрамлениях помещены многофигурные композиции на библейские темы, на диагональных – святые в рост, под ними в сияниях – символы веры. Общий колорит росписей теплый, высветленный, построенный на сочетании бледно-зеленого фона стен, охристых тонов в рокайльных орнаментах и оливково-зеленоватых в сюжетных композициях. Плохо сохранившаяся на боковых стенах (евангелисты) сильно прописана маслом, а роспись западной стены с сюжетной сценой в профилированном тянутом квадифолии и фигурами ангелов по сторонам появились в начале 20 века. Главный иконостас, голубой, с позолоченными деталями и колоннами, выкрашенными под мрамор, перевезен из церкви Рождества Богоматери в с.Реброво Галического района. Он выполнен в 1820-30-е годы в стиле классицизма. Два яруса стройных колонн с коринфскими капителями несут неполные антаблементы с гладким фризом и профилированным карнизом, декорированным мутулами и резными розетками. Раскреповки антаблементов образуют подобия двухколонных портиков. Царские врата украшены гирляндами их виноградных гроздьев. В храме сохранилось покрытие из чугунных плит с изображением букетов в круглой рамке.
Введенский кафедральный собор
Галичская епархия, Костромская митрополия, Галичское благочиние
Благочиние
Благочиннический округ. Благочинный Галичского округа церквей настоятель Собора Введения во храм Пресвятой Богородицы протоиерей Александр.
1. Храм преподобного Геннадия Костромского поселок Антропово, настоятель иерей Виталий (Воскресенский).
2. Храм во имя Святых Царственных страстотерпцев, новомучеников и исповедников Российских с. Матвеево Парфеньевского района.
3.Храм Святителя Николая с. Николо-Полома Парфеньевского района, настоятель иерей Александр (Иванов). Храм новый.
4. Храм Святителя Николая с. Николо-Берёзовец Галичского района, настоятель иерей Александр (Дудин).
5.Храм преподобного Серафима Саровского с. Палкино Антроповского района, настоятель иерей Сергий (Кружнов). Храм новый, построен недавно. Занимался его возведением протоиерей Игорь (Шашков).
7. Храм Воскресения пос. Парфеньево, настоятель иерей Владимир (Ерега).
8. Храм Успения Пресвятой Богородицы село Погост-Успенье Галичского района, приход окормляет иерей Андрей Семенов.
9. Храм Святой Живоначальной Троицы с. Горелец Парфеньевского района, протоиерей Владислав (Шулькевич).
10. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Галича, настоятель протоиерей Александр (Шастин).
11. Храм Косьмы и Дамиана г. Галича, настоятель протоиерей Иосиф (Якубец).
12. Храм Михаила Архангела с. Михаиловского, настоятель иерей Александр Дудин.
13. Храм Воскресения Христова, с. Воскресенское, настоятель иерей Александр Дудин.
14. Храм Богоявления, г. Галич, настоятель протоиерей Андрей Панков.
15. Храм иконы Божией Матери Знамение, с. Кабаново, настоятель иерей Александр Дудин
16. Храм Сретения Господня, с. Трифон Антроповского р-на, настоятель протоиерей Сергий Кружнов.
17. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, с. Лопарево, настоятель протоиерей Андрей Панков.
Благочиние
1. Храм преподобного Геннадия Костромского поселок Антропово, настоятель иерей Виталий (Воскресенский).
2. Храм во имя Святых Царственных страстотерпцев, новомучеников и исповедников Российских с. Матвеево Парфеньевского района, настоятель иеромонах Феоктист (Галлимулин).
3.Храм Святителя Николая с. Николо-Полома Парфеньевского района, настоятель иерей Александр (Иванов). Храм новый.
4. Храм Святителя Николая с. Николо-Берёзовец Галичского района, настоятель иерей Виктор (Ильин).
5.Храм преподобного Серафима Саровского с. Палкино Антроповского района, настоятель иерей Сергий (Кружнов).Храм новый, построен недавно. Занимался его возведением протоиерей Игорь (Шашков).
6. Казанско-Богородский храм с. Богородское Галичского района, настоятель игумен Анастасий (Лихолет).
7. Храм Воскресения пос. Парфеньево, настоятель протоиерей Николай (Пиво).
8. Храм Успения Пресвятой Богородицы село Погост-Успенье Галичского района, приход окормляет иерей Виктор Ильин.
9. Храм Святой Живоначальной Троицы с. Горелец Парфеньевского района, протоиерей Владислав (Шулькевич).
10. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Галича, настоятель протоиерей Александр (Шастин).
11. Храм Косьмы и Дамиана г. Галича, настоятель протоиерей Иосиф (Якубец).
Галичская епархия Русской Православной Церкви
Галичская епархия Русской Православной Церкви запись закреплена
Расписание богослужений
епископа Галичского и Макарьевского
Алексия:
7 ноября (Воскресение). Неделя 20-я по Пятидесятнице.
Показать полностью.
Божественная литургия в Преображенском соборе г.Солигалич
09:00 встреча правящего архиерея
8 ноября (Понедельник). Память влмч.Дмитрия Солунского
Божественная литургия в храме влмч.Дмитрия Солунского села Введенское
09:00 встреча правящего архиерея
Галичская епархия Русской Православной Церкви запись закреплена
7 ноября, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, епископ Галичский и Макарьевский Алексий совершил Божественную литургию в Преображенском соборе г.Солигалич.
Преосвященному владыке сослужили: настоятель храма, благочинный церквей Чухломского округа протоиерей Александр Смирнов и клирик храма протоиерей Николай Андреянов.
Диаконский чин за богослужением представлял эконом архиерейского подворья села Покров-Пема иеродиакон Лазарь (Парфенов).
Показать полностью.
По прочтении Евангелия архипастырь произнес слова проповеди, посвященные Воскресному Евангельскому чтению.
На сугубой ектении духовенство вознесло молитвы против распространения коронавирусной инфекции.
Пресс-служба Галичской Епархии
Галичская епархия Русской Православной Церкви запись закреплена
Галичская епархия Русской Православной Церкви запись закреплена
18 октября, в день памяти собора Святелей Московских, епископ Галичский и Макарьевский Алексий совершил праздничную Божественную литургию в Успенском соборе г.Чухлома.
Преосвященному владыке сослужил собор духовенства:
Показать полностью. секретарь Галичского епархиального управления игумен Афанасий (Гриценко), благочинный церквей Чухломского округа протоиерей Александр Смирнов, настоятель означенного храма иерей Александр Поликарпов, благочинный церквей Шарьинского округа протоиерей Дмитрий Степанов, благочинный церквей Парфеньевского округа протоиерей Виталий Воскресенский, благочинный церквей Кадыйского округа иерей Павел Мотовичев, благочинный церквей Мантуровского округа иерей Андрей Гуцул, клирик Костромской епархии иерей Алексий Виноградов, духовенство Галичского, Чухломского, и Парфеньевского церковных округов, а так же многие священнослужители других районов и округов епархии.
Диаконский чин за богослужением возглавил эконом архиерейского подворья села Покров-Пема иеродиакон Лазарь (Парфенов).
Песнопения за богослужением исполнил квартет архиерейского хора Костромской митрополии.
По прочтении Евангелия архипастырь произнес слова проповеди, посвященные Евангельскому чтению дня.
На сугубой ектении духовенство вознесло молитвы против распространения коронавирусной инфекции.