храм в чанках коломенского района московской области
Чанки. Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
Введенская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Село Чанки, или Введенский погост, было расположено в четырех верстах от города Коломны. Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в прежние времена деревянная, сгорела в 1817 г. В 1820 г. иждивением прихожан была построена новая, каменная. По народному преданию, на создание церкви первый денежный взнос в размере тысячи рублей сделал государь император Александр I. В 1848 г. Введенская церковь была украшена росписями на сюжеты Священной истории. Простояла церковь без всякого ремонта до 1883 г. и очень обветшала.
20 февраля 1883 г. в селе открылось церковно-приходское попечительство во главе с настоятелем храма священником Василием Зерновым, основанное на обязательных членских взносах и добровольных пожертвованиях. Кроме ремонтных работ по возобновлению церкви, при храме велась миссионерская и катехизаторская работа: по завершении поры основных сельских работ, с 1888 г. проводились народные собеседования. 19 июня 1916 г. освятили новосооруженные клиросные киоты с иконами Божией Матери «Скоропослушница» и великомученика Пантелеимона.
В советское время храм разорили и разрушили. Сохранились только фрагменты на стенах трапезной.
Поруганную святыню вернули верующим в 1996 г. Сейчас восстановлены притвор, алтарная и трапезная часть храма, сделана крыша, настелен пол, поставлен иконостас.
Село Чанки под Коломной и церковь Введения Пресвятой Богородицы известны с 16 века. В Писцовых книгах того времени значится: «. За Москвою рекою село Чаянка, а в нем церковь Введение Пречистые Богородицы, древяна, клетцки». Этот храм, простоявший больше двух столетий, сгорел в 1817 году. Извещая об этом Духовную консисторию, староста села Василий Артемьев и бурмистр деревень Амерево и Хорошово, принадлежавших генералу Павлу Артемьевичу Левашову, Миней Иванов, писали: «Сего 16-го марта в селе Чанках были в церкви отслужены причтом должная служба и похороны: погребли в сельце Хорошово женщину, ходил священник с причтом потом на поминовение в дом к родственникам умершей, а после, оттуда возвратясь, еще похоронили младенца. По осмотре церковным старостой, чтобы не осталось огню, вышли на улицу и заперли церковь. После этого в коротком самом времени закричали, что горит церковь. Однако, когда народ сбежался, огонь охватил уже всю церковь внутри и пламя вырывалось наружу, так что никакой возможности потушить пожар уже не было».
В 1848 году церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была украшена внутри росписями на сюжеты священной истории. Однако, к 1883 году храм обветшал. Поправить дело обычным образом, за счёт церковных сумм или богатых меценатов, не получилось. Даже, если учитывать, что приход был довольно крупный, одних мужчин в нём насчитывалось 1300 человек. Решено было с подачи священника Василия Зернова, открыть в селе церковно-приходское попечительство. 20 февраля 1883 года по окончании Божественной литургии настоятель прочитал указ об открытии попечительства, затем совершили молебен о благословении начинаемого дела. Попечительство было основано на обязательных членских взносах его участников (10 рублей ежегодно) и добровольных пожертвованиях всех желающих. Изначально было собрано 300 рублей 50 копеек.
Перед революцией было отмечено освящение и установка новых клиросных киотов с иконами Божией Матери «Скоропощница» и Великомученика Пантелеймона, которое состоялось 19 сентября 1916 года. В этот день литургию совершал настоятель Бобренева монастыря архимандрит Филарет в сослужении благочинного 6-го округа Николая Платонова, а также казначей той же обители иеромонах Герасим и новый местный священник отец Пётр Третьяков. По окончании молитвенного пения богомольцам раздали листки со сказанием о чудодейственной иконе «Скоропомощница» и житием Великомученика Пантелеймона.
С 1933 по 1935 гг. в Введенском храме с. Чанки служил священник Андрей Шершнёв (переведён в 1935 г. в с. Озерки Коломенского района, где 27 ноября 1937 года был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, которую якобы проводил в домах верующих, где совершал молебны. 8 декабря был расстрелян).
Здание церкви в с. Чанки после закрытия в 1940 году использовалось в хозяйственных целях, после чего она была варварски взорвана в 1960-х гг. В результате этого «мероприятия» осталось только изуродованное помещение трапезной. Но и этого местным богоборцам показалось недостаточно. 2 декабря 1969 года исполкомом Мособлсовета было принято решение: «Обязать исполком райгорсовета не позднее 1 июля 1970 года снести указанное строение с последующим благоустройством его территории». Введенская церковь в Чанках стояла под №3 из списка из 15 церковных зданий, подвергавшихся сносу в Московской области. Но Божья воля была сохранить храм и решение исполкома выполнено не было. Остатки трапезной части были возвращёны верующим только в 1997 году. Обезображенные части стен бывшей церкви были приспособлены прихожанами для совершения Богослужений, позже перестроены и кардинально изменены как внешне, так и внутри.
В настоящее время восстановлена трапезная часть, притвор, сделана крыша, настелен пол, поставлен иконостас, появились на окнах красивые наличники, сооружена рядом со входом нарядная деревянная колокольня. Большую помощь в восстановлении храма оказали казаки Усть-Москворецкой станицы. Освящена церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в 2002 году.
Введенский храм (Чанки)
Введенский храм построен в 1820 году стараниями прихожан, вместо деревянной, сгоревшей церкви. По народному преданию, на создание церкви первый денежный взнос в размере 1000 руб. сделал государь император Александр I.
Содержание
История [ править ]
Село Чанки и церковь Введения Пресвятой Богородицы известны с XVI столетия. В писцовых книгах того времени встречается запись: «…За Москвою рекою село Чаянка, а в нем церковь Введение Пречистые Богородицы, древяна, клетцки». Деревянная церковь, простоявшая больше двух столетий, сгорела весною 1817 г., и в том же году жители села решили строить новый каменный храм. Для этого было написано прошение управляющему Московской епархией архиепископу Августину. Помимо этого письма, прихожане обращались с просьбой об оказании помощи в сборе средств на строительство церкви к Государю императору, для чего ими также было составлено особое послание. Наконец, необходимая сумма была собрана, и к 1820 г. была построена каменная церковь. Для реконструкции и ремонта здания, а также для поддержки деятельности прихода в 1883 г. было создано попечительское общество.
Известно, что при храме имелся дом священника, библиотека, три земские школы — в самом селе и в соседних деревнях Хорошове и Амереве. В тех же деревнях находились приписанные храму часовни.
С историей церкви Введения связано имя священника Андрея Владимировича Шершнева (1869 — 1937), безвинно пострадавшего в годы гонений на Церковь.
Отец Андрей родился в селе Нижнее Маслово Зарайского уезда Рязанской губернии. Он стал священником в 1931 г., когда уже начались репрессии. Это было мужественным поступком человека, готового отдать жизнь за веру. Настоятелем чанковской церкви отец Андрей был два года — с 1933 по 1935 гг. 27 ноября 1937 г. он был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, которую якобы проводил в домах верующих, где совершал молебны. 8 декабря того же года отец Андрей был расстрелян.
Здание церкви и колокольня были взорваны в 1960 г. Руины простояли безжизненными до 90-х гг., когда храм вернули верующим.
В настоящее время милостью Божией восстановлена трапезная часть, притвор, сделана крыша, настелен пол, поставлен иконостас, ведутся богослужения. Большую помощь в восстановлении храма оказывают казаки Усть-Москворецкой станицы.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская обл., Коломенский район, с. Чанки. Введенский храм.
Введенский храм с. Чанки
Телефон:
+7 910 441-87-56
Село Чанки и церковь Введения Пресвятой Богородицы известны с XVI столетия. В писцовых книгах того времени встречается запись: «…За Москвою рекою село Чаянка, а в нём церковь Введение Пречистые Богородицы, древяна, клетцки». Деревянная церковь вместе со всею утварью и документами, хранившимися в ризнице, сгорела весной 1817 года. В том же году было написано прошение управляющему Московской Епархией архиепископу Августину о строительстве каменного храма.
Усилиями сельского старосты Василия Артемьева и бурмистра деревень Амерево и Хорошово, принадлежавших генералу Павлу Артемьевичу Левашову, Миняя Иванова начался сбор средств на строительство нового храма. Примечательно, что 1000 рублей пожертвовал император Александр I. К 10 марта 1819 г. было собрано 3504 рубля 69 копеек. Все эти деньги употребили на строительство церкви с прибавлением «довольно значительной суммы от прихожан, кроме исполнения работ и материалов». К этому времени строительство уже значительно продвинулось: стены алтаря и трапезной были доведены до верхних окон. Уже осенью следующего года храм был отстроен полностью.
При церкви сохранилась каменная колокольня старой постройки, уцелевшая во время пожара. На ней помещены были пять новеньких колоколов: в 55 пудов, 25, 6, 3 и в пуд весом. Вскоре в ноябре 1820 г. из ризницы Чудова монастыря для чанковского храма был выдан священный антиминс. Потом храм освятили, и в нём начались регулярные службы. Здесь велась активная миссионерская и катехизаторская работа. При храме устроили школу для взрослых, которая имела свою программу: читали поучения, рассказы о Священной истории и объясняли смысл церковных богослужений.
К началу Первой мировой войны стараниями попечителей и прихожан церковь была обновлена, поставлен новый иконостас, приобретены хоругви и перелиты новые колокола.
В Советские годы храм закрыли. Случилось это 1940 году, а в 1960-е годы здание и колокольня были взорваны. Ещё спустя несколько лет Исполком Мособлсовета постановил разрушить уцелевшие части храма, но распоряжение не было выполнено. В 1997 году церковные руины были переданы в пользование верующим. Уцелевшую трапезную часть перестроили в церковь, которую освятили в 2002 году. В настоящее время восстановлена трапезная часть, притвор, сделана крыша, настелен пол, поставлен иконостас, ведутся богослужения. Большую помощь в восстановлении храма оказывают казаки Усть-Москворецкой станицы.
СЧанки
Храмы Московской области
Церковь Введения во храм Божией Матери
Село Чанки (или, как его называли в старину, Чаянка) получило название, вероятно, от р. Чаянки. В писцовых книгах XVI в. записано: «В Большом же стану вотчина владыки коломенского. за Москвою рекою село Чаянка, а в нём церковь Введение Пречистые Богородицы, древяна, клецки» Во владении коломенских епископов село оставалось до 1764 г., до секуляризации монастырских и архиерейских населённых вотчин. Село стало казённым. Издавна стоявшая здесь деревянная церковь сгорела весною 1817 г.
В с. Чанках пожар уничтожил деревянную церковь Введения Пресвятой Богородицы вместе со всей церковной утварью и документами, хранившимися в ризнице. Осталась только каменная колокольня, стоявшая отдельно от деревянной церкви.
Крестьяне решили строить новый каменный храм. 2 апреля 1817 г. они написали прошение управляющему Московской митрополией высокопреосвященнейшему Августину, архиепископу Дмитровскому, предоставив план новой церкви: «Просим вновь нам каменную церковь в селе Чанках на месте сгоревшей, по означенному плану построить дозволить, а при том приказать дать нам книгу для сбору на построение новой церкви, потому как все церковные суммы сгорели вместе с церковью».
Прошение от имени всего прихода было подано церковным старостой Василием Тимофеевым, крестьянином с. Чанок, мирским старостой Василием Артемьевым и представителями крепостных помещика Левашова, бурмистром Миняем Ивановым и старостами сельца Хорошова и д. Амеревой Денисом Перфильевым и Миняем Лукьяновым. Практически все руководители крестьянской общины, как помещичьи, так и казённые, были неграмотны. Во всех документах, требовавших подписи, указывалось, что за них кто-либо из грамотных односельчан «руку приложил».
В архивном деле сохранилось описание прихода церкви с. Чанок того времени, в справке из Московской Духовной консистории перед этим в последний раз сведения подавались в 1813 г. В нём было указано: «Приходских дворов 230, в том числе и священноцерковнослужительских 4 двора, в тех дворах мужеска пола 356, женска пола 337. Оный приход генерала Павла Артемьевича Левашова и экономического ведомства».
Прошение было рассмотрено и 30 апреля от архиепископа Дмитровского Августина дана была им храмоздательная грамота: «Божией Милостию! Просили нас, Коломенской округи Парфеньевской волости, села Чанок, церкви Введения Пресвятой Богородицы прихожане, о дозволении им, вместо сгоревшей, минувшего марта 1-го числа, в показанном селе Чанках, деревянной церкви, построить вновь каменную, в том наименовании, на предназначенном месте, своим коштом. Как по учиненой в Московской Духовной Консистории справке препятствия тому не оказалось, то сего ради и благословили мы приходским людям построить в означенном селе Чанках, вместо сгоревшей, новую церковь Введения Пресвятой Богородицы, каменным зданием, алтарём на восток, по подобию прочих святых церквей, доброй и благопристойной архитектурою, по апробированному нами плану. Престол поставить в указанную меру: в вышину аршина и шести вершков и со доскою, также и жертвенника, а шириною и длинною, по мере алтаря. И по построении убрать церковь святыми иконами и прочим церковным благолепием. А когда построена и всем приличествующим удовольствована будет, тогда просить нас и о освящении оной. С приобщением именного реестра церковной утвари, яко то: ризнице; сосудам и прочему к отправлению священнослужения принадлежащим вещам, о чем им, приходским людям сия наша архиерейская грамота храмоздательная в царствующем граде Москве дана апреля 30 дня 1817 года».
Наконец в 1883 г., 20 февраля, открылось приходское попечительство для исправления храма. За 10 лет собрали 4500 рублей.
В 1882 г. к церкви с. Чанки переведён священник Василий Петрович Зернов (род. 1839 г.). Он родился в Москве, был сыном служащего в ведомстве Московской Синодальной типографии, в 1862 г. окончил Вифанскую семинарию по 2-му разряду.
В 1864 г. произведён во диакона к Ильинской церкви с. Васильевское-Скурыгино Подольского уезда (ныне в Чеховском районе).
В 1870 г. рукоположен во священника к Благовещенской церкви с. Бибирево Московского уезда (ныне в границах Москвы).
В 1882 г. переведён в с. Чанки.
С 1888 г. вёл воскресные и праздничные собеседования в своём приходе. У о. Василия и его жены Марии Степановны было пятеро детей: Сергей (учитель в Старо-Голутвинской монастырской церковно-приходской школе), Дмитрий, Елизавета, Степан, Любовь.
Церкви принадлежали деревянная сторожка и сарай.
С 1914 г. церковным старостой был избран крестьянин Фёдор Андреевич Самойлин (в 1916 г. ему был 61 год).
В 1913 г. к Введенской церкви с. Чанок был рукоположен во священника Пётр Степанович Третьяков (в 1916 г. ему было 35 лет), сын священника. Он окончил Дровнинскую Духовно-учительскую семинарию в Гжатском уезде Смоленской губернии (ныне в Можайском районе Московской области).
В 1900 г. назначен учителем церковноприходской школы с. Иславского Звенигородского уезда.
В 1902 г. переведён в Аббакумовскую второклассную школу Верейского уезда. Прослушал курсы для учителей второклассных школ при Харьковской семинарии (в 1902 г.).
В 1902 г. переведён в Чашниковскую образцовую школу Московского уезда, с того же времени состоял учителем пения и регентом в Чашниковской второклассной школе, в которой в 1904 г. назначен учителем, а в 1906 г., временно, исполняющим обязанности заведующего, в 1907 г. старшим учителем.
В 1911 г. награждён серебряной медалью на Александровской ленте с надписью «За усердие» по народному образованию.
В 1915 г. в праздник Воздвижения Честного Креста Господня был освящён обновлённый Введенский храм с. Чанки. Литургию в этот день совершал настоятель Бобренёвского монастыря игумен Филарет, в сослужении благочинного 6-го округа о. Н.С. Платонова, настоятеля храма с. Чанок о. Петра Третьякова, местного диакона Е. Друганова и иеродиакона Бобренёвского монастыря Игнатия. В доме о. Петра церковному старосте чанковского храма Ф.А. Самойлину прихожане в знак расположения и признательности поднесли образ Спасителя.
В 1916 г. о. Пётр Третьяков награждён благословением Святейшего Синода с грамотой. У о. Петра и его жены Александры Павловны было трое детей: Константин, Галина и Евгений. Отцу Петру сослужили диакон Евгений Алексеевич Друганов (28 лет), псаломщик Владимир Васильевич Рождественский (25 лет).
С 1933 по 1935 г. в Введенском храме с. Чанки служил священник Андрей Владимирович Шершнев (1869-1937).
Он родился в с. Нижнее Маслово Зарайского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина. В 1882 г. уехал в Петербург, где работал половым в трактире, заочно обучался в учительской семинарии и занимался самообразованием.
В 1890 г. уехал в Киевскую губернию, и был принят на работу учителем в школу грамотности.
В 1898 г. вернулся на родину и до 1921 г. преподавал в школах.
В 1920 г. он заболел, жил на иждивении сына в с. Пронюхлово (Зарайский район). В храме села он одно время, как любитель пения, исполнял обязанности псаломщика.
В 1931 г. Андрей Владимирович Шершнев был рукоположен во священника к Благовещенскому храму с. Степановское Бронницкого района Московской области.
В 1932 г. переведён в Троицкую церковь с. Озерок Коломенского района, в 1933 г. в храм с. Чанки, в 1935 г. снова в с. Озерки. 27 ноября 1937 г. о. Андрей был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, которую якобы проводил в домах верующих, где совершал молебны. 8 декабря того же года о. Андрей расстрелян.
Здание церкви с. Чанки и колокольня взорваны в 1960-х гг., осталось только помещение трапезной. Но и уцелевшей части храма грозило уничтожение. 2 декабря 1969 г. исполкомом Мособлсовета было принято решение: «Обязать исполкомы райгорсоветов не позднее 1 июля 1970 г. снести указанные сооружения с последующим благоустройством их территорий».
Далее в списке из 15 церковных зданий под № 3 стояла «церковь в с. Чанки Коломенского района. Но Божья воля была сохранить храм, и решение исполкома не выполнили.
Храм был возвращён верующим, сохранившаяся его часть была приспособлена для совершения богослужений.
На половине пути из Чанок в Парфентьево стоит д. Амерево. В д. Амерево Парфентьевской волости, в 1916 г. была построена большая каменная часовня, разрушенная в советское время.
Храм Введения Пресвятой Богородицы во храм в Чанках (Чанки)
Село Чанки, или Введенский погост, было расположено в четырех верстах от города Коломны, за Москвой-рекой.
Деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы сгорела в 1817 г. В 1820 г. иждивением прихожан была построена новая, каменная. По народному преданию, на ее создание первый денежный взнос в размере тысячи рублей сделал государь император Александр I. В 1848 г. Введенская церковь была украшена росписями на сюжеты Священной истории. С того времени простояла церковь без всякого ремонта до 1883 г. и очень обветшала. 20 февраля 1883 г. в селе открылось церковноприходское попечительство во главе с настоятелем храма священником Василием Зерновым, основанное на обязательных членских взносах и добровольных пожертвованиях. Кроме ремонтных работ по возобновлению церкви, при храме велась миссионерская и катехизаторская работа: по завершении поры основных сельских работ,
с 1888 г. проводились народные собеседования. 19 июня 1916 г. освятили новосооруженные клиросные киоты с иконами Божией Матери «Скоропослушница» и великомученика Пантелеимона.
В советское время храм разорили и разрушили. Сохранились только фрагменты трех стен трапезной части.
Поруганную святыню вернули верующим в 1996 г. Сейчас восстановлены притвор, алтарная и трапезная части храма, сделана крыша, настелен пол, поставлен иконостас.