храм в бронницах икона пресвятой богородицы иерусалимская
Храм святого великомученика Димитрия Солунского
Объявления
1. В храме имеется чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская», написанная в 1500(1550) году с первообраза Иерусалимской иконы, подаренной князю Владимиру при Крещении Руси. После написания сия икона пребывала в селе Бронниче(нынешний город Бронницы) в городской часовне.
В 1771 году, по преданию, в Москве одной больной девице, болезнь которой признана всеми врачами неизлечимой, в сновидении три раза являлась Пречистая Богородица, к Которой болящая обращалась с теплой молитвой об исцелении, и открыла ей, чтобы она, если хочет получить исцеление, отправилась в село Бронниче(город Бронницы) и там помолилась бы пред святой иконой «Иерусалимской» Божией Матери об исцелении. При сем эта девица увидела и самую икону, от которой она должна была получить исцеление. И действительно, болящая по приезде в город(тогда еще село), после молебна пред иконой Царицы Небесной, которая в это время находилась в городской часовни, получила исцеление. Бронницкие священнослужители и жители, увидев такое чудо, принесли святую икону в храм и на другой день, торжественно при молебне, обнесли кругом своих домов и, по молитвам Пречистой Богородицы, Господь избавил жителей от моровой язвы, которая в это время сильна была распространена в нашем отечестве и от которой умирали тысячи людей. В 1840 году был построен храм во имя иконы Божией Матери «Иерусалимская», где она и прибывала до самой революции. После революции и закрытия храма икона пропала.
После закрытия храма «Иерусалимской иконы Божией Матери» в г. Бронницы чудотворная икона была утеряна, а в 1943 году житель с. Малахова 13 летний мальчик Виктор Федосеев обнаружил эту икону, ей был закрыт выбитый оконный проем в складском помещении г. Бронницы, где хранилось зерно.
После возвращения в село Виктор рассказал прихожанам Димитриевского храма о том, чтго видел чудотворную икону, после чего прихожане в месте с Виктором отправились за иконой в г. Бронницы. Добравшись до места, прихожане стали уговаривать солдат, которые охраняли этот склад, чтобы они отдали икону. А вместо нее обещали поставить деревянный щит на место выбитого окна. После длительных переговоров солдаты согласились отдать икону, а взамен получили обещанный щит из теса, на который прихожанами были собраны не малые деньги, так как во время войны стройматериалов не хватало. С благоговением вынув икону, они положили ее на телегу и привезли на лошадке в с. Малахово и поставили ее в Димитриево-Солунском храме около правого клироса. В этом же году Священный Синод Р.П.Ц. благословил пребывание иконы в Димитрие-Солунском храме в селе Малохово.
День празднования: 10 воскресенье после Пасхи и 25 октября (н.с.).
2. Находящаяся в храме икона Божией Матери «Отрада и Утешение» имеет свое происхождение, написание и освящение на св. горе Афона и оттуда по морю и по суше доставленна в 1888 году к открытию пристроенного бокового придела в честь «Отрады и Утешения» Божией Матери при священнике Димитрие Ивановиче Малинине.
День празднования престола: 3 февраля(н.с.)
3. Кровоточивая икона св. Иоанна Крестителя.
На иконе отчётливо видны следы изтекания крови.
Икона кровоточила перед такими событиями как:
Моровая язва, Великая Отечественная Война, эпидемия чумы и т.д.
4. Икона Божией Матери «Солнечная».
5. Икона Свт. Льва Катанского, имеющюя благодатную силу от бесовских нападений.
6. Икона св. вмч. Димитрия Солунского с частицой святых мощей.
7. Икона прп. Иосифа Волоцкого с частицой святых мощей.
8. Икона свв. Оптинских старцев с частицами святых мощей всех старцев.(12 мощей)
9. Ковчег-мощевик с частицами святых мощей преподобных Киево-Печерских старцев и др.
1.прп. Моисей чудотворец, 2.прп. Вениамин затворник, 3.прп. Игнатий архм., 4.прп. Иларион схимник, 5.прп. Арсений трудолюбивый, 6.прп. Лонгин вратарь, 7.прп. Иоанн, 8.прп. Никтарий, 9.свт. Нифонт Новгородский, 10.прп. Илья Муромец, 11.прп. Сергий послушливый, 12.прп. Ануфрий молчаливый, 13.прп. Тит иеромонах. 14.прп. Мартирий диакон, 15. Евфимий схимник, 16.свмч. Владимир (Богоявленский) митр.Киевский, 17.прп. Феодор Острожский, 18.прп. Тит воин, 19.прп. Иоанн постник, 20.свмч. Кукша, 21.прп. Савва, 22.прп. Пимен постник, 23.свт. Ефрем Переяславский, 24.прп. Нестор летописец, 25.прп. Алипий иконописец, 26.прп. Нестор некнижный, 27.свт. Феофил Новгородский, 28.прп. Ахила диакон, 29.прп. Прохор чудотворец, 30.прп. Зинон постник, 31.прп. Паисий, 32.прмч. Феодор, 33.прп. Пимен многоболезненный, 34.прп. Анатолий затворник, 35.прп. Иоанн многострадальный, 36.прп. Онисифор исп., 37.прп. Силуан схимник, 38.прп. Григорий чудотворец, 39.прп. Меркурий постник, 40.св. Иулиания кн. Ольшанская, 41.прп. Ипатий целебник, 42.прп. Макарий диакон, 43.прп. Дамиан целебник, 44.прмч. Евстратий, 45.прп. Спиридон просфорник, 46.свт. Лаврентий Туровский, 47.прп. Марк гробокопатель, 48.прп. Никон иг.Печерский, 49.прп. Варлаам, 50.сщмч. Лукиан, 51.прп. Пимен постник, 52.прмч. Василий, 53.прп. Иосиф многоболезненный, 54.прп. Леонтий канонарх, 55.прп. Никодим просфорник, 56.прп. Моисей Угрин, 57.свт. Симеон Суздальский, 58.прп. Лука эконом, 59.мч. Григорий чудотворец, 60.прп. Макарий, 61.прп. Григорий иконописец, 62.прп. Павел послушливый, 63.прп. Геронтий канонарх, 64.прп. Поликарп Печерский, 65.прп. Сисой схимник, 66.прп. Захарий постник, 67.прп. Еразм, 68.прп. Никола святоша, 69.прп. Феофан постник, 70.прп. Феофил, 71.прп. Аврамий трудолюбивый, 72.мч. Иоанн младенец, 73.прп. Сильвестр чудотворец, 74.свт. Филарет (Дроздов), 75.прп. Феодор молчаливый, 76.прп. Агафон чудотворец, 77.прп. Агапит врач, 78.прп. Исаия чудотворец, 79.прмч. Анастасий диакон, 80.прп. Никон сухой, 81.прп. Лаврентий затворник.
10. Периодичски мироточивое древнее распятие.
11.Икона Божией Матери « На аспида наступиши яко льва и змия»
Георгиевский храм, село Игнатьево
наш приходской сайт
Иерусалимская икона Божией Матери.
«Старая традиция Георгиевской церкви связана с одной из самых почитаемых здесь икон – Иерусалимской иконой Божией Матери. Это список с так называемого Бронницкого образа, прославившегося многими чудесами и исцелениями. Сегодня эта икона, хотя и сохранила прежнее своё название, находится не в Бронницах, а в церкви Великомученика Димитрия Солунского в селе Малахово Раменского района.
По преданию Иерусалимская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой в год Успения Богородицы. В 453г. она была перенесена императором Львом I Великим из Иерусалима в Константинополь и помещена в храме Божией Матери, называвшемся «Питии», т.е. «Источник». Позже, при императоре Ираклии, её перенесли во Влахернскую церковь, где она находилась 300 лет. В начале X века образ был перенесён в Корсунь (Херсон), откуда её взял с собой в Киев после крещения князь Владимир. После крещения новгородцев князь послал им в дар Иерусалимскую икону, и она более 400 лет пребывала в Новгороде.
Иван Грозный, завоевав Новгород, перенёс икону в Москву, в Успенский собор Кремля. Во время нашествия французов в 1812 году Иерусалимская икона была похищена и вывезена в Париж, где находится и ныне.
Однако с неё ещё до похищения были сделаны несколько списков. Один из них и оказался в селе Бронницы.
До 1771г. Бронницкая Иерусалимская икона Божией Матери находилась не в храме, а в часовне на городской площади. По преданию в 1771г. в Москве одной девице, признанной врачами неизлечимо больной, но усердно молившейся об исцелении перед Иерусалимской иконой, приснилась эта самая икона. Во сне икона открыла страдалице, что если она хочет получить исцеление, ей следует отправляться в село Бронницы и там помолиться перед Иерусалимской иконой Божией Матери. По приезде в Бронницы, после моления перед иконой Богоматери, находящейся в часовне, девица получила исцеление. Увидев такое чудо, жители Бронниц перенесли образ в храм и положили навсегда на 10-е воскресенье по Пасхе совершать Крестный ход вокруг села. А во время бедствий проходили Крестным ходом по близлежащим селениям и домам.
В 1848г. в Московской губернии свирепствовала холера, уносившая много жизней. Не обошла она стороной и Гжельскую округу. И тогда прихожане церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Карпово, Георгиевской церкви с. Игнатьево и церкви Успения Пресвятой Богородицы в с. Гжель обращаются к Епархиальному начальству разрешить принять из Бронниц чудотворную икону Иерусалимской Божией Матери. С твёрдой верой они совершали молебны перед святым образом, перенося его по всем деревням трёх приходов. И молитва их была услышана! После молебнов холера прекратилась: больные выздоровели, и новых случаев заболевания не было.
В 1859 году Гжельскую волость постигла ещё одна беда – «сибирская язва», которая поражала и людей, и скот. И вновь люди обращаются за помощью к Царице Небесной, и вновь получают избавление от страшной напасти через Бронницкую Иерусалимскую икону Божией Матери.
Видимо, именно благодаря столь явной помощи Матушки Богородицы через ее образ сложилась традиция передачи Иерусалимской иконы из прихода в приход и шествия с ней по гжельским деревням после Светлого Воскресения. Празднование в Георгиевском приходе начиналось на следующий день после Вознесения Господня и длилось неделю. При передаче иконы из села Речиц в Георгиевский приход ее торжественно встречали крестным ходом и также торжественно через неделю провожали в соседнее село Карпово.
Кроме того, каждое лето Иерусалимскую икону шесть раз проносили мимо Георгиевской церкви при ее передаче в более отдаленные приходы, например, в Павловский Посад. Люди, сопровождавшие святыню, останавливались в храме, чтобы немного отдохнуть, а потом вновь продолжить путь. Но и тогда священник был обязан встречать крестный ход. Икону вносили в храм и служили молебен с акафистом.
Сегодня традиция сохраняется в виде крестного хода, проводимого в день празднования Иерусалимской иконы Божией Матери двумя приходами: Георгиевской церкви с. Игнатьево и церкви Вознесения Господня с. Речицы. Два крестных хода встречаются в д. Володино, где проходит водосвятный молебен с чтением акафиста, после чего все присутствующие проходят под иконами (что символизирует Покров Богоматери: Она – единственная заступница грешников) и получают традиционный хлеб с солью и святую воду.
Текст — по материалам готовящейся к печати книги И. А. Толмачевой.
Иерусалимская икона у могил декабристов
В историческом центре города Бронницы расположен красивый храмовый комплекс, состоящий из величественного пятиглавого Михаило-Архангельского собора, приземистой Иерусалимской церкви и великолепной кирпичной колокольни с «часомерьем» – часами, механизм которых был восстановлен несколько лет назад. Почитаемой святыней города издавна является Иерусалимская икона Божией Матери, празднование которой установлено в церкви 25 октября по новому стилю (12 числа по старому календарю). Так совпало, что примерно в эти же дни 19 октября был открыт знаменитый лицей в Царском Селе, который ровно двести лет назад окончил Александр Сергеевич Пушкин и его друг Иван Иванович Пущин, чей прах покоится у стены бронницкого собора.
«Роняет лес багряный свой узор» – так начинается стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «19 октября», которое поэт написал из ссылки своим друзьям-лицеистам, каждый год собиравшимся в этот день. В эти осенние октябрьские дни в Бронницах празднуется торжество местной святыни – Иерусалимской иконы Божией Матери. Икона прославилась в 1771 году во время чумы в Москве, охватившей и некоторые окрестные города. У старинного образа Богородицы из небольшой кладбищенской часовни, до этой беды не привлекавшего к себе особенного внимания, стали происходить исцеления больных. Чудеса происходили и в дальнейшем. Бронницкие священники Василий Толгский и Иоанн Добров в начале XX века записали случаи исцелений, совершавшиеся у подмосковной иконы во время эпидемий в 1848, 1864 и 1866 годах.
Почитаемые списки Иерусалимской иконы в Подмосковье есть не только в Бронницах, но и ближайших окрестностях: в селах Малахово и Речицы Раменского района, а также в Кресто-Воздвиженском женском монастыре в селе Лукино соседнего Домодедовского района. Образ Божией Матери, который по преданию был написан апостолом Лукой в Гефсимании, где жила мать Иисуса, символически соединил эту часть Подмосковья с Иерусалимом, где долгое время почитался этот святой лик древними христианами. На полях бронницкой иконы изображены апостолы в память о том, как они собрались со всех концов мира, где проповедовали учение Христа, на погребение Богородицы в Гефсимании.
В V веке из Иерусалима икона была перевезена в столицу Византийской империи – Константинополь, а в 988 году один из списков с этой святыни греки подарили князю Владимиру. В 1571 году Иван Грозный завоевывал Новгород и «пленил» древний образ из Софийского собора, который верующие отождествляли с той иконой, которую получил когда-то в дар Владимир. Иван Грозный поместил святыню в Московском Кремле, где с нее были сделаны остальные списки, среди которых и бронницкий. К сожалению, в 1812 году, когда Пушкин и Пущин еще учились в Царскосельском лицее, древний новгородско-московский прообраз был похищен французами из Кремля и бесследно пропал.
Рядом с Михаило-Архангельским собором, в котором хранится почитаемая реликвия, стоят надгробия над могилами декабристов Ивана Ивановича Пущина и Михаила Александровича Фонвизина. Еще в XIX веке декабристы, казненные или осужденные на каторгу и ссылку, воспринимались общественным мнением едва ли не как мученики, а в советские годы их почитание продолжилось уже на официальном уровне. Кстати, фамилия одно из пятерых казненных – Муравьев-Апостол – была в этом смысле говорящей.
Иван Иванович Пущин провел много лет в сибирской ссылке, но закончил свои дни в подмосковных Бронницах вблизи имения Натальи Дмитриевны Фонвизиной. Она стала его супругой на склоне лет после смерти перового супруга Михаила Александровича Фонвизина. С последним она добровольно разделила тяжесть наказания, как и многие жены декабристов, последовав за ним в Сибирь. Выступление на Сенатской площади стало возможно благодаря неразберихе на престоле, которая случилась после неожиданной смерти бездетного императора Александра I в Таганроге. По старшинству правление должен был принять брат умершего Константин Павлович, а по тайному завещанию, которое огласили не сразу – его младший брат Николай. В итоге, в течение одной недели поданные присягнули сразу двум императорам.
Наша святыня
В центре Бронниц находится храм, построенный в 1840 году и посвященный Иерусалимской иконе Божией Матери. В этом храме до сих пор хранится точный список с московской чудотворной из Успенского собора.
Полагают, что бронницкий список был сделан еще в XVI веке и до 1771 года находился не в храме, а в кладбищенской часовне. В 1771 году икона прославилась исцелением больных моровой язвой и была перенесена в храм. В память чудес жители Бронниц решили ежегодно в 10-е воскресенье по Пасхе совершать крестный ход вокруг города. Множество чудесных исцелений произошло в холерные 1848 и 1864 годы. В 1866 году холера появилась и в Подольске. Тогда объятые страхом жители Подольска обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой отпустить к ним знаменитую чудотворную московскую Иверскую икону. Однако в то время холера свирепствовала и в Москве, перед Иверской почти непрерывно служили молебны и образ возили по городу. Московский владыка благословил вместо Иверской взять известную своими чудесами Иерусалимскую икону из Бронниц. 12 августа огромная икона в двухпудовом серебряно-вызолоченном окладе была принесена в Подольск. Встречать ее вышли тысячи людей. И чудо произошло! В этот день в городе не только не было умерших, но никто даже не заболел. Холера резко пошла на спад и вскоре прекратилась. В память об этом благодарные подольчане стали ежегодно 12 августа с великим торжеством приносить из Бронниц в Подольск чудотворную икону. С нее сделали точный список и новый образ поместили в Троицкий собор Подольска.
История Бронницкого списка реконструируется по двум «Сказаниям» о ней, написанным в начале ХХ века двумя бронницкими священниками: протоиереем Василием Толгским и протоиереем Иоанном Добровым. «Сказания», опираясь на местные предания, сообщают, что Бронницкий список Иерусалимской иконы Богоматери был написан в XVI веке с древнего византийского оригинала. В 1705 году в Бронницах была построена каменная церковь Архангела Михаила, впоследствии ставшая собором, однако, по преданию, до 1771 года Бронницкая икона Богоматери находилась не в ней, а в часовне на городской площади и была всеми забыта. Однажды в Бронницы (тогда еще село) из Москвы приехала некая неизлечимо больная девица, трижды получившая от Богоматери во сне повеление приехать сюда и помолиться перед Иерусалимской иконой. После того как икона была обнаружена и перед ней был совершен молебен, девица исцелилась. А начало массового почитания Иерусалимской связано с эпидемией чумы 1771 года: когда икону с крестным ходом обнесли вокруг Бронниц, эпидемия прекратилась. В благодарность за спасение от чумы было решено ежегодно совершать крестный ход вокруг города с Иерусалимской иконой в десятое воскресенье после Пасхи.
Почитание Иерусалимской иконы распространяется по Бронницкому уезду и его окрестностям с середины XIX века, когда возникают кризисные ситуации — эпидемии холеры. Когда в одном из сел уезда начиналась эпидемия, туда приносили Иерусалимскую икону, обходили окрестности села с крестным ходом, и эпидемия прекращалась. В память об исцелениях, как правило, писался местный список Иерусалимской иконы и возникал обычай ежегодно приносить икону из Бронниц в этот приход в день произошедшего чуда. Так, после происходивших во второй половине XIX века массовых исцелений от эпидемий почитание Иерусалимской иконы постепенно распространилось по всему Бронницкому уезду и за его пределами: в Богородском, частично Подольском и Коломенском уездах. Благодаря тому, что икону в то или иное село приносили в те дни, в которые здесь происходили связанные с ней чудеса, постепенно сложилась практика регулярных крестных ходов: в теплое время года (с апреля по октябрь) Иерусалимскую икону носили по бронницким окрестностям. Маршруты этих крестных ходов были постоянными и «приход» чудотворной иконы в то или иное село становился долгожданным праздником, важнейшим событием года: ее встречали около каждого дома; если не было возможности внести ее внутрь, то молебен служился возле дома. В маленькие деревни, находящиеся в стороне от больших дорог, икону иногда не вносили, и тогда их жители сами выходили встречать икону к ближайшей деревне, куда ее приносили.
Перед Иерусалимской иконой Богоматери происходили не только массовые исцеления во время эпидемий, но и исцелялись отдельные люди. Например, возле Иерусалимской иконы Богоматери был исцелен будущий епископ Варнава (Беляев), родившийся в семье рабочего Раменской фабрики. По воспоминаниям епископа, в детстве он был тяжело болен, а в это время в село Раменское принесли чудотворную Иерусалимскую икону. Когда икону внесли в дом, спавший мальчик увидел ее во сне. Стоявшие рядом с иконой ангелы велели ему поцеловать икону. Проснувшись, мальчик почувствовал себя лучше и вскоре выздоровел. Позднее епископ вспоминал, как в детстве играл в крестный ход с Иерусалимской иконой. Известно, что возле иконы иногда исцелялись бесноватые.
В 1920-е годы крестные ходы с Иерусалимской иконой по-прежнему совершались. На их проведение требовалось разрешение властей: например, в 1926 году священник Воскресенского храма Павловского Посада получил разрешение административного отдела Моссовета принести Иерусалимскую икону из Бронниц. Однако уже в 1927 году верующим Богородска в аналогичной просьбе было отказано. Причиной отказа стал циркуляр НКВД № 96/16 от 7 марта 1927 года, запретивший выносить богослужебные предметы из храма. Скорее всего, после этого крестные ходы окончательно прекратились. Правда, по воспоминаниям местных жителей, они продолжались до середины 30-х годов и были достаточно многочисленными.
После закрытия бронницкого Архангельского собора в 1931 году и Иерусалимской церкви в 1940-м Иерусалимская икона была перенесена в храм великомученика Димитрия Солунского села Малахово.
Об этом событии известно лишь из устных источников, поэтому достаточно сложно реконструировать цельную картину: разными людьми эта история излагается в различных версиях. В почитании Иерусалимской иконы происходят значительные изменения. После прекращения крестных ходов икона, перенесенная из Бронниц в Малахово, стала для многих верующих менее доступной. В связи с этим местные списки Иерусалимской иконы приобретают самостоятельное значение, некоторые из них начинают почитаться как чудотворные, а почитание самой Бронницкой иконы забывается. Верующие приходили к спискам Иерусалимской иконы, находящимся в Никольской церкви села Малышево и Вознесенской церкви села Речицы, почитались и списки, находящиеся в церквях Архангела Михаила села Загорново и великомученика Георгия села Игнатьево. В оба праздника, посвященных Иерусалимской иконе, совершались торжественные богослужения, иногда даже с участием епископа: например, в 1967 году в Загорнове в день местного праздника Иерусалимской иконы служил митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (будущий патриарх).
По материалам:
Чистяков П.Г. «Почитание чудотворных икон в современном православии» (Бронницкий список Иерусалимской иконы Богоматери) // Религиозные практики в современной России: Сборник статей / Под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. М.: Новое издательство, 2006. С. 273-289.;
Надежда Дмитриева «О Тебе радуется!»
Бронницы. Храмовый комплекс. Cобор Михаила Архангела и церковь Иерусалимской иконы Божией Матери.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Храмовый ансамбль в Бронницах, включающий в себя три здания культового назначения. Время создания: XVIII–XIX вв. В состав входят собор Михаила Архангела, Иерусалимская церковь и колокольня. Почитаемая святыня: список Иерусалимской иконы Божьей Матери.
Дата окончания строительства главного храма соборного ансамбля в Бронницах – церкви Михаила Архангела относится к 1705 г. Храм практически без изменений во внешнем облике дошел до нашего времени. Затем в середине XVII в. в городке появляется еще один каменный храм – церковь Иоанна Милостивого. В дальнейшем церковь была разобрана, а на ее месте возведен новый храм в Бронницах – в честь почитаемой в окрестностях Иерусалимской иконы Богоматери. Тогда же появилась и колокольня.
Начало проектных работ, связанных с возведением новой церкви и колокольни, относится к 1835 г. В первую очередь они были вызваны уже обозначенными проблемами с церковью Иоанна Милостивого – несмотря на все старания жителей города, храм рушился на глазах, внешний его вид и внутреннее убранство были далеки от идеальных. Именно поэтому прихожане несколько раз обращались к Московскому и Коломенскому митрополиту Филарету с прошением разрешить внести изменения в план церковных построек в Бронницах. На суд жителей было вынесено два проекта, но идеально подошел лишь второй – в плане первого новая церковь и колокольня были слишком большими по отношению к бронницкому храму Михаила Архангела. После этого в 1840 г. начинается возведение новой церкви, впоследствии получившей имя Иерусалимской, по чертежам московского архитектора – А.М. Шестакова. Храм строился около шести лет в том числе и на пожертвования местных жителей. В связи с этим нужно упомянуть имя купца А.К. Кононова – именно ему мы обязаны роскошным внутренним оформлением церкви.
В 1849 г. началось возведение колокольни, в основе ее лежал план известного московского архитектора М.В. Бове. К ее нынешнему внешнему облику приложил руку и император Николай I – проект несколько раз изменялся в соответствии с его замечаниями и был подписан царём лишь в 1850 г. Дата завершения строительства колокольни приходится на 1853 г.
В 60-80 гг. XIX в. проходила реставрация Архангельского собора. Основную сумму денег для проведения необходимых работ по обновлению храма пожертвовал И.А. Кононов – сын купца А.К. Кононова. На это же время приходится и перепланировка Иерусалимской церкви – первоначальное пространство храма оказалось слишком тесным для многочисленных прихожан.
В 1922 г. были конфискованы многие церковные реликвии «в пользу голодающих Поволжья», затем репрессиям подверглись церковные и общественные деятели города. Гонения на верующих Бронниц достигли апогея в период закрытия храмов. В то время уже стало традицией использовать храмовые здания для других нужд. В бывшей колокольне разместились пожарные, собор Михаила Архангела занял районный архив, а в Иерусалимской церкви сначала находилось зернохранилище, в более поздний период здесь обосновалась Всесоюзная книжная палата. К началу войны в Бронницах все храмы уже были закрыты и новые тяготы жители города встретили без Божьего благословения.
В начале 90-х гг. XX в. верующие организовали инициативную группу по возвращению соборного комплекса в Бронницах местной церковной общине. 25 ноября 1990 г. в Бронницком соборе Архангела Михаила произошло первое за многие годы богослужение.
В композиционном плане Бронницкая Михаилоархангельская церковь представляет собой типичный посадский храм, достаточно популярный и распространенный среди православных построек XVII в. Высокий трехсветный четверик визуально создает резкий контраст по сравнению с низкими помещениями вытянутой в длину трапезной и трехчастной апсиды. Храм богато декорирован. Основу его внутреннего оформления составляют элементы, характерные для архитектурного стиля московского барокко. Дверные и оконные проемы украшены витиеватыми, похожими не гребешки, наличниками. Внутри храма в глаза бросается довольно яркая роспись стен и потолка, иконы украшены лепниной. В трапезной повсеместно использовались барочные картуши с целью подчеркнуть изящность панно. Особое внимание привлекает пятиярусный иконостас. Над ним работали лучшие мастера Оружейной палаты, царские иконописцы Тихон Иванович Филатьев и Кирилл Иванович Уланов.
Построенная в 60-е гг. XIX в., колокольня соборного комплекса Михаила Архангела относится сейчас к числу памятников федерального значения и является самой высокой в Подмосковье. Внешне напоминает колокольни Новодевичьего и Новопетровского монастырей.
К концу XVII столетия город Бронницы (тогда богатое село и крупный центр дворцового коннозаводства) уже имел деревянный храм, освященный Архистратигу Михаилу. В начале XVIII столетия деревянный храм обветшал, и было решено возвести новый, каменный собор. Работы по его строительству были закончены в 1705 году и в том же году освящен. Иконостас и иконы для храма были заказаны лучшим мастерам Оружейной палаты, царским мастерам-иконописцам Тихону Ивановичу Филатьеву и Кириллу Ивановичу Уланову. Оба мастера подписывали свои работы, поэтому в соборе известны две подписные иконы Тихона Филатьева: Спаса Вседержителя и Смоленская икона Божией Матери (датированные 1703 годом). Кирилл Уланов написал для собора икону Богоматери «Живоносный Источник» (1703), Владимирскую икону Божией Матери, храмовый образ Архангела Михаила (1704), а также икону свт. Иоанна Милостивого (1705).
Храм представляет собою высокий, квадратный в плане четверик, завершенный величественным пятиглавием. Алтарная апсида собора трехчастная. Такая постройка была традиционной для русской церковной архитектуры того времени. По декоративным своим элементам собор принадлежит эпохе московского барокко: внутреннее пространство богато украшено лепными украшениями – картушами (виньетками). Благолепие храма подчеркивается и высоким резным вызолоченным шестиярусным иконостасом, который являлся великолепным украшением собора; богатством же самого иконостаса были иконы, написанные кистью царских иконописцев.
Храм святого Архистратига Михаила был холодным. К середине XVIII столетия в Бронницах построили отдельную теплую церковь во имя святителя Иоанна Милостивого. Из архивных документов известно, что для проведения строительных работ при возведении этой церкви в Бронницах был устроен кирпичный завод, существующий и поныне. Историк, географ и путешественник Герард Миллер, проезжавший через Бронницы в Коломну в 1778 году, так и отмечает: «В Бронницах две церкви каменные: 1/ Михаила Архангела, 2/ Иоанна Милостивого с приделом Николая Чудотворца».
В 70-х годах XVIII столетия Москву и ее окрестности постигло страшное бедствие: холера. Наивысший пик заболевания пришелся на начало осени 1771 года, и многочисленные паломники, стекаясь со всех сторон, шли и шли в Бронницы «для богомолья» перед чудотворным образом Иерусалимской иконы Божией Матери. Это было началом сугубого почитания Иерусалимской иконы. Благодарные горожане обновили деревянную часовню, где стояла чудотворная икона (на плане города 1787 года она показана на центральной площади). С того времени ежегодно, в 10-е воскресение после Пасхи, вокруг города торжественно совершался крестный ход с чудотворной Иерусалимской иконой Божией Матери в память чудесного спасения жителей Бронниц от заразной болезни.
В 1835 году церковные ведомости писали, что здание соборного храма, колокольня и ограда «требовало починки». В прошении к святителю митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) просили разрешить им следующее: пристроить трапезную к древнему храму святого Архангела Михаила; возвести новую колокольню; разобрать пришедший в ветхость храм святителя Иоанна Милостивого с приделом во имя Николая Чудотворца и возвести на его месте новый храм. Прошение было одобрено, и московским архитектором А.С. Кутеповым вскоре был разработан проект новой трапезной церкви и колокольни. Но по размерам храма и колокольни, а также по смете этот проект не подошел бронницкому обществу. Новое прошение к митрополиту Филарету от бронницкого причта датируется 1839 годом. По новому замыслу предполагалось, «оставив холодную церковь неприкосновенною, теплую церковь вновь выстроить отдельно от холодной с прибавлением третьего придела: в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, а колокольню… построить над Святыми вратами». Проектные чертежи выполнил московский архитектор А.М. Шестаков. Строительство нового теплого храма на месте каменной Иоанновской церкви, которую разобрали до основания, началось в 1840 году. Храм строили более пяти лет, и еще год ушел на приготовление внутреннего убранства. Это великолепное убранство стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям бронницкого купца 1-й гильдии А.К. Кононова.
Главным престолом новой церкви стал престол в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, освящение которого состоялось 3 февраля 1846 года. Торжества возглавил святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. В 1847 году к освящению были подготовлены и приделы храма, которые с собором духовенства освятил протоиерей московского Архангельского собора Арсений Тяжелов.
К возведению колокольни над Святыми вратами приступили летом 1849 года. Проект колокольни выполнил московский архитектор М.И. Бове Этот первый проект претерпел большие изменения, был переделан и утвержден Императором Николаем I лишь в конце 1850 года. Строительство колокольни закончилось в 1853 г.
Во второй половине XIX века храмовый комплекс города Бронницы состоял из следующих строений: холодный соборный храм Архангела Михаила, теплая каменная трехпрестольная церковь во имя Иерусалимской иконы Божией Матери с двумя приделами – во имя святителя Иоанна Милостивого и святителя Николая Чудотворца. Соборным имуществом была и каменная часовня на городской площади, освященная в честь Иерусалимской иконы Богоматери. Приписана к собору была также кладбищенская деревянная однопрестольная Ильинская церковь. В ризницах соборных церквей хранилось много серебряных вещей высокохудожественной работы: напрестольные кресты, богослужебные сосуды, дарохранительницы, кадила. Хранились там и редкие книжные издания XVIII столетия, книги по церковной истории, а также творения святых отцов Церкви.
60–80-е годы XIX столетия были временем широкой благотворительной деятельности Ивана Алексеевича Кононова, сына А.К. Кононова. На его средства были обновлены городские соборные храмы и выстроена новая кладбищенская церковь – каменная, взамен деревянной. Особо ответственной была работа по обновлению древнего Архангельского собора: на его средства была увеличена трапезная часть, переделан и вызолочен лучшим золотом иконостас, отреставрированы иконы и вновь расписаны стены храма, картины декорированы стильной позолоченной лепниной. С южной и западной сторон храма были устроены чугунные паперти. Торжественное освящение обновленного Архангельского собора состоялось 26 сентября 1865 года.
Храм в честь иконы Иерусалимской Божией Матери к концу 1870-х годов оказался тесен и тоже претерпел большие изменения. Строительные работы здесь длились несколько лет и были закончены в 1880 году.
В 1893 году кладбищенская церковь образовала самостоятельный приход, куда были назначены священник и псаломщик. С 1894 года настоятелем Успенской церкви в Бронницах стал опытный пастырь – Павел Иванович Кедров, выпускник Московской Духовной Семинарии. В 1909 году протоиерей Павел Кедров стал духовником священно- и церковнослужителей города Бронницы. После его смерти в 1915 году настоятелем Успенской церкви стал его сын Александр, также закончивший Московскую Духовную Семинарию.
Весной 1922 года по всей России началась кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. В Бронницах изъятие ценностей из городских храмов было произведено 25–27 апреля 1922 г. В архивах сохранился Акт описи церковного имущества бронницких храмов от 10 ноября 1925 года, который был подписан местными властями и членами приходского совета («двадцаткой»), впоследствии также пострадавшими от гонений на Церковь. Среди них мы встречаем следующие имена и фамилии: П.А. Мелков, В.А. Тарасов, Е.И. Казаков, О.П. Саблина. Не пройдет и пяти лет, как они окажутся в сталинских тюрьмах и лагерях. К 1927 году относится запрещение советских властей носить чудотворный Иерусалимский образ Божией Матери по уезду. Власти ссылались при этом на циркуляр НКВД, по которому «предметы культа должны всегда находиться в храме и обслуживать только свой приход».
В ноябре 1929 года ГПУ начало расследование контрреволюционного «заговора» в Бронницах. В первую очередь по этому сфабрикованному делу был арестован священник Иоанн Успенский, исполнявший в то время обязанности настоятеля соборного храма. Он был привлечен к уголовной ответственности по статье 58-10. Был арестован и протоиерей Александр Кедров. Всего по делу проходило 33 человека. Обвинение было стандартным: «сознательная антисоветская агитация». Постановление о закрытии соборного храма в Бронницах датировано мартом 1931 года. Имущество собора, особо чтимые иконы – и прежде всего чудотворный Иерусалимский образ Божией Матери – верующие перенесли в оставшуюся действующей к тому времени кладбищенскую Успенскую церковь.
Сразу же после закрытия соборных храмов в холодной Архангельской церкви расположился Бронницкий районный архив. Теплый Иерусалимский собор был отдан сначала под зернохранилище, а позднее здесь расположилась Всесоюзная книжная палата. Колокольня была занята пожарной частью.
6 июня 1941 года, за две недели до начала Великой Отечественной войны, в Бронницах был закрыт последний храм – кладбищенская Успенская церковь. Власти собирались переоборудовать здание под культурные и производственные нужды. Вероятно, именно тогда бронницкую Святыню – Иерусалимскую икону Божией Матери – из Успенской церкви перенесли в церковь св. Димитрия Солунского в селе Малахово, где она и находится до сегодняшнего дня.
К началу войны в Бронницах не осталось ни одной действующей церкви. Такое положение сохранялось и в последующие десятилетия. Все это время церковные здания были заняты местными учреждениями. Община Архангельского собора была зарегистрирована в 1989 году, а первое богослужение – после перерыва во многие десятилетия – было совершено в 1990 году. Большой трехпрестольный Иерусалимский храм к тому времени был все еще занят Книжной палатой. Архангельский собор, только что освобожденный от районного архива, представлял собою грустное зрелище. 25 ноября 1990 года в Архангельском соборе прошла первая архиерейская служба – Божественную литургию здесь служил Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский.
Соборный комплекс в центре Бронниц сложился в XVII-XIX вв. и включает в себя три здания: собор Михаила Архангела, церковь Иерусалимской иконы Божией Матери и отдельно стояющую колокольню. Храмы закрывались в 1930-х гг., использовались в хозяйственных и архивных целях. В 1990 г. он был возвращен верующим и ныне отреставрирован. Является центром Бронницкого благочиния.
Церковь Иерусалимской иконы Божией Матери. Построена из кирпича в 1840-1845 гг по проекту архитектора А.М. Шестакова на церковную сумму и пожертвования купца 1-й гильдии Кононова вместо деревянной. Посвящение главного престола связано с хранением здесь чудотворной иконы Иерусалимской Божией Матери, прославившейся во время эпидемии холеры. Расширялась в 1876-1880 гг. Имеет боковые престолы во имя Иоанна Милостивого и Николая Чудотворца. Зимний храм комплекса. Шестистолпный храм, завершенный высоким световым купольным барабаном-ротондой, выстроен в стиле позднего классицизма. Внутри частично сохранялись росписи 1876-1880 гг. художника Розанова, поновленные в 1905 г. придворным живописцем Гурьяновым.
Колокольня. Построена в 1851-1853 гг. по проекту архитектора М.И. Бове на средства бронницкого купца 1-й гильдии Кононова. Трехъярусное, с полуярусом «часового боя» сооружение богато декорировано в традициях ранней эклектики, органически сочетая элементы классицизма, московского барокко и зодчества середины XVII в. Высотная доминанта соборного комплекса и всей городской застройки.
Соборный комплекс является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение № 1, Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176). Упомянут как » Храмовый комплекс (б. Родевицкий монастырь)» по адресу: г.Бронницы, ул. Советская, 61.
Каталог «Памятники архитектуры Московской области», т. 2. М., 1975. Справочник «Подмосковье. Монастыри Храмы Источники». М., УКИНО «Духовное преображение», 2008 г.
Кирилл Аминов. 16 марта 2015 г.
В 1930-е годы колокольня была передана Бронницкой пожарной части в качестве смотровой вышки. После передачи бронницких храмов Русской Православной церкви на колокольню вновь вернулись новые колокола, отлитые в 1992 году.
Журнал: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №206, 2016 г.