храм в борисове 1991
Храм Живоначальной Троицы в Борисове
4 ноября православные почитают Казанской образ Пресвятой Богородицы. Она была явлена в 1579 году в Казани. Маленькой девочке Матроне сама Богородица указала место, где будет найден чудотворный образ. Прославившись исцелениями,
Казанская икона вскоре стала русской всенародной святыней. К ее помощи прибегали в самых трудных обстоятельствах, по молитвам перед иконой совершались воинские победы и не раз участие Казанской иконы помогало русским православным воинам исполнять их священный долг перед Богом и Родиной.
В нашем храме особо почитают Богородицу: и в день памяти Казанского образа молились особенно горячо. В храме совершались две Божественные Литургии и молебное пение перед Казанской иконой Божией Матери.
А на храмовой площади после богослужения прихожан поздравил детский фольклорный ансамбль «Жаворонки». Жаворонки пели народные песни, танцевали и водили хороводы.
Юных артистов всегда очень тепло принимают в нашем храме – благодарностью за их яркое выступление стали громкие аплодисменты зрителей и праздничное чаепитие для всех гостей праздника.
Поделиться:
Поделиться:
Поделиться:
Финал конкурса «Храм в красках осени» в храме Живоначальной Троицы в Борисове.
24 октября в храме Живоначальной Троицы в Борисове состоялось подведение итогов конкурса детского рисунка «Храм в красках осени», посвященному празднику Покрова Божией Матери. К участию в конкурсе рисунка приглашались дети из средних общеобразовательных школ и детских садов района. Деятельнейшее участие в создании храмовой экспозиции приняли учащиеся Воскресной школы храма.
Конкурсное задание не ограничивало участников в выборе художественной техники и сюжета рисунков. В результате стенды прихода украсили детские работы, изображающие храмы района в акварели, гуаши, пастели. Привлекали внимание работы юных художников, которые использовали для своих картин осенние листья, желуди и веточки рябины. На листах бумаги оживали диковинные звери и птицы, собравшиеся у стен храмов.
Поделиться:
Посещение социального приюта «Планета семьи».
После молебна состоялась беседа с детьми о душе и вере, почему вера становится поддержкой и опорой в трудных жизненных обстоятельствах, как беречь и сохранять свою душу.
В завершении встречи в беседе с администрацией приюта были скорректированы планы посещения воспитанников в связи с угрозой распространения короновирусной инфекции.
Поделиться:
Знакомство с «Божьим человеком».
14 октября «Борисовцы» посетили премьеру фильма «Божий человек». Это новая работа режиссера Елены Попович о жизни Нектария Эгинского, одного из самых почитаемых греческих святых. Удивительное житие святого, оживающая на экране история жизненных испытаний святого Нектария, его труды, которыми он вдохновлял и наставлял людей, заражают верой и любовью.
Очень трогательный и искренний фильм, который заставляет сопереживать и восхищаться, смеяться и плакать.
Наш кинопоход состоялся при поддержке молодёжной организации храма Входа Господня в Иерусалим в Бирюлёве, за что мы им от всей души благодарны. Это наше первое знакомство, и первым совместным мероприятием стало приглашение на этот замечательный фильм. Уверены, что впереди нас ждёт еще много интересных событий и добрых дел! Присоединяйтесь к нашим проектам!
Поделиться:
Гости из Покрова.
10 октября храм Живоначальной Троицы в Борисове принимал гостей из храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне. Молодежный велоклуб под руководством протоиерея Сергия Мельникаса на закрытие своего летнего сезона организовал грандиозное путешествие. Маршрут велосипедистов лежал мимо Царицынских и Борисовских прудов в Коломенское, где они смогли поклониться святыням храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, посетить домик Петра I. На обратном пути мы ждали их в гости.
Мы рассказали коллегам о нашем храме, показали замечательный вид с колокольни, вместе позвонили в колокола. А главное, по душам поговорили и обсудили планы на совместную работу. К нашему общению присоединился настоятель храма Живоначальной Троицы в Борисове протоиерей Михаил Рязанцев. Встреча получилась по-настоящему теплая!
Поделиться:
Психологическая встреча «Мы и наши дети».
9 октября состоялась очередная встреча нашего психологического центра под руководством Людмилы Анатольевны Рогулевой. В этот раз она была посвящена непростой теме детско-родительских отношений. Не секрет, что от нашего искусства быть родителями, от баланса между родительской заботой и родительской властью зависит атмосфера в семье, становление личности ребенка.
С помощью психолога участники встречи смогли вместе с ребенком пройти этапы развития чувств, воли, интеллекта, отмечая, в каком возрасте особенно важны забота мамы и внимание отца. Особенный интерес у слушателей вызвала тема, как помочь ребенку противостоять негативному влиянию жизненных обстоятельств и чужому влиянию.
Людмила Анатольевна показала приемы эффективного общения с ребенком: как правильно слушать и о чем спрашивать. Что обязательно нужно рассказывать детям, и на чем нужно особенно заострять их внимание. В заключении трехчасовой встречи психолог ответила на многочисленные вопросы слушателей.
Вход на наши психологические встречи свободный и бесплатный. Следите за анонсами, присоединяйтесь к нашим занятиям!
Поделиться:
ПРИХОДСКОЙ СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ ТРЕЗВОСТИ
предлагает свою помощь семьям, где есть люди, имеющие зависимость от алкоголя, наркотиков и других греховных пристрастий. Мы помогаем и оказываем поддержку людям, ЖЕЛАЮЩИМ встать на путь трезвости, НАХОДЯЩИМСЯ в начале пути, и тем, кто уже добился значительных результатов.
«Составляй человек товарищества, чтобы истреблять страсть к пьянству».
Святитель Иоанн Златоуст
Очные встречи на территории нашего храма.
Для первичной консультации пишите в СМС или в Ватсапп (+7 9163855412) Анне.
Храм в борисове 1991
Современное здание трехпрестольного храма было построено 1902 году.
Главный престол освящён в честь Святой Троицы, боковые приделы — в честь святителя Николая Мирликийского и в честь Божией Матери «Утоли моя печали».
В годы гонений приход храма был снят с юридической регистрации, храм закрыт и передан в народное хозяйство в 1917 году. В1960 году здание храма было практически полностью разрушено.
В 1991году приход был возрожден и получил юридическую регистрацию и в этом же году приходу было передано бывшее здание храма.
С 1991 года по настоящее время в здании храма ведутся ремонтно-восстановительные работы.
Икона мученика Алексея (Зверева). Родился в 1871 году в с. Борисово. Миссионер Московского уезда, член Священного собора от Московской епархии. Мученически убит 27 августа 1918 года. Тело сожжено. Внесен в Собор Новомучеников Черниговской епархии.
На территории прихода захоронен настоятель прихода протоиерей Николай Смирнов с матушкой Агриппиной.(1913 год).
Божественная Литургия в 8-00,
Всенощное бдение в 17-00.
В воскресные дни – Божественная Литургия в 7-00 и в 10-00
17-00 Акафисты Святителю Николаю и Божией Матери поочередно.
По Двунадесятым праздникам служиться две Божественные Литургии в 7-00 и в 10-00.
| Протоиерей Михаил Григорьевич АВРАМЕНКО. Родился 18 ноября 1967 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 11 сентября 1993 года рукоположен в сан диакона. 12 февраля 1994 года рукоположен в сан пресвитера. |
| Священник Михаил Александрович РЯЗАНЦЕВ. Родился 07 февраля 1975 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 25 декабря 1997 года рукоположен в сан диакона. 22 октября 1998 года рукоположен в сан пресвитера. |
| Священник Александр Анатольевич ГОРВАТ. |
| Чтец-диакон Павел Викторович ДРАЧКОВ. Родился 10 июля 1979 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 27 сентября 2005 года рукоположен в сан диакона. |
Проезд до ст. метро «Каширская», далее на автобусе № 275 в сторону МКАД до остановки «Борисовский проезд»
Проезд до ст. метро «Домодедовская», далее на автобусе № 275 в сторону центра от остановки «»Мебель-Град» до остановки «Борисовский проезд»
Проезд до ст. метро «Красногвардейская», «Шипиловская» далее на автобусе № 711 в сторону центра до остановки «Борисовский проезд»
В приходе храма действует детская Воскресная школа
2012 © Южное Викариатство города Москвы
Храм Живоначальной Троицы в Борисове г. Москвы
Контакты
Адрес: Борисовский пр-д, д. 15, к. 4, г. Москва, 115563
Телефон: +7 (495) 393-9122
Духовенство
Настоятель:
протоиерей Михаил Рязанцев
Клир:
иерей Александр Горват
иерей Серафим Гоюк (временно)
диакон Павел Драчков
О храме
Историческая справка
Храм в селе Борисово впервые упоминается в приходных окладных книгах патриаршего приказа за 1628 г. Первый деревянный храм был посвящен Святителю и чудотворцу Николаю. В конце XVII века была построена новая, белокаменная церковь, посвященная Святой Живоначальной Троице, точная дата постройки неизвестна, в 1710 году упоминается уже действующей.
В 1839 году в селе Борисове случился серьезный пожар, храм удалось отстоять, но здание получило серьезные повреждения. После ремонта, как следует из документа тех времен: «стены [церкви] теперь пестреют, где белым камнем, где кирпичом».
В 1859-х гг. в Троицкую церковь села Борисова был назначен священник Николай Смирнов, «…С первого дня поступления моего на настоящее место, — писал он в одном из своих прошений епархиальному начальству, — положение храма Божия возбуждало во мне сожаление и опасение… Посему в 1862 году убедил я прихожан… построить новый каменный теплый храм».
Новая церковь была выстроена и освящена в 1873 г., отделка продолжалась до 1874 года. Тогда же на колокольню был поднят большой колокол. В новом храме было освящено сразу три престола: в честь Святой Живоначальной Троицы в центре, Святителя и Чудотворца Николая и во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». При храме стараниями протоиерея Николая Смирнова была организована приходская школа, впоследствии преобразованная в земское училище.
В 1917 г. делегатом от мирян Московской епархии на Поместный Собор был избран миссионер храма Живоначальной Троицы в Борисове Алексий Зверев. В 1918 году он был направлен в Пермь в составе комиссии Собора для расследования обстоятельств убийства священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского.
Храм Живоначальной Троицы в Борисове
Храм Живоначальной Троицы в Борисове запись закреплена
Храм Живоначальной Троицы в Борисове запись закреплена
Гордитесь званием женщины, гордитесь тем, что родились не мужчинами, а женщинами, ибо Господь дал вам сердце гораздо лучшее, чем сердце мужское, сердце восприимчивое ко всему святому, сердце мягкое, как воск, чувствующее правду Христову.
Не умом холодным живете вы, как мужчины, живете вы чувством сердца, ибо сердце человеческое, наряду с умом, есть орган познания. И познание сердцем выше, чем познание умом.
Святитель Лука Крымский
Храм Живоначальной Троицы в Борисове запись закреплена
4 ноября – день памяти Казанской иконы Божией Матери.
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Храм Живоначальной Троицы в Борисове
Возникновение села Борисово связано с именем царя Бориса Годунова. В конце XVI века Годунов устроил на речке Городёнке (Городне) протекавшую через дворцовую вотчину, развитый каскад прудов. Верхней пруд начинался у сельца Черная Грязь (впоследствии – Царицыно). На берегу последнего, восточного пруда и возникло поселение Борисово – хозяйственный приселок дворцового села Коломенского. Пруд сохранил древнее название «Борисовский» или «Цареборисовский». В составе дворцовых земель ( удельного ведомства) Борисово находилось до 1917г.
Как село, имеющее церковь, по сведениям исследователей Холмогоровых, Борисово впервые упоминается в приходных окладных книгах патриаршего приказа за 1628г. Это означает, что раньше здесь не было церковного места. Первый деревянный храм был освящен в честь святителя Николая. В дозорных книгах патриаршего казенного приказа 1680 г. Так же значиться церковь Николая Чудотворца в селе Борисове. Затем было построена новая, белокаменная, церковь, освященная в честь Святой Живоначальной Троицы. Точная дата ее построения не известна. Холмогоровы обнаружили документ в 1710г., где храм фигурирует, уже как построенный. Это была одноглавая церковь с четырехскатной кровлей, поднятой так высоко, что заслужила название «шатровой». Церковь имела полукруглый алтарь, а декарация фасадов была крайне скупа.
С 1710 по 1722 гг. в церкви служили священник Никита Афанасьев и его сын дьячок Дмитрий.
О жизни села и храма в продолжение XVIII –начало XIX вв. сведений не сохранились.
В процессе ремонта храм был разобран до основания и выстроен вновь. Был поставлен новый иконостас и отреставрированы иконы. 11 мая 1829 г. Троицкая церковь была заново освящена.
Следующим документом из дошедшем до нас по времени является топографическая карта Московской губернии 1838г. Где четко обозначено местоположение Троицкого погоста. Церковь стоит возле самого берега пруда, рядом расположено кладбище. Столь неудобное размещение кладбища рядом с водой, недопустимое по санитарным соображениям, заставляет предполагать, что положение это вынужденное и создалось оно в более позднее время, чем возник сам погост. Возможно церковное место на берегу реки Городни существовало еще до создания каскада прудов, либо Цареборисовский пруд не подходил изначально так близко к церкви, а уровень в прудах был поднят, в связи с строительством в Царицино. Однако неблагоприятное положение уже создалось в начале XIX века, и в последствии оно принесет не мало неприятностей.
На плане 1838 года есть планировка села. Две улицы под углом сходятся к площадке перед церковью. Главная улица, по видимому, более старая тянулась вдоль реки переходя в другую дорогу и уходила в село Беседы, а затем в село Остров, где была вотчина Годунова. Вторая улица вела в деревню Шипиловка, которая входила в приход Троицкой церкви. В 1838 году село Борисово было весьма крупным населенным пунктом, насчитывающим порядка 70 дворов. В конце 1840 года, по справочнику К. Нистрема, в Борисове было 89 дворов, в где проживало 282 души мужского пола и 408 женского.
На плане 1838 года церковная земля имела вид прямоугольника, с одной стороны граница была вдоль реки, с другой примыкала к хозяйственной улицы, где располагался крупный хозяйственный комплекс. Дом священника располагалась на южной границы усадьбы.
1839 году село Борисово горело, пострадала так же и церковь, как следует из документа с тех пор «стены ее пестреют где белым камнем, где кирпичом».
В 1859-х годах в Троицкую церковь села Борисово был назначен новый священник, отец Николай Смирнов, «… С первого дня поступления моего на настоящее место – писал он в одном из своих прошений епархиальному начальству, — положение храма Божия возбуждало во мне сожаление и опасение. Построен он из белого камня и по недостатку свода он треснул в куполе во все стороны. Скудным видом крашен иконостас, от сырости потерял свой вид, каменный пол выкрошился, тесовая крыша на притворе сделалась совершенно негодную. Ограды и колокольни нет, а колокола висят на деревянных столбах. Такое жалкое положение храма Божия не давало мне покоя, посему в 1862 году убедил я прихожан… построить новый каменный теплый храм.»
Получив от митрополита Филарета разрешение, отец Николай в 1863 году отправился в Московскую губернскую Строительную и дорожную комиссию «для освидетельствования в правильности архитектуры» «избранный нами проект», каковой после доработки был утвержден лишь год спустя. В архивном фонде Строительной и дорожной комиссии не сохранились чертежи. В сопроводительную документацию не попало и имя архитектора, автора проекта.
В резолюции Московской духовной консистории от 27 февраля 1864 года за № 1233 разрешено было «существующую каменную церковь по разбирании ее трапезы оставить в ней для отправления в ней богослужения и впредь до построения новой каменной церкви, а потом дозволить разобрать ее для употребления материала ее в состав новой колокольни». То есть участь древнего белокаменного храма была решена.
Выбранный священником и прихожанами тип храма был необычен, при всей простоте и даже примитивности своей архитектуры. Это был храм – трапезная, без архитектурно выраженного алтаря, но с колокольней. Мы не знаем намерений строителей, но можно предположить, что в дальнейшем они собирались построить с востока оббьем главного храма. Из прошения о. Николая Смирного от 1869 года ясно, что здание проектировалось без привязки к определенному месту. Лишь только в 1868 году, собрав нужную сумму денег, священник «пригласил прихожан к избранию места для нового храма». Вот тогда-то и сказалось неудобное положение погоста и близость воды. С начало сельский сход постановил «строить его у южной стены существующего храма, в 11 саженях от пруда». Заготовили материалы, разобрали на бут притвор старой церкви, «но как только пришли рабочие и принялись за работу, прихожане взволновались: указанное место по причине обмыва от воды сочли неудобным». Тогда о. Николай и «взявшийся наблюдать за строением оного» архитектор (фамилия не указана) предложили «подвинуться стройкою к дому причта». Это также показалось крестьянам опасным. На новое предложение – строить храм «на их земле» они не согласились, а «не отводя мне места под усадьбу, стали настаивать строить храм на моей усадьбе около самого моего дома, говоря, если я затеял строить церковь, то должен строить на своей усадьбе». Такое нерадение крестьян селя Борисово отчасти объяснялось тем, что из 520 приходских душ, 150 были раскольниками и участвовали в строительстве по принуждению.
Началась тяжба, закончившаяся тем, что 19 июня 1869 года «согласились все строить новый храм вблизи существующего, напротив священнического дома на пустопорожнем месте и для всех удобном месте».
Строительство шло медленно. Еще в 1862 году крестьяне общим приговором обязались собрать на построение храма по рублю серебром с каждой ревизской души, но к 1870 году «ни копейки не собрали». Не поставлялись также подводы для перевозки строительного материала.
Церковь была выстроена и освящена в 1873 году, отделка продолжалась до 1874 года. Тогда же на колокольню был поднят большой колокол.
Сохранился генеральным план села Борисова, не имеющий датировки, на котором нанесены обе церкви: старая и новая, т.е. он выполнен после 1873 года, но до слома старого храма. По сравнению с 1838 годом село значительно выросло. В нем насчитывалось 215 дворов (владельцы перечислялись поименно). Восточная улица была значительно продолжена за овраг, сильно новая юго-восточная слободка, появились домовладения за Городенкой. Церковная территория на генплане имеет четко очерченную границу, проведенную зеленой линией, что означает отсутствие каменной ограды, которая на планах обозначалась красной линией. Западной границей погоста по-прежнему оставалась береговая линия пруда. Северная граница близко подходила к реке. Изломанная восточная линия следовала вдоль сельской улицы, образуя острый северо-восточный угол и прямой юго-восточный. Обе церкви алтарями выходили прямо на сельскую улицу, вернее, на площадь, где сходились две улицы. Южная граница начиналась от первого домовладения южной улицы и упиралась в пруд. Новая церковь была поставленная южнее старой. Очень близко к новому храму, южнее его, стоял дом священника.
Старая церковь, по каким то причинам, не была тотчас разобрана, хотя в новом храме было освещено сразу три престола: Троицкий в центре, в том месте, где обычно бывает проход из трапезной в главный храм, и два боковых: старый Никольский и вновь устроенный – во имя иконы Богоматери «Утоли моя печали».
Служба в старой церкви не совершалась, но когда прихожане решили ее все таки сломать, действовала уже Императорская комиссия пол сохранению древних памятников, и причт борисовской церкви вынужден был обратиться в Московское археологическое общество для проведения экспертизы, является ли храм памятником древней архитектуры и нет ли препятствий к его разборке.
Для освидетельствования здания в 1885 году в Борисово был командирован архитектор Московского археологического общества А. П. РПопов, давший следующее заключение: «… храм своими повреждениями производит такое впечатление, что время его существования предельно не продолжительно… По моему мнению исправление вполне возможно… Троицкая церковь найдена настолько достойным примечанием памятником древней архитектуры по своеобразности типа и технических приемов и особенностей, при всей простоте своей постройки, что общество никак не может дать своего согласия на разобрание оной церкви, а напротив просит со своей стороны Епархиальное начальство изыскать средства, как на неотлагательное исправление повреждений, причиненным главным образом небрежностью исполнении переделок, так равно и на вполне возможное поддержание этой церкви на будущее время».
Приход решительно отказался ремонтировать церковь т.к. «средств к исправлению ее повреждений нет и не предвидится. Посему просят Московское археологическое общество, не найдет ли оно у себя средств к исправлению, поддержанию и сохранению старой церкви». Дело затянулось.
В « Метрике Троицкой церкви села Борисова», 1887г., о. Николай Смирнов писал о старой церкви: « … т.к. служба в ней не совершается и необходимая утварь ее вся перенесена в новую, то и стоит она теперь ненужною. А в таком виде, как дом Божий, она возбуждает к себе сострадание и сожаление».
Московское археологическое общество препятствовало сносу белокаменного храма много лет. В 1897г. Епархиальный архитектор С. Крыгин, «осмотрев сию церковь донес, что … более 14-ти лет.. богослужений не совершается, крыша ветха, рамы без стекол, по всем стенам видны в разных направлениях трещины… и весь храм по видимой ветхости в далеком будущем должен разрушаться…» Прихожане настоятельно просили церковь разобрать, на что архитектор МАО В. Гамбурцев дал, наконец, разрешение, с условием: «произвести разборку с большей внимательностью и сохранить найденные древние части – голосники, камни с надписями и прочее». 17 ноября 1897г. Вопрос о разборе борисовской церкви был решен утвердительно.
Новый храм к этому времени претерпел изменения. В 1891г. была надстроена и укреплена пристройками колокольня. Сделано это было потому, как объяснял священник в прошении, «что домы прихожан на очень низком месте между гор и садов», и хотя на колокольне имеется большой колокол весом в 300 пудов, « низкая местность и пять глав церкви настолько останавливают звук, что прихожане часто нимало не слышат его благовеста…» Желая надстроить колокольню на 10 аршин, прихожане собирались также «в поддержку ей» возвести с двух сторон пристройки.
« Эти пристройки послужат к устройству в них ризницы и для помещения прихожан, так как уже сейчас видится нужда в расширении церкви». Сохранился проект старой перестройки колокольни и пристройки двух палаток. Облик старой колокольни не зафиксирован. На чертежах показано красивое чугунное крыльцо на витых столбах. Подпись архитектора неразборчива. Дата проекта – 1980 г.
На плане храма в палатках показаны крестовые своды, но в действительности были сделаны своды Монье. Лестница на ярус звона шла вдоль скругленной стены помещения нижнего яруса. Вместо окон нижнего яруса колокольни были сделаны проходы в палатки. Первоначально палатки были изолированы от помещения храма.
Кроме этого, как писал в своем прошении в 1891г. священник, « еще настоит нужда, как прилично Святому месту с восточной стороны обнести церковь и могилы родителей невысокою оградой в 40 сажень длины на каменных столбах с решетками их обручного железа» (проект ограды не сохранился, или его вообще не было).
Работы по перестройки храма закончились в 1895г., 19 ноября состоялось освящение церкви, о чем было извещение в газете «Московские церковные ведомости». Проект надстройки колокольни не был в натуре выполнен в точности. Вместо запланированного промежуточного полуяруса был возведен полноценный второй ярус. Об этом свидетельствует фотография 1938г.
К этому же времени ( 1894-1895 гг.) относится «Дело о подтопе и отмытии церковной земли с. Борисова Московского уезда от подъема воды на плотине Цареборисовского пруда» — документ, который красочное живописует о всех неприятностях, доставляемых церкви от близости воды: « в самом селе Борисове… устроена на пруду плотина, которая держит воду столь высоко, что она систематически затопляет и подмывает… церковные земли. Вследствие сего… площадь… земли погостовой с каждой годом уменьшается… следствием того же размытия… является ежегодно возрастающее сокращение расстояния между береговой линией прудов и находящимися в селе Борисове двумя церквями, а также все увеличивающееся разрушение сельского кладбища, из могил коего прудовая вода постоянно вымывает кости покойников. В 1875г. Удельное Ведомство укрепило церковный берег на расстоянии 60-ти сажен… 4-х аршинною деревянною стеною, а в 80-х гг. стены те смыло высокою водою, а с того времени церковные земли снова стали затопляться и отмываться водами». Как выяснилось, виновником неприятностей оказался англичанин Гамсон, на земле которого находилась плотина.
Белокаменную церковь снесли в 1898г., а в 1900г. на месте древнего престола была возведена часовня. Сохранились чертежи этого самого незатейливого сооружения, представляющего собой небольшой одноглавый четверик с тремя окнами и входом с запада. Подпись архитектора под чертежами проекта отсутствует.
В 1901г. в селе, между двумя крестьянскими домами поставлен часовенный столп. Сохранились его чертежи без подписи, но с надписью: «Рисунок с натуры памятника часовни, купленного для постановки в селе Борисове Московской губернии и уезда». По какому поводу установлена часовня, не выяснено.
В том же 1901г. по проекту архитектора П. Благовещенского, в церкви было устроено в подвале калориферное отопление, в связи с чем в полу были сделаны вытяжки. Чертежи проекта сохранились. Печь была сделана под северной пристройкой к колокольне, из пристроек в храм было пробито две арки. Любопытно, что в сопровождающей проект записке церковь названа «трапезной».
В том же году, тем же архитектором был спроектирован алтарь, которого церкви так не хватало, весьма, правда, небольшой. С востока в центре к объему храма был пристроен пятигранный выступ, вынута часть восточной стены, немного расширен проем из храма в помещение под колокольней. Алтарь большого размера церковь позволить себе не могла, иначе он подошел бы к самой ограде. Среди чертежей проекта генплан, на котором нанесена ограда, очерчивающая границу погоста. В северо-восточном углу ограды находилась часовня, рядом в северном прясле были ворота, а западнее, в ограде же церковный домик – кладовая. Главные ворота располагались в восточном прясле ограды, близ юго-восточного угла. За пределами ограды с юга стоял дом священника. Как и на генплане села, на данном генплане территория погоста имеет косоугольную конфигурацию.
18 августа 1902г. новый алтарь был освящен викарным епископом Трифоном, о чем незамедлительно последовало сообщение в газете «Московские церковные ведомости». Среди выполненных работ отмечена замена деревянного пола плиточным, новая живопись на стенах, обновление церковной утвари. «Весь этот ремонт стоил не менее 13000р.»
«Все это возобновление совершилось благодаря заботам священника о. Василия Богоявленского, четыре года назад поступившего в наш приход, и церковного старосты Трофимова Немова. Последний, кроме того, что пожертвовал много из собственных средств на сие святое дело, старался расположить к тому же и своих знакомых». На освящении присутствовал ушедший на покой строитель церкви, отец Николай Смирнов. Трапеза по случаю освящения храма была приготовлена в здании земского училища. Поскольку треть борисовского прихода составляли старообрядцы, то для привлечению их к православию был назначен миссионер из местных жителей, «обратившийся из раскола» Алексей Зверев. Старообрядцы, однако, относились к проповедям доморощенного миссионера с прохладцей, о чем довольно иронично повествует старообрядческий журнал « Церковь».
В 1906г. в Борисове сформировалась Троицкая старообрядческая община, официально зарегистрированная в 1912 году. В 1915г. в селе был построен, вернее перестроен из избы, старообрядческий молитвенный дом. Сохранились проектные чертежи, подписанные архитектором Мартьяковым. Троицкая старообрядческая община приглашала для совершения треб священников Рогожского кладбища.
Троицкая церковь села Борисова имела когда-то свою летопись, к сожалению, не опубликованною и погибшую. Ее составил священник Николай Смирнов, прослуживший в храме с 1859 по 1898 гг. (умер в 1913г., похоронен под церковью). В некрологе, опубликованном в «Московских церковных ведомостях», сообщается о том, как собирал он «на храм» на московских базарах, как добивался удобного места для строительства новой церкви, как открыл в 1862г. школу грамоты у себя на дому. В 1875г. она превратилась в земскую школу, а затем – в училище. Старообрядчиский приход был бедным. Чтобы содержать семью, отец Николай развел сад, и так преуспел в садоводстве, что даже опубликовал брошюру «Краткое руководство садоводству».
Летом, в страду в селе Борисове часто совершались крестные ходы, для чего приносили чудотворные иконы Иерусалимской Богоматери из Измайловской богадельни, Николая Чудотворца из Николо-Угрешского монастыря и великомученицы Екатерины из Екатерининской пустыни.
Борисовские пруды славились рыбой. Рыбное хозяйство сохранялось вплоть до сноса села в 1980-х гг. Еще в середине XX века а селе Борисове было 470 домов.
Точное время закрытия церкви неизвестно. Сохранилась фотография 1938г., отдельные детали которой говорят о том, что храм к этому времени был уже закрыт. Главы и кресты стояли еще на месте, но колоколов уже не было. В части ограды выломаны металлические решетки, а часть северного прясла была разобрана. С севера от храма, в непосредственной близости от него была выстроена изба. Вдали с юга видно старый дом священника, а с севера, за пределами ограды стоял деревянный дом нежилого вида, возможно, училище. Фотография фиксирует момент, когда пруд был спущен.
После закрытия храм приспособили под склад зерна борисовского совхоза.
В 1960г. село Борисово вошло в состав Москвы. Исследователь М. Л. Богоявленский в это время констатировал следующее: «В настоящее время церковь стоит без крыши и колокольни, рам нет, на окнах сохранились железные решетки. Окна заложены досками и железными листами. На стенах растет трава. На двери замок. Соседние жители пользуются подвалом церкви, где похоронен ее храмосоздатель отец Николай Смирнов, как помойкой, выбрасывая туда разный мусор. Рядом с церковью брошен опрокинутый памятник из мрамора в виде гродницы с надписью.
В 1978 году совхоз был ликвидирован, а склад выведен из церкви. Начался снос села, от которого ни осталось не дома, но хорошо прослеживаются трассы главных улиц, сходящихся у церкви. Кладбище ликвидировано, не сохранилось ни единого надгробия.
В 1960г. усадьба Царицыно, а сней и весь каскад борисовских прудов был поставлен на государственную охрану. Вместе с Цареборисовским прудом поставлена на охрану и борисовская церковь, которая по ошибки названа в перечне памятников архитектуры, изданным Управлением госконтроля по охране памятников истории и культуры г. Москвы «церковью Богородицы» (охранный № 396).
Ограда и часовня прицеркви были снесены, дом священника использовался под жилье и исчез вместе с селом. На месте на месте часовни в хрущевские времена был построен сельский клуб с помпезным портиком, в котором теперь расположен спортзал и контора.
Эта организация владела и церковным зданием, в котором в 1980-х гг. размещался гараж мотоклуба. На церковной территории выстроена сторожка конторы, поставлена ограда. Территория захламлена, разрыта траншеями прокладывающихся коммуникаций. С конца 1980-х гг. здание церкви не использовалось. Со времени закрытия ни разу не проводился ремонт, кровля отсутствует, разобран свод северной пристройки к колокольне. Постоянно намокающие своды находятся в аварийном состоянии. Сильно пострадал пол. Живопись и иконостасы уничтожены».
В начале 1980 годов подвергся чистки каскад борисовских прудов. Берег около церкви укреплен бетонной конструкцией. Троицкая церковь входит в состав охранной усадьбы Царицыно, разработанной в 1978 году НИПИ Генплан г. Москвы.
В 1991г. церковь Троицы в Борисове передана Русской Православной Церкви.